УДК 93/94
КАЗЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ТАМБОВА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX в.: КОЛИЧЕСТВО И РАЗМЕЩЕНИЕ1
© Валерий Владимирович КАНИЩЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры российской истории, e-mail: valcan@mail.ru © Алина Сергеевна ЛОБАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра российской истории, e-mail: alina.lobanova.87@mail.ru
Рассматривается комплекс зданий Тамбова как типичного губернского города, использовавшихся казенными и общественными учреждениями, определяется их примерное количество в разные периоды истории, выясняются инициаторы постройки или приобретения, сочетание централизации и децентрализации в размещении по территории города.
Ключевые слова: губернский город; государство; общество; условия функционирования государственного аппарата и общественных структур.
Вопросы истории отдельных зданий Тамбова и некоторых их комплексов рассматривались в работах многих местных краеведов, историков, архитекторов, журналистов. В первую очередь в этих работах изучались историко-архитектурные аспекты возникновения и бытования тамбовских зданий, внешний облик памятников истории и архитектуры [1-8].
При этом в исследованиях по истории зданий Тамбова почти не использовался комплексный, а точнее - системный подход к истории всех зданий губернского города, в т. ч. «непривлекательных» в архитектурном отношении, тем более не сохранившихся до нашего времени.
Также недостаточным было внимание к ним как объектам социальной истории. Единственной работой такого рода можно назвать исследование И.Г. Пирожковой, посвященное истории частных жилых строений города [9].
Мы хотели бы дополнить это исследование количественной и пространственной характеристикой казенных и общественных зданий Тамбова как подсистемы всех построек города.
Сразу оговоримся, что подсчитать математически абсолютно точно число зданий Тамбова государственного и общественного
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-01-12005в
назначения рассматриваемого периода практических невозможно. Во-первых, сохранившиеся источники не всегда позволяют установить места функционирования отдельных организаций или учреждений: располагались ли они в отдельных строениях, сосуществовали с другими органами власти и самоуправления или находились в частных домовладениях.
Во-вторых, некоторые органы управления и общественные организации функционировали так недолго, что «уловить» место их деятельности очень сложно. Так, в середине 1820-х гг. в Тамбове максимум три года существовало губернское полицейское управление, документальных следов деятельности которого почти не сохранилось. Несколько общественных организаций города возникли только в 1916 г. и вряд ли смогли проявить себя в бурные предреволюционные и тем более революционные месяцы.
В-третьих, в ходе исторического процесса происходили перемещения некоторых учреждений и организаций в другие здания, что не всегда удается точно установить. Особенно это относится к тем случаям, когда эти органы перемещались по частям.
Обозначенные объективные трудности определили состояние естественной выборки нашей информации о казенных и общественных строениях. Мы вынуждены были сформировать и искусственную выборку объектов изучения.
Во-первых, мы не включили в эту выборку церковные здания, которые хотя и относились к государственному епархиальному ведомству строились в основном на частные средства прихожан, имели весьма специфические функции. Во-вторых, мы сознательно отказались от изучения частных домовладений, которые государство использовало для размещения войск в период существования постойной повинности в России, но не приобретало их в собственность. Так что эти дома оставались частными. С конкретноисторической точки зрения трудно проследить использование отдельных домов для постоя в определенный момент времени, поскольку часто менялись возможности домохозяев содержать войска, очень развита была практика уклонения домовладельцев от этой обременительной повинности. И, наконец, постойной повинности в Тамбове посвящено целое исследование, что освобождает нас от изучения этого исторического феномена [10].
В-третьих, непросто было определиться с другими частными постройками, которые использовались для казенных и общественных нужд. Однозначно признавались «нашими» те, которые арендовались, покупались или принимались как дарение государством или органами общественного самоуправления. В нашу выборку были включены частные дома, в которых располагались правления общественных организаций. На начальном этапе формирования гражданского общества в российской провинции общественные организации представляли собой небольшие группы людей, которые без проблем могли собираться в доме или на квартире председателя общества.
