Научная статья на тему 'КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД В ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ С.В. БЕЧКО-ДРУЗИНА - АРХИТЕКТОРА, ИНЖЕНЕРА И ПЕДАГОГА, СТОЯВШЕГО У ИСТОКОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ'

КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД В ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ С.В. БЕЧКО-ДРУЗИНА - АРХИТЕКТОРА, ИНЖЕНЕРА И ПЕДАГОГА, СТОЯВШЕГО У ИСТОКОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР С.В. БЕЧКО-ДРУЗИН / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЗАНСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухитов Ринат Киямович, Камалова Кристина Ленаровна

Постановка задачи. Целью исследования является изучение казанского периода в творческой биографии архитектора С.В. Бечко-Друзина. Результаты. В результате исследования определен казанский период в творческой биографии С.В. Бечко-Друзина, выделены ключевые этапы жизни архитектора, архитектурно описаны основные сооружения автора, реализованные в Казани. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в получении новых знаний о творческом пути архитектора С.В. Бечко-Друзина. Материалы исследования могут стать базой для дальнейшего исследования творчества архитектора по его казанскому периоду, а также другим периодам, связанным с городами и районами Казанской губернии. Также материал способствует изучению истоков становления архитектурно-строительного образования в Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN PERIOD IN THE STUDY OF THE CREATIVE CAREER OF S.V. BECHKO-DRUZIN, AN ARCHITECT, ENGINEER, TEACHER, ONE OF THE FOUNDERS OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION EDUCATION IN KAZAN

Problem statement. The aim of the research is to study the Kazan period in the creative biography of the architect S.V. Bechko-Druzin. Results. As a result of the study, the Kazan period in the creative biography of S.V. Bechko-Druzin was determined, the key stages of the architect's life were highlighted, the main structures of the author realized in Kazan were architecturally described. Conclusions.The significance of the results obtained for architecture lies in obtaining new knowledge about the creative path of the architect S.V. Bechko-Druzin. The research materials can become the basis for further research of the architect's work in his Kazan period, as well as other periods associated with the cities and districts of the Kazan province. The material also contributes to the study of the origins of the formation of architectural and construction education in Kazan.

Текст научной работы на тему «КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД В ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ С.В. БЕЧКО-ДРУЗИНА - АРХИТЕКТОРА, ИНЖЕНЕРА И ПЕДАГОГА, СТОЯВШЕГО У ИСТОКОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ»



ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРИОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 72.007 (470.4) Мухитов Ринат Киямович

кандидат архитектуры, доцент Email: mukhitov@list.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Камалова Кристина Ленаровна

ведущий специалист

Email: Kristinakammmm@gmail.com

ГБУ «Центр культурного наследия»

Адрес организации: 420015, Россия, г. Казань, ул. Пушкина, д. 66/33

Казанский период в исследовании творческого пути C.B. Бечко-Друзина -архитектора, инженера и педагога, стоявшего у истоков архитектурно-строительного образования в Казани

Аннотация

Постановка задачи. Целью исследования является изучение казанского периода в творческой биографии архитектора C.B. Бечко-Друзина.

Результаты. В результате исследования определен казанский период в творческой биографии C.B. Бечко-Друзина, выделены ключевые этапы жизни архитектора, архитектурно описаны основные сооружения автора, реализованные в Казани.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в получении новых знаний о творческом пути архитектора C.B. Бечко-Друзина. Материалы исследования могут стать базой для дальнейшего исследования творчества архитектора по его казанскому периоду, а также другим периодам, связанным с городами и районами Казанской губернии. Также материал способствует изучению истоков становления архитектурно-строительного образования в Казани.

Ключевые слова: архитектор C.B. Бечко-Друзин, проектная деятельность, государственная служба, педагогическая деятельность, казанское промышленное училище.

Для цитирования: Мухитов Р. К., Камалова К. JL Казанский период в исследовании творческого пути C.B. Бечко-Друзина - архитектора, инженера и педагога, стоявшего у истоков архитектурно-строительного образования в Казани // Известия КГ АСУ. 2021. № 1 (55). С. 143-151. DOI: 10.52409/20731523_2021_1_143.

