Научная статья на тему 'Киберпедагогика - вызов XXI века'

Киберпедагогика - вызов XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2619
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалько Владимир Павлович

E-Learning в системе обучения. Возможности киберпедагогики в образовании человека XXI века. Условия, при которых киберпедагогика становится эффективным образовательным механизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киберпедагогика - вызов XXI века»

Технология и практика ОБУЧЕНИЯ

КИБЕРПЕДАГОГИКА — вызов XXI века

Владимир Павлович Беспалько,

академик РАО, профессор, доктор педагогических наук

Не всем учащимся повезло с учителями, хороший учитель он на вес золота, а учащихся миллионы...

Если сделать компьютер по-настоящему хорошим учителем, миллионам учащихся крупно повезёт! Повезёт и учителям, которые переложат рутинную педагогическую работу на компьютер, оставив себе творческие задачи управления дидактическим процессом, в решении которых, опять же, компьютер окажет неоценимую помощь.

Киверпедагогика как наука применения компьютеров в обучении сделает эти мечты реальностью.

Почему Киберпедагогика — это вызов XXI века?

Сегодня, на рассвете XXI века осознанного существования человечества на Земле, наконец-то, победила Первая стадия великой образовательной революции — Просвещенческая. Люди, в массе своей, стали грамотными и просвещёнными, т.е. научились читать (Ч), писать (П) и даже считать (С). На это человечеству потребовалось почти

500 долгих лет (от появления печатного станка до компьютера). Параллельно формировалась наука обучения и воспитания человека — ПЕДАГОГИКА. В её центре стоит УЧИТЕЛЬ, на него направлено всё её внимание, ему пытается оказать помощь педагогическая наука. Да и как могло случиться иначе, если долгое время, с первых шагов возникновения организованного образования, с первых уроков в первобытной школе

до последней лекции в современном университете, учащийся получает своё образование из рук учителя, профессора. Такое образование мы назовём Мануальным, т.е. с «ручным» управлением, несмотря на многочисленные «приспособления», применяемые при этом учителем для облегчения и некоторой интесификации своей деятельности. С мануальной деятельности начиналась любая производительная работа человека. Не является исключением в генезисе человеческой деятельности и преподавательская деятельность. Она, однако, имеет и существенные особенности, и в первую очередь в применяемых для труда органах человеческого тела. В преподавательской деятельности человеком используется в качестве мануального орудия членораздельная и осознанная речь. Несмотря на тривиальность этого утверждения, следует иметь в виду, что в ходе великих индустриальных революций человечества только преподавательская деятельность не подверглась ни механизации её процессов, ни, тем более, их автоматизации. Объясняется такая, казалось бы, странная исключительность и статичность педагогической деятельности в эйфоричном вихре промышленной и энергетической революций тем, что любая революция, чтобы быть успешной, должна базироваться на объективной и непроречивой теории развития релевантной области человеческой жизнедеятельности. К Х'УШ—Х1Х векам практически сформировались многие базовые дисциплины основ естественных наук, включая физику и математику, а на их основе созрели необходимые для построения технической базы революций прикладные технические науки.

Ничего подобного не произошло в образовании: её главные естественнонаучные базовые дисциплины — психология и теория информации — до середины XX века находились в зародышевом состоянии, а кибернетика и компьютеры были абсолютной новизной. В то же время с самого начала появления того и другого было ясно, что, по логике мировой человеческой эволюции,