Понятно, что на протяжении рассматриваемого длительного периода количество казенных и общественных зданий или их комплексов менялось. Причем эти изменения не имели сугубо поступательного характера.
Во-первых, некоторые здания по причине ветхости полностью прекращали свое существование. Так было с первым Домом губернатора в начале XIX в. Вместо обветшалой деревянной постройки на новом месте было построено каменное здание. А вот основательное здание Губернской земской управы взамен старенького возвели на том же самом месте.
Во-вторых, установлено немало фактов перемещения некоторых учреждений по разным зданиям. Наиболее яркий пример в этом отношении являла Тамбовская городская дума, которая в конце XVIII - первой трети XIX в. поочередно размещалась в двух частных домах, а позже дважды приобретала частные усадьбы в городскую собственность. Другими словами, одно учреждение в течение 100 лет поменяло четыре здания. Но выявились случаи, когда такие перемещения полностью установить оказалось невозможным. В частности, эти случаи связаны с определением количества полицейских будок и мест их расположения. Если для первой трети XIX в. мы можем точно установить число и местоположение этих казенных строений по планам Тамбова 1803 и 1828 гг., то для последующих десятилетий мы имеем недостаточно четкую информацию. Так, источники 1860-х гг. указывают, что в городе было 13 полицейских будок, но относительно точные места (с точностью до улицы) известны только для четырех из них, по которым решался вопрос о ремонте.
В-третьих, имели место факты роста числа строений одного учреждения. Самый известный тамбовский пример связан с «разрастанием» единственного здания Приказа общественного призрения в целый комплекс строений губернской земской больницы и психиатрической лечебницы.
В-четвертых, обычной практикой было изменение конструкций казенных и общественных зданий путем капитальных пристроек, надстроек, объединения нескольких отдельных зданий в одно. С конца XVIII в. в течение многих десятилетий Присутственные места занимали два больших здания и несколько мелких строений на усадьбе. Только в середине XIX в. все эти здания были соединены в одно громадное строение. Для Екатерининского учительского института, здание которого было возведено еще в XVIII в., во второй половине XIX в. была сделана пристройка, а к старому зданию Мариинского приюта со временем был надстроен 2-й этаж.
В соответствии с этими оговорками был произведен обсчет числа зданий Тамбова, занятых государственными и общественными учреждениями и организациями в разные периоды истории города.
Определение периодов изменений числа и мест размещения казенных и общественных зданий Тамбова также возможно только с определенными оговорками.
В качестве первого периода мы выделили 1780-1800-е гг., когда шло формирование первых губернских учреждений, органов городского и дворянского самоуправления и, соответственно, строительства и приобретения у частных лиц их зданий. Важным источником для определения количества и местоположения зданий к концу этого периода стал план Тамбова 1803 г.
Следующим периодом можно считать отрезок 1810-1850-х гг., в течение которого шло развитие города как типичного феодального центра управления губернией и появление очень редких еще элементов гражданского общества.
Особым отрезком мы посчитали период «великих реформ» 1860-1870-х гг., когда с появлением новых государственных структур, расширением полномочий городского самоуправления, появлением земств, развитием образования, здравоохранения, социальной поддержки населения государству и общественности приходилось приспосабливать под их нужды имеющиеся постройки, строить или приобретать новые здания.
Последним в нашей периодизации был выбран период 1880-1910-х гг., когда развитие государственных структур явно замедлилось, но бурно развивались элементы гражданского общества, которые должны были создавать материальные условия для своего функционирования (табл. 1).
План Тамбова 1803 г. и рисованный вид города 1799 г. показывают, что в городе находилось 24 казенных и общественных здания и их комплексов. К комплексам из нескольких зданий можно отнести строения Присутственных мест, губернскую почту, уездное казначейство со зданиями счетного двора и денежной казны, постройки городской полиции. Все здания государственных учреждений были построены государством. Только для нескольких казенных питейных домов были приобретены помещения в частных домах. Для этого периода известен только один факт снятия частного дома государством. Имеется в виду дом купца Бородина, который был приобретен для Главного народного училища. Первые общественные учреж-
дения города (Дворянское собрание и Городская дума вместе с губернским магистратом) располагались в съемных частных домах.
