Научная статья на тему '"КИНОАТЛАС СССР": "ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ" ВИКТОРА СЫТИНА*'

"КИНОАТЛАС СССР": "ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ" ВИКТОРА СЫТИНА* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ КИНО / "КИНОАТЛАС СССР" / ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ / ВИКТОР СЫТИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головнёв Иван Андреевич

В 1920-1930-х гг. в СССР сформировалось самобытное направление этногеографического кино, выразившееся в палитре методологических подходов, творческих стилей, эффективных приемов взаимодействия ученых и кинематографистов. Статья фокусируется на ярком эпизоде из истории визуальной антропологии - теоретических и практических работах В.А. Сытина - ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в СССР на рубеже 1920-1930-х гг. Источниками для исследования, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, стали исторические свидетельства, отображающие участие В.А. Сытина в разработке крупного государственного проекта «Киноатлас СССР» в целом и в создании его серии о Туруханском крае в частности - текстовые и визуальные документы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства и Российского государственного архива кинофотодокументов, а также не представленные в научном обороте тематические статьи ученого в советской периодической печати. Обращается внимание на особенности научно-творческих поисков В.А. Сытина, заключавшиеся в использовании кинематографа как ресурса популяризации краеведческих исследований - средства, позволяющего зрителю совершить познавательную киноэкспедициию в удаленную географическую локацию. Практические инициативы В.А. Сытина по проведению совместных исследовательско-кинематографических экспедиций и внедрение созданных фильмов в образовательные программы являлись новаторскими для своего времени и остаются актуальными для применения в современных гуманитарных практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA-ATLAS OF THE USSR: “TURUKHANSK REGION” BY VIKTOR SYTIN*

In the 1920s-1930s in the USSR, an original direction of ethno-geographic cinema was formed, expressed in a palette of methodological approaches, creative styles, and effective methods of interaction between scientists and filmmakers. The article focuses on a bright episode from the history of visual anthropology - the theoretical and practical works of Viktor Sytin - a scientist, writer, head of the film section of the Society for the Study of the Urals, Siberia and the Far East, associated with the development of ethnogeographic cinema in the USSR at the turn of the 1920s-1930s. The sources for the study, many of which are introduced into scientific circulation for the first time, were historical evidence reflecting the participation of V.A. Sytin in the development of the major state project “The Cinema Atlas of the USSR” in general and in the creation of his series about the Turukhansk region in particular - text and visual documents from the funds of the Russian State Archive of Literature and Art and the Russian State Archive of Film and Photo Documents, as well as thematic articles of the scientist not presented in scientific circulation in the Soviet periodical press. Attention is drawn to the features of the scientific and creative searches of V.A. Sytin, consisting in the use of cinema as a resource for popularizing local history research - a means that allows the viewer to make an educational film expedition to a remote geographical location. Practical initiatives of V.A. Sytin on conducting joint research and cinematographic expeditions and introducing the created films into educational programs were innovative for their time and remain relevant for use in modern humanitarian practices.

Текст научной работы на тему «"КИНОАТЛАС СССР": "ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ" ВИКТОРА СЫТИНА*»

И.А. Головнёв* «КИНОАТЛАС СССР»:

«ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ» ВИКТОРА СЫТИНА**

doi:10.31518/2618-9100-2022-5-4 Выходные данные для цитирования:

УДК 791.43(571.5) Головнёв И.А. «Киноатлас СССР»: «Туруханский край» Виктора Сытина //

Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 50-63. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKUEJER-2022-5-04.pdf

I.A. Golovnev* CINEMA-ATLAS OF THE USSR:

"TURUKHANSK REGION" BY VIKTOR SYTIN**

doi:10.31518/2618-9100-2022-5-4 How to cite:

Golovnev I.A "Cinema-Atlas of the USSR": "Turukhansk Region" by Viktor Sytin // Historical Courier, 2022, No. 5 (25), pp. 50-63. [Available online: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-5-04.pdf]

Abstract. In the 1920s-1930s in the USSR, an original direction of ethno-geographic cinema was formed, expressed in a palette of methodological approaches, creative styles, and effective methods of interaction between scientists and filmmakers. The article focuses on a bright episode from the history of visual anthropology - the theoretical and practical works of Viktor Sytin - a scientist, writer, head of the film section of the Society for the Study of the Urals, Siberia and the Far East, associated with the development of ethnogeographic cinema in the USSR at the turn of the 1920s-1930s. The sources for the study, many of which are introduced into scientific circulation for the first time, were historical evidence reflecting the participation of V.A. Sytin in the development of the major state project "The Cinema Atlas of the USSR" in general and in the creation of his series about the Turukhansk region in particular - text and visual documents from the funds of the Russian State Archive of Literature and Art and the Russian State Archive of Film and Photo Documents, as well as thematic articles of the scientist not presented in scientific circulation in the Soviet periodical press. Attention is drawn to the features of the scientific and creative searches of V.A. Sytin, consisting in the use of cinema as a resource for popularizing local history research - a means that allows the viewer to make an educational film expedition to a remote geographical location. Practical initiatives of V.A. Sytin on conducting joint research and cinematographic expeditions and introducing the created films into educational programs were innovative for their time and remain relevant for use in modern humanitarian practices.

Keywords: Visual Anthropology, History of Cinema, "Cinema-

Atlas of the USSR", Viktor Sytin.

The article has been received by the editor on 19.07.2022.

Full text of the article in Russian and references in English are

available below.

Аннотация. В 1920-1930-х гг. в СССР сформировалось самобытное направление этногеографического кино, выразившееся в палитре методологических подходов, творческих стилей, эффективных приемов взаимодействия ученых и кинемато-

* Иван Андреевич Головнёв, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected] Ivan Andreevich Golovnev, Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]

** Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/project/21-18-00518/). The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation (RNF) No. 21-18-00518 "Cinema Atlas of the USSR: The Experience of Positioning a Multinational State" (https://rscf.ru/project/21-18-00518/).

