6. КорякинМ.Ф. Физиол. Журн. СССР, 1959. Т.65. - №7. - С. 801-810.
7. Муртазина Е.П., Голубева Н.К., Журавлев Б.В. Тактика достижения результата как объективная характеристика уровня рискованности человека: психофизиологический анализ /Журн. Новые промышленные технологии, 2003. - №5. - С. 53-56.
8. Слива С.С. Полифункциональный реабилитационно-диагностический комплекс на основе стабилоанализатора «Стабилан-01». В сборнике статей по стабилографии - ЗАО ОКБ «РИТМ». - Таганрог, 2005. - С. 24-28.
9. Шумилина А.И. Об участии пирамидной и экстрапирамидной систем в моторной деятельности деафферентированной конечности. В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности. / Под ред. П.К. Анохина. - М.: АМН СССР, 1949. - С. 174-185.
УДК 612.6
О.А. Максакова, В.И. Лукьянов
КИНЕТОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «МЕНТАЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ»
Способность путешествовать во времени, используя воображение, является отличительной особенностью человека, которая формируется в 3-4-летнем возрасте и, по-видимому, грубо нарушается в результате острых поражений головного мозга. Темпоральное путешествие означает представление индивидом себя в эпизодах прошлого или будущего с желаниями и мотивами, независимыми от мотивационного состояния в настоящем. В настоящем сообщении демонстрируются возможности кинетографического метода в изучении этого феномена у здоровых испытуемых и у людей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму.
Инструментально кинетография использует «сидячую» версию стабилографии, т.е. регистрацию перемещения общего центра давления тела сидящего человека на стабилоп-латформу (ОЦД). Регистрируемый сигнал рассматривается как выход сложной полуоткрытой биомеханической системы, реагирующей на многочисленные внешние и внутренние стимулы. Кинетография позволяет увидеть воплощенность эмоциональных реакций и состояний в теле человека, так как интегрируют сигналы от систем и органов, которые случайным или закономерным образом превращаются в целостное поведение.
Текущее функциональное состояние (ФС) испытуемого описывается значениями параметров энергии, стабильности и энтропии кинетографической кривой и сопоставлением этих показателей в состоянии спокойного бодрствования с открытыми и закрытыми глазами.
Базовый эксперимент «темпоральное путешествие» (ТП) длился около
10 мин. Ему предшествовал этап измерений в спокойном состоянии по схеме «глаза открыты - глаза закрыты». После окончания эксперимента также следовали измерения по схеме «глаза открыты - глаза закрыты». Инструкции эксперимента давались экспертом-психологом в свободной, индивидуально адаптированной форме.
Исходное ФС испытуемого характеризовалось очень низкой энергетикой. «Раннему детству» соответствовало значимое преобладание низких частот в спектральном представлении энергии (дыхание). На этапах Будущего энергетическая зона заметно сместилась в более высокочастотную зону (преобладание пульсовой волны). Наиболее значимые эпизоды ментального путешествия во времени сопровождались изменениями энергетического паттерна и информации.
Исследование ментального путешествия во времени у пациентов, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, строились с учетом специфики посттравматического периода.
Раздел IV. Методы и средства компьютерной стабилографии
Рис. 1. Спектральная плотность энергии (ось абсцисс) здорового испытуемого при выполнении ментального темпорального путешествия. По оси ординат - этапы ТП от раннего детства через «здесь-и-сейчас» к отдаленному будущему
— 40000 20000 0
10 Гц
Я)' І 1 \і а мі
г І І' М
і М )
і [ І\
і
800
600
400
200
0
Ю
10 Гц
а
Захаров Г.
б
Рис. 2. Динамика показателей ФС в тесте «темпоральное путешествие» (слева -3 месяца после ЧМТ, справа - 4 месяца после ЧМТ): а - спектральное представление энергетики в тестовой ситуации; б - фазовое пространство функционального состояния
Учитывая распространенные в данной группе пациентов нарушения памяти и других высших психических функций, вводились дополнительные опорные точки индивидуального времени, например, позавчера и послезавтра. Эксперт-психолог по совокупности сигналов обратной связи от пациента проводил параллельную оценку «включенности» испытуемого на отдельных отрезках эксперимента.
В первом исследовании у больного З. отмечались грубейшие нарушения краткосрочной памяти и формальное восприятие эксперимента. Некоторое повышение энергетики в частотном диапазоне дыхания отмечалось на инструкцию «вчера», однако в фазовом пространстве ФС наблюдался значительный разброс данных. Экспертная клиническая беседа выявила низкую дифференцировку персонального опыта во времени, что соответствовало результатам кинетографии. Через месяц, на фоне значимых когнитивных и эмоциональных изменений, функциональное состояние существенно изменилось на этапе «завтра» темпорального путешествия. За это время у пациента была частично восстановлена способность планирования, и он наметил на следующий день первый визит на работу.
Таким образом, кинетографический метод показал свою адекватность в исследовании интегральной способности человека к воспроизведению уникального опыта психической жизни. Внешний или внутренний стимул настоящего может трансформировать временную шкалу и приводить к изменению функционального состояния только в случае эмоциональной значимости вспоминаемого или планируемого события.
УДК 612.6
Е.М. Бердичевская
КОМПЬЮТЕРНАЯ СТАБИЛОГРАФИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ*
Проблема латеральных асимметрий человека - одна из центральных для современной физиологии, биологии, медицины и многих других наук. Объектом внимания является феномен межполушарной асимметрии мозга человека и межполушарного взаимодействия, понимание механизмов которого позволит сделать существенный шаг в раскрытии принципов парной деятельности отделов ЦНС. Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) мозга человека и его периферическое отражение в виде сочетания асимметрий сенсорных и моторных функций квалифицируется как один из генетических факторов, обуславливающих двигательную индивидуальность. Однако до настоящего времени фактор симметрии-асимметрии с позиций профиля латеральной организации мозга недостаточно изучен физиологами спорта. Ограничены исследования, специально направленные на поиск взаимосвязей профиля межполушарной асимметрии и специфики характеристик двигательной деятельности. Особую актуальность представляет связь асимметрии мозга с организацией вертикальной позы. Прямостояние - обязательный компонент двигательной деятельности человека, определяющий эффективность формирования спортивных движений, интегральный показатель деятельности ЦНС (В. С. Гурфинкель и др.,1965). Каждому человеку свойственен «индивидуальный профиль» характеристик прямостояния. Обзор литературных источников (Е.М. Бердичевская,2004) показал, что основным афферентным элементам, центральному и эфферентному отделам системы контроля позы свойственны признаки морфологических и функциональных асимметрий. Асимметрия прямостояния признана необходимым компонентом комплексной оценки ИПА (А.Б. Яворский, В.И. Кобрин и др., 1997).
Проведенный нами ранее компьютерный стабилографический анализ обнаружил у нетренированных юношей зависимость функциональных резервов устойчивости прямостоя-