УДК 343.232 К. А. Краснова
СЗФ ФГБОУВО «РГУП»
Киберспорт и преступность*
АННОТАЦИЯ. Предмет/тема. Растущая популярность киберспорта заставляет исследователей пересмотреть традиционные теории уголовного права и криминологии, когда речь идет о применении различных цифровых, физических и биологических технологий для совершения преступлений в сфере киберспорта.
Цели/задачи. Целью исследования является изучение преступлений, непосредственно связанных со спортивными мероприятиями в дисциплинах киберспорта. К ним предлагается отнести деяния, связанные с оказанием противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования (ст. 184 УК РФ) и использованием запрещенных в спорте субстанций и методов (ст. 230.1, 230.2 УК РФ). Автор обращает внимание на проблему допинга, используемого киберспортсменами, которые, помимо традиционных стимулирующих веществ, применяют способы, именуемые «электронный (технический) допинг». В силу отсутствия следственно-судебной практики по данному вопросу анализируется возможность квалификации нарушения, установленного правилами порядка проведения спортивных соревнований в дисциплинах киберспорта, как мошенничества.
Методология. В ходе теоретического анализа работ российских и зарубежных исследователей, в основном последних трех лет, посвященных проблеме преступности в киберспорте, автор приводит принятые в научной среде трактовки понятия «электронный допинг», рассматривает манипулирование результатами спортивных соревнований по дисциплинам киберспорта.
Вывод. Анализируя деструктивное поведение киберспортсменов, ученые связывают его с высокой конкуренцией и заинтересованностью профессиональных игроков в карьере в киберспорте. В связи с этим возрастает потребность в разработке норм и правил, запрещающих электронный допинг.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: киберспорт, электронный допинг, спортивные соревнования, мошенничество, до-гово р ны е матчи, Всем ирный антидопинговый кодекс.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Краснова К. А. Киберспорт и преступность // Научный портал МВД России. 2021. № 4 (56). С. 30-33.
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 20-011-00414 А «Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия в сфере спорта».
K. A. Krasnova
The NWB of the FSBEIHE «RSUJ»
Esports and crime*
ABSTRACT. Subject/topic. The growing popularity of eSports is forcing researchers to rethink more traditional theories of criminal law and criminology when it comes to the use of various digital, physical and biological technologies to commit eSports crimes.
Goals/objectives. The aim of the study is to study crimes directly related to sporting events in the disciplines of eSports. The author proposes to include acts related to unlawful influence on the result of an official sports competition (Article 184 of the Criminal Code of the Russian Federation) and the use of substances and methods prohibited in sports (Articles 230.1, 230.2 of the Criminal Code of the Russian Federation). The author draws attention to the problem of doping used by e-sportsmen who, in addition to traditional stimulating substances, use methods called electronic (technical) doping. Due to the lack of investigative and judicial practice on this issue, the author analyzes the possibility of qualifying a violation of the established by the rules of the procedure for holding sports competitions in the disciplines of cybersport as fraud.
Methodology. In the course of a theoretical analysis of the works of Russian and foreign researchers, mainly of the last three years, devoted to the problem of crime in cybersport, the author gives the interpretation of the concept of «electronic doping» accepted in the scientific community, examines the manipulation of the results of sports competitions in the disciplines of cybersport.
Output. Analyzing the destructive behavior of e-sportsmen, scientists associate it with high competition and the interest of professional players in a career in e-sports. In this regard, there is a growing need for the development of rules and regulations prohibiting electronic doping, alongside.
KEYWO RDS : e- s ports, e-doping, sporting events, fraud, match-fixing, the World Anti-Doping Code.
FOR CITATION: Krasnova K. A. Esports and crime // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 4 (56). P. 30-33 (in Russ.).
* The work was supported by RFBR grant 20-011-00414 A.
30
Постановка проблемы. Второе десятилетие XXI в. ознаменовалось экспонентным внедрением информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности людей. Не стала исключением и спортивная сфера, границы которой вышли далеко за рамки ее традиционного понимания [4].
Концепция киберспорта стала популярной в последние годы. Если рассматривать киберспорт в экономическом аспекте, то в цифровую эпоху данная сфера обеспечивает развитие инноваций и способна привлечь значительные инвестиции. Как следствие, это приводит к росту числа людей, которые заинтересованы в карьере в киберспорте (например, в качестве профессиональных игроков). По данным американских исследователей, в 2019 г. отрасль киберспорта впервые достигла рыночной доли более 1 млрд долларов США и в ближайшие годы ожидается ее значительный рост [5].