графистов. Статья фокусируется на ярком эпизоде из истории визуальной антропологии -теоретических и практических работах В.А. Сытина - ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этно-географического кино в СССР на рубеже 1920-1930-х гг. Источниками для исследования, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, стали исторические свидетельства, отображающие участие В.А. Сытина в разработке крупного государственного проекта «Киноатлас СССР» в целом и в создании его серии о Туруханском крае в частности - текстовые и визуальные документы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства и Российского государственного архива кинофотодокументов, а также не представленные в научном обороте тематические статьи ученого в советской периодической печати. Обращается внимание на особенности научно-творческих поисков В.А. Сытина, заключавшиеся в использовании кинематографа как ресурса популяризации краеведческих исследований - средства, позволяющего зрителю совершить познавательную киноэкспеди-циию в удаленную географическую локацию. Практические инициативы В.А. Сытина по проведению совместных исследовательско-кинематографических экспедиций и внедрение созданных фильмов в образовательные программы являлись новаторскими для своего времени и остаются актуальными для применения в современных гуманитарных практиках.

Ключевые слова: визуальная антропология, история кино,

«Киноатлас СССР», Туруханский край, Виктор Сытин.

Статья поступила в редакцию 19.07.2022 г.

История кинопроекта. Этногеографическое кино в России имеет более чем вековую историю - его рождение тесным образом связано с экспедициями по освоению регионов страны, а развитие происходило под влиянием целого спектра факторов: политических, экономических, научных, культурных и т.д. Идея создания многосерийного «краеведческого» киноальманаха имела хождение еще в дореволюционное время, но ее воплощение сковывалось скептическими соображениями руководства частных студий относительно коммерческих перспектив проекта, требовавшего крупных финансовых вложений на длительный срок1. Примеры же производства и популяризации отдельных экспедиционных кинолент, прежде всего в формате кинозарисовок туристического характера, вполне эффективно выглядели с коммерческой точки зрения - как выгодный товар для реализации в российском и зарубежном прокате, ведь для многих зрителей экран кинотеатра действительно являлся эксклюзивной возможностью совершить виртуальное путешествие по «шестой части мира». В тот же период появились и первые прецеденты использования визуальных технологий учеными в научно-исследовательских целях2. Однако проект «Киноатлас СССР»3 в том виде, в каком он получил развитие в 1920-1930-х гг., - продукт исключительно советских реалий. Национализация кинопромышленности, объединение разрозненных производственных ресурсов вокруг нескольких базовых киноорганизаций, переход на плановую экономику, а также межведомственное объединение усилий специалистов различных сфер деятельности - вот сумма факторов, определившая запуск советского «Киноатласа» как идеологической госпрограммы для применения на культурном фронте социалистического строительства4.

В первой половине 1920-х гг., несмотря на радикальные изменения политического и общественного строя, этногеографические киноработы продолжали создаваться кинемато-

1 Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2005.

2 Головнёв И.А., Головнёва Е.В. Образы Дальнего Востока в визуальных документах рубежа Х1Х-ХХ вв. СПб., 2021.

3 В различных источниках название проекта варьирует: «Киноатлас СССР», «Кино-Атлас СССР» и т.п.

4 Головнёв И.А. Киноатлас СССР: история проекта // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 12-24.

графистами без привлечения научных консультантов, сохраняя развлекательную направлен-ность5. Характерной иллюстрацией этого является и первый известный перечень фильмов (созданных до 1928 г.) проектируемого «Киноатласа» из архива Центрального бюро краеведения: «Хочешь знать свою страну - будь туристом. По военно-сухумской дороге», «Иностранные туристы в Стране Советов», «Киноочерк туриста», «Путевые засъемки туриста по маршруту от Нальчика до Батума через Сванетию», «Горный туризм», «Тринадцатидневный поход туристов по Карелии», «Путевые заметки туристов на паруснике по маршруту Нижний - Астрахань» и т.п.6 Дополнительно отметим, что первоначально планировалась не съемка, а составление визуального «Атласа» как сборника уже снятых к тому моменту фильмов, для подбора которых был создан специальный редакционный совет.

Но уже во второй половине 1920-х гг. в общественных дискуссиях стал набирать все больший вес аргумент о необходимости углубления специализации этногеографического кинематографа как научно-популярного и, соответственно, о реорганизации его производства на основе паритетного взаимодействия профессионалов науки и кинематографа. Инициаторами этих процессов из среды ученых выступали такие видные исследователи, как

B.Г. Богораз, Л.Л. Капица, Б.М. Соколов, Н.Ф. Яковлев и др.7 И одним из деятельных акторов теоретических и практических опытов в этом направлении, включая последующее проектирование «Киноатласа СССР», стал молодой сотрудник Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока Виктор Александрович Сытин (1907-1991) (рис. 1).

Краеведение и кино. В 1927 г., в преамбуле к своей статье «Краеведение и кино», опубликованной на страницах влиятельного в тот период журнала, редактируемого академиком С.Ф. Ольденбургом, «Известия Центрального бюро краеведения», В.А. Сытин отмечал: «Научно-популярное кино дает очень много на фронте культурного строительства. Но ценность метода кино не исчерпывается только тем, что с его помощью легко вести популяризацию - кино, вне всякого сомнения, может дать очень много при ведении научно-исследовательской работы»8. Проводя параллели между задачами советского кино и краеведения, он подвергал критике отсутствие совместных научно-творческих проектов в СССР: «Краеведение, по своему существу, есть движение с задачами как исследовательскими, так и культурно-просветительными. Поэтому оно должно особенно широко использовать киносъемочный и демонстрационный аппараты. До сих пор краеведные организации были очень далеки от кино»9. И далее он сетовал на то, что даже имевшие место на тот момент немногочисленные киносъемки этногеографического характера в большинстве случаев производились без научной консультации. Потому следом в статье В.А. Сытин ставил вопрос о необходимости системного объединения усилий специалистов кино и краеведения, предлагая формулу создания специализированных киноцентров в структурах научно- Рис■ 1■ Виктор Александрович Сьт/ш

5 Магидов В.М. Киноатлас СССР: История создания серии фильмов по визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. М., 2008. С. 136-141.

