Научная статья на тему 'Киасу как обратная сторона "сингапурского чуда"'

Киасу как обратная сторона "сингапурского чуда" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1888
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИАСУ / КИАСУИЗМ / "СИНГАПУРСКОЕ ЧУДО" / ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золотухин Иван Николаевич

В статье рассмотрен феномен "киасу", за последние несколько десятилетий ставший отличительной чертой сингапурской идентичности. Автор уделяет внимание культурным и поведенческим аспектам "киасуизма", показывая универсальность этого явления и его специфичность для сингапурского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киасу как обратная сторона "сингапурского чуда"»

Киасу как обратная сторона "сингапурского чуда"

Успех Сингапура, крошечного города-государства (площадью чуть более 7000 кв. км), достигшего колоссальных успехов в развитии экономики, не обладая при этом природными ресурсами, сумевшего создать стабильную модель общественного устройства и эффективную политическую систему, не может не вызывать удивления и уважения. Обретя независимость от Малайзии в августе 1965 г., Сингапур из бедной страны с доставшимися в наследство от колониальных времён внутренними проблемами, в окружении не самых дружелюбных соседей сумел превратиться в мощный торговофинансовый центр и важнейший транспортно-информационный хаб не только Юго-Восточной Азии, но и всего мира.

Для достижения высоких экономических результатов и внутриполитической стабильности пришлось решать коммуналистские конфликты между различными этническими группами, бороться с влиянием коммунистических идей, применять жёсткие законы против коррупции и проводить строгую демографическую политику. Зато итог впечатляет: в Сингапуре один из самых низких в мире уровней преступности, один из самых высоких в мире уровней ВВП на душу населения, отсутствие жилищных проблем и трущоб, лидерство в рейтинге ВЭФ по конкурентоспособности экономики.

Безусловно, большая роль в деле создания сингапурского "экономического чуда", принадлежит главному архитектору реформ, первому премьер-министру страны Ли Куан Ю, чьи опыт и знания заложили прочный фундамент современного сингапурского общества. Отдалённый и беспристрастный, внушающий одновременно страх и почтение, Ли стал легендой для молодого поколения сингапурцев. Успех сингапурского проекта связан во многом с тем, что Ли удалось использовать свой моральный авторитет и убедить сингапурцев, что выбор возможностей для их страны всегда будет ограничен её уникальными особенностями. В силу этого граждане принимали как должное его особые условия, которые позволили правительству эффективно функционировать[1].

Об особом пути развития Сингапура Ли Куан Ю писал в своей работе "Сингапурская история: из "третьего мира" - в "первый" (1965 - 2000)": "Начиная свою политическую деятельность в 50-ых годах, я не знал, что мы окажемся на стороне победителей в "холодной войне", что Сингапур будет пожинать плоды социально-экономического прогресса, который явился результатом стабильности, предприимчивости и связей с Западом. Нам пришлось жить в период колоссальных политических, социальных и экономических изменений... Индустриальное общество уступает место обществу, основанному на знаниях, новая линия раздела пройдёт в мире между теми, кто обладает

1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект № 6.8647.2013

знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях. То, что мы преуспевали на протяжении последних трёх десятилетий, не гарантирует, что так будет продолжаться и впредь. Тем не менее, наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться тех основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это - общественное согласие, достигаемое путём справедливого распределения плодов прогресса. Это - равные возможности для всех. Это - система продвижения по заслугам, при которой лучшее место занимает наиболее достойный. Последнее особенно важно, когда речь идёт о людях, возглавляющих правительство" [18, p. 715].

В результате Сингапур, бывшее колониальное владение британской короны, стал пульсом, определяющим ритмы деловой активности АТР: здесь существует привлекательный инвестиционный климат для зарубежных компаний и развита индустрия туризма, здесь наличествуют мировые финансовые и биржевые центры и представлены мировые торговые бренды.

Однако богатство Сингапура создаёт впечатление искусственности, чрезмерной благоустроено и упорядоченности. Возникает вопрос: каковы издержки высоких показателей развития страны? В начале 1990-х годов американский писатель Уильям Гибсон опубликовал статью "Диснейленд со смертной казнью", в которой описал поразившие его чистоту внешней среды Сингапура и поведение его жителей, которое держится строго в рамках закона. По мнению писателя, в Сингапуре население контролируется правительством, которое больше похоже на гигантскую корпорацию.

Автор статьи отмечал, что "сингапурское общество производит "безжалостное пуританское впечатление". Среди жителей Сингапура прочно укоренились конформизм и боязнь нарушить нормы поведения, но не развиты чувство юмора и способность к творчеству. Как отмечает Гибсон, жители города-государства одержимы шоппингом как видом досуга, хотя торговый ассортимент и цены на товары однообразны; также ещё одной их страстью является склонность хорошо поесть [10].

