Научная статья на тему 'КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ'

КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанский Кремль / период Гражданской войны / командные курсы РККА / Kazan Kremlin / period of Civil war / command courses of the Red Army

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денис Георгиевич Блинников

На основе архивных источников анализируются факты, характеризующие состояние и использование зданий Казанского Кремля в годы Гражданской войны. Этот период связан, прежде всего, с дислокацией в Кремле военных частей и развертыванием здесь командных курсов для Красной Армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN KREMLIN DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA

Based on archival sources, facts characterizing the state and use of the buildings of the Kazan Kremlin during the Civil War are analyzed. This period is primarily associated with the deployment of military units in the Kremlin and the deployment of command courses for the Red Army here.

Текст научной работы на тему «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ»

Научная статья УДК 341.39:008(075.8)

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-16-25

Исторические науки

КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ

Денис Георгиевич Блинников

georgievichdenis@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет; отдел фондов ГИАХМЗ «Казанский Кремль», Казань, Россия

Аннотация. На основе архивных источников анализируются факты, характеризующие состояние и использование зданий Казанского Кремля в годы Гражданской войны. Этот период связан, прежде всего, с дислокацией в Кремле военных частей и развертыванием здесь командных курсов для Красной Армии.

Ключевые слова: Казанский Кремль, период Гражданской войны, командные курсы РККА.

Для цитирования: Блинников Д.Г. Казанский Кремль в годы Гражданской войны в России. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(1):16-25.

Original article Historical Sciences

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-1-16-25

KAZAN KREMLIN DURING THE CIVIL WAR IN RUSSIA

D.G. Blinnikov

georgievichdenis@mail.ru

Kazan (Volga region) Federal University; department offunds of GIAKHMZ "Kazan Kremlin", Kazan, Russia

Abstract. Based on archival sources, facts characterizing the state and use of the buildings of the Kazan Kremlin during the Civil War are analyzed. This period is primarily associated with the deployment of military units in the Kremlin and the deployment of command courses for the Red Army here.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Блинников Д.Г., 2024 © Наследие и современность, 2024

Key words: Kazan Kremlin, period of Civil war, command courses of the Red Army.

For citation: Blinnikov D.G. Kazan Kremlin during the Civil War in Russia. Heritage and Modern Times. 2024;7(i):i6-25.

Казанский Кремль - один из важнейших туристских объектов Татарстана и России. Его историко-архитектурный комплекс является наиболее хорошо сохранившимся уникальным свидетельством существования средневековых государств Евразии в X-XVI вв. - Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, в XVI-XXI вв. - Российского государства, формирования, взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций, культурных и исторических ценностей и культурного разнообразия в течение длительного периода времени [1, с. 18].

Современный Кремль был возведен на месте старых болгарско-татарских укреплений. Новое каменное строительство было начато во второй половине XVI в. с указа Ивана IV Грозного, датируемого 1555 г., и завершается к 1590-м годам его сыном Федором Ивановичем [2, с. 100]. С момента своего создания Кремль выполнял несколько важных функций: военную, культурную и административную. В нем располагались резиденция губернатора Казанской губернии (Губернаторский дворец), административные учреждения (Здание присутственных мест), Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, архиерейский дом с духовной консисторией, артиллерийский цейхгауз, Юнкерское, позднее Военное пехотное училище и многое другое. В июне 1774 г., во время восстания Емельяна Пугачева, крепости даже довелось исполнить свое прямое назначение - стать центром обороны города.

В 1998 г. историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» был представлен для включения в предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации. Уникальность Казанского Кремля как исключительного свидетельства исторической непрерывности и культурного многообразия в течение длительного периода времени была подтверждена 30 ноября 2000 г. на сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии, и он был включен в список Всемирного культурного и природного наследия [3, с. 9]. Столь высокий статус объекта требует от краеведов подробного изучения и анализа его истории.