образованию предстоит пройти в счита-ные годы многовековой путь развития других видов человеческой деятельности, чтобы сравняться с современным уровнем производительной деятельности человечества, а не плестись далеко в его хвосте. При этом в образовании поэтапное эволюционное развитие производительной деятельности от мануальной к её механизации, электрификации, а затем автоматизации происходит несколько специфично: если для других видов деятельности в обществе давно и прочно стимулянтом эволюции производительной деятельности людей являются их рыночные отношения, то в образовании такого стимулянта практически не существует — «продукция» учебных заведений не подвергается общественной оценке и не сбывается обществу по формуле «товар — деньги». Любой «товар» учебных заведений, как угодно дефективный или залежалый, поглощается обществом, порой существенно подрывая производительный потенциал и учебного заведения, и общества. Сказанным утверждается, по ходу приведённого рассуждения, что безответные, т.е. искусственные, товарно-денежные отношения в образовании («государство — учебное заведение» или «учащийся — учебное заведение») надо упразднить и перенести их в плоскость веками сложившегося рынка: «учебное заведение — потребитель его продукта», сделав образование для учащегося на всех его ступенях не только бесплатным, но и материально стимулированным (стипендия). Интеграция образования в общественный рынок подтолкнёт его без всяких начальственных постановлений и «драконо-по-добных» ЕГЭ к эволюционному движению от мануальных процессов обучения к несравненно более качественным и производительным автоматизированным процессам.

Овладение учащимся элементарными навыками ЧПС до сих пор считается основным признаком просвещённого и даже образованного человека. На это уходят всё его детство и юность, но всё равно,

даже в родном языке и начальной математике, уровень и прочность знаний и навыков «просвещённого» человека оставляет желать лучшего. Об этом с завидным постоянством свидетельствует многолетний опыт ЕГЭ, итоги которого показывают, что в массе своей выпускники общеобразовательной школы едва достигают начального уровня усвоения основ науки в тестируемых учебных предметах — «знакомства». И эту итоговую слабость знаний учащихся на выпускных экзаменах (ЕГЭ) из школы не удаётся скрыть никакими хитроумными манипуляциями с итоговыми оценками знаний и никакими ужесточениями требований к секретности методики проведения экзамена, поскольку это естественные принципиальные возможности мануальной системы образования, которые никакими волевыми методами изменить невозможно. С Природой не поспоришь! Между тем требования к совершенствованию качества знаний учащихся общеобразовательных школ и выпускников вузов не снимаются с повестки дня государственных органов всех уровней, ведающих образованием, и самих учебных заведений. И дело здесь не в формальной поддержке образовательного престижа страны в различных международных состязаниях, а том значении, которое уже пробрело КАЧЕСТВО образования для жизнедеятельности страны и её народа. Это ЗНАЧЕНИЕ особенно остро обнаружилось во второй половине XX и начале XXI веков с завершением промышленной и энергетической революций в мире и разворотом информационно-технического прогресса в современном мире. Если для первых двух революций от их участников требовался уровень знаний и умений, описываемый формулой: «чего-нибудь и как-нибудь», то для стран-участников всё набирающей обороты современной информационно-технической революции такой подход к образованию является фатальным.

Было бы неправильным утверждать, что сказанное является откровением для властных структур, по крайней мере передовых стран современного мира: В США со времён правления президента Рейгана и далее в течение последнего полувека целой плеядой президентов, последовавших за ним, исполнялся традиционный ритуал в виде широковещательной декларации в адрес образования с неизменными предложениями сомни-

тельных реформ его совершенствования. С самого начала каждой реформы было ясно, что никаких реальных совершенствований эти «реформы» не принесут, а только сумятицу в умах и организационную неразбериху на местах. И причину такого, по существу, фиаско всех подобных деклараций также можно описать кратко, но ёмко: «слишком далеки они от Педагогики и Педагогической Психологии», чтобы быть работоспособными и эффективными. Их общая ошибка состоит в том, что приоритет реальных преобразующих действий отдаётся административным мероприятиям, материальным поощрениям и ужесточению внешнего контроля (прототип ЕГЭ) учебных заведений. Этот традиционный репертуар снова и снова, несмотря на его очевидную безуспешность, последовательно проигрывается образовательными администрациями США и других стран, а воз образовательных проблем и низкая успеваемость остаются нетронутыми.

