Научная статья на тему 'КАЗАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ В.И. КАЧАЛОВА (XVIII-XXI вв.): ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ'

КАЗАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ В.И. КАЧАЛОВА (XVIII-XXI вв.): ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театральное искусство / Большой драматический театр им. В.И. Качалова / история / theater / history of the Kazan theater / periodization / stages of theater development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Копылов Роман Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы периодизации истории Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. Автор выделяет основные этапы и периоды в развитии и становлении театральной культуры Казани на примере одного из старейших театров страны. Выделяются следующие периоды истории: «Начало постоянного театра в Казани. Первые антрепренеры» (1791-1814 гг.), «Театр антрепризы Соколова и Стрелкова» (1814-1850 гг.), «Золотой век Казанского театра. Великие антрепренёры» (1850-1909 гг.), «Переходный период Казанского театра. Время поисков.» (1909-1919 гг.), «Театр З.М. Славяновой» (1919-1924 гг.). «Большой театр им. А.В. Луначарского» (1924-1934 гг.), «Ригоринская эпоха» (1934-1961 гг.), Качаловский театр (1961-1994 гг.), «Авторский театр Александра Славутского» (1994-2022 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE KAZAN ACADEMIC RUSSIAN BOLSHOI DRAMA THEATER NAMED AFTER V. I. KACHALOV: ISSUES OF REDIZING HISTORY

The article deals with the issues of periodization of the history of the Kazan Academic Russian Bolshoi Drama Theater named after V.I.Kachalov. The authors identify the main stages and periods in the origin and development of the theatrical culture of Kazan for the spread of one of the oldest theaters in the country. Periodic periods of history are distinguished: "The beginning of a permanent theater in Kazan" (1791-1814), "Sokolov and Strelkov's enterprise theater" (1814-1850), "The Golden Age of the Kazan Theater" (1850-1909), " Transitional period of the Kazan theater. Search time. (1909-1919), “Theater Z.M. Slavyanova" (1919-1924). "The Bolshoi Theatre. A.V. Lunacharsky" (1924-1934), "The Rigorin Epoch" (1934-1961), Kachalovsky Theater (1961-1994), "Author's Theater of Alexander Slavutsky" (1994-2022)

Текст научной работы на тему «КАЗАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ В.И. КАЧАЛОВА (XVIII-XXI вв.): ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ»

УДК 792.2

Р.С. Копылов

КАЗАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ В.И. КАЧАЛОВА (XVIII-XXI вв.): ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ

В статье рассматриваются вопросы периодизации истории Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. Автор выделяет основные этапы и периоды в развитии и становлении театральной культуры Казани на примере одного из старейших театров страны. Выделяются следующие периоды истории: «Начало постоянного театра в Казани. Первые антрепренеры» (1791-1814 гг.), «Театр антрепризы Соколова и Стрелкова» (1814-1850 гг.), «Золотой век Казанского театра. Великие антрепренёры» (1850-1909 гг.), «Переходный период Казанского театра. Время поисков.» (1909-1919 гг.), «Театр З.М. Славяновой» (1919-1924 гг.). «Большой театр им. А.В. Луначарского» (19241934 гг.), «Ригоринская эпоха» (1934-1961 гг.), Качаловский театр (1961-1994 гг.), «Авторский театр Александра Славутского» (1994-2022 гг.).

Ключевые слова: театральное искусство, Большой драматический театр им. В.И. Качалова, история Roman S. Kopylov STAGES OF DEVELOPMENT OF THE KAZAN ACADEMIC RUSSIAN BOLSHOI DRAMA THEATER NAMED AFTER V. I. KACHALOV: ISSUES OF REDIZING HISTORY

The article deals with the issues of periodization of the history of the Kazan Academic Russian Bolshoi Drama Theater named after V.I.Kachalov. The authors identify the main stages and periods in the origin and development of the theatrical culture of Kazan for the spread of one of the oldest theaters in the country. Periodic periods of history are distinguished: "The beginning of a permanent theater in Kazan" (1791-1814), "Sokolov and Strelkov's enterprise theater" (1814-1850), "The Golden Age of the Kazan Theater" (1850-1909), " Transitional period of the Kazan theater. Search time. (1909-1919), "Theater Z.M. Slavyanova" (1919-1924). "The Bolshoi Theatre. A.V. Lunacharsky" (1924-1934), "The Rigorin Epoch" (1934-1961), Kachalovsky Theater (1961-1994), "Author's Theater of Alexander Slavutsky" (1994-2022)

Key words: theater, history of the Kazan theater, periodization, stages of theater development

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что история Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова насчитывает более чем два столетия и представляет собой сложный процесс, каждый из периодов которого характеризуется своими проблемами и достижениями, требующими внимательного изучения и анализа.

