Педагогика
УДК 378.046.4
кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КЕЙС-МЕТОД КАК ФОРМАТ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
Аннотация. В статье проанализирован и обобщен опыт организации диагностики профессиональных дефицитов и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров 84 региональных институтов повышения квалификации. Анализ показал, что тестирование является приоритетной процедурой диагностики профессиональных компетенций, используемой в федеральной и региональной практике. Кейсы, как инструмент диагностики, используются достаточно редко. На наш взгляд, кейсовый подход, является наиболее валидным инструментом в диагностике предметных и методических компетенций педагога. Предложены варианты кейсов для диагностики предметных и методических компетенций по биологии для всех субъектов на разных этапах профессионального развития. Диагностические материалы в формате кейсов, для учителей биологии, прошли апробацию и будут применяться для диагностики предметных и методических компетенций в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства через реализацию программ повышения квалификации. Исследование осуществлялось в рамках выполнения работ по проекту «Методология проектирования персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» от 13.01.2022 № 073-03-2022-112.
Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические работники, профессиональные компетенции, диагностика профессиональных дефицитов, тесты, кейсы.
Annotation. The article analyzes and summarizes the experience of the organization of diagnostics of professional deficits and professional development of teaching staff and managerial personnel of 84 regional institutes of advanced training. The analysis showed that testing is a priority procedure for the diagnosis of professional competencies used in federal and regional practice. Cases as a diagnostic tool are rarely used. In our opinion, the case approach is the most valid tool in the diagnosis of subject and methodological competencies of a teacher. Variants of cases for diagnostics of subject and methodological competencies in biology for all subjects at different stages of professional development are proposed. Diagnostic materials in the format of case studies for biology teachers have been tested and will be used to diagnose subject and methodological competencies as part of continuous professional development through the implementation of professional development programs. The research was carried out as part of the work on the project "Methodology for designing personalized tracks for teacher training based on the results of complex diagnostics of the formation of professional competencies" in accordance with the State Task of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin dated 13.01.2022 No. 073-03-2022-112.
Key words: professional development, teaching staff, professional competencies, diagnostics of professional deficits, tests, cases.
Введение. В современной системе Российского образования оценка профессиональных компетенций, на разных этапах «жизненного» цикла педагогической профессии, является одной из важнейших. На основании письма Министерства просвещения Российской Федерации от 02.04.2021 г. № АК-152/08 «О проведении процедуры оценки предметных и методических компетенций учителей» практически во всех региональных институтах развития образования проводилась данная диагностика. Исследование осуществлялось в рамках выполнения работ по проекту «Методология проектирования персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» от 13.01.2022 № 073-03-2022-112. Мы проанализировали и обобщили опыт организации диагностики профессиональных дефицитов и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров 84 региональных институтов повышения квалификации [9].
Проведенный анализ показал, что тестирование является приоритетной процедурой диагностики профессиональных компетенций, используемой в федеральной и региональной практике, а кейсы как инструмент диагностики используются достаточно редко. Таким образом, целью нашей статьи является применение кейс-метода, как способа диагностики сформированности предметных и методических компетенций учителя биологии.
Изложение основного материала статьи. Проведенное нами исследование по изучению процедур диагностики профессиональных компетенций педагогов, реализуемых в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, проводилось в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС) и Профессионального стандарта педагога [8]. В ходе исследования мы обобщили и проанализировали образовательные практики федерального и регионального уровня, реализующие процедуру комплексной диагностики профессиональных компетенций педагогов.
Проведенный анализ показал, что тестирование является приоритетной процедурой диагностики профессиональных компетенций, используемой в федеральной и региональной практике, поскольку позволяет получить объективные данные о профессиональных дефицитах. Используются тесты с заданиями закрытого и открытого типа. К заданиям открытого типа относятся два вида: задания-дополнения и задания свободного изложения. Диагностика профессиональных компетенций и выявления дефицитов может осуществляться как отдельное диагностическое мероприятие, либо в рамках тестирования при обучении по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (далее - ДПП ПК). Тематика ДПП ПК определяет направленность диагностических заданий входного/итогового тестирования. Чаще всего встречаются тесты направленные на определение профессиональных дефицитов в предметной области преподаваемой дисциплины, пробелов в развитии метапредметных, коммуникативных, общепедагогических компетенций.