Согласно плану 1828 г., в Тамбове насчитывалось 32 казенных здания и их комплексов, а также 2 строения общественного назначения. Городская дума перебралась в новое, но, как и прежде, съемное частное здание. Только в 1830-е гг. Тамбовская дума приобрела отдельное здание в городскую собственность. Дворянское собрание переместилось в приобретенный дворянством дом крупного помещика уездного предводителя Беклемишева и разместилось вместе с Дворянским училищным корпусом (позднее кадетским корпусом), а затем построило собственное деревянное здание.
В 1820-е гг. зарождается практика взятия частных строений в наем под казенные нужды. Так, у купца Малина был снят каменный дом для почтового директора и каменный двухэтажный дом для воспитанников военно-сиротского отделения. Ученики данного отделения занимались также в двухэтажном съемном доме, принадлежащем хлебному торговцу Никитину. Для казенной мужской гимназии был приобретен дом известных помещиков-чиновников Хвощинских. У одного из помещиков было куплено здание, предназначенное училищу детей канцелярских служащих. Также в частном доме разместилось ремесленное училище.
Во второй четверти XIX в. проявились первые факты дарения частных зданий на государственные и общественные надобности. Купец Суворов, а затем его сыновья подарили два здания для Сиротского дома. Крупный дворянин-предприниматель С.М. Лион передал в дар городу собственные дома под Мариинский детский приют и пансион мужской гимназии.
В целом, как нам удалось установить, в период 1800-1850-х гг. казна сумела построить, приобрести или получить в дар 37 зданий.
В 1830-1840-е гг. в Тамбове впервые были построены собственные общественные здания (Дворянского собрания, Александ-ринского института благородных девиц, Коннозаводского собрания с публичной библиотекой). В итоге в первой половине XIX в. город располагал 5 постройками общественного назначения.
Таблица 1
Число построенных и приобретенных зданий Тамбова по инициаторам строительства и приобретения и расположению в частях города
Период Построено Приобретено Расположение в административных частях города Всего зданий
государ- ством городом общест- вом государ- ством городом общест- вом 1-я 2-я 3-я
1780-1800-е гг. 21 0 0 1 1 1 4 18 2 24
1810-1850-е гг. 26 2 3 7 2 2 7 31 4 42
1860-1870-е гг. 17 0 1 5 6 3 6 16 10 32
1880-1910-е гг. 15 16 9 10 6 55 16 54 41 111
Эпоха «великих реформ», так сказать, вызвала к жизни новые государственные учреждения. Естественно, необходимо было создавать социально-экономические условия для их функционирования. К сожалению, государственная власть, если судить по тамбовским материалам, в очередной раз продемонстрировала недостаточную способность нормально претворять в жизнь свои реформаторские инициативы. Другими словами, местным властям трудно было обеспечить новые учреждения отдельными зданиями. В большинстве случае приходилось приспосабливать старые казенные постройки. Наиболее яркий пример связан с выделением помещений для реформированного окружного суда, который был размещен в уже существовавшем здании Присутственных мест путем сильного «стеснения» других губернских учреждений.
И все-таки в 1860-1870-е гг. для государственных учреждений Тамбова было построено 17 зданий, приобретено у частных лиц 5. Большинство построенных зданий являлось новыми и обновленными полицейскими будками или воинскими казармами, которые необходимо было возводить в связи с отменой постойной повинности. Для новых административных учреждений были построены здания Губернского жандармского управления, жандармского и полицейского управления Тамбово-Уральской железной дороги. В этот период государство также построило новое здание Губернского почтамта.
«Расторопнее» оказались новые органы городского и земского самоуправления. Городская дума в 1870-е гг. приобрела в свое постоянное пользование одну из лучших усадеб в центре Тамбова, принадлежавшую известному дворянскому деятелю Г.В. Кон-
доиди, а прежде занимаемое думой здание приспособила под реальное училище. Хотя и небольшими, но собственными зданиями на Большой улице быстро обзавелась Губернская земская управа. Удобный комплекс зданий на центральной улице города был приобретен и частично достроен Тамбовским уездным земством.