В 2016 г. в нашей стране самостоятельным видом спорта, развитие которого осуществляется на общероссийском уровне, становится «компьютерный спорт» (его синоним - «киберспорт»). В настоящее время киберспорт объединяет следующие спортивные дисциплины: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный стимулятор, стратегия в реальном времени, технический стимулятор, файтинг [2, с. 90].
Осенью 2021 г. одержана крупнейшая победа в истории отечественного киберспорта: российская организация Team Spirit стала чемпионом турнира по Dota 2 - The International 10 с призовым фондом в 40 млн долларов США1. Триумф российских игроков на международной киберспортив-ной арене актуализировал обсуждение не только подъема киберспорта в нашей стране и мире, но и злоупотреблений, которые случаются в период проведения киберспортивных соревнований, за совершение которых преимущественно наступает спортивная (дисциплинарная) ответственность.
Соотношение спортивной (дисциплинарной) и уголовной ответственности в кибер-спорте. Спортивная ответственность (в английском языке - «дисциплинарная ответственность» в силу ее происхождения из отношений прямого или косвенного членства в спортивных ассоциациях и организациях) 1990-х гг. существует в двух возможных видах: классическая, которая обязывает орган по разрешению споров установить наличие вины субъекта спорта в содеянном; строгая, которая возможна и в отсутствие вины субъекта спорта [1, с. 2]. Спортивная ответственность может
предусматриваться правилами отдельных видов спорта и регламентами проведения спортивных соревнований, утвержденных спортивными федерациями различного уровня. Уголовная же ответственность наступает в случае криминализации соответствующего деяния в уголовном законе, а в российском правовом пространстве обязательным условием ее наступления является наличие в совершенном деянии всех признаков состава преступления (ст. 8 УК РФ).
В настоящее время к преступлениям, непосредственно связанным со спортивными мероприятиями в дисциплинах киберспорта, мы можем отнести деяния, связанные с оказанием противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования (ст. 184 УК РФ) и использованием запрещенных в спорте субстанций и методов (ст. 230.1, 230.2 УК РФ). Так как по данным составам преступлений отсутствует наработанная следственно-судебная практика даже в традиционных видах спорта, рассмотрим, насколько указанные уголовно-правовые нормы применимы к киберспорту.
Современные возможности информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ), используемых в киберспорте, порождают все новые виды преступлений, направленные на манипулирование результатами спортивных соревнований. Новым вызовом для киберспорта является использование киберспортсменами допинга, который можно условно разделить на два вида: традиционный, предполагающий использование препаратов, повышающих производительность геймеров, способствующих поддержанию у них концентрации внимания и улучшению когнитивных функций (аддералл, риталин, селе-гилин), а также механический (технологический), или, как его называют в специальной литературе, электронный допинг, или эдопинг, который используется для внесения изменений в программное обеспечение и даже его взлома, настройки клавиатуры или мыши и т. п. [2, с. 93].
В российском законодательстве традиционный допинг означает нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытку использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте2. Субстанции и методы становятся запрещенными для применения в спорте в случае принятия Всемирным антидопинговым агенством (ВАДА) решения об их
1 См.: ТАСС: Есть ли допинг в киберспорте? Главная проблема традиционного спорта в новой индустрии. Ш_ : https://tass.ru/sport/12921737 (дата обращения : 25.11.2021).
2 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-ФЗ : ред. от 21 июля 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.
включении в ежегодно обновляемый Запрещенный список, который является приложением к Международной Конвенции о борьбе с допингом, принятой 19 октября 2005 г. в Париже3.
Следует отметить пробел в нормативном правовом регулировании антидопингового обеспечения спортивных мероприятий по дисциплинам киберспорта в Российской Федерации. Согласно п. 1.6.1 Правил вида спорта «Компьютерный спорт» (далее - Правила)4 антидопинговое обеспечение киберспорта осуществляется в соответствии с Общероссийскими антидопинговыми правилами. В Правилах, относящихся к киберспорту, установлена спортивная ответственность за нарушение антидопинговых правил, когда в отношении киберспор-тсмена могут применяться спортивные санкции (в том числе его спортивная дисквалификация), а также упомянута возможность недопуска до участия в соревновании или удаления с соревнования лиц, нарушающих общепризнанные нормы поведения, в том числе принимающих наркотические или допинговые средства (п. 2.3.4 Правил).