В ряде региональных практик процедура диагностики предметных и методических компетенций учителей [9] проводится с использованием контрольно-измерительных материалов, разработанные ФИОКО (далее - КИМ). КИМ содержат ряд заданий, касающихся различных аспектов деятельности учителя: предметная компетентность, оценка уровня подготовки обучающихся, решение педагогических ситуаций и методических задач. Диагностические материалы для оценки предметных и методических компетенций учителей биологии чаще всего представляют собой задания составленные в формате РВА и представляют собой интегрированные, практикоориентированные задачи, включающие вопросы открытого и закрытого типа.
Кейсы, как инструмент диагностики, используются достаточно редко. Обычно предлагается сочетание кейсов и других форматов диагностики, например, анкет, обычных тестов или чек-листов.
Использование кейсового подхода демонстрирует комплексная модель диагностики профессиональных компетенций (предметных, методических и психолого-педагогических), разработанная и апробированная специалистами Московского городского педагогического университета [2]. В проекте концептуально обосновано и инструментально показано, один из альтернативных подходов к диагностике методических компетенций учителя.
На наш взгляд, кейсовый подход является наиболее валидным инструментом в диагностике предметных и методических компетенций педагога на разных этапах «жизненного цикла». Грамотно разработанный кейс позволяет оценить не только узкоспециальные знания, предметные умения, навыки, способы мышления, но и комплексные методические умения, обеспечивающие конструктивно-планирующие, организаторские и контролирующие функции учителя.
При разработке кейсовых заданий важно учитывать уровневый подход. Публикационный анализ показал, что уровневый подход определяется преимущественно исходя из нормативных рекомендаций (высокий, средний, низкий уровни или базовый, повышенный, высокий). Вместе с тем, в региональной практике встречаются другие варианты формулировок дефицитарных уровней: минимальный уровень - требуется принятие управленческих решений; низкий уровень - требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации; средний уровень - требуется включение в систему профессионального развития; высокий уровень - может быть экспертом, преподавать на курсах повышения квалификации.
Однако, из проведенного анализа видно, что чаще всего диагностические материалы преимущественно ориентированы на усредненную позицию "педагог" (учитель, педагогический работник), а самоопределение субъектов в системе непрерывного опережающего педагогического образования мало детализировано [9].
Предлагаем варианты кейсов для диагностики предметных и методических компетенций по биологии для всех субъектов в системе непрерывного опережающего педагогического образования: Студент, Специалист, Профессионал, Мастер.
Кейс 1. Базовый уровень: Студент - Специалист (опыт работы до 3-х лет).
Вы работаете учителем биологии в общеобразовательной школе. Вам предстоит провести диагностическую работу по теме «Основы экологии» в 9 классе. Выберите наиболее полный вариант диагностических заданий, которые позволяют дать оценку достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Обоснуйте свой выбор.
Вариант А.
1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Раскройте смысл правила экологической пирамиды.
3. Считаете ли вы устойчивое развитие достижимой или недостижимой целью?
Вариант Б.
1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Взаимовыгодное сожительство - это: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) нейтразизм.
3. Считаете ли вы устойчивое развитие достижимой или недостижимой целью?
Вариант В.
1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Раскройте смысл правила экологической пирамиды.
3. Назовите основные компоненты биоценоза дубравы.
Вариант Г.
1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Раскройте смысл правила экологической пирамиды.
3. Проведите сравнение биоценоза и агроценоза.
Кейс 2. Базовый уровень: Студент - Специалист (опыт работы до 3-х лет). Вы освоили модульную технологию и решили разработать модульную программу по биологии для 8 класса, на школьном методическом объединение Вам предстоит убедить коллег преимуществе данной технологии, какие из предложенных аргументов Вы бы использовали?
Вариант А.
Содержание обучения представлено в самостоятельных информационных блоках;
Дидактическая цель содержит указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своей деятельности;
Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.
Вариант Б.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе, поскольку осознанное усвоение учебного материала возможно только в условиях активных действий обучающегося, причем, не эпизодических, а системных. В связи с этим, учитель, разрабатывая задания, опирается на состав учения, ориентирует учащихся на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Вариант В.
Модульная технология в обучении биологии строится на идеях развивающего обучения: если учащийся выполняет задания с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне ближайшего развития. То, что сегодня обучающийся делает с помощью других, завтра сможет выполнить сам.
Вариант Г.
Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, то есть достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Кейс - тесты, как инструмент диагностики, целесообразно использовать для студентов и молодых специалистов, в них предлагаются готовые варианты ответов - ситуаций, при решении таких кейсов проводится глубокий анализ каждой ситуации и предлагается выбрать один наиболее полный вариант. Преимуществом таких задания является то, что формат проведения может быть очный и заочный (дистанционый), а «автоматический» режим значительно облегчает проверку и оценку результатов.
Кейс 3. Повышенный и высокий уровень (Специалист - Профессионал, Мастер).