Развиваясь на протяжении нескольких столетий (1791-2022 гг.), Казанский театр им. В.И. Качалова прошел разные этапы исторического развития, на которые во многом влияли политические, социально- экономические процессы в регионе и стране. Несмотря на то, что театральная история Казани развивалась в общем контексте театральной истории России, русский театр в Казани сформировался как отдельное культурное явление со своими особенностями. Изучением истории Казанского театра занимались как до революции, так и в советский и постсоветский периоды. В этой связи отметим научную новизну, поскольку в этих работах проблема периодизации не ставилась в качестве отдельной задачи, хотя определенные подходы к осмыслению материала театральной истории в конкретные хронологические периоды имелись.

Таким образом, цель исследования - обосновать и разработать периодизацию истории Казанского театра.

Материалы и методы

В основу статьи легли материалы из Рукописного фонда Театрального музея КАБДТ им. В.И. Качалова, в том числе письменные документы, фрагменты газет, рукописных дневников деятелей театра [13]. В качестве методов исследования использованы метод анализа документов, сравнительно-исторический метод.

Литературный обзор

Историографию исследования составили работы по истории русского театра в Казани. Наиболее ценным источником является работа, изданная в 1895 г., - «Спутник по Казани» [8]. В ней Н.П. Загоскин рассматривает историю театрального искусства в Казани с самого своего возникновения - начала XVIII в. Также были изучены труды И.А.Крути «Русский театр в Казани» [12], исследующего историю театра в контексте общественно-политических условий XIX в. Большой интерес представляет книга И.Г.Ингвара и И.И.Иляловой «Русский театр в Казани» [9], затрагивающая вопросы истории театра советского периода. Подспорьем в изучении истории театра стали работы и научные статьи

историка и театроведа Ю.А. Благова [1-7].

Результаты

Одним из важных аспектов в изучении истории русского театра в Казани выступает периодизация исторического процесса. Критерии периодизации истории могут быть различными и зависят от конкретных целей. В качестве критерия периодизации выступила деятельность конкретных исторических персоналий, которые, находясь в определённых политических, социокультурных и экономических обстоятельствах, оказали заметное влияние на развитие театрального искусства Казани. Так или иначе, на культуру в целом, и на театральное искусство в частности, каждый исторический этап оказал как негативное, так и благоприятное воздействие. Поэтому закономерным будет выделить временные рамки, которые совпадают с историческими этапами развития страны, и разделить историю Казанского театра на три большие эпохи: имперский этап развития театра, советский период и постсоветский, соответственно. Учитывая уже имеющиеся исследования, предлагаем следующую периодизацию истории Русского драматического театрального искусства в Казани.

Первый этап. Имперский период

Предпосылками к созданию первого публичного профессионального театра (1791 г.) в городе стали спектакли, организованные учениками Славяно-латинской школы Федоровского монастыря [12, с.9], расположенного на месте современного здания Национальной библиотеки РТ (Пушкина, 86). В определении конкретной даты возникновения в городе первых театральных представлений существуют противоречивые сведения. Этот этап отражен в работах И.А. Крути [12] и Ю.А. Благова [6]. Ю.А. Благовым предлагается 1728 г., когда впервые казанская публика знакомится с искусством учеников Славяно-латинской школы. И.А. Крути утверждает, что театральные представления в городе начали давать в 1723 г. Оба исследователя ссылаются на статью Н.П. Загоскина в «Казанских вестях» за 1891 г. №349 «Театр в Казани», подготовленную к 100-летию постоянного театра в Казани. Разночтения связаны с еще одной, более поздней работой Н.П. Загоскина «Спутник по Казани» 1895 г. В статье говорится, что 1722 г. ознаменован открытием Славяно-латинской школы. Далее по тексту следует перечисление учебных дисциплин, среди которых названы «комедийные акции», т.е. спектакли. В этом же тексте Н.П. Загоскин указывает, что еже-

