Научная статья на тему 'Кентавр-проблемы'

Кентавр-проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕНТАВР-ПРОБЛЕМЫ / СОЦИОЛОГИЯ / БИОСОЦИОЛОГИЯ / CENTAUR PROBLEMS / SOCIOLOGY / BIOSOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич

Энциклопедическая статья о методологическом подходе в социологических исследований, основанном на признании особого класса феноменов общественной жизни, характерным свойством которого является сочетание несочетаемого, а также представляющим отражение таких феноменов в социологической теории в форме парадоксальных утверждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centaur Problems

This encyclopedic article looks at the methodological approach to social research, which is based on recognizing a special class of social life phenomena featuring a combination of the incongruous. This approach also studies the reflections such phenomena find in sociological theory in the form of paradoxical statements.

Текст научной работы на тему «Кентавр-проблемы»

2015 - №4

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

307

йО!: 10.17805^ри.2015.4.29

Кентавр-проблемы*

Вал. А. Луков (Московский гуманитарный университет)

Энциклопедическая статья о методологическом подходе в социологических исследований, основанном на признании особого класса феноменов общественной жизни, характерным свойством которого является сочетание несочетаемого, а также представляющим отражение таких феноменов в социологической теории в форме парадоксальных утверждений. Ключевые слова: кентавр-проблемы; социология; биосоциология

Кентавр-проблемы — 1) особый класс феноменов общественной жизни, характерным свойством которого является сочетание несочетаемого; 2) отражение таких феноменов в социологической теории в форме парадоксальных утверждений.

Понятие кентавр-проблем ввел в социологию Ж. Т. Тощенко, показавший значение этой научной метафоры для естественных, социальных, гуманитарных наук (Тощенко, 2001, 2005, 2009; см. также: Луков, 2015). В дальнейшем это понятие было развернуто в выдвинутую Тощенко концепцию кентавризма (Тощенко, 2011). Идея кентавр-проблем в творчестве Тощенко появляется вслед за осмыслением парадоксальности человека (Тощенко, 2001) и затем приобретает особое значение в социологическом и социально-философском исследовании фантомов российского общества: антиномичность как одна из основ фантомности характеризуется как форма кентав-ризма (Тощенко, 2015: 37).

Согласно трактовке Тощенко кентавр-проблемы отражают специфичные парадоксы некоторых единств, которые кажутся отражением разной природы несовместимых свойств, но в действительности неразделимы. Таковы рассматриваемые в физике парадоксы «волна-частица», в философии — «феноменология-структурализм» и т. п. Для обозначения такого рода феноменов Тощенко применяет образ кентавра, подчеркивая, что он — «воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, что можно представить как метафору сочетания несочетаемо-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Философский анализ проектов конструирования человека: идеалы и технологии», №15-23-01008/14).

The article was written with financial support from the Russian Foundation for the Humanities (Project "Philosophical Analysis ofProjects ofConstructing Man: Ideals and Technologies", grant No. 15-23-01008/14).

го» (Тощенко, 2009: 152, курсив автора. — В. Л.). Иначе говоря, речь идет не просто о противоречиях сознания, но и, по-видимому, также о свойствах бессознательного, в чем трактовка Тощенко сближается с подходом к сфере бессознательного З. Фрейда. Фрейд применял термин «кентавр» при анализе сновидений, где имеет место аналогия с творениями фантазии, «которая легко соединяет в одно целое составные части, в действительности не связанные между собой, — например, кентавры... Ведь «творческая фантазия» вообще не может изобрести ничего нового, а только соединяет чуждые друг другу составные части» (Фрейд, 1989: 107). Здесь имеется в виду фиксация разнородного как единства.

