Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ И ДВИЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ, ТЕХНИКОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ДВИЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ, ТЕХНИКОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
163
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДИНАМИКА / АДАПТАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Толеп Алмас Ерболович, Самойлов Константин Иванович, Балыкбаев Байжан Тулеуханович

Трансформируемые элементы, предметы и архитектура использовались людьми для самых разных целей с древних времен. Анализ развития трансформируемых систем показывает, как решались ситуации, когда исполнение конструкций с помощью обычных статических структур становилось невозможным и появлялась необходимость разработки новых структур. В данной статье рассмотрены трансформируемые архитектурные объекты и системы, а также то, как происходит взаимосвязь между искусством, инженерией и технологиями в архитектуре, которая приобретает качество реагирования и адаптации на постоянно меняющиеся функциональные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ И ДВИЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ, ТЕХНИКОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ДВИЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ: СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ, ТЕХНИКОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ

12 3

Толеп А.Е. , Самойлов К.И. , Балыкбаев Б.Т.

1Толеп Алмас Ерболович - бакалавр искусства, специальность: архитектура, магистрант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор;

3Балыкбаев Байжан Тулеуханович - кандидат технических наук, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: трансформируемые элементы, предметы и архитектура использовались людьми для самых разных целей с древних времен. Анализ развития трансформируемых систем показывает, как решались ситуации, когда исполнение конструкций с помощью обычных статических структур становилось невозможным и появлялась необходимость разработки новых структур. В данной статье рассмотрены трансформируемые архитектурные объекты и системы, а также то, как происходит взаимосвязь между искусством, инженерией и технологиями в архитектуре, которая приобретает качество реагирования и адаптации на постоянно меняющиеся функциональные требования. Ключевые слова: искусство, архитектура, трансформация, динамика, адаптация, движение.

Трансформируемая архитектура - это подходящая стратегия для зданий и архитектурных сооружений, которые должны быть реконфигурированы либо путем складывания в компактную форму для удобства монтажа и транспортировки, либо путем изменения их формы, чтобы иметь возможность реагировать на изменение функциональных и эстетических требований. Одна из важнейших потребностей архитектуры в меняющемся мире заключается в том, чтобы реагировать на изменяющиеся требования ее пользователей и позволять им осуществлять свои архитектурные идеи в реальности через участие в архитектурном проектировании. Трансформируемость можно рассматривать как важный способ реагирования на требования пользователя здания. Там также существует общая тенденция к проектированию зданий, которая взаимодействует с окружающей средой так, чтобы они могли экономить энергию и уменьшать эксплуатационные расходы. Трансформируемая архитектура может создать инновационное, динамичное пространство, в котором пользователи имеют больше возможностей эффективно использовать изменения в окружающей их среде. Это также открывает путь для следования экологическим потребностям и даже решению неожиданных ситуаций. Например, дизайнеры могут передать исторические данные, социальные и политические послания через трансформацию. В данной работе основные характеристики трансформируемой архитектуры рассматриваются в двух основных направлениях: категории человеческого восприятия и опыта, а также создании интеллектуальных пространств [1].

Можно утверждать, что одной из важнейших обязанностей архитектуры в постоянно меняющемся мире является создание окружающей среды, которая предоставляет пользователям возможность расширить свои творческие, социальные, экологические и эстетические взгляды. Это можно сделать, испытывая различные аспекты зданий, которые населяют их окружающую среду. Совершенно очевидно, что архитекторы могут играть важную роль в этом вопросе, проектируя пространства, в которых возможно взаимодействие между окружающей средой и пользователем. Такая архитектура выходит за рамки своей основной задачи: предоставляет убежища для своих пользователей и подтверждает известное утверждение о том, что "архитектура сама по себе не является целью" [2].

Однако возникает вопрос, каким образом архитектура может быть вовлечена в процесс отражения общественно-исторической деятельности и будет использоваться в качестве обучающей среды для своих пользователей. Многие архитекторы уже пытались ответить на этот вопрос, проектируя статику у здания, которая является архитектурно динамичной и имеет трансформируемую среду, позволяющую пользователям менять свою окружающую среду в период их пребывания в здании. Среди этих архитекторов-Даниэль Либескинд, Ренцо Пиано и Ричард Роджерс с их проектами для Еврейского музея в Берлине и центра Джорджа Помпиду в Берлине. То, что реализуется в работе этих архитекторов, заключается в том, что конфигурация статических архитектурных и конструктивных компонентов позволяет посетителям осознавать, переживать и взаимодействовать с окружающей средой, когда они проходят через помещения здания. В этих случаях архитектура-это неподвижное тело, которое может наполнить чувством проходящего времени, а виртуальная трансформация происходит только тогда, когда посетители перемещаются внутрь здания. Поэтому архитектура может передавать новые смыслы и напоминать пользователям о том, что произошло в прошлом и генерировать новые перспективы, которые иллюстрируют будущее [5].

