Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1171
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БУЛЛИНГ / ИНДИВИД / КИБЕРБУЛЛИНГ / ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылова Ольга Петровна, Медведева Светлана Валентиновна, Калашникова Юлия Вячеславовна

Рассмотрены возможности правового регулирования кибербуллинга в современных условиях. Агрессивное поведение в интернет-пространстве набирает большие обороты в своем распространении среди подростков не только в России, но и во всем мире. Кибербуллинг является одной из новейших, опаснейших, а также угнетающих эмоционально состояний подростка с точки зрения последствий риска, с которыми они сталкиваются. Рассмотрено понятие «кибербуллинг», уточнены его формы, сформулированы предложения, направленные на нейтрализацию травли, происходящей среди подростков в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBER BULLING IN MODERN CONDITIONS: POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION

Possibilities of legal regulation of cyber bullying are considered in modern conditions. Aggressive behavior in the Internet space is gaining momentum in its distribution among adolescents not only in Russia but throughout the world. Cyber bullying is one of the newest, most dangerous, and also depressing emotional states of a teenager in terms of the consequences of the risk they face. The concept of “cyber bullying” is considered; its forms are specified; proposals aimed at neutralizing the bullying that occurs among adolescents in the Internet space are formulated.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 343.97

DOI: 10.17277/pravo.2021.01.pp.097-103

Рассмотрены возможности правового регулирования кибербуллинга в современных условиях. Агрессивное поведение в интернет-пространстве набирает большие обороты в своем распространении среди подростков не только в России, но и во всем мире. Кибербул-линг является одной из новейших, опаснейших, а также угнетающих эмоционально состояний подростка с точки зрения последствий риска, с которыми они сталкиваются. Рассмотрено понятие «кибербуллинг», уточнены его формы, сформулированы предложения, направленные на нейтрализацию травли, происходящей среди подростков в интернет-пространстве.

Ключевые слова: агрессивное поведение; буллинг; индивид; кибербуллинг; личность; подросток.

Ольга Петровна Копылова, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; op.kop1965@mail.ru

Светлана Валентиновна Медведева, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия;

Sv-medvedeva@mail.ru

Юлия Вячеславовна Калашникова, общественный помощник следователя 2 отдела по расследованию особо важных дел, Следственное Управление Следственного Комитета России по Тамбовской области, Тамбов, Россия;

yulechka.kalashnikova. 98@bk.ru

КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение. «Bullying occurs on the Internet it is cyberbullying», - данное выражение в переводе с английского языка означает «Издевательства, происходящие в Интернете, - кибербуллинг» [1].

Кибербуллинг - актуальная проблема, в связи с тем, что в наше время Интернет стал неотделимой частью жизни каждого индивида. Примерно пять или десять лет назад можно было четко провести грань между «виртуальностью» и «реальностью», но сейчас данное различие сложно назвать уместным, поскольку цифровые технологии вошли в нашу жизнь.

«В 2013 году было отмечено, что 89 % российских подростков пользовались Интернетом ежедневно, в будни в Интернете от 3 до 8 часов проводили время 37 % подростков, в выходные - 47 %, занимаясь разговорами через чаты, мессенджеры и социальные сети» [4]. В 2020 году данные показатели увеличились. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ), 65 % подростков (14 -18 лет) ежедневно пользуются социальными сетями; взрослые - 35 % [3].

Проанализировав данные 2013 и 2020 гг., можно сделать вывод, что подростки и взрослые активно заинтересованы социальными сетями, а также новейшими продвижениями Интернета, что особенно актуально в настоящее время, когда вся страна переходит на дистанционное обучение и удаленную работу.

Обсуждение и результаты. Если подросток круглосуточно пользуется Интернетом, это может сделать его не только зависимым и уязвимым, но и жертвой преступного посягательства. Поэтому подросток в современном мире сталкивается с проблемой кибербуллинга. К сожалению, в российском законодательстве нет четкого официально закрепленного понятия «кибербуллинг». Поэтому рассмотрим, каким образом кибербул-линг определяется различными авторами.

Впервые в 1997 г. из определения «буллинг» Билл Белси вывел термин «кибербуллинг» и охарактеризовал: «Кибербуллинг - это использование информационных и коммуникативных технологий, примером может послужить: электронная почта, мобильный телефон, личные интернет-сайты, которые служат для намеренного, неоднократного, а также проявляющегося враждебного поведения одного лица или нескольких лиц, состоящих в группе, направленного на оскорбление, унижение или иные действия, осуществляемые в отношении потенциальной жертвы. При этом в определении кибербуллинга враждебное поведение, а также неоднократные травли тесно связаны с определением буллинга».

