Научная статья на тему 'КИНО ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР'

КИНО ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО ЯКУТИИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ИСТОРИЯ ЯКУТСКОГО КИНО / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красильникова Гела Алексеевна, Ляпкина Татьяна Федоровна

Возрастающее влияние экранных искусств на жизнь современного общества обуславливает интерес гуманитарных наук к их всестороннему изучению. Культурологическое осмысление экрана, образотворческой деятельности, исследования, направленные на интерпретацию экранных образов, выявление специфики отдельных видов, форм и направлений визуальных практик, их генезиса приобретают особую актуальность. Исследование предпосылок формирования якутского кино как самобытного явления основывается на философской концепции диалога культур В. С. Библера и психологических теориях Л. С. Выготского, с помощью культурно-исторического подхода утверждающих взаимосвязь языка (знака) и становления сознания. Данный ракурс позволяет выявить схожесть процессов «вращивания» новых культурных форм и явлений и овладения речью как способностью самовыражения. С помощью понятий «интериоризация» и «экстериоризация» раскрывается специфика развития якутского кино - от стадии овладения киноформой до последующего перевода смыслов якутской культуры на язык кинообразов. Рассматриваемая с позиций диалога культур история становления кино в республике, позволяет по-новому взглянуть на процесс, выделив ключевые этапы с точки зрения не диахронии, а их значимости на пути формирования специфического явления культуры, основывающегося на фольклорной традиции и выражающегося в стилистическом своеобразии, тематической направленности, подходе к изобразительным средствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA OF YAKUTIA IN THE CONTEXT OF THE DIALOG OF CULTURES

The increasing influence of screen arts on the life of modern society determines the interest of the humanities for their comprehensive study. Cultural comprehension of the screen, imaginative activity, research aimed at the interpretation of screen images, identification of specific features of certain types, forms and directions of visual practices, their genesis are particular relevance. The research of the prerequisites for the formation of the Yakut cinema is based on the philosophical concept of the dialogue of cultures by V. S. Bibler and the psychological theories of L. S. Vygotsky, who using the cultural-historical approach approves the interrelation of language (sign) and the formation of consciousness. This perspective allows to reveal similarity of processes of «spinning» (the term that L. S. Vygotsky used to refer to the process of transferring external forms into internal structures) of new cultural forms and phenomena and mastering of speech as ability of self-expression. Using the notions of «interiorization» and «exteriorization» the specifics of the Yakut cinema development are revealed - from the stage of mastering a film form to the subsequent translation of the Yakut culture meanings into the language of film forms. The history of cinema formation in the republic, considered from the perspective of dialogue of cultures, allows to take a new look at the process, highlighting the key stages not in terms of diachronicity but in terms of their importance on the way of formation of a specific cultural phenomenon, based on folklore tradition and expressed in stylistic originality, thematic orientation, approach to visual means.

Текст научной работы на тему «КИНО ЯКУТИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР»

УДК 791(571.56)

Г. А. Красильникова, Т. Ф. Ляпкина Кино Якутии в контексте диалога культур

Возрастающее влияние экранных искусств на жизнь современного общества обуславливает интерес гуманитарных наук к их всестороннему изучению. Культурологическое осмысление экрана, образотворческой деятельности, исследования, направленные на интерпретацию экранных образов, выявление специфики отдельных видов, форм и направлений визуальных практик, их генезиса приобретают особую актуальность. Исследование предпосылок формирования якутского кино как самобытного явления основывается на философской концепции диалога культур В. С. Би-блера и психологических теориях Л. С. Выготского, с помощью культурно-исторического подхода утверждающих взаимосвязь языка (знака) и становления сознания. Данный ракурс позволяет выявить схожесть процессов «вращивания» новых культурных форм и явлений и овладения речью как способностью самовыражения. С помощью понятий «интериоризация» и «экстериоризация» раскрывается специфика развития якутского кино - от стадии овладения киноформой до последующего перевода смыслов якутской культуры на язык кинообразов. Рассматриваемая с позиций диалога культур история становления кино в республике, позволяет по-новому взглянуть на процесс, выделив ключевые этапы с точки зрения не диахронии, а их значимости на пути формирования специфического явления культуры, основывающегося на фольклорной традиции и выражающегося в стилистическом своеобразии, тематической направленности, подходе к изобразительным средствам.