Свойства кентавр-проблем Тощенко представляет следующим образом: (1) эти проблемы — особая форма парадокса, но не все парадоксы выступают как кентавр-проблемы; (2) это — особый случай поиска ответа на непознанные объективные процессы, возникающие, как правило, на стыке науки и практики; (3) к ним применим принцип неопределенности, кентавр-проблема может существовать и на подсознательном уровне, в этом случае с ней работает интуиция; (4) в сфере социальной, политической, духовной жизни возникают особые трудности распознавания и осмысления кентавр-проблем; (5) такие проблемы в своих проявлениях нарастают в периоды деформации общественных отношений и социальной нестабильности; (6) незнание или игнорирование кентавр-проблем в политической сфере ведет к ложным выводам, создает условия для провала политических решений (Тощенко, 2009: 154-155). Исследователь подчеркивает: «Особенно трудно объяснимы ситуации, когда научное познание сосредоточено на проблемах общественной жизни, предстающих своеобразными социальными кентаврами. Внимательный анализ окружающей действительности вынуждает признавать факт постоянных встреч с кентаврами. Они рождаются, функционируют, окружают нас повсеместно. Но с одной поправкой. Они проявляют себя в наших представлениях о непонятных и непознанных нами процессах и явлениях. Сам объект исследовательского интереса не всегда осознает свою "кентавричность"» (там же: 156).

Идею кентавр-проблем развивают и другие ученые, в том числе известные своими теоретическими работами и эмпирическими исследованиями в области социологии молодежи и социологии детства. Собственно, именно на этом исследовательском поле от кентавр-проблем сделан шаг вперед, к новым характеристикам сложных по природе социальных объектов.

Так, С. Н. Майорова-Щеглова выделяет, изучая социализацию детей и молодежи, кентавр-явления, кентавр-процессы, кентавр-образы, кентавр-личности (Майорова-Щеглова, Электронный ресурс). Здесь, как и у Тощенко, очевидно смещение вопроса из гносеологической в онтологическую сферу, т. е. признается, что «кентаврично-стью» обладают многие объекты (фрагменты реальности) сами по себе, а не только в их научном описании.

Эта позиция может быть осмыслена в еще более широком контексте. По сути, биосоциальная природа человека содержит основания для ее представления как кентавр-проблемы. Из этого следует, что всякое обобщенное исследование человека и общества по необходимости оказывается в кругу кентавр-проблем. Это обстоятельство в пределах расчлененных по предмету и методу наук нередко игнорируется, и во множестве исследований общества биотический уровень вообще не принимается в расчет, хотя ясная концепция, признающая это обстоятельство крайне существенным для понимания социальных связей, была сформирована и эмпирически под-

2015 — №4

Энциклопедия гуманитарных наук 309

тверждена еще в начале ХХ в. в работах представителей Чикагской социологической школы (Park, Burgess, 1921; Research in the social sciences ... , 1929; Парк, 1999).

Данное положение двойственности природы человека существенно для формируемых в XX-XXI вв. теорий молодежи, поскольку именно на период молодости приходится особый конфликт биологического и социального, преодолеваемый в процессе социализации. Но это значит, что здесь никак не обойти и на уровне гносеологическом кентавр-проблемы, т. е. в самой организации научного знания о молодежи следует допускать возможность, более того — неизбежность, соединения несоединимого — концептуальных подходов, пересекающих границы научных монодисциплин. В определенной мере можно утвержать, что наметившийся в современной философии и теоретической социологии путь к трансдисциплинарности и есть выражение все большей значимости для научного познания мира обнаруживаемых в реальности кентавр-проблем. В таком ключе понятие кентавр-проблем применено в тезаурусной концепции молодежи, а также в новых концептуальных конструкциях биосоциологии молодежи, основанных на тезаурусном подходе (Луков, 2012, 2013: Электронный ресурс). В методологическом плане понятие кентавр-проблем позволяет систематизировать имеющиеся и возникающие проекты конструирования человека в части их направленности на эксперименты как в области телесности, так и интеллектуального и культурного развития, в наибольшей степени ориентированные на подрастающее поколение — на детей и молодежь.

Лит.: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация»; Луков, В. А. (2013) Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с. URL: http:// mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2015); Луков, В. А. (2015) Метафоры как ключ к социологическому постижению мира // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 385-390. DOI: 10.17805/ zpu.2015.1.37; Майорова-Щеглова, С. Н. Кентавр-проблемы в социализации российских детей и молодежи [Электронный ресурс] // Социология детства. URL: http://childsoc.ru/doc/mayoro-va-sheglova_dokl.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2015); Парк, Р. (1999) Экология человека // Теория общества: Фундамент. проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М. : Канон-Пресс-Ц ; Кучково поле, 1999. 413 с. С. 384-400; Тощенко, Ж. Т. (2001) Парадоксальный человек. М. : Гардарики. 398 с.; Тощенко, Ж. Т. (2005) Кентавр-проблема в познании и преобразующей деятельности человека // Социологические исследования. №6. С. 4-7; Тощенко, Ж. Т. (2009) Кентавр-проблема // Тезаурус социологии : Тематический словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с. С. 152-156; Тощенко, Ж. Т. (2011) Кентавр-проблема: опыт философского и социологического анализа. М. : Новый хронограф. 552 с.; То-щенко, Ж. Т. (2015) Фантомы российского общества. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 668 с.; Фрейд, З. (1989) Введение в психоанализ : лекции. М. : Наука. 456 с.; Park, R. E., Burgess, E. W. (1921) Introduction to the science of sociology. Chicago, IL : The University of Chicago Press. 1040 p.; Research in the social sciences: Its fundamental methods and objectives (1929) / ed. with an introduction by W. Gee. N. Y. : Macmillan. 305 p.