Благодаря статье термин Диснейленд со смертной казнью стал популярным и широкоупотребляемым для обозначения сингапурцев, особенно среди противников сингапурского авторитаризма [23]. Реакция на статью была неоднозначной: кто-то критиковал автора, не сумевшего (или не захотевшего) показать глубины сингапурской культуры [3; 24; 26], кто-то давал его работе положительные оценки [25; 30, p. 334] и даже хвалил за разоблачение авторитарной сущности города-государства [29].

Можно по-разному относиться к статье Гибсона и к его критикам, но невозможно отрицать того, что писатель обозначил проблему общества потребления, в котором высокий уровень дохода и стремление к благоустроенности вытесняют духовные ценности: любовь, дружбу, чувство прекрасного. Прагматизм стал основой высокого уровня жизни сингапурцев, а высокий уровень жизни - показателем статуса и успешности. Современные сингапурцы стремятся к так на-

зываемым "пяти К", которые являются символами богатства и статуса, независимо от этнической принадлежности индивида: кар (машина), квартира (кондоминиум), кредитная карта, клубное членство, карьера. Реальность сингапурской жизни такова, что большинству партнёров, состоящих в браке, приходится работать на износ, чтобы выжить и позволить себе вещи, которые они хотят приобрести. Забота, сострадание, милосердие отходят на второй план. Даже дети являются скорее обузой, нежели счастьем, поскольку на них идут дополнительные расходы, и кроме того, кто-то из кормильцев вынужден некоторое время не работать, а, следовательно, основная нагрузка в обеспечении семьи ложится на плечи одного из родителей [7].

Насколько материализм и прагматизм стали доминирующими шаблонами сингапурской идентичности? Ответ на этот вопрос кроется в феномене "киасу", который можно назвать обратной стороной "сингапурского чуда". Термин "киасу" в переводе с южно-китайского диалекта означает "страх потери" [2]. Более точный смысл передаёт Оксфордский словарь, согласно которому "киасу" означает "страх потерять выгоду" [22]. Близким по значению к "киасу", хотя и не столь широко распространённым, является термин "киаси" (к1ав1) -"боязнь смерти" [2]. Он отражает нежелание проститься с миром повседневных благ и стремление брать от жизни всё.

Семантика термина "киасу" наполнена духом конкурентной борьбы, в которой побеждает самый смелый, хитрый, ловкий.

Как проявляется поведение киасу в повседневной жизни? Среди наиболее часто упоминаемых примеров можно назвать гигантские очереди в магазинах, где объявлены промо-акции и скидки на товары, оккупация свободных мест в общественном транспорте, стремление занять лучшее место на парковке, нарушение правил дорожного движения и дорожное хамство, "подставы" своих коллег на работе: жалобы начальству и представление их в неприглядном свете [4]. Вообще, очереди в рестораны, магазины, на парковки - обыденное явление, также как резервирование мест: сингапурцы буквально стремятся занять лучшее место [33].

Некоторые авторы (в основном иностранные), обращая внимание именно на невоспитанность, противоречащее универсальным нормам морали поведение, считают главной отличительной чертой киасу хамство, возведённое в императив. Например, Юлия Шерстюк называет такое поведение эквивалентным русскому слову "жлобство" [27]. В этом смысле близкими к киасу (опять же из-за поведения) считаются представители субкультуры ЛЬ Веп£ и ЛЬ Ыап - соответственно, юноши и девушки китайского происхождения, имеющие связи с гангстерами, красящие волосы, любящие дорогие машины и не желающие работать, плохо владеющие английским языком и малообразованные [32].

Однако нельзя сказать, что поведение киасу несёт только негативный подтекст, ведь конкурентная борьба сама по себе не может оцениваться однозначно. Действительно, разве можно оценивать негативно стремление сделать свою работу лучше своих коллег, желание выслужиться перед начальством и получить похвалу, пере-

Рис. 1. Мистер Киасу

страховку, стремление заработать всеми способами: от сверхурочной работы до участия в новом проекте?

Подобное поведение, пожалуй, можно назвать универсальным, но именно в Сингапуре киасу становится визитной карточкой страны и претендует на статус культурного феномена.

"Киасуизация" получает широкое распространение с начала 1990-х годов, и становится популярной у сингапурцев китайского происхождения. Модель достижения успеха любыми способами (в том числе далёкими от нравственных принципов) возникает в среде, где ценностными ориентирами выступают трудолюбие и предприимчивость, где культивировались толерантность, изучение английского языка, а коммерческая деятельность поощрялась правительством. Но в обществе, где коммерческие интересы и погоня за выгодой стали возводиться в культ, поколение, родившееся уже в первые годы независимости Сингапура, стало носителем потребительской этики [4].

