Научная статья на тему 'КИНО И ИСТОРИЯ ЯЗЫКА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КИНО И ИСТОРИЯ ЯЗЫКА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание истории русского языка / педагогический вуз / кино / фильмы о школе / октябрята / пионеры / комсомольцы. / Teaching the history of the Russian language / pedagogical university / cinema / films about school / october / pioneers / Komsomol members

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гордеева Ольга Владимировна

Рассматриваются возможности использования фильмов о школе при изучении дисциплин, связанных с историей русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AND THE HISTORY OF LANGUAGE: THE LINGUOCULTURAL ASPECT

The article discusses the possibility of using films about the school in the study of disciplines related to the history of the Russian language.

Текст научной работы на тему «КИНО И ИСТОРИЯ ЯЗЫКА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 791.43:81 '271.2

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1-42-53

Гордеева Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: o-gord@mail.ru

КИНО И ИСТОРИЯ ЯЗЫКА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Olga V. Gordeeva

Ph.D. in Philology, Associate Professor Chair of General Linguistics, Russian and Komi Permian Languages and Methods of

Language teaching

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: o-gord@mail.ru

CINEMA AND THE HISTORY OF LANGUAGE: THE LINGUOCULTURAL ASPECT

Аннотация. Рассматриваются возможности использования фильмов о школе при изучении дисциплин, связанных с историей русского языка.

Ключевые слова: преподавание истории русского языка, педагогический вуз, кино, фильмы о школе, октябрята, пионеры, комсомольцы.

Abstract. The article discusses the possibility of using films about the school in the study of disciplines related to the history of the Russian language.

Key words: Teaching the history of the Russian language, pedagogical university, cinema, films about school, october, pioneers, Komsomol members.

История страны отражается в истории языка. Советский Союз стал историей, советизмам теперь можно и нужно уделять внимание на дисциплинах «история русского языка» и «история языка в деятельности учителя-словесника». Учителя русского языка и литературы на школьных уроках работают с советскими текстами, для отдельных частей которых требуется исторический комментарий.

© Гордеева О.В., 2022

Современные студенты получают информацию о жизни в СССР от своих родственников, живших в те годы, из советских книг, фильмов и т. д. Роль документальных и художественных фильмов в этом случае становится очень важной, т. к. «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В исследовании «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполненном под руководством доктора педагогических наук А.В. Федорова, отмечается, что аудиовизуальные медиа (кино, телевидение и Интернет) в настоящее время являются эффективными средствами влияния на школьную и молодежную аудиторию, что анализ школьно-вузовской темы в аудиовизуальных медиатекстах может быть эффективно использован при проведении различных учебных занятий в социально-гуманитарных вузах, это актуально в культурологическом, киноведческом и медиаобразовательном аспектах (См.: Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Школа и вуз в зеркале аудиовизуальных медиатекстов: основные подходы к проблеме исследования // Медиаобразование, 2017. № 2).

Подборка фильмов по определенной теме позволяет решать разные задачи. Будущему словеснику интересны такие советизмы, актуальные для советской школы: октябрята, пионеры, комсомольцы. Эти слова связаны с советским воспитанием, при котором каждый человек с детства был вовлечен в систему различных организаций. Данные слова часто встречаются в советской литературе, советском кино.Во время дистанционного обучения в 2020/2021 учебном году студентам было предложено посмотреть подборку фильмов о школе с целью изучения этих советизмов. Дисциплина - «история языка в деятельности учителя-словесника».

В эксперименте участвовали студенты 2-го курса дневного отделения и студенты 3-го курса заочного отделения.

У каждого студента есть свой личный школьный опыт. Но во время обучения в педагогическом вузе студент должен пройти педагогическую практику, чтобы получить новый опыт, чтобы посмотреть на процесс обучения со стороны учителя, для которого важны все ученики в классе. Из-за коронавируса студентам нельзя посетить реальные уроки, но можно «побывать» на уроках в фильмах.