Городское самоуправление поддержало инициативу некоторых частных лиц, построивших или приобретших для города и губернии здания важных учебных и социальных учреждений: инициатора перестройки дома бывшего кадетского корпуса и приспособления его для Екатерининского учительского института известного дворянского мецената
Э.Д. Нарышкина, а также купцов Ашуркова и Носова, которые выступили инициаторами создания городской богадельни и городского ремесленного училища.
Хотя в 1880-1910-е гг. общее количество зданий для казенных и общественных учреждений Тамбова резко выросло, в этот период продолжали действовать тенденции, наметившиеся в предыдущие десятилетия. В первую очередь это относилось к зданиям административных учреждений, других организаций и заведений, содержавшихся казной. В 1880-1910-е гг. государству потребовалось не менее 25 зданий, из которых 15 были построены вновь и 10 приобретены у частных лиц. Как и в предыдущие периоды, властям явно не хватало средств на возведение казенных зданий. Так, помимо основного корпуса Присутственных мест, вмещавшего наиболее важные губернские учреждения, 10 присутствий располагались в съемных домах. Судя по адресам, эти учреждения были разбросаны по всему городу. В данном случае губернская администрация руководствова-
лась не удобством службы чиновников, а более недорогими условиями аренды. Это подтверждается и сменой мест пребывания отдельных учреждений в 1914-1916 гг., когда резко выросли арендные цены.
Вообще период Первой мировой войны стал особым испытанием для тамбовских властей, как и для органов управления других тыловых городов Российской империи. Хотя к началу XX в. в Тамбове существовала уже немалая база для размещения воинских частей, рост числа и особенно размеров запасных полков, расположившихся в городе, потребовал поиска дополнительных помещений. Дело дошло до того, что одну из кавалерийских частей пришлось разместить на усадьбе казенной женской гимназии в самом центре города.
Впервые в тамбовской истории казенные здания стали приспосабливать для госпитальных нужд. Государство смогло построить в Тамбове к 1914 г. только госпиталь Красного Креста. А эвакуационные госпитали разместились в зданиях той же женской гимназии, духовной семинарии и одного из духовных училищ. Но подобных учреждений, помещения которых можно было «пожертвовать» на военные нужды, имелось немного. Поэтому приходилось снимать или «на патриотической основе» безвозмездно привлекать частные помещения, использовать поддержку общественности. Так, 2 казенных эвакуационных госпиталя и лазарета находились в частных домах. Все 16 лазаретов Всероссийского земского и городского союзов расположились в частных помещениях. Кроме того, представители местной общественности выделили под лазареты еще 2 частных дома.
Особую активность в начале XX в. продемонстрировали финансовое и акцизное ведомства. Большим событием стало появление в Тамбове крупного и хорошо оснащенного здания Казенной палаты, построенного на ассигнования Министерства финансов. При поддержке министерства в Тамбове были возведены специальные здания губернских отделений Государственного банка, Дворянского и Крестьянского земельного банков. Акцизное ведомство построило казенный винный склад.
С другой стороны, и в конце XIX - начале XX в. государству приходилось для своих
нужд снимать или приобретать частные дома. Уникальным был случай размещения государственного учреждения в общественном здании: для Императорской Тамбовской ученой архивной комиссии в здании Коннозаводского собрания был специально надстроен третий этаж.
Разными способами создавали в предреволюционные десятилетия условия для своего функционирования органы самоуправления и общественные организации. В 1890-е гг. основательное и в прямом смысле красивое здание каменное взамен деревянного, выстроенного полвека назад, возвело для своих нужд Губернское дворянское собрание. В 1910-е гг. было построено громадное для своего времени здание Губернской земской управы. Одним из самых оригинальных в архитектурном и функциональном отношениях стало здание Общества по устройству народных чтений, которое вместило целый ряд общественных культурных учреждений.
