Научная статья на тему 'Ки: восстановление после спада. Рынок клинических исследований в I-III кварталах 2011 г'

Ки: восстановление после спада. Рынок клинических исследований в I-III кварталах 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗАКОН / МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ / RUSSIA'S MINISTRY OF HEALTH AND SOCIAL DEVELOPMENT / CLINICAL TRIALS / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завидова Светлана

В этой статье мы попытаемся подвести промежуточные итоги первого пореформенного года для рынка клинических исследований в России. Качественные и количественные показатели на рынке клинических исследований всегда в большей степени зависят от деятельности регуляторных органов, а в России сейчас особенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL TRIALS MARKET IN QUARTER I-III OF 20111Association of Clinical Trials Organization, Moscow

The article tells about the interim results of trials in the first year after the reformation of the Russian clinical trials market. Qualitative and quantitaive data demonstrates that the crisis is over but a number of administration challenges remain.

Текст научной работы на тему «Ки: восстановление после спада. Рынок клинических исследований в I-III кварталах 2011 г»

Ab ovo usque ad mala.

«От яиц до яблок», с начала до конца.

главная тема

ГЛАВНАЯ ТЕМА КИ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ СПАДА ►

Качественные и количественные показатели на рынке клинических исследований всегда в большей степени зависят от деятельности регуляторных органов, а в России сейчас особенно. Начавшееся движение рынка к дореформенным количественным и качественным показателям является свидетельством того, что кризис более-менее преодолен...

Светлана ЗАВИДОВА, Ассоциация организаций по клиническим исследованиям, Москва

РЫНОК КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В1-Ш КВАРТАЛАХ 2011 г.

Ключевые слова: клинические исследования, закон, Минздравсоцразвития России

В этой статье мы попытаемся подвести промежуточные итоги первого пореформенного года для рынка клинических исследований в России. Качественные и количественные показатели на рынке клинических исследований всегда в большей степени зависят от деятельности регуляторных органов, а в России сейчас особенно.

За год, прошедший с момента передачи разрешительных полномочий в Минздравсоцразвития России, число одобренных клинических исследований изменялось от близкого к нулю в IV квартале 2010 г. до сравнимого с результатами 2009—

2010 гг. в III квартале 2011 г. А в качественной структуре рынка, которая в I полугодии 2011 г. характеризовалась тотальным доминированием международных многоцентровых исследований, в III квартале 2011 г. началось возвращение к привычному многообразию. Смеем надеяться, что начавшееся в III квартале движение рынка к дореформенным количественным и качественным показателям является свидетельством того, что кризис более-менее преодолен. Тем более что к концу III квартала была решена последняя из наиболее масштабных проблем, вызванных реализацией нового законодательства, — к 1 сентября было аккредитовано достаточное для нормального функционирования рынка число медицинских организаций. Таким образом, к концу 2011 г. у участников рынка остались по большей части административные, но оттого не менее важные проблемы, связанные с подачей и получением документов в Мин-здравсоцразвития России.

Key words: clinical trials, law, Russia’s Ministry of Health and Social Development

The article tells about the interim results of trials in the first year after the reformation of the Russian clinical trials market. Qualitative and quanti-taive data demonstrates that the crisis is over but a number of administration challenges remain.

Svetlana ZAVIDOVA, Association of Clinical Trials Organization, Moscow. CLINICAL TRIALS MARKET IN QUARTER 1—III OF 2011.

# СТРУКТУРА РЫНКА

За I—III кварталы 2011 г. Минздравсоцразвития России выдало 332 разрешения на проведение клинических ис-

следований. Это на четверть разрешений меньше, чем было выдано Рос-здравнадзором за аналогичный период в 2010 г., и на 16% меньше, чем было выдано в 2009 г.1 (табл. 1). За первые три квартала текущего года Минздравсоцразвития России одобрило 247 международных многоцентровых клинических исследования (ММКИ) — это на одно исследование меньше, чем в

2009 г., и на 27 исследований больше, чем в 2010 г.

