Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ'

КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2742
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
кибербуллинг / буллинг / подростки / травля / социальные сети / агрессивное поведение. / cyberbullying / bullying / teens / bullying / social media / violent behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодезникова М. В., Николаев Е. В.

В статье рассматриваются проблемы кибербуллинга среди подростков. Приведены отличии буллинга от кибербуллинга, виды кибербуллинга. Удалено внимание психологическим последствиям кибербуллинга и причины, которые могут выявить присутствие травли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING AND ITS PSYCHOLOGICAL CONSEQUENCES

The article deals with the problems of cyberbullying among adolescents. Differences between bullying and cyberbullying, types of cyberbullying are given. Removed attention to the psychological consequences of cyberbullying and the reasons that could reveal the presence of bullying.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

2. Исследование позволило выделить две ценностно-полярные группы респондентов под условными названиями: «проблемные» и «беспроблемные». В первую группу вошли респонденты, которые считают, что на сегодняшний день у современного общества есть много проблем. В частности, это проблема различий между бедными и богатыми, разногласия между властью и оппозицией, религией и наукой и др. Во вторую группу вошли респонденты, которые считают, что подобных проблем в обществе нет, или они не наносят существенный вред его психологическому состоянию.

3. В результате проведенного исследования были выявлены некоторые различия в оценках рекламы, размещаемой на городском транспорте, респондентами групп «проблемных» и «беспроблемных».

Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 19-013-00544 А «Эмоциональная оценка коммерческой, политической и социальной рекламы российскими потребителями в условиях психологической поляризации сознания»).

This work was supported by The Russian Foundation for Basic Research (RFBR), grant № 19-01300544 А "Emotional evaluation of commercial, political and social advertising by Russian consumers in terms of psychological polarization of consciousness".

Список литературы

1. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. Москва: Педагогика-пресс, 2000.

2. Лебедев А.Н. Индикаторы и предикторы психологического состояния российского общества // Человеческий капитал. 2018. №6. С.58-68. https://humancapital.su/publikacii/vypusk-6-114-2018/

3. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Международный индекс счастья и психологическое состояние российского общества // Прикладная юридическая психология. 2018. №2. С.14-25. http://www.lawpsy.ru/home/contents-issue-2-2018.html

4. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.

5. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

6. Федеральный закон "О рекламе". Текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо. 2020.

7. Herman E.S., Chomsky N. Manufacturing Consent. The political Economy of the Mass Media. London. The Bodley Head. 2008.

8. Lasswell G. The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers. 1948.

9. Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. V. 12(2). June 1969. P.125-135.

КИБЕРБУЛЛИНГ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Колодезникова М.В.,

Студент института психологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Николаев Е.В. Доцент, кандидат педагогических наук Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

CYBERBULLYING AND ITS PSYCHOLOGICAL CONSEQUENCES

Kolodeznikova M.,

Student of the Institute of Psychology North-Eastern Federal University names M.K. Ammosov

Nikolaev E.

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Science North-Eastern Federal University names M.K. Ammosov

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы кибербуллинга среди подростков. Приведены отличии буллинга от кибербуллинга, виды кибербуллинга. Удалено внимание психологическим последствиям кибербул-линга и причины, которые могут выявить присутствие травли.

Abstract

The article deals with the problems of cyberbullying among adolescents. Differences between bullying and cyberbullying, types of cyberbullying are given. Removed attention to the psychological consequences of cyberbullying and the reasons that could reveal the presence of bullying.

Ключевые слова: кибербуллинг, буллинг, подростки, травля, социальные сети, агрессивное поведение.

Keywords: cyberbullying, bullying, teens, bullying, social media, violent behavior.

С развитием общения через интернет, подростки стали использовать свое агрессивное поведение. Поскольку тема кибербуллинга для исследования достаточно новая, то каждый год появляются различные статистические данные и новые исследования. Например, по исследования Оксфорда и университета Бирмингема подростки, которые подвергались травлей в сети в два раза больше подвержены опасности нанесения вреда себе и попыткам суицида.