Подлинной квинтэссенцией феномена киасу становится серия комиксов, вышедших в Сингапуре в 1993 г. Благодаря сингапурскому художнику из "Комиксфэктори" Джонни Лау, завершённый образ сингапурца китайского происхождения получил воплощение в Мистере Киасу. Художник выразил в данном персонаже карикатуру на среднестатистического сингапурца, который стремится не упустить выгоды. В комиксах нашла отражение черты поведения сингапурцев и их характера.

Образ Мистера Киасу стал столь популярен, что даже Макдональдс в мае 1993 г выпускает киасубургер (где котлет и кетчупа больше, чем булочек, а в булочке больше кунжута) [4]. Впоследствии были выпущены серии комиксов, почтовых открыток, даже телесериалы. В пилотном эпизоде сериала про Мистера Киасу было показано, как бесстрашный герой ворует прохладный воздух из аэро-кондиционера своего соседа, как пытается с мёртвым голубем выиграть приз за лучшее исполнение национального гимна птицей и, наконец, как он наряжается ребёнком, чтобы получить бесплатную еду от КЕС. Показ стал хитом. Самое смешное, что подобные ситуации могли иметь место в действительности.

Масс-медиа в итоге сделали возможным распространение принципов киасу в культурном пространстве. Именно благодаря им термин киасу прижился и стал стереотипизированным отображением сингапурцев. Мистер Киасу стал собирательным образом среднестатистического сингапурца китайского происхождения, представителя среднего класса, в меру образованного, в возрасте от 20 до 50 лет. Весёлый, но эгоистичный, целеустремлённый, сверхпрагматичный до занудства, он стал столь же популярным, как Гомер Симпсон для американцев.

Проявление черт киасу стало популярным, хотя и противоречащим общепринятым нормам морали (уважение к старшим и женщинам, вежливость, дружелюбное отношение к людям) явлением. Молодёжь с лёгкостью усваивает модели такого поведения.

Наглядным пособием того, как следует себя вести для того, чтобы всегда быть в выигрыше является "Алфавит Киасу" [31]:

A - Always must win - Всегда побеждай!

B - Borrow but never return - Занимай, но никогда не отдавай. C - Cheap is good - Дёшево значит хорошо

D - Don't trust anyone - Никому не доверяй

E - Everything also must grab! - Хватай всё, что плохо лежит!

F - Free! Free! Free! - Бесплатно! Бесплатно! Бесплатно!

G - Grab first talk later - Сперва хватай, потом спрашивай.

H - Help yourself to everything-Бери всё, что нравится.

I-I first, I want, I everything-Я первый, я хочу, я центр

мира.

J - Jump queue - Проходи без очереди.

K - Keep coming back for more - Всегда возвращайся за чем-то большим.

L - Look for discount - Ищи скидки.

M - Must not lose face - Не теряй лица.

N - Never mind what they think - Не обращай внимания на то, что о тебе думают.

O - Outdo everyone you know - Превзойди всех, кого знаешь.

P - Pay only when necessary - Плати, лишь когда возникнет необходимость.

Q - Quit while you are ahead - Уходи вовремя.

R - Rushing and pushing wins the race - Вырываясь вперёд и толкаясь, побеждаешь в гонке.

S - Sample are always welcome - Пробники приветствуются.

T - Take but don't give - Бери, но не давай.

U - Unless it's free forget it - Если это не бесплатно - забудь об

этом.

V - Vow to be number one - Клянись чем угодно, чтобы быть номером один.

W - Winner takes it All! All ! All! - Победитель получает ВСЁ!

X - X'tra = More - Больше значит лучше.

Y - Yell if necessary to get what you want -Если это необходимо, чтобы получить желаемое - кричи.

Z - Zebras are kiasu because they want to be black and white at the same time. - Зебры - это киасу, потому что они одновременно хотят быть и чёрными, и белыми.

Модель киасу прививается с детства, когда родители стремятся отдать детей в подготовительные классы, для того, чтобы те быстрее адаптировались к школе, к системе экзаменов, к учебной нагрузке. Несмотря на то, что специалисты по дошкольному образованию не рекомендуют заставлять детей учиться с ранних лет, поскольку это может нанести эмоциональный и физический вред развитию молодого организма, родители больше боятся не за здоровье ребёнка, а опасаются того, что их чадо будет отставать в учёбе от сверстников, не сможет адаптироваться к школе, не сдаст экзамены [17]. Поэтому родители готовы тратить порядка 6000 тыс. долларов в год на дополнительные курсы для своих детей [16].

Родителями движет чувство страха, что их дети станут неудачниками, их будут дразнить ученики, а учителя будут к ним плохо относиться. Даже обращение премьер-министра Ли Сяньлуна, в ко-

тором он просил родителей не отправлять детей в подготовительные классы не возымело действия [21].

Явление "киасу" стало привлекать внимание учёных, которые обнаружили присутствие элементов поведения "успешных сингапурцев" в других странах, в обществах с высокой конкурентностью. В частности, результаты социологических исследований Кирби и Хо показали, что киасуизм характерен для австралийских и американских студентов, обучающихся на бизнес-программах [15, 11].