Изучение советизмов предполагает своеобразное путешествие во времени. Кино позволяет показать советскую школу разных лет, чтобы студенты ознакомились с изменениями в советском образовании. Для сопоставления в список были включены два российских фильма о школе.

При отборе фильмов на тему «Кино и история языка» учитывалось содержание фильмов: студенты должны увидеть деятельность учителей и учеников с 1 -го по 10-й класс на разных школьных уроках и после уроков, работу профессиональных вожатых, которые в советских школах организовывали и контролировали детские организации. В советских детских фильмах показаны отношения главных героев с друзьями, ровесниками и школьниками другого возраста, например, у октябрят есть вожатые-пионеры, у пионеров - вожатые-комсомольцы. Старшие товарищи и взрослые в кино

помогают детям разобраться в сложных ситуациях. Просмотр фильмов позволит будущим учителям использовать что-либо из советского опыта при работе с детьми разного возраста.

Чтобы избежать однообразия при просмотре, было решено взять фильмы разных жанров. Время действия в кино должно совпадать с временем создания фильма. Фильмы не должны быть многосерийными. По этой причине в список не вошли фильмы о каникулах, об Алисе Селезневой и Электронике, сюжеты из киножурнала «Ералаш», современные фильмы о советских школьниках и т. п. При выборе фильмов учитывалась информация о литературных источниках, авторах сценария, режиссерах, актерах, истории фильмов и т. д. Студенты после просмотра фильмов должны получить дополнительную информацию об экранизации произведений детских писателей, сведения по истории кино, что важно для расширения кругозора, воспитания грамотного зрителя.

Художественные фильмы своеобразно отражают реальный мир, поэтому студентам было предложено смотреть фильмы вместе с родственниками, которые учились в советских школах. Очевидцы могли бы при просмотре сказать, что было так, как в кино, а что - придумано. Семейные просмотры помогают наладить общение представителей разных поколений, что является очень важным. Обмен мнениями по поводу фильмов позволяет выяснить разницу в восприятии людей разного возраста, учит формировать свое мнение, с уважением относиться к мнению других участников просмотра.

Все фильмы в списке были поделены на четыре группы в зависимости от возраста героев.

Студенты дневного отделения каждую неделю получали задание -посмотреть фильмы из одной группы списка, после чего требовалось написать отзыв в свободной форме. Все фильмы из списка надо было посмотреть в течение 4-5 недель, предстояло написать четыре отзыва.

Студенты заочного отделения должны были посмотреть одну группу фильмов (на выбор), а потом написать один отзыв.

В каждом отзыве требовалось отметить следующее:

- смотрели этот фильм раньше или нет,

- понравился/не понравился фильм и почему,

- литературный источник, режиссер, актеры,

- чем школа в каждом фильме отличается от современной школы (обратить внимание на классы, количество детей, школьную форму, содержание уроков, работу учителя и т. д.),

- воспитательная роль советского детского фильма (чему фильм мог научить детей),

- каковы отношения главного героя с учителями, членами семьи, одноклассниками, изменялись ли эти отношения,

- все ли слова и выражения были понятны,

- что удивило в фильмах,

- какой из просмотренных фильмов понравился больше и почему,

- что сказали о фильме родственники и знакомые, которые учились в советских школах («все так и было», «все было не так» и т. п.).

Студенты писали отзывы в свободной форме, поэтому в одних отзывах были ответы на все вопросы, информация об актерах и режиссерах, а другие отзывы содержали много эмоций, личных впечатлений и переживаний. Полученные по электронной почте отзывы были собраны в четыре общих отзыва. В каждом общем отзыве отзывы студентов размещены анонимно. Общие отзывы были отправлены всем студентам группы, чтобы студенты могли ознакомиться с мнением своих одногруппников, сопоставить свое восприятие просмотренных фильмов с тем, как другие реагировали на эти же фильмы. К общему отзыву прилагался комментарий преподавателя, в котором была представлена информация об октябрятах, пионерах, комсомольцах, а также были даны разъяснения о некоторых предметах (например, тряпочка на рукаве - это красная повязка дежурного в классе, платок на шее - алый пионерский галстук и т. д.). Комментарий напоминал и о том, что фильмы являются художественными, поэтому в них может быть не все так, как было в реальности.

