Научная статья на тему 'Кинетика роста массы отложений на конкретном золотнике насоса-регулятора нр-30 КП ГТД д 30ку при его контакте с авиакеросином'

Кинетика роста массы отложений на конкретном золотнике насоса-регулятора нр-30 КП ГТД д 30ку при его контакте с авиакеросином Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
163
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ТОПЛИВОРЕГУЛИРУЮЩАЯ АППАРАТУРА / ЗОЛОТНИКОВЫЕ ПАРЫ / ЗАЛИПАНИЕ / ОТКАЗЫ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Урявин Сергей Петрович, Голубева Майя Георгиевна, Зенушкин Виктор Николаевич

Установлены закономерности кинетики роста массы отложений при различных температурах эксплуатации на конкретном золотнике насоса НР – 30КУ в топливе ТС-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Урявин Сергей Петрович, Голубева Майя Георгиевна, Зенушкин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEDIMENTATION MASS INCREASE KINETICS ON CONCRETE POOL-AND-SLEEVE OF REGULATOR PUMP

CONTAMINATION MASS INCREASE KINETIC PATTERNS WITH VARIOUS EXPLOITATION TEMPERATURES ON CONCRETE POOL-AND-SLEEVE OF REGULATOR PUMP НР-30 IS DETERMINED.

Текст научной работы на тему «Кинетика роста массы отложений на конкретном золотнике насоса-регулятора нр-30 КП ГТД д 30ку при его контакте с авиакеросином»

УДК 662.7:665.753.2

КИНЕТИКА РОСТА МАССЫ ОТЛОЖЕНИЙ НА КОНКРЕТНОМ ЗОЛОТНИКЕ НАСОСА-РЕГУЛЯТОРА НР-30 КП ГТД Д 30КУ ПРИ ЕГО КОНТАКТЕ С АВИАКЕРОСИНОМ

С.П. УРЯВИН, М.Г. ГОЛУБЕВА, В.Н. ЗЕНУШКИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Коняевым Е.А.

Установлены закономерности кинетики роста массы отложений при различных температурах эксплуатации на конкретном золотнике насоса НР - 30КУ в топливе ТС-1.

Ключевые слова: авиационный газотурбинный двигатель, топливорегулирующая аппаратура, золотниковые пары, залипание, отказы.

Практически во всей элементной базе систем автоматического управления топливопитани-ем авиационных ГТД используются гидравлические клапаны золотникового типа. В процессе эксплуатации они подвержены явлению "заклинивания" или "зависания". Данное явление обусловлено в том числе накоплением на золотниковых парах смолистых отложений, возникающих при их контакте с авиакеросином, особенно в состоянии так называемого "покоя" и при повышенных температурах эксплуатации. Исследование процесса роста отложений при контакте с авиакеросинами, в том числе и с ТС-1, проводились ранее на модельных системах. Рост отложений определялся по изменению теплопроводности стенок трубчатых образцов, имитирующих топливопроводы [1].

Представляет интерес максимально приблизить испытания к конкретным золотникам, наиболее часто подверженным "заклиниванию". По данным ремонтной диагностики, проведённой на ВАРЗ 400 при ремонте ГТД Д - 30КУ [2] и представленных на диаграмме (рис. 1), наиболее подвержены "заклиниванию" золотники клапана постоянного перепада давления топлива - 11 отказов, блокировочного клапана - 6 отказов, автомата распределения топлива - 5 отказов, датчика оборотов - 3 отказа.

В качестве объекта настоящего исследования использовали золотник блокировочного клапана, поскольку он оказался наиболее удобным для исследования (рис. 2), так как представляет собой золотниковую пару, включающую золотник 1 и втулку 2.

Рост смолистых отложений определяли по изменению массы золотника в процессе его контакта с авиакеросином. В качестве авиакеросина использовали топливо ТС - 1 без присадки ПВКЖ. Эксперимент проводили на приборе ЛСАРТ - 77, который позволяет устанавливать и поддерживать во времени температуры топлива, характерные для эксплуатации золотниковой пары. После каждого времени выдержки в топливе при всех температурах испытаний золотники сушили при температуре 150оС до постоянной массы.

Массу золотников определяли на аналитических весах с ценой деления 0,1 Мг. Максимальное время контакта золотника с топливом определяли по времени наступления эффекта "заклинивания" золотника во втулке после его выдержки в топливе при температуре 150оС. Эффект заклинивания определяли на доработанной установке марки "Кристалл -15".