Ключевые слова: кино Якутии, диалог культур, история якутского кино, интериоризация, экс-териоризация, традиционная культура

Gela A. Krasilnikova, Tatiana F. Lyapkina Cinema of Yakutia in the context of the dialog of cultures

The increasing influence of screen arts on the life of modern society determines the interest of the humanities for their comprehensive study. Cultural comprehension of the screen, imaginative activity, research aimed at the interpretation of screen images, identification of specific features of certain types, forms and directions of visual practices, their genesis are particular relevance. The research of the prerequisites for the formation of the Yakut cinema is based on the philosophical concept of the dialogue of cultures by V. S. Bibler and the psychological theories of L. S. Vygotsky, who using the cultural-historical approach approves the interrelation of language (sign) and the formation of consciousness. This perspective allows to reveal similarity of processes of «spinning» (the term that L. S. Vygotsky used to refer to the process of transferring external forms into internal structures) of new cultural forms and phenomena and mastering of speech as ability of self-expression. Using the notions of «interiorization» and «exteriorization» the specifics of the Yakut cinema development are revealed - from the stage of mastering a film form to the subsequent translation of the Yakut culture meanings into the language of film forms. The history of cinema formation in the republic, considered from the perspective of dialogue of cultures, allows to take a new look at the process, highlighting the key stages not in terms of diachronicity but in terms of their importance on the way of formation of a specific cultural phenomenon, based on folklore tradition and expressed in stylistic originality, thematic orientation, approach to visual means.

Keywords: cinema of the Sakha (Yakutia) Republic, dialogue of cultures, history of Yakut cinema, interiorization, exteriorization, traditional culture DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-82-89

Последнее десятилетие в киноведческой литературе и журналистике закрепились словосочетания «якутский кинобум», «феномен якутского кино» как обозначение современного кинопроцесса в Республике Саха (Якутия), которая сегодня считается

одним из трех крупнейших регионов динамичного развития киноиндустрии в России. Исследователи выделяют якутское кино как самостоятельное незаурядное явление не только в рамках страны, но и в мировом кинопроцессе. Обращаясь к вопросу при-

чин успеха работ якутских режиссеров -победы на престижных кинофестивалях, интерес СМИ, положительные отклики со стороны зрителя и критики, кинообозреватели связывают их особую стилистику с этнокультурной традицией и понятием «национального». «В лучших якутских фильмах последнего времени в полной мере явлены важные национальные черты страсть к озорству, неожиданным всплескам экспрессии, тот специфический образ мышления, в основе которого - парадокс <...> в фундамент сюжета заложена тема возвращения к национальным ценностям, единения родителей и детей» [1], - считает кинокритик С. Н. Анашкин. А. В. Долин, отмечая своеобразие якутского кино, видит одним из его основных достоинств «свой культурный код», выраженном в языке, костюме, пейзаже, традиции, истории [2].

На сегодняшний день работ, посвященных исследованию якутского кино, крайне мало, в основном они охватывают период до 70-х гг. прошлого века (времени их написания). С помощью методов историографии авторами этих работ прослеживается хронология событий, связанных с появлением, распространением кино, организацией съемочного процесса в республике. Таковы работы А. А. Клецкина «Кино в жизни якутян» [3] и Н. Е. Саввинова «Якутия - киносъемочная площадка» [4]. Охватывая период от первых демонстраций кино в Якутии до второй половины XX в., авторы освещают репертуар, тематику картин этого периода, уделяют внимание хронико-документальному кино и творчеству отдельных режиссеров, снимавших на территории республики или использовавших якутскую тематику в контексте своих кинопроектов, а также отмечают первые актерские работы артистов-якутян в игровом кино производства союзных студий. Первое научное осмысление якутское кино получает в диссертационном исследовании (единственном на сегодняшний день) С. Н. Сивцева «Становление кинематографа в культуре Якутии» [5], где автор при помощи историко-типологического анализа и хронологической систематизации выявляет тематическую и жанровую направленность фильмов якутских режиссеров и, выходя за рамки периода становления кинематографа в Якутии, концентрирует внимание на деятельности государственной кинокомпании «Сахафильм», организация которой рассматривается как «точка отсчета» фор-

мирования собственно якутского кино как индустрии. В данной работе автор, один из первых, затрагивает вопросы специфических особенностей фильмов якутских режиссеров и связывает их с этнокультурной традицией, фольклором. Еще одной крупной работой, обобщающей 100-летний путь развития кинематографа в республике, является труд И. С. Жараева «Заметки из истории кинематографии Якутии» [6], куда помимо авторской ретроспективы включены воспоминания работников сферы кино, статьи и очерки разных авторов об отдельных, наиболее значимых кинопроектах.

