Научная статья на тему '«КАЖДАЯ ПОДРОБНОСТЬ В КАРТИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРНА...». ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА И.И. БРОДСКОГО'

«КАЖДАЯ ПОДРОБНОСТЬ В КАРТИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРНА...». ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА И.И. БРОДСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.И. БРОДСКИЙ / КАРТИНА "ЛЕНИН В СМОЛЬНОМ" / ГАЗЕТА "ВООРУЖЁННЫЙ НАРОД" / ГАЗЕТА "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" ЛВО / ГАЗЕТА "НА СТРАЖЕ РОДИНЫ" / ДОМ КРАСНОЙ АРМИИ В ЛЕНИНГРАДЕ / АРМЕЙСКАЯ ИЗОСТУДИЯ / I.I. BRODSKY / PAINTING "LENIN IN SMOLNY" / "ARMED PEOPLE" NEWSPAPER / "THE RED STAR" / A NEWSPAPER OF THE LENINGRAD MILITARY DISTRICT / "SAFEGUARDING THE MOTHERLAND" NEWSPAPER / RED ARMY HOUSE IN LENINGRAD / ARMY FINE ARTS STUDIO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынкевич Сергей Антонович

В статье рассматриваются аспекты творческой и организаторской деятельности известного советского художника И.И. Бродского, а также его роль в становлении самодеятельного армейского изоискусства; описывается история создания знаменитого полотна «Ленин в Смольном».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«EVERY SMALL DETAIL IN THE PICTURE HAS TO BE ABSOLUTELY TRUE TO LIFE...». THE ARTISTIC HERITAGE OF ISAAC BRODSKY

The article looks at the art and organizational activity of prominent Soviet artist Isaac Brodsky, as well as at his role in encouraging amateur painting in the army; it describes the history of painting his famous piece «Lenin in Smolny».

Текст научной работы на тему ««КАЖДАЯ ПОДРОБНОСТЬ В КАРТИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРНА...». ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА И.И. БРОДСКОГО»

ы

4Ï1

С.А. МАРТЫНКЕВИЧ

S.A. MARTYNKEVICH

«КАЖДАЯ ПОДРОБНОСТЬ В КАРТИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРНА...»

Творческое наследие художника И.И. Бродского

«EVERY SMALL DETAIL IN THE PICTURE HAS TO BE ABSOLUTELY TRUE TO LIFE...»

The artistic heritage of Isaac Brodsky

Сведения об авторе. Мартынкевич Сергей Антонович - ответственный редактор газеты «На страже Родины» ФГБУ «Редакционно-издательский центр "Красная звезда"» МО РФ, заслуженный работник культуры РФ, полковник запаса (Санкт-Петербург. E-mail: sp-nsr@korrnet.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты творческой и организаторской деятельности известного советского художника И.И. Бродского, а также его роль в становлении самодеятельного армейского изоискусства; описывается история создания знаменитого полотна «Ленин в Смольном»,

Ключевые слова: И.И. Бродский, картина «Ленин в Смольном»; газета -Вооруженный народ»; газета «Красная звезда» Л ВО; газета «На страже Родины»; Дом Красной армии в Ленинграде; армейская изостудия.

Information about author. Sergei Martynkevich - Executive Editor of «Na strazhe Rodiny newspaper, Krasnaya zvezda Publishing Center of the RF MoD, RF Merited Culture Worker, Colonel (res.) (St. Petersburg. E-mail: sp-nsr@korrnet.ru).

Summary. The article looks at the art and organizational activity of prominent Soviet artist Isaac Brodsky. as well as at his role in encouraging amateur painting in the army; it describes the history of painting his famous piece «Lenin in Smolny».

Keywords: 1.1. Brodsky; painting -Lenin in Smolny»; «Armed People» newspaper, «The Red Star», a newspaper of the Leningrad Military District; «Safeguarding the Motherland» newspaper; Red Army House in Leningrad; army fine arts studio.

Одним из наиболее известных портретных изображений вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова по сей день является классическое полотно «Ленин в Смольном», принадлежащее перу знаменитого советского живописца Исаака Израилевича Бродского. Оригинал картины сегодня экспонируется в Государственной Третьяковской галерее, а её копии украшают читальный зал № 2 Государственной Российской библиотеки, музей В. И. Ленина в Смольном и многие другие государственные присутственные учреждения. По данным Всесоюзной книжной палаты, только в период с 1934 по 1937 год она репродуцировалась в различных видах изданий тиражом свыше 5 млн экземпляров, экспонировалась на ведущих советских и зарубежных выставках. Одна из копий этого портрета хранится в редакции газеты «На страже Родины» Западного военного округа ВС РФ. Именно к этому военному изданию изобразительный ряд картины имеет самое непосредственное отношение.