Учёные также обнаружили позитивные и негативные тактики киасу, которые отличались подходами и установками к достижению максимально выгодной цели [13, р. 72]. Исследователи пришли к выводу, что поведение киасу не является чисто сингапурским явлением. По мнению профессора Хо, "киасуизм может быть обнаружен в любом географическом регионе, в любой временной промежуток, независимо от культурных и социетальных особенностей" [11, р. 367].

Профессор Кирби, в свою очередь, ссылаясь на работу Гер-та Хофстеде (Табл. 1) - корифея в исследовании организационной культуры, демонстрирует близость американской и австралийской культур, таким образом, доказывая возможность схожесть киасуизма в этих странах [12, р. 315].

Однако, сопоставляя ценностные показатели, характерные для организационной культуры западных и сингапурского обществ, мы

Таблица 1. Ценностные показатели по 40 странам, по Г. Хофстеду

Страны Дистанция власти (Рй!) Избегание неопределенности (иА1) Индивидуализм (ЮУ)

Австралия 36 51 90

Австрия 11 70 55

Аргентина 49 86 46

Бельгия 65 94 75

Бразилия 69 76 38

Великобритания 35 35 89

Венесуэла 81 76 12

Германия (ФРГ) 35 65 67

Греция 60 112 35

Гонконг 68 29 25

Дания 18 23 74

Израиль 13 81 54

Индия 77 40 48

Страны Дистанция власти (Рй!) Избегание неопределенности (иА1) Индивидуализм (ЮУ)

Иран 58 59 41

Ирландия 28 35 70

Испания 57 86 51

Италия 50 75 76

Канада 39 48 80

Китай 63 86 23

Колумбия 67 80 13

Мексика 81 82 30

Нидерланды 38 53 80

Новая Зеландия 22 49 79

Норвегия 31 50 69

Пакистан 55 70 14

Перу 64 87 16

Португалия 63 104 27

Сингапур 74 8 20

США 40 46 91

Тайвань 58 69 17

Таиланд 64 64 20

Турция 66 85 37

Филиппины 94 44 32

Финляндия 33 59 63

Франция 68 86 71

Швеция 31 29 71

Швейцария 34 58 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Югославия 76 88 27

Южная Африка 49 49 65

Япония 54 92 46

Источник : [12, р. 315].

Таблица 2. Что представляет из себя современное сингапурское общество

Черты сингапурского общества Количество голосов

Киасу (боязнь проигрыша) 1154

Конкурентность 823

Эгоцентризм 653

Материальные потребности 628

Киаси (боязнь смерти) 600

Ухудшение нравов 591

Элитизм 573

Неодобрение, упреки 494

Неопределенность в будущем 470

Безопасность 440

видим, что в сингапурских фирмах и учреждениях индивидуализм и малая дистанция власти не являются характерными чертами. Это свидетельствует о национальных особенностях, где коллективизм и групповая солидарность превалируют, а властные инстанции в большей степени, нежели коллегиальное мнение, влияют на процесс принятия решений.

Но даже если сопоставить коллективистские культуры, внутри каждой из них можно обнаружить совершенно противоположные ценностные модели, что показал, например, результат сравнительного анализа киасу Сингапура и убунту ЮАР. Исследователи не только доказали, что коллективистские культуры могут проявлять себя по-разному, особенно в сфере бизнеса, но и обнаружили разные мотивационные составляющие в поведении киасу и убунту [20].

У сингапурцев низкая мотивация избегания неопределенности (в подтверждении модели Хофстеде) в силу того, что они идут на риск ради выгоды. С другой стороны, взаимопомощь, стремление оказать поддержку, практикуемые в модели убунту, в условиях большого бизнеса будут препятствием [14]. Сингапурская модель больше приспособлена для растущей экономики и конкурентной среды.

Каково же отношение сингапурцев к тому, что их считают киасу? Наиболее показательным представляется исследование, проведённое в июне-июле 2012 г. двумя организациями: сингапурской "Эдвентидж Консалтинг" и британской "Барретт Вэльюз". Результаты опроса показали, что киасу - важный элемент сингапурской идентичности: 1,154 из 2,000 респондентов (в возрасте от 15 лет до 65 лет) выбрали "киасу" как характеристику современных син-

Таблица 3. Что следует привнести в сингапурское общество

Чего не хватает сингапурскому обществу Количество голосов

Доступная медицинская помощь 875

Забота о пожилых 7

Эффективное здравоохранение 650

Забота о бедных 624

Милосердие 590

Озабоченность судьбой будущих поколений 579

Качество жизни 9 5

Равенство возможностей 538

Социальная ответственность 517

Возможности трудоустройства 502

гапурцев. Опрашиваемым предлагалось выбрать 10 из 90 наиболее значимых черт современного сингапурского общества [5, 6].