Сборники очерков и статей, воспоминаний, кинодокументов, каталоги, буклеты, приуроченные к значимым датам, отдельные газетные и журнальные статьи, опубликованные в разное время, рассматривают работы якутских режиссеров как единичные, автономные структуры, что не позволяет в полной мере осмыслить явление как единый процесс. В имеющихся работах обобщающего характера вопросы формирования якутского кино связываются с вопросами институализации (кинофикация, формирование ведомственных структур, строительство кинотеатров и др.), подходы к периодизации основываются на условном разделении согласно историческим, экономическим, политическим обстоятельствам, вне фокуса остается специфика самого явления, особенности формирования его сущностных особенностей.

В данном исследовании история развития кино в Якутии рассматривается в контексте концепции диалога культур (В. С. Би-блер), что позволяет проанализировать процесс и выявить ключевые моменты не столько с точки зрения диахронии, сколько с позиций выявления их значимости на пути формирования якутского кино как явления культуры.

Необходимость осмыслить процессы, происходящие в ХХ в., привели к пониманию культуры как диалога. Межкультурное взаимодействие и взаимовлияние, само историческое развитие получают новое осмысление, при котором историческая преемственность представляет собой не «восхождение», где все предыдущее теряет свою актуальность, растворяясь в каждой новой достигнутой ступени, а разворачивающийся в пространстве и во времени диалог. Нации, этносы, культуры, актуализируясь в диалоге как субъекты, взаимообоснованные и взаимопорождаемые, раскры-

вают новые грани своих смыслов в ответ на вновь возникающие вопросы друг друга, включаясь в процесс самопознания, самодетерминации. При этом каждая культура, сохраняя и раскрывая свою уникальность и целостность, актуализируется как одна из возможностей «бесконечно возможного» бытия и приобретает свою «из- и на-вечность» [7]. Только в диалоге - «споре» феноменологически и поэтически разных культур, считает В. С. Библер, возможно выявление резервов их безграничных возможностей, открытие новых бесконечных смыслов определения человеческого бытия.

Наиболее ярко идея одновременного существования «разновременно» возникающих культур представлена в искусстве. Произведение, созданное в определенный промежуток времени, становится посланием-вопросом автора, направленным в будущее. Понимается, дорабатывается оно уже воспринимающим, собеседником, преумножающим заложенные смыслы, исходя из своего собственного опыта.

Процесс диалога культур сопоставим с диалогом индивидов, где толчком к развитию внутренних процессов являются внешние воздействия: «слово» становится и «раздражителем», и реакцией, ответным «рефлексом». В общении «мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким мы сознаем других...» [8, с. 96]. Важной отличительной особенностью человеческого мышления Л. С. Выготский считал способность к «удвоению опыта», т. е. преобразования в своей деятельности исторического, социального, поведенческого опыта других людей, где за воспринятым, усвоенным словом скрывается связанное с ним знание сотен поколений, всего человечества. Для определения переноса общественного опыта (внешнее действие) в индивидуальное сознание (внутреннее действие) Л. С. Выготский использовал термин «вращивание». Позже для обозначения этого процесса в психологии, социологии и педагогике закрепился термин «интериоризация», рассматриваемый в качестве механизма социализации. «Осваивая и выполняя социальные роли, человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их „присваивает" себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает» [9]. Интерио-

ризированные ценности и нормы, сливаясь с уже заложенными, «представляют собой внутренний регулятор поведения, то есть такой императив, который принят личностью, образует ее установку» [10]. В результате этого процесса индивид не только получает новое знание, но преобразовывает свою личность.

В процессе диалога происходит инте-риоризация, «вращивание» смыслов, текстов, определенных элементов культур-собеседников, которые, выступая внешним «раздражителем», оказывают свое воздействие на дальнейшее развитие, но действуют они не непосредственно, а пройдя через внутренне сформированные условия. Наподобие речи, языка, произведения любая форма означивания, направленная на фиксацию, передачу смыслов, опыта, появляется только тогда, когда ее появление становится необходимым, выступает как внутренний императив. Искусство - особого рода язык, использующий в качестве знака художественный образ, и общение с его помощью также требует освоения его законов и внутренней логики, овладение его формой, системой в целом.