годные «акции» в школе стали давать с 1728 г. Однако в «Казанских губернских ведомостях» за 1843 г. упоминается руководитель самодеятельного театра Василий Свентицкий, который еще в 1726 г. получает гонорар за написание комедий, говорится о том, что выделяются средства на приобретение «различных комедийных принадлежностей», т.е. дата 1723 г. представляется нам более вероятной. Так или иначе, первая информация о театральном искусстве в Казани впервые появилась в начале 1720-е гг. Позже спектакли стали даваться и в Императорской гимназии. 26 апреля 1760 г. гимназисты сыграли первую светскую пьесу в Казани «Школа мужей» Ж.Б. Мольера. Н.П. Загоскин отмечает, что спектакли эти стремились принять характер не только публичных представлений, но и выйти за рамки школьного театра, т.к. в них принимают участие представители местного высшего общества. Этот период истории театра в Казани во многом стал предпосылкой для возникновения в Казани постоянного профессионального театра.

1. Первый период. «Начало

постоянного театра в Казани. Первые антрепренеры» (1791-1814 гг.). Верхней границей этого периода является учрежденный в городе первый постоянный публичный театр, который с этого момента существует как явление общественной и культурной жизни города. Театр в это время являлся фактически единственным общественным учреждением, который взял на себя функции просвещения. Возникновение постоянного театра в городе связано с именем В.С. Бобровского, бывшего придворного артиста из Петербурга, приглашенного казанским губернатором князем С.М. Баратаевым. Театр просуществовал до 1796 г. и был закрыт в связи с кончиной Екатерины II. В 1803 г. после строительства специального здания для театра на современной Площади Свободы помещик П.П. Есипов со своей крепостной труппой открывает в городе театральный сезон. На сцене театра П.П.Есипова уже тогда гастролировали лучшие актёры того времени, среди которых можно назвать П.А. Плавильщикова. 4 июля 1814 г. П.П. Есипов скончался, а труппа продолжала давать спектакли, устроив что-то вроде товарищества актеров, но пожар 3 сентября 1815 г. положили конец делу. В.Р. Бобровский и П.П. Есипов стали первыми по времени антрепренерами Казанского театра и

положили начало первому постоянному театру в городе, правопреемником которого является Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова.

2. Второй период. «Театр антрепризы Соколова и Стрелкова» (1814-1849 гг.).

После театра П.П. Есипова Казань театра больше не имела. Отдельные спектакли на протяжении тринадцати лет - с 1814 по 1828 гг. - давали в здании Дворянского собрания. Осенью 1828 г. в Казани начинает свою работу антрепренёр Москвин. Однако финансовая несостоятельность театра заставила Москвина отказаться от антрепризы. Неизвестным остается место расположения театра. Весной 1829 г. начинает свою работу нижегородский купец Ф. Диттель, а в 1831 г. по 1833 г. здесь обосновался антрепренер Н.И. Иванов. По-настоящему заметным в этот период стала антреприза П.А. Соколова: организованная им труппа проработала в городе с 1833 по 1842 гг. и размещалась сначала в доме Родионова, купленном городом для размещения полиции (ныне Институт физики КФУ), а затем в 1835 г. на месте современного здания ТАГТОиБ им. М. Джалиля было построено специальное деревянное здание. В это время в Казань был приглашен М.С. Щепкин. Конец театру П.А. Соколова принес крупный пожар 1842 г., уничтоживший половину деревянных построек города, в том числе и здание театра. 19 мая 1844 г. в приспособленном для театра доме Власьева (ныне МСЧ КФУ на ул. Большая Красная, 51) разместилась труппа антрепренёра Е.Ф. Стрелкова. Однако публика посещала этот театр с большой охотой только тогда, когда здесь появлялись известные гастролеры, среди которых А.Е. Мартынов. Продержавшись в Казани семь лет, Е.Ф. Стрелков покинул Казань в 1851 г.