Несмотря на продолжавшееся в I—III кварталах 2011 г. падение рынка в абсолютных величинах, его темпы значительно замедлились по сравнению с темпами падения, которые фиксирова-

1 В III квартале 2010 г. выдача разрешений на проведение исследований фактически осуществлялась только в июле и августе. В сентябре, когда разрешительные полномочия перешли к Минздравсоцразвития России, не было выдано ни одного разрешения. Сравнение итогов трех кварталов 2011 г. с аналогичным периодом не только 2010 г., но и 2009 г. позволяет более точно оценить результаты 2011 г.

лись в I полугодии 2011 г. относительно I полугодия 2010 г. (табл. 2). Если проанализировать динамику одобренных клинических исследований всех видов начиная с IV квартала

2010 г., когда Минздравсоцразвития России фактически начало выдавать разрешения, то очевидно постепенное увеличение продуктивности работы министерства от квартала к кварталу. Это выражается, в частности, в пока продолжающемся увеличении общего числа одобренных исследований (табл. 3). До III квартала 2011 г. это происходило благодаря росту числа ММКИ. В III квартале число выданных разрешений на международные исследования снизилось, однако рынок продолжил расти уже за счет увеличения количества одобренных локальных исследований и исследований биоэквивалентности российских производителей. Тем не менее, чтобы итоги 2011 г. были сравнимы с результатами предыдущих лет, Миздравсоцразвития России придется по-прежнему наращивать эффективность. Чтобы выйти на уровень

2010 г., в IV квартале министерство должно будет выдать не менее 150 разрешений, на уровень 2009 г. — не менее 250 разрешений. Что касается международных исследований, то для достижения уровня прежних лет Мин-здравсоцразвития России должно успеть выписать в IV квартале не менее 100 разрешений.

В I полугодии 2011 г. сокращение всех видов клинических исследований, кроме ММКИ, привело к качественному изменению структуры рынка: доля ММКИ

вышла далеко за пределы средних показателей и составила 81,5%, доля локальных исследований российских спонсоров составила 9,5%, доля исследований биоэквивалентности российских спонсоров — 3,5% (рис. 3). При этом, как видно из рисунка 4, средний показатель доли ММКИ за последние 7 лет составил 50—65%, локальных исследований российских спонсоров — 20,6%, исследований биоэквивалентности российских спонсоров — 13,6%. Однако за счет роста числа одобренных исследований биоэквивалентности и локальных исследований российских производителей в III квартале 2011 г. структура рынка начала возвращаться к привычному виду. По итогам первых трех кварталов 2011 г. доля ММКИ в общей структуре рынка составила 74,4%, доля локальных исследований российских компаний — 14,8%, доля исследований биоэквивалентности российских компаний — 6% (рис. 5). Едва ли не единственный показатель, не претерпевший изменений с дореформенного периода, — это структура исследований, проводимых в России иностранными спонсорами. Здесь традиционно преобладают международные исследования III фазы. По итогам I—III кварталов 2011 г. их доля составила 63,1% от общего числа исследований иностранных компаний (рис. 6).

• ПРОБЛЕМЫ

После принятия закона участникам российского рынка клинических ис-

_ ■ - А«1.иШяШУнйлир' 1К

Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) — некоммерческая организация, объединяющая юридических лиц, участников российского рынка клинических исследований. На сегодняшний день членами АОКИ являются 26 фармацевтических компаний и контрактных исследовательских организаций. Основной целью АОКИ является поддержка развития цивилизованного рынка клинических исследований в России, в т.ч. путем содействия обеспечению баланса интересов его участников, включая пациентов, медицинское сообщество и государство, а также гармонизации российского законодательства с международными требованиями и продвижению этических стандартов ведения бизнеса.

следований пришлось столкнуться с рядом практических проблем, три из них стали наиболее болезненными. Это остановка ввоза зарегистрированных препаратов с октября 2010 г. по июнь 2011 г., отсутствие новых правил страхования пациентов с января по май 2011 г. и, наконец, слишком низ-

кие темпы аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований, которые ставили ее под угрозу срыва.