Впервые жители Якутии познакомились с кинематографом в 1911 г. Первые показы проводились редко и только в Якутске: в территориально-климатических условиях Якутии (удаленность от центральных российских городов, практически полное отсутствие дорог, огромные расстояния между населенными пунктами при небольшом количестве зрителей) сложно было выстроить эффективную систему проката. Качество демонстраций было низким, а стоимость билетов очень высокой, недоступной для многих (от 25 копеек до 1 рубля - «по удешевленной цене» [3, с. 7]), но новшество пользовалось большим успехом у публики. Наряду с салонными драмами («Княжна и бандит», «Леон в любовной тоске», «Сумерки женской души») демонстрировались хроникальные, научно-популярные картины («Производство кирпича», «Античный Рим»), экранизация русской классики («Живой труп», «Власть тьмы», «Бедность - не порок»). Однако содержание фильмов вряд ли имело решающее значение у публики, которую завораживало, скорее, чудо самой формы кино, которое называли «тыыннаах» (в переводе с якутского - «живой», «дышащий»), «дьин-нээх» (в переводе с якутского - «настоящий», «истинный») [3, с. 27]. Появление ки-

нематографа имело грандиозное значение для жителей Якутии, оно открыло окно в большой мир. Исследователи кинематографа Сибири Ю. Я. Светлаков, Е. Ю. Свет-лакова отмечают, что для населения, далекого от центральных городов, кино, особенно хроникальное, стало «одним из достоверных источников информации, если учесть, что для неграмотного зрителя язык кино был более доступен, чем печатное слово» [11, с. 67].

Октябрьская революция 1917 г. начала процесс кинофикации. В масштабной просветительной и агитационной работе, направленной на привлечение народов к идеям социализма и строительству нового общества, ключевую роль играл кинематограф, способный на доступном для всех языке показать населению важность происходящий событий.

Главное оружие «культурной революции» перешло из частных рук в государственные, образовав единую структуру Госкино. Вышедший 27 августа 1919 г. «Декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» [12] ознаменовал новый период в развитии киноискусства всей страны. Созданные для внедрения и упрочения идей социализма окружные отделы народного образования установили контроль над деятельностью кинематографа на местах, что сказалось не только на форме владения, но и на репертуаре (идейное содержание картин «частников» в большинстве своем не отвечало веянию времени).

Безусловно главным достижением периода стали появившиеся с 1925 г. кинопередвижки. Эти киноустановки имели огромное значение для развития и популяризации нового вида искусства. Просмотр фильма стал доступен всем слоям населения, цена билета была невелика, иногда плата не взималась (специальные удостоверения на бесплатные показы выдавались беднякам и женщинам) или заменялась взносом в виде продуктов питания.

Репертуар 1920-х гг. в Якутии по большей части представлял собой агитационные, просветительские, публицистические фильмы - о жизни до и после революции. Иногда в далекие селения привозили картины «Броненосец „Потемкин"» (реж. С. М. Эйзенштейн, 1925) и «Мать» (реж. В. И. Пудовкин, 1926).

Всего за десятилетие кино совершило огромный скачок: вместе с передвижками оно завоевывает популярность коренного населения в самых отдаленных уголках республики, благодаря ему жители глухих деревень получали возможность приобщиться к мировой культуре.

Кино продолжало развиваться, модернизировалась техника, передвижки сменялись стационарными установками, укреплялась материально-техническая база, увеличивался кадровый состав работников сферы кино. С развитием киносети в республике возникла необходимость в новых, подготовленных кадрах. В 1928 г. были организованы курсы киномехаников при Якутском Госкино, ставшие впоследствии основой для организации целого направления профессионального образования в республике.

Уже в 1935 г. в Якутске было начато строительство первого кинотеатра для демонстрации звукового кино, а к 1940 г. «в числе 120 киноустановок было уже 83 звуковых, из них 57 - на селе. Все они обслуживали ежегодно свыше 2 млн зрителей» [3, с. 32]. Даже в годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромный урон кинематографу страны в целом, государственная киносеть продолжала расширяться и совершенствоваться. Один из первых кинотеатров республики - «Центральный», действующий по сей день, был открыт в 1942 г. В военные и послевоенные годы киноустановки в Якутии были полностью переоборудованы для звукового кино, возросло их количество в сельской местности, работа передвижек полностью охватила отдаленные и малонаселенные пункты.

К середине 1960-х гг. в республике работало уже 11 кинотеатров, общей вместимостью более 3000 посадочных мест, а также более 800 киноустановок, большая часть из которых была в сельской местности. Росло качество показа и количество сеансов, совершенствовались формы и методы показа: при кинотеатрах образовываются кинолектории и киноуниверситеты, проводятся тематические показы и специальные киносеансы,смотры-конкур-сы и кинофестивали, повышается уровень посещаемости кинотеатров (46 раз в год на одного человека в 1970-е гг.).