По мнению Б. Белси, «... кибербуллинг является отдельным направлением травли, которое определяется как преднамеренные, агрессивные действия, осуществляемые систематически на протяжении конкретного времени, совершаемые личностью или группой лиц с помощью электронных форм в отношении выбранной жертвы, которая самостоятельно не может постоять за себя» [4].

С точки зрения Дэвида Фейгана, «Кибербуллингом называется использование силы или влияния, прямо или косвенно, в устной, письменной или физической форме, либо путем демонстрации или иного использования снимков, символов или чего-либо другого в целях запугивания, угроз, травли, преследования или смущения при помощи Интернета или других технологий, к примеру, мобильных телефонов» [8].

Таким образом, рассмотрев несколько определений, даваемых ранее, приходим к самостоятельному формулированию понятия «кибербуллинг». С нашей точки зрения, кибербуллинг - это травля, осуществляемая в интернет-пространстве, то есть виртуальная агрессия, вымещаемая одним индивидом или группой в отношении жертвы на протяжении длительного времени. Следует согласиться с мнением И. С. Стукало о том, что «кибер-буллинг содержит в себе целый диапазон форм поведения. К примеру, его можно разделить: на наименьший полюс - к нему можно отнести шутки, невоспринимаемые всерьез, и радикальный - к нему относится психологический сетевой террор, невосполнимый урон, при этом исходящим итогом будет либо самоубийство, либо другие ужасающие обстоятельства» [5].

Типология кибербуллинга схожа с типологией буллинга, то есть может быть косвенной и прямой. К распространенным формам кибербул-линга относятся:

- флейминг (перепалки) - непродолжительная по времени эмоциональная реплика, возникающая между двумя или несколькими лицами в сети Интернет. При этом данная форма кибербуллинга может превратиться в затяжной конфликт, где лицо, совершающее спонтанные нападки в отношении другого лица - жертвы, может вызвать у нее мощные эмоциональные чувства в виде беспокойства, что уже переходит в неправомерное психологическое насилие;

- нападки, нескончаемые изнуряющие атаки - это проявляется в виде неоднократно повторяющихся обидных сообщений;

- клевета - такая форма кибербуллинга заключается в распространение унизительной, а также искаженной информации в отношении одного или нескольких лиц. К примеру, этому могут послужить текстовые сообщения, фото, видео и другое, при этом часто такие материалы носят сексуальный характер;

- самозванство - конкретное лицо выдает себя за избираемую им жертву и использует ее данные, пароли доступа к аккаунту в социальной сети, при этом от ее лица ведет переписки и другие действия;

- надувательство или выманивание конфиденциальной информации, а затем распространение - под этим понимается получение определенной информации, вследствие чего ее публикуют в социальной сети;

- отчуждение (остракизм, изоляция) - такой вид может возникать в сети, где имеются онлайн-сообщества или группы с определенной тематикой. Лицо вступает в данное сообщество (в группу) в сети Интернет, где находятся также другие лица, при общении возникает недопонимание или конфликт, после чего конкретную личность удаляют из «списка друзей» из данной группы. Впоследствии данное лицо находится в подавленном эмоциональном состоянии, также может занижаться самооценка;

- киберпреследование - под этим подразумевается скрытое или тайное выслеживание потенциальной жертвы, при этом цель - организовать и осуществить нападение, избиение, изнасилование и другие деяния, совершенные в отношении жертвы;

- хеппислепинг - под этой формой рассматривается размещение видеороликов в социальную сеть, где «имеются записи с реальными сценами избиения, насилия, при этом публикуются в сеть без согласия жертвы, их могут просмотреть тысячи или миллионы людей» [7]. Например, в Англии подростки в 2005 году в метро избивали прохожих и снимали процесс избиения на камеры сотовых телефонов, затем полученные видеоролики выкладывали в социальные сети. В России также имеются такие ситуации, например, в Тульской области группа подростков избивали парня, при этом все происходящее снимали на сотовые телефоны (видео). На данном видео видно, что группа подростков не только избивает сверстника, но также девушка издевается над парнем, а именно заставляет целовать грязную обувь и всеми другими способами насмехается над ним;

- кибертролли - проявляется в публикации негативной, угнетающей, а также вызывающей тревогу информации на страницах в социальных сетях, на веб-сайтах; бывают случаи, где информация освещается на мемориальных страницах, тем самым провоцируя у потенциальной жертвы сильную эмоциональную реакцию;

- секстинг - под данной формой понимается рассылка или публикация фотографий и видеоматериалов сексуального характера, где лицо или несколько лиц находятся в полуобнаженном или обнаженном виде.

