УДК 7.011 791.43/.45
КИНО КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ СТРАНЫ*
Т. Солги1), И.Е. Старовойтова2)
1 2)
, ) Государственный университет управления, г. Москва 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]
Статья поднимает проблему использования средств кинематографа как инструмента продвижения идеалов и ценностей вовне, как инструмента «мягкой силы». Культурный капитал, транслируемый при помощи кино, включает в себя интерес к культуре страны, в которой произведен фильм, ценности этой страны, ее язык и проч. Сравнивая корейский современный кинематограф с российским, авторы статьи приходят к выводу, что российское кино как инструмент сохранения и трансляции духовных ценностей России обладает еще не реализованным потенциалом.
Ключевые слова: корейское кино, российское кино, «мягкая сила», культурный капитал, имидж страны.
В современном мире всё менее эффективными стали средства прямого давления, принуждения. Именно «мягкая сила» стала основным инструментом внешней и внутренней политики большинства стран.
Родившаяся на Западе концепция «мягкой силы» означает применение различных культурных и политических ресурсов для воздействия на восприятие окружающим миром той или иной страны, для экспансии идеалов и ценностей. Сила называется «мягкой», поскольку она исключает применение принуждения и жесткого давления, количество союзников и приверженцев той или иной идеологии возрастает добровольно и непроизвольно.
Инструментами «мягкой силы» становятся всё больше институт образования и культура. Для наращивания совокупной мягкой силы государства используют различные инструменты, в том числе академическую мобильность и технологии культурной дипломатии [4].
Статья подготовлена на основе материалов доклада, представленного к Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (20-21 апреля 2023 года, г. Белгород).
«Дж. Най так определил "мягкую силу" (soft power): это "способность влиять на то, чего хотят другие страны, связанная с нематериальными ресурсами, такими как культура, идеология и институты"» [3].
Можно сказать, что киноиндустрия как «мягкая сила» способна влиять и изменять мысли, людей и общество, поскольку она образует так называемый «культурный капитал». Но что такое «культурный капитал»? И как кинематограф может повлиять на культурный капитал страны?
Впервые термин «культурный капитал» использовал известный французский социолог и философ Пьер Бурдьё. Культурный капитал проявляется в форме знаний, культурных продуктов и образовательных квалификаций. По словам Пьера Бурдьё, использование культурного капитала в повседневной социальной практике и конкретных социальных формах помогает сформировать традиционалистские или, наоборот, модернистские, инновационные модели стиля жизни и поведения [6].
Культурный капитал может быть развит в воспитании социальной средой: семьей, школой и коллегами. Культурный капитал может помочь раскрыть культуру и логику социальных взаимодействий. Можно сказать, что культурный капитал может быть ментальной моделью в культурной, социальной, экономической и политической областях и способен расширяться. Кроме того, культурный капитал способен изменить внутреннюю концепцию жизни человека, модель образа жизни, интеграцию ценностей, идей и жизнедеятельности людей. «Культурный капитал (его уровень и процесс развития) непосредственно влияет на габитус. То есть на то, что и как мы думаем в голове, что и как мы делаем в жизни, чего и как мы добиваемся в результате» [2].
Культурный капитал включает в себя интерес к культуре страны, производящей фильм, язык этой страны, ценности, преподнесенные в фильмах, а также интерес к привлечению и просмотру будущих кинопродуктов у аудитории.
Творчество в кино как культурный капитал имеет различные аспекты. Например, показ фильмов на международных фестивалях знакомит зрителей кинофестивалей с культурой, политикой и обществом страны, производящей фильм. Так что можно сказать, что награды на международных фестивалях - это тоже своеобразный культурный капитал.
Америка и голливудское кино осознали потенциал культурного капитала, и с помощью голливудского кино закреплена национальная идентичность, система культурных ценностей, создана мифологизированная история Америки. Продавая свою продукцию, США построили утопию и презентовали ее миру.
Кинематографисты других регионов земного шара тоже добились немалых успехов в популяризации своих национальных культур. В последние годы кинематографисты Индии, Китая и Южной Кореи смогли представить свою кинопродукцию всему миру.
За последние годы южнокорейский кинематограф значительно преуспел в жанрах исторических и драматических фильмов. Стоит отметить фильмы: «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» (2003 -режиссер Ким Ки Дук), «Робинзон на Луне» (2009 - режиссер Ли Хэ-джун), «Служанка» (2016 - режиссер Пак Чхан-ук), «Паразиты» (2019 -режиссер Пон Чжун Хо). Фильм «Паразиты» на Каннском кинофестивале получил главный приз за лучший фильм 2019.
