Научная статья на тему 'Кинематограф как «новый балаган» (к проблеме кинематографического кода в литературном творчестве символистов).'

Кинематограф как «новый балаган» (к проблеме кинематографического кода в литературном творчестве символистов). Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ КОД / СИМВОЛИЗМ / МИСТЕРИЯ / БАЛАГАН / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / CINEMA CODE / SYMBOLISM / MYSTERY / LOW FARCE / VISUAL IMAGES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевченко Екатерина Сергеевна

Рассматривается влияние новой для искусства рубежа XIX XX в. эстетики кинематографа на литературное творчество символистов В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого и А. Блока. Устанавливается связь между «великим немым» (Л. Толстой) и формами традиционного фольклорного театра балагана и значение этой связи в творчестве символистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cinema as a «new low farce» (the Problem of Cinema Code inLiterary Works of the Symbolists)

The present paper deals -with influence of cinema aesthetics which -was novel for art at the end of the 19 -beginning of the 20' century on the literary works of such symbolists as V. Bryusov, F. Sologub, A. Beliy, A. Blok. The author tries to find a link between "the great dumb " (Leo Tolstoy) and forms of the traditional folklore theatre low farce and the meaning of this link in the symbolists' works.

Текст научной работы на тему «Кинематограф как «новый балаган» (к проблеме кинематографического кода в литературном творчестве символистов).»

УДК 8.010.36.72-8.01.036.9

КИНЕМАТОГРАФ КАК «НОВЫЙ БАЛАГАН» (К ПРОБЛЕМЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО КОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СИМВОЛИСТОВ)

© 2008 г. Е.С. Шевченко

Самарский государственный университет, Samara State University,

443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, 1 443011, Samara, Academician Pavlov St., 1

Рассматривается влияние новой для искусства рубежа XIX - XX в. эстетики кинематографа на литературное творчество символистов В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого и А. Блока. Устанавливается связь между «великим немым» (Л. Толстой) и формами традиционного фольклорного театра - балагана - и значение этой связи в творчестве символистов.

Ключевые слова: кинематографический код, символизм, мистерия, балаган, визуальные образы.

The present paper deals with influence of cinema aesthetics - which was novel for art at the end of the 19th-beginning of the 20th century - on the literary works ofsuch symbolists as V. Bryusov, F. Sologub, A. Beliy, A. Blok. The author tries to find a link between "the great dumb " (Leo Tolstoy) andforms of the traditionalfolklore theatre - low farce - and the meaning of this link in the symbolists' works.

Keywords: cinema code, symbolism, mystery, low farce, visual images.

В отношении символистов общепризнанным и всесторонне изученным является влияние на их творчество музыки, и как-то непринято говорить о влиянии пространственных искусств. Очевидно, поэтому вынесенная в заглавие статьи проблема в малой степени исследована отечественным и практически не исследована зарубежным литературоведением и искусствоведением. Вопрос об отношении символистов к кинематографу прежде попадал в поле зрения ученых Н. Зоркой [1], Ю. Лотмана [2, 3], отчасти - И. Смирнова [4]. Ю. Лотман рассматривает кинематограф наряду с другими формами искусства - музыкой, театром, оперой, архитектурой и т.д., а также мифом - в качестве художественного кода поэзии Блока. Индивидуальный творческий путь Блока и вместе с ним русского символизма Лотман усматривает в последовательной смене доминирующих культурных кодов: «...от давно-прошедшего времени (миф) через панхронность музыки к предельной современности кинематографа» [3, с. 669]. Однако оформленные в виде заметок, а потому предельно лаконичные мысли Лотмана о влиянии кинематографа на русских символистов нуждаются, на наш взгляд, в конкретизации и дальнейшем развертывании. Кроме того, опираясь на практику раннего кинематографа, а также высказывания о нем современников, необходимо уточнить само понятие кинематографического кода применительно к рассматриваемой эпохе.