С точки зрения Е. В. Суторминой, которая является представителем Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Общественной палаты Российской Федерации [4], мониторинговым центром «Безопасность 2.0» было зафиксировано более 400 случаев кибербуллинга. «На сегодняшний день кибербуллинг является и остается актуальной угрозой для общества. В частности, в период с января по сентябрь наши специалисты зафиксировали 423 эпизода кибербуллинга». Данным центром был установлен рост эпизодов кибербуллинга, целью которого являлась реальное избиение и унижение слабого сверстника более сильным, фиксировалось данное деяние на видео (с применением сотового телефона), затем данное видео публиковалось в интернет-сети в открытом допуске. Также Е. В. Суторминой отмечается, что экспертами было зафиксировано в три раза больше подобных инцидентов по сравнению с данными, полученными в 2018 году (105 эпизодов). Главными интернет-площадками, где встречается травля, происходящая в сети являются: «ВКонтакте» и «УоиТиЬе».

Рассмотрев все формы кибербуллинга, авторами проведен анализ интернет-площадок «УоиТиЬе» и «ВКонтакте» (рис. 1, 2), где рассмотрена одна из форм кибербуллинга - хеппислепинг.

Итак, в социальной сети «ВКонтакте», с левой стороны, где находится видео (видеокаталог), к примеру, вбиваем следующее словосочетание: «избиение школьницы или школьника», то же самое мы делаем и на канале «УоиТиЬе», после чего видим большое количество видеороликов, где

Рис. 1. Видео на канале «УоиТиЬе»

Рис. 2. Видео «ВКонтакте»

школьники толпой осуществляют нанесение телесных повреждений в отношении определенного подростка, также можно заметить, что каждый видеоролик имеет огромное число просмотров [2, 6].

Заключение. Рассмотрев подробно актуальную на сегодняшний день проблему кибербуллинга, имеем несколько предложений для нейтрализации данной ситуации.

Во-первых, во всех школах, во всех классах необходима сплоченная работа учителей, а именно: вырабатывание с помощью разговора и объяснений, без натиска, между учащимися взаимоотношений, где обязательно должны присутствовать уважение, понимание и взаимопомощь друг другу.

Во-вторых, обязательно раз в месяц детским школьным психологом должна проводиться следующая работа: профилактические беседы; различные анонимные анкетирования; тесты, направленные на выявление ранее указанной проблематики; при выявлении обязательно необходимо оказать первую помощь жертве и тактично провести беседу с инициатором кибербуллинга, также рассказать об этом родителям, затем, по ситуации, обратиться в правоохранительные органы. Стоит отметить, что не нужно молчать о данной проблеме, так как впоследствии ситуация может повлечь более тяжкие последствия, а подросток, находясь в подавленном психоэмоциональном состоянии жертвы, может совершить самоубийство, а также другие действия.

В-третьих, не стоит забывать, что не только от школ зависит выявление «кибербуллинга», также важно взаимодействие с родителями. В свою очередь, родители, если заметили кибербуллинг, то им необходимо обратиться не только за помощью к детскому психологу, но и в правоохранительные органы.

В-четвертых, считаем, что на интернет-площадках «ВКонтакте», «YouTube» и других, необходимо удалить видеоматериалы, где имеются сцены избиения, насилия, так как подростки, просматривая данные видеоролики, стараются подражать преступному поведению.

В-пятых, так как большинство молодежи проводит большую часть времени в социальных сетях, предлагаем создать официальный сайт с распространением в социальных сетях в виде официальных групп, где должны демонстрироваться профилактические видеоролики, посвященные проблематике кибербуллинга и его форм, а также телефон горячей линии, почта или видеозвонки, с помощью которых каждый подросток, столкнувшийся с данной проблемой, получит индивидуальную помощь и поддержку. Хотелось бы уточнить, что в социальной сети «ВКонтакте» имеются группы под названием «кибербуллинг», но считаем, что необходимо создать официальную группу, где будут работать психологи.