Рис. 1. Диаграмма количества отказов золотниковых пар насосов НР - 30КУ по причине их "заклинивания": 1 - золотник 3141.268.1 во втулке 672.106 - клапана постоянного перепада давления топлива (КППД); 2 - золотник 3035.021 во втулке 3127.323 - клапана блокировки;

3 - золотник 3035.061.1 во втулке 3027-105-1(2) - узла отключения стартёра;

4 - золотник 3035. 1421 во втулке 3035-143 АРТ - автомата распределения топлива;

5 - золотник 3035. 399 во втулке 3055.401 - датчика оборотов

Рис. 2. Общий вид золотника блокировочного клапана насоса регулятора НР-30КУ

Экспериментальные данные приведены в табл. 1 - 3.

Таблица 1

Кинетика роста массы отложений на золотнике при температуре 80оС

т, ч 1 = 80°С

Ши, г ш°, г Шк, мг Шт, мг Ьп К1

6 19,5631 19,5654 6,0 2,3 0,48 0,081

8 19,5631 19,5660 6,0 2,9 0,66 0,083

10 19,5631 19,5665 6,0 3,4 0,84 0,084

12 19,5631 19,5669 6,0 3,8 1,0 0,083

14 19,5631 19,5672 6,0 4,1 1,15 0,082

Кіср = 0,083

Таблица 2

Кинетика роста массы отложений на золотнике при температуре 100оС

т, ч 1=100°С

Ши, г ш°, г Шк, мг Шт, мг Ьп К2

6 19,5640 19,5671 6,0 3,1 0,727 0,121

8 19,5640 19,5677 6,0 3,7 0,96 0,120

10 19,5640 19,5682 6,0 4,2 1,21 0,120

12 19,5640 19,5685 6,0 4,5 1,39 0,116

14 19,5640 19,5689 6,0 4,9 1,70 0,121

К2ср = 0,120 Таблица 3

Кинетика роста массы отложений на золотнике при температуре 150оС

т, ч 1= 150°С

Ши, г ш°, г Шк, мг Шт, мг Ьп Кэ

6 19,5635 19,5674 6,0 3,9 1,05 0,174

8 19,5635 19,5681 6,0 4,6 1,45 0,181

10 19,5635 19,5685 6,0 5,0 1,79 0,179

12 19,5635 19,5688 6,0 5,3 2,15 0,179

14 19,5635 19,5690 6,0 5,5 2,48 0,177

Кэср = 0,178

В этих таблицах: ши - исходная масса золотника, г; ш° - масса золотника с отложениями, г; шк - критическая масса отложений, при которой заполняется весь зазор между золотником и втулкой (получены расчетным путём), мг; шт - масса отложений в данный момент времени, мг;

Ьп - натуральный логарифм отношения -----------к—; К - константа скорости роста отложений,

Шк - Ш

отнесённая к 1 молю смол, образующих отложения.

По данным табл. 1-3 построены графики зависимостей в системе координат

1п —Ш— = і(т) и 1п Кт = і (—), которые представлены на рис. 3, 4.

Шк - Ш т

Рис. 3. Кинетика роста массы отложений на золотнике при различных температурах топлива ТС - 1

Из рис. 3 следует, что зависимость 1п быть представлена уравнением

Ш

Шк - Шх

1п

Ш

Исходя из этого уравнения

Шк - Шх

= К-т .

= Г(т) имеет линейный характер и может

(1)

1п

Ш„

К =

Шк - Шх

1п

Ш

или т =

Шк - Шх

К

Полученные соотношения хорошо согласуются с кинетическими уравнениями для химических реакций 1-го порядка, а также с работами Г.Ф. Большакова и его учеников [3, 4]. Согласно этим работам процессы окисления (осмоления) авиакеросинов осуществляются на уровнях моно-и бимолекулярных реакций.

Таким образом, используя уравнение 1, можно определить константу скорости роста массы отложений в заданном временном интервале и время, за которое масса отложений достигает значений (примерно 92% от тк), при которых имеет место "заклинивание" золотника во втулке.

Зависимость 1пКт = Г(1) согласно графику (рис. 4) также имеет линейный характер.

ЬпК-,

І.П К,

1 А —

■2.0-

-2 'І-

Г 1 [ Г II тггт

1)- ¿и ЮС№ - 373 К

Т?“ 273

27-Э + І50ГС - 423 К 2.ЄЗ-1ОІпКі=’г.Б0 1,- З.Б5-И}1пК^ -2.1-1 т?

