Научная статья на тему 'КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ ИЗ ПАМЯТНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВАСИЦУН НА ТЕРРИТОРИИ СИНЬЦЗЯНА (КИТАЙ)'

КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ ИЗ ПАМЯТНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВАСИЦУН НА ТЕРРИТОРИИ СИНЬЦЗЯНА (КИТАЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЬЦЗЯН / КУРГАН / РАСКОПКИ / ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА / НАХОДКИ / КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ / XINJIANG / BURUALS / EXCAVATIONS / PAZYRYK CULTURE / FINDS / POTTERY VESSELS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Му Ц.

На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая исследованы курганы хорошо известной пазырыкской культуры скифо-сакского времени. Полученные результаты в разном виде опубликованы на китайском языке и редко привлекаются российскими, казахстанскими и другими учеными в научных трудах по археологии. Важными индикаторами для выявления пазырыкских объектов являются основные черты погребального обряда, а также обнаруженный инвентарь, среди которого необходимо обратить внимание на керамические сосуды. Опыт такого анализа представлен в данной статье на примере изучения памятника Тувасицун, который раскапывался в 2013 г. Синьцзянским институтом археологии и культурного наследия (г. Урумчи, Китай). Приводится описание пяти курганов и зафиксированных находок. Рассматриваются пять керамических сосудов, указываются их ближайшие аналогии и обозначаются перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMIC VESSELS FROM THE SITE TUVASIZUN OF PAZYRYK CULTURE ON THE TERRITORY OF XINJIANG (CHINA)

On the territory of the Xinjiang Uygur Autonomous Region of China, research was made into the burials of the well-known Pazyryk culture of the Scythian-Saka time. The various excavated materials are reported in Chinese which is rarely understood by the archaeologists in Russia, Kazakhstan, and other regions. Important indicators for identifying the cultural features of Pazyryk are the burial practices, and unearthed funerary object, among which it is necessary to pay attention to pottery vessels. From the aforementioned perspectives, this article presents an analysis of the materials of the Tuvasizun, which was excavated by the Xinjiang Institute of Cultural Relics and Archaeology (Urumqi, China) in 2013. Five burials and recorded finds are described. Five pottery vessels are considered, their closest analogies are indicated, prospects for further research are presented.

Текст научной работы на тему «КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ ИЗ ПАМЯТНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВАСИЦУН НА ТЕРРИТОРИИ СИНЬЦЗЯНА (КИТАЙ)»

УДК 902/904(5)

Ц. Му

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ ИЗ ПАМЯТНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВАСИЦУН НА ТЕРРИТОРИИ СИНЬЦЗЯНА (Китай)

На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая исследованы курганы хорошо известной пазырыкской культуры скифо-сакского времени. Полученные результаты в разном виде опубликованы на китайском языке и редко привлекаются российскими, казахстанскими и другими учеными в научных трудах по археологии. Важными индикаторами для выявления пазырыкских объектов являются основные черты погребального обряда, а также обнаруженный инвентарь, среди которого необходимо обратить внимание на керамические сосуды. Опыт такого анализа представлен в данной статье на примере изучения памятника Тувасицун, который раскапывался в 2013 г. Синьцзянским институтом археологии и культурного наследия (г. Урумчи, Китай). Приводится описание пяти курганов и зафиксированных находок. Рассматриваются пять керамических сосудов, указываются их ближайшие аналогии и обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: Синьцзян, курган, раскопки, пазырыкская культура, находки, керамические сосуды. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.19

Археологический памятник Тувасицун находится на окраине одноименного поселка у оз. Канас (уезд Бурчун, округ Алтай, Синьцзян-Уйгур-ский автономный район Китая). Эта территория примыкает к пограничным зонам России, Казахстана и Монголии (рис. 1). Недалеко находится перевал, через который можно попасть на плоскогорье Укок и дальше на территорию Республики Алтай. По этой дороге с древних времен осуществлялись контакты между людьми, в том числе населением пазырыкской культуры.

