Научная статья на тему 'ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КУРГАНА №32 НА МОГИЛЬНИКЕ ЧИНЕТА-II В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ АЛТАЕ'

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КУРГАНА №32 НА МОГИЛЬНИКЕ ЧИНЕТА-II В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ АЛТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / СКИФСКАЯ ЭПОХА / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / КОЧЕВНИКИ / ALTAI / SCYTHIAN EPOCH / FUNERAL RITE / NOMADS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский П. К., Ожиганов А. Н., Шершнева Е. А.

В статье представлены результаты раскопок кургана №32 на могильнике Чинета-П, который входит в состав Чинетинского археологического микрорайона. Указанный памятник расположен на левом берегу р. Иня недалеко от с. Чинета Краснощековского района Алтайского края. В ходе раскопок кургана №32 было обнаружено ограбленное погребение женщины. Она была уложена в деревянную погребальную конструкцию в вытянутом положении на спине и ориентирована головой на запад. Несмотря на ограбление погребения, удалось обнаружить развал керамического сосуда и две железные заколки с навершиями, покрытыми золотой фольгой. Зафиксированные признаки ориентации и положения умершего в могиле не являются в полной степени классическими для памятников пазырыкской культуры Горного Алтая. В то же время аналогичные традиции положения и ориентации умершего в могиле зафиксированы при раскопках курганов пазырыкского времени как в Северо-Западном, так и других районах Алтая. Указанные особенности отражают определенные процессы межкультурного взаимодействия кочевников в регионе в скифское время. В рамках сравнительно-исторического подхода курган №32 могильника Чинета-П датирован предварительно концом IV - III в. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY RESULTS OF THE STUDY OF MOUND NO. 32 AT THE CHINETA-II BURIAL GROUND IN NORTH-WESTERN ALTAI

The article presents the results of excavations of mound No. 32 at the Chineta-II burial ground, which is part of the Chineta archaeological microdistrict. This site is located on the left bank of the Inya river near the village of Chineta in Krasnoshchekovsky district of the Altai territory. During the excavation of mound No.32, the robbed burial of a woman was discovered. She was placed in a wooden burial structure in a slumped position on her back and oriented with her head to the west. Despite the robbery of the burial, it was possible to find the remains of a ceramic vessel and two iron hairpins with pommels covered with gold foil. The recorded signs of orientation and position of the deceased in the grave are not fully classical for the sites of the Pazyryk culture of the Altai Mountains. At the same time, the same tradition of the position and orientation of the deceased in the grave was recorded during the excavations of Pazyryk burial mounds in the North-Western and other regions of Altai. These features reflect certain processes of intercultural interaction of nomads in the region in the Scythian era. As part of the comparative-historical approach, mound No. 32 of the Chineta-II burial ground is tentatively dated to the end of the 4th - 3rd centuries BC.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КУРГАНА №32 НА МОГИЛЬНИКЕ ЧИНЕТА-II В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ АЛТАЕ»

accompanying animal. Sheep and cows were only used as additional animals in horse burials. The number of animals in one grave, in most cases, reflects the property and social status of the deceased people. The presence of horses, sheep and cows on the one hand and dogs on the other is associated with different ethnocultural traditions.

Key words: early Middle Ages, Srostki culture, barrow, burial, horses, dogs.

УДК 903.53(571.50)

П.К. Дашковский, А.Н. Ожиганов, Е.А. Шершнева

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КУРГАНА №32 НА МОГИЛЬНИКЕ ЧИНЕТА-П В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ АЛТАЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Алтайского края по теме «Памятники Чинетинского археологического микрорайона на Алтае: культурно-историческая интерпретация артефактов и возможности использования полученных результатов в туристическом кластере региона» (№19-49-220002), а также РФФИ и Министерства культуры, образования и спорта Монголии по теме «Этнорелигиозные и социальные процессы как факторы межкультурного взаимодействия населения трансграничном пространстве Алтая, Тувы и Монголии: история и современность» (№19-59-44002)

В статье представлены результаты раскопок кургана №32 на могильнике Чинета-П, который входит в состав Чинетинского археологического микрорайона. Указанный памятник расположен на левом берегу р. Иня недалеко от с. Чине-та Краснощековского района Алтайского края. В ходе раскопок кургана №32 было обнаружено ограбленное погребение женщины. Она была уложена в деревянную погребальную конструкцию в вытянутом положении на спине и ориентирована головой на запад. Несмотря на ограбление погребения, удалось обнаружить развал керамического сосуда и две железные заколки с навершиями, покрытыми золотой фольгой. Зафиксированные признаки ориентации и положения умершего в могиле не являются в полной степени классическими для памятников пазырыкской культуры Горного Алтая. В то же время аналогичные традиции положения и ориентации умершего в могиле зафиксированы при раскопках курганов пазырыкского времени как в Северо-Западном, так и других районах Алтая. Указанные особенности отражают определенные процессы межкультурного взаимодействия кочевников в регионе в скифское время. В рамках сравнительно-исторического подхода курган №32 могильника Чинета-11 датирован предварительно концом IV - III в. до н.э.