Обычные статические здания в основном передают заранее определенный смысл и идентичность своим пользователям и проектировщикам - обычно это единственные люди, которые участвуют в процессе проектирования. Таким образом, то, что пользователи чувствуют и достигают, живя в этих зданиях - то и предопределили проектировщики. В этом подходе к архитектуре отсутствует один из аспектов Ле Корбюзье дал определение архитектуры, согласно которому она является "машиной для жизни" (Le Corbusier, 1986). Это определение Ле Корбюзье, по-видимому, более применимо к сегодняшней жизни, в которой всегда все постоянно меняется. Архитектура сегодня должна не только обеспечивать укрытие для своих пользователей, но и также должна обеспечивать интерактивную среду, в которой пользователи могут самостоятельно управлять и перепроектировать их окружение на основе их требований. В то же время архитектура влияет на их воображение и творчество [3].

Идея трансформации может по-новому определить личность человека. Современная архитектура устроена таким образом, что она может более эффективно адаптироваться к требованиям нового пользователя. Проверка трансформируемых зданий и концепций, объясненных ранее, показывает, что новая идентичность может быть достигнута с помощью преобразования. Такого рода архитектурные элементы называют "замороженной трансформацией". Однако в динамической трансформируемой архитектуре, особенно в работе Калатравы и Хобермана, подвижные компоненты могут не только приспособить здание к изменениям окружающей среды, они способны наполнить его новым смыслом и идентичностью. Эта уникальная характеристика конструкций делает ее трансформируемые структуры отличающимися от многих других. Остальная часть этой статьи посвящена оценке основных архитектурных примеров и рассмотрению наиболее важных из них.

Одним из инновационных примеров, применения трансформируемых систем в спортивных комплексах, считается Мерседес-Бенц в Атланте, США. Проект разработала архитектурная группа HOK и 360 Architecture совместно ещё с несколькими другими компаниями. В стадионе применена уникальная конструктивная система трансформации крыши. Раздвижная конструкция крыши происходит от формы соколиного крыла, олицетворяющего символ команды. Конструкция состоит из восьми треугольных панелей, словно обертывающих здание и способных открываться и закрываться, напоминая динамичную систему объектива фотоаппарата. Конструкция крыши будет дополнительно оснащена новейшими HD технологиям, разработанными группой архитекторов HOK. В стадионе применяется трансформация самого поля, а также мест для зрителей. Проектная вместимость стадиона составляет 71000 зрителей с возможностью расширения до 81000. При необходимости снижения количества зрителей, с помощью трансформации вместимость может быть изменена до 32 000. Выдвижные сидения, окружающие поле позволяют любителям приблизиться к футбольному действию [2].

Рис. 1. Трансформация крыши, напоминающей очертания цветка магнолии. Стадион Чи Джонг,

г. Шанхай, Китай, 2005 [4]

Ещё один пример, архитектурной трансформации на примере спортивного сооружения. Теннисный стадион Чи Джонг, в Шанхае, созданный по проекту японского архитектора Митсуру Сенда в 2005г. стал всемирно известным спортивным объектом за счет раздвижной конструкции крыши, которая в раскрытом состоянии напоминает очертания цветка магнолии - важный национальный символ города. Чтобы полностью раскрыться, крыше стадиона достаточно всего 8 минут. Трибуны вмещают 15000 зрителей [4].

Одной из важнейших потребностей архитектуры в изменяющемся мире является реагирование на изменяющиеся требования ее пользователей. Трансформируемость можно рассматривать как важный способ реагирования на изменяющиеся требования современности. Рассмотрение этого вопроса показывает, что трансформация - это не просто способ расширения пространства здания от центра к центру. Эти здания могут сохранять свою структурную стабильность, в то же время интерактивно реагировать на запросы пользователей. Они также могут создавать динамичные архитектурные пространства, которые предоставляют пользователям возможность расширить свои творческие, социальные, экологические и эстетические знания [5].

Список литературы

1. Асефи M. Трансформируемые и кинетические архитектурные сооружения. Издательство VDM Verlag. Германия, 2010.

2. Федорова О.В. Архитектурно-пространственная трансформация спортивных сооружений // Академический вестник УралНИИ проект РААСН, 2012. № 2. С. 66-69.

3. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Архитектоника объемных форм: учебное пособие. Владивосток: ВГУЭС, 2005. 100 с.

4. Стадион Чи Джонг, Китай. Из серии: «Стадионы впечатляющие своим дизайном». [Электронный ресурс]. Режим доступа: orangesmile.com/extreme/ru/magnificent-stadiums/qizhong-stadium.htm/ (дата обращения: 29.11.2016).

5. Пименова Е.В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций // Инженерный вестник Дона, 2016. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739/ (дата обращения: 07.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.