В 9-х классах города Н. запланировали проведение диагностической работы по биологии по теме «Основы экологии». Для разработки контрольно-измерительных материалов была создана рабочая группа из учителей биологии и экспертов. Диагностические материалы могут быть как в виде тестов закрытого типа, так и открытые вопросы, и каждый вариант должен включать задания позволяющие оценить достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Рабочая группа подготовила несколько вариантов заданий и отправила их на экспертизу.
Экспертизу не прошли представленные три варианта заданий.
Проанализируйте предложенные варианты заданий; Почему эти варианты заданий не прошли экспертизу? Сделайте необходимые исправления в каждом варианте.
Варианты заданий:
1. 1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Взаимовыгодное сожительство - это: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) нейтразизм.
3. Считаете ли вы устойчивое развитие достижимой или недостижимой целью?
II. 1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Раскройте смысл правила экологической пирамиды.
3. Назовите основные компоненты биоценоза дубравы.
III. 1. Используют в своей жизнедеятельности готовые органические вещества: а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) автотрофы.
2. Раскройте смысл правила экологической пирамиды.
3. Проведите сравнение биоценоза и агроценоза.
Таким образом, кейсы с открытыми вопросами позволяют проанализировать конкретную ситуацию с разных позиций (учитель, методист - эксперт), и педагогу предстоит не только определить причины возникновения проблемы, но и предложить собственные пути ее решения. Ответы на такие кейсы требуют экспертного оценивания по четко разработанным критериям для каждого из уровней профессионального мастерства (базовый, повышенный и высокий).
Выводы. Разработка диагностического инструментария и процедур диагностики обеспечивает основную функцию при формировании моделей диагностики профессиональных компетенций. Отмечена недостаточная вариативность и дефицитарность диагностических процедур и материалов для непосредственного выявления профессиональных затруднений у педагогов и проектирование их персональных траекторий на разных этапах профессионального развития: Базовый уровень (студент - специалист, опыт работы до 3-х лет); Повышенный и высокий уровень (специалист -профессионал, мастер).
Предложенные диагностические материалы в формате кейсов для учителей биологии прошли апробацию, и будут применяться для диагностики предметных и методических компетенций в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства через реализацию программ повышения квалификации.
Формирование новых запросов к системе дополнительного профессионального образования в субъектах РФ выводит в приоритет проблему разработки эффективных моделей персонифицированной комплексной диагностики профессиональных компетенций педагогов и, как следствие, процедур проектирования персональных траекторий профессионального развития, что определяет потребность в новой образовательной практике повышения квалификации учителей и требует выхода к новым научным знаниям.
Литература:
1. Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов. Методические рекомендации / Под редакцией М.А. Габова; О.А. ГАОУ ВО МГПУ: [сайт]. - URL: https://ino.mgpu.ru/diagnostika-professionalnyh-kompetentsij-sovremennogo-pedagoga/ (дата обращения: 30.07.2022).
2. Диагностика профессиональных компетенций учителей Московской области (проведена в соответствии с Контрактом №0348200040521000028 от 19.07.2021 на оказание услуг по реализации мероприятий для нужд субъектов Российской Федерации по развитию механизмов управления качеством общего образования по направлению:система обеспечения профессионального развития педагогических работников): [сайт]. -URL:https://mo.mosreg.m/download/document/11360272 (дата обращения: 30.07.2022). - Текст: электронный.
3. Жданко, Т.А. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов / Т.А. Жданко, С.В. Гершпигель, А.В. Гуринович, М.М. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30576 (дата обращения: 11.09.2022).
4. Игнатьева, Г.А. Нормативно-компетентностная модель преподавателя дополнительного профессионального образования / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Образование и наука. - 2018. - Т.20. - №4. - С. 153-179.
5. Игнатьева, Г.А. Технология самоопределяемого обучения как новый формат дополнительного профессионального образования педагогов / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Образование и наука. - 2019. - Т.21. - №4. - С. 162-183.
6. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р: [сайт]. -URL:http://static.govemment.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
7. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р (ред. от 20.08.2021): [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31122019-n-3273-r-ob-utverzhdenii/#100179 (дата обращения: 30.07.2022).
8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н: [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (дата обращения: 30.07.2022).
9. Прохорова, И.В. Аналитическая записка по результатам изучения процедур диагностики профессиональных компетенций педагогов, реализуемых в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников / И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева, С.А. Зайцева, И.Ю. Кривдина, Н.А. Чепурнова. -PREPRINTS.RU. - 2022. - https://doi.org/10.24108/preprints-3112460
10. Слободчиков, В.И. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования / В.И. Слободчиков, Г.А. Игнатьева. - Нижегородское образование. - 2020. - №1. - С. 4-10.
