Научная статья на тему 'Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние'

Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семиотический подход / классический киноведческий анализ / визуальный материал / региональное кино / кинематограф / художественные / документальные фильмы / советские киностудии / контрпункты / авторское кино / semiotic approach / classical film analysis / visual material / regional cinema / cinematography / feature films / documentaries / Soviet film studios / counterpoints / auteur cinema

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левченко Наталья Валерьевна

Предметом исследования является региональный кинематограф. В статье приводится краткий обзор деятельности киностудий, созданных в советскую эпоху. Исследование было направлено на изучение выявление специфики, как ряда кинофильмов региональных советских киностудий, так и современного авторского кино. Были отобраны и проанализированы основ‑ ные картины режиссеров, а также проведен анализ публикаций СМИ и рецензии журналистов, посвященных данной теме. На примере Свердловской киностудии раскрываются особенности функционирования крупных советских киностудий, которые сохранились на сегодняшний день. Как показал анализ научной литературы, кинематограф рассматривается с разных ракурсов. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, герменевтический подход основан на визуальной репрезентации и интерпретации различных образов в фильмах, при дискурсивном анализе смысл произведения зависит от интерпретаторов. На сегодняшний день научные труды, посвященные современным региональным кинофильм, как правило, касаются развития определенного локального этнического кино. В тоже время исследования, касающиеся вопросов развития кинематографа в регионах, а также сравнительному анализу кинематографа в различных регионах уделяется недостаточно внимания. Основные выводы исследования: большинство советских региональных киностудий в настоящее время либо прекратили свою деятельность, либо фокусируются преимущественно на документальных фильмах. В результате политических, экономических, культурных, и социальных трансформаций советское киноискусство перестает существовать как феномен массовый и активно развивается в регионах России. Показано как через региональные кинофильмы кинорежиссеры освещают такие темы, как: раскрытие исторических событий, социальные проблемы жителей городов и деревень, особенности местного фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMATOGRAPHY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOVIET FILM STUDIOS AND CURRENT STATE

The subject of the study is regional cinematography. The article provides a brief overview of the activities of film studios created in the Soviet era. The research was aimed at studying the specifics of both a number of films of regional Soviet film studios and modern author’s cinema. The main films of the directors were selected and analyzed, and media publications and reviews by journalists devoted to this topic were analyzed. Using the example of the Sverdlovsk Film Studio, the peculiarities of the functioning of major Soviet film studios that have survived to the present day are revealed. As the analysis of scientific literature has shown, cinematography is considered from different angles. Representatives of the semiotic approach analyzed films as sign systems, the hermeneutic approach is based on the visual representation and interpretation of various images in films, in the discourse analysis the meaning of the work depends on the interpreters. At the same time, to date, scholarly works devoted to contemporary regional cinema tend to focus on the development of certain local ethnic cinemas. At the same time, there has been insufficient attention paid to studies concerning the development of regional cinematography, as well as to comparative analysis of cinematography in different regions. The main conclusions of the study are that most Soviet regional film studios have now either ceased operations or focus primarily on documentaries. As a result of political, economic, cultural, and social transformations, Soviet film art ceases to exist as a mass phenomenon and is actively developing in Russia’s regions. It is shown how through regional films filmmakers cover such topics as: disclosure of historical events, social problems of city and village residents, peculiarities of local folklore.

Текст научной работы на тему «Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние»

Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние

Левченко Наталья Валерьевна,

кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН E-mail: natalya_levchenk@mail.ru

Предметом исследования является региональный кинематограф. В статье приводится краткий обзор деятельности киностудий, созданных в советскую эпоху. Исследование было направлено на изучение выявление специфики, как ряда кинофильмов региональных советских киностудий, так и современного авторского кино.

Были отобраны и проанализированы основные картины режиссеров, а также проведен анализ публикаций СМИ и рецензии журналистов, посвященных данной теме. На примере Свердловской киностудии раскрываются особенности функционирования крупных советских киностудий, которые сохранились на сегодняшний день.

Как показал анализ научной литературы, кинематограф рассматривается с разных ракурсов. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, герменевтический подход основан на визуальной репрезентации и интерпретации различных образов в фильмах, при дискурсивном анализе смысл произведения зависит от интерпретаторов. На сегодняшний день научные труды, посвященные современным региональным кинофильм, как правило, касаются развития определенного локального этнического кино. В тоже время исследования, касающиеся вопросов развития кинематографа в регионах, а также сравнительному анализу кинематографа в различных регионах уделяется недостаточно внимания. Основные выводы исследования: большинство советских региональных киностудий в настоящее время либо прекратили свою деятельность, либо фокусируются преимущественно на документальных фильмах. В результате политических, экономических, культурных, и социальных трансформаций советское киноискусство перестает существовать как феномен массовый и активно развивается в регионах России. Показано как через региональные кинофильмы кинорежиссеры освещают такие темы, как: раскрытие исторических событий, социальные проблемы жителей городов и деревень, особенности местного фольклора.

Ключевые слова: семиотический подход, классический киноведческий анализ, визуальный материал, региональное кино, кинематограф, художественные, документальные фильмы, советские киностудии, контрпункты, авторское кино.