Кино, возникнув извне как нечто совершенно иное, новое слово чужого, непонятного языка, постепенно прочно за-

крепляется в культуре якутян, становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Процесс интериоризации, «вращи-вания» новой формы происходил сначала на идентификативном уровне, как усвоение внешних ее проявлений. Однако еще в 30-х гг. ХХ в. в хроникальных и документальных лентах, повествующих о жизни региона («Дорога в тайгу» (1931), «На берегах Алдана» (1931), «Лето в Арктике» (1937)), на экране впервые появляется образ Якутии и ее жителей как особое пространство.

В 1937 г. в Якутске открылась Центральная студия документальных фильмов (первый кинокорреспондентский пункт Иркутской студии «Союзкинохроники»). С этого времени Якутия - ее природные особенности, «характерные черты политического и духовного подъема якутского народа» [4, с. 14] - регулярно выходит на местный и союзный экран. Образ сурового края, освобожденного Советами от темных оков прошлого, восстающий из мрака невежества, могучий трудящийся на благо Родины народ - основной пафос фильмов того времени - привлекают режиссеров со всего Союза. По материалам экспедиции «Сиб-техфильма» режиссером А. А. Литвиновым были созданы первые полнометражные документальные картины «Якутия» (1941) и «Якутская АССР» (1942). Режиссер картины «Советская Якутия» (1948) В. С. Гейман рассказывал об идее «сюжетно-игрового» фильма: «Нашими „актерами" были подлинные герои стахановского труда, партийные и непартийные большевики Советской Якутии. Десятки колхозов, ученых, водников, работников авиации, охотников, оленеводов, учителей, золотоискателей, горняков, медиков должны стать героями нашего фильма» [4, с. 25].

После войны жизнь союзных республик была одной из главных тем документального кино, «создавался политический и экономический киноатлас страны» [4, с. 25], в котором наряду с экзотическим колоритом национальных республик рождался образ Страны Советов как воплощение идеи равенства, единства братских народов. Это направление имело важное идеологическое значение, способствовало налаживанию межкультурной коммуникации. Благодаря кинематографу жители огромной страны получали представление о культурном многообразии, о существовании друг друга.

Но если до середины ХХ в. жители республики принимали участие в создании

фильмов только в качестве «подлинных героев», то начиная с 1950-х гг. якутяне оказываются «по ту сторону объектива». В создании сценария картины «Советская Якутия» (реж. Р. Г. Григорьев, 1951) принял участие писатель Н. Е. Мординов-Ам-ма Ачыгыйа. Вторым сценаристом в кино стал писатель, драматург Д. К. Сивцев-Суо-рун Омоллон, создавший сценарную основу фильма «Повесть о земле якутской» (реж. М. А. Авербах, 1958).

Но по-настоящему якутскими глазами мир увидел Якутию благодаря работам первого профессионального кинооператора-якутянина, выпускника ВГИКа Н. Е. Савви-нова. Автор и создатель более 500 сюжетов и очерков, оператор, сценарист десятков кинофильмов, один из первых летописцев якутского кино с 1962 г. начал работу кинокорреспондента от Восточно-Сибирской студии кинохроники. В творческом стиле оператора исследователями отмечается особое отношение к передаче природных образов, родная земля в его работах предстает не столько преодолеваемым героем-покорителем пространством, сколько одухотворенным миром, наполненным особой суровой и тонкой красотой. А также особый дар Н. Е. Саввинова создания портретных кадров - человек в его работах не собирательный образ гражданина идеальной Страны Советов, это личность, за внешностью которой угадывается история, судьба и мудрость его народа, индивидуальный характер.

Профессиональное участие якутских актеров в игровом кино начинается также с 30-х гг. ХХ в. Впервые искусство экрана создает образ жителя Якутии как представителя народа, носителя северной культуры в картине «Аэроград» (реж. А. П. Довженко, 1935). В небольшой роли молодого охотника, сцены с которым лейтмотивом проходят через весь фильм как образ чистого и светлого будущего, снялся студент Московского театрального института Н. Табунасов, эпизодические роли исполнили дети-яку-тяне. Здесь же впервые с экрана зазвучал якутский язык - народную песню «Кэнтик-мунтук сыттардаах» охотник поет на протяжении своего пути через бескрайние просторы тундры и тайги, зимние снега и летний зной к грядущему чудо-граду.