11. Тулупова, О.В. Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности «Специалист - Профессионал - Эксперт» / О.В. Тулупова // Методист. - 2011. - №10. - С. 6-11.
Pedagogy
UDC 378.2
candidate of pedagogical sciences, associate professor Ageenko Natalia Vladimirovna
Samara State Technical University (Samara);
candidate of pedagogical sciences, associate professor Startseva Natalia Valerievna
Samara State University of Social Sciences and Education (Samara)
VALUE ORIENTATIONS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Annotation. The problem of studying values and value orientations always remains relevant, since there is no single approach to the interpretation of the concepts of «value», «value representations», "value orientations"; significant changes in the political, economic, spiritual spheres of our society entail radical changes in the value orientations and people activity. The relevance of the chosen research topic is due to reasons of both theoretical and practical nature. It should be noted that the process of students' value orientations development is always associated with the process of formation of knowledge about values and value perceptions. The article actualizes the possibility of using extracurricular activities in teaching a foreign language as an educational environment, which is an essential factor in the value development of individual. Extracurricular activities in teaching a foreign language contains the following opportunities for the formation of value ideas and orientation: the freedom of students to choose activities of various socio-cultural areas that contribute to personal self-expression; construction of dialogue forms of discussion with peers or other people about the forms and content of value cultural orientations; more intensive living of various plot positions and roles, saturated with means of value representations; mastering the specifics of various environments and spaces (cultural, informational, political, economic, etc.). The authors emphasize the necessity to take into account the psychological, pedagogical, age characteristics of students in the process of organizing and conducting extracurricular work in foreign languages. The paper emphasizes the effectiveness of using the method of project technology as a flexible model for organizing extracurricular activities, focused on the formation of value orientations, creative self-realization of the student's developing personality.
Key words: the system of values,value orientations, extracurricular activity, project activity, teaching a foreign language, adolescents.
Аннотация. Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций всегда остается актуальной, так как не существует единого подхода к трактовке понятий «ценность», «ценностные представления», «ценностные ориентации»; а также существенные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой коренные изменения в ценностных ориентациях и деятельности людей. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена причинами как теоретического, так и практического характера. Следует отметить, что процесс развития ценностных ориентаций студентов всегда связан с процессом формирования знаний о ценностях и ценностных представлениях. В статье актуализируется возможность использования внеурочной деятельности в обучении иностранному языку как образовательной среды, которая является существенным фактором ценностного развития личности. Внеурочная деятельность при обучении иностранному языку содержит следующие возможности формирования ценностных представлений и направленности: свобода выбора обучающимися деятельности различных социокультурных направлений, способствующих личностному самовыражению; построение диалоговых форм обсуждения со сверстниками или другими людьми о формах и содержании ценностных культурных ориентаций; интенсивное проживание различных сюжетных позиций и ролей, насыщенных средствами ценностной репрезентации; овладение спецификой различных сред и пространств (культурных, информационных, политических, экономических и др.). Авторы подчеркивают необходимость учета психолого-педагогических, возрастных особенностей учащихся в процессе организации и проведения внеаудиторной работы по иностранным языкам. В работе подчеркивается эффективность использования метода проектной технологии как гибкой модели организации внеурочной деятельности, ориентированной на формирование ценностных ориентаций, творческую самореализацию развивающейся личности школьника.
Ключевые слова: система ценностей, ценностные ориентации, внеурочная деятельность, проектная деятельность, обучение иностранному языку, подростки.
Introduction. Significant changes in the current socio-cultural, economic and political situation in the development of Russian society require updating the targets, revising the values of the content of all education and subject education in particular. The innovation of the Federal State Educational Standard of general education is the introduction of extracurricular activities that have educational potential and contribute to the formation of the socialization of the individual. The role of the school today is to provide the younger generation not only with traditional knowledge, skills and abilities in the cognitive field, but also in the development of value ideas about the culture of peace, about the culture of human relationships.
The improvement of the educational process is characterized by the following trends: the content of education is enriched with a humanitarian component, when the humanistic orientation of education comes to the fore, the attitude towards a person of various cultural communities as the highest value; priority in teaching a foreign language is becoming an indispensable component of the culture of a young person in modern conditions.
One of the priority functions of education is the formation of a person's value orientations, the development of his culture, abilities for communication, cooperation, when individual initiative, responsibility, and independence in making important decisions are needed."Culture is the highest manifestation of human education and professional competence. It is at the level of culture that