3. Третий период. «Золотой век Казанского театра. Великие антрепренёры» (1850-1909 гг.). В 1850 г. завершилось строительство каменного здания Казанского городского театра. С этого момента начинается так называемый «золотой век» в истории Казанского театра. В разные годы здесь работали выдающиеся антрепренёры своего времени Н.К. Милославский-Фридебург (1852-1859), П.М. Медведев (1866-1872, 1874, 1875-1880, 18841888 гг.), М.М. Бородай (1893-1901 гг.), Н.И. Собольщиков-Самарин (1901-1909 гг.). Свой творческий путь начинали П.А. Стрепетова,

М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, А.П. Ленский, К.А. Варламов, М.А. Решимов, В.А. Макшеев, В.И. Качалов.

4. Четвертый период. «Переходный период Казанского театра. Время поисков» (1909-1919 гг.). С 1909 г. здесь работает антрепренёр Н.Д. Кручинин. Им была сформировано несколько трупп. Спектакли шли на трех сценах. Драма - в здании Городского театра, опера - в здании Нового театра (ныне ТГТДиК им. К.Тинчурина), оперетта - в здании Купеческого собрания (ныне Казанский ТЮЗ). Дела не заладились, и в 1911 г. антрепризу возглавил В.В. Образцов. Предпринимались попытки восстановить былую славу и собрать крепкую труппу, в число которой входили Е.О. Любимова-Ланская, М.М. Тарханов, А.П. Двинский, Ф.А. Строганов, М.И. Жвирблис, И.А. Слонов. Был приглашен из МХТ режиссер А.И. Канин. Вместе с тем В.В. Образцов организовал еще один театр в доме Соломина на Большой Проломной (ныне ул. Баумана). В 1913 г. в Новом театре антрепризу держала З.А. Малиновская. А уже в 1915 г. А.П. Двинский объединил обе труппы, но проработал здесь всего сезон. В 1916 г. в Городском театре работал М.Ф. Степанов. В 1917 г. в Новом театре антрепризой руководила В.Ф. Каразина. В городском театре работала только опера. События лета 1918 г. сильно изменили Казань. Ожесточенные бои. Актеры разъехались, театры и все культурные учреждения города опустели. В ноябре 1918 г. актер А.И. Каширин решил собрать не успевших выехать из Казани актеров в театре Алафуза (ныне Молодежный музыкальный театр Созвездие=Йолдызлык), но позже перебрался в здание Нового театра, который уже именовали Красноармейским дворцом. Таким образом, в 1918 г. завершился еще один этап в истории Казанского театра, начало которого ознаменовано антрепризой Н.Д. Кручинина в 1909 г. Завершается данный этап в 1919 г. и связан с революционными событиями, происходившими в это время в стране.

Второй этап. Советский период

5. Пятый период. «Театр З.М. Славяновой» (1919-1924 гг.). Следующий этап логично начать с 1919 г., когда для руководства театром была приглашена первая женщина-режиссер в провинции З.М. Славянова. В это же время театры Казани переходят в ведение местных Советов. С самого начала становления советского

государства наблюдается необычайный интерес к драматическому искусству, о чем свидетельствует работа многочисленных театральных коллективов, созданных в Казани в эти годы. В 1919 г. сгорело здание Казанского городского театра. На восстановление здания власть денег не нашла. Оперной труппе, работавшей до недавнего времени в Городском театре, было решено отдать здание Красноармейского дворца, а драматическая труппа была выселена в здание Большого театра на Большой Проломной (ныне ул. Баумана), где и открыла новый сезон. З.М. Славяновой впервые в Казани была попытка организовать постоянную труппу. Сохраняя определенные признаки антрепризного театра, ей удалось создать театр нового типа, некий прообраз репертуарного театра. Созданный ею театр опирался на актеров, которые придерживались в своем творчестве принципов реалистического воплощения характера, создания типического образа, несущего в себе социальное обобщение. Завершается данный этап 1924 г., когда З.М. Славянова покинула Казань.