ЮБИЛЕЙНОЙ книге «Рож- (ЛВО) (с 1921 г.) и «На страже «Дорогой Владимир Ильич! денная Октябрем», посвя- Родины» {с 1938 г.). И.И, Брод- Податель сего, художник Брод-

щённой 50-летию создания газеты «На страже Родины» {1968 г.), фрагмент снимка полотна помещён сразу после обложки. Исследуя художествен* ные детали, нетрудно заметить, что перед пролетарским вождём, работающим в кресле, на круглом журнальном столике лежит недавно просмотренная пресса, где 8 одном из титулов значится — «Вооружённый народ». Картина была написана в 1930 году, когда это издание уже не выходило в свет более 10 лет. Ему на смену пришли «Боевая правда» (с 1919 г.), затем «Красная заезда» Ленинградского военного округа

скии, имевшим непосредственное отношение к становлению массового армейского изобразительного искусства, сделал этот выбор вполне осознанно. Но вначале стоит сказать несколько слов об истории взаимоотношений талантливого живописца с главой молодой Советской Республики. Документальные сведения о событиях вековой давности тщательно собраны специалистами музея-квартиры И.И. Бродского в Санкт-Петербурге.

Ленину рекомендовал художника A.B. Луначарский. В записке, отправленной наркомом культуры весной 1918 года, говорилось:

скии, один из талантливеиших артистов кисти нашего времени, хочет сделать с Вас портрет. Я полагаю, что желание его должно быть удовлетворено. Вряд ли кто-нибудь другой может передать для истории со всей желательной полнотой и яркостью Вас, как лицо, принадлежащее отныне не себе, а человечеству. А. Луначарский»1.

Поскольку в марте 1918 года состоялся переезд правительства из Петрограда в Москву, Бродскому не удалось сразу осуществить свой замысел Лишь спустя два года, когда в бывшей столице империи состоялся 2-й съезд Всемирного Конгресса

Ms 3 - 2020 • НОСИМО ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ

С.А. МАРТЫНКЕВИЧ. «Каждая подробность в картине.

КР

л

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО TOR. И. И БРОДСКОГО

»

дли. *

'"Vw^i/fJeW-А<Ук> ft tut- с ft-rrKt « ^ Xi-A -Mj

Клл^гС -i'vWu

fiwo OX jlvkJWv^oL.^

k**-* jxjT* iw*

Открытое письмо И. Бродского красноармейцам

18 апреля 1935 г.

Фото из газеты «Красная звезда»ЛВО. 1935. 20апреля

111 Коминтерна, он сделал первые наброски знаменитой картины. Вот как описал художник свой визит в Таврический дворец (тогда

— дворец имени Урицкого): «Я пришёл на заседание до его от* крытия, выбрал укромное место недалеко от президиума и, находясь на расстоянии нескольких шагов от Владимира Ильича, успел зарисовать довольно детально черты его лица и профильный контур»2.

Автор вспоминает и реакцию Ленина на своё изображение. По традиции после открытия Конгресса состоялось возложение венков на могилы павших за революцию на Марсовом поле. Бродский подошёл к Ленину, показал ему свой рисунок в альбоме и попросил его подписать. Пристально всмотревшись в набросок, Владимир Ильич ответил, что не похож на себя. Окружающие стали убеждать его в том, что он совершенно не знает своего лица в профиль и что портрет, без сомнения, удачен. Усмехнувшись, Ленин всё-таки оставил автограф и с улыбкой сказал: «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен»3. Впрочем, «через несколько минут, когда рисунок пошёл по рукам, и большинство сказало, что сходство уловлено большое, Владимир Ильич промолвил: "А ведь, кажется, действительно похож"»".

Однако путь от первоначального замысла до воплощения портрета растянулся на долгие годы. Как непосредственного свидетеля судьбоносного мирового форума пролетариата художника охватила идея отразить это историческое событие в большом монументальном полотне. «Зрелище было грандиозное, торжественное и очень пышное, мне казалось, что и а картине оно должно быть интересным»,

— писал И.И. Бродский5.