Корейский кинематограф создал культурный капитал и представил его миру. Большую роль в области культуростроительства и сохранения культурных ценностей в последние двадцать лет стали играть сериалы, которые приобрели мировую известность. Речь идет о таких сериалах, как «Жемчужина дворца» (2003 - режиссер Ли Пёнхун), «Дочь короля, Су Пэк Хян» (2014 - режиссер Ким Джин Мин), «Беглец из Чосона» (2013 - режиссер Ли Джин Со), и «Игра в кальмара» (2021 - режиссер Хван Дон Хёк). Сериал «Игра в кальмара» является первым корейским драматическим сериалом, который был включен в еженедельный список десяти самых популярных сериалов NetfKx во всем мире. Сериал занял первое место в 90 странах, включая США и Великобританию. Популярность этого сериала достигла пика в социальных сетях. Благодаря этому современному жанру родилась так называемая «корейская волна». По данным Министерства туризма Республики Корея, дорамы (корейские сериалы) занимают второе место по уровню интереса у поклонников корейской волны и первыми ассоциируются с культурой современной Кореи. Благодаря корейской волне «Халлю» корейские сериалы и фильмы смогли занять особое место на телевидении Франции, Австралии, Индии, России, Ирана, Бразилии и Америки.
При обращении к содержанию сериалов можно выявить существование устойчивых образов, выражающих национальную специфику Кореи и особенности ее культуры повседневности. Вместе с тем важным культурным трендом в Корее является глобализация и популяризация традиционного контента. Продвижение продуктов корейской массовой культуры на мировой рынок способствует национальному брендированию Республики Корея. Страна обретает имидж «ответственной нации, которую все любят». Фильмы, сериалы, награды на международных фестивалях - эта «сеть культурного капитала» является той самой «мягкой силой».
Кино России, страны с серьезными кинематографическими традициями и достижениями, давшей миру таких киноклассиков, как, например, Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский, фильмы которых отличает высокая духовность и смысловая наполненность, которые отражают специфику русской культуры и менталитета, в настоящее время, на наш взгляд, не реализует в полной мере потенциал кино как инструмента «мягкой силы». Например, фильмы российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», «Возвращение», «Нелюбовь» способствовали представлению российского кинематографа на международных фестивалях, но, с другой стороны, содержанием таких фильмов миру был представлен негативный и критический образ России.
Исследователи полагают, что «исторический опыт, приобретенный в процессе попыток вестернизации российского общества, выявил приоритетность эндогенного пути развития в противоположность экзогенному, что позволяет сделать вывод о необходимости использования потенциала национального культурного капитала в модернизационных процессах» [5].
Это мысль отчетливо прозвучала еще в 2012 году в выступлении В.В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации: «Потеря собственного «культурного лица», национального культурного кода, морального стержня - все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором «растворена» культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям» [6]. Цели воссоздания культурного кода России поставлены в «Стратегии государственной культурной политики на период до
2030 года» (2016). Поправки в Конституцию Российской Федерации, внесенные в 2020 г., подытожили и закрепили в правовом поле общественные дискуссии по проблемам традиционных духовно -нравственных ценностей России.
Итак, культурный капитал воздействует на человека. Изменить человека - значит изменить мысль, а изменить мысль - значит изменить общество и нацию. Таким образом, можно изменить общество под влиянием культурной политики, а использование инструментов кино может быть одной из лучших возможностей. Голливуд, а в последние годы и корейский кинематограф, подают пример использования культурного капитала как инструмента «мягкой силы». Россия имеет богатую историю, самобытность и аутентичность, и потенциал российского кино как инструмента сохранения и трансляции духовных ценностей не реализован в полной мере.
Список литературы
1. Выступление Путина В. В. на Совете по литературе и искусству - URL: https://kremlin.ru/events/councils/by-council/7/16530 (дата обращения: 26.10.2022).
2. Гардари, Д. Что такое культурный капитал? / Д. Гардари. - URL: https://www.gardari.art/chto-takoe-kulturnyj-kapital / (дата обращения: 24.10.2022).
3. Леонова, О. Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения / О. Г. Леонова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 101-114.
4. Ли, Ланьи Анализ академической мобильности китайских студентов / Л. Ли, А. Р. Аликберова // Общество и государство в Китае. - 2017. - Т. 47. - № 1. -С. 471-481.
5. Маркова, Л. Л. Культурный капитал как ресурс современной российской модернизации / Л. Л. Маркова // Вопросы культурологии. - 2015. - № 9. - С. 59-63.
6. Bourdieu, P. The Forms of Capital / P. Bourdieu // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. Ed. J. Richardson. - 1986. - N. Y. : Greenwood. - Pp. 241-258.
CINEMA AS A TOOL OF «SOFT POWER» AND ITS IMPACT ON THE CULTURAL CAPITAL OF THE COUNTRY
T. Solgi1), I.E. Starovoytova2)
1,2) State University of Management, Moscow 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]
The article raises the problem of using the means of cinema as a tool for promoting ideals and values outside, as an instrument of «soft power». Cultural capital transmitted through cinema includes interest in the culture of the country in which the film was produced, the values of that country, its language, etc. Comparing Korean modern cinema with Russian, the authors of the article come to the conclusion that Russian cinema as a tool for preserving and broadcasting the spiritual values of Russia has not yet realized potential.
Keywords: Korean cinema, Russian cinema, «soft power», cultural capital, image of the country.