6 Коробков Н. Киноатлас СССР // Советское краеведение. 1933. № 2. С. 19.

7 Головнёв И.А. Кино и этнография: концепция Николая Яковлева // Этнографическое обозрение. 2022. № 1.

C. 213-230.

8 Сытин В.А. Краеведение и кино // Известия Центрального Бюро Краеведения. 1927. № 9. С. 303.

9 Там же. С. 304.

исследовательских учреждений. А в финале статьи он заявлял, что «при ЦБК необходимо иметь консультационную киносекцию; таковые, конечно, возможно создать и при всех крае-ведных центрах»10. Отметим, что подобные заявления звучали в этот период в советской прессе многократно и не оставались «на бумаге» - при многих кинофабриках появлялись научно-консультационные отделы, а при Центральном бюро краеведения действительно создали киносекцию, специалистам которой впоследствии и поручили разработку межведомственного проекта «Киноатлас СССР».

Большой советский кинопроект. В годовщину 10-летия Октября в СССР актуализировался запрос власти на воплощение образов революции в «крупных формах» - первый круглый юбилей правления требовал от партии большевиков, с одной стороны, убедительной отчетности за пройденный период, с другой - громких перспективных проектов. В кинематографе, ставшем в это время авангардной отраслью по реализации культурной революции в стране, таковым стал «Киноатлас СССР».

Ответственность за реализацию проекта первоначально возложили на Общество изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, куда входили видные общественные и научные деятели - В.Г. Богораз, В.Д. Виленский-Сибиряков, Л.Я. Штернберг и др. В рабочее бюро проекта были также включены представители ведущих киноорганизаций СССР (М.В. Налётный, Б.С. Перес), Наркомата просвещения (А.С. Рождественский), Государственной академии искусствознания (Г.М. Болтянский, Н.М. Иезуитов, Н.Д. Телешов), Госплана СССР (М.М. Паушкин) и др. На стартовом заседании этой межведомственной комиссии с тезисами о «Киноатласе» выступил руководитель киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока В.А. Сытин.

Тезисы В.А. Сытина. В фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) сохранились протоколы обсуждений проекта «Киноатлас СССР» на рубеже 1920-1930-х гг. И одним из первых таких документов являются тезисы, подготовленные В.А. Сытиным в порядке постановки вопроса о создании советского киноальманаха11:

«"КИНО-АТЛАС" - есть дело величайшей культурной важности. В особенности приобретает значение это дело в эпоху КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

КИНО-АТЛАС также имеет громадное научное значение (живая летопись).

Организацию Кино-Атласа реально надо мыслить в виде междуведомственного объединения, комитета и т.п. при одной из крупных государственных единиц (Совкино).

Целеустановкой такого междуведомственного объединения или комитета надо считать: СОСТАВЛЕНИЕ ПОЛНОГО КИНО-АТЛАСА СССР ПО РАЗНЫМ РАЗРЕЗАМ И ПЛАНАМ (напр., - педагогическ., науч.-краеведч., революц., историч. и т.д.), причем работа его может быть построена по следующей схеме:

1) В учете всех имеющихся и заснятых материалов во всех кино-центрах и др. учреждениях.

2) В составлении после проведения этой работы ПЛАНА засъемки СССР.

3) В учете производственных возможностей всех кино-центров (в отношении намечаемых ими засъемок тех или иных районов) и согласование таковых с общим планом засъемки Союза.

4) В производстве коррективных и дополнительных засъемок»12.

По итогам обсуждения доклада В.А. Сытина была вынесена следующая резолюция: «Признать желательным скорейшее проведение в жизнь предложение о составлении киноатласа СССР, отражающего пейзаж, природу и быт населения, производство, памятники искусства и старины всех районов Союза; в организации этого дела должны принять участие компетентные научные учреждения: ЦБК, Географическое общество и Центральный

10 Сытин В.А. Краеведение и кино... С. 305.

11 Архивные тексты в статье публикуются с сохранением стилистических, пунктуационных и орфографических нюансов оригиналов документов.

12 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 645. Оп. 1. Д. 356. Л. 105.

географический музей; вопрос должен быть также согласован с решениями всесоюзного

13

парт-совещания» .

Письмо с вышеприведенными тезисами В.А. Сытина на бланке Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока было разослано в День кино, 15 августа 1928 г., в различные организации Союза с целью развития междуведомственной координации работ по проекту. И, по данным В.А. Сытина, на эту инициативу получено «несколько десятков положительных ответов - и ни одного отрицательного (напр., от Центрального бюро краеведения, Комитета Севера, ЦК Железнодорожников, ЦК Горняков, Центрального дома крестьянина, Межрабпомфильма, Киносибири, Госкинопрома Грузии и т.д.)»14.