Один из переломных и тяжелых периодов, которые довелось пережить Кремлю, безусловно, выпал на Гражданскую войну в России. После боёв за Казань в августе-сентябре 1918 г. город со всей его военной инфраструктурой стал важным тыловым центром для фронтовых подразделений РККА. Крепость, как зачастую называли в военных документах того времени Казанский Кремль, была местом дислокации для множества воинских частей. Большая часть расквартировывалась

© Blinnikov D.G., 2024 © Heritage and Modern Times, 2024

в нем временно, дожидаясь своей отправки на фронт. Также в Казанском Кремле были части, которые располагались в крепости на протяжении большего времени. К таковым относятся военно-учебные заведения РККА. Это, в первую очередь, первые Советские Казанские командные пехотные курсы, которые в ходе довольно сложной эволюции к концу в 1922 г. стали 7-й пехотной Казанской школой Комсостава [4, л. 23]. Первые командные курсы РККА располагались в здании бывшего Юнкерского училища [5, л. 94]. Изучая документы курсов, можно составить определенное представление о том, как выглядел и что представлял собой в бытовом отношении Казанский Кремль во время Гражданской войны.

В ежедневных приказах по курсам с некоторой периодичностью встречаются описи с итогами проведенных проверок состояния помещений. Так, в приказе № 188 от 6 июля 1921 г. [6, л. 144] есть выдержка из рапорта старшего врача Клячкина об обследовании курсов. В нем он доложил следующее: «...все лестницы на курсах содержатся в высшей степени грязно. В общежитии курсантов сор остается в углах не убранный или складывается в печки. Лестница, ведшая из 1 роты на чердак, превратились буквально в мусорный ящик. В кухне допускается еда или распивание чая, что способствует разводу мух и антисанитарного состояния кухни. На кухне остаются не убранные всевозможные грязные тряпки и мочала».

Спустя десять дней, от него же поступил еще один рапорт, зафиксированный в приказе по курсам № 198 от 16 июня 1921 г. [6, л. 163]. Данная выдержка более объемная и содержит в себе уже полное обследование имеющихся помещений. Про общежитие курсов старший врач зафиксировал следующее: «Пол чистый, в печках мусора больше не видать. Постепенно вводится должный порядок. Необходимо в срочном порядке снабдить всех курсантов соломой для тюфяков и подушек, т.к. многие из них продолжают спать на голых нарах, что, безусловно, недопустимо такого рода спанье, для кого бы то ни было, а тем более для будущего красного командира. Отсутствие столиков и полок нарушает должное состояние курсов... 3 и 4роты баками для воды еще не снабжены».

Про общежитие хозяйственной команды записано следующее: «В углах мусор, прикрытый метелками... На одной койке пришлось мне видеть старый ободранный полушубок, который служит красноармейцу вместо тюфяка. Явление совершенно недопустимое, так как это способствует разводу вшей. В общежитии хозяйственной команды тоже нет бака для кипячения воды». Двор, который располагался на месте, где сейчас находится мечеть Кул-Шариф, описан как грязный, возле конюшен неубранный навоз. Отдельно в документе описываются уборные: «Очевидно, многие не уяснили себе необходимость отправлять естественные надобности в отпущенных для этого специальных местах, и часто можно наблюдать, как некоторые из красноармейцев и курсантов отправляют свои естественные потребности, где попало. Позади отхожего места опять нагажено,

насорено и лежат кучи использованного мочала. Уборную при клубе прошу приказать в срочном порядке вычистить и заколотить, как пришедшую в совершенную негодность».

Выявленные проблемы было предписано устранить в кратчайший срок, но в силу различных причин, таких как недостаток средств и относительно невысокого уровня дисциплины курсантов и красноармейцев (было достаточно много случаев дезертирства и самовольного оставления части, бывали случаи неподчинения приказам), не удалось достигнуть желаемого порядка в сжатые сроки.