Ввоз зарегистрированных препаратов для клинических исследований был остановлен в середине октября 2010 г. из-за технической ошибки в Постановлении Правительства РФ, регулирующем этот процесс. Постановление не учло специфику клинических исследований, а именно тот факт, что в них используются не только незарегистрированные (собственно, изучаемые), но и зарегистрированные препараты — в качестве препаратов сравнения, сопутствующей терапии и пр. В результате выдача разрешений на ввоз незарегистрированных препаратов была отнесена к ведению Минздравсоцразвития России, а выдача лицензий на ввоз зарегистрированных препаратов — к ведению Минпромторга. Между тем у компаний, проводящих в России клинические исследования, как правило, нет лицензии на фармацевтическую деятельность, которая значится в списке документов для получения разрешения на ввоз в Мин-промторге. Более того, в партиях, предназначенных для слепых исследований, отделить зарегистрированные препараты от незарегистрированных просто невозможно, а, значит, ввезти «слепые» партии не смогли бы даже компании с фармацевтической лицензией.

В этой ситуации Минздравсоцразви-тия России по необъяснимым причинам отказывалось выполнять нормы Положения Таможенного союза, кото-

таблица Выдача разрешений на клинические исследования

Выданные разрешения на клинические исследования: !—Ш кварталы 2011 г. vs. !—Ш кварталы 2010 и 2009 гг.

Всего ММКИ Локальные КИ (иностранные спонсоры) Биоэквивалентность (иностранные спонсоры) Локальные КИ (российские спонсоры) Биоэквивалентность (российские спонсоры)

I—III кв. 2G11 г. ЗЗ2 247 13 3 49 2G

I—III кв. 2G1G г. 446 22G 29 6 117 74

I—III кв. 2GG9 г. З95 248 21 3 72 51

I—III кв. 2G11 г. vs. I—III кв. 2G1G г., % -25,6% 12,3% -55,2% -5G,G% -58,1% -73,G%

I—III кв. 2G11 г. vs. I—III кв. 2GG9 г., % -16,G% G,G% -38,1% G,G% -31,9% -6G,8%

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru,www.roszdravnadzor.ru

таблица Выдача разрешений на клинические исследования

Выданные разрешения на клинические исследования: I полугодие 2010 г. vs. I полугодие 2011 г.

Всего ММКИ Локальные КИ (иностранные спонсоры) Биоэквивалентность (иностранные спонсоры) Локальные КИ (российские спонсоры) Биоэквивалентность (российские спонсоры)

I полугодие 2011 г. 200 163 9 2 19 7

I полугодие 2010 г. 312 160 16 3 88 45

I полугодие 2010 г. vs. I полугодие 2011 г., % -35,9% 1,9% -43,8% -33,3% -78,4% -84,4%

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru,www.roszdravnadzor.ru

рое относит выдачу разрешений на ввоз всех партий для клинических исследований к его полномочиям и имеет приоритет над российским законодательством.

В итоге поправки в Постановление Правительства РФ были утверждены только спустя 8 месяцев — 3 июня 2011 г. Для рынка последствия остановки ввоза зарегистрированных препаратов были крайне тяжелыми. Во-первых, Россия недосчиталась ряда международных исследований — западные спонсоры, зная о проблеме ввоза, исключали Россию из списка потенциальных стран-участниц. Во-вторых, участники рынка, понимая, что прекращение лечения и перевод пациентов с одной терапии на другую не только не всегда возможен, НО И МОжет нанести вред их здоровью, вынуждены были идти на всевозможные ухищрения, чтобы не допустить нехватки препаратов. В частности, пере- * распределять остатки препаратов между центрами и пр. Наконец, многие исследования, на которые были выданы разрешения в первой половине 2011 г., зачастую существовали только на бумаге — компании не могли начать набор пациентов из-за проблем с ввозом и отсутствием новой версии типовых правил страхования.

Если долгожданные поправки в Постановление Правительства РФ от 3 июня

2011 г. №441 решили проблему ввоза

рисунок Динамика выданных разрешений на КИ:

I—III кварталы 2011 г. vs. I—III кварталы 2010 и 2009 гг.

