Научная статья на тему 'КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ'

КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС / ТИПЫ КЕЙСОВ / ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ / INTERACTIVE TEACHING / CASE-TECHNOLOGY / CASE / TYPES OF CASES / TEACHING OF GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривдина Ирина Юрьевна, Аракчеева Ольга Владимировна, Замкова Оксана Александровна

Раскрывается актуальность реализации интерактивного обучения средствами кейс-технологии как современного вектора развития образовательного процесса. Характеризуется структура кейса. В качестве методических материалов педагогического исследования приводятся примеры географических кейсов разного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривдина Ирина Юрьевна, Аракчеева Ольга Владимировна, Замкова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDIES AS A MEANS OF INTERACTIVE TEACHING OF GEOGRAPHY

The article deals with the topicality of the implementation of the interactive teaching by the means of case-technology as a modern vector of the development of the educational process. There is characterized the structure of the case study. There are given the examples of the geographical case studies of different types as the learning material of the pedagogic research.

Текст научной работы на тему «КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ»

И.Ю. КРИВДИНА, О.В. АРАКЧЕЕВА, O.A. ЗАМКОВА

(Нижний Новгород)

кейсы как средство интерактивного обучения географии

Раскрывается актуальность реализации интерактивного обучения средствами кейс-технологии как современного вектора развития образовательного процесса. Характеризуется структура кейса. В качестве методических материалов педагогического исследования приводятся примеры географических кейсов разного типа.

Ключевые слова: интерактивное обучение, кейс-технология, кейс, типы кейсов, обучение географии.

Деятельностный характер обучения как методологическая основа современного образовательного процесса, обусловленная федеральным государственным образовательным стандартом, требует от педагогов непрерывного научно-методического поиска и обновления научного содержания образования. Интерактивное обучение является одним из актуальных направлений современного образовательного процесса. Вопросы сущности и содержания, форм и методов реализации интерактивного обучения раскрываются в работах Л.Н. Вавиловой, М.В. Кларина, Т.С. Паниной, Ю.Г. Репьева, Д. Джонсона, Р. Джонсон, И.А. Зимней, Л.С. Илюшина, Е.В. Коро-таевой и др.

Исходя из сущности самого понятия «интерактивный», означающего взаимодействие, определяется характер обучения - организация активной взаимной деятельности обучающихся, их сотрудничества. Основу такой деятельности составляют различные формы диалога обучающихся между собой, с учителем, с источниками информации. Компонентами, образующими систему интерактивного обучения, являются диалоговые формы - диалог, дискуссия, дебаты [6].

Изучая вопросы методики организации интерактивного занятия, последовательности его этапов в теории и практике вопроса, можно выделить общие подходы: нахождение, осознание и формулирование проблемы; поиск путей решения проблемы; обсуждение предло-

© Кривдина И.Ю., Аракчеева О.В., Замкова О.А., 2020

кие науки -

женных вариантов решения проблемы; выбор наиболее приемлемого решения; рефлексивно-оценочная деятельность. Все эти элементы структуры учебного интерактивного занятия находят отражение в кейс-технологии.

Кейс-технология в педагогической литературе трактуется по-разному:

- как дидактический инструмент применения теоретических знаний для решения конкретных реальных жизненных проблем;

- метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных ситуативных задач;

- конкретные учебные ситуации, основанные на предъявлении фактического материала с целью выявления и решения реальных жизненных проблем;

- обучение действием, формирование умений и усвоение знаний как результат активной самостоятельной деятельности учащихся по поиску решения проблемы, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей, творческих качеств, коммуникативных навыков учащихся и др. [1; 2; 4; 7].

Миссия кейс-технологии имеет несколько аспектов. С одной стороны, она заключается в развитии личности обучающихся, формировании их познавательной активности, коммуникативных качеств, способности к осуществлению бесконфликтного толерантного общения с другими участниками образовательного процесса, навыков продуктивного сотрудничества. С другой стороны, кейс-технологии обеспечивают развитие умений видеть в предметном содержании реальные жизненные проблемы, уметь их анализировать, оценивать, объяснять причины возникновения и находить пути решения. кейс-технология создает условия для перевода обучающихся из объектов в субъекты образовательного процесса, при этом роль учителя определяется в большей степени как наставническая, организационная, консультативная.