Параллельно респонденты отмечали характеристики, которые они хотели бы видеть в сингапурском обществе и которых, на их взгляд, сингапурцам не хватает. Результаты говорят сами за себя: 44% опрашиваемых хотели бы, чтобы в Сингапуре была доступная медицинская помощь, 37% высказались в пользу большей заботы о пожилых людях, 33% - за эффективное здравоохранение. Треть респондентов посчитали, что сингапурцам не хватает заботы о бедных и милосердия (Табл. 2, 3).

Результаты опроса получили разную оценку. Представители научной общественности отмечали недостаточно разработанную методологию исследования, её поверхностность, из-за чего сложно судить о степени зрелости сингапурского общества. Доктор Леонг считает, что "для азиатской культуры характерно самобичевание, поэтому сингапурцы выбрали негативные оценки своей социальной реальности" [8].

Профессор Дэвид Чан, комментируя результаты опроса, справедливо отметил, что в него не были включены ценности, определяющие основу сингапурской идентичности, такие как мультикуль-турализм, свобода вероисповедания, меритократия, прагматизм, верховенство закона [8].

Управленцы прокомментировали выбор респондентов скорее положительно. Сим Вэй Лиин, менеджер по персоналу, заявила, что "не так плохо быть киасу и материалистом, это значит, что мы [сингапурцы - прим. авт.] люди целеустремлённые и готовые достигать

большего". Она также добавила, что "во многих странах мира люди ориентированы на достижение результата, и я не уверена, насколько мы, будучи киасу, являемся большими материалистами и элитистами, по сравнению с ними" [6].

В этом смысле уместно сослаться на мнение профессора Кие-саки, который считает, что "киасу - это результат высокой конкуренции в сингапурском обществе (где ценятся ум и богатство), которая порождена нехваткой территории и плотной заселённостью. В таких условиях приходится быть амбициозным и настойчивым, если хочешь стать умным и богатым". Профессор последователен в своих рассуждениях: он не считает киасуизм чем-то плохим, отмечая главным плюсом явления отсутствие в Сингапуре проблем безопасности, благодаря чему город-государство - это очень хорошее место для ведения бизнеса [19].

С другой стороны, Фил Клотьер ("Баррет Вэльюз"), анализируя результаты опроса, указывает на превалирование в сингапурском обществе проблем, связанных со здоровьем, в том числе психологических, а подобная ситуация не может не влиять на работоспособность и эффективность труда [28].

Как уже отмечалось, близким по значению к киасу является термин киаси - боязнь смерти. Как это ни метафорично звучит, но жизнь киасу далека от развлечений: здесь больше стрессов и меньше ощущения счастья. Наверное, поэтому 41% опрошенных сингапурцев не смогли назвать себя счастливыми людьми. Среди опрошенных американцев этот процент ещё выше -56, а респонденты из Венесуэлы ещё более несчастливы (72%). На этом фоне самой счастливой страной является Бутан - крохотное королевство в Гималаях, где несчастливыми признали себя лишь 4% респондентов [28].

Рассуждая о киасуизме, профессор Университета управления Сингапура Юджин Тан отмечает, что результаты опроса показали озабоченность сингапурцев проблемами современного общества, однако, респонденты уделяют внимание не столько собственным ошибкам, сколько критике "коллективного другого" [8]. Пожалуй, главным компонентом феномена киасу является стремление позаботиться о себе, а не о других. Однако тем самым киасу приходится жертвовать собственным здоровьем, испытывая постоянные стрессы, от которых не спасают скидки на товары и дешёвые распродажи.

Таким образом, поведение киасу в целом характерно для общества с высоким уровнем жизни и высокой степенью конкурентной борьбы. Несмотря на то, что явление киасу олицетворяет потребительскую этику и вредит социальному климату, вряд ли стоит называть приспособленчество и погоню за выгодой главными чертами подобного поведения. Киасу - это следствие сингапурской мерито-кратии, результат инсталляции паттернов "успешного индивида", породивших амбициозных, но немилосердных граждан. Показательно, что сингапурское правительство вынуждено проводить "кампании вежливости".

В то же время, несмотря на то, что за внешне благообразным, особенно с точки зрения иностранцев, антуражем сингапурского

общества скрываются социальные противоречия, признание сингапурцами имеющихся недостатков свидетельствует о критичном отношении к своей стране, к окружающей реальности и, пусть и косвенно, к самим себе, что, в принципе, можно назвать залогом успешности сингапурского проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ли Куан Ю. Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью)// [Электронный ресурс]. URL: http://marsexxx.com/lit/ lee-kuan-yew-hard-truths.htm#49 (дата обращения: 12.01.2013 г.).

2. A Dictionary of Singlish and Singapore English // [Электронный ресурс]. URL: http://www.singlishdictionary.com/singlish_K.htm (дата обращения:

24.03.2013 г.).