Ключевые слова: Алтай, скифская эпоха, погребальный обряд, кочевники. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.6

Курганный могильник Чинета-11 входит в состав Чинетинского археологического микрорайона, который расположен в окрестностях с. Чи-нета в Краснощековском районе Алтайского края. Указанный памятник зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Иня (левый приток Чарыша) в 1-1,4 км к югу-юго-востоку от с. Чинета. В настоящее время на некрополе выявлены объекты скифского времени, а также тюркской, кыргызской и сросткинской культур [Дашков-

ский, 2015; 2017а; и др.]. В данной публикации приводится информация о результатах изучения кургана №32, относящегося к скифскому времени.

Курган №32 располагался в центральной части некрополя Чине-та-П. Насыпь сооружения до момента раскопок на уровне современной поверхности почти никак не выделялась. Диаметр каменной насыпи объекта, сложенной из камней в 1-2 слоя, составлял с севера на юг 6,25 м, а с запада на восток - 5,5 м. Высота сооружения достигала 0,5 м, а с учетом слоя грунта - 0,6 м. Сама насыпь состояла из речной гальки средних размеров, которая была уложена в 1-2 слоя поверх земляной насыпи, сооруженной на уровне древнего горизонта.

Под насыпью кургана выявлена могильная яма. Она имела на уровне древнего горизонта размеры 3,65*1,73*1,82 м. Глубина могилы от отметки нулевого репера - 2,29 м, от уровня древнего горизонта - 1,82 м. Далее в описании глубины указаны от нулевого репера. На глубине 1,69-1,88 м выявлен деревянный сруб в два венца хорошей сохранности, который был установлен на дне могилы. Длина продольных плах достигала 2,8 м, поперечных - 1,3 м. Средняя ширина плах 15-25 см. При этом продольные плахи перекрывали поперечные. Сруб сверху был перекрыт настилом из плах, две из которых в центральной части конструкции частично сохранились. Следует отметить, что в отличие от многих других курганов скифского времени, изученных в пределах Чинетинского археологического микрорайона, в данном объекте деревянная внутримогильная конструкция в виде сруба сохранилась хорошо. Вдоль южной, западной и восточной стенок сруба на глубине от 1,62 до 2,13 м зафиксирована обкладка из крупных и средних камней. Между северной стенкой могилы и сруба в центральной части выявлен только один крупный камень.

Внутри сруба обнаружено погребение женщины, которое было, вероятно, сильно потревожено в древности. В нетронутом положении сохранились только частично кости ног. Это позволяет сделать вывод, что умершая, по-видимому, была уложена в вытянутом положении на спине и ориентирована головой на запад. Часть костей, преимущественно позвонки и ребра, оказалась смещена к восточной стенке сруба. В той же части погребения найдены две железные заколки, покрытые золотой фольгой. Череп человека выявлен в средней части южной стенки сруба. В юго-западном углу сруба найден развал керамического сосуда. В 0,2 м к северо-востоку от него располагалась ритуальная пища, от которой остались кости барана.

Из сопроводительного инвентаря особый интерес представляют железные заколки (рис.). Первое изделие имело длину железного стержня 8,2 см. Навершие было оформлено в виде шляпки диаметром 2 см, сверху покрытой фольгой. Вторая заколка оказалось более плохой сохранности. Первоначальная длина железного стержня составляла, вероятно, 10 см. Наверху заколку венчала шаровидная головка из фольги с орнаментом, покрытая конусовидным навершием также из фольги. Диаметр шаровидной головки - 2,2 см. Необходимо отметить, что железные, а также бронзовые

заколки с различными типами наверший встречаются не очень часто в погребениях кочевников скифского времени Горного Алтая. По подсчетам исследователей на начало XXI в. было известно около 50 таких предметов [Кирю-шин, Степанова, 2004, с. 86]. С учетом раскопок курганов па-зырыкской культуры на могильниках Ханкаринский дол и Чинета-П в СевероЗападном Алтае [Даш-ковский, 2016; 20176], количество таких изделий составляет около 60 экз. В частности, заколки с шаровидным навершием обнаружены в кургане №9 могильника Юстыд-XIII [Кубарев, 1991, с. 111, рис. LXП.-5], в кургане №3 и 9 могильника Малталу-ГУ [Кубарев, 1992, с. 94-95, рис. XLП.-8; XLIX.-5], в курганах №4, 6, 15 могильника Ханкаринский дол [Дашковский, 2016; и др.].