183

Кинематограф в России начал бурно развиваться вначале XX века. В 1906— 1909 гг. А. Ширяев, балетмейстер Ма-риинского театра, снимает первые кукольные мультфильмы.. В 1911 году выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (реж. Ханжонковым и Гончаров). «Эта работа во многом носила новаторский характер. Был осуществлен первый опыт съемки батальных сцен в России» [1, с. 8]. В 1912-1913 гг. В. Старевич снял серию кукольных мультфильмов «с участием» насекомых. Одним из наиболее популярных фильмов был «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, согласно сюжетам рыцарских романов. После 1917 г. кинематограф развивался уже по советским канонам. В первые годы советской эпохи в киноиндустрию власть активно внедряет элементы идеологии, как «важнейшее средство ориентации социального поведения» [2, с. 157]. Мультипликация выступала средством идейного воспитания [3, с. 117]. В 30-е гг. в искусстве официальным методом был признан социалистический реализм, который включал в себя изображение жизни согласно идеалам социалистического общества. В это время советский кинематограф соединил в себе новые приемы в технике и традиции русского сценического искусства (система Станиславского). В Сталинский период от отрасли требовалось пропагандирование культа вождя, коллектива, построение «светлого будущего», наряду с этим формировался образ врага. Образ Сталина активно использовался в киноискусстве. Создается культ героев-стахановцев, которые отражали стремление работников к лучшей жизни, используя все свои возможности [4, с. 11]. В годы войны моральный дух армии и народа поднимали такие киноленты, как: сатиристическая картина «Киноцирк» (реж.: О. Ходатаева, Л. Амальрик, 1942), фильм-плакат «Одна из многих (Мосэнерго)» (реж.: Л. Бредис,1943), «Синдбад-мореход» (реж. В. и З. Брум-берг, 1944) и др. В послевоенные годы в идеологии большее внимание уделяли

трудолюбию и оптимизму, «готовности откликнуться на призыв партии (комсомола, профсоюза), героизму» [5, с. 72]. В 60-е гг. сатиристические мультфильмы, игровое кино, пресса и литература должны были обличать общественные пороки, формировать художественный вкус и духовно воспитывать [Васильева, 2016, с. 236]. К началу перестройки в стране нарастали как внешние, так и внутренние политические проблемы, но не смотря на это было снято множество хороших фильмов различных жанров: «Операция Ы» и другие приключения Шурика (реж. Л Гайдай, 1965), «Служебный роман» (1977) и «Вокзал для двоих» (1982) Эльдара Рязанова, «Любовь и голуби» (реж. В. Меньшов, 1984) и многие другие. Кроме того в это время выходит много талантливых мультфильмов. После распада СССР российский кинематограф долгое время находился в упадке, «Союзмультфильм» перестает существовать в своей прежней форме и переходит в частную собственность. К наиболее ярким фильмам 90-х гг. можно отнести «Утомлённые солнцем» (реж. Н. Михалков, 1994), «Ширли-мырли» (реж. В. Меньшов, 1995), «Особенности национальной охоты» (реж. А. Рогожкин, 1995). «Брат» (реж. А. Балабанов, 1997) и др. В 90-е и вначале 2000-х гг. «самыми популярными жанрами российского кино являлись криминал, комедия и история. В прокат выходит много документальных фильмов и сериалов с элементами художественного вымысла» [6, с. 122].

В результате политических, экономических, культурных, и социальных трансформаций советское киноискусство перестает существовать как феномен массовый и активно развивается в регионах России. Советская традиция в кинематографе «больше «не для всех» не в силу своей экзистенциальной или иной сложности, но по множеству причин, одна из которых - отсутствие коммерческой выгоды» [7, с. 180].

Теоретико-методологические подходы

В рамках визуальной социологии, среди наиболее авторитетных исследователей

184

можно выделить П. Штомпку, который использовал анализ фотографий как способ познания общества [8]. По мнению ученого, «при изучении визуального материала немаловажными являются герменевтический анализ и семиотическая интерпретация». С позиции герменевтического подхода возможен анализ целей, мотивации создателей фильма, тем самым помогая раскрыть сущность «образов» в фильмах. В этом случае, создателей фильмов можно разделить на две группы: «на тех, кто ищет новые способы кинематографического выражения, экспериментируя и обогащая язык кино, и тех, кто такой задачи не ставит, а направляет свое творчество на создание интересных массовому зрителю историй» [9, с. 108]. С помощью семиотической интерпретации возможен анализ символических значений образов и выявления транслируемых стереотипов поведения [10, с. 398].

В контексте визуальной культуры помимо семиотического и герменевтического подходов Вдовина Т.В. выделяет еще несколько базовых подходов к анализу визуального и визуальности: психоаналитический, социально-критический, деконструкционистский, структуралистский и дискурсивный [12, с. 17]. В основе психоаналитической методологии (родоначальником которого является З. Фрейд) лежит изучение продуктов искусства как «сублимация бессознательных стремлений» их авторов. Представители социально-критического подхода (Ч. Миллс, Э. Фромм) рассматривают визуальную репрезентацию разных рас, гендеров, социальных классов или групп, визуальные проявления определенного социального порядка. В основе деконструктивизма лежит принцип «обратной связи» между всеми звеньями процесса образования смыслов и образов контекста. В рамках структуралистского подхода фотография рассматривалась, как отражение социально-значимой реальности. В дискурсивном подходе «смысл» произведения меняется в зависимости от интерпретации целевой аудитории, по этому «целью дискурсивной интерпретации ставится вы-

яснение смыслов, которыми наделяется визуальное сообщение благодаря аудитории» [10, с. 396-398]. Размышляя о визуальной культуре Бушкова-Шиклина Э. В. и Одегова К.И. приходят к выводу, что в произведениях искусства через знаковую систему визуальных изображений могут транслироваться стереотипы и образцы поведения.