3. Apple, R.W., Jr. Snacker's Paradise: Devouring Singapore's Endless

Supper// The New York Times, 2003, September 10// [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/2003/09/10/dining/asian-journey-snacker-s-

paradise-devouring-singapore-s-endless-supper.html?src=pm (дата обращения:

10.01.2013 г.).

4. Barrett A. Sizing Up Singapore// Harward Political Review, 2011, May 18// [Электронный ресурс]. URL: http://hpronline.org/world/sizing-up-singapore/ (дата обращения: 19.02.2013 г.).

5. Chan R. "Kiasu" is top value in Singapore society, survey finds// Straits Times 2012 August 23// [Электронный ресурс]. URL: http://www.straitstimes. com/breaking-news/singapore/story/being-kiasu-top-value-singapore-society-survey-finds-2012082 (дата обращения: 10.01.2013 г.).

6. Chan R. S’pore is kiasu and elitist, survey finds// [Электронный ресурс]. URL: http://ifonlysingaporeans.blogspot.sg/2012/08/spore-is-kiasu-and-elitist-survey-finds.html (дата обращения: 19.01.2013 г.).

7. Culture of Singapore// [Электронный ресурс]. URL: http://www. everyculture.com/Sa-Th/Singapore.html#ixzz2jKvMd9d5 (дата обращения:

11.03.2013 г.).

8. Durai Jennani. Being kiasu isn-t all bad, say experts// The Straits Times, 2012, August 25 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.spp.nus.edu. sg/ips/docs/media/yr2012/ST_Being%20Kiasu%20isnt%20all%20bad%20 say%20experts_250812.pdf (дата обращения - 25.02.2013 г.).

9. Gade C.B.N. What is Ubuntu? Different Interpretations among South Africans of African Descent// South African Journal of Philosophy, 2012, N 31(3). Pp. 484-503.

10. Gibson W. Disneyland with the Death Penalty// [Электронный ресурс]. URL: http://www.wired.com/wired/archive/1.04/gibson_pr.html (дата обращения: 19.02.2013 г.).

11. Ho J. T. S., Ang C. E., and Ng I. A preliminary study of kiasu behavior - Is it unique to Singapore?// of Managerial Psychology, 1998, N (5/6). Pp. 359370.

12. Hofstede G. Culture's consequences: International Differences in work-related values. Beverly Hills, L., 1980. 475 pp.

13. Hwang, A., Ang, S., and Francesco, A. M. The silent Chinese: The influence of face and kiasuism on student feedback-seeking behaviors// of Management Education, 2002, N (1). Pp. 70-98.

14. Kagda S. Totally opposing traits//The Business Times, 1993, July 17. P.

2.

15. Kirby E. G. Exploring the Factors Affecting the Use of Kiasu Tactics// Susan L. Kirby, James D. Bell, Curt Schafer. Texas State University,2010. Pp.249-262. // [Электронный ресурс] http://www.ibam.com/pubs/jbam/articles/vol11/ no3/3_Kirby_5_2010.pdf (дата обращения: 11.02.2013 г.).

16. Koh M. Parents, why so kiasu?// The New Paper, 2012, March 3// [Электронный ресурс]. URL: http://www.tnp.sg/content/parents-why-so-kiasu (дата обращения: 16.03.2013 г.).

17. Koh M. Why parents push kids so hard for PSLE// The Straits Times, 2012, October 1// [Электронный ресурс]. URL: http://www.straitstimes.com/ premium/forum-letters/story/why-parents-push-kids-so-hard-psle-20121001 (дата обращения: 16.03.2013 г.).

18. Lee Kuan Yew. From Third World to First. The Singapore Story: 19652000. HarperCollins, 2000. 752 p.

19. Law M. Being "kiasu" is Singapore's strong suit: Kiyosaki// Yahoo! Singapore Finance, 2012, June 3// [Электронный ресурс]. URL: http://sg.finance.yahoo. com/news/being-kiasu-singapore-strong-suit-035654477.html (дата обращения: 26.03.2013 г.).

20. Nam Inwoo, Klemz B R., Boshoff C., Mazibuko Noxolo-Eileen. Retail Perception Differences in Two Collectivist Cultures: Kiasu versus Ubuntu// Journal of Applied Business and Economics, 2009, N 10 (1). Pp. 37-52// [Электронный ресурс]. URL: www.na-businesspress.com/JABE/KlemzWeb.pdf (дата обращения: 13.04.2013 г.).

21. Ng Jane. Play or Cram? // The Straits Times, 2012, September 2// [Электронный ресурс]. URL: http://www.straitstimes.com/the-big-story/national-day-rally-2012/story/play-or-cram-20120902 (дата обращения: 26.03.2013 г.).

22. Oxford Dictionaries// [Электронный ресурс] URL: http://oxforddictionaries. com/definition/english/kiasu (дата обращения: 17.01.2013 г.).