500 400 200 100

0

ю_

іОі

I—III кварталы 2009 I—III кварталы 2010 I—III кварталы 2011

| | — Всего |^| — Локальные КИ (российские

| | — ММКИ спонсоры)

| | — Локальные КИ (иностранные спонсоры) ^ — Биоэквивалентность

| | — Биоэквивалентность (российские спонсоры)

(иностранные спонсоры)

раз и навсегда, то поправки, внесенные в типовые правила страхования Постановлением Правительства

РФ №393 от 18 мая 2011 г., всего лишь сняли ее остроту и позволили участникам рынка осуществлять страхование пациентов в соответствии с законом. Напомним, что вторым пакетом по-

рисунок Динамика числа выданных разрешений на КИ

140

^ — Всего

120 □ — ММКИ

100 80 | | — Локальные КИ (иностранные спонсоры)

Л-. - -Ш

ум | |— Биоэквивалентность

60 (иностранные спонсоры)

40 Г | | — Локальные КИ

20 (российские спонсоры)

0 | | — Биоэквивалентность

IV квартал 2010 I квартал 2011 II квартал III квартал 2011 2011 (российские спонсоры)

таблица Динамика выданных разрешений на КИ: IV квартал 2010 — III квартал 2011 г.

Динамика выданных разрешений на КИ: IV квартал 2010 — III квартал 2011 г.

Всего ММКИ Локальные КИ (иностранные спонсоры) Биоэквивалентность (иностранные спонсоры) Локальные КИ (российские спонсоры) Биоэквивалентность (российские спонсоры)

IV квартал 2010 г. 36 26 1 0 6 3

I квартал 2011 г. 81 69 1 0 10 1

II квартал 2011 г. 119 94 8 2 9 6

III квартал 2011 г. 132 84 4 1 30 13

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru,www.roszdravnadzor.ru

ф) Структура КИ по видам, I полугодие 2011 г.

1 — ММКИ, 81,5%

2 — Локальные КИ

(иностранные спонсоры), 4,5%

3 — Биоэквивалентность

(иностранные спонсоры), 1,0%

4 — Локальные КИ

(российские спонсоры), 9,5%

5 — Биоэквивалентность

(российские спонсоры), 3,5%

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru

РИСУНОК

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правок к Закону «Об обращении лекарственных средств», которые были приняты в ноябре 2010 г., были внесены изменения в статью об обязательном страховании участников клини-

ческих исследований, изменилось, в частности, определение страхового случая. Это потребовало принятия новой версии типовых правил, которую Правительство РФ должно было утвер-

дить к 1 января 2011 г., а утвердило, как уже говорилось выше, только 18 мая 2011 г., с 5-месячным опозданием. В течение этих 5 месяцев из-за рассогласованности нормативных актов участники рынка не могли осуществлять страхование и начинать новые исследования.

В новой версии типовых правил определение страхового случая было расширено — теперь страховыми считаются не случаи, имеющие причинноследственную связь с приемом препарата, а случаи, имеющие причинноследственную связь с участием пациентов в исследовании. Такой подход гораздо больше отвечает интересам пациентов и согласуется с общепринятыми международными нормами. Благодаря этой поправке страховая защита распространяется на всех участников исследования, в т.ч. принимающих плацебо и препараты сравнения. Но самое важное, что постановление №393 наконец решило самую острую проблему — обеспечило защиту конфиденциальности персональных данных пациентов. Правда, механизм, предложенный Минздравсоцразвития России для такой защиты, представляется чрезмерно громоздким и неудобным для использования. В частности, был изобретен 33-значный индивидуальный идентификационный код, в то время как в международной практике обычно используется 6—8-значный.

В сфере страхования без решения пока остается проблема сохранения персональных полисов для пациентов. В то же время выдача полисов на руки пациентам ничего не добавляет с точки зрения их страховой защиты. Во всем мире основанием для предъявле-

рисунок Структура рынка КИ по видам, 2004—2010 гг.

5

1 1 — ММКИ, 58,8%

2 — Локальные КИ

4 (иностранные спонсоры), 5,5% 3 — Биоэквивалентность

(иностранные спонсоры), 1,6%

4 — Локальные КИ (российские

/ спонсоры), 20,6%

/ / 5 — Биоэквивалентность

(российские спонсоры), 13,6%

_2у

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru,www.roszdravnadzor.ru

ния требований о выплате возмещения является договор страхования между спонсором и страховщиком. Этот договор распространяется на всех участников исследования — при наступлении страхового случая они должны просто подтвердить факт участия в исследовании, предъявив страховщику информированное согласие. Выписка персональных полисов привела к многократному увеличению и усложнению документооборота — как следствие, увеличился риск ошибок, утери документов и данных.