Применение кейс-технологии в обучении географии требует от учителя владения навыками создания самих кейсов и методикой ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Содержание кейса позволяет педагогу создать конкретную ситуацию, которая потребует от учащихся анализа разных видов информации, ее систематизации и обобщения, способности формулирования проблемы и предложения возможных вариантов ее решения [2].

В настоящее время кейсы активно используются в образовательной практике, поэтому

понимание классификации кейсов значительно расширилось. Критериями для выделения типов кейс-заданий могут вступать сами источники информации, степень новизны ситуации, методы и этапы принятия решений, форма организации деятельности, уровень сложности заданий и другие признаки.

Современная зарубежная практика наиболее часто использует такие виды кейсов, как демонстрационный, тренинговый и инновационный. В качестве основных критериев этой классификации предложены уровень сложности выполняемых действий и характер структурированности текста и заданий. Демонстрационные кейсы носят скорее обучающий характер и направлены в первую очередь на понимание школьниками самой системы работы с кейс-заданиями, алгоритмов учебно-практической деятельности в предложенной ситуации. Отработка открытых способов действий, приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, принятия решений являются задачами кейсов-тренингов. Такие кейсы направлены на организацию первых самостоятельных шагов продуктивного взаимодействия обучающихся. Задания демонстрационных кейсов, как правило, не требуют привлечения дополнительных источников информации и направлены на поиск прямых и косвенных ответов в тексте кейса и собственную интерпретацию изложенной проблемы.

Инновационные кейсы представляют собой наиболее сложный уровень заданий. Это слабо структурированные ситуации, решения которых пока не найдены, поэтому требуют от обучающихся некоторого опыта совместной деятельности, абсолютного понимания общих и индивидуальных задач, а также аналитических способностей и умений работать с разнообразными источниками информации - текстовыми, графическими, цифровыми и др. [3].

Разнообразие источников информации является еще одним основанием типологизации кейсов. Источниками для формирования текстов кейса по географии могут быть научные статьи, средства массовой информации и современные новости из официальных источников, статистика, графические и картографические материалы, архивные материалы, официальные документы, художественная литература. кроме того, сюжет кейса может быть раскрыт и в видеофрагментах [5].

Несмотря на все многообразие кейсов, их главной общей особенностью является наличие реальной жизненной проблемы, проблемной ситуации, а также общая типовая струк-

тура и методика применения. Реальные проблемы, которые лежат в основе кейса по географии, в отличие от академических, должны представлять личный интерес для обучающихся - быть актуальными на момент изучения проблемы, иметь географическую или территориальную привязку, допускать выбор нескольких вариантов решения и вызывать затруднения в их выборе.

В обобщенном виде структуру кейса можно представить в виде следующих элементов (табл. 1).

Таблица 1

Структура кейса

Название Яркое, проблемное, способное вызвать интерес и желание разобраться

Сюжетная основа Реально существующая ситуация, событие, происшествие, история из реальной жизни

Информация Фактический материал, конкретные примеры, статистика, различные точки зрения на ситуацию, хронология или динамика событий

Методические рекомендации Четко сформулированные задания и рекомендации по работе с кейсом, вопросы для обучающихся

обобщая результаты исследований и опыт педагогов, мы выделили этапы работы с кейсами [3; 7; 8].

1. Этап погружения. задачей учителя является создание мотивационного поля для совместной деятельности, пробуждение инициативы участников; выявление актуального опыта и знаний. особое внимание нужно уделить формированию небольших групп учащихся с распределением круга задач, в том числе выбору модератора группы, которому предстоит организация взаимодействия всех участников и, возможно, представление общего решения. На этом этапе обучающимся предъявляется реально существующая проблемная ситуация. Учащиеся знакомятся с текстом кейса, актуализируют свои знания по предложенной теме, включаются в обсуждение. В процессе обсуждения текста школьники осознают и формулируют главную идею, проблему, которая соответствует изучаемой теме или является ее частью.