Городское самоуправление особый упор в этот период делало на создание материальной базы образовательных учреждений. Половина из 20 городских мужских и женских начальных училищ расположилась в собственных домах, остальные помещались в наемных домах, являясь примером частнообщественных помещений. А 1-е женское приходское училище было размещено в самом здании Городской управы.
Начало XX в. было ознаменовано появлением различных общественных организаций. Все имевшиеся в наличии на 1914-1916 гг. объединения можно условно разделить на 4 группы: 1) филиалы различных всероссийских обществ; 2) профессиональные объединения; 3) страховые общества; 4) общества по интересам. Статус направления общественной организации хорошо виден по тем помещениям, в которых они располагались. Крупные организации, такие как «Местное управление Российского общества Красного Креста при канцелярии губернатора» или «Губернский комитет попечительства о народной трезвости при канцелярии губернатора» размещались в здании Присутственных мест.
Среди профессиональных объединений крупное здание арендовало Коннозаводское собрание. Собственные дома имели: «Общество взаимопомощи учащим и учившим в
начальных училищах», «Вольное пожарное общество» и клуб приказчиков. Остальные общественные организации (страховые или досуговые) собирались в основном на квартире или в собственном доме председателя.
Размещение казенных и общественных зданий Тамбова до середины XIX в. в целом строго следовало принципам феодальной централизации, т. е. постройки основных административных зданий располагались в центре города и находились друг от друга, говоря современным языком, в шаговой доступности. Даже гарнизонная гауптвахта, куда помещали не только нарушителей военной дисциплины, но и нерадивых гражданских чиновников, находилась между губернаторским домом и Присутственными местами. Такое «компактное» расположение чиновничьего аппарата было связано и с трудностями передвижения по Тамбову в весеннеосеннюю распутицу. Для конца XVIII - начала XIX в. банальными были факты невыхода чиновников на службу из-за непроходимой грязи. Мощение центральных тамбовских улиц, начавшееся в 1820-е гг., было, прежде всего, связано с этими обстоятельствами.
Вместе с тем уже в этот период проявлялась разумная целесообразность в размещении зданий отдельных учреждений. Так, тюремный замок (строение явно мрачное) был возведен на северной окраине города. Больничное здание Приказа общественного призрения разместили в «тихом» и, вероятно, уютном по тем временам участке восточной окраины Тамбова, у слияния двух чистых еще рек и Архиерейского леса.
Судя по всему, рационально было выбрано место для первоначального комплекса почтовых построек. Он разместился за пределами центра города, но на пересечении двух важных трактов: Московского, который входил в Тамбов со стороны Козлова, и Пензенского, который имел выезд из города в направлении Кирсанова.
К середине XIX в. в Тамбове было установлено деление на три административные части. Соответственно, в каждой из этих частей создавались полицейские управления, которые располагались не в центре города, а в удобных с точки зрения поддержания порядка местах подведомственных территорий.
Соответственно принципу целесообразности по всему городу размещались такие казенные постройки или снятые казной частные строения, как полицейские будки и казенные питейные дома.
В пореформенный период тамбовские власти уже не стремились все свои учреждения размещать в самом центре губернского города. Вне центральной части Тамбова было построено здание Казенной палаты. На самом западе тогдашней территории города, у железнодорожного полотна, появилось строение Казенного винного склада, в котором разместилось также губернское акцизное управление. Не близко к центру находились новые полицейские и жандармские учреждения (сыскное отделение, адресный стол, уездное полицейское управление, жандармское и полицейское управление Тамбово-Уральской железной дороги и др.).
По понятным причинам на окраинах города строились воинские казармы, которые возводились в связи с ликвидацией постойной повинности городских домохозяев. За женским Вознесенским монастырем были построены т. н. Девичьи казармы, за железнодорожным полотном - постройки 7-го кавалерийского полка, на южной окраине Тамбова - комплекс казарм для пехотных частей («пехотка»). В центре города сравнительно долго находились только «Михайловские казармы», занятые в самом конце XIX в. губернским воинским присутствием.
