Научная статья на тему '"кинематограф будущего" - неосуществлённый проект М. Горького'

"кинематограф будущего" - неосуществлённый проект М. Горького Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМ ГОРЬКИЙ / MAXIM GORKY / М.Ф. АНДРЕЕВА / КИНЕМАТОГРАФ / CINEMA / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / КИНОСТУДИЯ / ПАВЕЛ ТИМАН / PAVEL TIMAN / ФИЛЬМЫ / НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ПРОЕКТ / UNREALISED PROJECT / MARIA ANDREYEVA / FILMS / FILM STUDIO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Анастасия Геннадьевна

В данной статье на материале писем М. Горького, М.Ф. Андреевой, П.Г. Тимана, А.А. Курсинского, а также с привлечением архивных документов и малоизвестных материалов дореволюционной прессы раскрывается история одного из неосуществлённых проектов М. Горького собственной киностудии, ориентированной на выпуск кинолент образовательного и идейно-художественного содержания. Просветительскую функцию кинематографа Горький считал важнейшей, и с 1913 до 1917 года Горький пытался создать собственное кинематографическое предприятие «кинематограф будущего» при поддержке М.Ф. Андреевой, А.Н. Тихонова, С.Г. Лианозова, Ф.И. Шаляпина и др. Основной идеей было производство качественных художественных и научно-популярных фильмов. Контакты Горького и Андреевой с фирмами П. Тимана и Прокудина-Горского приближали проект к реализации. Первая мировая война заставила надолго отложить планы о создании нового кинематографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Плотникова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Cinema of the future" - the unrealised project of Maxim Gorky

This article, based on letters of Maxim Gorky, Maria Andreyeva, Pavel Timan, Aleksandr Kursinskiy, archival documents and some little-known materials of pre-revolutionary press, explores a story of one of Maxim Gorky´s unrealised projects his own cinema studio focused on the production of educational and ideological feature films. Maxim Gorky considered the educative function of cinema to be the most important, and from 1913 to 1917, he tried to create his cinematic enterprise “Cinema of the future” with support of Maria Andreyeva, Aleksandr Tikhonov, Stepan Lianozov, Feodor Chaliapin, etc. The main idea was the production of high quality fiction and popular science films. Maxim Gorky and Maria Andreyeva contacted Pavel Timan's and Sergey Prokudin-Gorsky's companies to implement this project. World War I caused a long delay of the plans to create new cinema.

Текст научной работы на тему «"кинематограф будущего" - неосуществлённый проект М. Горького»

УДК 821.161.1.09"20" ; 791

Плотникова Анастасия Геннадьевна

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва

filologinya@gmail.com

«КИНЕМАТОГРАФ БУДУЩЕГО» - НЕОСУЩЕСТВЛЁННЫЙ ПРОЕКТ М. ГОРЬКОГО

В данной статье на материале писем М. Горького, М.Ф. Андреевой, П.Г. Тимана, А.А. Курсинского, а также с привлечением архивных документов и малоизвестных материалов дореволюционной прессы раскрывается история одного из неосуществлённых проектов М. Горького - собственной киностудии, ориентированной на выпуск кинолент образовательного и идейно-художественного содержания. Просветительскую функцию кинематографа Горький считал важнейшей, и с 1913 до 1917 года Горький пытался создать собственное кинематографическое предприятие - «кинематограф будущего» - при поддержке М.Ф. Андреевой, А.Н. Тихонова, С.Г. Лианозова, Ф.И. Шаляпина и др. Основной идеей было производство качественных художественных и научно-популярных фильмов. Контакты Горького и Андреевой с фирмами П. Тимана и Прокудина-Горского приближали проект к реализации. Первая мировая война заставила надолго отложить планы о создании нового кинематографа.

Ключевые слова: М. Горький, М. Ф. Андреева, кинематограф, просвещение, киностудия, П. Тиман, фильмы, неосуществленный проект.

М. Горький в своих статьях, посвященных Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, очертил два пути развития кинематографа. Первый - путь социально важного явления, имеющего просветительское значение: «Я не представляю научного значения изобретения Люмьера, но оно, несомненно, есть, и его наверное возможно применить к общей задаче науки, к усовершенствованию жизни человека, к развитию его ума» [11]. Второй - путь развлекательного средства, которое обращается к самым низменным желаниям человека.