Ещё в начале 60-х годов XX века под руководством автора в системе Академии педагогических наук РСФСР начинались исследования новой тогда идеи Программированного обучения [7], навеянной столь же молодой наукой Кибернетикой. В основу идеи были положены новые принципы обучения:

а) приоритетное значение для совершенствования качества обучения

и образования имеют педагогические системы, гарантирующие оптимальный уровень процессов обучения;

б) принятие учащимися и педагогами первичности моральных поощрений

(признание и востребованность) их труда;

в) последовательное использование оперативной обратной связи учащимся

и педагогам с немедленной коррекцией ошибок усвоения.

Вместе с выдвинутыми принципами обучения была сформулирована критериальная база понятия качество обучения в виде генетически связанной четырёхуровневой системы показателей и критериев, раскрывающих в дидактическом смысле данное понятие. Ниже дано описание основных положений такой системы, которая в её сегодняшней интерпретации получила название КИБЕРПЕДАГОГИКА.

Теоретические и экспериментальные исследования системы продолжались автором в течение почти 60 лет (1957—2016), хотя уникальность и перспективность этой системы стала очевидной после её относительно немногих проб уже в 1957 году на 7 учебных предметах в 5—9-х классах 270-й школы г. Москвы (см. публикации 4—7). Вначале эксперименты проводились в форме бумажного программированного обучения, а с появлением в России компьютеров переводились на компьютерное обеспечение. Результаты и выводы этих и последующих исследований отобразились в содержании ряда опубликованных автором работ, включая итоговую монографию КИБЕРПЕДАГОГИКА (СУБЕЯРЕОАСОСУ), 2016.

Этой статьёй автор знакомит читателя журнала «Народное образование» с теоретической

«а «а —-

основой педагогической системы Киберпедаго-гики. Технологические же стороны (приёмы и методы) прикладной Киберпедагогики изложены в журнале «Школьные технологии».

Важная преамбула автора.

Во-первых, накопленный автором более чем полувековой опыт научной и практической работы в области E-Learning убедительно показал, что тот педагогический потенциал, который заложен в современном компьютере, можно извлечь только при его ПЕДАГОГИЧЕСКИ правильном программировании.

Во-вторых, компьютер — это единственное средство, которым обладает общест-

во, чтобы преодолеть разразившийся в нём образовательный кризис и вернуть образование и педагогическую науку к эволюционной жизни, подобно тому как это происходит в обществе в целом.

В третьих, надо ясно понять, что компьютер не может эффективно учить, опираясь на «человеческую», выраженную в словесной форме, педагогику, не всегда понятную даже живому учителю, обладающему врождённой педагогической интуицией и пониманием многозначного естественного языка. Компьютеру нужна специальная педагогика, выраженная на однозначном языке математики и формальной логики и описывающая вполне определённые правила действия (алгоритмы) во вполне определённых педагогических ситуациях (задачах). Основы такой педагогики предлагаются автором под названием «Киберпедагогика» (от Кибернетика и Педагогика).

Очень краткое предисловие

Прошло уже более полувека со времени массового производства компьютеров, и в настоящее время столь же массово применяются компьютеры для управления практически во всех областях человеческой жзнедеятельности, где они уверенно доказали свою эффективность. КРОМЕ ПЕДАГОГИКИ, где необходимость их применения, по существу, саботируется. Свидетельством этому является недавний отчёт Департамента образования США, где возможность применения компьютера в обучении отрицается неосознанно и непрофессионально. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с недавно опубликованным отчётом Департамента о специально проведённом им исследовании по сопоставлению эффективности On-Line и Face-to-Face обучения (Review of Online Learning Studies, US Department of Education... Revised September 2010), из которого, из-за ошибочной интерпретации его

результатов, отрицается всякая возможность применения компьютера в образовании и делается парадоксальный вывод: «It is a waste of time and money».

Со времени появления компьютеров педагоги пытались внедрить их в учебный процесс, но результаты этих усилий оказались более чем скромными, и Департмент образования США выразил в наиболее чёткой «рыночной» форме негативное мнение педагогов в этом отношении, подчеркнув в своём официальном заключении, что усилия по внедрению компьютеров в образование это «пустая трата времени и денег».