1. Введение

До настоящего времени, исследований, посвященных творчеству казанского архитектора Степана Владимировича Бечко-Друзина, не существует. А ведь он был одним из немногих архитекторов, который родился и учился в Казани. На протяжении всей своей жизни здесь работал - проектировал и строил здания, ставшие сегодня памятниками архитектуры, стоял у истоков организации первого профессионального учебного заведения, где затем преподавал, формируя основы профессиональной подготовки и высшего образования, растя новое поколение архитекторов и инженеров, которым будет суждено работать и в наше время. Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью выбранной темы. Все это заставляет обратиться к более подробному исследованию жизни и творчества C.B. Бечко-Друзина. Ориентиром для работы стали исследования C.B. Новикова о творческой деятельности казанского епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского и JI.M. Муртазиной о казанских архитекторах конца ХУШ-начала XX века.

«Архитектурно-градостроительный облик российских городов рубежа XIX-XX веков в значительной степени определялся их экономическим благополучием. Это зависело от развития торговли и включенности в общероссийскую транспортную систему» [1].

В России с началом промышленной революции начался строительный бум. С большой скоростью росли объемы транспортируемых грузов, конка не справлялась.

Во второй половине XIX века в Казани заработало большое количество крупных промышленных предприятий, в частности, крупнейший в России мыловаренный и свечной завод Крестовникова, кожевенный завод, а спустя некоторое время была открыта и льнопрядильная фабрика Алафузовых и др.

К 80-м годам XIX века в Казани были открыты начальные школы, гимназии, реальное училище, университет, учительская семинария для нерусских, крещено-татарская учительская школа и ремесленное училище [2]. Несмотря на открытие ряда предприятий, Казань считалась менее развитым городом, чем другие города, из-за отсутствия железной дороги. Строительство железной дороги в Казани являлось стратегически важной задачей.

Первая железная дорога в России появляется в 1837 г. от Санкт-Петербурга до Павловска. Затем в 1851 г. открывается Николаевская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Москвой. Это была первая в России двухпутная дорога. Лишь в 1894 г. в Казань пришла железная дорога. С этого момента строительство в городе развивалось быстрыми темпами. К концу XIX века, благодаря экономическому подъему и активности в сфере строительства, наступило благоприятное время для работы архитекторов.

Цель работы - исследование казанского периода в творческой биографии архитектора C.B. Бечко-Друзина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить материалы биографии, связанные с жизнью и творчеством архитектора;

- выявить архивные документы и проанализировать основные постройки автора казанского периода.

2. Материалы и методы

Используемые в исследовании данные были получены из архивных материалов Национального архива Республики Татарстан, научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета, архива музея Казанского архитектурно-строительного университета, а также авторских натурных обследований построек архитектора C.B. Бечко-Друзина.

Метод основывается на комплексном анализе, включающем в себя историко-архивный и литературный анализ, метод натурного обследования объектов. Методика исследования состоит из поиска, систематизации и обобщения найденной информации.

3. Результаты

Архитектурный облик городов Казанской губернии на рубеже конца XIX века-начала XX формировался в результате архитектурно-проектной деятельности многих известных казанских архитекторов, таких как Ф.Н. Малиновский, К.Л. Мюфке, К.С. Олешкевич, Г.Б. Руш, Л.К. Хрщонович и другие, среди них был и C.B. Бечко-Друзин.

Степан Бечко-Друзин родился 20 июля 1860 года в семье известного казанского архитектора Владимира Кузьмича Бечко-Друзина и Александры Николаевны Бечко-Друзиной [3]. А.Н. Бечко-Друзина рано умерла, в возрасте 32 лет [4]. После смерти жены в 1866 г., В.К. Бечко-Друзин вторым браком был женат на Лидии Николаевне. Род Бечко-Друзиных внесен в третью часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 26.04.1895[5].

Владимир Кузьмич Бечко-Друзин родился в 1824 году, умер в 1898 году. В 1841-1849 годах он учился в Строительном училище Главного управления путей сообщения в Петербурге.1 С 27 сентября 1849 года работал помощником архитектора в Казанской строительной и дорожной комиссии[6]. Карьера его складывалась очень удачно. Он был архитектором Казанского учебного округа (1863-1898 гг.), работал казанским городским архитектором (1870-1884 гг.), а также был назначен архитектором Казанского университета (1885-1886 гг.) и архитектором Родионовского института благородных

Строительное училище в Петербурге было создано по Указу Николая I от 17 декабря 1842 года. В 1882 году Строительное училище было преобразовано в Институт гражданских инженеров.