Идею творца поддержали в

советском правительстве. Ему дали возможность посещать все заседания Конгресса и собирать материал для большой картины, В музее живописца в Северной столице хранится именной пропуск N° 2636. Бродский делал многочисленные зарисовки делегатов (около 150 человек), и впоследствии они легли в основу полотна «И съезд Коминтерна». Художнику выделили отдельную мастерскую

в Смольном, прямо рядом с актовым залом. Именно там он и подсмотрел интерьер для будущего портрета вождя, Очевидно, что художник сначала создавал картину в своём воображении, постепенно перенося на полотно те элементы, которые когда-то наблюдал, а затем посчитал нужным изобразить. Специально для Бродского Ленин никогда не позировал. «Позировать Владимир Ильич отказывался, но он разрешал рисовать его во время работы. Он замечал, что я его рисую, и старался сидеть по возможности не шевелясь»6. Вряд л и ему это долго удавалось, учитывая подвижность вождя. Это подтверждает другое признание автора: «Между прочим, я зарисовал Владимира Ильича записывающим что-то в позе, в которой я позднее изобразил Владимира Ильича в своей картине 'Ленин в Смольном"»7. А событие тем временем происходило в Москве, в апреле 1920 года, в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца, на деловых заседаниях всё того же Конгресса.

Несмотря на десятилетний перерыв между замыслом и его реализацией,картину автор написал очень быстро, в две—три недели. Материал Бродским был предварительно хорошо изучен. Все необходимые детали

он зарисовал в альбом. Ленин, который уже при жизни был признан современниками «принадлежащим всему человечеству», изображён мастером абсолютно «земным»: в мятом пиджаке, с лучами усталых морщин и нечёсаными завитками волос за ухом... Меблировка комнаты тоже никак не указывает на высокий статус хозяина. Потёртости на полах. Покрытая не первой свежести чехлами мягкая мебель. Обычный венский стул и электророзетка на стене словно подчёркивают заурядность помещения. В нём не видно изделий из бронзы, мрамора, высоких канделябров, глубоких диванов чёрной кожи, картин в золочёных рамах и прочих статусных деталей интерьера. В этом читаются демократизм и близость вождя к народу, его отличие от прежних господ. Бродский позднее признался, какую цель преследовал, рисуя кумира революционных масс в такой аскетичной обстановке.

«Каждая подробность в картине должна быть безоговорочно верна. Ведь всё было так, именно так, в этой комнате, когда в ней жил Ленин! И зрителя должно охватить такое же волнение, какое рождается в музее, когда хочешь прикоснуться к вещам Ленина, Я не мог позволить себе ничего

ВОЕЛПО-НСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРМИЛ * № 3 > 2020

75

ш

МП

БОЙЦЫ-ХУДОЖНИКИ

1 Цисго р^сй. ПсОвиывэ ? -Я м - Мс1*> ■ 1 "

кр*!кхт» • 15Л >а«г*. * Л ~ ,

'»"В» . А

¡¡ц'аог?'^-"'--* • 11СР — М^'ши, — говорит «1» V»«!' ■ *"• л 4>*ь шгаиг шли*! 1 • - е •

>Щщ т - — к» 1 1— аЬ* охгчвги " У7. 1 ■ ■ кт"« «ч ятт г«* >П#»П» *ОП>7 "« • 1 I ]ШИ|» | Гц «Опч*- р и<> Н V — ф Р«* I ЛЖийМП* 1 * • | Г*"^* "(^««»мл е-.—* «в» *в Оер* 1 .А рЗВ»ш!"*1 ** 1

«г.« __' "" ' '_|

Публикация в газете «Красная звезда» о встрече И.И. Бродского с художниками-красноармейцами

Апрель 1935 г.

изменить в угоду приверженцам "живописности", Я не любитель "смазывать детали". В картине всё должно быть на своём месте»8.

Популярность этого полотна в 30—40-е годы прошлого века в СССР оказалась невероятной. Оно заняло почётное место на выставке в Третьяковской галерее «Художники за 15 лет» (1933 г.). В 1934 году картина побывала на биеннале в Венеции,затем её принимали Анкара и Стамбул. Наследующий год ее демонстрируют в США. В 1939-м полотно выставлялось на выставке «Сталин и люди Советской страны в изобразительном искусстве». Затем экспонировали на выставке «Лучшие произведения советских художников» (1941 г.). Когда одно из издательств, по воспоминаниям сына Бродского, выпустило репродукцию картины огромным миллионным тиражом, авторский гонорар (около 100 тыс. рублей) художник попросил перечислить от его имени в «Фонд Обороны страны». Президент Академии художеств СССР, народный художник СССР Борис Угаров говорил: «Если бы от Бродского осталась только эта картина, и тогда его имя заняло бы в советском искусстве 1920—1930-хгодов одно из самых почётных мест».

