9. Электронный ресурс. Режим доступа: https://greenkaz.org/index.php/informatsiya/zelenaya-economika/ (дата обращения: 14.12.2020).
10. Абилов А.Ж. Принципы устойчивой архитектуры. Учебное пособие. Алматы: изд. ТОО «Лантар Трейд», 2019. С. 107.
11.Abilev D.N., Samoilov K.I. Basic principles of formation of modern eco-city. Наука, образование и культура. № 2 (46), 2020. C. 63-66.
12. Abilev D.N., Samoilov K.I. Specifics of taking into account climate conditions for designing eco-cities in arid regions of Western Kazakhstan Наука и образование сегодня. № 4 (51), 2020. С. 59-62.
КИНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ Толеп А.Е.1, Самойлов К.И.2, Балыкбаев Б.Т.3
1Толеп Алмас Ерболович - бакалавр искусства, магистрант, Специальность: архитектура;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор; 3Балыкбаев Байжан Тулеуханович - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор,
кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: трансформируемые элементы, предметы и архитектура использовались людьми для самых разных целей с древних времен. Анализ развития трансформируемых систем показывает, как решались ситуации, когда исполнение конструкций с помощью обычных статических структур становилось невозможным, и появлялась необходимость разработки новых структур. В данной статье рассмотрены трансформируемые архитектурные объекты и системы, а также то, как происходит взаимосвязь между искусством, инженерией и технологиями в архитектуре, которая приобретает качество реагирования и адаптации на постоянно меняющиеся функциональные требования. Ключевые слова: архитектура, искусство, трансформация, динамика, движение, адаптация, кинетический фасад.
Можно утверждать, что одной из важнейших обязанностей архитектуры в постоянно меняющемся мире является создание среды, предоставляющей пользователям возможность расширить свои творческие, социальные, экологические и эстетические знания. Это можно сделать, испытывая различные аспекты зданий, которые населяют их окружающую среду. Совершенно очевидно, что архитекторы могут играть важную роль в этом вопросе, проектируя пространства, в которых возможно взаимное взаимодействие между окружающей средой и пользователем. Такая архитектура выходит за рамки своей основной задачи предоставление убежища для своих пользователей и подтверждает известное утверждение о том, что «архитектура-это не сама цель».
Однако вопрос заключается в том, как архитектура может быть вовлечена в процесс отражения социальной и исторической деятельности и использоваться в качестве учебной среды для своих пользователей, которая наполняет сообщение архитектора и концепции, лежащие в основе дизайна архитектуры? Многие архитекторы уже пытались ответить на этот вопрос, проектируя статичные здания, которые являются архитектурно яркими и имеют трансформируемую среду, позволяющую пользователям испытывать разные сцены в период их пребывания в здании. В работах реализовано то, что конфигурация статических архитектурных и структурных компонентов позволяет посетителям осознавать, переживать и взаимодействовать с окружающей средой, проходя через здания. В этих случаях архитектура представляет собой неподвижное тело, которое может наполнить смыслом
течение времени и виртуальная трансформация только тогда, когда посетители перемещаются внутри здания. Поэтому архитектура может передавать новые смыслы и напоминать пользователям о том, что произошло в прошлом, и генерировать новые перспективы, которые иллюстрируют будущее.
Естественно, что архитектура может определить место и придать ему смысл. Архитектура может даже изменить человеческое понимание пространства. Кроме того, здание может передать новое сообщение своим пользователям и установить новую личность, которая может положительно или отрицательно повлиять на жизнь пользователя. Обычные статичные здания обычно передают заранее определенный смысл и идентичность своим пользователям, и проектировщики обычно являются единственными людьми, которые участвуют в процессе проектирования. Поэтому то, что пользователи чувствуют и достигают, живя в этих зданиях - это то, что предопределили дизайнеры.
Архитектура сегодня в большинстве служит не только своего рода «убежищем» для своих пользователей, но и обеспечивает интерактивную среду, в которой пользователи могут сами управлять и перестраивать свою окружающую среду на основе своих требований и амбиций и в то же время иметь архитектуру, влияющую на их воображение и творчество. Идея трансформации может переопределить идентичность современной архитектуры таким образом, чтобы она могла более эффективно адаптироваться к требованиям нового пользователя [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Проверка трансформируемых зданий и концепций, объясненных ранее, показывает, что новая идентичность может быть достигнута посредством трансформации. Известная мысль Ле Корбюзье - «дом - это машина для жилья» - имеет значительный смысл в трансформируемой архитектуре. Ценности машины, включая функциональность, регулярность, эффективность и подвижность, которые считаются противоположными ценностям искусства, могут быть интегрированы с ценностями искусства в трансформируемых зданиях. Следовательно, трансформируемая архитектура не только рассматривается как машина, она ценится за свои эстетические и художественные характеристики, которые достигается путем трансформации.