В то же время в п. 6.7.1 Правил вида спорта «Спортивное ориентирование»5 специально оговорено, что спортсменам во время проведения спортивных соревнований запрещено использовать допинг для стимулирования физических и умственных кондиций. Подобная формулировка запрета выглядит предпочтительнее, так как прямо указывает на ключевую характеристику допинга - способность улучшать спортивные результаты.
Электронный допинг. Переходя к анализу электронного допинга, отметим, что о таком виде допинга мы не находим упоминания ни в одном нормативном правовом акте, включая Всемирный антидопинговый кодекс. Вместе с тем практика проведения спортивных соревнований по дисциплинам киберспорта свидетельствует о наличии фактов, когда наряду со стимулирующими состояние спортсмена веществами используются технические достижения, влияющие на его результат.
Электронному допингу уделено недостаточно внимания в отечественных работах. За рубежом, где киберспорт имеет более длительную историю своего развития, публикаций на данную тему значительно больше [3]. Опыт отдельных зарубежных стран в борьбе с манипулированием результатами
спортивных соревнований в дисциплинах киберспорта свидетельствует о глобальном характере рассматриваемой проблемы.
Так, еще в 2010 г. у правоохранительных органов Южной Кореи (страна известна в мире государственной поддержкой киберспорта) возникли подозрения, что развивающийся сектор киберспорта не менее прочих подвержен коррупции, но подтвердились они лишь через несколько лет рядом коррупционных скандалов в самых популярных играх, таких как StarCraft, Overwatch и т. п. Вместе с тем норма об ответственности за договорные матчи не охватывает манипуляции в электронных видах спорта. Поэтому суды Южной Кореи обращаются к нормам ст. 347 Уголовного кодекса («Мошенничество»). Согласно постановлению Верховного суда Южной Кореи от 16 ноября 1960 г. 4 293, разъясняющего применение ст. 246 УК об азартных играх: «Если одна из сторон в игре контролирует число поражений и побед с помощью мошеннических методов, деяние квалифицируется как мошенничество, а не как азартная игра». За мошенничество предусмотрены санкции в виде лишения свободы на срок до 10 лет или штрафа, не превышающего 20 млн вон (более 1 млн рублей)6. Законом от 29 декабря 1995 г. № 5057 была полностью изменена норма ст. 347-2 УК Южной Кореи («Мошенничество с использованием электронных вычислительных устройств»). В текущей редакции она предусматривает уголовную ответственность в случаях, когда любое лицо получает какую-либо имущественную выгоду или способствует получению такой выгоды третьим лицом посредством обработки данных, осуществляя ввод ложных данных, задавая неправильные команды, осуществляя ввод или изменяя данные на устройстве для обработки данных, например, на компьютере, не имея на то разрешения. За данное преступление предусмотрены такие санкции, как и в ст. 347 УК Южной Кореи.
В 2016 г. в Южной Корее профессиональный игрок в Starcraft II под псевдонимом Life (по имени Ли Сын Хён) был арестован и осужден за изменение хода двух матчей. Его приговорили к 18 месяцам лишения свободы и штрафу в размере 70 млн вон. Кроме того, ему было пожизненно запрещено участвовать в киберспортивных соревнованиях7. В деле были замешаны как минимум 11 брокеров и
3 См.: Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте. Ш_ : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения : 25.11.2021).
4 См.: Правила вида спорта «компьютерный спорт» : утв. приказом Минспорта России от 22 янв. 2020 г. № 22 : ред. от 30 апр. 2020 г. // СПС КонсультантПлюс.
5 Правила вида спорта «спортивное ориентирование» :
утв. приказом Минспорта России от 3 мая 2017 г. № 403 // СПС
КонсультантПлюс.
6 См.: Правила вида спорта «спортивное ориентирование» : утв. приказом Минспорта России от 3 мая 2017 г № 403 // СПС КонсультантПлюс.
7 См.: The Guardian: Godfrey Ch. 'It's incredibly widespread': why eSports has a match-fixing problem. URL : https://www.the-guardian.com/games/2018/jul/31/its-incredibly-widespread-why-esports-has-a-match-fixing-problem (дата обращения : 25.11.2021).
финансовых спонсоров, которые, предположительно, пользовались обещанием поддержки в обмен на изменение хода матчей8.
В случае с киберспортом власти Южной Кореи убедились, что возможности манипуляции в этом новом направлении спорта выходят за пределы договорных матчей, и потому, например, в 2017 г. был принят закон о поддержке игровой индустрии, в котором возникла совершенно новая норма - запрет «бустинга». Это игровая практика, при которой более сильные игроки за определенную плату играют от имени более слабых, чтобы повысить их рейтинг. Игрокам, замеченным за бустингом, грозит до двух лет лишения свободы или штраф в размере до 20 млн вон9.