Художник неоднократно делал повторения своей работы. Копия 1930 года хранится на малой родине в музее имени И. Бродского

(Бердянск). Недатированные работы имеются в филиале музея Ленина в Санкт-Петербурге, в Самарском художественном музее, в квартире-музее в Северной столице.

Отображение на знаменитом полотне в качестве художественной детали печатного органа Красной армии «Вооружённый народ» было для мастера совсем не случайным. И.И. Бродский стоял у истоков советской батальной живописи, внес огромный вклад в становление и развитие военной культуры. Художник был близко знаком с Климентом Ворошиловым и Семёном Будённым. Его картины «М.В. Фрунзе на манёврах», «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке», «С.М, Будённый на манёврах», «К.Е, Ворошилов на линкоре "Марат"» исторически точно отображают портреты военачальников РККА. Бродского связывала тесная дружба с основателем студии военных художников М.Б. Грековым, с которым он жил в одной комнате, обучаясь в Академии художеств, К сожалению, одно из самых интересных полотен военной тематики «Заседание Реввоенсовета под председательством К.Е. Ворошилова» не сохранилось в государственных музеях страны. Большинство изображённых на них командармов попали «под каток» репрессий, а их художественные образы

уничтожались. В музее-квартире художника можно найти лишь фотографическую копию картины,написанной к 10-летию Красной армии по инициативе наркома. Стоит отметить, что Климент Ефремович одним из первых поздравил художника письмом в связи с награждением его орденом Ленина. Бродский стал первым в СССР живописцем, удостоенным высшей награды страны. С.М. Будённый презентовал мастеру свою фотографию с дарственной надписью: «На память И.И. Бродскому в день 5-го Всесоюзно го съезда Советов. С, Будённый».

По инициативе талантливого живописца при Доме Красной армии в Ленинграде в 1936 году открылась студия начинающих полковых художников. А годом ранее здесь же прошёл вернисаж первой выставки произведений художников-красноармейцев. Газета «Красная звезда» ЛВО 20 апреля 1935 года напечатала «Открытое письмо» к красноармейцам художника И.И, Бродского:

«Товарищи красноармейцы! Поздравляю вас с открытием первой выставки вашего творчества. В дальнейшем желаю развить в себе еще большую любовь к изображаемому предмету, больше терпения и любви к делу. Не забывать о замечательной тематике нашей любимой родины, отражать всю её многогранность в своих произведениях.

Засл. Деят. Иск, И. Бродский. 18.04, 1935».

В статье «Путь к большому мастерству открыт» И.И. Вродский с одобрением отзывается о вовлечении красноармейцев в художественное творчество.

«И потому ни в одной стране не встретить выставку, подобную той, что организована сейчас при Доме Красной армии. Эта выставка лишний раз подчёркивает резкое отличие нашей Красной армии от армий капиталистических стран. Только в Красной армии могут расти такие замечательные таланты. Здесь широкое поле для развития их творчества...»9.

Далее мэтр отмечает работы конкретных красноармейцев, выделяет их сильные и слабые стороны. И высказывает мнение, что назрела настойчивая необхо-

№ 3 - 2020 * Я ОСП ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ

димость создать художественную красноармейскую студию под руководством опытных мастеров кисти.

Инициативу создания изостудии активно продвигали красноармейская газета Ленинградского военного округа «Красная звезда» и руководство Дома Красной армии. В номере от 30 марта 1935 года было опубликовано объявление:«Редакция газеты "Красная звезда"кладёт начало организованной работе с красноармейскими мастерами изобразительного искусства; в первых числах апреля устраивается выставка произведений художников-самоучек частей и вузов ЛВО. Эту выставку предполагается завершить встречей представителей самодеятельного изобразительного искусства с крупными профессиональными маете рам и-художниками Ленинграда. На выставку надо представить различные работы красноармейских художников — портреты, пейзажи, карикатуры, зарисовки, монтажи и т.д.»10.

Выставка открылась 18 апреля 1935 года, а в числе её почётных гостей присутствовал И.И, Бродский, в ту пору уже заслуженный деятель искусств, глава Академии художеств в Ленинграде. Только за первые шесть дней экспозицию посетили 6000 гостей. Было представлено около 300 работ сорока авторов, а Дом Красной армии решил приобрести ряд лучших полотен, выделив на эти цели свыше 2000 рублей11.

Уже в середине мая в Доме Красной армии открылся отдельный зал для демонстрации отобранных работ, а комната знаменитого живописца превратилась в небольшой клуб художников-самоучек ленинградского гарнизона для организации встреч с мастерами и обмена опытом12.