23. Parsons Tony. Comment on litter fines// The Mirror, 2002, November 4// [Электронный ресурс]. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-93901767. html (дата обращения: 29.01.2013 г.).

24. Poole S. Virtually in love// The Guardian, 1996, October 3// [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/books/1996/oct/03/

sciencefictionfantasyandhorror (дата обращения: 14.02.2013 г.).

25. Purdon J. Zero History by William Gibson// The Observer, 2010, September 12// [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/books/2010/ sep/12/zero-history-william-gibson-book-review (дата обращения: 22.02.2013 г.).

26. Rae P. 10/12: When Singapore Became the Bali of the Twenty-First Century?// Forum on Contemporary Art and Society (Substation), 2004, N 5, pp.218-255.

27. Sherstyuk J. KIASU: Singaporean by Origin, Global in Meaning// 103rd Meridian East Magazine// [Электронный ресурс]. URL: http://meridian103. com/issue-7/made-in-singapore/kiasu/ (дата обращения: 24.02.2013 г.).

28. Sim F. Singapore is kiasu, competitive, self-centred: survey// Yahoo! Newsroom, 2012, August 24// [Электронный ресурс]. URL: http://sg.news. yahoo.com/singapore-is-kiasu--competitive--self-centred--survey.html (дата обращения: 22.03.2013 г.).

29. Sinclair M. A decade of decadence: the authoritarian society of Singapore turned four ex-military policemen into rebel designers. Mark Sinclair meets Phunk Studio// Creative Review, 2004, August 1// [Электронный ресурс]. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-120460425.html (дата обращения:

26.01.2013 г.).

30. Soja E. Six Discourses on the Postmetropolis // Postmetropolis: critical studies of cities and regions. Cambridge: Blackwell Publishers, 2000. 468 p.

31. The Alphabet of Kiasu// [Электронный ресурс]. URL: http://www. everything2.com/title/Kiasu (дата обращения: 22.03.2013 г.).

32. Urban Dictionary// [Электронный ресурс]. URL: http://www.

urbandictionary.com/define.php?term=ah%20beng (дата обращения:

19.03.2013 г.).

33. Yeoh S. The Art of Reserved Seating// Fresh Grads: Graduates with fresh ideas, 2011, June 1// [Электронный ресурс]. URL: http://www.freshgrads.sg/

index.php/articles/news-a-opinions/opinions/1260-the-art-of-reserved-seating. html (дата обращения: 15.03.2013 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Li Kuan YU. Surovye istiny vo imya dvizheniya Singapura vpered (fragmenty 16 interv'yu)// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://marsexxx.com/lit/lee-kuan-yew-hard-truths.htm#49 (data obrashheniya: 12.01.2013 g.).

2. A Dictionary of Singlish and Singapore English // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.singlishdictionary.com/singlish_K.htm (data obrashheniya:

24.03.2013 g.).

3. Apple, R.W., Jr. Snacker's Paradise: Devouring Singapore's Endless

Supper// The New York Times, 2003, September 10// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.nytimes.com/2003/09/10/dining/asian-journey-snacker-s-

paradise-devouring-singapore-s-endless-supper.html?src=pm(data obrashheniya:

10.01.2013 g.).

4. Barrett A. Sizing Up Singapore// Harward Political Review, 2011, May 18// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://hpronline.org/world/sizing-up-singapore/ (data obrashheniya: 19.02.2013 g.).

5. Chan R. "Kiasu" is top value in Singapore society, survey finds// Straits Times 2012 August 23// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.straitstimes. com/breaking-news/singapore/story/being-kiasu-top-value-singapore-society-survey-finds-2012082 (data obrashheniya: 10.01.2013 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Chan R. S’pore is kiasu and elitist, survey finds// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ifonlysingaporeans.blogspot.sg/2012/08/spore-is-kiasu-and-elitist-survey-finds.html (data obrashheniya: 19.01.2013 g.).

7. Culture of Singapore// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. everyculture.com/Sa-Th/Singapore.html#ixzz2JKVMd9d5 (data obrashheniya:

11.03.2013 g.).

8. Durai Jennani. Being kiasu isn-t all bad, say experts// The Straits Times, 2012, August 25 // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.spp.nus.edu. sg/ips/docs/media/yr2012/ST_Being%20Kiasu%20isnt%20all%20bad%20 say%20experts_250812.pdf (data obrashheniya - 25.02.2013 g.).

9. Gade C.B.N. What is Ubuntu? Different Interpretations among South Africans of African Descent// South African Journal of Philosophy, 2012, N 31(3). Pp. 484-503.

10. Gibson W. Disneyland with the Death Penalty// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.wired.com/wired/archive/1.04/gibson_pr.html (data obrashheniya:

19.02.2013 g.).

11. Ho J. T. S., Ang C. E., and Ng I. A preliminary study of kiasu behavior - Is it unique to Singapore?// of Managerial Psychology, 1998, N (5/6). Pp. 359370.