В 2013 г. экспедиция Синьцзянского института археологии и культурного наследия (г. Урумчи, Китай) под руководством Ю Цзянцзюня провела раскопки на памятнике Тувасицун. Были исследованы девять курганов. Некрополь располагался на террасе р. Канас, у подножья гор. Результаты работ опубликованы в виде отчета [Ю Цзянцзюнь, 2014]. На основе анализа этих материалов и при дальнейшем их сравнении с публиковавшимися ранее сведениями о погребальных объектах Алтая скифского времени [Тишкин, Дашковский, 2003; Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003; и др.], можно сделать вывод, что пять курганов могильника Тувасицун относятся к пазырыкской культуре. Важно, что там обнаружена керамическая посуда, которая является предметом нашего изучения. К сожалению, китайским археологом опубликованы данные о глиняных изделиях только из курганов М3, М5 и М7. О других сосудах есть совсем краткие описания или только упоминание. Например, керамический сосуд из объекта М2 представлял собой горшок песочно-красного цвета с плоским дном. Он оказался разбитым. Керамика из погребения М4 была песочного цвета. Другой информации в отчете не указано.

кли\( ни

чошошя

КИ ГАЙ

Рис. 1. Памятник Тувасицун на картах-схемах

Для отражения контекста находок керамических сосудов есть смысл дать описание исследованных курганов, опираясь на опубликованные данные [Ю Цзянцзюнь, 2014].

Курган М3 (рис. 2.-7). Каменная насыпь диаметром 10 м и высотой 0,5 м сооружена из скальных обломков, гальки и песка. По ее периметру четко выделялась крепида из крупных камней. В центре фиксировалась западина. Могила оказалась прямоугольной формы, длиной 2,6 м, шириной 1,6 м и глубиной 1,7 м. В ней находится деревянный сруб. В северной части гробницы лежала на животе одна лошадь, головой на запад (рис. 2.-1, 1). Останки умершего человека немного потревожены, так как на них упало деревянное перекрытие. Дно сруба сделано из деревянных досок. На нем сверху, по-видимому, лежал ковер из органического материала, который уже сгнил и почернел. В могиле обнаружены следующие предметы: глиняный горшок (рис. 2.-1, 2), железный нож (рис. 2.-1, 3), золотые украшения (рис. 2.-1, 4), металлические удила и др. Керамический сосуд ручной работы имел красноватый цвет. На поверхности видны отдельные песчинки. Высота горшка, который оказался не совсем целым, составляет 18,9 см (рис. 2.-1, 2). Диаметр венчика 11 см, диаметр дна 8,2 см.

Курган М5 (рис. 2.-77). Каменная насыпь имела диаметр 10,5 м и высоту 0,45 м. Могила была длиной 2,9 м, шириной 2 м и глубиной 1,9 м. На дне ямы находился деревянный сруб, сделанный из соснового бруса. В нем похоронен человек, который лежал на спине с немного согнутыми ногами, головой на восток (с небольшим отклонением к северу). У северной стенки могилы (за срубом) оказалась захоронена целая

*

1

О 40 см (I 4 см 0 1 см

Рис. 2. Результаты раскопок памятник Тувасицун: I - курган М3; II - курган М5; III - курган М7

лошадь (рис. 2.-И, 1). Передняя часть тела животного лежала на плите прямоугольной формы. Судя по всему, коня специально аккуратно уложили на живот с подогнутыми ногами. В могиле зафиксированы следующие находки: крупный глиняный кувшин (рис. 2.-Д 2), железный нож (рис. 2.-11, 3), металлическое зеркало (рис. 2.-11, 4), золотая фольга (рис. 2.-Д 5), серьги (рис. 2.-11, 6-7), удила (рис. 2.-Д 8), крестцовые кости и позвонки овцы и др. Керамический сосуд серого цвета был сделан вручную, у венчика имеется орнамент в виде зигзагов. Для его из-

готовления в глиняное тесто добавлялись маленькие фрагменты дробленых камней. Высота кувшина, который оказался целым, составляет 29,2 см (рис. 2.-/7, 2). Диаметр венчика 9,2 см, диаметр тулова 12,3 см.

Курган M7 (рис. 2.-//Т). Каменная насыпь была диаметром 12 м и высотой 0,35 м. Могила оказалась длиной 2,3 м, шириной 2 м и глубиной 2 м. На дне ямы находился большой деревянный сруб, в северной части которого захоронена лошадь (рис. 2.-/7/, 1). Череп у скелета животного отсутствует. Гробница разграблена. Человеческие кости не сохранились. Зафиксированы следующие находки: глиняный сосуд (рис. 2.-/7/, 2), бронзовый нож (рис. 2.///, 3), каменное изделие (рис. 2.-///, 4), кости овец и др. Горшок красного цвета был изготовлен вручную с использованием дробленых камней. Его высота 17,7 см, диаметр венчика 11,5 м и диаметр дна 8,5 см (рис. 2.-///, 2).