В историческом аспекте развитие зданий с кинетической составляющей выглядит следующим образом:
- 1935 г. - Первым вращающимся вокруг вертикальной оси жилым домом стала вилла «Подсолнух» в Марчеллизе (Анджело Инверницци, Этторе Фаджуоли, Ромоло Карапакки), которая имела делающий полный круг почти за девять с половиной часов двухэтажный цилиндрический объем на крупном двухэтажном подиуме.
- 1994 г. - Дом «Гелиотроп» во Фрайбурге (Рольф Диш) в соответствии с одноименным цветком вращается за солнцем, используя энергию, полученную массивной солнечной батареей над кровлей.
- 2000 г. - Кинетическая крыша венесуэльского павильона на выставке EXPO-2000 в Ганновере, является впечатляющим примером трансформируемой каркасной архитектуры, которая соответствует как функциональным, так и художественным ожиданиям. Крыша включает в себя 16 лепестковых подвижных секций в спиралевидном расположении и покрыта куполом. Каждый лепесток состоит из изогнутой триангулированной стальной фермы, покрытой тканевой мембраной, предварительно натянутой с помощью растяжимых тросов для достижения устойчивости конструкции к внешним силам. Убирающиеся крылья расходятся наружу от центра в перекрывающихся слоях. Эта монументальная крыша, призванная символизировать ландшафт Венесуэлы, покрывает здание цилиндрической формы. Он открывается и закрывается, как цветок, и включает в себя цвета венесуэльского национального цветка. В дизайне единство между структурными и корпусными компонентами обеспечивает тесное взаимодействие с изменяющимися погодными условиями и реагирование на них, а также подчеркивает символический потенциал трансформируемой каркасной архитектуры.
- 2001 г. - Часть павильона Квадраччи «Бюрк Брайз Солейл» в Милуоки (Сантьяго Калатрава Вальс) имеет на кровле динамическую конструкцию, позволяющую регулировать микроклимат внутри и создавать своего рода феерический аттракцион; Пешеходный мост «Тысячелетие» в Гейтсхэде (Wilkinson Eyre company, Гейтсхэд) имеет возможность полного подъёма полосы движения для пропуска судов по руслу реки.
- 2002 г. - Мост-судоподъемник «Фолкеркское колесо» в Фолкерке (The Morrison-Bachy Soletanche Joint Venture Team, the British Waterways Board, RMJM) обеспечивает за счёт вертикального вращения подъем-спуск небольших судов в разноуровнево расположенные каналы.
- 2004 г. - Вращающийся дом в Сан Диего (Al Johnstone, Janet Johnstone, Сан Диего) позволяет изменять ориентацию основных помещений путем вращения основного объёма; Жилой комплекс «Съюит Волард» в Куритиба (Бруно де Франко, Алан Хольцманн) показателен возможностью независимого вращения каждого этажа. - 2005 г. - «Скручивающийся мост» в Лондоне (Rolling brige) из дорожки превращается в своеобразную фигуру, имеющую качества арт-объекта. Крыша теннисного стадиона Ци чжун в Шанхае - это пример трансформируемой пространственной пластинчатой конструкции, использующей поворотный механизм. Выдвижная система крыши, покрывающая центральное пространство стадиона, включает в себя восемь лепестково-образных секций, каждая из которых вращается вокруг неподвижного вала с помощью трех концентрических приводных дорожек. Каждое крыло крыши состоит из стальной трубчатой фермы крыши, покрытой стальной пластиной. Выдвижная крыша опирается на неподвижное пространственное стальное кольцо - ферму диаметром 123 м. Идея этой трансформируемой крыши проистекает из символа города цветка магнолии. Его открытие и закрытие напоминает цветение магнолии. Трансформация кровли занимает 8 минут. Здание иллюстрирует современное состояние развития экономики в трансформируемой плиты конструкция конструкции, которая выходит за рамки преобразования внутреннего пространства в наружное. Это пример потенциала пространственных каркасных структур для интеграции технологий, науки и искусства.
- 2006 г. - Культурный центр «Стеновая волна» в Ливингстоне (Charles Sowers with Shawn Lani, Peter Richards, Susan Schwartzenberg & LIGO Scientific Staff демонстрирует идущую под воздействием ветра волну, образованную вертикальными рёбрами.
- 2007 г. - Здание «Кейфер Текник шоурум» в Бад-Глайхенберге (Giselbrecht+Partner ZT GmbH) позволяет регулировать микроклимат за счёт раскрытия и закрытия фасадных панелей.
- 2009 г. - Павильон «Прада трансформер» в Сеуле (Рем Колхас) демонстрирует динамическое взаимодействие различных геометрических фигур, образующих соответствующие выставочные пространства; Раздвижной дом в Суффолке (Алекс де Риджке, dRMM Architects) демонстрирует возможность одновременной сдвижки кровли и стен, обнажая остеклённый внутренний объем.
- 2010 г. - Галерея «Сперон Вестуотер» в Нью-Йорке (Норман Фостер) показательно напоминающим лифт павильоном, перемещающимся по фасаду между этажами.