12. Hofstede G. Culture's consequences: International Differences in work-related values. Beverly Hills, L., 1980. 475 pp.

13. Hwang, A., Ang, S., and Francesco, A. M. The silent Chinese: The influence of face and kiasuism on student feedback-seeking behaviors// of Management Education, 2002, N (1). Pp. 70-98.

14. Kagda S. Totally opposing traits//The Business Times, 1993, July 17. P.

2.

15. Kirby E. G. Exploring the Factors Affecting the Use of Kiasu Tactics// Susan L. Kirby, James D. Bell, Curt Schafer. Texas State University,2010. Pp.249-262. // [EHlektronnyj resurs] http://www.ibam.com/pubs/jbam/articles/vol11/ no3/3_Kirby_5_2010.pdf (data obrashheniya: 11.02.2013 g.).

16. Koh M. Parents, why so kiasu?// The New Paper, 2012, March 3// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.tnp.sg/content/parents-why-so-kiasu (data obrashheniya: 16.03.2013 g.).

17. Koh M. Why parents push kids so hard for PSLE// The Straits Times, 2012, October 1// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.straitstimes.com/ premium/forum-letters/story/why-parents-push-kids-so-hard-psle-20121001 (data obrashheniya: 16.03.2013 g.).

18. Lee Kuan Yew. From Third World to First. The Singapore Story: 19652000. HarperCollins, 2000. 752 p.

19. Law M. Being "kiasu" is Singapore's strong suit: Kiyosaki// Yahoo! Singapore Finance, 2012, June 3// [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// sg.finance.yahoo.com/news/being-kiasu-singapore-strong-suit-035654477.html (data obrashheniya: 26.03.2013 g.).

20. Nam Inwoo, Klemz B R., Boshoff C., Mazibuko Noxolo-Eileen. Retail Perception Differences in Two Collectivist Cultures: Kiasu versus Ubuntu// Journal of Applied Business and Economics, 2009, N 10 (1). Pp. 37-52// [EHlektronnyj resurs]. URL: www.na-businesspress.com/JABE/KlemzWeb.pdf (data obrashheniya: 13.04.2013 g.).

21. Ng Jane. Play or Cram? // The Straits Times, 2012, September 2//

[EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.straitstimes.com/the-big-story/

national-day-rally-2012/story/play-or-cram-20120902 (data obrashheniya:

26.03.2013 g.).

22. Oxford Dictionaries// [EHlektronnyj resurs] URL: http://oxforddictionaries. com/definition/english/kiasu (data obrashheniya: 17.01.2013 g.).

23. Parsons Tony. Comment on litter fines// The Mirror, 2002, November 4// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-93901767. html (data obrashheniya: 29.01.2013 g.).

24. Poole S. Virtually in love// The Guardian, 1996, October 3// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.guardian.co.uk/books/1996/oct/03/ sciencefictionfantasyandhorror (data obrashheniya: 14.02.2013 g.).

25. Purdon J. Zero History by William Gibson// The Observer, 2010, September 12// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.guardian.co.uk/books/2010/ sep/12/zero-history-william-gibson-book-review (data obrashheniya: 22.02.2013

go.

26. Rae P. 10/12: When Singapore Became the Bali of the Twenty-First Century?// Forum on Contemporary Art and Society (Substation), 2004, N 5, pp.218-255.

27. Sherstyuk J. KIASU: Singaporean by Origin, Global in Meaning// 103rd Meridian East Magazine// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://meridian103. com/issue-7/made-in-singapore/kiasu/ (data obrashheniya: 24.02.2013 g.).

28. Sim F. Singapore is kiasu, competitive, self-centred: survey// Yahoo! Newsroom, 2012, August 24// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://sg.news. yahoo.com/singapore-is-kiasu--competitive--self-centred--survey.html (data obrashheniya: 22.03.2013 g.).

29. Sinclair M. A decade of decadence: the authoritarian society of Singapore turned four ex-military policemen into rebel designers. Mark Sinclair meets Phunk Studio// Creative Review, 2004, August 1// [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.highbeam.com/doc/1G1-120460425.html (data obrashheniya: 26.01.2013 g.).

30. Soja E. Six Discourses on the Postmetropolis // Postmetropolis: critical studies of cities and regions. Cambridge: Blackwell Publishers, 2000. 468 p.

31. The Alphabet of Kiasu// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. everything2.com/title/Kiasu (data obrashheniya: 22.03.2013 g.).

32. Urban Dictionary// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.

urbandictionary.com/define.php?term=ah%20beng (data obrashheniya:

19.03.2013 g.).

33. Yeoh S. The Art of Reserved Seating// Fresh Grads: Graduates with fresh ideas, 2011, June 1// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.freshgrads.sg/ index.php/articles/news-a-opinions/opinions/1260-the-art-of-reserved-seating. html (data obrashheniya: 15.03.2013 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.