Представленная информация хорошо демонстрирует погребальный обряд и материальную культуру пазырыкского населения Алтая. Что касается керамической посуды, найденной на памятнике Тувасицун, то она имеет аналогии среди глиняных изделий, которые подробно отражены в монографии Ю.Ф. Кирюшина и Н.Ф. Степановой [2004]. Близкие по форме и внешнему виду изделия обнаружены на комплексе памятников Уландрык и Юстыд [Кубарев, 1987, 1991], что вполне закономерно: памятники относительно близко расположены и хорошо изучены.

Следует отметить, что погребальная керамическая посуда пазырыкской культуры очень разнообразна. Отдельные регионы имеют свои особенности, что свидетельствует о сложности состава древнего общества. В этом плане важно определить место памятников Синьцзяна и найденных там глиняных сосудов, а также найти истоки гончарных традиций. Хорошие перспективы предполагает изучение керамических изделий всей пазырыкской культуры, так как данное направление археологии еще слабо исследовано. В настоящее время коллекции найденных сосудов хранятся в музеях России, Казахстана, Китая и Монголии. Это большой объем источников. Данная статья является первым шагом для решения обозначенных и других проблем.

Библиографический список

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул, 2004. 292 с.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул, 2003. 234 с.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 270 с.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с.

Ю Цзянцзюнь. Отчет о раскопках древнего кладбища Тувасицун, Канас, округ Бур-чун // Древности Синьцзяна [«гЯЯ&^РЯ^.ШШШгШТШШШ ».Ш1£» 2014^Ш2$]. Урумчи, 2014. №2 (110). С. 60-74.

J. Mu

Altai State University, Barnaul, Russia

CERAMIC VESSELS FROM THE SITE TUVASIZUN OF PAZYRYK CULTURE ON THE TERRITORY OF XINJIANG (China)

On the territory of the Xinjiang Uygur Autonomous Region of China, research was made into the burials of the well-known Pazyryk culture of the Scythian-Saka time. The various excavated materials are reported in Chinese which is rarely understood by the archaeologists in Russia, Kazakhstan, and other regions. Important indicators for identifying the cultural features of Pazyryk are the burial practices, and unearthed funerary object, among which it is necessary to pay attention to pottery vessels. From the aforementioned perspectives, this article presents an analysis of the materials of the Tuvasizun, which was excavated by the Xinjiang Institute of Cultural Relics and Archaeology (Urumqi, China) in 2013. Five burials and recorded finds are described. Five pottery vessels are considered, their closest analogies are indicated, prospects for further research are presented.

Key words: Xinjiang, buruals, excavations, Pazyryk culture, finds, pottery vessels.

УДК 903.21(571.151)

С.А. Пилипенко

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ БЕРЕСТЯНЫХ НАШИВОК ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ №17 МОГИЛЬНИКА КУДЫРГЭ

Одной из задач современной археологии является не только спасение разрушающихся памятников, поиск и исследование новых или вновь выявленных и применение новых научных методов для изучения исторического прошлого средневековых кочевников периода монгольской империи, но и работа с ранее найденными артефактами, назначение которых не было определено. Данная работа посвящена вопросами определения назначения двух парных берестяных пластинок со следами прошивки из погребения №17 могильника Кудыргэ с территории Горного Алтая. Накопленный нами опыт реконструкции берестяных изделий разной степени сохранности позволяет выдвинуть предположение о принадлежности выявленных деталей к одному из женских головных уборов монгольской империи - бокке. Бокка являлась важным атрибутом не только социального и семейного (замужество) статуса, но и маркером принадлежности семьи погребенной к группе лиц, признающих верховенство власти монгольской империи.

Ключевые слова: берестяные нашивки, металлическое очелье, амулетни-ца, бокка, средневековые кочевники, Монгольская империя. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.20

Археологическое изучение территории Горного и Степного Алтая, которое началось с раскопок В.В. Радлова [1989, с. 453] во 2-й половине XIX в. и приобрело системный характер со 2-й половины XX в., продолжается и в наше время [Тишкин, 2009, с. 9]. За последние десятилетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.