В 1934 году академик присутствовал на 15-летии газеты «Красная звезда» в Доме Красной армии. На снимке фотограф запечатлел И.И. Бродского в президиуме рядом с ответственным редактором издания Петром Матюховым и заместителем начальника ПУОКРА (Политическое управление Ленинградского военного округа) Иосифом Немерзелли". Связь мастера с этим печатным органом не прерывалась долгие

годы. Художник был близко знаком с сотрудниками редакции. Об этом вспоминал поэт, начальник отдела культуры газеты «Красная звезда» в 1934—1940 гг. Николай Щербаков: «А сколько у меня было интересных интервью с академиками, писателями, художниками, артистами! Получил я однажды материал о Маяковском от Лили Брик; поздравления от "тёти Кати" (Корчагиной-Александровской), от художника Бродского — портрет К.Е, Ворошилова с автографом,..»14. Академик неоднократно публиковался в военной газете в периоде 1934 по 1938 год как с большими статьями, например «Пушкинское наследие Репина» (6 ноября 1937 г.}, так и с рекомендациями самодеятельным авторам — «Мы поможем красноармейским художникам» (15 мая 1936 г.). Не раз появлялись в издании материалы о творчестве самого Бродского, фото его картин.

Созданная по инициативе И.И. Бродского студия самодеятельных художников работала даже а период блокады, В мае 1942 года здесь открылась выставка «В боях за Ленинград». Частыми гостями и консультантами армейских любителей рисунка в послевоенные годы были народный художник СССР Ю.М. Непринцев15 — ученик И.И. Бродского, художник М.И. Авилов16. В разные периоды изостудией руководили известные на берегах Невы и в нашей стране мастера кисти: Ф.А, Алимов, В.А. Каволин, М.Ф. Конов, В.В. Чернявский, В.Н. Запорожец и др. Сейчас её возглавляет Вячеслав Васильев.

Отдельно стоит упомянуть о собирательской деятельности И,И, Бродского, которую он начал вести ещё в студенческую пору. Несмотря на идеологические препоны 20—30-х годов прошлого столетия и во многом пренебрежительное отношение к классической живописи, ему удавалось пополнять свою художественную коллекцию полотнами старых мастеров и художников-эмигрантов, на которых отображались основные вехи истории Российской империи и царской армии, портреты известных царедворцев и военачальников. Собранные картины И.Е. Репина, И.К. Айвазовского,

А.И, Куинджи, К.С. Петрова-Вод-кина, десятков других известных авторов и сегодня могли бы стать украшением любого крупного европейского музея.

Исаак Израилевич Бродский скончался 14 августа 1939 года в Ленинграде и был похоронен на Волковском кладбище. Он остался в памяти потомков не только выдающимся живописцем, педагогом, организатором, но и истовым пропагандистом изобразительного искусства в широкой армейской среде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исаак Израилевич Бродский: статьи, иисьма, документы. М.:Советский художник, 1956. С. 130.

1 Бродский ИИ. Мой творческий путь, Л.; М.; Искусство, 1940. С, 87.

1 Там же. С. 87.

4 Там же. С, 88.

5 Там же. С. 90.

h Там же. С, 88.

7 Там же. С. 88.

в Исаак Израилевич Бродский... С.132.

4 Газета Ленинградского военного округа ¿Красная звезда». 1935.20 апреля,

10 Там же. 30 марта.

" Там же. 26 апреля.

|гТам же. 18 мая.

13 Иосиф Фаддеевич Немерзел л и -политработник РККА. В 1932-1937 гг. — заместитель начальника Политического управления Ленинградского военного округа. С апреля 1937 г. начальник Военно-политической академии имени Н Г. Толмачёва, корпусной комиссар. 22 сентября 1938 т. расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР по обвинению в участии в военном заговоре и вредительстве. Посмертно реабилитирован 13 октября 1956 г.

14 Рождённая Октябрём, 1918—1968: боевой путь Краснознаменной газеты «На страже Родины» ордена Ленина Ленинградского военного округа. Л., 1968. С. 157.

15 Ю.М. Нспринцсв — с 1942 г. до копна войны художник политического управления Балтийского флота. Автор широко известной картины «Отдых после боя» (1951).

14 М.И. Авилов — народный художник РСФСР, художннк-баталнет. Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943) хранится в Русском музее, Ж

Благодарим за помощь в подготовке материала музей-квартиру И. И. Бродского в Санкт-Петербурге и персонально заведующую музеем Оксану Васильевну Волкову.

StlUlttD НСТПРКЧЕСПИЙ ЖЧРИОЛ *№3> 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.