Научная статья на тему 'Казанские заметки: конференция «Перекресток культур: музейная память - национальное и интернациональное»1, Казань, 12-13 ноября 2009 года'

Казанские заметки: конференция «Перекресток культур: музейная память - национальное и интернациональное»1, Казань, 12-13 ноября 2009 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музеология / музееведение / музейное дело / сохранение памятников культуры / историческая память / museology / museum business / preservation of monuments of culture / historical memory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — B. В. Устюгова

Материал представляет собой впечатления от участия во Всероссийской научной конференции, проходившей в Казани и посвященной актуальным проблемам музеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — B. В. Устюгова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notes on Kazan: Conference “Cultural Crossroads: Museum Memory: National and International Aspects”

Author represents impressions on All Russia Conference which took place in Kazan and was dedicated to the Issues of Museology.

Текст научной работы на тему «Казанские заметки: конференция «Перекресток культур: музейная память - национальное и интернациональное»1, Казань, 12-13 ноября 2009 года»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2009 История Выпуск 4 (11)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 069:061.3

КАЗАНСКИЕ ЗАМЕТКИ: КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРЕКРЕСТОК КУЛЬТУР: МУЗЕЙНАЯ ПАМЯТЬ - НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ»1, КАЗАНЬ, 12-13 НОЯБРЯ 2009 ГОДА

B. В. Устюгова

Материал представляет собой впечатления от участия во Всероссийской научной конференции, проходившей в Казани и посвященной актуальным проблемам музеологии.

Ключевые слова: музеология, музееведение, музейное дело, сохранение памятников культуры, историческая память.

Всероссийская научная конференция «Перекресток культур: музейная память - национальное и интернациональное», проходившая в Казани 12-13 ноября настоящего года, была организована Казанским государственным университетом совместно с Национальным музеем Республики Татарстан и Санкт-Петербурским госуниверситетом, и была связана с музейным делом - перспективным направлением исторической специализации.

Специальность это новая и востребованная. Конференция проводилась, чтобы привлечь к обсуждению специальности коллег из других вузов, историков, философов, культурологов, искусствоведов, а также специалистов-практиков в области музейного дела. Причем широкая проблематика конференции позволила заинтересовать самых разных людей, представить на обсуждение различные исследовательские проекты и обеспечить очень живой диалог.

Более того, сама идея конференции, выносящая в поле дискуссии проблему исторической памяти и культурного наследия, задала чрезвычайно насыщенную культурную программу. Она была логично связана с тематикой конференции. Музеи, памятники истории и культуры - это и есть «вещная» и живая история, история людей и их творений, и к ним сейчас обращается историческая наука и вузы, открывающие новые специальности.

Чтобы полнее представить конференцию и цели, которые преследовали ее организаторы, необходимо дать краткую характеристику структуры исследовательской и педагогической деятельности исторического факультета Казанского университета.

Традиции исторического факультета Казанского университета богаты. Историческая наука и историческое образование начали развиваться в университете с момента его открытия в 1804 г. Предшественницей современных кафедр по отечественной истории была учрежденная в том же году кафедра истории, статистики и географии Российского государства. В разное время российскую историю в Казани преподавали И. Ф. Яковкин, В. М. Перевощиков, П. С. Кондырев,

C. В. Ешевский, А. П. Щапов, Н. А. Фирсов, Д. А. Корсаков, Н. Я. Аристов, Н. Н. Фирсов, Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, Г. Н. Вульфсон. В настоящее время на историческом факультете Казанского университета, кроме кафедр отечественной и зарубежной истории, работают кафедра этнографии и археологии, кафедра историографии и источниковедения. Последняя была создана в 1989 г., ее приоритетным направлением являются историографические и источниковедческие аспекты изучения истории российской интеллигенции ХХ в., однако получают отклик и современные темы, о чем свидетельствуют такие публикации, как «Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927)», «Казанское житье (Х1Х-ХХ века)», «Российское детство в ХХ веке», «Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в Х1Х-ХХ веках» [1; 2; 3; 4].

В 2007 г. на историческом факультете Казанского университета была образована кафедра му-зеологии. Необходимость создания такой кафедры диктовалась ростом туристического бизнеса, оборудованием музеев нового поколения и, главным образом - задачей сохранения и изучения историко-культурного наследия. Кафедра стремится готовить специалистов новой формации, владе-

© В. В. Устюгова, 2009

ющих информационными технологиями, навыками менеджмента и маркетинга в музейном деле, иностранными языками, современной методикой отбора, оценки экспонатов и формирования экспозиций.