Приказ № 377 от 3 октября 1921 г. содержит еще один акт проверки санитарного состоянии курсов [6, л. 303]. В нем отметили следующее: «...в общежитиях рот сор на окнах, в печках, плевательницах и на полу шелуха от семечек и очистки от картофеля. В общежитии третей роты сломан умывальник, лестница на чердак загрязнена испражнениями. Помещение клуба само по себе чистое, но на задней лестнице мусор и хлам. Театральный зал имел на полу окурки и плевки. Под сценой мусор и на окнах мусор и пыль. Уборная классного коридора с паутиной в углах, на окнах грязь и кожура, на полу мокрота. Отхожее место во дворе содержалось грязно, курсанты самовольно разбирают стены. В женском отделении на полу испражнения. Слесарная мастерская, помещения шорников и хозяйственной команды, пекарня и двор курсов так же отмечены как содержащиеся грязно. В столовой и кухне на окнах грязь. В комнате при кухне кожура от картошки, мусор и налита вода». Относительно того, зачем курсанты разбирали стены в отхожем месте, в том же документе указана причина: их разбирали на дрова для обогрева помещений и для самовольного приготовления еды. Таким образом, были разобраны еще сорные ящики и старые лестницы.

Также стоит упоминать про освещение в помещениях и состояние окон. В приказе от 18 августа 1920 г. за № 240 [7, л. 356] указано, что на курсах много битых оконных стекол из-за того, что после проветривания курсанты и служащие забывают закрыть окна. Про освещение есть упоминания в приказах № 377 от 3 октября 1921 г. [6, л. 303] и №70/А от 11 марта 1922 г. [4, л. 78]. В первом документе говорится, что в помещении 3 роты отсутствуют лампочки, а во втором, что в коридорах и на лестнице темно по причине отсутствия ламп или керосина.

Из вышенаписанного может сложиться впечатление, что ситуация в Казанском Кремле во время Гражданской войны была довольно странной. С одной стороны, в крепости располагается военно-учебное заведение, в котором обучали будущих красных командиров. Как неоднократно подчеркивалось в документах 1-х Советских Казанских пехотных командных курсов, данная часть являлась в определенном смысле лицом РККА. С другой стороны, в Кремле имелась бытовая неустроенность и разруха в помещениях.

Но перед тем, как делать подобный вывод, стоит обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, необходимо понимать положение в самих воинских частях, расположенных в Кремле, и уровень

их снабжения. Конкретно 1-е Советские Казанские командные пехотные курсы за период с 1919 г. по 1922 г. подверглись реорганизации два раза. Так, в период конца июля-августа 1920 г. курсы приказом РВСР № 1389 от 24 июля 1920 г. расформировывались [7, л. 318]. Большая часть личного состава и значительная часть имущества отправлялись в Киев для формирования там 15 Киевских пехотных командных курсов. Оставшиеся в Казани «влились» в состав формируемых также на территории Кремля 3-х Образцовых Казанских командных курсов, кадры которых прибывали в течение июля из Нижнего Новгорода и числились в прикомандированных при 1-х курсах [7, л. 265].

В итоге, после реорганизации были сформированы 17-е Казанские пехотные командные курсы, которые просуществовали до конца

1921 г. В приказе РВСР от 15 декабря 1921 г. курсы реорганизовывались в школу нормального типа с присвоением наименования «7-я пехотная школа Комсостава» [4, л. 23]. Данная реорганизация подразумевала увеличение как количества курсантов, так и срока обучения. До этого курсанты обучались не более 4 месяцев, причем учащиеся поступали частями в течение всего года, что не способствовало бережному отношению курсантов к помещениям и имуществу курсов.

Что касается снабжения курсов, то тут также существовали проблемы. Несмотря на то, что Казанский военный комиссариат, а позднее штаб Запасной Армии Республики, старались снабжать кремлевские курсы всем необходимым и большей частью им это удавалось, тем не менее, ремонтные работы, как правило, отходили на второй план. Так, в приказе по Запасной Армии Республики № 1156 от 6 июня 1921 г. руководству курсов было предложено самостоятельно решать проблемы, связанные с текущим ремонтом помещений, так как Инженерное ведомство не имеет необходимых материалов. Рекомендовалось для решения проблемы связаться с Окружным управлением военного округа и губернской инженерной дистанцией [6, л. 144]. Через год, в июле

1922 г. курсам были выделены четыре барака бывшего 164 пехотного полка. Бараки были выделены под реализацию, для чего в школе была создана специальная комиссия, которая должна была произвести оценку и осуществить скорейшую их продажу. Вырученные деньги должны были пойти на ремонт здания школы [4, л. 271].