В-шестых, в российском уголовном законодательстве очень слабо определено понятие «кибербуллинг». Поэтому предлагаем внести в ч. 2 ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации подпункт «ё» и в ч. 3 ст. 110.1 под пунктом «ё» следующие изменения: «в отношении лица, которое не достигло совершеннолетнего возраста, в отношении которого применялись насильственные действия (избиение) с применением видеозаписи, с последующим выкладыванием в средства массовой информации (социальные сети «ВКонтакте» и др.)».

Список литературы

1. Определение кибербуллинга [Электронный ресурс] // Телефон доверия. URL: http://www.g_4.edu54.ru/normdocs/roditelyam/cyberbullying.pdf (дата обращения: 31.10.2020).

2. Блайа К. Кибербуллинг и школа: как влияют онлайн-агрессоры на атмосферу учебного заведения // Дети в информационном обществе. 2012. №10 (январь-март). С. 40 - 45.

3. РИА новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190306/ 1551577366.html (дата обращения: 31.10.2020).

4. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

5. Стукало И. С. Определение понятия кибербуллинга на основании исследований зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. 2020. № 2(292). С. 218 - 220.

6. Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. N.Y.: Blackwell, 1993.

7. Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? // Scandinavian Journal of Psychology. 2008. No. 49. P. 147 - 154.

8. Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. 2nd ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.

References

1. Opredeleniye kiberbullinga [Definition of cyberbullying], available at: http://www.g_4.edu54.ru/normdocs/roditelyam/cyberbullying.pdf (accessed October 31, 2020). (In Russ.).

2. Blaya K. [Cyberbullying and school: how online aggressors affect the atmosphere of an educational institution], Deti v informatsionnom obshchestve [Children in an information society], 2012, no. 10 (January - March), pp. 40-45. (In Russ.).

3. RIA novosti. available at: https://ria.ru/20190306/ 1551577366.html (accessed October 31, 2020). (In Russ.).

4. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova Ye.I., Zotova Ye. Yu. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditeley rezul'taty vserossiyskogo issledovaniya [Digital competence of adolescents and parents, the results of an all-Russian study], Moscow: Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 p. (In Russ.).

5. Stukalo I.S. [efinition of the concept of cyberbullying on the basis of studies of foreign and domestic scientists], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2020, no. 2(292), pp. 218-220. (In Russ.).

6. Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. N.Y.: Blackwell, 1993.

7. Slonje R., Smith P.K Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology. 2008. No. 49. P. 147 - 154.

8. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. 2nd ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.

Cyber Bulling in Modern Conditions: Possibilities of Legal Regulation

O. P. Kopylova, Cand. Legal Sci., Associate Professor, Department of Criminal Law and Applied Informatics in Jurisprudence, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

op.kop1965@mail.ru

S. V. Medvedeva, Cand. Legal Sci., Associate Professor, Department of Criminal Law and Applied Informatics in Jurisprudence, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

Sv-medvedeva@mail.ru

Yu. V. Kalashnikova, Public Assistant to the Investigator of the 2nd Department for the Investigation of Important Cases, Investigation Department of the Investigative Committee of Russia

in the Tambov Region, Tambov, Russia; yulechka.kalashnikova. 98@bk.ru

Possibilities of legal regulation of cyber bullying are considered in modern conditions. Aggressive behavior in the Internet space is gaining momentum in its distribution among adolescents not only in Russia but throughout the world. Cyber bullying is one of the newest, most dangerous, and also depressing emotional states of a teenager in terms of the consequences of the risk they face. The concept of "cyber bullying" is considered; its forms are specified; proposals aimed at neutralizing the bullying that occurs among adolescents in the Internet space are formulated.

Keywords: aggressive behavior; bullying; individual; cyber bullying; personality; teenager.

© О. П. Копылова, 2021 © С. В. Медведева, 2021 © Ю. В. Калашникова, 2021 Статья поступила в редакцию 08.11.2020

При цитировании использовать:

Копылова О. П., Медведева С. В., Калашникова Ю. В. Кибербуллинг в современных условиях: возможности правового регулирования // Право: история и современность. 2021. № 1(14). С. 97 - 103. doi: 10.17277/pravo.2021.01. pp.097-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.