Первая группа - фильмы о начальной школе СССР (об октябрятах).

1-й класс - «Первоклассница» (1948). Литературный источник -произведение Евгения Шварца.

Это фильм о школе сталинской эпохи. Ровесникам первоклассницы Маруси сейчас около 80 лет. У студентов могут быть родственники и знакомые этого возраста.

Почему был выбран именно этот фильм о первоклассниках? Главной его героиней стала обаятельная девочка, а большинство студентов-филологов -девушки. В других фильмах о первоклассниках главными героями являются мальчики (советские картины «Внимание, черепаха!» (1969), «Кыш и Двапортфеля» (1974), российский фильм «Дневник мамы первоклассника» (2014) и др.).

«Первоклассница» хорошо настраивает на просмотр остальных фильмов о школе. В фильме представлены образцовая школа, образцовая первая учительница, образцовая семья... Все идеальное, правильное, как на плакате сталинского времени, это некий образец, на который можно и нужно равняться. В реальности жизнь большинства людей в послевоенное время была совсем другая. Но надо смотреть в будущее, надо наглядно показать то, к чему следует стремиться. В фильме отражены процессы обучения и воспитания и результат этих процессов. Маруся очень многому научилась за первый год учебы.

Отметим, что студенты в фильме могут увидеть уроки в школе, где учились только девочки.

2-й класс - «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (1966). Литературный источник -произведение пермского писателя Льва Давыдычева.

Этот кинофильм был снят в Перми. Можно увидеть Пермь середины 60-х гг. ХХ в.: парк имени Горького, Комсомольский проспект, новостройки-

«хрущевки», школу № 116 в Мотовилихе и т. д. В фильме есть приметы времени: школьная форма мальчиков, детские игры в космонавтов и шпионов.

Иван Семенов - полная противоположность Марусе из фильма «Первоклассница». Маруся настроена на учебу, ей нравится в школе, она подражает учительнице, с удовольствием участвует в школьных делах, а Иван не любит учиться, устал от школы, хочет на пенсию. У Ивана не очень правильные отношения с родителями и бабушкой. Родителям Ивана некогда заниматься воспитанием сына, а любовь бабушки мешает мальчику быть самостоятельным. Во многих советских детских фильмах герой перевоспитывается, становится лучше под влиянием учителей, родителей, одноклассников, друзей, старших товарищей, других взрослых. Ивану помогли учительница, пионерка-«буксир», одноклассники.

Отметим, что второгодник Иван мечтал о памятнике себе, и такой памятник появился в Перми 1 сентября 2003 г. около театра кукол.

3-й класс - «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953). Литературный источник - произведение Агнии Барто.

В этом фильме студенты могут увидеть уроки в школе, где учатся только мальчики.

Алеша отличается от второгодника Ивана тем, что настроен на учебу и очень хочет стать самостоятельным. Он внимательно слушает разных людей (родителей, бабушку, старшую сестру, учителя Тихона Ивановича, одноклассников, лейтенанта из детской комнаты милиции, подругу бабушки и ее внучку), но решения принимает сам. При этом Алеша не похож на правильного плакатного мальчика: шалит, дерется, болтает на уроке, попадает в разные забавные ситуации. Алеша живет в Москве, очень любит свой город, готов помочь гостям города увидеть те места, которые были важными для каждого советского человека.