девиц (1882-1894 гг.). По его проектам построены многие известные сооружения. В Казани, к примеру, здания Центральной крещено-татарской школы на ул. Н. Ершова, Казанской учительской семинарии на ул. Ш. Марджани. Он также является автором проекта бывшего здания Ветеринарного института, расположенного на ул. К. Маркса, и автором двухэтажного здания пристроя с ул. Г. Камала второй мужской гимназии [7].

В.К. Бечко-Друзин оказал решающее влияние на становление личности сына как будущего архитектора. Степан Бечко-Друзин окончил вторую казанскую гимназию, затем, так же как и отец поступил учиться в 1886 году в Петербургский институт гражданских инженеров. По окончании института в 1890 году был удостоен настоящего звания и чина X класса[3].

В то время Петербург считался эталоном архитектурной моды. Тогда уже были построены Казанский собор, здания Горного института, Адмиралтейства, Биржи, Михайловский дворец и др. На примере этих зданий происходило формирование будущего архитектора [8].

После учебы в Петербургском институте гражданских инженеров С.В Бечко-Друзин поступает на службу в Казань (здесь также прослеживается влияние отца архитектора В.К. Бечко-Друзина, который сам был на государственной службе). С 1 апреля 1889 года C.B. Бечко-Друзин был принят в Казанскую губернскую земскую управу, где занимает должность инженера Казанской губернской земской управы (1890-1898 гг.) и одновременно он занимает должность архитектора Родионовского института благородных девиц (1890-1915 гг.) [9]. Современное образование, успешный старт в карьере и поддержка отца создали молодому архитектору хорошие условия в дальнейшей профессиональной деятельности.

В Отчете Казанской губернской земской управы за 1890 год об архитекторе упоминается: «В течение трех месяцев им было составлено 6 проектов и смет на капитальный и 19 смет на мелкий ремонт (реставрацию) сооружений, преимущественно мостов, гатей, дорог. Под его руководством техником Крыловым были проведены важные работы по описанию и нумерации дорожных сооружений на всех почтовых трактах, которые не проверялись в течение 10 лет. Каждому из объектов были составлены с натуры планы и сделаны инвентарные описания. Работа была проведена быстро, за полтора месяца пребывания в уездах, что облегчило дальнейшую работу Технического отдела» [10].

Деятельность C.B. Бечко-Друзина получила высокую оценку Управы в том же отчете: «Различные неправильности в работах и неудовлетворительное исполнение таковых, имевшее место в предыдущие годы, ныне были устроены, что, несомненно, должно было приятно отразиться на прочности и продолжительности сооружений».

Такую же высокую оценку деятельность архитектора получила и через 4 года. В отчете Управы за 1894 год сообщается: «C.B. Бечко-Друзин за год провел в поездках более 80 дней, освидетельствовал материалы для 12 сооружений и произведённые работы по 23 сооружениям».

После работы в городской Управе с 1895-1917 гг. был назначен на должность архитектора Казанского учебного округа, а с 1896-1900 гг. одновременно выполнял обязанности архитектора порохового завода. Женат был на Екатерине Мильтиадовне Марко, дочери банкира М.П. Марко [7]. Информация о детях на данный момент отсутствует.

14 июня 1890 года император Александр III утвердил указ об образовании в шести местностях России промышленных училищ разных типов. В это число входило Соединенное2 промышленное училище в Казани. В 1896 году C.B. Бечко-Друзина назначили осуществлять контроль за строительством здания училища, в котором через 18 лет он будет работать и преподавать. В обязанности архитектора Казанского учебного округа входил надзор за проектной документацией, доставляемой из различных

Соединенное промышленное училище было многопрофильным и состояло из четырех учебных заведений (отсюда и название «Соединенное», сейчас бы их назвали факультетами: одного среднего технического и трех низших (химико-технического, механико-технического и строительно-технического).

государственных и общественных учреждений (гимназий, реальных училищ, дирекций народных училищ, городских и земских управ), и некоторые административные функции (составление отчётности и предварительных смет по ремонту учебных зданий). Важной частью деятельности архитектора являлось участие в различных комиссиях по проектированию, строительству и надзору за строительством учебных зданий [11].

В 1897 году в Казани было открыто Соединенное промышленное училище (КСПУ). Это событие положило начало строительному образованию в Казани, в губернии во всем Урало-Поволжском регионе[12].