Корень проблем в сфере страхования, как тех, которые удалось решить, так и оставшихся нерешенными, в том, что изначально неправильно был выбран вид страхования. Во всем мире в клинических исследованиях используется страхование гражданской ответственности спонсора, а не личное страхование жизни и здоровья пациента. Но даже для этого вида страхования можно было бы создать более эффективный и удовлетворяющий все заинтересованные стороны механизм. Однако разработчики предпочли отмахнуться от многочисленных замечаний и предложений, вносимых как участниками рынка клинических исследований, так и представителями страхового сообщества. В итоге мы получили правила, которые, несомненно, позволяют рынку функционировать. Однако целый ряд проблем остался нерешенным,

Некоторые из них пока скрыты и проявятся только после того, как будет наработан более длительный опыт применения этого вида страхования. Но уже сейчас можно сказать, что рано или поздно деиствую-щую схему страхования придется менять.

Участников рынка до последнего момента держала в напряжении ситуация с аккредитацией медицинских организаций на право проведения исследований. Напомним, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2011 г. №683, после 1 сентября

2011 г. клиники, не переаккредитован-ные по новым правилам, теряли право

ф) Структура КИ по видам, I—III кварталы 2011 г.

1 — ММКИ, 74,4%

2 — Локальные КИ

(иностранные спонсоры), 3,9%

3 — Биоэквивалентность

(иностранные спонсоры), 0,9%

4 — Локальные КИ (российские

спонсоры), 14,8%

5 — Биоэквивалентность

(российские спонсоры), 6,0%

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru

рисунок ф^ Структура рынка КИ (иностранные спонсоры) по фазам I—III кварталы 2011 г.

1 — I, 2,3%

2 — II, 22,4%

3 — П/Ш, 1,5%

4 — III, 63,1%

5 — IV, 8,0%

6 — Биоэквивалентность, 1,5%

7 — Без указания, 1,1%

Источник: www.grls.rosminzdrav.ru

проводить клинические исследования.

Как известно, на развитых рынках, где действует международный стандарт ІСН ОСР, аккредитации клинических баз на право проведения исследований не требуется. Минздравсоцразвития России же, согласно правилам аккредитации, оценивает «компетентность» центра. Для спонсоров при отборе центров важны такие параметры, как наличие помещений для приема пациентов и хранения препаратов, близость города, в котором находится клиника, к границам и крупным транспортно-

логистическим узлам и пр. При этом даже техническая оснащенность центра не всегда играет решающую роль при отборе: оборудование для нужд исследования при необходимости поставляет спонсор, биообразцы анализируются в центральной лаборатории. Что касается компетентности, то спонсоры оценивают не некую абстрактную «компетентность» центра (что это вообще может означать?), а образование, профессиональную подготовку и опыт главного исследователя.

Так или иначе, но фактически подавать заявления на аккредитацию клиники смогли вовсе не с сентября 2010 г., когда было принято и вступило в силу Постановление Правительства РФ, а с ян-

РИСУНОК

5

варя 2011 г., после того как была утверждена форма заявления. Еще какое-то время Минздравсоцразвития России, видимо, откладывало решение этой проблемы, предпочитая заниматься другими, более насущными на тот момент. Об этом свидетельствуют средние сроки аккредитации (рис. 7),

которые вплоть до августа 2011 г. значительно превышали установленный законом срок в 30 дней.

В итоге к 1 августа было аккредитовано всего 190 клиник, при том что необходимое рынку число достигало 500—600. Но за август Минздравсоц-развития выпустило 10 приказов, аккредитовав свыше 450 медицинских организаций (70% от общего числа ак-

кредитованных на 1 сентября клиник — рис. 8). При этом, как видно из графика 7, к этому времени значительно сократился срок рассмотрения документации — до 25 дней. К 1 сентября право проводить клинические исследования получили 655 медицинских организаций. 2 ноября 2011 г.