В своих исследованиях Тищенко Н.В. классифицирует теоретические подходы в несколько другом ракурсе. Так, она выделяет три большие группы исследований, которые принципиально отличаются друг от друга: «семиотические теории - рассматривали киноискусство как автономный, самодостаточный способ высказывания (на примерах работ К. Метца и П.П. Пазолини). Ко второму направлению исследователь относит «разнообразные социологические традиции анализа кинотекстов, для которых киносценарии и кинотехники являются неотъемлемой частью социальной реальности и изменения кинотекстов прежде всего связаны с трансформациями в структурах социальных отношений (изменения гендерных ролей, разнообразие социальных конфликтов, столкновение социальных интересов и социальных статусов)». И третья группа исследований состоит из работ, направленных на изучения кинотекстов в рамках философского дискурса, которые представляют собой специфические метафизические и гносеологические проекты [13, с. 9091]. Схожую классификацию можно увидеть в исследовании Янутш О.А., которая также выделяет среди уровней анализа кинотекста семиотику кино; философию кино, а также акцентирует внимание на классическом киноведческом анализе, занимающимся «изучением основных художественно-выразительных средств кинематографа». Классический анализ состоит из двух аспектов: «анализ сюжетных принципов построения фильма, вычленение фабулы и логики композиции фильма» (в т.ч. анализ изобразительных и художественно- выразительных средства) и контекстного анализа [14].

Опираясь на труды Штейна, Т.И. Ко-жокару выделяет 4 группы исследова-

185

тельских подходов, которые составляют основу классификации именно аналитического инструментария: стратегические подходы, указывающие на общую стратегию познавательной активности в отношении предмета исследования; методологические подходы, в которых предмет исследования является формально определенным; интерпретационные подходы, указывающие на «рассмотрение предмета как чего-то содержательно и/или контекстуально определенного». Четвертый тип подходов представляет собой некие специфические подходы, которые включают в себя отдельные компоненты различных подходов и методов, либо их совокупность, выбор которых зависит от поставленных задач исследования. В своем труде «К вопросу о методологии анализа фильма» автор указывает и на «всеобъемлющий для гуманитарной науки» константный метод, разработанный Сергеем Юрьевичем Штейном», в основе которого лежит разложение культурной константы на несколько составных частей: представление исследуемого как определенной культурной константы; - определение характера информации (прямой, косвенный, смешанный) и выделение совокупности моделируемых констант (константное картирование) [15, с 121-122; 139]. Данный метод можно отнести к моделирующему подходу, который зеркально переносит моделирование на анализ кинематографа.

Как показал анализ научной литературы кинематограф рассматривается с разных ракурсов. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, уделяя при этом внимание построению кадра и структуре сюжета, анализ которых дает представления о транслируемых стереотипах и образцов поведения. Герменевтический подход основан на визуальной репрезентации и интерпретации различных образов в фильмах, при дискурсивном анализе смысл произведения зависит от интерпретаторов. В тоже время на сегодняшний научные труды, посвященные современным региональным кинофильм, как правило касаются раз-

вития определенного локального этнического кино [9, 16, 17 и др.]. В то время как сравнение фильмов различных регионов на наш взгляд недостаточно полно рассмотрено в социологическом дискурсе. В этой связи в исследовании рассматриваются основные исторические этапы развития кинематографа в регионах РФ, а также современное состояние на примере кинематографа в ряде регионов.

Становление регионального кино

В конце 1920 - начале 1930-х гг. кино выступало движущей силой идеологической пропаганды, предполагающей максимальный обхват населения регионов. В СССР помимо основных киностудий были созданы национальные в союзных республиках: Азербайджанской, Белорусской, Украинской, Грузинской, Армянской, Узбекской и др. Во многих крупных регионах Советского Союза активно создавались региональные киностудии: «Киносибирь» (1926), Ростовская (1927), Куйбышевская (1927), ВосточноСибирская (1930) и Нижне-Волжская (1931) студии кинохроники, «Чувашки-но» (1927) и др. В дальнейшем некоторые из них были закрыты из-за нерентабельности («Востоккино» 1928-1935), другие были реорганизованы, либо присоединены к другим крупным кинокомпаниям. Региональные киностудии снимали в основном документальные, научно-популярные и учебные фильмы, выпускали хроникальные журналы, а также художественные картины, показывающие общественно значимые события в повседневной жизни народов региона. К примеру, «Чувашкино», образованный в 1926 г. в Чебоксарах, с 1930 г. влился в «Востоккино» с целью производства и проката фильмов для национальных республик. Первый чувашский документальный фильм - «Страна Чувашская», где «авторы стремились охватить все, или почти все, стороны жизни чувашского народа», быт чувашской деревни [18, с. 18]. Помимо документальных фильмов, студия выпустила ряд художественных фильмов, одним из которых был «Волжские бунтари» (реж. П. Петров-Бытов, 1926). С 1990 по 2007 г. Государ-

186

ственным учреждением «Чувашкино» было создано 15 документальных фильмов, касающихся истории Чувашии и отдельных деятелей культуры и науки [18, с. 5]. Ростовская студия кинохроники была основана в 1927 г. в Ростове-на-Дону для создания киножурналов и документальных фильмов. Основными сюжетами фильмов выступали: сельское хозяйство, природа и пейзажи области, известные люди Дона и Приазовья, быт жителей региона и др. (например, «Ростов и ростовчане», реж. Л. Мазрухо, 1958; «Бессмертник», реж. Л. Мазрухо,1965). Прекратила кинематографическую деятельность в 2013 году. Западно-Сибирская киностудия, созданная в 1930 г. в Новосибирске как «Съёмочная база хроники», производила киносюжеты для «Союзки-ножурнала» и журнала «Сибирь на экране». В 1938 году была переименована в «Новосибирскую студию хроникально-документальных фильмов». Киностудия освещала исторические события города и области, сельское хозяйство и промышленность, выпускала научно-популярные и художественные фильмы и др..История и природа Сибири показана в таких картинах, как «Берег двух океанов» (реж. В. Новиков, 1985), «Рассказы о тундре» (реж. В. Новиков, 1980) и др. В 2017 г. киностудия была ликвидирована. На базе Восточно-Сибирская студия кинохроники, созданной в 1930 г. в Иркутске, снимались фильмы о тайге, колхозах и предприятиях, также выпускались этнографические картины. С 1936 г. студией были открыты контрпункты в Якутске, Чите, Красноярске, Бурятии и др. На киностудии выпускался тематический журнал «Восточная Сибирь», а также хроникально - документальные фильмы и сюжеты о Якутии. В документальном фильме «Письмо из Нерюнгри» (реж. А. Ключников, 1986) показана нетронутая природа русской тайги; о жителях заполярья, оленеводах, бригаде рыбаков, буровиках скважины был снят фильм «Заполярье - край мой» (реж. В. Куренсков, 1977) и др. В 2005 г. прекратила свое существование. Расцвет советского кинематографа, в том числе регионального, в 1960-е гг. во многом