События первой мировой войны и революции отразились на всех сферах общественной жизни. С 1914 года C.B. Бечко-Друзин полностью уходит в преподавательскую деятельность, предположительно по приглашению руководства учебного заведения. В отчете о состоянии Казанского промышленного училища за 1914 год в графе преподаватели об архитекторе упоминается: «C.B. Бечко-Друзин надворный советник, гражданский инженер, архитектор Казанского Учебного Округа, допущен к исполнению обязанностей преподавателя технических предметов низшего строительного училища с 12 сентября 1914 года, получает в год 930 рублей».

Таким образом,с1914-1918 гг. он преподает технические дисциплины (т.к. тогда еще не было архитектурной подготовки) и выпускает свой первый выпуск в 1918 году (рис. 1).

Рис. 1. Страница из альбома выпуска 1917-1918 гг. Казанского политехнического училища.

В центре - преподаватель Бечко-Друзин C.B. (источник: архив музея КГАСУ)

За все время своей работы Казанское промышленное училище преобразовывалось не раз. В 1917 году оно было реорганизовано в Казанское политехническое училище. А в 1918 году училище было Казанским промышленным, экономическим и художественным техникумом, затем со 2 января 1919 года опять преобразовано в политехнический институт в составе 4 факультетов, в том числе архитектурно-строительного. С 1919-1925 гг. Бечко-Друзин уже работал в должности профессора архитектурно-строительного факультета Казанского политехнического института. В 1925 году Казанский политехнический институт был преобразован в Казанский индустриальный техникум. А C.B. Бечко-Друзин с 1925-1930 гг. стал деканом инженерно-строительного факультета техникума. В 1929 году Казанский индустриальный техникум вновь стал политехническим институтом (КПИ).

На сайте музея КГАСУ была обнаружена фотография, на которой изображены выпускники КПИ 1930 года, во главе с деканом C.B. Бечко-Друзиным (рис. 2).

Рис. 2.Выпускники 1930 г. инженерно-строительного факультета Казанского политехнического института.

4-й слева в первом ряду - декан Бечко-Друзин C.B. (источник: архив музея КГАСУ)

Из материалов исследования видно, что профессиональная карьера архитектора складывалась быстро и успешно, как в административной работе, так и педагогической деятельности. Исследованием сформированы три ключевых этапа в казанском периоде жизни и творчестве C.B. Бечко-Друзина:

1. этап начала творческого пути (1880-1890 гг.);

2. этап профессиональной архитектурно-проектной и административной деятельности (1890-1914 гг.);

3. этап педагогической деятельности (1914-1930 гг.).

4. Обсуждение

При нахождении на государственной службе C.B. Бечко-Друзин не только проектировал, но и руководил строительством ряда объектов. На сегодняшний день объекты расположены в следующих городах и районах Республики Татарстан: Чистополь, Елабуга, Тетюши, Верхнеуслонский район. Многие объекты дошли до наших дней в статусе объектов культурного наследия. Всего исследованием выявлено 13 построек, автором которых является C.B. Бечко-Друзин. Очевидно, что список не полный и будет пополняться в ходе дальнейшего исследования. В данной работе рассматриваются проекты, относящиеся к казанскому периоду его деятельности.

В числе первых проектов в Казани, авторство, которого закреплено за C.B. Бечко-Друзиным, это проект пристройки к Макарьевской церкви в Адмиралтейской слободе на ул. Большая. Проект был разработан в 1893 году и предусматривал увеличение объема церкви за счет пристройки с северной стороны. Вводит в заблуждение, то, что на найденных архивных чертежах стоит подпись «Архитектор В. Бечко-Друзин» [13], но манера почерка принадлежит C.B. Бечко-Друзину. Вопрос авторства следует еще прояснить.

В 1896 году, как было сказано выше, Степан Бечко-Друзин был назначен осуществлять надзор за строительством здания промышленного училища. Городская дума предложила осуществить строительство здания на участке в конце Грузинской улицы (ныне ул. К. Маркса). Известное казанцам учебное здание неплохо сохранилось и дошло до наших дней. Состоит из нескольких корпусов, образующих сложную конфигурацию в плане. Главный корпус трехэтажный, уличным фасадом выходит на ул.