Возникновение кинематографа как явления культуры и формы искусства в конце XIX - начале XX в. привело к значительным подвижкам в общей системе искусств. Рождение нового художественного языка кинематографа изменило отношения как внутри системы художественных форм в целом, так и между отдельными художественными формами. По словам Я. Мукаржовского, в то время «кино находилось в интимных отношениях (...) с драмой, с эпическим поэтическим искусством, с живописью, с музыкой»

[5, с. 398]. Достаточно легкому вхождению кино в диалог с другими художественными формами способствовала его синтетическая природа: ориентация одновременно и на иконический, и на условный тип нар-рации. Обширные связи кинематографа с иными формами искусства на первых порах отчасти обусловливались поисками какой-либо «внешней» опоры - до того момента, пока не были обретены собственная специфика и собственный художественный язык. Поэтому в 1900-е гг. кинематограф предстал перед современниками как культурный феномен, который находится в становлении и сущность которого еще не прояснена. Он привлек внимание многих литераторов, в том числе и символистов, вызвав наряду с неподдельным интересом неоднозначные суждения. В русской культуре едва ли не самое раннее высказывание о кинематографе принадлежит А. Блоку: посланная другу Е.П. Иванову открытка, где он описывает свои кинематографические впечатления, датирована 21 ноября 1904 г. В это время русского кинопроизводства еще не существовало, а кино не перестало считаться аттракционом [1, с. 129]. «Младшие» же символисты, прежде всего А. Белый, попытались осмыслить новую художественную форму и теоретически. Нельзя сказать, что появление кинематографа внесло какие-то кардинальные изменения в разработанную Белым и принятую в младосимволизме иерархическую систему искусств, эквивалентную иерархическому миропорядку. Значимость в ней кинематографа, как и других художественных форм, устанавливалась символистами через отношение к музыке как наивысшей художественной форме и универсальной онтологической категории. Однако принятые символистами общие критерии порождали порой противоречивые суждения: одна и та же черта кинематографа могла вызывать полярные оценки, что свидетельствовало не о непоследовательности символистов, а скорее

о сложности, внутренней конфликтности новой художественной формы. Будучи искусством синтетическим, кинематограф оказался близок самой сущности символистского искусства.

Кинематограф в большей степени, чем даже другие пространственные формы искусства - живопись и фотография, не говоря уже о временных, поддерживал у аудитории чувство реальности [6, с. 295]. Происходящие на экране события, включая вымышленные, фантастические, зритель воспринимал как подлинные, так как он видел их собственными глазами.

Обостренное чувство реальности, которое заставлял пережить кинематограф, чрезвычайно занимало символистов, в первую очередь А. Белого. Кинематограф отвечал представлениям А. Белого об искусстве и его лозунгу, провозглашенному еще в 1903 г.: гealibus ad realissima» [7, с. 289]. В статье «Символический театр» (1908) из книги «Арабески», полемизируя с Вяч. Ивановым и дистанцируясь от «мистической бесформенности» современного искусства, А. Белый требовал «от искусства, чтобы оно было осязаемой формой» [7, с. 289]. И, может быть, поэтому в поисках «религиозной реальности» в конце 1900-х гг. Белый обратился к кинематографу с его наивным, неиспорченным отношением к миру. С кинематографом связаны надежды поэта на возрождение соборности; это современная мистерия, взамен оскверненной прежней: «Синематограф освобождает нас от грязненького привкуса марионеточной мистерии; жизнь предстает нам очищенной» [7, с. 318]. Не кто иной, как Блок, обвиняется Белым в осквернении священной области мистерии и трагедии, так как «мистическое «чиканье» (имеется в виду «Балаганчик». -Е.Ш.) наносит непоправимый вред душе» [7, с. 318]. Столь категоричные высказывания Белого - следствие его недавнего разочарования в мистерии и соборности, девальвированных многочисленными дискуссиями начала века. Блок в эти годы (1907 - 1908), как замечает Н. Зоркая, имел весьма сходное с Белым представление о кинематографе и театральном символизме [1, а 133], но не столь однозначное: иллюзия реальности, которую давал кинематограф, одновременно притягивала и отталкивала Блока, в нем он видел сакральное и профанное. «Кинематограф -забвение, искусство - напоминание», - зафиксировал он в записной книжке 18 марта 1908 г. [8, с. 104]. В кинематографе Блок видел порождение культуры города, его «культурный код».