был связан с приходом целого ряда молодых специалистов. Всё более актуальным становится развитие этнического (локального) киноискусства, уход от документального кино к художественному. Многие авторы либо окунаются в собственную национальную традицию, либо активно осваивают другую региональную культуру. При этом возникающий национальный кинематограф использует специфические выразительные средства и формирует собственный киноязык [19]. Вместе с тем творческая реализация авторов зависела от государственного заказа, полностью соответствовавшего советской идеологии. Культурная политика в национальных и региональных кинематографиях строилась на основополагающем принципе интернационализма и патриотизма, продвижении идей классовой солидарности, дружбы между народами [20]. Кинопроизведения конца 1950-1960-х гг. объединяло следующее: смена эстетики на основе желания «ухватить реальность», стремление к доку-ментализму, пересмотр принципов сю-жетосложения в кинодраматургии, поиск нетрадиционных героев, обращение к повседневности [21].

В 1960-е гг. открываются и развиваются новые киностудии («Дальтеле-фильм», «Пермьтелефильм»). Киностудия «Пермьтелефильм» была создана в 1962 г. в Перми как Главная редакция кинопроизводства. Наиболее известный фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (реж. К. Березовский, 1966) получил Гран-при Первого Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве среди детских фильмов. Отличительной чертой местных мультипликационных картин было особое отношение к фольклору и к коми-пермяцкому эпосу («Потя и Потиха» (1982) и «Верешок» (1984) режиссера Леонида Кощеникова и др). В 1989 г. в Перми появилась некоммерческая киностудия «Новый курс», которая ежегодно выпускала несколько документальных фильмов, принимавших участие в советских и международных кинофестивалях. Всего киностудией создано более 100 фильмов, многие

187

из них снимались на территории Перми [22, с. 141]. По инициативе компании «Новый курс» в 1995 г. был организован кинофестиваль «Флаэртиана». Однако имеет преимущественно локальный охват, хотя и имеет статус международного [23, с. 160].

В конце 1960-х гг. выходит постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара», что повлекло за собой усиление контроля за учреждениями культуры. В этот период среди приоритетных направлений были: произведения патриотической и производственной направленности, что не помешало выходить множеству других культовых фильмов. В период перестройки из-за ослабления влияния партии многие режиссеры, почувствовав свободу, стали открыто поднимать острые социальные проблемы. В конце восьмидесятых и новым идеологическим инструментом становятся политические ток-шоу.

Как показал краткий обзор деятельности региональных советских киностудий, режиссеры старались показать историю региона, его особенности, жизнь знаменитых людей, героев и простых граждан, отдельным направлением было научно-популярные фильмы и хроникальные журналы. Все это является источником познания жизни и быта населения, местного фольклора и исторических событий в разных субъектах РФ

Современный региональный кинематограф

После распада СССР многие кинокомпании прекратили свою деятельность. Российский кинематограф долгое время находился в упадке. Возникает вопрос существует ли киноиндустрия в регионах там где были советские киностудии или где они не были открыты, остался ли региональный кинематограф как фактор сохранения региональных особенностей и фольклора? Исследование показало, что советское киноискусство перестает

существовать как массовый феномен и активно развивается в регионах России локально. В статье анализируются особенности регионального кино в таких субъектах РФ, как: Свердловская и Омская области и Республика Саха (Якутия). Выбор регионов обусловлен. желанием проследить развитие кинематографа в тех регионах, где либо существовали крупные советские киностудии (Свердловская область), либо контрпункты советских киностудий (например, Якутия), а также в тех регионах, где советских киностудий не было (Омская область). Исследование было направлено на изучение ряда фильмов, в которых анализировались основные отличительные черты и детали, изучены публикации в СМИ, касающиеся региональных фильмов, а также рецензии журналистов «Искусство кино». В выпусках журналов были отобраны статьи, посвященные исследуемым фильмам.

Свердловская область. В Свердловской области киностудия была образована еще в 1943 году в Екатеринбурге и с этого же времени в городе начала работать Школа актерского мастерства. Первая картина была выпущена в 1944 году - «Сильва» (реж. А. Ивановский, 1944). Музыкальная комедия была снята по оперетте венгерского композитора И. Кальмана. После военных лет киностудия практически перестает снимать художественные фильмы и переключается на документальные. В период правления Сталина фильмы, которые снимались на киностудии контролировались государством. «Документальное кино - это заказ государства. Студии получали заказ, шли в банк, под два процента годовых брали кредит, делали картину, учитывая каждую копеечку с точностью до десяти рублей, а потом сдавали сметы вместе с проектами». Среди ранних фильмов можно выделить такие, как: «Алмазы» (И. Правов, совместно с А. Олениным, 1947), «Страницы жизни» (А. Мачерет, совместно с Б. Барне-том, 1948) и др. В картинах «Алмазы» и «Страницы жизни» показаны настойчивость и любовь к своей профессии. До середины 50-х гг. Свердловская кино-