6. Шестой период. «Большой театр им. А.В. Луначарского» (1924-1934 гг.). С 1924 г. наступает период, когда театр характеризовался отсутствием единой художественной идеи и миссии. На протяжении десятилетия главные режиссеры сменяют друг друга ежесезонно. В 1924 г. Казанский театр, получивший название Большого из-за своих размеров, получил дополнительное наименование - «Филиал Московского театра «Комедия» (б.Корш)». Премьеру посетил нарком просвещения А.В. Луначарский, и после его отъезда театру присвоили его имя. В этот период здесь работали А.Л. Грипич (1928-1929), И. А. Ростовцев (1929-1930), В.А. Нелли-Влад с директором Г.Д. Ригориным и труппой «Красный факел», вновь И.А. Ростовцев (19311933), В.А. Чиркин (1933-1934), А.М. Самарин-Волжский (1934-1935). Это было временем становления нового, советского театра, который станет достоянием государства и впервые в мировой истории со времен античности получит твердую государственную базу.

7. Седьмой период. «Ригоринская эпоха» (1934-1961 гг.). Следующий этап связан со стационированием театра и приходом на должность директора Григория Давыдовича Ригорина, благодаря которому

была собрана одна из лучших трупп в стране, а театр вновь обрел статус одного из лучших в стране. За это время театру удалось провести масштабную реконструкцию здания театра (1936 г.), сформировать репертуар, укомплектовать труппу. Среди выдающихся артистов того времени - народные артисты СССР Н.И. Якушенко и Е.Е. Жилина, народные артисты РСФСР Ф.В. Григорьев, Г.П. Ардаров, А.Д. Гусев, В.М. Павлова и др. Этот период истории Казанского Большого

драматического театра стал временем наивысшего взлета актерского мастерства, торжества русской реалистической актёрской школы, которая формировалась в Казанском городском театре на протяжении XIX в.

8. Восьмой период. «Качаловский театр» (1961 - 1994 гг.). В 1960-е гг. Казанский театр в общественном сознании стал ассоциироваться с «Качаловским». В эти годы коренным образом изменилась эстетика театра, методика работы над воплощением драматургического материала, изобразительная сторона спектакля, наблюдаемые в целом советском театре. В начале 1960-х гг. на смену старшему поколению мастеров сцены пришло новое поколение артистов и режиссеров, образовав новое сильное ядро, отличное от знаменитого Казанского БДТ середины XX в. В разное время здесь работали народные артисты России Ю.С. Федотов, В.В. Кешнер, П.П. Бетев, Г.С. Ишкова, режиссеры Н.Ю. Орлов (19651973 гг.), А.Т. Найденов (1973-1975 гг.), В.М. Портнов (1975-1978), Э.П. Асланов (1978-1983 гг.), Н.И. Басин (1983-1988 гг.), наблюдается бесконечная смена художественного руководства в период с 1988 г. по 1994 г.

Третий этап. Постсоветский период.

9. Девятый период. «Авторский театр Александра Славутского» (1994-2022 гг.). В эти годы КАРБДТ им. В.И. Качалова становится театром «режиссерским». На фоне изменений политической системы в России, кризиса режиссерского театра все чаще предпочтение стало отдаваться коммерческому успеху, а не многолетнему художественному и идеологическому развитию театра, утвердившего художественного руководителя в статусе создателя театра. Качаловский театр выбрал для себя второй вариант и своего режиссера -А.Я. Славутского, открыв тем самым новую страницу своей истории. Казанским театром им. В.И. Качалова были выпущены два актерских курса совместно с РАТИ (ГИТИС)

(1999 г., 2010 г.), была проведена масштабная реконструкция исторического здания театра (2011-2014 гг.), проведен Качаловский театральный фестиваль (2018 г., 2021 г.), открыт Театральный музей (2019 г.), сформирован репертуар на основе русской и зарубежной классики, организованы гастроли в крупных городах России и зарубежом (Германия, Китай, Франция, Македония, Болгария, Турция, Египет, Финляндия, Чехии и др.).