На основании подготовленных редакционным советом «Киноатласа» списков была даже открыта пробная подписка на собранную киносерию - на манер подписки на тома энциклопедий. К слову, в дополненном содержании «Атласа» (фильмы 1928-1929 гг.) большинство составляли уже не туристические, но научно-популярные, экспедиционные, экономико-географические ленты. Из них две картины отмечались как эталонные: «Лесные люди» (режиссер А.А. Литвинов, научный консультант В.К. Арсеньев) и «Крыша мира» (режиссер В.А. Ерофеев, научный консультант М.С. Андреев), а сам В.А. Ерофеев вошел в состав бюро разработчиков проекта. Характерно, что существенное число из киноработ этого списка уже было сделано при участии научных консультантов: «В Брянском Полесье» (И.П. Копалин - Б.М. Соколов), «Ворота Кавказа» (Н.А. Лебедев - Х.Д. Ошаев), «В краю лесов, озер и порожистых рек» (Н.А. Воротилов - Л.Л. Капица), «Подножие смерти» (В.А. Шнейдеров - О.Ю. Шмидт) и др.15 В.А. Сытин в этот период также принял участие в создании одной из серий для «Киноатласа» в Туруханском крае в качестве научного консультанта - данный опыт позволяет детальнее рассмотреть особенности реализации теоретических положений проекта на практике.

«Туруханский край». В своей статье в газете «Кино и культура» 1929 г. В.А. Сытин приводит описание фильма «Туруханский край» именно в качестве серии «Киноатласа СССР»:

«Туруханский край - страна необъятных северных лесов - тайги и тундр. Край, где нет ни одной колесной дороги, где на глубине полуметра лежат уже слои вечной мерзлоты, а хозяином является медведь. Страна лесных людей - кочующих тунгусов, долган, самоедов и остяков. В основу фильмы положены естественно-исторические условия края - ландшафты и дикая жизнь северной природы.

В этот ландшафт вросла жизнь туземцев - они охотятся, ловят рыбу, разводят оленей. Олень - универсальное домашнее животное, дает мясо, мех, молоко и, кроме того, прекрасно переносит небольшие тяжести через топкие болота, разбросанные всюду.

Тяжела жизнь туземцев Севера - холод, болезни, голод. А над сознательной жизнью их властвует наследие веков - культ шаманства, духов, и только в последние годы врезались в их быт новые идеи - проводится советизация края. Строятся больницы, школы; купцов заменила кооперация... И будущее края рисуется в виде культурного прогресса туземцев, рационального использования лесов (охотничье хозяйство), звероводства и оленеводства, и некоторой индустриализации - использование силы порогов рек, разработка недр и т.д.»16.

Данный фильм представлял собой комплексную картину о крае, дополненную материалами о Туруханской экспедиции Академии наук к месту падения Тунгусского метеорита. Однако полная версия фильма не сохранилась до наших дней, - автору статьи удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) только часть материалов работы киногруппы В.А. Сытина в виде сюжета из «Совкиножурнала»17. Эта рубрика киножурнала, выпущенного в 1928 г., фокусируется на описании упомянутой научно-исследовательской экспедиции с участием В.А. Сытина и под руководством Л.А. Кулика по

13 Деятельность Центрального Бюро Краеведения // Известия Центрального бюро краеведения. 1928. № 5. С. 18.

14 Сытин В.А. Киноатлас // Кино и культура. 1929. № 4. С. 72.

15 Коробков Н. Киноатлас СССР. С. 20.

16 Сытин В.А. Киноатлас. С. 71.

17 Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Совжурнал № 43/152. Фонд кинодокументов. Учетный № 1562.

изучению места падения Тунгусского метеорита. В том же году В.А. Сытин опубликовал свои дневниковые записи об этих киносъемках в виде статьи «Экспедиция за тунгусским метеоритом» в журнале «Северная Азия». И поскольку итоговый сюжет в силу специфики немого кино представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества кинокадров и титров, то эффективным методом рассмотрения является его исследовательская расшифровка - «перевод» в текстовый формат. Ниже в статье приводится содержание титров (ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ - как в фильме) и кадров (обычным шрифтом) киножурнала в сопоставлении с тематическими выдержками из статьи В.А. Сытина (курсивом).

Кинотекст В.А. Сытина

Титр. В ПОИСКАХ МЕТЕОРИТА. ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ. СУДЬБА УЧЕНОГО Л.А. КУЛИКА, НАЧАЛЬНИКА МЕТЕОРИТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК, ОСТАВШЕГОСЯ В ГЛУБОКОЙ ТАЙГЕ, ВОЛНУЕТ ВЕСЬ СССР».

В.А. Сытин вспоминал: «В 1927 г. для установления места падения метеорита Академией наук была отправлена специальная экспедиция под руководством Л.А. Кулика, которая, проработав более полугода в бассейнах рр. Чамбэ и Чуны, являющихся правыми притоками Подкаменной Тунгуски, открыла центр падения. В текущем 1928 г. Л.А. Кулик от Академии наук и Совнаркома СССР вновь организовал экспедицию для более детальной разведки»18.

Титр. ЭКСПЕДИЦИЯ НАПРАВЛЯЕТСЯ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ МЕТЕОРИТА ПО РЕКЕ ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКЕ.

«Л.А. Кулик получил ассигнованные на экспедицию деньги 6 апреля, и уже 7-го апреля он и я выехали из Москвы. 12-го прибыли в Тайшет и в ночь на 13-е апреля, погрузив на подводы снаряжение и инструменты, двинулись дальше к Северу, к Ангаре. В течение 13 суток (с дневкой в Кежме на Ангаре) нами пройдено было 300 км. С 25 апреля и по 22 мая экспедиция находилась на данной фактории, дожидаясь прохода льда. За это время нами были построены 3 лодки, и нас догнал кино-оператор Н.А Струков»19, - сообщал В.А. Сытин.

Титр. СЪЕМКИ ПРОИЗВЕДЕНЫ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ, ОПЕРАТОРОМ СОВКИНО СТРУКОВЫМ.

Кадры. По реке плывут лодки с двумя мужчинами в каждой, параллельно по берегу едут двое верховых. Двое лодочников с помощью шестов толкают лодку против течения по бурной реке, дополнительно лодку тянут за веревки стоящие за кадром люди.