Просветительскую функцию кинематографа Горький считал важнейшей, и с 1913 до 1917 года Горький пытался создать собственное кинематографическое предприятие. Главным энтузиастом этого дела была М.Ф. Андреева, которая по приезде из Италии вернулась к артистической деятельности. Основной идеей было производство качественных художественных и научно-популярных фильмов. Как заявлял Горький в октябре 1915 г. в интервью сотруднику газеты «Театр»: «Кинематограф меня занимает давно. Я одобряю кинематограф будущего, который безусловно займёт исключительное место в нашей жизни. Он явится распространителем широких знаний и популяризатором художественных произведений. И когда кинематограф проникнет в демократическую среду, считаясь с требованиями и вкусами народа, тогда он станет сеять "разумное, доброе, вечное" там, где это будет необходимо, то его роль будет чрезвычайно высока» [7]. Горький пытался создать этот «кинематограф будущего».

Дело продвигалось трудно и медленно. Из переписки Горького и Андреевой восстанавливается история этого предприятия. Начало замысла относится к лету 1913 года, когда Горький обратился к Н. А. Румянцеву, администратору и члену правления МХТ и идеей об устройстве киностудии. Ответное письмо его не сохранилось, но очевидно, Румянцев с энтузиазмом отреагировал на идею Горького, поскольку 16 августа 1913 года писатель

высказывал ему свои опасения: «О синематографе. Меня несколько смущает необходимость торопиться, - ведь у нас ничего ещё нет! А тут - договор, 40 т., подвал на 12 лет, Камергерский переулок и всякие страхи. Почему переулок оный - наилучшее место и для какой публики оно особенно удобно? Сего не понимаю. Но - Вам лучше знать. Мне казалось бы, что меня не следует вдвигать сразу же в деловые переговоры, а нужно только опираться на меня как на литературную силу, которая обязуется посвятить себя данному делу, - хотя, опять-таки, Вам виднее, что лучше. Не поговорить ли Вам с Лианозовым и Сытиным сейчас же, пощупать почву, насколько она удобна? Попробуйте!» [9, т. 11, с. 35]. К сентябрю 1913 года появился предварительный проект. 26 сентября 1913 года Андреева послала его Горькому и сообщила о намеченном составе Совета общества: «Отдел художественно-литературный: М. Горький, И. П. Ладыжников,

A.Н. Тихонов. Отдел сценический: М.Ф. Андреева, К.А. Марджанов, А.А. Санин. Отдел технический:

B.М. Каменский, Ю.А. Желябужский, В.А. Крит. Отдел хозяйственный: Румянцев и кого он пригласит» [12, с. 496]. Впоследствии к этому начинанию были привлечены Ф.И. Шаляпин, С.Г. Лианозов, Л.Б. Красин, И. Д. Сытин и другие. Ю.А. Желябужский иронически замечал в своих воспоминаниях: «По правде говоря, единственное, чего не было -не было ни одного человека, знакомого с тем, как это делается» [6].

Осенью 1913 года ситуация менялась практически ежедневно. 28 сентября Андреева сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч 20 предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернём из тех 90 тысяч рублей, которые нам даёт "Биохром", общество с капиталом в 2 миллиона рублей, купившее цветные ленты Подгурского (русского инженера) <...> Дело, как видишь, затеяно большое.

34

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

© Плотникова А.Г., 2018

Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да не только в Москве, а во многих местах, обеспечена <...> Рассчитано все так, чтобы, щедро оплачивая труд работающих в деле, никто не брал себе наживы, но отдавал её на расширение и поддержание основной идеи» [12, с. 215]. С.Г. Лианозов, владелец здания МХТ, предполагал построить фабрику во дворе театра. Общество «Биохром» было открыто в 1912 году и предлагало услуги по цветной и черно-белой фотографии. Её основателем был С.М. Прокудин-Горский (Андреева ошиблась в имени), химик, ученик Д.И. Менделеева, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель. Позже в фирме появилось отделение кинематографа, о котором писал журнал «Сине-фоно»: «Петроград. На днях открыло свои функции <...> акционерное общество "Биохром", известное в коммерческих, промышленных и литературных кругах многочисленными предприятиями, функционирующими под разными фирмами. Порукой солидному ведению дела служат имена главных акционеров Общества: нефтяные короли Манташев, Лианозов, князь Челокаев, Белозерский и другие <. > Летом решено построить на юге России большой павильон для производства собственных съёмок» [13]. Богатая фирма, видимо, хотела расширить свою деятельность, и начинание Горького и Андреевой пришлось весьма кстати.

