Научная статья на тему 'Кинематическое исследование механизма поворота ковша канатного экскаватора'

Кинематическое исследование механизма поворота ковша канатного экскаватора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
386
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАТНЫЙ ЭКСКАВАТОР / ПОВОРОТ КОВША / КИНЕМАТИКА / АНАЛТТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / THE ROPE EXCAVATOR / THE LADLE TURNING / KINEMATICS / THE ANALITICAL INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Максимов Юрий Валерьевич

Проведено кинематическое исследование механизма поворота ковша канатного экскаватора. Рассмотрена часть траектории рабочего процесса, на которой осуществляется поворот рукояти относительно стрелы с одновременным поворотом ковша относительно рукояти. Поворот ковша осуществляется за счет дополнительной кинематической связи ковша с рукоятью и/или стрелой и реализующей внутренние усилия, обусловленные соответствующим взаимным расположением стрелы и рукояти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Максимов Юрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kinematic investigation of the mechanism of the ladle turning of the rope excavator

The research devoted to the kinematic mechanism for turning rope of ladle excavator, in the article considered the part of the trajectory of the work process: this process make the turning of the grip relatively to the arrow with the same time turning ladle relatively to the grip. The ladle turning is made because of additional kinematic connection between the ladle and grip and / jr the arrow and implementing internal forces due to the mutual position of the corresponding arrow and grip.

Текст научной работы на тему «Кинематическое исследование механизма поворота ковша канатного экскаватора»

Кинематическое исследование механизма поворота ковша канатного экскаватора

Ю.В. Максимов

Производственные наблюдения рабочего процесса копания экскаватором ЭО-4112 с обратной лопатой, показали, что главной причиной снижения его эксплуатационной производительности является потеря части зачерпнутого грунта на участке подъема и переноса его к месту выгрузки. Это обусловлено, прежде всего, конструктивными особенностями жесткого крепления ковша к рукояти, при котором положение ковша определяется только двумя угловыми координатами: углами поворота стрелы - фстр и рукояти - ^р. Это в принципе исключает возможность рационального положения ковша на соответствующем участке траектории (заглубления, зачерпывания, транспортирования, выгрузки). На гидравлических экскаваторах эта проблема решается путем шарнирного соединения ковша с рукоятью и управлением его поворотом дополнительным гидроцилиндром, т.е. положение ковша в этом случае определяется уже тремя координатами - фстр, фр и углом поворота ковша - фк. Для экскаваторов с канатной подвеской шарнирное крепление ковша к рукояти требует дополнительного устройства управления его поворотом. При этом известные схемы внешнего воздействия на ковш практически невозможно согласовать с существующей конструкцией рабочего оборудования. Решение данного вопроса возможно только за счет дополнительной кинематической связи ковша с рукоятью и/или стрелой и реализующей внутренние усилия, обусловленные соответствующим взаимным расположением стрелы и рукояти [1].

Для практической реализации предложенной конструкции необходимо провести кинематическое и динамическое исследование механизма поворота, схема которого представлена на рисунке.

Схема отражает наиболее значимую в свете рассматриваемого вопроса часть траектории рабочего процесса, на которой осуществляется поворот

рукояти относительно стрелы с одновременным поворотом ковша относительно рукояти.

Расположим центр прямоугольной системы координат О1 в точке крепления рукояти к стреле совместив ось X с линией соединяющей точку поворота рукояти с точкой поворота стрелы О3. В рассматриваем случае ось Х горизонтальна (угол поворота стрелы рСТ = 0), гидроцилиндр Ц2 закрыт, т.е. звено АВ жесткое, а гидроцилиндр Ц1 открыт, что позволяет эвену КН изменять свою длину в соответствии с поворотом ковша.

Механизм поворота ковша представляет собой два смежных четырехзвенных механизма: О1АВО2 и О2СВЕ„ где для первого механизма О1АВО2 ведущим звеном является рукоять 1 (звено О1О2). Звено 1 вращается с угловой скоростью ш1 за счет тягового каната 12 наматываемого на барабан главной лебедки с приводом от электродвигателя (Тдв). Для второго механизма О2СВЕ ведущим является звено 5 (О2С) которое есть продолжение звена 2 (О2В) первого механизма О1АВО2.

В результате кинематического анализа должны быть установлены функциональные зависимости углов ф2, ф3, ф5, ф6 и обоих четырехзвенных механизмов от ведущего звена 1, а также угловые скорости ю2, ш3, и ю7. Эти зависимости позволят определить угол поворота ковша как по отношению к рукояти 1, так и по отношению к горизонту (линия передней грани боковой стенки ковша 11), а так же скорости перемещения гидроцилиндров Ц1 (тяга переменной длины 10) и Ц2 (тяга переменной длины - звено 3).