Обсуждение

Изучением истории русского театра в Казани исследователи занимались как до революции, так в советский и постсоветский периоды. Хотя исследователи истории театров Казани стремились хронологически структурировать этапы, в качестве самостоятельной научной задачи проблема периодизации истории до сих пор не решалась. На сегодняшний день существует лишь одна работа, которая отражает исторический процесс Казанского Большого драматического театра имени В.И. Качалова, это краткий исторический очерк Ю.А. Благова [6]. Автор представляет сжатое изложение этапов становления и развития русского драматического театра в Казани.

Н.П. Загоскин рассматривает историю театрального искусства в Казани с самого своего возникновения до начала XVIII в. И.А. Крути в работе «Русский театр в Казани» [12] исследует историю театра в контексте обществен-

но-политических условий XIX века. В труде И.Г. Ингвара и И.И. Иляловой «Русский театр в Казани» [9] поднимаются вопросы истории театра советского периода.

В настоящей работе впервые предпринята попытка рассмотреть историю Казанского театра как непрерывный процесс, оказавший заметное влияние на культурную жизнь города. Выделены основные этапы и периоды в истории театра. Критерием периодизации стала деятельность конкретных театральных деятелей, чье творчество/руководство в определённых политических, социокультурных и экономических обстоятельствах определило развитие театрального искусства Казани.

Заключение

Таким образом, была разработана периодизация истории Казанского театра в контексте исторических этапов развития России. Историю Казанского театра можно условно разделить на три большие этапа: имперский, советский и постсоветский. Внутри каждого этапа выделены периоды, отражающие самобытную историю театра как отдельного феномена общественной жизни города. Можно констатировать, что Казанский театр прошел все этапы, характерные для всего отечественного театрального искусства с XVIII столетия: от школьного театра при Федоровском монастыре, крепостного и антрепризного театра XIX в. до репертуарного советского и постсоветского театра в настоящее время.

Литература:

1. Благов Ю.А. Получил прозвище Казанский. Петр Медведев и казанский театр во второй половине XIX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. - 95 с.

2. Благов Ю.А. Казанская антреприза Собольщикова-Самарина. - Казань: Татполиграф, 2004. -116 с.

3. Благов Ю.А. «Казанский помещик» Александр Каширин. - Казань, 2006. - 144 с.

4. Благов Ю.А. Качалов и Качаловцы. - Казань: Реноме, 2008. - 125 с.

5. Благов Ю.А. В содружестве с Мельпоменой. Казанский университет и театр: к истории взаимосвязей. - Казань: Изд-во КГУ, 2003. - 88 с.

6. Благов Ю.А. Казанский Большой драматический театр имени В.И. Качалова: краткий исторический очерк. - Казань, 2012. - 127 с.

7. Благов Ю.А. Очерки истории Казанского русского драматического театра XX в. / ред. кол. Д.В.Родионов и др. - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2019. - 332 с.

8. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. - Казань, 1895. - 691 с.

9. Ингвар И.Г. Русский театр в Казани: советский период. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. - 287 с.

10. Казанские губернские ведомости. часть неофициальная. - 1849. - № 40. - С.379-384.

11. Казанские вести. - 1891. - №349. - С. 356.

12. Крути И. Русский театр в Казани. - М.: Искусство, 1958. - 396 с.

13. Приказы по КБДТ // Театральный музей КАБДТ им. В.И. Качалова.- Ф.5. - Ар. 3. - Ед.хр. 1. - Л. 1-15.

References:

1. Blagov Yu.A. Poluchil prozvishhe Kazanskij. Petr Medvedev i kazanskij teatr vo vtoroj polovine XIX veka. -Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2001. - 95 s.

2. Blagov Yu.A. Kazanskaya antrepriza Sobol'shhikova-Samarina. - Kazan': Tatpoligraf, 2004. -116 s.

3. Blagov Yu.A. «Kazanskij pomeshhik» Aleksandr Kashirin. - Kazan', 2006. - 144 s.

4. Blagov Yu.A. Kachalov i Kachalovcy. - Kazan': Renome, 2008. - 125 s.

5. Blagov Yu.A. V sodruzhestve s Mel'pomenoj. Kazanskij universitet i teatr: k istorii vzaimosvyazej. - Kazan': Izd-vo KGU, 2003. - 88 s.