188

студия выпускала только учебные, документальные, научно-популярные фильмы. В дальнейшем киностудия вновь начала снимать художественные фильмы. Среди наиболее популярных работ 1950-1970-х годов были: военный фильм «Самый медленный поезд» (реж. В. Скова и В. Краснопольский, 1963)сценарий был написан Юрием Нагибином. «В ночь лунного затмения» (реж. Б. Халзанов, 1978), поставленный по пьесе писателя и драматурга Башкортостана Мустая Карима. В 1979 г. состоялась премьера телефильма «Безымянная звезда» (реж. М. Козаков), трагикомедия снятая по одноименной пьесе Михаила Себастьяна. В 90-е гг. снимались художественные фильмы: «Любовь по заказу» (реж. Я. Лапшин, 1992), «Макаров» (реж. В. Хотиненко, 1993), «Домовик и кружевница» (реж. Д. Воробьёв, 1995) «Послушай, не идёт ли дождь» (реж. А. Кордон, 1999) и др.. Среди документальных фильмов можно выделить: «Тропа староверов» (реж. А. Морозов, 1995), «Весенний марафон» (реж. Борис Кустов, 1996) и др, В середине 90-х гг. киностудия продолжала быть государственной, однако к тому времени накопилось большое количество долгов и количество выпускаемых игровых кинолент сократилось. В 2001 г. выходит фильм «На полпути в Париж» (реж. Я. Лапшин) о проблемах в научной сфере. В фильме «Егерь» (реж. А. Цацуев, 2004) показаны ценности дружбы и взаимопомощи. В 2012 г. вышел фильм «Золото» (А. Марсонтов), в котором отражалась идея, что материальное благополучие влияет на смену ценностей и жизненных принципов. Сюжет драмы «Буран» (реж. А. Аскаров, 2020) основан на реальных событиях, произошедших в Башкирии в 2016 году, в котором также прослеживается мораль и ценность нравственных качеств. С 2013 в регионе проходит ежегодный форум молодых кинематографистов «Кинохакатон». «Всего на Киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного

кинематографа». Однако после распада СССР количество выпускаемых художественных лент значительно снизилось, киностудия стала развивать преимущественно направление документального кино.

Омская область. В Омске еще в 1908 г. был открыт «Омский кинематограф-театр», в городе активно рос спрос на новые ленты. Репертуар электротеатров был разнообразен, показывались документальные и художественные фильмы. После распада СССР были разрушены привычные связи, студии и кинотеатры закрывались. Однако интерес к искусству кино не пропал. Ежегодно в регионе проходит несколько кинофестивалей и форумов, проводятся мастер-классы и творческие встречи с режиссерами документальных и художественных фильмов. В 2014 г. местные энтузиасты (режиссер Максим Дьячук со своей супругой) открыли Школу кино «GSS», где можно освоить основы актерского мастерства и режиссуры, научиться гриму и писать сценарии. Сегодня кинематограф в Омске активно развивается, появляется местное авторское кино. В 2010 г. состоялась премьера первого Омского художественного фильма «Три дня войны» (реж. М. Дьячук) о событиях, произошедших за три дня до битвы на Курской дуге. Картина была снята на собственные деньги режиссера. В ней было «задействовано около 30 актеров омских театров. Одни из главных ролей достались актерам Омского драматического театра» [26]. Композитором фильма был омский рок-музыкант. В 2011 г. режиссер выпускает научно-фантастический фильм ужасов «Споры». В основе сюжета поездка друзей на пикник. В этом же году выходит фильм «Проект: Антропоморф» (реж. Д. Павленко, 2011), в котором небольшая группа молодых людей во главе с журналисткой отправляются в леса Западной Сибири. Герои пытаются найти объяснения происходящих там непонятных явлений. В короткометражном фильме «Беспокойник» (реж. Д. Павленко, 2017) молодой фотограф после ссоры с девушкой погибает, однако он

189

не понимает, что находится уже за пределами реальности. В 2021 году Д. Павленко снимает драму «Примесь порока», где герои переосмысливают свою жизнь, поднимая при этом проблемы современности [27]. В большинстве случаев омское кино снимается в жанрах хоррора, триллера или фантастики, либо «имеет предельно мрачную атмосферу» [28].

Республика Саха (Якутия). Якутия может считаться передовиком регионального кинопроизводства. Ежегодно здесь выпускается порядка 10 лент. Не смотря на то, что в Якутии был контрпункт Восточно-сибирской студии кинохроники рассвет кинематографа в Республике начинается с конца 90-х - начала 2000-х, когда «открылись большие возможности и доступность для любого человека заниматься видеосъемкой и даже снимать кино с запуском его в прокат» [29, с. 339] Сначала студенты ВГИКа снимали корометражные фильмы. Затем, в 1990 г. была создана первая в регионе производственная киностудия «Северфильм», далее через 2 года была организована национальная кинокомпания «Сахафильм». В 1993 г. выходит первый якутский полнометражный художественно-этнографический фильм «Орто Дойду». Одной из целей картины было возрождение культурной памяти якутского народа. В короткометражном фильме «О5онньор» (реж. Н. Аржаков, 2003) показана российская глубинка советской эпохи. «Покидая благоухающую гавань» (С. ООржак, 2011) о душе человека, о возвращении к истокам [Анаш-кин, 2011]. Одной из самых ярких картин стал фильм студии «Сахафильм» - «Тойон Кыыл» (Э. Новиков, 2018), где показано, что «якутское двоеверие со стороны выглядит как попытка соединить несочетаемое - монотеистическую религию, принесенную на якутский берег очередной волной ассимиляции, и языческие верования, куда более древние» [30]. В Якутии ведется активная поддержка продюсеров и спонсоров, выделяются субсидии от государства и гранты, появляются частные фонды, вкладывающие финансы в развитие кинематографа в регионе. Основными деталям якут-

ских картин (в т.ч. «Нет бога кроме меня», реж. Д. Давыдов, 2019; «Надо мной солнце не садится», реж. Л. Борисова, 2019; «Пугало», реж. Д. Давыдов, 2020; «Иччи» реж. КостасМарсан, 2021;.и др) выступают: природные ландшафты, пейзажи, натуральные декорации, повествование на родном языке, образ деревни, иллюстрация конфликта между современной городской жизни и традиционной жизни в деревне, отображение религиозного мировоззрения, мистические образы. Через подобные сюжеты кинематограф показывает самобытность мировоззрения и мировосприятия местного народа. Как отмечает Янтуш, успех регионального кино связан «с принципиально иным подходом к целям, задачам, природе самого кино - как к целостному воплощению самосознания культуры. При этом часто ни выбор жанра (от притчи до хоррора), ни уровень технической реализации не имеют существенного значения» [31, с. 83].

