Научная статья на тему 'Высокотемпературные отложения (ВТО) реактивных топлив: негативность, влияющие факторы, способы борьбы'

Высокотемпературные отложения (ВТО) реактивных топлив: негативность, влияющие факторы, способы борьбы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
410
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННОЕ ТОПЛИВО / ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ / AVIATION FUEL / THERMOSTABILITY / HIGH-TEMPERATURE ADJOURNMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Урявин Сергей Петрович, Коняев Евгений Алексеевич

Предлагаются способы борьбы с ВТО на основе анализа влияющих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Урявин Сергей Петрович, Коняев Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUEL HIGH TEMPERATURE MEASURES: NEGATIVENESS, FACTORS, MEANS OF STRUGGLE

Means of struggle with fuel high temperature measures is suggested.

Текст научной работы на тему «Высокотемпературные отложения (ВТО) реактивных топлив: негативность, влияющие факторы, способы борьбы»

УДК 621.89

ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ (ВТО) РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ: НЕГАТИВНОСТЬ, ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБЫ БОРЬБЫ

С.П. УРЯВИН, Е.А. КОНЯЕВ

Предлагаются способы борьбы с ВТО на основе анализа влияющих факторов.

Ключевые слова: авиационное топливо, термостабильность, высокотемпературные отложения.

Процесс осадкообразования в реактивных топливах оказывает негативное влияние на надежность работы авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). ВТО в топливной системе ГТД приводит к:

• преждевременному засорению фильтров;

• заеданию золотников в насосах-регуляторах, что ведет к «зависанию» оборотов, повышению времени приемистости, помпажу или самовыключению двигателя;

• ухудшению распыла топлива форсунками, сопровождаемого короблением и прогаром жаровых труб.

Исследования процессов осадкообразования углеводородных топлив выявили основную закономерность: образование осадков происходит вследствие повышения температуры их нагрева [1; 2]. Для каждого топлива существует температура максимального осадкообразования: для Т-2 - 135°С; для ТС-1 - 150°С; для Т-1 - 160°С, для Т-6 - 180°С.

Температура влияет не только на количество осадков, но и на их дисперсный состав [2]. С увеличением температуры топлива размеры частиц осадка в нем увеличиваются. Так при температуре 120°С в топливах ТС-1, Т-1 отсутствуют частицы размером более 50 мкм. При повышении температуры до 150°С наблюдается образование частиц размером 50... 120 мкм. Из-за малых зазоров в золотниковых парах топливорегулирующей аппаратуры (табл. 1) возникают различные аварийные ситуации, отмеченные выше.

Повышение температуры топлива вызывает увеличение в составе осадков органических смолистых соединений, а также углерода, серы и азота.

Термоокислительная стабильность реактивных топлив снижается в присутствии смолистых и сернистых соединений и, особенно, при наличии меркаптанов.

Ключевую роль в окислении углеводородов играет кислород, присутствие которого в топливе и надтопливном пространстве способствует интенсификации образования осадков (рис. 1).

Таблица 1

Зазоры в золотниковых парах

№ Элементы ТРА Зазоры, мкм

1 Дроссельный кран - втулка 8...12

2 Золотник клапана постоянного перепада - втулка 7...9

3 Распределительный клапан-втулка 10.14

4 Шток гидрозамедлителя - муфта 6.8

5 Плунжер - гильза 15.22

6 Золотники клапана сброса - втулка 5.8

Ряд конструкционных материалов оказываются катализаторами (РЬ, Си, Бп, Сг, А1, Бе) и ингибиторами (ЫЬ, 2п, N1, ', М^, Мо) окисления реактивных топлив (РТ).

Рис. 1. Влияние газовой среды на забивку топливного фильтра осадками топлива ТС-1

Большое внимание в настоящее время уделяется повышению термостабильности РТ с помощью гидроочистки, которая служит для удаления сернистых соединений, продуктов окисления и смол.

Повышению термостабильности РТ способствуют различные присадки: амифатические амины, сополимеры эфиров метакриловой кислоты и др. При введение их в топливо в количестве до 0,1 % термостабильность увеличивается до 200°С (рис. 2). Скорость прокачки топлива играет существенную роль в топливоподаче и охлаждении агрегатов ГТД, она приводит к изменениям в структуре пограничного слоя, а следовательно, к изменению скорости осадкообразования на фильтрах и греющих стенках каналов (например, ТМР).

Рис. 2. Влияние присадок на образование отложений в топливе ТС-1

Фактор времени в процессе осадкообразования играет очень большую роль, особенно в начальной стадии работы (1). Здесь же нужно отметить и фактор цикличности работы ГТД (циклом нужно считать запуск - останов изделия даже без учета времени работы). Чем больше циклов, тем больше осадка.