Во-вторых, необходимо понимать также контекст самой эпохи. Гражданская война, безусловно, является одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны. Этот конфликт негативно отразился абсолютно на всех сферах жизни, в том числе и на сфере коммунального хозяйства. К примеру, другое военно-учебное заведение РККА, расположенное в Казани, 12-е военно-хозяйственные курсы, во многом испытывали схожие проблемы. В Государственном архиве Республики Татарстана, есть документ, описывающий состояние этих курсов на конец 1921 г. [5, л. 44]. В нем говорится, что помещения нормально не оборудованы, некоторые помещения вообще не соответствуют своему назначению, как например прачечная. Строительных материалов нет,

канализация не действует, печное отопление не работает, двор привести в надлежащее состояние невозможно и т.д.

Таким образом, анализируя документы, связанные как с военно-учебными заведениями, расположенными на территории Казанского Кремля, так и за его пределами, можно достаточно легко убедиться в том, что, к сожалению, описанные проблемы не являются какой-то особенностью именно Кремля, а скорее просто примета времени, свидетельство так называемой общей для всей страны «разрухи».

В-третьих, важно отследить общую парадигму развития проблемы. Приведённые в данной статье свидетельства были связаны в первую очередь не столько с попытками командования курсов навести требуемый порядок и дисциплину (хотя, безусловно, этот фактор также имел место быть и был крайне важен), сколько с принятием мер в рамках борьбы с сезонными заболеваниями холеры и тифа. В доказательство этого утверждения можно привести тот факт, что в ежедневных приказах по курсам акты по освидетельствованию помещений и территории курсов на предмет их состояния составлены почти исключительно главным врачом курсов Клячкиным. Замечания по этому поводу начальника курсов, комиссара, командира батальона и другого нижестоящего командного и начальствующего состава встречаются крайне редко.

Сами же акты и предложения главного врача курсов имеют как бы нарастающий характер. То есть, по мере решения каких-то более важных проблем, врач начинал обращать внимание командования на другие проблемы. Так в приказах за 1919 г. почти не встречается упоминаний о санитарном состоянии курсов. Командование 1-х пехотных командных курсов в это время занято более насущными проблемами: комплектованием кадрами и курсантами, организацией и обеспечением нормального учебного процесса. Только в конце 1919 г. начинают появляться приказы, касающиеся санитарного состояния курсов. В приказе № 189 от 16 декабря 1919 г. [8, л. 7] командование курсов требует незамедлительно провести уборку и довести помещения курсов до должного уровня порядка. Особенно отмечалось роль ротных и взводных командиров, которые должны были личным примером мотивировать курсантов соблюдать порядок.

Приказами № 190 от 16 декабря 1919 г. [8, л. 10] и № 201 от 27 декабря 1919 г. [8, л. 36-37] на курсах была создана противотифозная комиссия, которая занималась разработкой профилактических мер: проведение субботников, запрет посещать курсантам больных товарищей, распределение банных дней, создание системы карантина, специального угла в околотке для больных и т.п. Как таковые акты о тщательных осмотрах помещений появляются только в 1921 г., когда ни увещевания, ни строгие меры командования не возымели должного эффекта. К примеру, 22 июля 1920 г. заведующий зданиями товарищ Кудинов был арестован на 5 суток за нераспорядительность и за допущение антисанитарии в помещениях курсов [7, л. 291]. Одновременно с этим базовые меры против заболеваний уже были приняты и более-менее функционировали.

Таким образом, можно констатировать, что помещения на территории Казанского Кремля в годы Гражданской войны находились в довольно запущенном состоянии, но это отнюдь не значит, что военное руководство Кремля не предпринимало мер по исправлению ситуации. Более того, существовали объективные факторы, пагубное влияние которых преодолеть в краткие сроки было невозможно.