30 сентября 1913 года Андреева снова писала Горькому: «Мечусь в поисках денег. » [12, с. 218]. В ноябре 1913 года ему сообщал А.Н. Тихонов: «Был я в Москве. Совместно с М<арией> Ф<ёдоровной> устроили мы там заседание директоров будущего кинематографа, на котором выработали основы будущего устава, - теперь он, вероятно, уже подписан учредителями, т. е. Румянцевым, Леонидом Борис<овичем> (Красиным) и М.Ф. <...> Виделся я по этому делу с Фёдором Ивановичем (Шаляпиным. - А.П.), который отнёсся к нему восторженно и обещал всяческое содействие <. > Мою роль определили как одного из заведующих репертуаром. Хорошая роль!» [5].

К зиме 1913 года проект всё ещё не был оформлен, 4 декабря 1913 года М.Ф. Андреева писала И.П. Ладыжникову: «Относительно синемо дело обстоит так: есть договор с Лианозовым, ещё не подписанный, но обещанный; есть обещание Шаляпина играть исключительно для этого синематографа; есть тысяч 25-30 денег, данных дву-мя-тремя человеками; есть сочувствие Алексея Максимовича, но даже без права упоминать его имя; и есть обещание Л.Б. Красина принять деятельное участие в постановке техники» [12, с. 267]. Л.Б. Красин был привлечён не только как старинный друг и партийный товарищ, но как инженер, знакомый с кинотехникой. На электротехническом съезде в декабре 1912 года он представлял доклад «Применение синематографа для запечатления

электрических процессов в производстве» и иллюстрировал его кинематографической лентой. Далее Андреева объясняла, почему имя Горького не упоминается в проекте: «А. М. устранила я вначале, чтобы не трепать его имя. Брать нам деньги на театр ли, на синематограф ли с Алексея Максимовича - недопустимо! Слишком дорого они стоят, и рисковать ими - грех, да на это никто порядочный и не согласится» [12, с. 267-268].

Надо сказать, что сам Горький не был уверен, что идея «кинематографа будущего» осуществима. Все хлопоты в течение шести месяцев не давали результата, и в январе 1914 года он писал Андреевой: «Позволь мне ещё раз сказать, что, по моему мнению, ты должна бросить эту затею - на время, пока не упрочится твоё положение в театре, т. е. на сцене. Я уверен, что сейчас из этой суеты ничего не выйдет, кроме излишнего утомления, раздражения, разочарования» [9, т. 11, с. 71].

В начале 1914 года появилась некоторая надежда на контакты, возникшие со знаменитой кинематографической фирмой «Тиман и Рейнгардт». Пауль Тиман, немецкий подданный, служил директором одного из отделов фирмы «ваитой» в Москве. «Его вкладом в основание собственной фирмы прежде всего был кинематографический опыт. А крупный капитал в неё вложил владелец табачных фабрик в Москве немец Фридрих Рейнгардт» [10, с. 12]. Тиман пытался, хотя и не всегда успешно, привлечь к кинематографу элиту русского театра: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, актёров М. Германову, А. Бестужева, Е. Рощи-ну-Инсарову. В 1915 году здесь как кинорежиссёр дебютировал В.Э. Мейерхольд, поставивший «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду. У Тимана начинали свой творческий путь Я.А. Протазанов и В.Р. Гардин. Фирма «Тиман и Рейнгардт» считалась немецким предприятием, и расцвет её был обусловлен, в том числе, и тем, что весной 1913 года состоялось подписание совместной российско-немецкой литературной конвенции, «положения которой гарантировали взаимную защиту авторских прав на драматические (в том числе кинематографические) произведения» [14, с. 29].