Заключение

Большинство советских региональных киностудий в настоящее время либо прекратили свою деятельность, либо фокусируются на документальных фильмах. Основной доход действующие региональные киностудии получают от сдачи помещений в аренду. Исследование показало, что несмотря на существующие проблемы и спад кинопроизводства в 1990-х-2000-х гг. в настоящее время в регионах выходят качественные авторские фильмы. Причем даже на крупных региональных киностудиях стараются снимать авторское кино с участием простых жителей. Как правило, режиссеры совмещают несколько функций: от сценаристов и актеров до продюсеров. В региональном кинематографе поднимаются вопросы, касающиеся важности человеческих ценностей, как продолжение киноиндустрии советской эпохи, и поднимаются проблемы, связанные с местными, локальными особенностями. Этническое кино выделяется среди других фильмов, как отражение определенного самосознания культуры народности. Н.А. Аргылов и У.В. Охлопкова в своих

190

исследованиях якутского кинематографа отмечают, что его современное состояние зависит от трех ключевых факторов: содействие государства; конкурентная среда и наличие талантов; интерес целевой аудитории к «кинематографу родного края» [9, с. 114].

Литература

1. Русина Ю. А. История советского кино: учеб. пособие / Ю.А. Русина; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 104

2. Сенявский А.С. Трансформация советской идеологии в период Великой Отечественной войны и ее влияние на психологию народа / А.С. Сенявский, Е.С. Сенявская // Труды Института российской истории. Вып. 10/ Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. Ю.А. Петров, ред.-коорд. Е.Н. Рудая. Москва, 2012. С. 155-176. EDN: RUAOSZ

3. Кривуля Н.Г. Специфика развития и формирование особенностей отечественной анимационной индустрии в контексте концепции детства / Н.Г. Кривуля // Наука телевидения. 2018. № 14.2. с. 107-135. EDN: UUQFUM

4. Советская идеология в 30-е годы XX века: Метод. рекомендации по Курсу «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. ст. преподаватель И.В. Родионова Москва, 2003. С. 30 ISBN 5-94506-025-9

5. Романовский Н.В. Социология позднего сталинизма / Н.В. Романовский // Социологические исследования. 1997. № 2. с. 69-76.

6. Колесова А.А. Появление в России киноискусства и этапы его развития // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 3 (27). с. 117-123. EDN: LVYYXJ

7. Социокультурные основания советского модерна: [монография] / О. В. Аксенова, Э. К. Бийжано-ва, К.В. Подъячев [и др.]; отв. ред. О.В. Аксенова; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2022. - 300 с. ISBN

978-5-89697-397-3 DOI 10.19181/ monogr.978-5-89697-397-3.2022 EDN WJGIXG

8. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник Пер. с польск. Н.В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос. 2007. С. 168

9. Аргылов Н.А., Охлопкова У.В. Факторы формирования и развития регионального кино в России: якутский феномен // Медиальманах. № 6. 2022. с. 107-117. DOI: 10.30547/те*аа1та-паЬ|.6.2022.107117 EDN: FAAWJA

10. Бушкова-Шиклина Э. В. и Одего-ва К.И. Теоретико-методологические подходы визуальной социологии в изучении гендера // Социальные и гуманитарные знания. Том 7. № 4. 2021. с. 392-401. EDN: OQWYZV

11. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст]. - Таллин: Ээсти раамат, 1973. С. 135

12. Вдовина В.Т. Визуальные исследования: основные методы и подходы // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2012. № 1. С. 16-26.

13. Тищенко Н.В. Развитие исследований кинематографа: от «языка кино» к «языку социума» // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 89-91 EDN: SVRWGF

14. Янутш О. Анализ кинотекста как инструмент экспертизы кинопродукции // Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. Санкт-Петербург. 2011. С. 286-303.

15. Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикулы. 2021. № 4(44). С. 118-148. DOI: 10.28995/2227616520214118148 EDN: QJYINC

16. Бадмаев А.Г. Антология бурятского кино // Вестник Восточно-Сибирского ГИК. 2020. № 3 (15). С. 5-19. DOI: 10.31443/2541-8874-2020-3-15-519. EDN: EUYOIN

17. Бураева С.В., Батурин С.А. Бурятия в пространстве документального советского кино (1923-1941 ГГ.) // Вестник Восточно-Сибирского ГИК. 2017. № 4 (4). С. 62-71.

191

18. Галкин А.В. К вопросу об истории чувашского кино // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 17-22. EDN: JZBDXD

19. Кранк Э.О. Национальный кинематограф и национальный менталитет// Этническая культура. 2020. № 1(2). С. 21-25. EDN: XMSPFO

20. Еременко Е.Д. Национальные киностудии советского союза в условиях цензуры 1960-1980-х годов В сборнике: Языки и национальные культуры через призму кинематографа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: П.В. Данилов (отв. редактор) [и др.]. Санкт-Петербург, 2022. С. 6-9. EDN: RTOINB

21. Савельева Е.Н. Жанровые и стилистические особенности фильмов сибирской тематики в российском кинематографе 1960-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 62-66. EDN: KHNPTZ

22. Аверкиева О.И., Вурганов Л.В. Образ города в пермском документальном кино // Мировая литература в контексте культуры. 2020. № 11 (17). С. 140-146. EDN: SGPTFA

23. Иванов А.Ю. Влияние кинофестиваля «Флаэртиана» на брендинг территорий // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. С. 157-161.