Близкого шаровидного типа заколки известны и в памятниках каменской культуры Алтая, например, в кургане №12 (могила-8), №15 (мо-гила-3) могильника Новотроицкое-! [Шульга, Уманский, Могильников, 2009, с. 215, рис. 15.-15, с. 224, рис. 24.-2; Могильников, 1997, с. 77-78, рис. 57.-1-2], в кургане №19 (могила-15) могильника Рогозиха^ [Уманский, Шамшин, Шульга, 2005, с. 24, рис. 42.-3; 53.-5], в кургане №1 (мо-гила-2) могильника Иня-3 [Горбунов, Тишкин, Фролов, Дашковский, 2011, с. 103, рис. 1.-1-2] и др. По мнению исследователей, наибольшее количество заколок с шаровидной головкой, покрытой золотой фольгой, встречается в Верхнем Приобье, чем в предгорных и горных районах Алтая [Могильников, 1997, с. 78]. Отличительной особенностью заколки из кургана №32 могильника Чинета-П от аналогичных изделий из курганов пазырыкской культуры является конусовидное навершие поверх шаровидной головки. По мнению В.А. Могильникова [1997, с. 78], указанного типа заколки появились в Верхнем Приобье в конце V - IV в. до н.э. и про-

Инвентарь из кургана №32 могильника Чинета-П: 1-2 - железные заколки с навершиями, покрытыми золотой фольгой; 3-4 - реконструкция заколок; 5 - керамический сосуд

должали существовать вплоть до II в. до н.э. В то же время в некоторых районах Алтая, в частности, в районе Средней Катуни, железные заколки с шаровидной головкой использовались несколько ранее - в У[-У вв. до н.э. [Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003, с. 85]. Кроме того, в кургане №21 могильника Балык-Соок-[, датированного 1-й половиной VI в. до н.э., обнаружена железная заколка с грибовидным навершием, покрытая золотой фольгой [Кубарев, Шульга, 2007, с. 33, рис. 11.-5]. Навершие данной заколки отличается по форме шляпки от другой заколки из кургана №32 могильника Чинета-П. Это показывает бытование железных заколок с разной формой головок на протяжении 1-й половины VI - III в. до н.э.

Нужно обратить внимание на некоторые особенности погребального обряда, зафиксированные при раскопках кургана №32 могильника Чинета-П. Для классического варианта погребального обряда пазырык-ской культуры характерно помещение умершего в скорченном положении на правом боку с ориентацией головой на восток или юго-восток. В рассматриваемом кургане умерший человек был уложен в вытянутом положении на спине и ориентирован головой на запад. Указанные признаки погребального обряда, хотя не относятся к классическим, однако встречаются при исследовании памятников кочевников горных районов Алтая пазырыкского времени. При этом сочетание данных признаков выявлено преимущественно в районе нижнего и среднего течения р. Катунь [Тишкин, Дашковский, 2003, с. 164-167; Кирюшин, Степанова, 2004].

Кроме кургана №32, на могильнике Чинета-П раскопано еще несколько объектов, в которых также обнаружены погребения людей, уложенных в вытянутом положении на спине и ориентированных головой на запад. Такие признаки зафиксированы при раскопках курганов №16, 28 (моги-ла-1) и 30. Кроме того, в курганах №19, 22, 23, 26, 27, 34 умершие были ориентированы головой на восток (юго-восток), но уложены в вытянутом положении на спине [Дашковский, 2017б, с. 113-114]. Наличие на могильнике Чинета-П погребений, совершенных как по классическим канонам пазырыкского погребального обряда, так и с отступлениями от него, свидетельствует об определенных этнокультурных процессах в скифского время в Северо-Западном Алтае. Примечательно, например, что на указанном могильнике был раскопан курган №28, под насыпью которого выявлены две могилы, в одной из которых было погребение женщины, уложенной в вытянутом положении на спине и ориентированной головой на запад [Дашковский, Ожиганов, 2019]. Традиция размещения под насыпью двух и более могил характерна для каменской культуры Алтая, которая испытала сильное сакское влияние [Могильников, 1997; Шульга, 2003, рис. 46; и др.]. Об интенсивных процессах межкультурного взаимодействия кочевников в указанном районе свидетельствуют и различные категории инвентаря из курганов могильника Чинета-П, которые имеют аналогии в различных культурах скифского периода Саяно-Алтая. Примечательно, что наиболее классические признаки пазырыкской культуры зафиксированы на соседнем могильнике Ханкаринский дол [Дашковский, 2016], который

расположен в той же долине, что и некрополь Чинета-II. При этом на последнем могильнике выявлено как раз больше признаков погребального обряда и артефактов, отражающих межкультурное взаимодействие кочевников в скифо-сакское время [Дашковский, 20176].