Автор этих строк — профессиональный научный работник, более полувека исследующий проблему неудачного применения компьютеров в образовании, нашёл две главных причины этих неудач. Первая из которых касается компьютера. Она состоит в попытке построить педагогическое обеспечение компьютеров на базе традиционно интуитивной, словесной педагогики, размытым предписаниям которой компьютер по своей природе следовать не способен, чем и объясняются провал скороспелых попыток компьютеризации образования и разочарование энтузиастов, которые, закладывая в компьютер обычный учебник, превратили компьютер в обычную электронную книгу, тем самым вернув образование из эпохи «автоматизации» в средневековую эпоху первобытного учебника. Компьютер не понимает традиционной педагогики и не в состоянии «играть» по её правилам. Для успешного применения компьютера в обучении в роли учителя автором разработан специальный раздел Педагогики — Киберпедагогика.

Что такое «КИБЕРПЕДАГОГИКА»?

Киберпедагогика — это та же Педагогика, но переформулирующая древние педагогические истины на язык математики и логики, понятный компьютеру, и тем позволяющая применить его для автоматизации управления дидактическим (учебным) процессом. Появление Киберпедагогики — это не случайное, а закономерное явление в истории педагогической науки и образовательной практики. Ею знаменуется вступление Педагогики, наконец, в эпо-

ху единения науки и практики, что является необходимым условием прогрессивной эволюции в любой области человеческой деятельности.

Автор выше употребил по отношению к Киберпедагогике эпитет «эпохальная» область педагогики, поскольку Педагогика (как наука) и Образование (как практика) насчитывают в своей обозримой многотысячелетней истории всего три эпохальных перелома.

Первая эпоха в истории образования открылась в тот самый момент и период древнейшей истории человечества, когда в полудиких племенах Хомо Сапиенса появилась профессия и должность Учителя, с непременным, пусть первобытным, осмыслением того и другого. Наивысшими (эпохальными) достижениями этого периода истории образования являются сначала изобретение письменности, а затем — рукописных книг, предназначенных специально для учителя. Эту эпоху в истории образования можно назвать первобытнообщинной, сохраняющей на долгие тысячелетия наиболее примитивные формы, методы и содержание «мануального» образования и догматического обучения. К началу XV века всё очевиднее обнаруживалась несостоятельность первобытнообщинного образования требованиям бурно развивающихся производительных сил человечества, и, словно по мановению волшебной палочки в руках Творца, открылась назревшая в веках Вторая педагогическая эпоха изобретением в XV веке печатного станка и началом массового книгопечатания. Эпохальными педагогическими продуктами этого периода развития образования в мире являются теоретические труды известных классиков педагогической науки и создание учебных книг, предназначенных для учащихся. Эту эпоху в истории образования естественно назвать эпохой возрождения, возрождения сознательного подхода к решению педагогических проблем, зачатки которого наметились ещё

в трудах античных философов и педагогов. К сожалению, содержащийся в тех и других дидактический потенциал не мог быть полноценно утилизирован в условиях ограниченных возможностей «мануального» преподавания и разомкнутого управления самостоятельным учением учащегося. К середине ХХ века назрел новый образовательный кризис с тем же несоответствием возможностей образования и потребностей развивающихся производительных сил человечества, и снова волшебная палочка помогла людям, оказавшимся в образовательном тупике, вызвав к жизни уже назревшую Третью образовательную эпоху, которую мы назвали Эпохой Автоматизации Образования. Она открылась в середине ХХ века и формируется её доминантной системой обучения, названной специалистами-компьютерщиками Е-Ь.еагшвд, т.е. Электронное (Компьютерное) Обучение. Описанию его основ и методов уже посвящена значительная журнальная и книжная литература. К сожалению, пока растущий «Эверест» этой литературы растёт вершиной вниз, т.к. его создатели пытаются повторить фиаско традиционной Педагогики в преодолении современного образовательного кризиса по формуле «того же, но побольше». Это происходит по той причине, что энтузиасты Е-Ьеагшпд базируют свою методологию педагогического программирования компьютера либо на «приземлённом» здравом смысле, либо на одном из вариантов традиционной педагогики, порождённой мудрецами давно отшумевшего прошлого. Традиционная педагогика создавалась в веках и тысячелетиях с прицелом на человека-учителя, наделённого врождёнными педагогическими способностями и интуицией к обучающей деятельности.