В отзывах о первой группе фильмов студенты отметили, что задание понравилось. Многие смотрели фильмы вместе с родственниками, которые при просмотре с удовольствием вспоминали школьные годы. Как и предполагалось, фильм о первокласснице Марусе понравился большинству студентов 2-го курса. Некоторые студенты отметили, что уже смотрели это кино в детстве, но сейчас увидели в фильме много нового: «Я не ожидала, что данный фильм настолько очарует меня. Понравилось абсолютно все: сюжет, актерская игра, музыкальное сопровождение». Все студентки с восхищением описали образ учительницы Анны Ивановны, в большинстве отзывов отмечено, что у всех были такие же замечательные первые учительницы, что очень порадовало. В 34 отзывах встречалось и такое: «У меня, к сожалению, не было такой первой учительницы, как в этих фильмах, для меня воспоминания начальных классов весьма неприятны. Всегда было интересно, многое ли поменялось бы в моем мировоззрении и восприятии мира, если бы все было иначе». Фильмы про Ивана Семенова и Алешу Птицына многие посмотрели впервые, некоторым студентам именно эти фильмы понравились.

Студентки отметили большое количество учеников в советских классах, строгую дисциплину, внимание к идеологическому воспитанию. Интересными

были наблюдения о том, как детей учили писать чернилами, о важном влиянии бабушек на поведение учеников начальной школы. Некоторые студенты написали, что удивило частое употребление слова «товарищ», что слово «телеграмма» сейчас утратило свою актуальность, что не сразу поняли значение выражения «взять на буксир».

Приведем примеры из отзывов студентов: «Я бы очень хотела, чтобы эти фильмы показывали в школах, например, на классных часах. Возможно, дети, увидев поведение октябрят, проявят желание быть такими же упорными, трудолюбивыми, они могут научиться дружить и помогать друг другу»; «Если вдруг так сложится судьба, если я стану учителем, то обязательно покажу эти картины своим подопечным»; «Хочу сказать, что это задание мне очень понравилось. Все три фильма мы смотрели вместе с моей мамой: она вспоминала свои школьные годы, а я слушала ее истории и сравнивала школу того времени с нашим»; «Мне кажется, что было бы не лишним добавить их в школьную программу или проводить внеклассные мероприятия для просмотра этих фильмов»; «Я с удовольствием буду пересматривать эти фильмы, рекомендовать их. Советские фильмы позволяют забыться, погрузиться в не передаваемую словами атмосферу, которая потом долго не отпускает. Мне захотелось попасть хотя бы на один день туда, в один из этих фильмов, где класс - это одно целое, где абсолютно каждого одноклассника хочется пригласить домой на праздник, где учителя - друзья и наставники, где ты можешь идти по улице и никого не бояться»; «Очень часто мне бабушки рассказывали о своих школьных годах. Благодаря данной дисциплине мне все-таки удалось посмотреть на советские школы»; «Иногда мне кажется, что я живу не в то время, так как при просмотре советских фильмов ощущаю тоску и печаль, раньше все было как-то добрее, человечнее что ли, сейчас ритм жизни сменился и требования стали жестче ко всем людям»; «На новогодние праздники я обязательно покажу эти фильмы семье, а особенно мне хочется, чтобы их посмотрела сестра (она учится в 4 классе)».

Вторая группа - фильмы о пионерах СССР.

В эту группу вошло несколько фильмов, студентам можно было посмотреть любые три фильма из этой группы.

В 3-м и 4-м классах октябрят принимали в пионеры.

3-й класс - «Ох уж эта Настя!» (1971). Сценарий Валентины Спириной.

Фильм о девочке-фантазерке, которую долго не принимали в пионеры. Настя чем-то похожа на Ивана Семенова, который тоже много всего выдумывает, из-за чего возникают различные конфликтные ситуации. В классе девочку не понимают, старшая сестра тоже не понимает. Разобраться в самой себе, наладить отношения с окружающими Насте помогают мама, знакомый сестры, преподавательница по гимнастике, одноклассник, старшая пионервожатая.

В фильме детально показан прием в пионеры в торжественной обстановке, звучит клятва, которую давали дети, вступая в пионерскую организацию.

4-й класс - «Два друга» (1954). Литературный источник - произведение Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Герои фильма Витя и Костя не очень любят учиться, обманывают, постоянно попадают в комические ситуации. А хороша ли такая дружба, в результате которой портятся отношения с родителями, учителями, одноклассниками? Исправить ситуацию помогают пионеры звена, классный руководитель и родители.