Кибербуллинг включает в себя «издевательства или домогательства с использованием любого электронного средства, которое может включать в себя электронную почту, обмен сообщениями, блоги, онлайн-игры и вебсайты» [2, с. 36].

Целью кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и / или разрушение ее социальных отношений [1, с. 125].

По информации всемирной организации здра-вохранения, с наибольшим распространением ки-бербуллинга среди подростков, Россия находится в лидирующих местах. Но не стоить путать буллинг от кибербуллинга.

Чем же отличается буллинг от кибербуллинга?

1. Обычный буллинг происходит в определенном месте. Например, класс, спортзал, школьный двор. Кибербуллинг происходит везде и в любое врем суток.

2. В обычном буллинге свидетелями могут быть несколько человек. Свидетелями кибербул-линга могут стать очень большая аудитория людей (тысячи, миллионы) сети интернет.

3. Анонимность. Человек может представляться другим или же спрятаться за аватарку, что провоцирует на большую агрессию, чем в реальной жизни.

4. Жертвы обычного буллинга могут обращаться за помощью, не склонны сами давать отпор. В кибербуллинге жертвы редко обращаются за помощью, недооценивают последствия или боятся потерять доступ к интернету.

Виды кибербуллинга:

• Троллинг. Провокативные сообщения или комментарии, которые должны вызвать негативные эмоции.

• Хейтинг. Агрессивные нападки личностного характера или критика, которая не имеет под собой каких-либо оснований.

• Киберсталкинг (киберпреследование). Сообщения с угрозами, сбор личных данных.

• Секстинг. Рассылка личного фото или видео с целью навредить или подорвать вашу репутацию.

В последние годы, интернет стал занимать очень много времени в жизни людей. В последнее время из-за онлайн обучения и удаленной работы, родители не могут вовремя следить за своими детьми. Они думают, что их ребенок учится в то время, как они могут просто сидеть в интернете и ничего не делать. Жертвами часто становятся те дети, родители которых не обращают внимания на онлайн-активность своих детей.

Сейчас виртуальное общение предпочитают больше, чем живое. Анонимность, допустимая в интернете, позволяет человеку экспериментировать с разными социальными ролями и разными Я, не боясь негативной оценки, которые последовали бы при общении вживую. Для подростков это становится более опасной, так как для них идет период становления личности и вымышленные роли могут негативно сказаться на психику детей. Так же не стоит исключить тот момент, что участники такой ситуации могут быть расшифрованы, что может оборачиваться психологической травмой.

Бывают такие ситуации, когда родители со своими детьми переписываются в интернете, находясь в одном доме. Хорошо ли это? Я думаю, что общение в социальных сетях не заменит живое общение. Эту точку зрения нужно также объяснять родителям, так как подростки остро нуждаются в общении и поддержке родителей.

Подростковый возраст характеризуется как кризисный период. В этот период они очень чувствительны к оценке окружающих их людей. Как мы знаем, почти все подростки имеют страницы в социальных сетях, открыто ведут свои страницы, делятся своими мыслями, жизнью. Именно в этот период важно не упустить момент, так как сейчас все стремятся за лайками, хотят быть блогерами с тысячной, миллионной аудиторией. В такой момент никто не застрахован от травли, что может привести подростка к негативным последствиям.

Психологические последствия кибербуллинга у подростков могут быть различны: от подавленного состояния до панических атак, повышения тревожности, серьёзных эмоциональных травм, вплоть до суицида.

• Поэтому ставится вопрос, как же родителям понять о столкновении с кибербуллингом ребенка:

• Ребенок стал закрытым, не идет на контакт.