Т/Ч «а «а

Каждый практикующий учитель со временем вырабатывает свою обучающую методику, как правило, весьма далёкую не только от оптимальности, но и от эффективности. Не потому ли среди выпускников различных учебных заведений так много недоучек и просто неграмотных людей? И это не случайно: учебный труд учителя — это «ручной труд» с его неизбежной низкой произ-

водительностью и нестабильным качеством. Педагогически корректное внедрение компьютера в учебный процесс — это перевод «руководства» процессом учения учащегося в автоматический режим «управления» алгоритмически построенным педагогическим процессом. Автоматический режим управления процессом учения способен радикально изменить ситуацию в образовании. Автоматический режим управления образованием это по существу режим самоуправления самим учащимся своим учением подобно тому, как любой автоматизированный объект сам управляет (по программе) своим оперированием. Отличительной особенностью (существенной!) педагогической автоматизации является тот факт, что искусственный объект вводится в автоматический режим функционирования простым нажатием кнопки «Пуск». Для того же, чтобы учащийся вошёл в этот режим, необходима соответствующая мотивация его учения, т.е. внутреннее побуждение учащегося к добросовестному выполнению природосообразных операций учебной деятельности. Ни одно из известных учебных средств не способно ввести учащегося в полноценный режим самоуправления учением и достаточно долго и устойчиво поддерживать этот режим. Базирование программного обеспечения компьютера на принципах Киберпедагоги-ки решает эту задачу, поскольку только компьютер способен вызвать у учащегося такую мотивацию учения, которая называется «мотивация успехом», базирующуюся на механизме немедленной обратной связи учащемуся, подкрепляющей каждое его учебное действие.

Интересно провести некоторые исторически сложившиеся параллели между судьбой дидактической системы «Дида-хография», разработанной и предложенной образованию чешским монахом Яном Амосом Коменским свыше пятисот лет тому назад, и дидактической системой «Киберпедагогика», возраст которой уже исчисляется более чем полустолетием.

Дидахография была спровоцирована развитием книгопечатания, в котором Я.А. Комен-ский усмотрел большие возможности для преодоления кризиса образования XV века, развитие которого (эпоха Возрождения!) тормозилось недостатком учителей и ограниченным выпуском рукописных учебных книг. Печатный станок, по мнению Коменского, мог бы обеспечить учебниками всех учащихся и тем сделать образование общедоступным и эффективным. Единственным условием, однако, для эффективного использования учебника, считал Коменский, должно быть то, чтобы работа с учебником проводилась бы в классах под руководством учителя по определённой им методике, а не откладывалась бы на самостоятельную хаотичную проработку домой. Старый, но умный монах, таким образом, является первооткрывателем механизма обратной связи в обучении как определяющего фактора его успеха. За все прошедшие пять столетий этого «единственного условия» так никто и никогда не выполнил, и, несмотря на наличие массовых учебников, традиционное образование благополучно доплелось до своего второго мирового кризиса, когда его качество далеко отстаёт от требований к нему современного общества. Теперь уже развившемуся в образовании хаосу содержания и методов обучения даже дидахо-графией не поможешь, не говоря уже о тщетных усилиях педагогов сделать это методами традиционной («ручной») педагогики.