1 «и?.* _ Ч ТЛ

1 >

■- к

*

2.?

2.'.

2,В

3.0

т т°-

Рис. 4. Зависимость константы скорости роста массы отложений на золотнике от температуры

По данным рис. 4 зависимость 1пКт = Г (—) описывается уравнением

т

1

1п Кт = -а — + 1пК0

(2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

или Кт = Ко • е

Е

где а = —-, Еа - энергия активации роста массы отложений, Дж; Я - универсальная газовая поЯ

стоянная,

Дж

К

Таким образом, уравнение (2) можно представить в виде

- Еа

Кт = Ко • е кт .

т

В результате несложных математических преобразований уравнения (2) и (3) можно представить в виде

1пКт2 = - —); (4)

Кт1 Я Т т/

ЕД-1 -1)

КТ —

—^ = е Я . (5)

Кт

Т1

Таким образом, полученные закономерности позволяют:

- по известным значениям Кт и Кт определить Еа - энергию активации роста массы отложений, т. е. энергетический барьер, который необходимо преодолеть одному молю авиатоплива, чтобы окислиться и образовать смолистые отложения;

- по известным значениям Еа и Кт при выбранной температуре определить Кт при любой температуре эксплуатации золотниковой пары, а следовательно, время достижения при этой температуре массы отложений (примерно до 90 -95% от тк), вызывающих эффект "заклинивания".

Энергия активации (Еа), определённая по уравнению (4) или (5), при температурах 80оС и

150оС составляет 13490 Дж/моль или 13,490 кДж/моль, что также хорошо согласуется с данны-

ми работ [3, 4].

Справедливость уравнений (4) или (5) проверили, рассчитав по ним значение при температуре 100оС и сравнив полученные данные с экспериментальной величиной (табл. 2). Отклонение расчётной величины от экспериментальной составляет 13,3%, что вполне допустимо для химмотологических исследований.

Выводы

1. Установлены закономерности кинетики роста массы отложений при различных температурах эксплуатации на конкретном золотнике блокировочного клапана насоса НР - 30КУ в топливе ТС-1 без присадки ПВКЖ.

2. Определена энергия активации роста массы отложений в топливе ТС - 1, которая составляет 13,490 кДж/моль.

3. Определена масса отложений, при которой возникает "заклинивание" золотника во втулке, и которая составляет 90-95% от расчётной величины.

4. Полученные закономерности позволяют определить время до заклинивания золотника во втулке при различных температурах эксплуатации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтунин В.А. Исследование особенностей теплоотдачи к углеводородным горючим и охладителям в энергетических установках многоразового исполнения. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова - Ленина, 2005. - Кн. I.

2. Акты - отчёты ВАРЗ № 400 за 1996 - 2008 гг.

3. Большаков Г.В. Образование гетерогенной системы при окислении углеводородных топлив. - Новосибирск: Наука, 1990.

4. Большаков Г.В., Каплан З.Г. Общее кинетическое уравнение и механизм образования коллоидных систем при окислении авиационных топлив: труды конференции. - Киев, 1972. - Вып. 34.2 - С. 154 - 160

SEDIMENTATION MASS INCREASE KINETICS ON CONCRETE POOL-AND-SLEEVE OF REGULATOR PUMP OT-30 RH WITH CONTACT WITH AVIATION FUEL IS OBSERVED

Uryavin S.P., Golubeva M.G., |Zenushkin V.N.

Contamination Mass increase kinetic Patterns with various exploitation temperatures on concrete pool-and-sleeve of regulator pump HP-30 is determined.

Key words: aviation jet engine, fuelregulating equipment, pool-and-sleeve, sealing.

Сведения об авторах

Урявин Сергей Петрович, 1957 г.р., окончил МИИ ГА (1981), директор ЦС авиаГСМ ГосНИИ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, обеспечение качества авиационных ГСМ.

Голубева Майя Георгиевна, окончила МХТИ им. Д.И. Менделеева (1959), кандидат технических наук, доцент кафедры авиатопливного обеспечения и ремонта летательных аппаратов МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, обеспечение качества авиационных ГСМ.

Зенушкин Виктор Николаевич, 1947 г.р., окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1976), кандидат технических наук, доцент кафедры авиатопливного обеспечения и ремонта летательных аппаратов МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, обеспечение качества авиационных ГСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.