Минздравсоцразвития России выпустило еще один приказ, согласно которому аккредитацию получила еще 21 клиника. Таким образом, к середине ноября было аккредитовано 676 медицинских организаций.

После решения острых проблем повестку дня на рынке клинических исследований в конце 2011 г. формируют в основном административные вопро-

сы, связанные с подачей и получением документов на проведение исследований. К слову сказать, эффективность работы разрешительной системы — извечная российская проблема. Особое значение она имеет для рынка международных клинических исследований, где запуск проекта в каждой стране напрямую зависит от возможности в разумное время получить разрешение на проведение исследования. Неудовлетворительные сроки получения разрешений — это то, с чем участники рынка знакомы уже не первый год, еще со времен Росздравнадзора. Однако уже первые месяцы работы Минздравсоцразвития России напомнили об известной истине — все познается в сравнении. Так, результаты проведенного АОКИ в I полугодии

2011 г. мониторинга деятельности разрешительной системы показали, что реальные сроки выдачи разрешительных документов в 2 раза, а иногда и в

4 раза превышают установленные законом. Остается надеяться, что такие удручающие показатели обусловлены в первую очередь проблемами становления новой системы и уже годовые итоги чуть улучшат общую картину. Из-за болезненности темы сроков наибольшее беспокойство и раздражение у участников рынка вызывают технические проблемы и периодические сбои в работе системы. Решение таких элементарных вопросов, казалось бы, настолько лежит на поверхности, что даже нет смысла говорить о них отдельно. Однако, как показывает практика, самые простые проблемы зачастую решаются дольше всего. Например, в течение года участники рынка неоднократно жаловались на периодически увеличивающиеся сроки регистрации входящей корреспонденции в Минз-

рисунок^Ф Динамика выдачи свидетельств об аккредитации*

Г 2 3

5 / 1 — Март, 2% / \ 2 — Апрель, 0% / / V— 3 — Май, 6% 4 — Июнь, 7% 5 — Июль, 15% / 6 — Август, 70%

* Размер выборки: 655 свидетельств. Источник: база данных АОКИ по аккредитации медицинских организаций

дравсоцразвития России. Согласно законодательству Департамент управления делами Минздравсоцраз-вития России должен регистрировать документы в течение одного дня. На практике это занимает гораздо больше времени. Согласно мониторингу сроков за I полугодие 2011 г., регистрация занимала в среднем 3,9 дня. В сентябре-октябре ситуация ухудшилась. По данным экспресс-опроса, проведенного среди членов ассоциации в этот период, средний срок регистрации входящей корреспонденции увеличился до 6 дней, а в некоторых случаях достигал и 10 дней.

Периодически возникают проблемы с выдачей документов. Так, в конце марта 2011 г. на выдаче работал всего один сотрудник, причем всего 2 часа в день. Это привело к огромным очере-

дям, получить документы можно было только по предварительной записи не менее чем за 2 недели. В ноябре из-за болезни сотрудника министерства снова произошел сбои — окно выдачи не работало 8 ноября. 9 ноября выдача была возобновлена. Однако из-за формирования общей очереди на получение разрешительных документов на регистрацию и клинические исследования и отмены свободного доступа к папке с письмами по гражданскому обороту численность сотрудников фармацевтических компаний, пришедших в Минздравсоцразвития России за документами, достигала нескольких десятков человек.

До сих пор, несмотря на многочисленные просьбы компаний, не решена проблема выдачи разрешений на руки — некоторые документы Минз-дравсоцразвития России по-прежнему высылает почтой. Это добавляет в среднем еще 2 недели к общим срокам получения разрешений на исследования.

Подводя промежуточные итоги 2011 г., можно сказать, что российский рынок клинических исследований выжил, хотя и не без потерь. Основные пожары, кажется, потушены, и можно потихоньку возвращаться к созидательной деятельности: по содействию цивилизованному развитию сферы и постепенной гармонизации российского законодательства с международными нормами. А работы здесь только прибавилось — за прошедший год Закон «Об обращении лекарственных средств» и принятые к нему подзаконные акты отбросили рынок клинических исследований далеко назад, за позиции, которые были заняты к 1 сентября 2010 г. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.