Главным значением картин того периода - «Пропавшее звено» (реж. Ю. Леонтьев, 1935), «Поколение победителей» (реж. Г. Козинцев, Л. Тауберг, 1936), «Романтики»

(реж. М. Донской, 1939), где эпизодические роли были исполнены актерами-якутяна-ми, - С. Н. Сивцев считает «введение самобытного национального контекста в виде значительных сюжетных эпизодов» [13, с. 29]. Образ уникальной культуры, по мнению С. Н. Сивцева, рождается не только и не столько в действиях героя, сколько в сочетании с «картинами быта» и «пейзажем», т. е. в единстве с окружающим предметным миром.

В фильмах «Следы на снегу» (реж. А. С. Бергункер, 1956), «Долгий путь» (реж. Л. И. Гайдай, 1956), «Неотправленное письмо» (реж. М. К. Калатозов, 1959), «Клятва Гиппократа» (реж. А. Неретниеце, 1965), «Путь к морю» (реж. И. И. Поплавская, 1965), «Третья ракета» (реж. Р. Н. Викто-ров,1963), «Пламя» (реж. В. П. Четвериков, 1974) исполнители-якутяне участвуют уже не на уровне внешних обозначений этнографических характеристик (облик, детали окружающей обстановки), а становятся полноценными героями. Через раскрытие их внутреннего мира, психологии поступков впервые создается национальный характер. Простота и наивность живущего вдали от цивилизации и ее пороков человека, глубокая народная мудрость и достоинство, естественность бытия и твердость ценностных установок - таковы образы, созданные артистами якутского театра: старика Быкадырова (П. М. Решетников), якута-артиллериста Петрова (С. Федотов), якутского снайпера (А. Федоров) и др.

Но если эти работы можно обозначить как использование элементов якутской культуры при раскрытии тем и идей, волнующих режиссеров, скорее, для создания определенного колорита, то в 1970-е гг. возникают картины уже «на якутском» материале. В 1972 г. вышел фильм «Тайна предков» (реж. М. С. Арипов), созданный по сценарию якутского драматурга Л. Л. Габы-шева по мотивам повести «Золотой ручей» Н. Якутского. Роли исполнили звезды якутского театра Д. Ф. Ходулов, С. П. Федотов, преподаватель культпросветучилища А. И. Васильев, выпускница Всесоюзной мастерской эстрадного искусства Н. В. Ше-стакова. Противостояние мудрого старца Сэдюка, главы эвенкийского рода, стремящегося уберечь свой народ от и родную землю от алчущих золота разбойников под предводительством купца Опарина, это конфликт двух мировоззрений: золотой ручей - источник жизни для одних и лишь

наживы для других. Фильм «Тайна предков» стал «своеобразным психологическим произведением, впервые представившим якутскую литературу на экране. В нем зритель увидел не только свой край с уникальной природой и реальными житейскими проблемами, но и открыл для себя историю с ее непростыми перипетиями судеб людей и народов» [13, с. 40].

Таким образом, изначально появившись в Якутии как не самого высокого уровня развлечение, после Октябрьской революции кино становится средством пропаганды и ликбеза; развитие союзных республик, рост влияния СМИ оказывают воздействие на кинематограф: фильмы середины прошлого века большей частью представляет собой публицистические очерки, знакомящие российского зрителя с культурой, бытом и природой Севера. Первые пробы в разных видах деятельности, составляющих искусства - на уровне операторского, сценарного, актерского искусства - свидетельствуют о движении по пути освоения языка кино, хотя пока номинативно, на уровне отождествления, преимущественно через русскую школу. Но при этом экрану удалось запечатлеть эти интуитивные попытки выражения своего индивидуального характера - через пространство и человека в нем, язык - как намеки на свое будущее воплощение.

В 1986 г. выходит фильм первого якутского кинорежиссера - дипломный проект выпускника ВГИКа А. С. Романова. Короткометражная картина «Мааппа» создана на основе «готической» новеллы Н. М. За-болоцкого-Чыысхана о неупокоенной душе девушки-самоубийцы, а также фольклорных преданиях. Главные роли исполнили актриса Нюрбинского театра драмы М. М. Борисова, актер якутского театра Д. Д. Михайлов. В этой работе уже намечаются те пути, по которым будет в дальнейшем развиваться якутское кино, вырабатывая свою особую стилистику.