Дата поступления: 10.08.2015 г.

CENTAUR PROBLEMS

Val. A. Lukov

(Moscow University for the Humanities)

This encyclopedic article looks at the methodological approach to social research, which is based on recognizing a special class of social life phenomena featuring a combination of the incongruous.

This approach also studies the reflections such phenomena find in sociological theory in the form of paradoxical statements.

Keywords: centaur problems; sociology; biosociology

References: Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow, Kanon+ Publ., RPOD "Reabilitatsia". 528 p. (In Russ.); Lukov, V. A. (2013) Biosotsiologiia molodezhi: teoretiko-metodologicheskie osnovaniia [Biosociology of the youth: theoretical and methodological foundations]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 430 p. [online] Available at: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/mono-graphs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf [archived in WebCite] (accessed 5.08.2015). (In Russ.); Lukov, V. A. (2015) Metafory kak kliuch k sotsiologicheskomu postizheniiu mira [Metaphors as a key to sociological study of the world]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 385-390. DOI: 10.17805/ zpu.2015.1.37 (In Russ.); Maiorova-Shcheglova, S. N. Kentavr-problemy v sotsializatsii rossiiskikh detei i molodezhi [Centaur problems in socialization of Russian children and youth]. Sotsiologiia det-stva [Sociology of childhood] [online] Available at: http://childsoc.ru/doc/mayorova-sheg-lova_dokl.pdf [archived in WebCite] (accessed 5.08.2015). (In Russ.); Park, R. (1999) Ekologiia che-loveka [Human ecology]. In: Teoriia obshchestva: Fundamentalnye problemy [Social theory: Fundamental issues] / ed. by A. F. Filippov. Moscow, Kanon-Press-Ts Publ. ; Kuchkovo pole Publ. 413 p. Pp. 384-400 (In Russ.); Toshchenko, J. T. (2005) Kentavr-problema v poznanii i preobrazuiushchei deiatel'nosti cheloveka [The centaur problem in cognitive and transformative action of man]. Sotsio-logicheskie issledovaniia, no. 6, pp. 4-7 (In Russ.); Toshchenko, J. T. (2001) Paradoksal'nyi chelovek [Paradoxical man]. Moscow, Gardariki Publ. 398 p. (In Russ.); Toshchenko, J. T. (2009) Kentavr-problema [The centaur problem]. In: Tezaurus sotsiologii [The thesaurus of sociology] : A thema-tical dictionary and reference book / ed. by J. T. Toshchenko. Moscow, IuNITI-DANA. 487 p. Pp. 152-156. (In Russ.); Toshchenko, J. T. (2011) Kentavr-problema: opyt filosofskogo i sotsio-logicheskogo analiza [The centaur problem: Philosophical and sociological analysis]. Moscow, Novyi khronograf Publ. 552 p. (In Russ.); Toshchenko, J. T. (2015) Fantomy rossiiskogo obshchestva [Phantoms of the Russian society]. Moscow, Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniia i marketinga Publ. 668 p. (In Russ.); Freud, S. (1989) Vvedenie v psikhoanaliz : lektsii [Introductory lectures on psychoanalysis]. Moscow, Nauka Publ. 456 p. (In Russ.); Park, R. E. and Burgess, E. W. (1921) Introduction to the science of sociology. Chicago, IL, The University ofChicago Press. xxi, 1040 p.; Research in the social sciences: Its fundamental methods and objectives (1929) / ed., with an introduction, by W. Gee. New York, Macmillan. 305 p.

Submission date: 10.08.2015.

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Full member, International Teacher's Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: v-lukov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.