Таким образом, можно отметить, что осадкообразование (бос) в авиационном ГТД зависит от многих факторов [4]

бос - ^ (тст ; Тт ; РТ ; ’^г ; Мст ; пр ; К

О2

К

N2

Х ; К),

где ТСТ - температура стенки; ТТ - температура топлива;

РТ - давление топлива; ,№г - скорость прокачки;

МСТ - материал стенки; ПР - присадки;

КО2 - насыщенность кислородом;

Км2 - насыщенность инертным газом (азотом);

Х - физико-химические свойства топлива;

N - число циклов работы ГТД.

Рассмотрим способы предотвращения, уменьшения и удаления высокотемпературных отложений с деталей и узлов ГТД.

К существующим технологическим методам снижения бос можно отнести:

• улучшение технологии получения топлив с применением гидрокрекинга;

• улучшение технологии очистки топлив на НПЗ, гидроочистку;

• добавку антиосадкообразующих присадок;

• предварительную микрофильтрацию.

К существующим конструкторским методам снижения бос можно отнести:

• выбор материала стенки;

• создание полированной поверхности.

К перспективным конструкторским методам по уменьшению бос можно отнести:

• обеспечение расчетного необходимого охлаждения стенки до температуры ниже 100 ОС;

• использование электроизолирующего (керамического) покрытия стенок каналов.

Существующие эксплуатационные методы по снижению бос охватывают:

• уменьшение контакта топлив с окружающим воздухом (плавающие крыши на резервуарах складов ГСМ);

• обеспечение продувки нагретых изделий топливной системы после останова ГТД;

• обеспечение минимального давления при запуске и останове ГТД;

• обеспечение более высокой степени фильтрации топлив при эксплуатации ГТД.

Перспективными эксплуатационными методами следует считать:

• удаление кислорода из топливных систем;

• заполнение надтопливного пространства инертным газом (азотом).

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы и способы по снижению ВТО могут осуществляться без снятия двигателя с самолета.

Существующие методы удаления ВТО включают:

• физико-механический метод (очистка ручным инструментом; пескоструйная обработка; очистка косточковой крошкой, дисковыми проволочными щетками);

• физико-химические методы (удаление ВТО посредством щелочных соединений, поверхностно-активных веществ, синтетических моющих средств);

• химико-термические методы (химическое разрушение нагретым реактивом, выжигание ВТО, объемно-температурное изменение).

Физико-химические методы могут проводиться во время профилактических работ при периодическом техническом обслуживании. Остальные проводятся только на ремонтных заводах.

К перспективным методам удаления отложений или снижения их негативного воздействия можно отнести:

• применение в топливной аппаратуре сменных элементов и деталей (фильтров, форсунок, золотниково-распределительных устройств), которые могли бы заменяться автоматически, полуавтоматически (в полете) или вручную (на земле при ТО);

• использование ультразвукового возбуждения колебаний золотниковораспределительных устройств для предотвращения их заедания на временных интервалах полета, соответствующих их рабочему диапазону. Это относится к золотниковым парам

клапанов перепуска воздуха, управления перекладкой лопаток направляющего аппарата, постоянства перепада давления, управления реверсом и др.

Частота и мощность ультразвукового воздействия, необходимые для страгивания золотника и зависящие от силы трения, массовых и геометрических характеристик золотниковых пар, могут быть определены по методике, изложенной в работе [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубовкин Н.Ф., Маланичева В.Г. и др. Физико-химические и эксплуатационные свойства реактивных топлив. - М.: Химия, 1985.

2. Яновский Л.С., Иванов В.Ф., Галимов Ф.М. и др. Коксоотложения в авиационных и ракетных двигателях. - Казань : Абак, 1999.

3. Коняев Е.А., Урявин С.П. Разработка метода обеспечения надежности золотниковых пар топливорегулирующей аппаратуры ГТД. - М.: МГТУ ГА, 2009.

4. Алтунин В.А. Исследование особенностей теплоотдачи к углеводородным горючим и охладителям в энергетических установках многоразового использования. - Казань: Казанский государственных университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - Т. 1.

FUEL HIGH TEMPRATURE MEASURES: NEGATIVENESS, FACTORS, MEANS OF STRUGGLE

Uryavin S.P., Konyaev E.A.

Means of struggle with fuel high temperature measures is suggested.

Key words: aviation fuel, thermostability, high-temperature adjournment.

Сведения об авторах

Урявин Сергей Петрович, 1957 г.р., окончил МИИГА (1981), директор ЦСавиаГСМ ГосНИИ ГА, автор 16 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, оценка эксплуатационных свойств авиационных материалов и изделий.

Коняев Евгений Алексеевич, 1937 г.р., окончил РИИ ГА (1959), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой авиатопливообеспечения и ремонта ЛА МГТУ ГА, автор более 200 научных работ, область научных интересов - диагностика авиационных ГТД, авиационная химмотология топлив и масел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.