Мистическая драма разворачивается в якутском отохе (в переводе с якутского - «заброшенное жилье», излюбленное место народных преданий о враждебных человеку духах, призраках), на который натыкается замерзающий в метели путник (также довольно распространенный в фольклоре мотив). Здесь встречаются двое потерявшихся между жизнью и смертью героев - заблудившийся в бесконечных снегах юноша-бедняк и застрявшая навечно в

стенах своего последнего прижизненного пристанища душа девушки. Оба становятся спасением друг для друга. Здесь «национальный колорит» также выражается во внешних признаках: сюжетная основа, образы героев, язык, детали быта, костюмы, звук (традиционное пение-кылысаах) - все в комплексе создает определенное этническое своеобразие. Однако можно выявить и более глубокий уровень, намеченный в картине - неторопливое повествование, «затягивающее» зрителя в созданное историей пространство, обрамленное (в начале и в финале) ритмизированным закадровым текстом и пением, отсылающим к исполни-телям-олонхосутам; смешение реального с ирреальным. Происходящее можно трактовать как буквально, так и метафорически; действия и поступки героев, воспроизводящих элементы традиционных якутских обрядов (свадебного и погребального, которые схожи в деталях, а в контексте разворачивающейся истории уместными становятся оба), неоднозначны, как и их диалоги, в которых за простым содержанием угадывается иносказательность, наслоение подтекстов. Таким образом, А. С. Романов в своей работе создает кинопространство культуры саха.

В. С. Библер уподобляет культуру двуликому Янусу, обращенному одновременно к другой культуре как одной из возможностей бытия, и внутрь как постижение себя. Поиски себя, попытки найти адекватные способы самопостижения и самовыражения посредством воспринятого, усвоенного языка приводят якутских режиссеров к традиционной культуре, фольклору, народному эпосу олонхо. Перенесение заложенных в традиционной культуре смыслов в киноформу становится переходом от интерио-ризации к экстериоризации, т. е. выражению внутреннего содержания во внешних формах, идущим изнутри ответным словом, обозначающим новый способ художественного видения - якутское кино.

В 1992 г. была создана Государственная национальная кинокомпания «Саха фильм», объединив под своим началом деятелей кино Якутии, она стала основой для развития собственной киноиндустрии. Сегодня помимо «Сахафильма» в Якутии действует несколько десятков частных студий, которыми ежегодно выпускается до 10 кинокартин.

Фильмы якутских режиссеров уверенно входят в мировое кинопространство, уча-

ствуя и завоевывая престижные награды в российских и международных кинофестивалях, о чем свидетельствуют работы: «Тойон кыыл»1 (реж. Э. Новиков, 2018), «Надо мною солнце не садится»2 (реж. Л. Борисова, 2019), «Пугало»3 (реж. Д. Давыдов, 2020), «Нуучча»4 (реж. В. Мункуев, 2021), «Вертолет»5 (реж. М. Лукачевский, 2021). Признание зрителя за пределами республики свидетельствует о том, что якутская культура вступает в диалог с миром на языке кино. И содержание создаваемых с его помощью сообщений представляет направление дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Анашкин С. Н. Чорон, осохай и каверзы аба-асы // Сеанс: сайт журн. 2011. 17 нояб. URL: https:// seance.ru/articles/yakutkino/ (дата обращения: 30.07.2021).

2. Кинокритик Антон Долин сформулировал 10 тезисов якутского кино // Sakhaday: сетевое изд. 2018. 27 апр. URL: https://sakhaday.ru/news/kinokritik-anton-dolin-sformuliroval-10-tezisov-yakutskogo-kino (дата обращения: 30.07.2021).

3. Клецкин А. А. Кино в жизни якутян. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1973. 78 с.

4. Саввинов Н. Е. Якутия - киносъемочная площадка. Якутск: Кн. изд-во, 1977. 77 с.

5. Сивцев С. Н. Становление кинематографа в культуре Якутии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Рос. ин-т культурологии. Москва, 2005. 23 с.

1 Главные призы XXXX Московского международного кинофестиваля, Международного кинофестиваля азиатских фильмов (AWFF, 2018), XIX Международного фестиваля кино коренных народов ImagineNative; специальные призы FIPRESCI, XXXXII Монреальского международного кинофестиваля, II Международного фестиваля стран Арктики Arctic open.

2 Главные призы III Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон»; Международного кинофестиваля в Нууке (2020); VI Кинофестиваля стран БРИКС в Гоа; XXII Шанхайского международного фестиваля кино и телевидения (SIFF), специальные призы XXXXI Московского международного кинофестиваля, FIPRESCI, Кинофестиваля в Котбусе (2019).