К. Маркса. Выполнен в стиле эклектика «кирпичный стиль». Фасад учебного здания симметричный, по центральной оси выделен ризалитом3.Стены прорезаны высокими оконными проемами лучковой4 формы без наличников, по второму этажу окна опираются на полочку с сухариками5, по третьему — декорированы фигурной кирпичной кладкой и рядом сухариков. Торцевые фасады аналогичны по оформлению -вертикальный ряд окон с лучковым завершением. Завершается здание профильным карнизом небольшого выноса, украшенным рядом сухариков и стилизованных сталактитов. Внутренняя планировка коридорной системы решена с двухсторонним и односторонним размещением аудиторий, гимнастическим и актовым залами [16].

В 1901 году C.B. Бечко-Друзиным был составлен проект двухэтажного дома на месте принадлежащем вдове Ольге Александровне Боратынской на углу улицы Б. Лядской и Ново-Комиссариатской (ныне улиц М. Горького и Муштари) (рис. 3) [15].

peefcwtto

■ Г tч ... ч . .. Г..

Рис. 3. Проект каменного двухэтажного дома Боратынской, арх. C.B. Бечко-Друзин, 1901 г. [15]

Симметричный рустованный фасад здания в 15 световых осей, с центральным входом. Композиционно делится на три части. Центральная часть ризалита в пять оконных осей, боковые со спаренными двойными оконными проемами, завершаются аттиками. Оконные проемы первого этажа лучковой формы, с замковым камнем и подоконными полочками, оконные проемы второго этажа арочные, и также с замковым камнем и подоконными полочками. Этажи поделены междуэтажной тягой.

Первоначальный облик здания был изменен в 1939 году, было надстроено двумя этажами по проекту архитектора М.А. Поспехова. На сегодняшний день жилой четырехэтажный дом.

Следующим зданием, построенным по проекту архитектора, был особняк на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого. Этот объект был спроектирован в 1906 году C.B. Бечко-Друзиным для брата жены Сергея Мильтиадовича Марко [16]. В настоящее время здание хорошо сохранилось и функционирует как хореографическое училище (ул. Толстого, 63/15). Двухэтажный особняк Г-образной формы в плане, со скошенным углом, над которым возвышается купол. Стены фасадов с прямоугольными оконными проемами на двух этажах, рустованы. Над прямоугольными оконными проемами руст выложен в виде веерной кладки.

3Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.

4Лучковая форма окон имеет закругленную верхнюю часть и прямые боковые стороны.

5Сухарики - ряд небольших прямоугольных выступов, выполняющих роль декора.

Простенки на втором этаже декорированы портиками: с южной стороны портик состоит из четырех каннелированных6 полуколонн, а с восточной - из четырех пилястр ионического ордера. Полуколонны и пилястры несут антаблементы7и фронтоны.

5. Заключение

1. На основе материалов исследования можно отметить, что C.B. Бечко-Друзин был успешным архитектором, который сумел сочетать в практике множество смежных специальностей.

2. Казанский период занимал главное место в жизни и творчестве C.B. Бечко-Друзина. Архитектор принимал участие в строительстве учебных, культовых и жилых зданий, которые впоследствии стали объектами культурного наследия.

3.Кроме административной и проектной деятельности долгие годы C.B. Бечко-Друзин преподавал и был деканом инженерно-строительного факультета в Казанском промышленном училище, которое реорганизовалось в 1930 году на отдельные отраслевые учебные заведения, в том числе Казанский строительный институт.

4. C.B. Бечко-Друзин стоял у истоков зарождения в Казани первого профессионального архитектурно-строительного образования, передавая свои накопленные знания воспитанникам нового поколения архитекторов-инженеров.

5. На базе Казанского промышленного училища (в котором преподавал C.B. Бечко-Друзин) зародился Казанский архитектурно-строительный университет, который в 2020 году отметил свой 90-летний юбилей.

6. Представленные в работе результаты позволят продолжить исследования творческого пути C.B. Бечко-Друзина. Следует углубиться в направлении выявления особенностей авторского метода архитектора, для определения его вклада в архитектуру рубежа XIX-XX вв.

Список библиографических ссылок

1. Нугманова Г. Г. Два источника, две составляющие архитектурных практик Казани (вторая половина XIX-начало XX века) // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 30-37.DOI: 10.22337/2077-9038-2019-2-30-37.