5-й класс - «Чудак из пятого Б» (1972). Литературный источник -произведение Владимира Железникова «Чудак из шестого Б».

Не очень ответственного пятиклассника Борю старшая пионервожатая назначает вожатым октябрятской группы. Это задание пионеру сначала не нравится, но со временем он привыкает к своим октябрятам, становится их другом, защитником, сам учится у них.

О пятиклассниках и фильм «Валькины паруса» (1974). Литературный источник - книга Владислава Крапивина «Валькины друзья и паруса». Кино снималось в Свердловске.

В фильме ставится важный вопрос о формализме в пионерском движении. Романтика Вальку тянет к тем, кто искренне относится ко всему (вожатый Сандро в пионерском лагере, отряд барабанщиков, учитель рисования), но жизнь сталкивает его и с теми, кому важны только формальные показатели (вожатый-старшеклассник, классный руководитель). Студенты могут увидеть в фильме заседание совета дружины, на котором обсуждается вопрос об исключении Вальки из пионеров. Конфликтная ситуация разрешилась благополучно, т. к. в процесс обсуждения вмешались ребята из пионерского отряда и учителя.

В фильме «Звонят, откройте дверь!» (1965) ученица 5-го класса Таня влюбляется в вожатого из 10-го класса. Вожатый дает задание - найти пионеров 20-х гг. Таня ходит по квартирам, ищет первых пионеров, знакомится с разными людьми. Студенты могут увидеть пионерский сбор, на котором приглашенный музыкант рассказывает о мальчике-горнисте, погибшем в Великую Отечественную войну.

6-й класс - «Чучело» (1983). Литературный источник - произведение Владимира Железникова «Чучело».

В список для просмотра это кино вошло для того, чтобы у студентов не сложилось впечатление, что в советских школах все всегда было благополучно, что Советский Союз - это все-таки не сказочная страна, какой сейчас она выглядит иногда в представлении современной молодежи. В фильме показана жестокость школьников по отношению к однокласснице Лене Бессольцевой. В коллективе не всегда большинство право. Если в картине «Валькины паруса» взрослые вмешались в конфликтную ситуацию и не довели до трагедии, то в фильме «Чучело» взрослые не увидели конфликт, не помогли разобраться в нем, поэтому пионеры действовали жестко и жестоко.

7-й класс - «Москва - Кассиопея» (1974). Этот научно-фантастический фильм о будущем был очень популярен у советских школьников. Кино вошло в список для представления разнообразия жанров.

Пионер Виктор Середа делает доклад о проекте полета к звезде в созвездии Кассиопея. Это чем-то похоже на современные научные конференции в школах. Проектом заинтересовались академики. Семиклассников из обычных школ - трех девочек и трех мальчиков - отбирают для полета в космос. Нелегально на космический корабль попадает хулиган Федя Лобанов. Именно он случайно запускает процессы, в результате чего все идет не по плану.

Студенты в отзывах отметили, что во второй группе фильмов учителя не такие хорошие, как в первой группе, что одноклассники и родители не всегда понимают главных героев, что подобные ситуации с непониманием были у многих в жизни.

Самым знакомым для студентов в этой группе стал фильм «Чучело». Произведение изучается в школе. Некоторые студенты вспоминали травлю в своем классе. «Картина Р. Быкова о школе, о подлости и предательстве впечатлила меня. Многие детали, которые были непонятны мне раньше, теперь ужасали своей честностью. Фильм поразил меня, заставил плакать и переживать, прямо как в детстве, но с одной лишь разницей - теперь мне было жаль всех детей».

Мини-открытиями стало то, что в фильме «Ох, уж эта Настя!» есть мультипликационные вставки, что именно в этом кино звучит известная песня «Лесной олень». Интересны были наблюдения о сборе металлолома и макулатуры, о том, что дети ходили по квартирам и не боялись ничего. Студентка-заочница сказала, что при просмотре фильма о Насте волновалась даже больше, чем при просмотре «Титаника», т. к. очень беспокоилась: «А вдруг Настю так и не примут в пионеры?»