По воспоминаниям В.А Сытина, «22 мая направились дальше, проплыв сначала 40-50 км по Подкаменной Тунгуске вниз по течению и затем свернув на правый ее приток - речку Чамбэ. Из Чамбэ мы свернули в р. Хуш-мо, являющуюся правым притоком Чамбэ, и 6 суток продвигались по ней, после чего уже в области сплошного бурелома нами был разбит конечный лагерь у воды. В этом месте нами была организована база, построена маленькая баня и лабаз для продуктов»20 (рис. 2).

Титр. Л.А. КУЛИК.

Кадры. Вдоль берега реки идет Леонид Алексеевич Кулик с теодолитом.

Титр. ЛЕСА, СОЖЖЕННЫЕ И ПОВАЛЕННЫЕ ПРИ ПАДЕНИИ МЕТЕОРИТА.

Кадр. Поваленные деревья на месте падения метеорита (рис. 3).

Титр. ЛАГЕРЬ ЭКСПЕДИЦИИ В ТАЙГЕ.

Кадры. Две палатки в лесу, горит костер, собираются члены экспедиции.

Кадры. Двое мужчин измеряют температуру воздуха, записывают результаты.

18 Сытин В.А. Экспедиция за тунгусским метеоритом // Северная Азия. 1928. № 5-6. С. 189.

19 Там же.

20 Там же.

Рис■ 2■ Путь экспедиции. Кадр из киножурнала. РГАКФД. Совжурнал № 43/152. Фонд кинодокументов. Учетный № 1562

Рис■ 3■ Следы падения метеорита в тайге. Кадр из киножурнала. РГАКФД. Совжурнал № 43/152. Фонд кинодокументов. Учетный № 1562

«23 июня, расчистив дорогу-тропу, мы продвинулись на намеченное разведками место постоянного лагеря на плоскогорье, где в торфянистом болотистом грунте имеются ямы-кратеры, образовавшиеся от падения осколков метеорита. Здесь, параллельно с изучением места падения, проведения топографической и кино-съемки, экспедицией был выстроен из лежащего леса маленький домик "зимовье"»21, - записал в дневнике В.А. Сытин.

Титр. Л.А. КУЛИК НА СЪЕМКЕ КАРТЫ МЕСТНОСТИ.

Кадры. Л.А. Кулик производит теодолитную съемку.

Титр. ГНУС - ТАЕЖНЫЕ КОМАРЫ, ОТ КОТОРЫХ СИЛЬНО СТРАДАЛА ЭКСПЕДИЦИЯ.

Кадр. Насекомые облепили ноги исследователя.

Кадр. Л.А. Кулик за теодолитом.

Кадр. Насекомые на спине исследователя.

Кадр. Л.А. Кулик рядом с теодолитом, к нему подходит В.А. Сытин. Участники экспедиции заканчивают работы, снимают накомарники, возвращаются в лагерь.

По воспоминаниям В.А. Сытина, «условия работы в июне-июле в этом районе крайне тяжелы. Громадное количество комаров, мошек (москитов) и оводов заставляло бронироваться в особые сетки "накомарники", 2-3 плотные рубахи и перчатки из кожи. Это снаряжение особенно утомительно и тяжело в жару, которая в этот год была очень значительна (в тени днем +32 Ц., на солнце до 43)»22.

Титр. БОЛЕЗНЬ ЗАСТАВИЛА ЭКСПЕДИЦИЮ ВОЗВРАТИТЬСЯ ОБРАТНО. В ТАЙГЕ ОСТАЛСЯ ДЛЯ ОКОНЧАНИЯ ИЗЫСКАНИЙ ЛИШЬ Л.А. КУЛИК.

По этому поводу В.А. Сытин записал: «Тяжелые внешние условия работы и однообразное питание сказались на здоровье работников экспедиции, и с начала июля у некоторых появились признаки цинги - авитаминоза. Дичи в "мертвом лесу" - в районе сплошного бурелома - не оказалось почти совсем, речка же Хуш-мо отчаянно обмелела»23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Титр. ПЕРЕД РАССТАВАНИЕМ: Л.А. КУЛИК, ОПЕРАТОР СТРУКОВ И НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЭКСПЕДИЦИИ СЫТИН.

Кадр. Л.А. Кулик, Н.А. Струков и В.А. Сытин сидят перед камерой у входа в палатку (рис. 4).

«14-го июля кино-оператор Н.А. Струков кончил фото- и кино-съемку, и решено было его с тремя наиболее слабыми рабочими отправить в жилые места, пользуясь поднявшейся от грозового дождя в Хуш-мо водой. К концу июля была закончена основная работа по съемке и разбивке магнитометрической сети. В ноябре экспедиция благополучно закончилась и возвратилась в Ленинград»24, - завершал свой отчет В.А. Сытин.

Как видно из приведенной «раскадровки», данный сюжет представлял собой распространенный в тот период пример фильма-путешествия, строящийся на последовательном изложении сцен экспедиции: путевых, бытовых, исследовательских, приключенческих, и вполне отвечал параметрам для серии «Киноатласа» в его редакции 1928 г. Однако сама концепция проекта постоянно развивалась, вынужденно учитывая меняющиеся требования времени, что прослеживается в нижеследующих разработках В.А. Сытина.

21 Сытин В.А. Экспедиция за тунгусским метеоритом. С. 189.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же. С. 190.

Рис. 4. Участники экспедиции (слева направо): Л.А. Кулик, Н.А. Струков и В.А. Сытин. Кадр из киножурнала. РГАКФД. Совжурнал № 43/152. Фонд кинодокументов.

