Научная статья на тему 'КИБЕРАТАКИ НА ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА'

КИБЕРАТАКИ НА ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / кибератаки / бизнес / веб-приложение / компьютерные преступления / информация / финансирование / прибыль / marketing / cyberattacks / business / web application / computer crime / information / funding / profits

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В В. Пекарева

Преступления в сфере компьютерной информации не только приводят к серьёзным финансовым убыткам, но и наносят репутационный ущерб как организациям, так и отдельным гражданам. Веб-сайты или приложения с индивидуальным интерфейсом, разработанные для коммерческой деятельности по указанию или самостоятельно лицами, являющимися участниками маркетинга, подвергаются информационным угрозам и иным формам кибератак на разные типы объектов, примеры которых будут рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERATTACKS ON DIGITAL PLATFORMS AS A NEGATIVE FACTOR IN MARKETING

Computer-related crimes not only cause serious financial losses, but also reputational damage to organizations and individuals. Websites or customized applications developed for commercial activities at the direction of, or independently by, marketers are subject to information threats and other forms of cyberattacks on various types of objects, examples of which will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «КИБЕРАТАКИ НА ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА»

КИБЕРАТАКИ НА ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА

В.В. Пекарева, студент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-1-148-150

Аннотация. Преступления в сфере компьютерной информации не только приводят к серьёзным финансовым убыткам, но и наносят репутационный ущерб как организациям, так и отдельным гражданам. Веб-сайты или приложения с индивидуальным интерфейсом, разработанные для коммерческой деятельности по указанию или самостоятельно лицами, являющимися участниками маркетинга, подвергаются информационным угрозам и иным формам кибератак на разные типы объектов, примеры которых будут рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: маркетинг, кибератаки, бизнес, веб-приложение, компьютерные преступления, информация, финансирование, прибыль.

Одной из разновидностей противоправных посягательств в информационной среде можно считать атаки на веб-приложения. Их сущность заключается в попытках несанкционированного доступа к цифровым платформам с целью получения конфиденциальных сведений, нарушения целостности данных, причинения ущерба как организациям, так и пользователям.

Большинство компаний разрабатывают свои онлайн-площадки с целью продвижения и привлечения новых клиентов, тем самым они выходят за пределы традиционной модели рынка товаров и услуг. В большинстве случаев коллектив компании либо разрабатывает свой собственный вебсайт или приложение на портативные мобильные устройства самостоятельно, либо поручает создание IT-специалистам. Как и во многих организациях, маркетинговая команда уделяет особое внимание брен-дингу, качеству, доступности своих продуктов и услуг для онлайн-покупок, а также механизму обработки информации. Процесс можно обобщенно представить как перенос в электронную форму физического воплощения того, что из представляет организация, её идея или ресурс, который подлежит коммерческой реализации. Используя различные инструменты аналитики, например, Google Analytics, команда анализирует поведение посетителей, ис-

следует конверсию и определяет эффективность. Это позволяет компании постоянно улучшать свой продукт и инновационную площадку, делая всё в целом более удобным и привлекательным для потенциальных клиентов. Однако нельзя забывать об обеспечении информационной безопасности, поскольку крайне важно создавать условия для защиты персональных данных пользователей (банковских карт, иных систем платежей, паспортных и других личных сведений) не только для того, чтобы избежать проблем с утечкой информации и последующих негативных последствий, но и наперёд продумать этот момент для сохранения клиентской базы, что позволит не отвернуть пользователей не просто от площадки, а от самой организации. Главную тенденцию совершения киберпре-ступлений корыстной направленности является изменение направленности хищений, о чем свидетельствует выбор жертвы со стороны злоумышленника, который все чаще останавливается не на просто гражданах, а на банках, финансово-кредитных организаций, крупных компаний и иных корпорациях, так как компьютерные преступники получают больший незаконный доход при тех же ресурсно-временных затратах [1].

Таким образом, создание и поддержание качественного механизма работы вебсайта или приложения с индивидуальным

интерфейсом становится ключевым элементом стратегии маркетинга и продаж компании в онлайн-среде. Разработчики веб-приложений и иных цифровых площадок должны уделять особое внимание обеспечению безопасности кода, регулярно обновлять его и проводить аудит безопасности для выявления уязвимостей. Также важно следить за актуальностью используемых библиотек и фреймворков, чтобы избежать использования устаревших и небезопасных версий.

Компании становятся мишенями для атак, что значительно сказывается на их прибыли и вызывает недоверие со стороны пользователей. Последние, в свою очередь, становятся более осторожными в отношении своих данных и могут избегать использования онлайн-сервисов, что, в свою очередь, сказывается на бизнесе. Поскольку организации теряют клиентов из-за утечек сведений и инцидентов с безопасностью, это создает замкнутый круг, где недоверие ведет к снижению прибыли, что ограничивает возможности для инвестирования в безопасность.

Существует множество типов кибератак на веб-ресурсы. Рассмотрим те, которые наиболее часто встречаются как в рыночных отношениях, так и в целом: внедрение SQL (SQL-инъекция), внедрение команд (инъекция команд), межсайтовый скрип-тинг (XSS) и подделка межсайтовых запросов (CSRF).