Так или иначе, ситуация стала серьёзно улучшаться в 1922 г. после преобразования курсов в 7-ю пехотную школу комсостава. 3 февраля 1922 г. комиссия по обследованию состояния курсов, сразу после ее реорганизации в школу нашла следующее: «В некоторых нежилых помещениях, расположенных в месте расквартирования курсантов и красноармейцев, загаженость, и целые грядки испражнений. Уборная каждую ночь принимает вид грязноватого болота, которое приходится каждое утро убирать и просушивать. Писсуары засаривают разными отбросками, благодаря чему их не успевают прочищать и приводить в действие. В спальных помещениях курсантов и красноармейцев раскалывают дрова, сжигают топчаны, тумбочки, табуреты» [4, л. 37]. 11 марта 1922 г. при приеме школы новым командиром товарищем Петровым большинство нарушений уже было устранено. Отмечены были только несколько недочетов, самые серьезные из которых - это отсутствие налаженной работы в портняжной и сапожной мастерской, а также то, что через окна в оружейной комнате просачивался снег, который таял на ящиках с гранатами. Были отмечены проблемы с освещением, про которые говорилось выше [4, л. 78].

Спустя два месяца, 5 мая школу проинспектировал командующий Приволжским военным округом Д.П. Оськин. Он в свою очередь отметил, что школа находится в хорошем состоянии, всё чисто, и нареканий у него никаких не возникло [4, л. 213]. Далее в документах до конца 1922 г. серьёзных проблем, относящихся к состоянию школы, не наблюдается, что может указывать, что помещения в целом были приведены в порядок.

Рассматривая Казанский Кремль в годы Гражданской войны, стоит также рассмотреть и его культурную жизнь. Поскольку в это время Кремль, в первую очереди, это место дислокации военных частей РККА, то и культурная жизнь была связана также с Красной Армией. Ежегодно 1-е Советские Казанские пехотные курсы, а позднее 7-я пехотная школа комсостава, отмечали свой день открытия - 10 июня. Так, программа празднеств в 1920 г. была следующей: «...назначаю 10 июня в 11 часов парад. Парадом командовать комбату. В параде участвовать 1 и 3 роты, коим в указанное время выстроиться пред зданием курсов фронтом на помещение учебного полка....После парада в 12 часов в актовом зале состоится общее собрание всех курсов и в 13 часов общий обед курсантов и комсостава в столовой курсов. В15 часов на спортивной площадке, во дворе курсов, инструкторам спорта и гимнастики организовать под руководством товарища Калустова игры для курсантов. С 17:30 заведующему клубом устроить в саду курсов народное гуляние, организовав выступления куплетистов, балала-

ечников, хора и т.п. с привлечением к участию курсового оркестра. В 20 часов в актовом зале курсов состоится спектакль» [7, л. 193].

В 1921 г. программа была схожей, но уже скромнее, без народных гуляний и спектакля: «Занятия в этот день не производить. Товарищу завхозу устроить общий курсовой обед, а товарищу завклубом организовать игры и увеселения. По случаю этого праздника назначаю парад. Ротам построиться перед зданием курсов к 12 часам при знаменах и хоре, музыки. Парадом командовать комроту товарищу Амалицкому. После парада будет обед, на котором и будут заслушаны краткие доклады, касающиеся исторического обзора курсов. В16 часов в курсовом садике будут устроены игры, спорт и чай, если позволит погода» [6, л. 116].

Красные курсанты активно учувствовали в различных театральных постановках и концертах, устраиваемых на территории крепости. Проводилась они в рамках так называемой клубной деятельности, то есть внеурочных занятий, направленных на повышение общего образовательного, культурного и политического уровня военнослужащих - будущих красных командиров. Театральные постановки ставились силами самих курсантов с привлечением оркестра курсов. Причем уровень самих концертов, скорее всего, был достаточно высокий. На это может указать тот факт, что курсанты проводили симфонические концерты. Так 14 августа 1921 г. в театре клуба курсов состоялся бесплатный концерт на тему творчества Даргомыжского. Кроме того, участники курсовой самодеятельности давали благотворительные концерты. 13 августа 1921 г. состоялся благотворительный концерт в пользу голодающих Поволжья. Стоимость билетов была от 1000 до 2000 рублей [6, л. 220].