Учетный № 1562

«Киноатлас СССР»: концепция В.А. Сытина. По мнению В.А. Сытина, изложенному им в 1929 г. в статье «Киноатлас» в газете «Кино и культура», в работе над визуальным атласом «необходимо учесть и сконцентрировать весь материал по краеведческим съемкам. Такого материала в архивах и фильмотеках огромнейшее количество. Кроме того, могут быть использованы материалы художественных фильм25 (напр. "Избушка на Байкале", различные кавказские картины и т.д.)»26. Примечательно, что в этой своей программе составления «Киноатласа» В.А. Сытин преодолевал дебатируемый в научно-кинематографической среде того периода вопрос о возможности использования в проекте постановочных киносъемок, предлагая ориентацию на межжанровый художественно-документальный формат.

Параллельно с работой по монтажу отдельных серий из имеющихся фильмотечных материалов В.А. Сытин предполагал составление и съемочного плана проекта: «Материалы Госплана по экономическому районированию, которое проработано как раз по признакам комплексности (природа, производство и быт), лягут в основу данного плана. После этого может быть развернута специальная засъемка фильм для Атласа»27.

Далее в цитируемой статье В.А. Сытин рассуждал о вариантах организационной структуры и производственной базы для создания «Киноатласа»: «Первый вариант. Создание специального Акционерного общества типа "Большой Советской Энциклопедии", со специфическим заданием - издание Кино-Атласа. Такое общество привлечет в свои ряды производственные киноорганизации и заинтересованные учреждения. Таких учреждений достаточно много. Второй вариант. Путем создания государственного комитета союзного масштаба, который будет вести планирующую и научно-методическую работу. Этот комитет

25 «Фильма» (устаревший термин) - то же, что «фильм».

26 Сытин В.А. Киноатлас. С. 71.

27 Там же.

будет создавать фильмы не сам, а через уже существующие производственные киноорганизации, объединяя и направляя их работу по краеведческим засъемкам»28. Говоря о производственной составляющей проекта, В.А. Сытин неслучайно представлял подобный Комитет привязанным к одной из ведущих киностудии СССР - чтобы и планирование, и техническое исполнение лежали в зоне ответственности одной организации.

Сравнивая далее в статье приведенные варианты, В.А. Сытин приходил к заключению, что второй из них оказывался наиболее приемлемым: «Создание нового Акционерного общества потребует много времени. Поэтому последний вариант открывает значительно более широкую свободу в действиях. И если, например, при каком-нибудь компетентном научном центре создастся такой планирующе-методический комитет, который в порядке договоренности (соглашения) будет вести издание Атласа через уже существующую киноорганизацию, то и юридическое, и практическое осуществление намеченного плана работ возможно будет провести в кратчайший срок»29. Заметим, что впоследствии создание специального межведомственного Комитета по реализации проекта «Киноатласа» произошло на базе студии «Совкино», поскольку эта кинофабрика являлась наиболее крупным концерном советской кинопромышленности, обладавшей значительными средствами на производство фильмов краеведческой тематики и сосредоточившей в своей фильмотеке основные архивные материалы этногеографического содержания.

В заключительной части статьи В.А. Сытин акцентировал внимание на экономическом эффекте от производства киноальманаха о советизации регионов Союза: «Кино-Атлас вне всякого сомнения найдет потребителя. Тем более, что обслуживать 200 000 наших культпро-светительных и научных учреждений он может двумя путями: обычным порядком - прокатом фильм и подпиской как большое издание (напр. БСЭ). Известный спрос на Кино-Атлас предъявит и заграница, которая интересуется географическими и этнографическими данными Союза»30.

В декабре 1930 г. В.А. Сытин выступил на тематическом заседании Правления Всероссийского кинофотообъединения «Союзкино» с докладом «Культур-фильма и проблема Кино-Атласа» (рис. 5). В нем он представил уже теоретически развитую и практически апробированную концепцию проекта, обобщенную в перечне из девяти основных позиций. Для понимания целостности его подхода к созданию «Киноатласа СССР» приведем их все:

«1. Положение Ленина - "Из всех искусств для нас самое важное - кино", эпоха культурной революции и развернутого социалистического наступления по всему фронту, и связанная с этим проблема подготовки пролетарских кадров, требуют, чтобы кино-промышленность Союза не отставала от других отраслей промышленности страны, и темпы ее соответствовали бы лозунгу "пятилетка в четыре года".

2. В связи с этим в деле строительства культур-фильмы должна быть осуществлена реконструкция. В основу развертывания работы по производству культурфильмы в будущем должны быть окончены:

1) Четкий тематический план.

2) Марксистско-ленинская методология построения, как отдельных фильм, так и плана.

3) Привлечение широких слоев пролетарской и научной общественности к кино-производству.

4) Правильная организация и работа.

3. Положение первое предыдущего тезиса о необходимости строительства культур-фильмы по четкому тематическому плану, рассчитанному не на один год, выдвигает проблему серийности в производстве, иначе проблему кино-атласов.

Напр. Кино-атласа СССР (экономико-географического и этнографического К.А.); К.А. по разделам промышленности и сельского хозяйства СССР; К.А. по истории революционного движения; К.А.-сов по основным разделам (напр. геологический и т.д.), и других.

28 Сытин В.А. Киноатлас. С. 72.

29 Там же.

30 Там же. С. 71.

4. Особое политико- и культурно-просветительное значение, как для СССР, так и заграницы может иметь Кино-Атлас СССР - экономико-географич. и этнографический, а иначе, "Краеведческий кино-атлас". Вопросы, связанные с проблемой его построения, наиболее разработаны, и поэтому в последующих тезисах мы разбираем именно этот, частный вопрос реконструкции производства культур-фильм в СССР.