• Постоянное подавленное настроение, тревожное состояние

• Не хочет пользоваться гаджетами или же все время сидит в нем

• Ухудшилась оценка в школе и взаимодействие со сверстниками

Чтобы кибербуллинг не стал психологической травмой подростка, родители должны объяснить, как себя вести в таком случае. Во всех популярных платформах как инстаграм, тик-ток, твиттер, вкон-такте есть ограничение доступа. Если начали травить в интернете, то можно ограничить доступ этого пользователя, заблокировать или же сделать закрытым страницу. Родители должны объяснить детям, если они подверглись травле, то не стоит молчать об этом и вовремя сообщить родителям. Так же не стоит регистрироваться в сайтах, где можно задавать анонимные вопросы, в таких сайтах обычно все подвергаются всяким оскорблениям, нападкам. Не стоит пытаться казаться другим человеком, нужно вести себя так же, как в реальности.

Осенью 2020 года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, который поможет жертвам

травли и юридически урегулирует борьбу с кибер-буллингом. По данным авторов законопроекта, более 70% российских школьников подвергались травле, преследованиям или оскорблениям в интернете.

Однако на данный момент в России нет законов, которыми регулируется юридическая ответственность за травлю в Сети. Это осложняет помощь жертвам. Например, в законе отсутствует понятие скриншота — даже если вы предоставите доказательства травли, суд может их не принять. Скриншот рассмотрят как доказательство только в

случае нотариального заверения — а это недешёвая услуга.

Список литературы

1. Зинцова, А.С. Социальная профилактика ки-бербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2014. -№ 3. - С. 122 - 128.

2. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. «Психология и психотерапия насилия». Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.

КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Одиночкина Е.В.

УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»

Старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии

CORRECTION OF THE SOCIAL SPHERE CHILDREN WITH AUTISTIC SPECTRUM

IMPAIRMENTS BY ART THERAPY

Odinochkina E.

EE "F. Skorina Gomel State University" Senior Lecturer

department of Social and Educational Psychology

Аннотация

В статье рассматривается понятие расстройства аутистического спектра, анализируются основные подходы по проблеме коррекции данного феномена, изложены результаты эмпирического исследования, новизной которого является индивидуально выстроенный маршрут работы с комплексным использованием различных видов арт-терапии.

Abstract

The article discusses the concept of autism spectrum disorder, analyzes the main approaches to the problem of correcting this phenomenon, presents the results of an empirical study, the novelty of which is an individually built route of work with the complex use of various types of art therapy.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, арт-терапия, индивидуальный маршрут.

Keywords: autism spectrum disorder, art therapy, individual route.

Расстройства аутистического спектра (РАС) -это комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся социальной дезадаптацией, неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения [4]. достаточно высокую распространенность Нарушения аутистического спектра с разной степенью интенсивности проявления дефекта в современном мире имеет, развитие система инклюзивного образования с ориентацией в том числе и на интеграцию детей с РАС, сложность и специфика коррекции детей с РАС, как психолого-педагогической, так и социальной , обусловили актуальность данной работы .

Существует несколько основных подходов к вопросу коррекции классической триады РАС (нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодействия, стереотипные формы поведения) [9]. Среди них можно выделить ТЕАССН-

программу Э. Шоплера, сильным моментом которой является обращение особого внимания на родителей детей с РАС, а именно: акцент в коррекцион-ной работе ставится на формировании у родителей мировоззренческой позиции, при которой аутизм понимается не как дефект, а как особый вариант развития, при этом у родителей развиваются умения и навыки обращения с аутичными детьми [8, 11].

Наиболее известной является также АВА-терапия, предполагающая использование последний исследований в поведенческой теории научения. Акцент делается на изменении поведения ребенка, но не всегда учитывается его особый индивидуальный мир, в котором ребенок строит уникальные для него смыслы. Однако техники мотивации детей и система поощрения их успеха в учебе эффективны для улучшения работы высших психических функций. Среди современных критиков поведенческого подхода необходимо отметить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.