6. Blagov Yu.A. Kazanskij Bol'shoj dramaticheskij teatr imeni V.I. Kachalova: kratkij istoricheskij ocherk. -Kazan', 2012. - 127 s.

7. Blagov Yu.A. Ocherki istorii Kazanskogo russkogo dramaticheskogo teatra XX v. / red. kol. D.V.Rodionov i dr. - M.: GCzTM im. A.A. Baxrushina, 2019. - 332 s.

8. Zagoskin N.P. Sputnik po Kazani. - Kazan', 1895. - 691 s.

9. Ingvar I.G. Russkij teatr v Kazani: sovetskij period. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1991. - 287 s.

10. Kazanskie gubernskie vedomosti. chast' neoficial'naya. - 1849. - № 40. - S.379-384.

11. Kazanskie vesti. - 1891. - №349. - S. 356.

12. Kruti I. Russkij teatr v Kazani. - M.: Iskusstvo, 1958. - 396 s.

13. Prikazy' po KBDT // Teatral'ny'j muzej KABDT im. V.I. Kachalova.- F.5. - Ar. 3. - Ed.xr. 1. - L. 1-15.

УДК 784.3

М.П. Файзулаева, А.Р. Кустяева, Г.Б. Бабаева

ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО И ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАХИЛИ МИФТАХОВОЙ

В статье рассматривается весомый вклад замечательной солистки ТАГТОБ им. Мусы Джалиля Рахили Мифтаховой в национально-оперное искусство Татарстана. Раскрываются редкие свойства её таланта в различных направлениях вокального искусства - как оперного, так и в области камерного пения. Авторы поставили перед собой задачу оценить вклад одной из самых ярких фигур в области оперного и концертного исполнительства Татарстана второй половины XX века Рахили Хайдаровны Мифтаховой.

Ключевые слова: оперное искусство, репертуар лирико-драматического сопрано, певческая индивидуальность, вокальная техника, методика вокала, кафедра сольного пения Казанского университета культуры и искусств

Margarita P. Fayzulaeva, Albina R. Kustyaeva, Gulmira B. Babayeva OPERA ART AND VOCAL PEDAGOGY IN THE CREATIVE ACTIVITY OF RACHEL MIFTAKHOVA

The article examines the significant contribution of the remarkable soloist TAGTOB im. Musa Jalil Rakhili Miftakhova in the national opera art of Tatarstan. The rare properties of her talent in various areas of vocal art -both opera and chamber singing - are revealed. The authors set themselves the task of evaluating the contribution of one of the brightest figures in the field of opera and concert performance of Tatarstan in the second half of the XX century, Rachel Haidarovna Miftakhova.

Key words: opera art, repertoire of lyric-dramatic soprano, singing personality, vocal technique, vocal technique, Department of solo Singing of Kazan University of Culture and Arts

Введение

В Татарском оперном театре имени Мусы Джалиля прошли лучшие годы знаковой оперной певицы Рахили Хайдаровны Мифта-ховой. Путь её становления в Казанской опере длился около 35 лет, начиная с 1963 по 1999гг.

Для неё театр был источником вдохновения и смыслом существования. Она прошла разные периоды творческой зрелости - минуты озарения, неудачи и кризисные моменты с их преодолением и восхождением на новую творческую высоту. В театре она сформировалась как оперная дива, создавшая идеал художественной красоты, который сочетал одухотворённость актёрского исполнения, осмысленность пения с превосходной вокальной техникой. Чарующей красоты голос, выразительная сценическая пластика, богатый художественный вкус, женственность и

красота облика помогли артистке подняться на Олимп большого искусства.

Материалы и методы

Исследование построено на основе методологических осмыслений явлений, исторического подхода и музыковедческого анализа. В работе отчасти использовались периодические издания газет и журналов второй половины ХХ века. Данные методы позволили установить причинно-следственную связь, найти истоки исследуемого явления.

Литературный обзор

Крупных монографических работ о творческой деятельности Рахили Хайдаровны Мифтаховой не имеется в татарском музыкознании, а материалов в периодической печати, в основном казанской, о работе певицы над созданием многих ролей в оперном театре достаточно в СМИ, начиная с семидесятых годов ХХ-го века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.