Научная статья на тему 'Кедровники памятника природы «Шапшинские кедровники»'

Кедровники памятника природы «Шапшинские кедровники» Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ НАСАЖДЕНИЕ / ПРИПОСЕЛКОВЫЕ КЕДРОВНИКИ / ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ / ДИГРЕССИЯ / СОСТАВ ДРЕВОСТОЯ / ПОДРОСТ / ЖИВОЙ НАПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ / GROWING STOCU / CEMBRETUMS ATTACHED TO SETTLEMENTS / NATURE RELIC / DIGRESSION / YONG GRONTH / FIELD LAYER

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Безденежных И. В., Безденежных А. П., Неволин А. В.

Приведены результаты комплексного анализа насаждений памятника природы «Шапшинские кедровники», расположенного на территории ПП «Самаровский чугас» (Ханты-Мансийский автономный округ Югра). Даны рекомендации по повышению устойчивости насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Безденежных И. В., Безденежных А. П., Неволин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE RELIC «SHAPSHINSKY CEMBRETUMS»

The article deals with complex analysis of groning stocns in natural relic «Shapshinsky Cembretums» located on the tesritory jf the state euterprise «Samarovsky chugas» (khanty-mansiisk autonomous okrug) some recommendations are given to increase groniug stocns stability.

Текст научной работы на тему «Кедровники памятника природы «Шапшинские кедровники»»

333^»— Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011 ^

______________Лесное хозяйство

КЕДРОВНИКИ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ «ШАПШИНСКИЕ КЕДРОВНИКИ»

И. В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ,

кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директора по науке,

Учреждение ХМАО-Югры «Самаровский чугас»,

А. П. БЕЗДЕНЕЖНЫХ,

директор Самаровского филиала

ГП «Лесосервисная компания «Югралесхоз»,

А. В. НЕВОЛИН, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 37;

тел. 8(34673)3-80-54;

аспирант, УГЛТУ e-mail: [email protected]

Ключевые слова: лесное насаждение, припоселковые кедровники, памятник природы, дигрессия, состав древостоя, подрост, живой напочвенный покров.

Keywords: growing stocu, cembretums attached to settlements, nature relic, digression, yong gronth, field layer.

На протяжении многих веков материальная и духовная жизнь населения Сибири была связана с кедровыми лесами. Правительство и местная администрация прекрасно понимали ценность кедровых лесов как источника пушнины и кедрового ореха. Об этом свидетельствует распоряжение Тобольской губернской канцелярии от 25 августа 1755 г., в котором предписывалось новоселам, «чтобы в хоромное и всякое строение лесу, особливо матерого кедровника, напрасно и тщетно для малых своих бездельных корыстей, кроме суще законных надобностей и нужд, отнюдь не опустошали и не рубили, а потребные с тех кедров орешки и шишки собирали и не подрубали бы не только всего дерева, но и сучья берегли» [1].

Благодаря усилиям администрации и местных крестьян, видевших в кедре плодовое дерево, около возникающих поселений сохранялись массивы кедра. В дальнейшем крестьяне оберегали эти кедровники, проводили в них рубку деревьев сопутствующих пород, а также фаутных, слабоурожайных и сухостойных деревьев кедра. В результате окультуривания припоселковые, или, как их раньше называли, «присельные» кедровники приобретали вид парковых лесов или плодовых садов. Кроны деревьев в разреженных древостоях хорошо развивались, значительно повышалась орехопродуктивность насаждений. Население бережно относилось к кедру, тщательно соблюдало сроки сбора урожая [2].

Припоселковые кедровые леса — сохранившиеся уникальные лесные экосистемы, созданные при участии местного населения преобразованием коренных сибирских полидоминантных лесов в орехоплодные (кедровые) сады, представляют высокую промысловую, ландшафтно-эстетическую и научную ценность [2].

Интересна история припоселкового кедровника, расположившегося около сельского поселения Шапша Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Первое упоминание

о Шапше относится к 1728 г., когда, по сведениям Хрисанфа Лопарева [3], шапшинские остяки продали свою землю в районе протоки Неулевой самарским ямщикам.

В шестидесятые годы XX столетия на Севере были открыты огромные запасы нефти, интенсивное освоение которых привело к усиленному и разностороннему

воздействию человека на природу, причем нередко отрицательному.