Известны различные методы аналитического исследования плоских шарнирных механизмов [2-8] включая и исследование кинематики рабочего органа одноковшового экскаватора [9] и его нагружения [10]. В последнее время для решения задач синтеза все шире используются различные компьютерные программы [5,6]. В известном труде [2] задачи кинематического исследования сводятся к совместному решению уравнений проекций на оси координат контуров, образованных звеньями механизмов, с последующим дифференцированием этих уравнений для определения угловых скоростей. А в

[3] первую часть задачи определяют другим способом - путем решения дополнительно построенных на исследуемом механизме треугольников.

Рис. - Схема механизма поворота ковша

В рассматриваемом механизме соотношения длин звеньев определяют его работу по повороту ковша только в одной четверти окружности, причем проекции звеньев 2 и 3 пересекаются, что выводит данный механизм из ряда классических. Это определило комбинированный подход к решению поставленной задачи.

Обозначим для краткости длины звеньев

ОО2 =1 О2В =2 АВ =1з; АО1 =4 02С =15; СВ =!б; ЕВ =7 Е02 =8 ЕН =\9; HK =\ю; EF =1п; 01F = !13.

Для определения угловой скорости ш1 звена 1 запишем из треугольника О1FE векторное равенство

БЕ = ОгЕ + БОг .

Уравнения проекций на оси координат

FE • cos атк = FO± — 0±Е • cos (р± FE • sinатк = 01E^sincp1. (1)

Для определения угла атк разделим второе уравнение на первое. Получим

tan атк — .

тк F01-01E^cos^1

Для определения угловой скорости звена 1 дифференцируем по времени t первое уравнение из (1).

-FE • Sin атк — =0tE • Sin <рг — + ^к • cos атк . Из углов в этом уравнении вычтем угол атк . Тогда имеем

Ш101Е • sinOi - атк) = Утк . Откуда находим значение шл =-г^-т, (2)

где утк - скорость каната, навиваемого на барабан; атк - угол образованный канатом 12 и звеном 13.

Скорость каната с учетом полиспастной системы равна

. _ шдв R6 тк~ i ап '

где шдв - угловая скорость двигателя лебедки; R6 - радиус барабана; i - передаточное число привода барабана; ап - кратность полиспаста.

Рассмотрим четырехзвенный механизм О1АВО2 . Из прямоугольного треугольника AOJ следует

tanS = tan((p3-v)=j-±^ (3)

Неизвестные углы ф3 и s определяются из соответствующих треугольников, построенных на исследуемом механизме. Из прямоугольного треугольника АО2М получаем

tan v = ——(4)

а из треугольников О1О2А и О2АВ

1о2А - I1+I4 — 21г1А cos фг l02A = Í2 + ll~ 2Мз COS £

+ í? ¿4 .

Откуда cos £ = -—5—-—± Н--cos <pt.

Обозначим

2Í2Í3

/2+/2_ Í2 _/2 i I

^ _ 12^13 11 14 и ^ _ 1114 (5)

2Í2Í3 ^2^3

Окончательно имеем cos £ = с + f cos ^

Таким образом, вычисляя последовательно по формулам (5), (4) и (3) углы е, V и д, определяем угол ^3(^1)

i2 sine ,

Фз = arc tan--Ъ v . (6)

í3-í2 COS£ V 7

Для определения угла ф2 и скоростей звеньев механизма воспользуемся методом, изложенным в [2].

Векторное уравнение замкнутости контуров О1АВО2

"Ь ¿2 "I" = • Проектируя это уравнение на оси O1X и O1Y, получаем l± cos <р± + l2 cos _ h cos ^3 = /4 cos sin ^ +/2 sin — sin ^3 = /4 sin . (7)

Так как = 0, то sin = 0 и cos = 1, то уравнения (7) получают вид l2 cos — ¿4 + ¿3 cos ^з — cos ^

/2 sin ^2 — ¿3 sin ^з —Z-L sin ^ . (8)

Угол ф2 определяется из последнего уравнения (8)

. í3 Sino^-Í! Sin^!