Таким образом, курган №32 могильника Чинета-II можно датировать предварительно концом IV - Ш в. до н.э. Зафиксированные особенности погребального обряда и инвентаря, вероятно, свидетельствуют об особенностях межкультурного взаимодействия кочевников в Северо-Западном Алтае.

Библиографический список

Горбунов В.В., Тишкин А.А., Фролов Я.В., Дашковский П.К. Аварийные раскопки на курганном могильнике Иня-3 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2001. Вып. XII. C. 101-104.

Дашковский П.К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул, 2015. 224 с.

Дашковский П.К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2016. Вып. IX. С. 42-66.

Дашковский П.К. Исследования Краснощековской археологической экспедиции на Алтае в 2001-2016 гг. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2017а. Вып. XIII. С. 83-87.

Дашковский П.К. Результаты изучения погребального обряда кочевников Северо-Западного Алтая скифской эпохи (по материалам могильника Чине-та-II) // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда в Барнауле -Белокурихе. Барнаул, 2017б. С. 112-116.

Дашковский П.К., Ожиганов А.Н. Предварительные результаты исследования курганов №28 и 33 на могильнике Чинета-II в Краснощековском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2019. Вып. XV. С. 57-62.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул, 2003. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. 234 с.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул, 2004. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. 292 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 190 с.

Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

Могильников В.А. Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тысячелетия до н.э. М., 1997. 195 с.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с.

Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И. Могильник скифского времени Рогозиха-I на левобережье Оби. Барнаул, 2005. 204 с.

Шульга П.И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул, 2003. 204 с.

Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А. Новотроицкий некрополь. Барнаул, 2009. 329 с.

Илюшин А.М. Материалы исследований на поселении Мусохраново-6А.

P.K. Dashkovskiy, A.N. Ozhiganov, E.A. Shershneva

Altai State University, Barnaul, Russia

PRELIMINARY RESULTS OF THE STUDY OF MOUND NO. 32 AT THE CHINETA-II BURIAL GROUND IN NORTH-WESTERN ALTAI

The article presents the results of excavations of mound No. 32 at the Chineta-II burial ground, which is part of the Chineta archaeological microdistrict This site is located on the left bank of the Inya river near the village of Chineta in Krasnoshchekovsky district of the Altai territory. During the excavation of mound No.32, the robbed burial of a woman was discovered. She was placed in a wooden burial structure in a slumped position on her back and oriented with her head to the west. Despite the robbery of the burial, it was possible to find the remains of a ceramic vessel and two iron hairpins with pommels covered with gold foil. The recorded signs of orientation and position of the deceased in the grave are not fully classical for the sites of the Pazyryk culture of the Altai Mountains. At the same time, the same tradition of the position and orientation of the deceased in the grave was recorded during the excavations of Pazyryk burial mounds in the North-Western and other regions of Altai. These features reflect certain processes of intercultural interaction of nomads in the region in the Scythian era. As part of the comparative-historical approach, mound No. 32 of the Chineta-II burial ground is tentatively dated to the end of the 4th - 3rd centuries BC.

Key words: Altai, Scythian epoch, funeral rite, nomads.

УДК 903.4(571.17)

А.М. Илюшин

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, Кемерово, Россия

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПОСЕЛЕНИИ МУСОХРАНОВО-6А В КАСЬМИНСКОМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ МИКРОРАЙОНЕ

В статье публикуются и исследуются материалы подъемных сборов, находки из раскопа шурфа №5 на поселении Мусохраново-6А, расположенного в долине среднего течения р. Касьмы на территории Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. Представлена история открытия и исследования археологического памятника. Археологические источники описываются и подвергаются сравнительно-историческому анализу с аналогичными материалами из Кузнецкой котловины. На основании сравнительного анализа делается вывод, что исследованные материалы по совокупности культурных характеристик и их преобладанию можно отнести к ирменско-большереченским и датировать их переходным временем от периода поздней бронзы к раннему железному веку.

Ключевые слова: Кузнецкая котловина, Касьма, поселение, Мусохрано-во-6А, керамика, переходное время. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.7

Систематические полевые исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в Касьминском археологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.