Фильмы «Москва - Кассиопея» и «Звонят, откройте дверь!» выбирались для просмотра реже. Кому-то фильмы понравились, для кого-то оказались скучными. В одном из отзывов было отмечено, что у школьников-космонавтов во время полета уроки проходили так, как и дистанционные занятия у студентов и школьников в 2020 и 2021 гг.

Из отзывов учителей-заочников: «Эти фильмы я раньше никогда не смотрела, интереса не было к советскому времени. Как же я глубоко ошибалась. Я неоднократно слышала от родителей фразу "Вот в наше время." и всегда относилась к услышанному с иронией. А посмотрев и проанализировав данные фильмы, я пришла к умозаключению, что родители правы. Время было лучше. Нравственность, знания - это такие важные слова для СССР. Хочу поблагодарить Вас за такие неординарные задания. Во-первых, наша семья собралась вместе ради единой цели - просмотра советских фильмов (вряд ли бы члены моей семьи согласились так охотно провести время за просмотром современного кино, а эти фильмы - это их жизнь, их замечательное прошлое). Во-вторых, я, как учитель, приятно удивлена, нахожусь под впечатлением от этих фильмов. "высматривала" манеры, поведение учителей, себя неоднократно сопоставляла с педагогами»; «Фильм "Чудак из 5Б" понравился мне больше всего. Простой, душевный, интересный, поучительный. Фильм, который можно смотреть снова и снова. Хочу

посоветовать посмотреть этот фильм своим учащимся»; «Фильм "Валькины паруса" обязательно нужно посмотреть всей семьей. Потом обсудить увиденное. Извлечь каждому из этого свой урок».

Третья группа - фильмы о старшеклассниках-комсомольцах.

Пионеров в конце 7-го - начале 8-го класса принимали в комсомол.

В кино о старшеклассниках больше внимания уделяется не только школьной дружбе, но и первой школьной любви, важным вопросам о счастье, смысле жизни и т. п.

8-й класс - «Точка, точка, запятая» (1972). Литературный источник -произведение Михаила Львовского.

Подросток Леша Жильцов не очень любит учиться, общается с хулиганами. Но в класс пришла новенькая девочка Женя, с которой Леша подружился. Женя, вожатый и друг помогают Леше измениться, поверить в себя.

9-й класс - «Вам и не снилось» (1981). Литературный источник -произведение Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Песня на стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора.

История любви Ромы и Кати чем-то похожа на историю Ромео и Джульетты. Взрослые по-разному относятся к любви школьников.

Студентам-филологам будет полезно посмотреть фильм и из-за того, что можно увидеть учительницу русского языка и литературы Татьяну Николаевну, которая понимает влюбленных и пытается им помочь, хотя у самой личная жизнь не складывается.

О девятиклассниках рассказывает и один из самых известных фильмов о школе - «Доживем до понедельника» (1968).

Студенты при просмотре фильма могут «побывать» не только в 9-м классе на разных уроках (история, английский язык, литература), но и в учительской, могут увидеть, что у учителей есть много разных проблем, что мнения разных педагогов отличаются друг от друга. Учитель-словесник Светлана Михайловна ведет себя не так, как Татьяна Николаевна из другого фильма.

10-й класс - «Все наоборот» (1981).

Это комедия о школьной любви. Андрей и Наташа влюбились, решили пожениться и начать жить самостоятельно. Родители сначала сопротивлялись (как и в фильме «Вам и не снилось»), а потом решили помочь детям. Но оказалось, что чувства влюбленных не прошли проверку.

В фильме интересны приметы времени: обсуждаются вопросы аренды квартиры, трудоустройства старшеклассников, цены за джинсы и т. д.