2. Поисковый (операционно-деятельност-ный) этап. Это основной этап в работе с кей-

- педагогические науки -

Таблица 2

Примеры географических кейсов разного типа

Название, место кейса в школьной географии Тип кейса, методы, сюжетная линия Вопросы и задания

«Пробуждение» (начальный курс географии, тема «Движения земной коры») Демонстрационный кейс Сюжет основан на реальных событиях 2017 г - пробуждение вулкана Безымянного, расположенного в центральной части Ключевской группы вулканов. Кейс содержит яркое образное описание извержения вулкана и фотографии (возможна демонстрация видеосюжета). В качестве сюжетной линии в этой теме могут быть использованы события, связанные с землетрясениями в разные исторические периоды 1. С чем связана активная вулканическая деятельность на этой территории? (Подумайте, какой источник информации послужит для нас главной научной аргументацией). 2. Какие еще опасные явления характерны для этой территории? Сформулируйте научное обоснование этих процессов. 3. ограничивается ли зона активного вулканизма, описанного в тексте, территорией Камчатки? В каких регионах России и странах мира возможны подобные процессы? Назовите их, свой ответ аргументируйте

«Под ударом водной стихии» (география России, тема «Климат России») Кейс-тренинг, метод инцидента Текст кейса содержит новостную информацию за июль 2018 г, в основе сюжета - быстрый подъем воды в Амуре, вызванный ливнями, как следствие, затопление населенных пунктов. Образность и эмоциональность кейсу придают фотографии торчащих из воды крыш поселений Амурской области, Сахалина и Камчатки 1. Какой процесс описывается в тексте? Сформулируйте его научное определение. 2. определите территорию распространения этого процесса, покажите ее на карте. 3. Как вы думаете, это единичное, разовое явление (возможно, аномальное) или закономерное? 4. Сформулируйте научно-географическое обоснование описанных событий, указав причину и следствие. 5. Есть ли в России еще территории, где возможны подобные процессы? Свой ответ обоснуйте

«Страна больших городов и исчезающих деревень» (география России, тема «Городское и сельское население. Урбанизация») Кейс-тренинг, методы ситуационного анализа, дискуссия В основе сюжета лежит описание процесса урбанизации в историческом аспекте начиная с конца XIX в., приведен фактический материал - динамика численности городского и сельского населения, городов-миллионеров, количества сельских поселений без числа жителей. Текст содержит также несколько различных взглядов ученых-социологов, специалистов в области экономической и социальной географии относительно процесса урбанизации в России 1. Сформулируйте главную проблему, обозначенную в тексте. 2. Выявите и запишите причины роста городов и повышения удельного веса городского населения в России. 3. Раскройте значение понятия «агломерация», используя описания городских агломераций в тексте, составьте обобщенную схему агломерации (или схему Нижегородской агломерации). 4. Согласны ли вы с мнением автора об «опустынивании» территории России в результате роста городских агломераций. Свой ответ обоснуйте. 5. Выскажите свое отношение к процессу урбанизации - это благо или зло для страны? Приведите аргументы защиты и обвинения

«Численность населения России: современное состояние и прогнозы на будущее» (география России, тема «Население») Инновационный кейс, методы ситуационного анализа, дискуссия Текст кейса построен на материалах послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, в котором: 1) обозначен главный вектор развития страны - улучшение демографической ситуации в государстве; 2) приведены показатели рождаемости, смертности, суммарного коэффициента рождаемости; 3) сформулированы меры демографической политики и предположение о возобновлении естественного прироста населения на рубеже 2023-2024 гг. В тексте кейса приведены еще 3 варианта прогноза динамики численности населения России, предоставленные Федеральной службой государственной статистики. В качестве дополнительных источников могут быть привлечены текст учебника, интернет-ресурсы, карты 1. Сформулируйте главную проблему, о которой идет речь в тексте. 2. Как вы думаете, какие процессы обусловили возникновение этой проблемы? Приведите примеры, используя некоторые показатели приложений (приложение 1 «общие коэффициенты рождаемости, смертности и прироста населения в России», приложение 2 «Миграционное движение в России»). 3. Какие пути развития проблемы описаны в тексте? Какой из них вы считаете наиболее реалистичным? Свой ответ обоснуйте. 4. Какие меры принимаются или планируются для решения этой проблемы в нашей стране? объедините их в несколько групп (используйте необходимые дополнительные источники -интернет-ресурсы, карты и др.)