Охарактеризуем такое неправомерное вмешательство в процессы приложения, сайта или их сочетание, имеющие определенную структуру из кодов, файлов, данных и соответствующей тематики контента, с которыми пользователь может взаимодействовать на сервере для совершения каких-либо покупок, как внедрение команд (command injection). Когда пользователь вводит IP-адрес, имя домена или хоста, операционная система выполняет команду, осуществляя DNS-запрос и выдавая результат пользователю. Вполне реальны случаи, когда другое лицо с неблагоприятными намерениями ввести команду, тем самым запустить вредоносный файл или код и привести к бэкдору для сервера, а в целом к взлому приложения или сайта.

Происходит это из-за веб-разработчиков, которые создают веб-приложения или сайты, не уделяя должного внимания важным аспектам безопасности, таким как проверка входных данных.

Устаревший, но часто встречающийся способ - SQL-инъекций, подразумевающий под собой процесс, в ходе которого злоумышленник вводит вредоносный SQL-код и иные расширения в поля ввода веб-приложения, что влечет неправомерный доступ к базе данных цифровой площадки и впоследствии к краже информации.

Следующей разновидностью кибератак на веб-платформы организаций является межсайтовый скриптинг (Cross-site scripting - XSS), который осуществляется через вставку вредоносных скриптов. При посещении веб-ресурса в браузер пользователя загружается веб-страница, содержащая вредоносный код. Известны на практике два типа XSS-атак - сохраненный и отраженный. При сохраненном «сценарий» кибератаки сохраняется на взломанном веб-сервере. Это означает, что вредоносный скрипт будет выполняться в браузерах любого количества пользователей, посещающих взломанный сервер. Отраженная XSS-атака - это непостоянный тип, при котором вредоносная ссылка обычно отправляется жертве. Когда происходит переход по ссылке, загружается зараженная веб-страница с вредоносным скриптом. Затем браузер выполнит вредоносный код в фоновом режиме, позволяя злоумышленникам украсть конфиденциальные данные, хранящиеся в веб-браузере.

Другим известным видом кибератак на цифровые платформы считается CSRF-атака (Cross-site Request Forgery, то есть подделка межсайтовых запросов), который осуществляется за счет использования доверия авторитетного веб-ресурса. Неправомерное вмешательство происходит многоуровневого: сперва происходит взлом другого веб-сайта посредством вредоносного скрипта CSFR, чтобы «в надежде» на посещение нужным пользователем, который пользуется заинтересованной злоумышленником площадкой, после посе-

щения взломанного ресурса и входа на нужный хостинг он «отравит» и его, сам того не осознавая. Другими словами, вебсайт или приложение через свои алгоритмы и коды будут считать, что пользователь запускает атаку, но на самом деле это чистое перенаправление.

Существуют и иные разновидности (например, Dos-атака), но были охарактеризованы именно те, которые часто встречаются и непосредственно связаны с концепцией вмешательства в веб-ресурсы.

Неправомерные вмешательства любого типа имеют за собой одно и тоже последствие - утечку личной информации пользователей. Это не отменяет финансового мошенничества или уничтожения данных, однако именно первое «подрывает» доверие к коммерческим организациям, которые хоть и осуществляют добросовестно ведение бизнеса на рынке, продвигая идеи, товары или услуги, но всего лишаются при всех успешных качественных и количественных характеристиках из-за отсутствия или работающего не в полной мере механизма обеспечения информационной

безопасности работы веб-сайта или приложения.

Необходимо считать компаниям одним из важных направлений своей деятельности и финансирования - это защиту пользователей и партнёров, которые взаимодействуют на цифровых площадках, поскольку при столкновении до определенного момента с кибератаками можно потерять как текущую, так и потенциальную аудиторию покупателей из-за репутацион-ного ущерба, а он, в свою очередь, находится в прямой зависимости с получением прибыли. Стратегии предотвращения могут помочь снизить риск, связанный с компьютерными преступлениями, и защитить конфиденциальные данные. Применимы такие технические меры, как брандмауэры, шифрование, системы обнаружения вторжений, антивирусные программы [2], а также и не уступающие им другие способы по обеспечению информационной безопасности - валидация, фильтрация, использование безопасных фрейм-ворков, мониторинг, аудит и регулярные обновления.

Библиографический список

1. Евдокимов К.Н. Криминологическая оценка и прогнозирование развития киберпре-ступности в Российской Федерации / К.Н. Евдокимов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2021. - № 14. - С. 224-233. - EDN TLEUZR.

2. Кадыков Д.А. Уголовно-правовая характеристика создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ / Д.А. Кадыков, А.С. Шаров // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 11(227). - С. 484-486. - DOIlO.47643/1815-1337 2023 11 484. - EDN XRCYMD.

CYBERATTACKS ON DIGITAL PLATFORMS AS A NEGATIVE FACTOR

IN MARKETING

V.V. Pekareva, Student

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service (Russia, Ryazan)

Abstract. Computer-related crimes not only cause serious financial losses, but also reputa-tional damage to organizations and individuals. Websites or customized applications developed for commercial activities at the direction of, or independently by, marketers are subject to information threats and other forms of cyberattacks on various types of objects, examples of which will be discussed in this article.

Keywords: marketing, cyberattacks, business, web application, computer crime, information, funding, profits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.