2. Хворостухина С. А. Казань. Казань : Вече, 2003. 174 с.

3. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. СПб. : Инст. гр. инж, 1893. 423 с.

4. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы Ч. 1 :Казань, 1906. 117 с.

5. Бечко-Друзин С. B.//museum.kgasu.ru:3fl. архив музея КГАСУ. 2014. URL:https://museum.kgasu.ru/(flaTa обращения:20.11.2020).

6. Муртазина JI. М. Казанские архитекторы конца XVIII-начала XX в. Биографический справочник. Казань : Татполиграф, 1999. 72с.

7. Тарунов А. М. Объекты культурного наследия Республики Татарстан: Административные районы. М. : НИИЦентр, 2017. 928 с.

8. Ballantyne A. Architectures: Modernism and after. Newcastle: Wiley-Blackwell, 2004. 272 p. DOI: 10.1002/9780470774229.

9. Czubinski. J. Architect Max Zucker - regionalist or modernist? Designs from the Prut valley in the Hutsul region // Journal of Architecture, Urban Planning and Landscape Teka. 2018. № 14 (2). P. 21-27. DOI: 10.35784/teka. 1773.

10. Отчет Казанской земской управы, 1891 г. // Библиотека им. Н.И. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг. Казань, Ед. хр. 1123.

бКаннелированный - покрытый каннелюрами. Каннелюры — (врезы, желобки). Параллельные желобки на поверхности ствола колонны или пилястры.

'Антаблемент — горизонтальная верхняя часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами; членится снизу вверх на архитрав, фриз и карниз.

11. Казанский учебный округ, 1896 Г.//НАРТ, Ф. 92. On. 1. Д. 1197,12363.

12. Куприянов В. Н., Строганов В. Ф., Хабибулин М. М. Юбилейная книга Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Казань : Акварель, 2005. 272 с.

13. Проект на каменную пристройку придела к существующей каменной церкви во имя св.Макария, 1893 г. // НАРТ, Ф. 2. Оп. 14. Д. 7. Л. 2.

14. Styhre A., Gluch P. Creativity and its discontents: professional ideology and creativity in architect work // Creativity and innovation management. 2009. № 18 (3). P. 224—233. DOI: 10.1111/j. 1467-8691.2009.00513.x.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Проект на постройку каменного двухэтажного дома Боратынской, 1901 г. // НАРТ, Ф. 98. Оп. 4. Д. 425. Л. 216.

16. Прошение на постройку двухэтажного каменного дома Марко, 1906 г. // НАРТ, Ф. 98. Оп. 4. Д. 2230. Л. 174.

17. DjabaroutiJ.,0'Flaherty. С. Architect and craftsperson: project perceptions, relations and craft //Archnet-UAR.2020. № 14 (3). P. 423^38. DOI: 10.1108/ARCH-01-2020-0010.

18. Айдарова-Волкова Г. H., Фахруллин Р. Ф., Ботерблум К. Историко-архитектурный анализ изображения Казани голландским мастером Корнелисом де Брейном // Вестник СПБГУ. 2020. № 65 (2). С. 566-583.DOI: 10.21638/11701/spbu02.2020.214.

19. Михайлов С. М., Михайлова А. С. Эргоцентрическая модель формообразования как доктрина постиндустриальной архитектуры и дизайна // Архитектура и строительство России. 2018. № 1. С. 66-69.

20. Pallasma J. Architecture as experience: the fusion of the world and the self // Architectural research in Finland, 2018. № 2 (1). P. 9-17.

Mukhitov Rinat Kiyamovich

candidate of architecture, associate professor

Email: mukhitov@list.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Kamalova Kristina Lenarovna

leading specialist

Email: Kristinakammmm@gmail.com

GBU «Cultural Heritage Center»

The organization address: 420015, Russia, Kazan, Pushkin St., 66/33

The Kazan period in the study of the creative path of S.V. Bechko-Druzin -an architect, engineer and teacher who stood at the origins of architecture and construction education in Kazan

Abstract

Problem statement. The aim of the research is to study the Kazan period in the creative biography of the architect S.V. Bechko-Druzin.

Results. As a result of the study, the Kazan period in the creative biography of S.V. Bechko-Druzin was determined, the key stages of the architect's life were highlighted, the main structures of the author realized in Kazan were architecturally described.