В начале февраля 1914 года Андреева и Горький встречались с Александром Антоновичем Курсинским, представлявшим интересы фирмы «Тиман и Рейнгардт». Курсинский, поэт, переводчик и журналист, друг В.Я. Брюсова, З.Н. Гиппиус, А.А. Блока, в начале 1910-х годов увлёкся кинематографом, писал сценарии и сотрудничал с различными киноорганизациями. Будучи хорошо знакомым с литературным обществом Москвы и Петербурга, он стал своеобразным посредником между ним и кино. Во время встречи Горький и Андреева рассказали Курсинскому об идее просветительского кинематографа. А. А. Курсинский ответил на следующий день, 7 февраля 1914 года:

Вестник КГУ^ № 1. 2018

35

«Глубокоуважаемые Мария Фёдоровна и Алексей Максимович!

Содержание нашей вчерашней беседы вчера же было мною передано г. Тиман. Я сообщил ему Ваши взгляды на задачи кинематографии и желательное её направление, которыми Вы поделились со мной, и о вашем идейном активном сочувствии к тому формирующемся уже коллективу лиц, которые намерены уделить свои силы и средства, чтобы создать и двинуть дело серьёзного художественно -го кинематографа.

В значительной степени сообщение моё не оказалось новым для моего патрона. Он достаточно осведомлён о намерениях петербургских инициаторов дела и даже назвал мне имена, которые Вам было неудобно упоминать. Взгляд на предприятие у г. Тиман весьма определённый. Дело это, как чисто художественное, идейное дело, прежде всего потребует значительных материальных жертв, потребует меценатства. Если жертвы эти не окажутся достаточно крупными, чтобы в течение нескольких лет вести борьбу со вкусами миллионов кинематографических посетителей, дело будет одинаково проиграно, как в финансовом отношении, так и с идейной стороны. Только исключительно прочный финансовый фундамент в связи с интеллектуальной работой талантливых руководителей и работников дела может рано или поздно обеспечить торжество этого культурного предприятия.

И если такая прочная постановка дела практически оказалась бы осуществимой, то нет сомнения, что г. Тиман был бы готов внести в общее дело и свою долю опытности, знаний и материальных средств.

Если Алексей Максимович пожелал бы теперь же или по выяснении некоторых перспектив обменяться более подробно мнениями по этому вопросу с г. Тиман, последний не преминул бы посетить Алексея Максимовича по первому его извещению.

Переходя к вопросу моей личной компетенции - об опытной постановке ваших миниатюр ("Хан", "Марко", "Зобар и Радда"), - вопросу, оставшемуся временно открытым, в силу соображений, неизвестных мне во время беседы, вынужден просить Вас, Алексей Максимович, если только это окажется возможным, выяснить его до поста. Дело в том, что, хотя постановка этих вещей может быть выполнена только летом, режиссура должна во время поста озаботиться приглашением артистов, находящихся в прямой зависимости от репертуара, так как зимняя система экстренных приглашений гг. артистов в мёртвый сезон применима быть не может.

С совершенным уважением, А. Курсинский» [2].

Очевидно, даже Тиману, ратовавшему за повышение культурного уровня кинематографа, было ясно, что для того момента идея Горького слишком утопическая. Тем не менее П. Тиман был заинте-

ресован в постановке отдельных произведений Горького и через несколько дней отправил ему телеграмму: «Ввиду сообщения газеты о Вашем скором отъезде, напоминаем о возникших переговорах, просим ответить на последнее письмо Курсинского относительно Чудры, Хана и Цыгана Марко» [4]. Горький ответил телеграммой, где просил уточнить конкретные условия, предлагаемые кинофирмой. 26 февраля Тиман сообщил: «Мы находим наиболее справедливым поставить эти условия в непосредственную зависимость от степени распространённости ленты предполагаемых инсценировок и предложить вам определённые отчисления с каждого проданного в России метра позитива. Нам представляется возможным определить величину этого отчисления в размере трёх копеек. Приблизительная длина ленты (с тремя пьесами) -2400 метров. Получается 72 рубля с каждой проданной ленты. Какое количество их будет продано, определить, конечно, трудно, но 15-20 лент могли бы быть нами гарантированы» [3]. Вероятно, условия эти не удовлетворили Горького, переговоры он не продолжил.