С 1981 по 1991 гг. деревня Шапша с примыкающими лесами становится подсобным хозяйством геофизиков. Начало интенсивного строительства привело к рубке кедровников вблизи поселка. Тогда лесник

Н. А. Разбойников, собрав 140 подписей жителей деревни, обращается с письмом в Министерство лесной промышленности. Однако ответа на данное письмо не последовало. Весной 1985 г. за спасение кедров взялись второклассники, директор школы

З. Г. Семенищева и пенсионеры, встав живым кордоном на пути бульдозеров. После многочисленных обращений жителей и длительной борьбы с бюрократическим механизмом только в 1990 г. Постановлением исполкома Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 28 ноября урочище «Шапшинские кедровники» было обозначено на карте как памятник природы, занимающий площадь 110 га. Кедровник представляет собой не только ценный лесной массив, достаточно уникальный для региона, но и прекрасный образец важных в эстетическом отношении территорий.

В 2001 г. территория памятника природы включена в состав природного парка «Самаровский чугас».

Припоселковый кедровник площадью 110 га представляет собой смешанный кедровый древостой, что весьма характерно для кедровников Западной Сибири [5].

Лесной массив находится в средней подзоне тайги. Здесь кедровые леса являются зональным элементом растительности и безраздельно господствующей формацией. Почвенный покров представлен подзолисто поверхностно-глееватыми иллювиально-железистыми почвами. Главную роль в припоселковом кедровнике играют насаждения зеленомошной группы типов леса. В состав лесообразующих пород, участвующих в сложении кедровых лесов, входят пихта, ель, береза, осина и сосна. В живом напочвенном покрове доминируют плеурозий Шребера, гилокомий блестящий, кукушкин лен, черника. Подлесок состоит из рябины и шиповника.

В условиях природного парка встречаются распространенные виды, отличающиеся порой необычайно крупными для средней тайги размерами. Так, в припоселковом кедровнике встречаются очень крупные экземпляры княжика сибирского (Atragene

32

www. m-avu. narod. ru

Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011

t

Лесное хозяйство *

sibirica L.). Обычно это небольшая, до 2,5-3 м в высоту, тонкая лиана. Здесь же можно увидеть растения, поднимающиеся в кроны до 6-7 м и имеющие диаметр стебля у основания до 2,5-3 см [4]. Встречаются также такие редкие растения, как пальчатокоренник пятнистый (Dactylorhiza maculate (L.) Soo), вероника колосистая (Veronica spicata L.).

На основании плана лесонасаждений, таксационного описания, материалов космической съемки, материалов распределения насаждений по стадиям дигрессии и урожайности кедра, был подготовлен анализ насаждений памятника природы «Шапшинские кедровники». Имеющиеся данные по припоселковому кедровнику позволили выделить несколько основных категорий кедровых насаждений.

К зрелым насаждениям отнесены участки кедровника старше 160 лет, которые имеют хорошую способность к семеношению. Древостои, по сравнению с таковыми в других категориях насаждений, среднеполнотные (полнота в основном 0,6), с отдельными крупными экземплярами кедра. В кедровнике большое количество ослабленных деревьев 2 и 3 категории санитарного состояния. Лесная подстилка в результате многолетнего вытаптывания при сборе орехов и пастьбы скота, особенно вблизи деревни, деградирует, корневые системы повреждаются. Последнее обуславливает необходимость постоянного лесопатологического мониторинга в данных насаждениях.

По восстановительно-возрастной динамике Е. П. Смолоногова, С. В. Залесова [5], насаждения проходят второй период возрастного этапа (интенсивный рост и формирование насаждений с преобладанием кедра в составе древостоя). Для этого периода характерна кульминация всех показателей роста лиственных деревьев и их интенсивный распад. Возобновление в таких насаждениях протекает удовлетворительно. Имеется благонадежный подрост высотой 2 м в количестве до 4 тыс. экз./га. Доля кедра в составе подросте до 3 единиц. Урожайность кедровых насаждений варьирует от 90 до 210 кг/га и зависит от долевого участия кедра в составе древостоя. В живом напочвенном покрове преобладает плеурозий Шребера, гилокомий блестящий, кислица.