5. Кино-Атлас СССР методологически должен быть построен как большая серия полнометражных фильм (примерно 100), охватывающая все экономические и национальные районы СССР, как политически равнозначащие единицы. При этом каждое звено этой серии (оно может состоять и не из одной фильмы) должно отображаться кино-очерком. Другими словами, каждое звено Кино-Атласа СССР должно давать совершенно добросовестные сведения:

1) о производительных силах данного района, которые являются базой социалистического строительства; 2) социалистическом строительстве его и 3) о человеке/населении данного района, являющегося одной из производительных сил, его жизни, классовых взаимоотношениях (борьба с кулачеством и т.п.), культурном строительстве и т.д.

Каждое звено К.А. СССР должно быть увязано с предыдущим и последующим по ряду линий, но все же должно представлять собой вполне законченный кино-очерк.

6. Параллельно с производством К.А. СССР надо считать целесообразным и необходимым организовать производство сокращенного, схематического К.А., рассчитанного для школ среднего типа. Такой схематический К.А. будет преследовать исключительно учебные цели, и его план должен быть увязан с учебными планами школ.

7. Проработка плана Кино-Атласа СССР, планов его звеньев, съемка и монтаж материала, должна осуществляться работниками кино с привлечением пролетарской и научной общественности, как в центре, так и на местах. Но основная организация для проведения данных работ должна быть создана в Москве, в виде редакционно-консультационной коллегии Кино-Атласа из научных работников разных дисциплин. Центральное Бюро Краеведения есть наиболее подходящее место для такой редакционно-консультационной коллегии или комиссии.

8. В прокате и архивах кино-организаций имеется значительное количество кинофильм, построенных на краеведном материале, но из них вполне пригодными для К.А. СССР могут быть только 2-3. Остальные фильмы и фильмотечные материалы должны быть использованы в той или иной степени. Поэтому, перед началом производства К.А., необходимо провести точный учет и классификацию имеющегося материала.

9. Прокат фильм Кино-Атласа может в основном базироваться на культурно-просветительных учреждениях страны - клубах, домах крестьянина, культбазах и т.д. Но, помимо обычного проката Кино-Атласа, надо считать необходимым осуществление подписки на Кино-Атлас со стороны заинтересованных учрежд. и организ.»31.

Как видно, в концепции В.А. Сытина делались ударения на научную, образовательную и просветительскую задачи проекта. Но параллельно очевидны акценты на то, что серии «Киноатласа» должны выполнять и утилитарные экономические функции: инспирировать переселенческие интересы по колонизации окраин среди населения страны и привлекать внимание коммерческих кругов Запада к ознакомлению с возможностями импорта и природными богатствами СССР. Роль кинематографа в данном случае выражалась в фиксации и трансляции различных колонизационных емкостей: от природных богатств до социокультурных «капиталов» края.

Лейтмотивом разработок В.А. Сытина является принцип плановой серийности кинопроекта, рассчитанного на многолетнюю реализацию. В процессе формирования теоретической концепции В.А. Сытина прослеживается последовательное развитие - к изначальной установке на составление «атласа» из имеющихся фильмотечных работ со временем добавлялась позиция о съемке новых материалов, прежде всего связанных с картинами советского строительства в регионах Союза. Так, кинофильмы прокатного фонда, которые, по выражению В.А. Сытина, «вредны, так как дают неверные представления или имеют настолько

31 РГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 368. Л. 175-176.

ничтожную культурно-просветительную ценность, что ориентироваться на них в культработе нельзя», он предлагал «серьезно переработать»32. От приключенческих киносюжетов об экспедициях и развлекательных туристических кинозарисовок формат проекта развивался по пути создания полнометражных научно-популярных кинофильмов, комплексно освещавших ресурсы регионов в идеологически выверенном ключе. Неслучайно и в обновленном списке фильмов «Киноатласа» (созданных после 1931 г.) появились новые наименования картин о тех или иных областях Союза: «Камчатка» Н.Д. Константинова (1927) дополнялась в «Атласе» картиной «Неведомая земля» А.А. Литвинова (1932); «Страна гольдов» А.И. Бек-Назарова (1930) - работой «О нанайце с реки Тунгуски» М.Я. Слуцкого (1932); «За Полярным кругом», собранная В.А. Ерофеевым из дореволюционных съемок Ф.К. Бремера (1927), - картиной «У берегов Чукотского моря» (1934) Ю. Смирнитского, снятой в Чукотской экспедиции А.А. Литвинова и т.д.33

" .. „„«„», - ода«-"«»»" 1

* С.«Ре ** '' " '

^ — „»„'«И»«. *

*11

СИ «04" * '

и1Ш* •Ж*1" ли ,||Д|> &иг*

-......ч л " Г, —

. .. . н-г» мои».: и 1

дЩПШ ^Ч».»* » ,и1п"-

1/ ; и^«»**"™ ' »Ч4«

( СршЁзасМ и.рришеФЫ ш ,15 в»*«.-

3, - ми*« < —мм-*«

• »е™« ■ - ...........—

«Л и » ■ они»''

Л пеяя-шв » НИЗ ч""""»4

... гЛСР - ! ИЛ'Г14*

«пм ллмллшитжа .лда/»

. миффИЯН*.« «»" ■ * , ,

до,**« • ^^ ■т",-*,f ' гШ<г.(

»■кеч *» я*ша,> 1 '

фаЧР-Ж* - СССР.

' .ил -Дк- 'вет» — № н К*

Рис. 5. Краткие тезисы В.А. Сытина «Культур-фильма и проблема Кино-Атласа» (РГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 368. Л. 175)

32 Сытин В.А. Созданное между делом (обзор краеведческих фильм) // Известия Центрального бюро краеведения. 1929. № 5. С. 9.

33 Коробков Н. Киноатлас СССР. С. 20.