сом, на котором происходит активный совместный поиск решения проблемы. Необходимо отметить, что на этом этапе наибольшие трудности связаны с организацией сотрудничества школьников. Поэтому учитель в зависимости от ситуации может как выполнять роль организатора и консультанта, так и включаться в активное обсуждение, позволяющее направить работу в нужном направлении. Предположения и мнения учащихся в группе могут быть очень разными, в процессе обсуждения должна быть выработана общая позиция по решению проблемы. При равных условиях задач кейсов решения разных групп учащихся могут значительно отличаться.

3. Презентативный этап. Целью этого этапа является формулирование и предъявление готовых ответов и решений, их обсуждение. Учащиеся представляют результаты аналитической работы группы, сравнивают нескольких вариантов решений одной проблемы. Возможны варианты представления решений группы одним или несколькими учащимися. На данном этапе школьники учатся логично, емко, последовательно представлять свое решение, а также отстаивать общую позицию, обоснованно и аргументированно отвечать на вопросы.

4. Рефлексивный этап. Данный этап решает задачу оценивания результативности выполнения кейса. На этом этапе возможны дополнительные вопросы группам, в том числе предложенные самими учащимися, и возникновение дискуссии. Глубина и осмысленность заданных вопросов также являются критериями уровня усвоения изучаемой темы и должны быть учтены в оценке. Для создания ситуации самооценки и взаимной оценки деятельности групп и отдельных школьников учитель должен предложить определенный оценочный инструмент, критерий оценивания, школьникам должны быть понятны слагаемые оценки (полнота, логичность, аргументированность и др.)

В рамках педагогического исследования нами были разработаны географические кейсы для 5-9-х классов (табл. 2). Один и тот же текст кейса может быть использован в разных учебных ситуациях. Так, применение кейса о демографической проблеме в качестве демонстрационного будет актуально в начале изучения темы и может стать мотивацией к ее изучению, в том числе и в региональном аспекте. В то же время такой кейс может носить инновационный характер и быть использован на уро-

ке-семинаре, уроке обобщения и систематизации знаний по всей теме. Рационально организовывать работу учащихся в небольших группах до четырех человек, где каждый ученик имеет возможность поработать с показателями рождаемости, смертности, естественного прироста или миграций. Использование статистических данных приложений нацелено на анализ динамики показателей и понимание сущности демографических и миграционных процессов. Лишь при активной и слаженной работе всех участников будет возможен успешный результат. При ответе на третий вопрос кейса мнения учащихся в группе могут разделиться, что даст возможность развиться обоснованной спланированной дискуссии. Для ответа на последний вопрос школьникам предложено воспользоваться дополнительными источниками информации (учебником, интернет-ресурсами), а также привести в качестве примера опыт своей семьи или своих знакомых.

Таким образом, кейс как методический инструмент интерактивного обучения обеспечивает достижение предметных результатов обучения географии с помощью организации активного взаимодействия и сотрудничества обучающихся. Потенциал кейс-технологии открывает широкие возможности для развития личностных и метапредметных результатов обучающихся - ценностных установок, личностной и гражданской позиции, коммуникативных навыков, аналитических умений работы с различными источниками информации.

Список литературы

1. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестако-ва Т.В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Образование и наука. 2011. № 5. С. 99-110.

2. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) [Электронный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2015. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblo ck/b5d/13_metodicheskiy_instrumentariy_mnovacion nyh_tehnologiy_v_obrazovanii_na_primere_keys_me toda_.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

3. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.: Менеджмент. 2005. Вып. 2. С. 169-194.

4. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холу-бек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. З.С. Замчук. СПб., 2001.

5. Кривдина И.Ю., Михеева М.С., Овчинникова A.A. Использование кейс-технологии при изуче-

педагогические науки

нии курса географии России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=26022 (дата обращения: 02.04.2020).

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука, 2007. № 6(48). С. 32-41.

7. Толочина О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vuz/ pedagogicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-o din-iz-innovacionnyh-metodov-obrazovatelnoy (дата обращения: 05.12.2016).

8. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного

анализа) // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-60. * * *

Case studies as a means of interactive teaching of geography

The article deals with the topicality of the implementation of the interactive teaching by the means of case-technology as a modern vector of the development of the educational process. There is characterized the structure of the case study. There are given the examples of the geographical case studies of different types as the learning material of the pedagogic research.

Key words: interactive teaching, case-technology, case, types of cases, teaching of Geography.

(Статья поступила в редакцию 30.04.2020)

1. Borodina N.V., Miroshin D.G., Shestako-va T.V. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya i organizacii kejs-tekhnologii v distancionnom obuche-nii na osnove modul'nogo podhoda // Obrazovanie i nauka. 2011. № 5. S. 99-110.

2. Bystrickaya E.V., Yadryshnikov K.S. Meto-dicheskij instrumentarij innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii (na primere kejs-metoda) [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2015. №2 4. URL: http://vest-nik.mininuniver.ru/upload/iblock/b5d/13_metodiches kiy_instrumentariy_innovacionnyh_tehnologiy_v_ob razovanii_na_primere_keys_metoda_.pdf (data obrash-cheniya: 02.04.2020).

3. Gladkih I.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnyh kejsov // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser.: Menedzhment. 2005. Vyp. 2. S. 169-194.

4. Dzhonson D., Dzhonson R., Dzhonson-Holu-bek E. Metody obucheniya. Obuchenie v sotrudni-chestve / per. s angl. Z.S. Zamchuk. SPb., 2001.

5. Krivdina I.Yu., Miheeva M.S., Ovchinniko-va A.A. Ispol'zovanie kejs-tekhnologii pri izuchenii kursa geografii Rossii [Elektronnyj resurs] // Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/vi ew?id=26022 (data obrashcheniya: 02.04.2020).

6. Panina T.S., Vavilova L.N. Interaktivnoe ob-uchenie // Obrazovanie i nauka. 2007. № 6(48). S. 32-41.

7. Tolochina O.G. Kejs-tekhnologii kak odin iz innovacionnyh metodov obrazovatel'noj sredy [Elektronnyj resurs]. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedago gicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-odin-iz-in novacionnyh-metodov-obrazovatelnoy (data obrash-cheniya: 05.12.2016).

8. Trapeznikova T.N. Novejshie pedagogicheskie tekhnologi: kejs-metod (metod situacionnogo analiza) // Territoriya nauki. 2015. № 5. S. 52-60.

С.Ю. ГЛАЗОВ, Т.А. КОВАЛЕВА, ГЛ. СЫРОДОЕВ (Волгоград)

методические особенности использования современных информационных технологий в преподавании физики в высшей школе

Рассматриваются методические особенности использования современных информационных технологий в преподавании общей и теоретической физики, электрорадиотехники. Обсуждаются методические проблемы формирования навыков по применению методов математической физики, умений сочетания аналитического расчета с компьютерным моделированием физических процессов с использованием математических пакетов.

Ключевые слова: информационные технологии, типовая физическая задача, компьютерное моделирование физических процессов, учебно-познавательная деятельность, использование математических пакетов, сетевые технологии.

Интенсивное развитие информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс - это реальность сегодняшнего дня. Использование ИКТ в образовании интенсифицирует учебный процесс и существенным образом меняет взаимодействие преподавате-

© Глазов С.Ю., Ковалева Т.А., Сыродоев Г.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.