Сотрудниками кафедры, которую возглавляет профессор Александр Алтерович Литвин, читаются интересные, новаторские курсы. Это «История русского и зарубежного искусства», «Общая музеология», «История музейного дела в России», «Музейная социология», «Музейная педагогика», «Современные проблемы музейного дела», «Охрана культурного и природного наследия». А также «Меценатство в России», «Правовые основы и организация туристической деятельности», «Губернские музеи Поволжья», «Антикварное дело».

Подобная активная деятельность предполагает тесное сотрудничество с самими музеями, которое реализуется с Национальным музеем Республики Татарстан, Эрмитажным центром города Казани, Национальной галереей «Милли Хэзинэ», Музеем изобразительных искусств Республики Татарстан. Идет диалог с музеями и вузами других городов, свидетельством чему стала настоящая конференция.

Мероприятие проходило в течение двух дней в залах Национального музея Республики Татарстан, расположенного непосредственно напротив Казанского Кремля. После лаконичных и очень благожелательных напутственных выступлений проректора по общественным вопросам и непрерывному образованию Казанского университета, д. соц. наук Р. Г. Минзарипова и генерального директора Национального музея Г. Р. Назиповой началось пленарное заседание конференции. Его открыл москвич Сергей Владимирович Маркус с необычным выступлением «Пророк Мухам-мад в эпоху глобализма: от "философии всеединства" Владимира Соловьева - к "мировому этосу" Ганса Кюнга». Автор, представлявший один из издательских домов Москвы, оказался человеком в высшей степени незаурядным и эрудированным. Таких бурных дискуссий, какую вызвал его доклад, на конференциях наблюдать давно не приходилось. Им были подняты многие живейшие проблемы национальных и религиозных отношений современности, причем подняты смело и, может быть, жестко. Геополитика, межконфессиональные отношения, миссионерство, экстремизм, небрежение к сохранению культурного наследия - все эти острые вопросы никого не оставили равнодушными. Казань с ее богатейшим наследием и традициями, Казань как некий бурлящий котел, «перекресток культур», сама стала предметом дискуссии.

Представлявший исторический факультет Казанского университета и непосредственно кафедру музеологии Александр Алтерович Литвин в своем выступлении «Проблемы изучения феномена прошлого в курсе обучения музеологов» обратил внимание участников конференции на сложности современного исторического образования, которые оказались едиными для всех вузов и школ: сокращение часов на саму дисциплину «История» в средней школе, не читающее книг поколение школьников и студентов и пр. Вызвали дискуссию понятия «музеология», «музееведение», «музей». Шоком прозвучала реплика о том, что и зоопарк можно считать музеем. Таким образом, в выступлении А. А. Литвина был действительно задан широкий спектр в обсуждении тем конференции.

Между тем организаторы не позволили участникам испытать чувства утомления и однообразия. После пленарного заседания перед нами предстал сам музей, как живой участник дискуссии со всеми его современными новациями и богатейшими коллекциями, - мы отправились на экскурсию по Национальному музею республики. Он размещен в старинном здании Гостиного двора по Кремлевской улице. Это роскошный музей, очень богатый во всех отношениях. Экспозиции достойные, экспонаты размещены лаконично, ничего лишнего - карета Екатерины (матушка Екатерина на ней ездила по Казани), в самом деле, нужно ли рядом что-то еще! Или самая большая в мире рыба белуга - более 4-х м. Здесь же находятся современные детские уголки, чтобы маленькие дети тоже проводили приятно время. Правда, один специалист по художественному проектированию музейных экспозиций из Петербурга скептически оценил проектирование музея, но это не сказалось на восприятии зрителей. Таким образом, тема для очередного обсуждения - конфликт между зрительским восприятием и научным пониманием музея - была задана.

Дубовые двери, окна, переплеты в сочетании с малахитом плитки, отделки, драпировок - это все-таки красиво. В музее не пахнет пылью и в прямом и переносном смысле. Прекрасная экскурсия, которую провела наш экскурсовод, познакомила конференцию с реликтами древнего государства Булгар, с сокровищами православной культуры Казани, в частности, со старообрядческими

Казанские заметки...

книгами, сохранившими особенности старинного нотного письма. Конечно, участники конференции очень благодарны ее организаторам, что все наши заседания проходили в этом уютном музее.