Однако изнутри - многосложность задач, требовавшая слаженного межведомственного взаимодействия, а извне - плавание политического курса партии, - осложнили создание «Киноатласа». В начале 1930-х гг., в контексте постоянно меняющихся идеологических установок и экономических обстоятельств, съемочная деятельность по проекту не получила планируемого воплощения из-за формальной несогласованности: предложения представителей научно-исследовательского крыла разработчиков «Киноатласа» оказались не обеспечены требуемым количеством кинопленки и технически-кадровых ресурсов на кинофабриках. Поэтому производственные работы часто проводились по «остаточному» принципу: практически все киногруппы, выезжавшие в конце 1920-х - начале 1930-х гг. в киноэкспедиции по Союзу, получали задачу съемки материалов для «Киноатласа», но в качестве «дополнительной» нагрузки к основным планам.

Опираясь на рассмотренный пример разработок В.А. Сытина, «Киноатлас СССР» можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, как конкретный проект с одноименным названием, с другой - как процесс, растянувшийся на десятилетия, параллельный с образованием и переустройством самого Советского Союза, процесс «кинокартирования» его территорий: нанесения новых наименований, образного визуального «освоения» огромного пространства и его позиционирования - как внутри страны, так и вовне. Не реализовавшись полностью, условно выражаясь «от а до я», проект стал существенной причинной акцией, мобилизовавшей научно-кинематографическое сообщество на совместную деятельность, что выразилось в разработке серии теорий и методик, а также в выпуске существенного количества этногеографических фильмов. Как следует из примера с работами В.А. Сытина, со временем материалы «Киноатласа» были разобраны для включения в более поздние фильмы и киножурналы, что существенно затрудняет их сегодняшний поиск в архивах, но не снижает актуальности поисковых исследований, введения данных кинодокументов в научный оборот, их анализа, сопоставления и обобщения. На крупном плане - при рассмотрении конкретного фильма - мы видим образ одного региона; на общем же плане можно действительно рассмотреть своеобразный «Атлас» культур и территорий СССР - комплекс визуально-антропологических свидетельств внутреннего и внешнего позиционирования многонационального государства.

Литература

Головнёв И.А. Киноатлас СССР: история проекта // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 12-24.

Головнёв И.А. Кино и этнография: концепция Николая Яковлева // Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 213-230.

Головнёв И.А., Головнёва Е.В. Образы Дальнего Востока в визуальных документах рубежа ХК-ХХ вв. СПб.: Нестор-История, 2021. 296 с.

Деятельность Центрального Бюро Краеведения // Известия Центрального бюро краеведения. 1928. № 5. С. 6-18.

Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. 544 с.

Коробков Н. Киноатлас СССР // Советское краеведение. 1933. № 2. С. 15-20.

Магидов В.М. Киноатлас СССР: История создания серии фильмов по визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. М.: Институт Наследия, 2008. С. 136-141.

Сытин В.А. Краеведение и кино // Известия Центрального бюро краеведения. 1927. № 9. С. 303-305.

Сытин В.А. Экспедиция за тунгусским метеоритом // Северная Азия. 1928. № 5-6. С. 189-190.

Сытин В.А. Киноатлас // Кино и культура. 1929. № 4. С. 71-72.

Сытин В.А. Созданное между делом (обзор краеведческих фильм) // Известия Центрального бюро краеведения. 1929. № 5. С. 9.

References

(1928). Deyatel'nost' Tsentral'nogo Byuro Kraevedeniya [Activities of the Central Bureau of Local Lore]. In Izvestiya Tsentral'nogo byuro kraevedeniya. No. 5, pp. 6-18.

Golovnev, I.A. (2020). Kinoatlas SSSR: istoriya proekta [Cinema-Atlas of the USSR: The History of the Project]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Kul'turo-logiya i iskusstvovedenie. No. 38, pp. 12-24.

Golovnev, I.A. (2022). Kino i etnografiya: kontseptsiya Nikolaya Yakovleva [Cinema and Ethnography: The Concept of Nikolai Yakovlev]. In Etnograficheskoe obozrenie. No. 1, pp. 213-230.

Golovnev, I.A., Golovneva, E.V. (2021). Obrazy Dal'nego Vostoka v vizual'nykh dokumentakh rubezha XIX-XX vv. [Images of the Far East in Visual Documents of the Turn of the 19th-20th Centuries]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya. 296 p.

Korobkov, N. (1933). Kinoatlas SSSR [Cinema Atlas of the USSR]. In Sovetskoe kraevedenie. No. 2, pp. 15-20.

Magidov, V.M. (2008). Kinoatlas SSSR: Istoriya sozdaniya serii fil'mov po vizual'noy antropologii [Cinema-Atlas of the USSR: The History of the Film Series on Visual Anthropology]. In Audiovisual Anthropology. A story to be continued. Moscow, Institut naslediya, pp. 136-141.

Sytin, V.A. (1927). Kraevedenie i kino [Regional Studies and Cinema]. In Izvestiya Tsentral'nogo byuro kraevedeniya. No. 9, pp. 303-305.

Sytin, V.A. (1928). Ekspeditsiya za tungusskim meteoritom [Expedition for the Tunguska Meteorite]. In Severnaya Asia. No. 5-6, pp. 189-190.

Sytin, V.A. (1929). Kinoatlas [Cinema-Atlas]. In Kino i kul'tura, No. 4, pp. 71-72.

Sytin, V.A. (1929). Sozdannoe mezhdu delom (obzor kraevedcheskikh fil'mov) [Created Bbetween Deeds (A Review of Local Lore Films)]. In Izvestiya Tsentral'nogo byuro kraevedeniya. No. 5, pp. 9.

Zorkaya, N.M. (2005). Istoriya sovetskogo kino [History of Soviet Cinema]. St. Petersburg, Aleteyya. 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.