Первая мировая война заставила надолго отложить планы о создании нового кинематографа. Как немецкий подданный, П.Г. Тиман 1915 году был выслан в Уфу, а перед этим, осенью 1914 года, контора его фирмы была разрушена во время немецкого погрома [8, с. 161]. Военные действия и экономические проблемы стали причиной острого дефицита киноплёнки, что создало кризис во всей отрасли.

Тем не менее, в конце 1916 - начале 1917 года в прессе время от времени появлялась информация о кинематографических начинаниях Горького. Издание «Раннее утро» 10 декабря 1916 года сообщало: «Нам передают, что Максим Горький организует кинематографическое издательское дело, в которое привлечены видные представители артистического и литературного мира. В некоторых постановках будет участвовать Ф.И. Шаляпин. Павильон для съёмок кино-пьес предполагается построить или в Москве или в Крыму» [1]. Однако Горького увлекли революционные события, и в середине лета 1917 года он писал Е.К. Малиновской: «О синематографе - ничего не придумал, да и некогда думать о нем. До иллюзионов ли в наши сугубо реальные дни?» [9, т. 12, с. 161].

Библиографический список

1. [Б.п.] Мир экрана // Раннее утро. - 1916. -10 дек.

2. Архив А.М. Горького. - ИМЛИ РАН. -КГ-ди-5-31-1.

3. Архив А.М. Горького. - ИМЛИ РАН. -КГ-инГ-4-59-1.

4. Архив А.М. Горького. - ИМЛИ РАН. -КГ-инГ-4-60-1.

36

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

5. Архив А.М. Горького. - ИМЛИ РАН. -КГ-п-76-1-9.

6. Архив А.М. Горького. - ИМЛИ РАН. -МоГ-4-17-2.

7. Анкета «Люди искусств о кинематографе» // Театр (Петроград). - 1915. - № 1755. - 24 окт.

8. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. - М., 1963. - 406 с.

9. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. - М.: Наука, 1997-2016.

10. Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа: автореф. дисс. ... д-ра искусств. - М., 2007. - 26 с.

11. М. Pacatus. Беглые заметки // «Нижегородский листок». - 1896. - № 182. - 4 июля.

12. Переписка, воспоминания, статьи, документы, воспоминания о М. Ф. Андреевой. - М.: Искусство, 1968. - 797 с.

13. Хейхфиц И.Е. [Б.н.] // Сине-фоно. - 1914. -№ 4-5. - 13 дек. - С. 38.

14. Янгиров Р. Другое кино. - М., 2011. - 416 с.

References

1. [B.p.] Mir ehkrana // Rannee utro. - 1916. -10 dek.

2. Arhiv A.M. Gor'kogo. - IMLI RAN. -

KG-di-5-31-1.

3. Arhiv A.M. Gor'kogo. - IMLI RAN. -KG-inG-4-59-1.

4. Arhiv A.M. Gor'kogo. - IMLI RAN. -KG-inG-4-60-1.

5. Arhiv A.M. Gor'kogo. - IMLI RAN. -KG-p-76-1-9.

6. Arhiv A.M. Gor'kogo. - IMLI RAN. -MoG-4-17-2.

7. Anketa «Lyudi iskusstv o kinematografe» // Teatr (Petrograd). - 1915. - № 1755. - 24 okt.

8. Ginzburg S. Kinematografiya dorevolyucionnoj Rossii. - M., 1963. - 406 s.

9. Gor'kij M. Polnoe sobranie sochinenij. Pis'ma: v 24 t. - M.: Nauka, 1997-2016.

10. Grashchenkova I.N. Kino Serebryanogo veka i problemy kul'turno-nacional'nogo samoopredeleniya kinematografa: avtoref. diss. ... d-ra iskusstv. - M., 2007. - 26 s.

11. M. Pacatus. Beglye zametki // «Nizhegorodskij listok». - 1896. - № 182. - 4 iyulya.

12. Perepiska, vospominaniya, stat'i, dokumenty, vospominaniya o M. F. Andreevoj. - M.: Iskusstvo, 1968. - 797 s.

13. Hejhfic I.E. [B.n.] // Sine-fono. - 1914. -№ 4-5. - 13 dek. - S. 38.

14. YAngirov R. Drugoe kino. - M., 2011. - 416 s.

М. Горький в рабочем кабинете. Сорренто, 1927 г.

Вестник Kry^J № 1. 2018

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.