- 2011 г. - музей Рэндалл в Сан-Франциско (Charles Sowers Studios) имеет на фасаде реагирующие на ветер стрелообразные элементы, образуя динамичный рисунок; Дом «Орчид» в Глостере (Сара Физерстоун) имеет возможность периодического изменения конфигурации помещений.
- 2012 г. - Павильон «Один океан» в Йосу (Soma architecture) демонстрирует кинетические панели, напоминающие своим движение жабры дышащей рыбы или рябь воды; Дом «Движущийся ландшафт» в Ахмедабаде (Matharoo Associates) имеет массивные движущиеся стеновые панели, обеспечивающие за счёт сдвига аэро-инсоляцию помещений; Дом «Обскура» в Асунсьоне (Javier Corvalan, Laboratorio de Arquitectura) имеет поднимающийся внешний короб, позволяющий раскрыть внутреннее пространство; Двухбашенный офисный комплекс «Аль Бахар» в Абу Даби (Aedas Architects) имеет внешнюю поворачивающуюся структуру, обеспечивающую поддрержание оптимального микроклимата внутри зданий.
- 2013 г. - Финансовый центр «Бунд» в Шанхае (Norman Foster and Heatherwick Studio) иллюстрирует своими фасадами динамику водопада; Дом «Шарифи-ха» в Тегеране (Next Office, Alireza Taghaboni) имеет подвижные боксы, независимо поворачивающиеся так, чтобы обеспечить освещенность или затенение помещений; Стадион «Фишт» в Сочи (Деймон Лавель и архитектурное агентство Populous) показателен полностью раздвигающейся кровлей в зависимости от специфики проводимого мероприятия.
- 2014 г. - Комплекс «Театр 77» в Пекине (Origin Architect) решён таким образом, что стена его главного фасада может раскрываться, включая в представление и примыкающее уличное пространство; Госпиталь «Эскенази» в Индианаполисе (Роб Лей) иллюстрирует динамичный фасад за счёт изменения при движении вдоль него ракурса восприятия панелей имеющих значительную кривизну; Оригами-киоск в Лондоне (Make Architects) представляет открытое пространство во время работы и полностью закрытую складчатую скульптуру в нерабочем состоянии; Театр «Хан шоу» в Ухане (Марк Фишер, Stufish Entertainment Architects) имеет динамичную сцену, подразумевающую передвижение зрителей во время представления.
- 2016 г. - Танцевальный павильон в Рио-де-Жанейро (Estudio Guto Requena) демонстрирует динамичный фасад из вращающихся дисков, поворачивавшихся в зависимости от активности танцующих внутри; Дом «РеАктор» в Генте (Alex Schweder и Ward Shelley) вращается по горизонтали вокруг центральной оси и отклоняется по вертикали по мере передвижения обитателей внутри.
- 2017 г. - Многоквартирный жилой дом «Механический балет» в Цюрихе (Manuel Herz Architects) демонстрирует возможность раскрытия и закрытия стеновых панелей, образующих балконы и солнцезащитные козырьки; Стадион «Мерседес Бенц» в Атланте (НОК) уникален своей раздвижной по типу диафрагмы фотоаппарата кровлей; Студенческое общежитие в Тулузе (PPA Architectures, Scalene Architectes и Almudever Architecture Factory) позволяет проживающим произвольно раскрывать и закрывать ставни, спонтанно меняя облик здания.
- 2018 г. - Вилла «Квадрант хауз» в Варшаве (KWK Promes, Robert Konieczny) имеет возможность перемещения открытой террасы от спа-зоны до гостиной в зависимости от положения солнца.
Таким образом, использование кинетических мотивов в развитии архитектуры позволяет значительно более интересно интерпретировать задачи формирования среды обитания.
Список литературы
1. Динамическая архитектура. Сооружения с подвижными деталями. Кинетические инсталляции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.architime.ru/kinarch.htm/ (дата обращения: 17.12.2020).
2. Кашина И.В., Забейворота В., Симакова А. Исследование причин использования кинетической архитектуры в современном мегаполисе. Строительство и техногенная безопасность, 2017. 8(60). С.15-21.
3. Кашина И.В., Забейворота В., Симакова А. Интерактивное движение в кинетической архитектуре. Строительство и техногенная безопасность, 2017. 9(61). С. 37-46.
4. Tolep A.E., Samoilov K.I. Principles of architectural and spatial organization of transformable sports facilities. - Наука, образование и культура. № 2 (46), 2020. С. 67-69.
5. Толеп А.Е., Самойлов К.И., Балыкбаев Б.Т. Трансформация и движение в архитектуре: связь между искусством, техникой и технологиями. Наука и образование сегодня № 4 (51), 2020. С. 66-68.
6. Tolep A.E., Samoilov K.I., Balykbayev B.T. Transformation and adaptation in modern architecture. Наука и образование сегодня. № 5 (52), 2020. С. 90-92.