24. От разборок с бандитами до банкротства: история взлетов и падений Свердловской киностудии // E1.RU 10 февраля 2021 URL: https://www. e1.ru/text/culture/2021/02/10/69754871/ (дата обращения: 16.08.2023)

25. Уральский «Голливуд»: Евгений Куйвашев развивает кинематограф в Свердловской области // Свердловское областное телевидение. 2 декабря 2021. URL: https://www.obltv.ru/ news/culture/uralskiy-gollivud-evgeniy-kuyvashev-razvivaet-kinematograf-v-sverdlovskoy-oblasti/ (дата обращение: 16.08.2023)

26. В Омске снят художественный фильм собственного производства // Коммерческие вести. 9 апреля 2010 URL: https://kvnews.ru/gazeta/2010/04/13/v_ omske_snyat_hudozhestvenniy_film_ sobstvennogo_proizvodstva (дата обращение: 16.08.2023)

27. Омский режиссёр завершает съёмки пикантной драмы «Примесь порока» // MK.RU Омск. 18 июля 2021. URL: https://omsk.mk.ru/cul-ture/2021/07/18/omskiy-rezhissyor-zavershaet-syomki-pikantnoy-dramy-primes-poroka.html (дата обращение: 16.08.2023)

28. Марина Александрова Омский кинематограф: миф или реальность?/ / bezформата.11 января 2019. URL: https://omsk.bezformata.com/listnews/ omskij-kinematograf-mif-ili/23723365/ (дата обращение: 16.08.2023)

29. Бектурсунов Т.А. Появление и тенденции развития кинематографа // Вестник Казахского национального женского педагогического университета № 2 (78). 2019. С. 337-341. EDN: QOTRXC

30. Беликов Е. «Жив, цел, орел: вышел якутский фильм «царь-птица» о том, что природа сильнее человека» // Искусство кино. Вып. 11/12. 2018. URL: https://kinoart.ru/reviews/zhiv-tsel-orel-vyshel-yakutskiy-film-tsar-ptitsa-o-tom-chto-priroda-silnee-cheloveka (дата обращения: 21.09.2023)

31. Янутш, О.А. Региональное кино как средство формирования культурной идентичности // Международный журнал исследований культуры. № 1 (50). 2023. С. 79-86. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_79. EDN: HDJHRV

CINEMATOGRAPHY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOVIET FILM STUDIOS AND CURRENT STATE

Levchenko N.V.

Institute of Sociology of FCTAS RAS

The subject of the study is regional cinematography. The article provides a brief overview of the activities of film studios created in the Soviet era. The research was aimed at studying the

192

specifics of both a number of films of regional Soviet film studios and modern author's cinema. The main films of the directors were selected and analyzed, and media publications and reviews by journalists devoted to this topic were analyzed. Using the example of the Sverdlovsk Film Studio, the peculiarities of the functioning of major Soviet film studios that have survived to the present day are revealed. As the analysis of scientific literature has shown, cinematography is considered from different angles. Representatives of the semiotic approach analyzed films as sign systems, the hermeneutic approach is based on the visual representation and interpretation of various images in films, in the discourse analysis the meaning of the work depends on the interpreters. At the same time, to date, scholarly works devoted to contemporary regional cinema tend to focus on the development of certain local ethnic cinemas. At the same time, there has been insufficient attention paid to studies concerning the development of regional cinematography, as well as to comparative analysis of cinematography in different regions. The main conclusions of the study are that most Soviet regional film studios have now either ceased operations or focus primarily on documentaries. As a result of political, economic, cultural, and social transformations, Soviet film art ceases to exist as a mass phenomenon and is actively developing in Russia's regions. It is shown how through regional films filmmakers cover such topics as: disclosure of historical events, social problems of city and village residents, peculiarities of local folklore.

Keywords: semiotic approach, classical film analysis, visual material, regional cinema, cinematography, feature films, documentaries, Soviet film studios, counterpoints, auteur cinema.

References

1. Rusina, Yu. A. (2019). History of Soviet Cinema. Textbook / Y.A. Rusina; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Federation, Ural Federal University. Yekaterinburg: Izd-v. Ural. un-ta, 104

2. Senyavskiy, A. S. (2012). Transformation of the Soviet ideology during the Great Patriotic War and its impact on the psychology of the people / A.S. Senyavsky, E.S. Sen-yavskaya/ Proceedings of the Institute of Russian History. History. Vyp. 10 / Russian Academy of Sciences, Institute of Russian History; responsible. ed. Yu.A. Petrov,

ed.-coord. E.N. Rudaya. Moscow, 155-176. EDN:RUAOSZ

3. Krivulya, N. G. (2018) Specificity of development and Formation of features of the domestic animation industry in the context of the concept of childhood. Television Science. 14.2, 107-135. EDN: UUQFUM

4. Rodionova, I. V.. (Ed.). (2003). Soviet ideology in the 30s of the XX century: Method. recommendations for the course "Patriotic History". Moscow State Institute of Electronics and Mathematics; Compiled by senior lecturer Moscow, 30 ISBN 5-94506-025-9

5. Romanovsky, N. V. V. (1997). Sociology of late Stalinism. Sociological Studies. Stalinism. Sociological Studies, 2, 69-76.