Казенные учебные заведения в целом тяготели к центру города, поскольку были нацелены на обучение детей дворян, чиновников, купцов, проживавших в центральных или близких к ним районах (мужская и женская гимназии, Александринский институт благородных девиц). Но и в размещении этих заведений нередко проявлялся принцип целесообразности, зависевший от возможностей приобретения властями соответствующих помещений. Так, первое учебное заведение Тамбова - Главное народное училище в 1780-е гг. находилось в Покровской слободе по той причине, что именно там здание под него выделил тамбовский купец Бородин. Приемник народного училища - Дворянский училищный корпус - находился несколько в стороне от центра, в приобретенном для этого заведения доме дворянина Беклемишева. Здания городских начальных
училищ, создавшихся по инициативе думы со второй половины XIX в., располагались по всему городу в целях доступности для маленьких учеников.
Первые социальные учреждения города (приюты, богадельни и т. п.) вплоть до середины XIX в. располагались в центре Тамбова. В последующие десятилетия здания этих учреждений появлялись в разных частях города, вероятно, в зависимости от возможностей их организаторов построить или приобрести здание в том или ином месте.
В еще большей мере децентрализация проявилась в местах расположения общественных организаций. Если первые органы общественного самоуправления (Дворянское собрание, Городская дума) снимали или строили свои здания в центре города, то по мере появления новых структур гражданского общества они размещались в городе повсеместно. Основная тенденция была связана с местами проживания их организаторов и руководителей. Поскольку наиболее активной в общественном отношении в губернском городе была дворянско-чиновная публика, проживавшая в Тамбове в 3-й части, то там и находилась большая часть руководящих органов обществ.
Табл. 1 очень наглядно отразила эту тенденцию. В течение первых трех выделенных нами периодов большинство казенных и общественных зданий располагалось в центральной 2-й части города. В конце XIX -начале XX в. с ней почти сравнялась 3-я часть, где проживало большинство городских дворян и чиновников.
В целом в предреволюционные десятилетия окончательно сформировался облик
казенно-общественной застройки Тамбова. Согласно данным, содержащимся в адрес-календаре Тамбовской губернии 1914 г. и Памятной книжке Тамбовской губернии 1916 г. в Тамбове насчитывалось около 40 казенных зданий и более 80 общественных [11; 12].
1. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Центральная часть: справочник-путеводитель.
Тамбов, 1999.
2. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Северовосточная часть: справочник-путеводитель. Тамбов, 2000.
3. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Юго-
восточная часть: справочник-путеводитель. Тамбов, 2003.
4. Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. Тамбов, 2011.
5. Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993.
6. Леденева Г.П. Гражданская архитектура Тамбова конца XIX - начала XX в. Тамбов, 2003.
7. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.
8. Юстова Е.И., Максимов М.М. Тамбов. Памятники архитектуры. Воронеж, 1979.
9. Пирожкова И.Г. Жилищный вопрос и гражданское строительство в русском провинциальном губернском городе в XIX-XX вв. Тамбов, 2004.
10. Яковлева Л.Е. Развитие постойной повинности в России в XVШ-XIX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2008.
11. Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии за 1914 год. Тамбов, 1914.
12. Памятная книжка Тамбовской губернии на 1916 год. Тамбов, 1916.
Поступила в редакцию 15.06.2013 г.
UDC 93/94
STATE AND SOCIAL BUILDINGS OF TAMBOV OF LATE 18th - EARLY 20th CENTURIES: NUMBER AND PLACEMENT
Valeriy Vladimirovich KANISHCHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Professor of Russian History Department, e-mail: valcan@mail.ru
Alina Sergeyevna LOBANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian History Department, e-mail: alina.lobanova.87@mail.ru
The complex of buildings of Tambov as a typical provincial town, as state and public owned institutions, is considered; their approximate quantity in different periods of history is determined; the initiators of the construction or acquisition, combinations of centralization and decentralization in the placement on the city are found out.
Key words: provincial city; state; society; conditions of functioning of state apparatus and social structures.