Работа конференции включала поездку в Раифский историко-природный заповедник. Раиф-ский монастырь, возникший в ХУ1-ХУ11 вв. и в настоящее время восстановленный, охраняющийся ЮНЕСКО, является почитаемой православной святыней. Он хорош летом, с хрустальным озером, цветниками, впрочем, как и другие «ухоженные» монастыри Москвы, Великого Новгорода, Суздаля, Вологды. В Раифском монастыре обращают на себя внимание удивительные, совершенно фантазийной работы иконостасы в храмах. Сергей Маркус назвал это «очень талантливой отсебятиной». Делали их участники, воспитанники колонии, прежде находившейся на территории монастыря. Так что Раифский монастырь дал повод для обсуждения противоречий между канонами создания православных иконостасов и фантазией, творчеством непосредственных мастеров-исполнителей.

По возвращении в Казань участники конференции посетили экспозицию работ Николая Фе-шина, разместившуюся в Эрмитаже Казани. Это самая крупная коллекция произведений художника в нашей стране. Несмотря на то, что Эрмитаж уже закончил работу, для нас его двери открыли и провели совершенно не запланированную бесплатную экскурсию. Подобное радушие и гостеприимство были благодарностью казанцев за неподдельный интерес к их национальной культуре.

Хроника второго дня работы конференции - это работа секций и посещение одного из старейших в России Казанского университета.

Объявленная тематика конференции предполагала работу четырех секций. Был запланирован приезд докладчиков из Великобритании, Чехии, Греции, Белоруссии. Предполагались выступления с докладами Голдинга Вива из Лейстера - «Коммуникация и образование в музее в ХХ1 века: опыт Центра изучения музеев и галерей», Я. Долака из Брно - «Музейная экспозиция - музейная коммуникация», Иро Кацариду и Катерины Билиури из Салоник - «Представляя Византию: Византийский нарратив в греческих национальных музеях», Ю. Э. Лупинович из Минска - «Виленский Этнографический музей университета им. С. Батория в контексте региональной истории Западной Белоруссии».

География конференции очень широка: Хабаровск, Томск, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Таганрог, Орел, Ставрополь и др. Конечно, много докладчиков было заявлено из столичных вузов и музеев. Научная тематика докладов - от культурной политики по сохранению исторического наследия до непосредственных, единичных памятников в отдельно взятых музеях страны, их источниковедческого потенциала и философского осмысления.

Работу секций по вышеназванным обстоятельствам пришлось объединить. Совместно проходило обсуждение докладов секций «Проблемы музеологического образования» и «Феномен прошлого и проблемы его актуализации», курировавшееся заместителем декана по научной работе исторического факультета Владимиром Васильевичем Астафьевым. Также были объединены секции «Музей в эпоху постмодерна» и «Проблемы культурной политики: философская компаративистика», их работу курировала доктор исторических наук Лидия Алексеевна Сыченкова.

Как участник первой секции, хочу поделиться впечатлениями о ее работе. Большой интерес вызвали выступления сотрудников самой кафедры музеологии Казанского университета И. Б. Сидоровой и Л. С. Тимофеевой о построении дисциплины музеологии и различных музейных курсах, читающихся на историческом факультете университета. Наиболее интересной показалась заявленная в тематике конференции целая серия выступлений, которую можно объединить одной проблемой - «вещь в музее». Ради нее создается музей, в нем она манифестирует о своем бытии и она есть источник. Примечательно, что в ряде докладов слились две современные исследовательские проблемы - «вещь в музее», «история детства и проблема его изучения». Этому были посвящены доклады «Ребенок в вещно-предметном мире раннесоветской России: проблемы восприятия», «Детский вопрос, или Поэтика вещи в музейной экспозиции», «Передача детского мировосприятия через вещно-предметное окружение ребенка». С этим докладом выступала молодая сотрудница РГГУ Г. А. Шипова, изучающая детское мировосприятие по мемуарной литературе 19601990-х гг.

Настоящий фурор на первой секции произвел доклад, который не попал в программу конференции и, по всей видимости, возник экспромтом. Хотя само выступление и интереснейшая работа, стоящая за этим выступлением, далеко не экспромт. С докладом выступал представитель Санкт-

Петербургского университета (направление «Музееведение»). Он говорил о «музейном квартале» в Петербурге с такими памятниками как Исаакиевский собор, дом-музей Владимира Набокова и др.; об экскурсиях, которые проводятся в нем студентами и сотрудниками кафедры; о проектах, которые возможно там осуществить. Это был анализ историко-культурного туризма и демонстрация большой изобретательности на, казалось бы, давно знакомой площадке. Экскурсии по знакомому кварталу проводятся, например, с точки зрения архитектора или городового, дворника или почтальона, авторы экскурсии обращают внимание на те мелочи и обстоятельства, на которые могут обратить внимание только лица данных профессий. Для освещения экспозиции музея В. Набокова привлекают самые разнообразные мемуарные источники, чтобы воссоздать подлинную среду жизни российской интеллектуальной и аристократической элиты. Продумываются программы, как привлечь на экскурсию по кварталу любую среднестатистическую семью, чем занять отца семейства, детей и т.д.

