Керченский мост как приоритетный инфраструктурный проект транспортной системы России
Р. В. Новиков,
первый заместитель начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог „Тамань" Федерального дорожного агентства»
Строительство мостового перехода через Керченский пролив является актуальной задачей в развитии транспортной инфраструктуры Российской Федерации. В настоящее время проект находится в активной фазе подготовительного периода реализации. Институт «Гипротрансмост» разработал технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства транспортного перехода.
Присоединение Крыма к России повлекло за собой ряд неотложных задач социально-экономического характера, основной из которых на сегодняшний день является создание надежной транспортной системы, способной обеспечить связь полуострова с другими регионами Российской Федерации, гарантировать беспрепятственное передвижение людей и грузопотоков.
Предпосылки реализации проекта
Транспортное сообщение между Краснодарским краем и Республикой Крым в настоящее время осуществляется только паромной переправой от порта Кавказ Таманского полуо-
Рис 1. Действующая паромная переправа через Керченский пролив
строва до порта Крым на Керченской стороне (рис. 1). Данный способ сообщения используется как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
Паромная переправа характеризуется следующими показателями:
• максимальная пропускная способность авто-пассажирского сообщения -1920 легковых автомобилей и 9600 пассажиров в сутки; железнодорожного транспорта - 100 железнодорожных вагонов, или 11 400 т груза в сутки;
• время прохождения переправы без учета очереди - около 1 ч;
• интенсивность движения в обоих направлениях - 1325 автомобилей в сутки (без учета военной техники).
Приходится признать отсутствие ресурсов для увеличения пропускной способности паромной переправы ввиду технических особенностей принимающих портов и невозможности их реконструкции в силу объективных причин. В результате анализа данных был сделан вывод, что пропускная способность паромной переправы исчерпала себя. Она не способна обеспечить транспортный спрос на перемещение с одного берега Керченского пролива на другой. Многочасовые пробки около портов вызывают категорическое недовольство пользователей и не соответствуют современным инфраструктурным требованиям.
На фоне существующей политической ситуации следует ожидать значительного увеличения транспортного спроса в связи с установлением новых социально-экономических связей. Единственным и однозначно верным решением для обеспече-
Рис. 2. Схемы транспортных маршрутов района тяготения объекта: схема маршрутов автомобильного транспорта ОД схема маршрутов альтернативного транспорта (б)
ния быстрого, комфортного и бесперебойного сообщения между Краснодарским краем и Республикой Крым является строительство нового современного транспортного перехода через Керченский пролив.
Цели и задачи
Реализация проекта транспортного перехода через Керченский пролив поручена ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог „Тамань"» созданного и зарегистрированного 4 сентября 2014 г. как структурное подразделение Федерального дорожного агентства («Росавтодор») Министерства транспорта Российской Федерации. Выбор Федерального дорожного агентства в качестве заказчика строительства не случаен: в течение последнего десятилетия им реализован ряд сложнейших инфраструктурных проектов и инженерных решений, не имеющих аналогов в мировой практике. Достаточно упомянуть строительство автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск, часть автодорожного коридора «Восток - Запад», инфраструктурных объектов к Олимпийским играм в Сочи и к саммиту стран АТЭС во Владивостоке, вантовый мост на остров Русский, множество тоннелей, транспортных развязок, эстакад и других уникальных сооружений. «Росавтодор» и его структурные подразделения обладают значительным опытом управления масштабными инфраструктурными проектами современного уровня.
В настоящее время проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив находится в активной фазе подготовительного периода реализации. Институт «Гипротрансмост» разработал технико-экономическое обо-
снование (ТЭО) строительства транспортного перехода. В документе сформулированы цели проекта:
• развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;
• развитие и повышение качества жизни населения в зоне тяготения проекта;
• снятие инфраструктурных ограничений;
• использование современных технологий проектирования, строительства и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры;
• повышение инвестиционной привлекательности и придание импульса развитию Республики Крым;
• освоение новых территорий с учетом улучшения транспортной доступности.
Ожидаемые результаты:
• увеличение транспортной доступности Республики Крым;
• оптимизация транспортных расходов населения и бизнеса и как следствие — повышение инвестиционной привлекательности района тяготения проекта;
• создание новых рабочих мест, рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в зоне тяготения планируемого объекта строительства, рост среднего уровня заработной платы, а также стабилизация численности постоянного населения Республики Крым.
Так как проект возведения Керченского моста определяется высокой социальной и политической значимостью, предполагается эксплуатация транспортного объекта на условиях общего пользования на бесплатной основе. Исходя из всего перечисленного и отсутствия на данный момент альтернативного транспортного пути на терри-
торию Крыма, финансирование проекта планируется полностью за счёт средств федерального бюджета через соответствующую федеральную целевую программу (ФЦП).
Для обоснования экономической и социальной целесообразности проекта, определения основных технологических и стоимостных решений его реализации проведен ряд экономических, социальных, транспортно-эксплуатаци-онных исследований.
Особенности транспортной ситуации
Для определения оптимальных технических и эксплуатационных параметров транспортного перехода через Керченский пролив проведены исследования транспортно-экономических и социальных характеристик района тяготения. Определены данные текущей и прогнозы перспективной интенсивности движения.