О десятиклассниках есть и другие фильмы: «Аттестат зрелости» (1954) (в нем можно увидеть комсомольское собрание), «Ключ без права передачи» (1976) (о разных отношениях учителей и учеников), - но решено было внести в список для просмотра фильм о первой любви.

Приведем примеры студенческих отзывов о третьей группе фильмов: «"Чем дальше, тем интереснее" - вот первая моя мысль при просмотре очередных фильмов о школьниках двадцатого века»; «Проблемы героев

переживаются сильнее и становятся более понятными, потому что я сама недавно была в таком возрасте и переживала похожие трудности»; «Кинокартины говорят и о том, что не только ученики в школе переживают трудности, но и учителя. Поэтому так важно, чтобы учителя и ученики находили взаимопонимание и могли поддерживать друг друга!»; «Фильмы про старшую школу мне понравились больше всего. Возможно, потому что еще недавно все это происходило и с нами.»; «Мой фаворит - "Вам и не снилось". Этот фильм я хотела посмотреть уже давно из-за большой любви к музыке Алексея Рыбникова. Но все никак не доходили руки, поэтому спасибо, что благодаря Вашему курсу я заставила себя посмотреть. "Заставила" звучит плохо, потому что смотрела я с большим удовольствием, как и мои родители»; «Довольно интересные, но про малышей и их шалости все-таки увлекательней»; «Я просто скажу, что этот фильм ("Доживем до понедельника") мне тоже понравился! Понравился, потому что наполнен многогранной любовью: между молодыми людьми, между людьми старшего возраста, любовью к истине, любовью к работе, к справедливости, к честности и искренности; потому что затрагивает вопрос о том, что такое счастье»; «Если честно, этот фильм ("Доживем до понедельника") мне было смотреть тяжелее всего, однако, как для будущего педагога, он, наверное, самый ценный из подборки. Посмотрев этот фильм, я поняла, насколько на самом деле тяжела, в моральном плане, работа учителя»; «В заключение хочу написать, что мне понравился просмотр советского кино про школу. Это фильмы, на которых выросли наши родные и близкие, их нужно знать как классику кино».

Четвертая группа - фильмы об учениках 11-го класса, студентах-практикантах и начинающих преподавателях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой группе представлены один советский и два российских фильма.

В советской школе было 10 классов, в современной школе - 11 классов.

11-й класс - остросюжетный драматический фильм «Училка» (2015). Это фильм об учительнице истории, которая училась в советской школе, советском вузе, а теперь работает с современными школьниками.

Студенты могут сравнить отношения учителей и учеников в настоящем и в советское время, увидеть профессиональное выгорание учителя. Учитель по призванию и в тяжелой ситуации остается учителем. Алле Николаевне удалось объяснить одиннадцатиклассникам важное, но цена этого оказалась очень большой.

Педагогическая практика - «Это мы не проходили» (1976).

Студенты с разных факультетов едут на педпрактику в другой город, впервые идут к школьникам проводить уроки, общаются друг с другом, с педколлективом, с родителями школьников. Каждый практикант в конце фильма делает для себя важные открытия.

В подборку фильмов о школе для разнообразия жанров был включен еще один фильм - триллер с элементами мистического детектива «Змеиный источник» (1997). Студентка-практикантка биологического факультета Дина Владимировна приезжает в маленький городок, в котором происходят странные события. В этом фильме школа показана как страшное место.

Подборка этих фильмов была провокационной из-за жанрового своеобразия фильмов о школе. К сожалению, найти современный фильм, где показан учебный процесс в классе, оказалось сложной задачей. Современные детские фильмы - это либо сериалы, либо фильмы о каникулах детей, либо фильмы о советском времени...