Выход из создавшегося положения подсказан педагогике развитием информационных технологий и компьютеризацией её функционирования. Пока, однако, не видно энергичных попыток педагогов использовать эту мощную технику и технологию для столь же мощного подъёма качества образования, уровень которого, несмотря на насыщение классов компьютерами, уже опустился «ниже плинтуса». Объясняется это тем, что для успешного использования компьютера в обучении надо также выполнить одно-единственное условие: педагогическое обеспечение компьютера должно быть построено по методике Киберпедагогики, а не вульгарного эмпиризма и пресловутого «здравого смысла». Ибо, как говаривал великий К. Маркс, если бы здравый смысл соответствовал истине, никакая наука не была бы нужна.

Подтверждением сказанному может послужить практически лавинообразное распространение E-Learning (КО — компьютерное обучение) в университетах США, причиной которому явился, конечно же, не ожидаемый дидактический эффект КО, а понятный рыночный финансовый интерес. Катастрофическое фиаско КО в первый же год его массового применения повергло его энтузиастов в глубокое уныние: Природу не обманешь — что позволительно Кесарю, наказуемо для раба!

Бум КО в университетах США пришёлся на 2004 год, когда университеты наперегонки, практически не понимая сути КО, с подлинным американским размахом зачислили на первый курс с КО обучением почти 2,5 миллиона студентов. Уже к середине первого же года обучения начался неуправляемый отток студентов с КО курсов обучения и либо их «переток» в обычные классы, либо вульгарный отсев из университетов. Очень оперативно на этот неожиданный провал КО отозвались главные университетские издания США: Chronicle of Higher Education, Educational Technology, Merlot Journal и др. Во многих статьях этих журналов скоропалительно признаётся, что КО не лучше «face-to-face» обучения, но дороже и сложнее. Приводятся результаты опросов преподавателей о факторах, повлиявших на выявившуюся слабость КО. Из этих опросов выявилось лишь дремучее педагогическое невежество основной массы респондентов, что характерно для традиционного образования. Важнейшими факторами, считают респонденты, являются «недостаток денег» и «недостаточная компетентность инструкторов КО ». Удивительно, но во всех реформах образования от Рейгана до Обамы главными причинами его неэффективности также назывались эти два фактора, и, несмотря на то, что долары ливнем вливались в образовательный организм страны, а от учителей всех уровней настойчиво

требовалось повысить качество работы, повышались лишь зарплаты суперинтендантов, а очередной президент страны обнаруживал ещё более плачевное состояние образования, вместе с ещё более изощрёнными методами выколачивания денег у правительства. Интересно, что, несмотря на уже солидный опыт США в реформировании образования, его деятели всё ещё остаются зашоренными рыночным, меркантильным подходом к мотивированию изменений в качестве образования и никак не могут усвоить простую педагогическую истину, что качество образования невозможно «прикупить» за деньги. Качество образования — это внутреннее интеллектуальное свойство личности, достигаемое только через самостоятельное и адекватное учение индивида. Уровень этих достижений прямо зависит от средств и методов обучения, предоставляемых той эпохой, в которой функционирует образование: в первобытнообщинную эпоху исключительно словесное обучение принципиально не могло поднять качество массового образования выше уровня «блеклого» знакомства с предметом изучения. Не поэтому ли общественный прогресс человечества, блуждающего в потёмках безграмотности, растянулся на тысячелетия до изобретения письменности и организованного обучения в школах? Насколько быстрее «проскочило» человечество, вооружённое печатной книгой, эпоху своего возрождения к производительной жизни! Автоматизация образования, если не будет прочно заторможена безразличием невежд и жадностью преступников, подобно тому, как это произошло с античной цивилизацией, способна поднять уровень жизни человечества на подлинно человеческий уровень массового творчества и морального совершенства. Если же этого не произойдёт в ближайшей исторической перспективе, то неизбежная эпоха нового возрождения сметёт все преграды на пути образовательного и, связанного с ним, общественного прогресса.