В противоположность А. Белому Ф. Сологуб полагал, что «трагическое представление не должно напоминать мелькание картин в кинематографе» [цит. по: 4, с. 113]. Считая кинематограф низким зрелищем, он порицал его за стремление угождать непритязательному вкусу толпы. И в 1918 г., уже на новом этапе развития кинематографа, когда эпоха «вертящихся картинок» (1900-е) сменилась эпохой «психологизма» (1910-е), при создании сценария «Барышня Лиза» Сологуб попытался поднять кинематограф до уровня «высокого» искусства, перенеся категории психологической литературы на почву кинематографа. Внут-

реннее и внешнее зрение героини («глаза души» и «глаза тела»), их контраст он предлагал режиссеру воплотить при помощи новых для того времени кинематографических технологий (используя так называемый прием «мягкого» фокуса) [9, с. 68]. Если Ф. Сологуб предпринял попытку «олитературивания» киноязыка, то В. Брюсов, напротив, разграничил сферы «высокого» искусства и кино. Стихотворение Брюсо-ва со значимым названием «Синема моего окна» (1914) начинается так: «Мир шумящий, как далек он, / Как мне чужд он! Но сама / Жизнь проходит мимо окон, / Словно фильмы синема» [10, с. 158]. Мелькание жизни здесь ассоциируется с мельканием кинематографических кадров; и то, и другое безразлично поэту. Брюсов прибегает к приему, который мы назовем «обратной» референцией: осознание реальности жизни происходит через констатацию реальности фильма, т.е. мир кинематографа представляется едва ли не реальнее самой жизни. Включение кинематографа в контекст жизни обнаруживаем в записных книжках Блока (6 марта 1908 г.): «На полотне кинематографа тореадор дерется с соперником. Женский голос: "Мужчины всегда дерутся"» [8, а 103]. Расходясь в оценках раннего кинематографа, символисты все же были едины в понимании его сущности.

Предельно современное искусство кинематографа вписывалось символистами в контекст театральной традиции [4, а 113]. Они подметили связь кинематографа с архаическими формами театральности: в их высказываниях он как бы балансирует между мистерией и балаганом. Эти полярные явления на самом деле очень близки по своей сути, что подтверждается и практикой фольклорного театра (двухуровневая структура вертепа, изображения святых внутри райка, театра марионеток и т.д.) [2, а 196-197], и высказываниями символистов. Так, в 1906 г. по поводу «Балаганчика» Блок писал Мейерхольду: «Всякий балаган, в том числе и мой, стремится стать тараном, пробить брешь в мертвечине (...) здесь-то и должен "пробить час мистерии": мистерия одурачена, обессилена, покорена (...) в объятиях шута старый мир похорошеет, станет молодым» [11, а 169-170]. Для Белого кинематограф - «мистерия жизни», «демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова» [7, а 318-319], для Сологуба - тоже балаган, но низменный, обслуживающий профан-ную аудиторию. При общем денотативном значении кинематографу приписывались противоположные коннотативные. Действительно кинематограф тех лет напоминал балаганно-ярмарочные представления. Архаическая природа этого нового зрелища устанавливала особые - игровые отношения между фильмом и зрителем; происходящее на экране сопровождалось бурной реакцией публики -возгласами, криками, свистом и т.д. Ранний кинематограф принадлежал тому типу культуры, который устанавливает активное отношение реципиента к тексту. Кинематограф вызывал у наивной пуб -лики жизненные, а не эстетические реакции, что

особенно ценил А. Блок. По воспоминаниям родственницы поэта М.А. Бекетовой, он «не любил нарядных кинематографов с роскошным помещением и чистой публикой. (...) любил забираться в какое-нибудь захолустье на Петербургской стороне или на Английской проспекте (...), где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная, - и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью» [цит. по: 1, а 134]. Вовлеченный в игру зритель на время становился частью экранного мира, «со-автором» и «со-творцом». В этом смысле примечательны случаи игрового поведения поэта, описанные актрисой В.П. Ве-ригиной, когда по дороге в кинематограф и в кинематографе Блок «изощрялся в стиле Ната Пинкертона» [12, а 349]. Бытовое поведение кодировалось при помощи кинематографа: Блок как бы «экранизировал» популярные в те годы книжные выпуски Ната Пинкертона. Эта игра имела продолжение в письмах, где Блок в шуточной форме конструировал одну из моделей раннего кинематографа - что-то вроде шпионского фильма или детектива [1, а 130]. В отличие от других литераторов, скажем, от К. Чуковского, который выражал обеспокоенность наступлением массовой культуры, названной им «эпосом капиталистического города» [13, с. 136], Блок в кинематографе, как «эпосе города», его сюжетах и жанрах видел не пугающую деградацию интеллигентного и возвышенного (например, превращение интеллектуала и поэта Шерлока Холмса в действующего пистолетом и кулаком Ната Пинкертона), а игру. Примитив не пугал Блока, а был для него проявлением стихийных начал жизни [2, с. 190].