Из отзывов о четвертой группе фильмов: «В этот раз временной промежуток фильмов был разным: от советского до современного, поэтому сравнивать и оценивать было гораздо интересней»; «Смотреть фильмы было небольшой разгрузкой во время плотного учебного графика, что делало их еще приятнее»; «Если бы я знала о существовании этого фильма ("Училка"), я бы посмотрела его задолго до Вашего задания. В таком восторге я не была даже от моей любимой "Первоклассницы". Фильм отражает типичные проблемы образования и наболевшие у всех темы: новые образовательные стандарты, испорченные во всех планах дети, насилие над личностью, неуважение учителя, потеря нравственных ценностей... Я однозначно советую этот фильм всем-всем! Фильм потрясающий!»; «Образ учеников 11 класса достаточно правдоподобен, могу сказать, что подобных людей я встречала, видела таких и в жизни»; «Мне было абсолютно некомфортно смотреть его (фильм "Училка"), это тяжелое кино для просмотра.»; «Было интересно посмотреть на школу с другой стороны, где не все так идеально, по-доброму»; «Это суровая правда современного образования и поколений. Что же делать нам, подрастающим педагогам, с такой молодежью? Брать пистолет в руки - совсем не вариант. У меня очень странные ощущения от фильма. Остался какой-то неприятный осадок. Может быть, это страх оказаться с таким поколением "один на один"»; «Я преподаю в 5-6 классах и просто боюсь представить, что из моих учеников могут вырасти такие же, как в фильме. Понимаю свою коллегу, как никто другой . Вместе с этой учительницей я "прожила" этот фильм, прочувствовала его. Каждая реплика, сказанная учеником - это как нож в спину всей педагогике. Так обидно было за всех нас, учителей, некоторые ведь и правда работают в таких условиях.»; «Этот фильм ("Змеиный источник") совсем не похож на предыдущие. В этот раз подборка фильмов особенно меня порадовала. Атмосфера в фильме была напряженная, от экрана отрываться не хотелось»; «Неожиданно было увидеть фильм про школу в жанре ужасов и детектива, однако получилось очень качественно»; «Этот фильм ("Змеиный источник") мне абсолютно не понравился. Во-первых, я не люблю смотреть фильмы ужасов. Во-вторых, поступки всех главных героев показались мне аморальными, не было ни одного персонажа, которому бы мне хотелось посочувствовать.»; «Поклонникам хорошего кино однозначно стоит посмотреть этот фильм. Настоящий ужастик - это далеко не всегда фильм с кучей спецэффектов и компьютерной графикой, а фильм, ужасы которого могут случиться в реальной жизни»; «Фильм ("Это мы не проходили") особенно полезный для нас, второкурсников, ведь уже через год нас ждет то же самое. Такое не проходят в школе и в университете - этому учит жизнь.»; «В целом фильм ("Это мы не проходили") очень светлый, добрый и смотрится легко. Но с другой стороны, все так ровно, что моментами становится скучно»;

«Советские фильмы про школу мне понравились гораздо больше, чем современные. Они пронизаны добротой, теплом, учат детей только хорошему, и их можно смело рекомендовать для семейного просмотра».

Отзывы студентов показали, что кино о школе вызвало самые разные чувства, дало возможность выразиться о наболевшем, подумать о душе, нравственности, счастье, сделать мини-открытия о себе, своих близких, об окружающем мире, о прошлом и настоящем страны. Порадовало, что студенты рассуждали, сравнивали разные фильмы, выделяли имена понравившихся режиссеров и актеров, пытались найти слова и приметы, актуальные для советского времени и утратившие свое значение в современном мире. Студенты увидели октябрят, пионеров и комсомольцев, вожатых, учителей на экране. В фильмах наглядно показано, как сотрудничество или равнодушие разных участников процесса обучения приводит к разным результатам. Приемы и методы работы, не связанные с советской идеологией, можно использовать в настоящей и будущей педагогической деятельности. Семейные просмотры фильмов оказались полезными и приятными для представителей разных поколений.

Просмотр фильмов о школе у студентов-филологов актуализирует межпредметные связи учебных дисциплин «история языка в деятельности учителя-словесника», «история России», «детская литература», «история педагогики», «возрастная психология», помогает организовать культурный семейный досуг, внеклассные мероприятия на педагогической практике и в будущей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.