Площадь зрелых кедровников составляет 66,4 га, или 60,4 % общей площади памятника природы.

Сложные насаждения — участки, в составе которых участие кедра не превышает 50 %. Сопутствующие, а иногда главенствующие виды в древостое — пихта, сосна, ель и береза. Насаждения разновозрастные, имеющие удовлетворительное возобновление из темнохвойных пород, в основном из пихты и ели. Доля участия кедра в составе подроста до 2 единиц. Кедровники биологически устойчивы, кедровые элементы древостоев в хорошем состоянии, но продуктивность семеношения в них на единицу площади значительно снижена, урожайность

в составе древостоев. В живом напочвенном покрове присутствует плеурозий Шребера, кислица, майник двулистный, грушанка круглолистная, черника.

Сложные насаждения занимают 41,6 га, или 37,8 % от общей площади припоселкового кедровника.

К потенциальным кедровникам отнесены насаждения в первом периоде восстановительно-возрастного ряда кедровых насаждений [5]. Их площадь 2 га (1,8 %). Лиственные породы вступают в период спелости, происходит отпад тонкомерных деревьев. В составе древостоя примесь кедра не превышает 20 %. В просветах и окнах верхнего полога формируется подрост из хвойных пород с преобладанием кедра. В живом напочвенном покрове присутствует сфагнум, осоки.

Процесс изменения лесных биогеоценозов в результате рекреационной деятельности характеризуется рекреационной дигрессией. Состояние отдельных компонентов и в целом лесных биогеоценозов при разной интенсивности рекреационного воздействия, показателем которого является рекреационная нагрузка, отражают стадии рекреационной дигрессии.

На территории памятника природы наблюдается

1 и 2 стадии рекреационной дигрессии, при которых рекреационная нагрузка не превышает самовосстановительной способности лесных биоценозов при неопределенно длительном ее воздействии. Она вызывает слабые нарушения отдельных компонентов насаждения, не изменяя структурную и функциональную устойчивость биогеоценозов. Памятник природы в целом еще имеет запас рекреационной емкости, тем не менее, в определенные периоды года (вторая половина лета и особенно в годы интенсивного плодоношения кедра) насаждения испытывают высокие, местами чрезмерные, рекреационные нагрузки. Для устранения последствий негативного воздействия последних пока не требуется серьезного и целенаправленного лесоводственного вмешательства, кроме очистки леса от захламленности и запрета выпаса скота на территории памятника природы.

В целом можно отметить, что большая часть памятника природы — это зрелые кедровые насаждения с хорошей урожайностью и удовлетворительным возобновлением. В таких насаждениях необходимо уделять внимание оценке санитарного состояния и периодическому лесопатологическому мониторингу. Необходимо вырубать больные деревья с удалением и сжиганием порубочных остатков, требуется запретить использование колота во время сбора урожая шишек кедра, а также выпас скота на территории кедровника.

Остальная часть припоселкового кедровника — сложные насаждения, которые более биологически устойчивы, но урожайность кедра в них очень слабая. Поэтому, для повышения продуктивности, в таких насаждениях необходимо проведение рубок переформирования.

кедра не превышает 90 кг/га и зависит от участия кедра

Литература

1. Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края // Научные записки Томского края : сборник публичных лекций членов Западно-Сибирского общества сельского хозяйства. Томск, 1898. С. 138.

2. Бех И. А., Бисирова Э. М., Демидко Д. А., Кривец С. А., Читоркин В. В. Методы обследования припоселковых кедровников : учебное пособие для студентов и школьных лесничеств. Томск, 2006. 52 с.

3. Лопарев Х. Самарово. СПб., 1896.

4. Петров А. П., Зотеева Е. А., Залесов С. В., Капралов А. В., Матросов А. А. Флора и фауна природного парка «Самаровский чугас». Арборифлора : монография. Екатеринбург : Изд-во УГЛТУ, 2008. 107 с.

5. Смолоногов Е. П., Залесов С. В. Эколого-лесоводственные основы организации и ведения хозяйства в кедровых лесах Урала и Западно-Сибирской равнины. Екатеринбург : Изд-во УГЛТУ, 2002. 186 с.

www.m-avu.narod.ru 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.