По сути, в отечественном киберспорте происходит нечто похожее. В отсутствие законодательной регламентации уголовной ответственности за техническое воздействие на результаты киберспортивных соревнований мы можем говорить о нарушении интеллекту-
8 См.: Liquipedia: Prosecution of Life and Bbyong. Star-Craft II. URL : https://liquipedia.net/starcraft2/2015_Match-Fix-ing_Scandal (дата обращения : 25.11.2021).
9 См.: Law in Sport: Ozkurt E. Esports In South Korea - A Short Overview Of The Legal Ecosystem. URL : https://www.la-winsport.com/topics/item/esports-in-south-korea-a-short-over-view-of-the-legal-ecosystem (дата обращения : 25.11.2021).
альных прав, компьютерном мошенничестве, компьютерном подлоге, нарушении правил средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и т. п. В действиях участника спортивного соревнования в дисциплинах киберспорта могут содержаться признаки нескольких составов преступлений, не имеющих отношения к преступлениям в сфере спорта, к которым традиционно относят договорные матчи и допинг (к примеру, ст. 146, 159.6, 272, 273, 274 УК РФ).
Выводы. Киберспорт как экспонентно развивающийся и высокодоходный вид спорта пока остается за рамками уголовно-правового регулирования в нашей стране. Проблема традиционного допинга в киберспорте стоит куда менее остро, чем техническая часть нарушений. В связи с этим особое внимание надлежит обратить на электронный допинг, включающий в себя новые методы повышения эффективности игроков и достижения ими максимально возможных спортивных результатов в киберспорте и не получивший до сих пор надлежащей уголовно-правовой оценки со стороны отечественного законодателя. Применительно к рассматриваемой сфере, требуется разработка надлежащего правового регулирования, наряду с необходимостью контроля за соблюдением киберспортсмена-ми правил спортивной этики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев И. А. Принцип соразмерности и строгая ответственность футбольных клубов за поведение болельщиков в соревнованиях УЕфА // Правоприменение.
232-248. DOI: 10.52468/2542-
Преступность в аспект // Рос.
2021. № 3. Т. 5. С. 1514.2021.5(3).232-248.
2. Краснова К. А., Рахманова Е. Н. сфере киберспорта: уголовно-правовой правосудие. 2021. № 10. С. 90-97.
3. Chanda S., Singh T., Star Sh. Contouring E-Doping: A Menace to Sportsmanship in Esports. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. 2021. 12. 966-981.
4. Geldibaev M. K., Dikaev S. U., Krasnova K. A., Tsvetkov P. V., Filatova N. Y Defining corruption and fraud in professional sport, SHS Web Conf., 108, 02008. 2021. URL : https://doi. org/10.1051/shsconf/202110802008.
5. Kim J., Kim M. Spectator e-sport and well-being through live streaming services, Technology in Society, 63, 101401.
2020. URL : https://doi.org/10.1016Zj.techsoc.2020.101401.
REFERENCES
1. Vasil'ev I. А. Pravoprimenenie (Enforcement),
2021, No. 3, Vol. 5, pp. 232-248, DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).232-248.
2. Krasnova K. А., Rakhmanova E. N. Ros. pravosudie (Russian justice), 2021, No.10, pp. 90-97.
3. Chanda S., Singh T., Star Sh. Contouring E-Doping: A Menace to Sportsmanship in Esports. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. 2021. 12. 966-981.
4. Geldibaev M. K., Dikaev S. U., Krasnova K. A., Tsvet-
kov P. V., Filatova N. Y Defining corruption and fraud in professional sport, SHS Web Conf., 108, 02008. 2021, available at: https://doi.org/10.1051/shsconf/202110802008.
5. Kim J., Kim M. Spectator e-sport and well-being through live streaming services, Technology in Society, 63, 101401. 2020, available at: https://doi.org/10.1016Zj.techsoc.2020.101401.
Рукопись поступила в редакцию 25.11.2021, принята к публикации 13.12.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кристина Александровна Краснова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Северо-Западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Санкт-Петербург), (Российская Федерация, 197046, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д. 5) E-mail: [email protected] Тел.: 8 (812) 655-64-55
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kristina A. Krasnova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law The North Western branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice» (the city of Saint-Petersburg) (Russian Federation, 197046, St. Petersburg, Aleksander Park, 5) E-mail: [email protected] Tel.: 8 (812) 655-64-55