Разыгрывание Блоком примитивных киносюжетов в бытовых ситуациях имело продолжение в его творчестве. Кинематограф не был для Блока только «домашним» увлечением, как поэт заявлял не однажды. Поэтика раннего кинематографа оказала существенное влияние на поэтику Блока, может быть, даже в большей мере, чем на поэтику других символистов. На наш взгляд, основных причин две: первая, субъективная, связана с отношением к кинематографу, вторая, объективная, с типом творчества, к которому тяготеет поэт, - визуальным или акустическим [14, с. 312]. Для А. Блока визуальные образы были гораздо важнее акустически-артикуляторных. Код кинематографа и другие визуальные коды транспонировали специфические приемы этих искусств на почву литературы. Справедливым будет утверждение, что кинематограф повлиял на творчество Блока не только и не столько тематически (примеры подобного влияния -стихотворения «Искусство - ноша на плечах.» (1909), «День проходил, как всегда.» (1914) и т.д.), сколько структурно. Он оказал моделирующее воздействие на целый ряд блоковских текстов 1900 - 1910-х гг., прежде всего на поэму «Двенадцать» [3, с. 668].

С самого начала поэмы задана черно-белая гамма, которая не только маркирует символистское двоемирие, но и отсылает к черно-белому кинематографу тех лет. Композиция поэмы строится по принципу «вертящихся картинок», что напоминает смену кадров. Кадры-изображения чередуются с кадрами-титрами. Как и в раннем кинематографе, преобладают общие планы; если использование их в кинематографе обусловлено ограниченными тех -ническими ресурсами, то у Блока, возможно, желанием придать тексту почти кинематографическую достоверность. Обращение к жанровым формам кинематографа - прежде всего к мелодраме -обусловлено не «дурным вкусом», но актуализацией неканонических художественных форм: театра Петрушки, комедии дель арте и т.д. Использование Блоком тривиальных схем переводило его образы и ситуации в разряд «знакомых незнакомцев»: любовный треугольник «Петька - Катька -Ванька» резонировал с любовным треугольником итальянской народной комедии «Арлекин - Коломбина - Пьеро» или с его русским вариантом комедии Петрушки и многими другими, растиражированными в массовой литературе и кинематографе тех лет. Подвергнутые значительной редукции психология и характеры героев, утрированные мимика и жест - все это транспонировано Блоком в текст поэмы из архаического театра и предельно современного кинематографа. Кроме того, потенциал мелодрамы, этого «провокатора» высокого жанра трагедии, Блок реализовал в ряде стихотворений - «случаев из жизни» (самый яркий пример -«На железной дороге»).

В заключение отметим, что наша статья наряду с другими исследованиями последних лет [15] открывает перспективы изучения более общей проблемы - взаимодействия литературы и кинематографа, которая существует уже более века, с момента возникновения кинематографа и превращения его в киноискусство, однако наукой она до сих пор практически не освоена. Только совместные усилия литературоведов, искусствоведов, культурологов помогут разностороннему ее осмыслению.

Литература

1. Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино. Вып. 9. М., 1974. С. 124 -147.

2. Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллин, 1993. С. 185-200.

3. Лотман Ю.М. Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов // Лотман Ю.М. Се-миосфера. СПб., 2004. С. 668-669.

4. Смирнов И.П. Смысл как таковой. СПб., 2001.

5. Мукаржовский Я. К вопросу об эстетике кино // Исследования по эстетике и истории искусства. М., 1994. С. 396 - 410.

6. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005. С. 288-372.

7. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. Т. 2. М. 1994.

8. Блок А. Записные книжки. М., 1965.

9. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994.

10. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1973.

11. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. М.; Л., 1963.

Поступила в редакцию

12. Веригина В.П. Воспоминания об Александре Блоке // Труды по русской и славянской филологии. Т. 4. Тарту, 1961. С. 310 - 371.

13. Чуковский К. Нат Пинкертон и современная литература // Чуковский К. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1969. С. 117 - 149.

14. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / Пер. с нем. С.А. Ромашко. М., 2001.

15. Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб., 2002.

9 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.