6. Kolesova, A.A. (2022). The emergence of cinematographic art and stages of its development in Russia. Business and Design Review, № 3 (27), 117-123. EDN: LVYYXJ

7. Aksenova, O.V. (Ed.). Socio-cultural foundations of the Soviet Modernity: [monograph] (2022). O.V. Aksenova, E.K. Bijjano-va, K.V. Podyachev [et al]. FCTAS RAS. M.: FCTAS RAS, 300 doi:10.19181/mon-ogr.978-5-89697-397-3.2022 EDN WJGIXG

8. Sztompka, P. (2007). Visual sociology. Photography as a method Research. Textbook Per. from Polish. N.V. Morozova; author of the introductory article. N.E. Pokrovsky. Moscow: Logos, 168

9. Argylov, N.A., & Okhlopkova, U.V. (2022). Factors Formation and development of regional cinema in Russia: the Yakut phenomenon. Medialmanac, 6, 107-117. doi:10.30547/mediaalman-ah.6.2022.107117 EDN: FAAWJA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bushkova-Shiklina, E. V., & Odegova, K. I. (2021). Theoretical and methodological approaches of visual sociology in the study of gender. Social and Humanitarian Knowledge, 7 (4), 392-401. EDN: OQWYZV

11. Lotman, Yu. M. (1973). Semiotics of Cinema and Problems of film aesthetics [Text]. - Tallinn: Eesti Raamat, 135

12. Vdovina, V. T. (2012). Visual research: main methods and approaches. Vestnik RUDN. Series: Sociology, 1, 16-26.

13. Tishchenko, N. V. (2014). Development of cinematography research: from "the language of cinema" to "the language of society". Theory and practice of social development, 15, 89-91 EDN: SVRWGF

14. Janutsch, O. (2011). Film text analysis as an Film text analysis as a tool of expertise of film production. Cultural expertise: theoreti-

193

cal models and practical experience. models and practical experience. St. Petersburg, 286-303.

15. Cojocaru, T.I. (2021). To the question of methodology of the film analysis. Artikult, 4(44), 118-148. doi:10.28995/2227616520 214118148 EDN: QJYINC

16. Badmaev, A. G. (2020). Anthology of Buryat cinema. Vestnik Vostochno-Sibirskogo GIK, 3 (15), 5-19. doi:10.31443/2541-8874-2020-3-15-5-19. EDN: EUYOIN

17. Burayeva, S.V., & Baturin, S.A. (2017). Buryatia in the space of documentary Soviet cinema (1923-1941 years). Bulletin of the Vostochno-Sibirskiy GIH. Vostochno-Sibirskogo GIK, 4 (4), 62-71.

18. Galkin, A.V. (2008). K question about the history of Chuvash cinema. Vestnik Chu-vashskogo universitet, 4, 17-22. EDN: JZB-DXD

19. Krank, E.O. (2020). National cinema and national mentality. Ethnic Culture, № 1(2), 21-25. EDN: XMSPFO

20. Eremenko, E.D. (2022). National film studios of the Soviet Union in the conditions of censorship in 1960-1980s. In the collection: Languages and National Cultures through the prism of Cinematography. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial board: P.V. Danilov (editor-in-chief) [and others]. St. Petersburg, 6-9. EDN: RTOINB

21. Savelyeva, E.N. (2007). Genre and stylistic peculiarities of the films of Siberian themes in the Russian cinematography of the 1960s. Vestnik of Tomsk State University, 305, 62-66. EDN: KHNPTZ

22. Averkieva, O.I., & Vurganov, L.V. (2020). Image of the city in the Perm documentary cinema. World Literature in the context of culture, 11 (17), 140-146. EDN: SGPTFA

23. Ivanov, A.YU. (2015). Influence of the film festival "Flahertiana" on the branding of territories. Vestnik of the Scientific Association of Students and Postgraduates of the Faculty of History of Perm State Humanitarian-Pedagogical University, 157-161.

24. E1.RU. (2021). From gangsters to bankruptcy: the history of ups and downs

of the Sverdlovsk Film Studio. Retrieved from https://www.e1.ru/text/cul-ture/2021/02/10/69754871/ (date of address: 16.08.2023)

25. Sverdlovsk Oblast Television. (2021). Urals "Hollywood": Evgeny Kuivashev develops cinematography in the Sverdlovsk Oblast. Retrieved from https://www.obltv. ru/news/culture/uralskiy-gollivud-evgeniy-kuyvashev-razvivaet-kinematograf-v-sverdlovskoy-oblasti/ (date of access: 16.08.2023)

26. Kommercheskie vesti. (2010). Omsk shot a feature film of its own production. Retrieved from https://kvnews.ru/gaze-ta/2010/04/13/v_omske_snyat_hudozhest-venniy_film_sobstvennogo_proizvodstva (date of access: 16.08.2023)

27. MK.RU Omsk. (2021). Omsk director completes filming of spicy drama "A Touch of Vice. Retrieved from https://omsk.mk.ru/ culture/2021/07/18/omskiy-rezhissyor-zavershaet-syomki-pikantnoy-dramy-primes-poroka.html (date of access: 16.08.2023)

28. Alexandrova, M. (2019). Omsk cinematography: myth or reality. Bezformata. Retrieved from URL: https://omsk.bezforma-ta.com/listnews/omskij-kinematograf-mif-ili/23723365/(date accessed: 16.08.2023)

29. Bektursunov, T.A. (2019). Emergence and tendencies of development of the cinematography. Bulletin of the Kazakh National Women's Pedagogical University. University № 2 (78), 337-341. EDN: QOTRXC

30. Belikov, E. (2018). Alive, intact, eagle: the Yakut movie "king-bird" about the that nature is stronger than man. The Art of Cinema. Issue. 11 (12). Retrieved from https://kinoart. ru/reviews/zhiv-tsel-orel-vyshel-yakutskiy-film-tsar-ptitsa-o-tom-chto-priroda-silnee-cheloveka (date of reference: 21.09.2023)

31. Yanutsch, O. A. (2023). Regional cinema as a means of forming cultural identity. International Journal of Cultural Research, 1(50), 79-86. doi: 10.52173/2079-1100_2023_1_79. EDN: HDJHRV

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.