Современный музей, сама «музейная» концепция современной культуры - эти и другие темы поднимались участниками конференции «Перекресток культур: музейная память». Конечно, конференция не могла обойти вниманием сам Казанский университет как подлинный музей под открытым небом. Участников конференции познакомили с историческим музеем университета, свидетельствующим о насыщенной научной деятельности, сразу развернувшейся в его стенах, связанной с именами великих ученых и выдающимися открытиями в самых разных областях науки, людьми, учившимися в университете в разные годы его существования. Имена Н. И. Лобачевского, А. М. Бутлерова, С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого - особая гордость университета. Нас провели по старинным аудиториям университета, парадному Александровскому залу; в год 200-летнего юбилея университета в него был возвращен портрет Александра I, императора, с чьим именем связано основание вуза. С богатыми коллекциями этнографического музея университета нас познакомила Ольга Алексеевна Масалова. Благодаря ее же помощи мы с одной из участниц конференции, сотрудницей музея космонавтики в Москве, попали в старинное здание Обсерватории университета. Всем организаторам конференции большой поклон и за возможность научного общения, и за возможность осуществить его в стенах казанских музеев.

Сама Казань является музеем под открытым небом, не только с ее историческим Кремлем, изящной Кул-Шэриф. Казань - это православные святыни, это старинные улицы, Кремлевская, где жила русская аристократия, прославленная пешеходная Бауманка, с памятником Шаляпину, взмывающей ввысь темного кирпича колокольней Богоявленской церкви, где Шаляпин был крещен и начинал петь в церковном хоре. Тут же на ул. Баумана какие-то балаганчики, и вспоминаются мемуары Шаляпина о тех балаганах, которые он здесь видел в детстве, и где зародилось в нем желание стать артистом. Есть на «Бауманке» и современные, наверное, модные места, типа «бара революционной кухни "Cuba Libre"». В Казани сохранилось и реставрировано много зданий в классическом стиле, в духе эклектики, модерна, сталинского ампира, в них угадываются своеобразные национальные мотивы. Хотя, многое на глазах разрушается.

Заданный «формат» конференции не дал пройти мимо других музеев Казани, хотя они и вызвали смутные чувства. Эти музеи «обнаружились» во время пешеходных прогулок - Музей изобразительных искусств и музей Е. Боратынского. В Музее изобразительных искусств можно увидеть работы Дж. Беллини, Брейгеля! Однако рядом с ними никто не толпится, залы совершенно пусты... Такие произведения непривычно видеть не в столичных музеях, а в промерзших залах, с одиноко дежурящими смотрительницами. И далее прелестная скульптура Паоло Трубецкого, целый зал И. Шишкина (Шишкин, как прежде, Державин, Аксаков, учившиеся в Казани), хорошая коллекция русского искусства, И. Репин, В. Серов, К. Коровин, насыщенные залы авангарда. Но вновь ни одного посетителя, холодно, кажется даже, что озябли старинные изразцовые печи этого особняка. А в деревянном флигеле, где размещен музей Е. Боратынского, поэт никогда не жил. Он был женат на дочери казанского помещика Энгельгардта, а потом их сын купил дом рядом. В экспозиции старинные литографии, итальянские пейзажи, привезенные семьей Боратынских. Этот музей теплый и уютный. Оба музея не стали визитными карточками Казани, той Казани, которая сама по себе бренд. Это «просто» музеи и они требуют внимания властей, ученых, просто зрителей.

В дни, когда состоялась наша конференция, в Казани проходили дни В. Аксенова. Шумел Аксенов-фест, джазовые фестивали, что лишний раз доказывало: Казань - «перекресток культур».

Казанские заметки.

Конференция, организованная музеологами Казанского университета, подчеркнула эту насыщенность. Для участников конференции эти дни оказались наполненными и незабываемыми.

Примечания

1 Программа конференции [электронный ресурс]. URL: http://kon-ferenc.ru/konferenc28_ll_09.html

Список литературы

1. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Казанское житье (XIX-XX века). Казань: «DOMO» Глобус, 2005.

2. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX веках / Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. 449 с.

3. Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. 255 с.

4. Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005. 400 с.

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.11.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.