Conclusions. The significance of the results obtained for architecture lies in obtaining new knowledge about the creative path of the architect S.V. Bechko-Druzin. The research materials can become the basis for further research of the architect's work in his Kazan period, as well as other periods associated with the cities and districts of the Kazan province. The material also contributes to the study of the origins of the formation of architectural and construction education in Kazan.

Keywords: architect S.V. Bechko-Druzin, project activities, public service, teaching activities, Kazan industrial college.

For citation: Mukhitov R. K., Kamalova K. L. The Kazan period in the study of the creative path of S.V. Bechko-Druzin - an architect, engineer and teacher who stood at the origins of architecture and construction education in Kazan // Izvestija KGASU. 2021. № 1 (55). P. 143-151. DOI: 10.52409/20731523 2021 1 143.

References

1. Nugmanova G. G. Two sources, two components of architectural practices of Kazan (second half of the XlX-beginning of the XX century) // Academia. Arhitekturaistroitel'stvo. 2019. № 2. P. 30-37. DOI: 10.22337/2077-9038-2019-2-30-37.

2. Hvorostuhina S. A. Kazan. Kazan' : Veche, 2003. 174 p.

3. Baranovsky G. V. Jubilee collection of information about the activities of former students of the Institute of Civil Engineers (Building school) 1842-1892. SPb. : Inst. gr. inzh, 1893.423 p.

4. Agafonov N. Ya. Kazan and citizens of Kazan Part 1: Kazan', 1906.117 p.

5. Bechko-Druzin S. V. // museum.kgasu.ru : el. archive of the KGASU museum. 2014. URL: https://museum.kgasu.ru/ (reference date: 20.11.2020).

6. Murtazina L. M. Kazan architects of the late 18th-early 20th centuries.Biographical reference book. Kazan' : Tatpoligraph, 1999. 72 p.

7. Tarunov A. M. Objects of cultural heritage of the Republic of Tatarstan: Administrative areas. M.: NIITsentr, 2017. 928 p.

8. Ballantyne A. Architectures: Modernism and after. Newcastle : Wiley-Blackwell, 2004. 272 p. DOI: 10.1002/9780470774229.

9. Czubinski. J. Architect Max Zucker - regionalist or modernist? Designs from the Prut valley in the Hutsul region // Journal of Architecture, Urban Planning and Landscape Teka. 2018. № 14 (2). P. 21-27. DOI: 10.35784/teka.l773.

10. Report of the Kazan Zemstvo Council, 1891 // Biblioteka im. N.I. Lobachevskogo, otdel rukopisej i redkih knig. Kazan',Ed. hr. 1123.

11. Kazan educational district, 1896 //NART, F. 92. Op. 1. D. 1197, 12363.

12. Kupriyanov V. N., Stroganov V. F., Habibulin M. M. Kazan State University of Architecture and Engineering anniversary book. Kazan' : Akvarel', 2005. 272 p.

13. Project for a stone annex to the existing stone church in the name of St. Macarius, 1893 y. // NART, F. 2. Op. 14. D. 7. L. 2.

14. Styhre A., Gluch P. Creativity and its discontents: professional ideology and creativity in architect work // Creativity and innovation management. 2009. № 18 (3). P. 224—233. DOI: 10.1111/j. 1467-8691.2009.00513.x.

15. The project for the construction of a stone two-story house Boratynskaya, 1901 y. // NART, F. 98. Op. 4. D. 425. L. 216.

16. Application for the construction of a two-story stone house for Marko, 1906 y. // NART, F. 98. Op. 4. D. 2230. L. 174.

17. Djabarouti. J., O'Flaherty. C. Architect and craftsperson: project perceptions, relations and craft//Archnet-UAR. 2020. № 14 (3). P. 423^38. DOI: 10.1108/ARCH-01-2020-0010.

18. Ajdarova-Volkova G. N., Fahrullin R. F., Boterblum K. Historical-architectural analysis of the panoramic image of Kazan by Cornelis de Bruijn // Vestnik SPBGU. 2020. № 65 (2). P. 566-583. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2020.214.

19. Mihajlov S. M., Mihajlova A. S. Ergocentric model of shaping as a doctrine of post-industrial architecture and design // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2018. № 1. P. 66-69.

20. Pallasma J. Architecture as experience: the fusion of the world and the self // Architectural research in Finland, 2018. № 2 (1). P. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.