Транспортная структура района тяготения характеризуется сетью федеральных автомобильных дорог на территории Российской Федерации (М-4 «Дон», М-25, М-27 и М-29 «Кавказ») и достаточно развитой сетью территориальных дорог, главными дорогами Украины, сетью дорог на территории Республики Крым (рис. 2а). Грузовые и пассажирские потоки по альтернативным транспортным маршрутам, представленные железными дорогами и водными путями (рис. 2б), также проанализированы в ходе исследования.
Структура транспортных коридоров в районе тяготения представляет собой не замкнутое на Керченском проливе кольцо, что говорит о ещё большей перспективе развития потоков транспорта
Рис. 3. Распределение прогнозной интенсивности Керченского моста по группам транспортных средств, 5
- легковой транспорт, - пассажирские автобусы, - грузовой транспорт массой свыше 3,5 т,
- массой до 3,5 т
при наличии транспортного перехода через Керченский пролив, следовательно, его назревшей востребованности.
Перспективы развития
В работе над проектом Керченского моста особое внимание уделяется и перспективным направлениям развития транспортной инфраструктуры с учётом планируемых программ будущего. Рассматривается комплекс актуальных задач инфраструктуры южного региона.
Железные дороги:
• электрификация участка Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань;
• реконструкция Большого Новороссийского тоннеля;
• реконструкция тоннелей на участках Кривенковская - Белореченская и Туапсе - Адлер;
• строительство новой линии Прохо-ровка - Журавка - Чертково - Батайск.
Автомобильные дороги:
• строительство и реконструкция автодороги М-4 «Дон» с последующей эксплуатацией на платной основе;
• строительство и реконструкция автодороги М-27 «Джубга - Сочи» до границы с Абхазией;
• строительство и реконструкция ав-
тодороги М-29 «Кавказ» от Краснодара до границы с Ростовской областью.
По полученным в результате исследования данным построена транспортная модель с перспективой развития до 2044 г. Модель показала, что уже к 2019 г. интенсивность автомобильного движения прогнозируется в размере 12,8 тыс. приведённых автомобилей в сутки (соответствует технической категории I в классификации автомобильных дорог), а в 2020 г. превзойдёт 16 тыс. автомобилей в сутки, что требует назначения не менее четырех полос движения.
Состав движения прогнозного автомобильного потока (рис. 3) может состоять в основном из легкового транспорта (71,9 %), пассажирских автобусов (8,5 %), грузового транспорта массой свыше 3,5 т (7,2 %) и до 3,5 т (5,8 %).
Интенсивность движения железнодорожного транспорта прогнозируется к 2019 г. 47 пар поездов в сутки (11 - грузового, 36 — пассажирского). К 2038 г. среднегодовая суточная интенсивность грузового железнодорожного транспорта составит 17 пар поездов в сутки, пассажирского железнодорожного транспорта - 45 пар поездов в сутки, включая 6 пригородных.
Выбор трассы транспортного перехода
На основании полученной транспортной модели в соответствии с требованиями нормативной документа-
Рис. 4. Варианты трассы транспортного перехода через Керченский пролив
Рис. 5. Схема строительства транспортного перехода через Керченский пролив
ции и руководящих документов назначены основные принципиальные технические схемы реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
Обследовано четыре варианта створа: Северный, Жуковский, Ени-кальский и Тузлинский, который и стал основным вариантом в силу ряда причин (рис. 4). Прежде всего, все три первых варианта предполагают выход транспортного перехода в акваторию с косы Чушка, что осложнило бы как процесс производства работ, так и работу действующего порта «Кавказ». Преимущество Тузлинского варианта состоит и в более стабильных грунто-во-геологических и гидротехнических условиях предполагаемого района строительства.
Из нескольких вариантов схем сооружения выбран один, представляющийся наиболее перспективным к реализации по заданным параметрам и в заданные сроки строительства. Это комбинация насыпных дамб, в том числе с использованием естественных островов и наносов, и искусственных сооружений различного типа (рис. 5).
Выбор конкретных проектных решений будет обусловлен результатами инженерных изысканий, оценки технологической и экономической эффективности, оценки минимального воздействия проекта на окружающую среду на стадии как реализации проекта, так и эксплуатации транспортного перехода.
Выход к транспортному переходу планируется осуществлять по подходам, строительство которых предусмотрено в те же сроки, что и реализация проекта строительства моста:
• со стороны Таманского полуострова (рис. 6) — автомобильные подходы протяжённостью 41 км от федеральной автомобильной дороги М-25 в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы...», заказчик ФКУ
«Упрдор „Черноморье"» Федерального дорожного агентства, железнодорожные подходы протяжённостью 42 км от станции «Вышестеблиевская» в рамках программы «Комплексного развития сухогрузного порта Тамань», заказчик ФКУ «Ространсмо-дернизация»;
• со стороны Керченского полуострова (рис. 7) — автомобильные подходы протяжённостью 8 км от автомобильной дороги М-17, железнодорожные подходы протяжённостью 17,8 км от ст. Багерево в рамках ФЦП «Комплексное развитие республики Крым и города федерального значения Севастополь», заказчик Министерство транспорта Республики Крым.
Для эксплуатации транспортного перехода через Керченский пролив планируется создать специальную службу, оснащенную высокотехнологичным оборудованием и техникой. п
Рис. 6. Подходы к мостовому переходу со стороны Краснодарского края
Рис. 7. Подходы к транспортному переходу со стороны Республики Крым