Дело здесь не в количестве денег на образование, а в целесообразности их вложения, и не в слабой подготовке «инструкторов» КО,

а в полном отсутствии специалистов программистов КО. Университеты и их педагогические факультеты всё ещё готовят кадры для уходящей эпохи «возрождения», не обращая должного внимания наступающей на пятки профессуре эпохе «автоматизации» образования и её научной теории — Киберпедагогике.

КИБЕРПЕДАГОГИКА — это НОВЫЙ раздел педагогической науки, излагающий методологию автоматического программного управления обучением с помощью компьютера в отличие от сложившейся веками ТРАДИЦИОННОЙ педагогики, рассматривающей методику интуитивного руководства обучением со стороны учителя «вручную». Существенное отличие руководства от управления состоит в частоте сигналов обратной связи, сообщающих учащемуся об его успехах в учении. При руководстве они редки и стихийны. При управлении они оперативны и следуют определённой программе.

Подчеркнём в самом начале изложения предмета «Киберпедагогика», что применение компьютера в обучении — это не то же самое, что внедрение нового ТСО (технического средства обучения), подобно кино, проектору, магнитофону или телевизору. При внедрении нового ТСО не меняется используемая Педагогическая система «ручного» педагогического труда: просто учитель в логике своей обычной работы, оставаясь в эпохе «возрождения», применяет некоторые приспособления, облегчающие его труд. При педагогически же корректном применении компьютера последний берёт на себя функцию учителя, автоматизируя практически полностью его труд, чем знаменуется новая эпоха в образовании. Это смена «средства производства» — движущей силы развития производительных сил в данном виде человеческой производительной деятельности. Педагогически правильное применение компьютера в образовании соответствует магистральному пути развития цивилизации на Земле: замена ручного труда человека

машиной: сначала его механизация, затем электрификация-электронизация и, наконец, автоматизация. Применением компьютера комплексно синтезируются все этапы осовременивания образования, превращая его из случайного и слабо организованного процесса в процесс целенаправленно управляемой и целеустремлённой совместной деятельности учащихся и педагогов.

Киберпедагогикой не отменяется учитель (профессор) в его роли наставника и руководителя учебной деятельностью учащегося (студента, аспиранта). Автоматизацией управления алгоритмизируемой частью процесса обучения учителю предоставляется достаточно времени и свободы для решения творческих дидактических задач, которыми изобилует учебно-воспитательный процесс при массовом обучении в различных по объёму учебных аудиториях и учебных предметах.

Появление Киберпедагогики спровоцировано

т/Ч

наукой Кибернетикой, в которой исследователи педагогических процессов и явлений усмотрели отсутствующие в традиционной педагогике подходы к методологии совершенствования управления педагогическими явлениями и процессами.

В середине XX века появилась новая наука, основные положения которой были сформулированы в 1948 году крупным американским учёным, математиком и философом Норбер-том Виннером в его фундаментальном труде «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». За прошедшие более шестидесяти лет эта наука подверглась основательному развитию и получила широкое использование в стимулировании развития других отраслей человеческого знания и практической деятельности. Теоретические и практические разработки в кибернетике способствовали становлению и развитию принципиально новых отраслей науки, техники и производства, таких как теория информации, системы информационной технологии с использованием компьютеров, что, в свою очередь, обеспечило широкую автоматизацию практически всех сторон производительной и управленческой деятельности человека, существенно повысив её эфективность и качество по всем возможным показателям.

