Механика специальных систем
На рис. 2 показаны: слева - температурные поля, возникающие из-за перехода механической энергии деформации в тепловую и, как следствие, приводящее к прогреву тела зуба. Эта эпюра будет полезна для последующего анализа закалки зубьев с помощью ТВЧ; справа - эпюра эффективных деформаций.
Рассмотренный способ синтеза модели позволяет создавать высокоточные модели с заданными качественными характеристиками и мощным инструментом контроля качества на всех этапах производства. При этом программные средства позволяют прогно-
зировать большинство как внешних (визуальных), так и внутренних дефектов. Вкупе со специализированными программами по автоматизации проектирования и построения расчетных моделей это дает мощный и удобный инструмент для синтеза конических передач.
Библиографическая ссылка
1. Калашников А. С. Технология изготовления зубчатых колес. М. : Машиностроение, 2004.
R. S. Lukin
Siberian State University, Russia, Krasnoyarsk
THE CONIC TOOTH GEARINGS REALIZED BY MEANS OF RESOURCE-SAVING OF TECHNOLOGIES
The authors consider a way ofproduction of conic gear wheels by means of the cold disembarkation, the subsequent induction heating of a detail to training temperature. The analysis of results certainly element modeling of process of disembarkation is carried out.
© Лукин Р. С., 2011
УДК 62-882
Р. А. Мирзаев, Н. А. Смирнов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
КИНЕМАТИКА ПОДВИЖНОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ДЕЛЬТА-МЕХАНИЗМА
Проанализированы различные устройства параллельной кинематики. Создана модель дельта-механизма для дальнейшего изготовления. Рассчитано число степеней свободы устройства.
Целью данной работы является анализ механических устройств параллельной кинематики [1] и создание модели дельта-механизма, его дальнейшего изготовления и отработки системы управления механизмами параллельной кинематики. В среде разработки Компас-ЭБ создана модель трипода (рис. 1). Для вращения звеньев применяются три сервопривода.
При малой массе подвижного исполнительного объекта механизмы с параллельной структурой обеспечиваются более высокими скоростями перемещений и ускорения. Такие механизмы отличаются высокой жесткостью, что обусловлено работой телескопического устройства на растяжение-сжатие и равномерным распределением усилий по всей структуре. Кроме того, при использовании этих механизмов значительно снижается металлоемкость [2].
Примером шестиосевого параллельного механизма является дельта-механизм. Здесь ведущие вращательные двигатели расположены на основании, а каждая штанга разделена на две части. Первая полуштанга одним концом соединена с двигателем, другим концом - с карданным шарниром, связывающим ее со
второй полу штангой. Вторая полуштанга через сферический шарнир соединена с платформой.
Рис. 1. Компьютерная модель дельта-механизма
Главным достоинством схемы является ее повышенная маневренность и расширенная граница рабочей зоны.
Для кинематического анализа рассмотренных механизмов применяется формула Сомова-Малышева [Э].
Решетневские чтения
где k - общее число звеньев кинематической цепи; pt - число пар с /-степенями свободы.
Число степеней свободы для модели дельта-механизма (рис. 2) равно трем. Модель устройства имеет две вращательные степени свободы и одну поступательную.
Библиографические ссылки
1. Подураев Ю. В. Мехатроника: основы, методы, применение. М. : Машиностроение, 2007.
2. Глазунов В. А., Колискор А. Ш., Крайнев А. Ф. Пространственные механизмы параллельной структуры. М. : Наука, 1991.
3. Мирзаев Р. А., Смирнов Н. А. Разработка системы управления для механизмов параллельной кинематики // Материалы науч.-техн. конф. молодых специалистов ОАО «ИСС». Железногорск, 2011. С. 258-259.
R. A. M/rzaev, N. A. Sm/rnov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
KINEMATICS OF A MOVABLE PLATFORM BASED ON DELTA-MECHANISM
D/fferent dev/ces /n parallel k/nemat/cs are analyzed. A model of delta-mechan/sm has been des/gned to manufacture. Number of degrees offreedom of the dev/ce /s defined.
© Мирзаев Р. А., Смирнов Н. А., 2011
Рис. 2. Модель дельта-механизма: 0, 1, 2, 3 - звенья кинематической цепи; р3 - сферический шарнир; р5 - цилиндрический шарнир
Общее число Н степеней подвижности механизма относительно неподвижного звена (основания) для пространственной кинематической структуры определяется по формуле
Н = 6-(к - 1) - 5р1 - 4р2 - 3рз - 2-р4 - рз,
УДК 621.822
К. И. Новик, О. И. Рабецкая
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ С УЧЕТОМ УДП-МТС
Определено оптимальное процентное содержание порошковой добавки ультрадисперсной модифицированной технической сажи в трансмиссионном масле ТМ-5-18. Разработано модифицированное уравнение Рей-нольдса с учетом эффекта граничного скольжения и волнистости вкладыша. Проведено сравнение экспериментальных и расчетных данных.
Надежность и работоспособность машин и агрегатов во многом обеспечивается безотказной работой опор скольжения, от эксплуатационных характеристик которых зависят общие показатели их надежности и долговечности. К важнейшим характеристикам подшипника скольжения относят условия смазывания и смазочный материал, обуславливающие режимы смазки. В связи с этим большое значение приобретает толщина смазочной пленки и свойства смазочного материала [1]. Повысить надежность и долговечность подшипника скольжения возможно за счет совершенствования геометрических параметров, а также применения смазочных материалов с более высокими смазочными свойствами. Наиболее перспективным является использование новых смазочных материалов, имеющих высокие антифрикционные и противо-
износные свойства, а также улучшение свойств существующих смазочных материалов за счет применения присадок и различных видов твердых добавок. В настоящее время хорошие результаты долговечности подшипника скольжения получают при использовании порошковых добавок к смазочным материалам. Однако физический механизм воздействия порошковых материалов на свойства смазок изучен недостаточно.
Целью данной работы является исследование влияния смазочных композиций с улучшенными антифрикционными и эксплуатационными свойствами на основе добавок ультрадисперсных порошков модифицированной технической сажи (УДП-МТС) [2-4].
Первый этап исследований заключался в определении оптимального процентного содержания порош-