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на всю тяжесть Гражданской войны, культурная жизнь в Кремле продолжала существовать. Более того, курсанты активно принимали участие в проблемах, стоявших перед молодой Татарской республикой, как это было в случае с благотворительным концертом.

В конце, в качестве одной из примет времени хотелось бы еще отметить факт переименования здания бывшего Казанского юнкерского училища в самом конце Гражданской войны [4, л. 424]. Это событие произошло в ознаменование 5-й годовщины октябрьской Революции. 6 ноября 1922 г. на «Вечере воспоминаний» на общем собрании курсантов, комсостава и служащих школы постановили переименовать здание юнкерского училища в «Здание имени Главного начальника всех военно-учебных заведений товарища Петровского»1.

В определенном смысле это событие было одним из символических эпизодов в истории Казанского Кремля, которое должно было закрыть тяжелый период Гражданской войны в России. Ознаменовать отход от «проклятого прошлого» и открывать новую страницу строительства «светлого коммунистического будущего».

1 Петровский Давид Александрович (1886-1937 гг.) - начальник ГУВУЗа в 1920-1924 гг.

Литература

1. Валеев РМ. Выдающаяся универсальная ценность Казанского Кремля как объекта всемирного наследия / В.А. Валеев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. №1. С. 18-23.

2. Ситдиков А.Г. Казанский Кремль: История фортификации / А.Г. Сит-диков // Ученые записки Казанского Государственного университета. Том 152, кн. 3, ч. 1. Гуманитарные науки. 2010. С. 97-106.

3. Валеев Р.М. Культурное наследие Татарстана - составная часть общетюркского и всемирного наследия / Р. М. Валеев // Включение молодежи во всемирный процесс сохранения и развития культурного наследия человечества: Материалы Международной научно-практической конференции / научные редакторы: Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2012. С. 8-13.

4. РГВА ф. 25127. ед.1. д.50.

5. ГАРТ ф. Р-592. оп.1. д.918.

6. РГВА ф. 25127. оп.1. д.33.

7. РГВА ф. 25127. оп.1. д.19.

8. РГВА ф. 25127. оп.1, д.16.

References

1. Valeev RM. Vydayushchayasya universal'naya tsennost' Kazanskogo Kremlya kak ob"ekta vsemirnogo naslediya / V.A. Valeev // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013. №1. S. 18-23.

2. Sitdikov A.G. Kazanskii Kreml': Istoriya fortifikatsii / A.G. Sitdikov // Uchenye zapiski Kazanskogo Gosudarstvennogo universiteta. Tom 152, kn. 3, ch. 1. Gumanitarnye nauki. 2010. S. 97-106.

3. Valeev R.M. Kul'turnoe nasledie Tatarstana - sostavnaya chast' obshchetyurkskogo i vsemirnogo naslediya / R. M. Valeev // Vklyuchenie molodezhi vo vsemirnyi protsess sokhraneniya i razvitiya kul'turnogo naslediya chelovechestva: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / nauchnye redaktory: R.R. Yusupov, R.M. Valeev. Kazan': Kazanskii gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv, 2012. S. 8-13.

4. RGVA f. 25127. ed.1. d.50.

5. GART f. R-592. op.1. d.918.

6. RGVA f. 25127. op.1. d.33.

7. RGVA f. 25127. op.1. d.19.

8. RGVA f. 25127. op.1, d.16.

Сведения об авторе

Блинников Денис Георгиевич,

аспирант Института международных отношений КФУ, ведущий специалист отдела фондов ГИАХМЗ «Казанский Кремль», Казань, Россия. e-mail: georgievichdenis@mail.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 18.02.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Author of the publication

Blinnikov Denis Georgievich,

Graduate student at the Institute of International Relations of Kazan Federal University; department of funds of GIAHMZ "Kazan Kremlin," Kazan, Russia.

e-mail: georgievichdenis@mail.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declare that there is no conflict of interest.

Article info

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 18.02.2024; accepted for publication 14.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.