^2 = arc sin ---í-^-1-— . (9)

12

Для определения угловых скоростей ю2 и ю3 звеньев 2 и 3 дифференцируем уравнения (8) по времени t . Получаем

I ■ I ■ ^Фз , I ■

-Z2 sin <р2— = -l3 sin <р3 — + ^ sin ^ —

. dw2 , dw-, , dw-,

l2 cos <p2— = Z3 cos <Рз — - ¿i cos <Pi — .

dffl-, d^2

Имея в виду, что -= ¿Oí , -= со? и -= оь , имеем

dt ^ dt z dt

<ti2l2 sin + k>lA sin = k>3/3 sin ^з

Ш212 cos + cos ^ = <л)313 cos . (10)

Из углов входящих в первое уравнение (10) вычитаем общий угол ф2 , что соответствует повороту осей координат XO1Y на угол ф2 . Получаем

ш111 sin(^! - = ^з sin(^3 - (р2) , Откуда находим угловую скорость звена 3

. (11) После аналогичного преобразования первого уравнения (10) путем поворота осей координат XO1Y на угол ф3 получаем выражение для угловой скорости ш2

^sin^-^ . (12)

Для определения угла ^непосредственно характеризующего поворот ковша (звено 7) относительно рукояти (звена 1) рассмотрим смежный четырехзвенный механизм O2CDE. Введем подвижную систему координат X1O2Y1, связав её с центром вращения ведущего (для смежного механизма) звена O2C. Обозначив дополнительные углы O2EC = v2 , O2EC = д2 и O2EC = £2 и выполнив все аналогичные вышеприведенным для механизма О1АВО2 преобразования в результате получаем выражения для определения всех

значимых углов и угловых скоростей. tan 82 =

ísSinC^a-^i)

¿6 sin £2

í7 — í6 COS £2

tanv2 —

cos £2 = C2 + /2 cos(^2 - ^l),

где c2 = ll+ll~ I1 +¿i ; f2 = 1-^ .

ю7 = arc tan ¿6Sing2—\- v? (13)

í8-¿6 COS£2 ^ V 7

= are sin —-— 7—— (14)

Ш7 — 6l)t--—--— .(15)

Скорость изменения длины звена 10 (хода поршня гидроцилиндра Ц1) определяется из векторного уравнения КЕ + ЕН = НК .

Уравнения проекций этого уравнения на оси координат имеют вид КЕ + ЕН • cos <р7 = НК • cos 7

ЕН •sin <р7 = НК •sin у. (16)

Разделив второе уравнение на первое, получаем значение угла у tan у =-—— (17)

Для определения скоростей продифференцируем по времени t уравнения (16). Получаем

—ш7 ЕН • sin <р7 = —о)10НК •sin у + уц1 • cos у

ш7ЕН • cos <р7 = <л)10 НК • cos у + уц1 •sin у . (18) Из углов в уравнениях (18) вычитаем угол у. В результате получаем значения скоростей.

Скорость изменения длины звена 10 (уц1) равна Уц\ = -Ы7ЕН•sinC^y - 7). (19) Угловая скорость звена 10

^10 = КНcos(^7 -У).

Полученные функциональные зависимости кинематических параметров механизма поворота одноковшового экскаватора в виде выражений (1).. .(19) позволяют проводить анализ механизма для любых значений угла поворота рукояти

Литература:

1. Патент РФ 2450106, МПК Е02Б 3/42. Рабочее оборудование ковшового экскаватора / В.С. Исаков, Ю.В. Максимов, Г.М. Симелейский; заявлено 15.10.2010; опубл. 10.05.2012, Бюл. № 13. - 8 с., ил.

2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. [Текст]. Издание третье. - М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1953. - 712 с.

3. Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин. [Текст]. - М.: Машгиз, 1949. - 448 с.

4. Зиновьев В.А. Аналитические методы расчета плоских механизмов. [Текст]. М., Гостехиздат, 1949. - 204 с.

5. Зиборов К. А. Решение векторных уравнений кинематики механизмов с помощью программы Mathcad [Текст] / К.А. Зиборов, И.Н. Мацюк, Э.М. Шляхов // Теория механизмов и машин. 2008. №1. Том 6. С. 64-70.

6. Верховод П.В. Решение задачи приближенного синтеза четырехзвенного механизма с помощью программы mathcad [Текст] // Теория машин и механизмов. - 2011. - № 2, Том 9. - С. 53-64.

7. Hartenberg, R.S., and Danavit, J. 1964, Kinematic Synthesis of Linkages. McGrawHill, Ney York. http://ebooks.library.cornell.edu/cgi/t/text/text-idx?c=kmoddl;idno=kmod013.

8. Freudenstein, F. Approximate synthesis of four-bar linkages. Transactions of ASME, 1955, Vjl. 77, pp. 853-861/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Павлов В.П. Информационно-логическая модель системного проектирования одноковшовых экскаваторов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2010. №3. - Режим доступа: htt: // www/ ivdon.ru / magazine / archive/n3y2010/238 / (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. А. А. Котесова. Уточненное определение ресурса совокупности по выборочным данным для стрелы одноковшового экскаватора [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013. №2. - Режим доступа: htt: // www/ ivdon.ru / magazine / archive / n2y2013/1695 / (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.