Только традиционная педагогическая наука (Педагогика) и практическое преподавание остаются вне поля деятельности кибернетики, а использование компьютеров, творящих чудеса в современном информационном мире, находится в образовании на таком низком уровне, что попытки их внедрения в процессы обучения оценены Департаментом образования США как «waste of time and money» [1]. Эту оценку применение компьютеров в образовании получило после широкого эксперимента, проведённого Департаментом образования США, по сопоставлению эффективности «online» и «face-to-face» обучения, который выявил, что дидактический эффект применения компьютеров как средств обучения не превышает эффекта, достижимого «face-to-face» обучением. К сожалению, Департамент образования США в своём анализе эксперимента не объясняет, почему применение компьютерной техники, творящее чудеса в других отраслях деятельности людей, в педагогике обладает эффектом ниже стоимости металла, из которого изготовлен компьютер. Такая оценка применения компьютеров в обучении может надолго закрыть проникновение компьютеров в образование и надолго продлить нынешний его кризис и стагнацию, хотя ошибочность полученного вывода, как и самого «эксперимента», лежит на поверхности и до смешного проста: в компьютер горе-экспериментаторы заложили ту же традиционную («ручную») педагогику, которой пользовался учитель, а поэтому результат его функционирования и не мог быть выше возможностей этой педагогики. Он должен был быть даже ниже, поскольку компьютер не обладает человеческой интуицией, порой исправляющей и дополняющей неопределённости традиционной педагогики. В компьютер надо закладывать КИБЕРПЕДАГОГИКУ, алгоритмические правила которой понятны компьютеру и не требуют интуитивной догадливости, чтобы получить любой,

наперёд заданный эффект, в частности и такой, какой принципиально никогда не может быть получен «ручной» педагогикой.

Здесь уместно задать тривиальный, казалось бы, вопрос: А что такое традиционная педагогика как наука, и почему она «не хочет», подобно другим прикладным и базовым наукам, воспользоваться таким мощным информационным инструментом, как компьютер, уже достаточно полно показавшим свою революционизирующую роль в других видах производительной деятельности людей?

Ответим сначала на первую часть вопроса: Что такое традиционная педагогика?

Традиционная Педагогика — это одна из древнейших наук, обслуживающих ежедневные практические потребности человека в выполнении им одной из самых важных видов его жизнедеятельности — передачи опыта этой жизнедеятельности поколением уходящим поколению нарождающемуся. И выполняя эту свою «святую» роль, педагогика в веках накапливала и осмысливала прикладной педагогический опыт людей, постепенно формируясь в качестве науки обучения и воспитания человека. В веках выкристаллизовался относительно полный состав этой науки, в центре которой стоит учитель и ему доверяется практически полная свобода интуитивно творить мистически «секретный» процесс обучения и воспитания в канонизированных для его же удобства, закрытых от внешнего наблюдения, организационных условиях, названных уроком. С учётом специфики человеческого общения в процессах обучения, педагогическая наука предлагает учителю воспользоваться некоторым набором обобщённых, умозрительно

провозглашённых принципов и методов

обучения — словесных, наглядных и практических — для вовлечения учащихся в познавательную деятельность. Постепенно, в веках названные компоненты педагогической деятельности канонизировались на основе здравого смысла поколений безусловно выдающихся мудрецов, и в чисто вербальном изложении, почти талмудического их описания, сформировали так называемую традиционную педагогическую науку. На её базе в мире уже в течение почти двух тысячелетий в различных учебных заведениях готовятся к жизни подрастающие поколения и готовятся педагогические кадры. И стало уже аксиомой, что подготовка кадров на базе традиционной педагогики не удовлетворяла и не удовлетворяет требованиям жизни и практики ни одного поколения людей в истории цивилизации. Перед педагогами стоит вечно неудовлетворённое требование повышения качества подготовки подрастающих поколений к жизни и практике во всех отраслях человеческой производительной и общественной жизнедеятельности. НО

Литература:

1. Computers and Thought? Ed. Feigenbaum E. and Ftldman J., NY 1963.

2. Wiener Norbert. Cybernetics; or Control and Communication in the Animal and the Machine, —

1948.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). — М. Изд-во: «Высшая школа», 1970.

4. Беспалько В.П. Основы теории Педагогических Систем. — Воронеж: Изд. ВГУ, 1977.

5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. — М.: РАО, 2002.

6. Беспалько В.П. Природосообразная Педагогика. — М.: Изд-во. «Народное образование», 2008.

7. Киберпедагогика. — Изд-во. «Народное образование Online», 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.