3 Главные призы XXXI Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (а также «За лучшую женскую роль», и приз имени Д. Донду-рея Гильдии киноведов и кинокритиков России), VII французского кинофестиваля российского кино «Quand les Russes»; специальные призы XVIII Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», Международного кинофестиваля в Тромсё (TIFF, 2021), Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» (2021).

4 Гран-при конкурса «Восток-Запад» кинофестиваля в Карловых Варах (2021); победитель программы «Works in Progress Awards» в категории «Post Production Awards» на кинофестивале «Тёмные ночи» в Таллине (2021).

5 Гран-при III Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера»; главный приз ОФК «Киношок» в Анапе (2021).

6. Жараев И. С. Заметки из истории кинематографии Якутии: к 100-летию со дня первого показа кино в Якутии. Санкт-Петербург: Ахсаан, 2011. 2В7 с.

7. Библер В. С. История философии как философия (к началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник, 19В9 г. Mосква, 19В9. C. 39-55.

В. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Mосква: Педагогика, 19В2. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. С. 7В-9В.

9. Попова Е. В., Пушкарева Т. В. Интериоризация в контексте проблемы социальной детерминации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=5626 (дата обращения: 15.06.2021).

10. Пушкарева Т. В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1, ч. 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17247 (дата обращения: 22.06.2021).

11. Светлаков Ю. Я., Светлакова Е. Ю. Кинохроника как историко-культурное наследие Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово, 2019. № 47. С. 65-73.

12. Декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение народного комиссариата по просвещению // Декреты Советской власти. Mосква: Политиздат, 1973. Т. 6. С. 75-76.

13. Сивцев С. Н. Кинематограф Якутии: становление и развитие. Якутск: Ураанхай, 2012. ВВ с.

References

1. Anashkin S. N. Choron, osokhai, and the Abaasi tricks. Seance. 2011. Nov. 17. URL: https://seance.ru/ articles/yakutkino/ (accessed: July 30.2021) (in Russ.).

2. Film critic Anton Dolin formulated 10 theses of the Yakut cinema. Sakhaday. 201В. Apr. 27. URL: https:// sakhaday.ru/news/kinokritik-anton-dolin-sformuliroval-

10-tezisov-yakutskogo-kino (accessed: July 30.2021) (in Russ.).

3. Kletskin A. A. Cinema in the life of the Yakuts. Yakutsk: Yakutsk bk. publ. house, 1973. 78 (in Russ.).

4. Savvinov N. E. Yakutia is a movie set. Yakutsk: Bk. publ. house, 1977. 77 (in Russ.).

5. Sivtsev S. N. Formation of cinema in the culture of Yakutia: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in art history: 17.00.09 / Russ. Inst. of Cultural Studies. Moscow, 2005. 23 (in Russ.).

6. Zharaev I. S. Notes from the history of cinematography of Yakutia: to the 100th anniversary of the first screening of cinema in Yakutia. Saint-Petersburg: Akhsaan, 2011. 287 (in Russ.).

7. Bibler V. S. The history of philosophy as philosophy (to the beginnings of the logic of culture). Historical and Philosophical Yearbook, 1989. Moscow, 1989. 39-55 (in Russ.).

8. Vygotsky L. S. Consciousness as a problem of the psychology of behavior. Vygotsky L. S. Collected works: in 6 vols. Moscow: Pedagogy, 1982. 1, 78-98 (in Russ.).

9. Popova E. V., Pushkareva T. V. Interiorization in the context of the problem of social determination. Modern problems of science and education. 2012. 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=5626 (accessed: June 15.2021) (in Russ.).

10. Pushkareva T. V. The problem of knowledge internalization in psychological and pedagogical science. Modern problems of science and education. 2015. 1 (1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17247 (accessed: June 22.2021) (in Russ.).

11. Svetlakov Yu. Ya., Svetlakova E. Yu. Newsreel as a historical and cultural heritage of Kuzbass. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. Kemerovo, 2019. 47, 65-73 (in Russ.).

12. Decree on the transfer of photographic and cinematographic trade and industry to the authority of the People's Commissariat for Education. Decrees of Soviet Power. Moscow: Politizdat, 1973. 6, 75-76 (in Russ.).

13. Sivtsev S. N. Cinema of Yakutia: formation and development. Yakutsk: Uraankhay, 2012. 88 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.