Научная статья на тему 'Казань: традиции этнокультурного взаимодействия народов'

Казань: традиции этнокультурного взаимодействия народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казань: традиции этнокультурного взаимодействия народов»

16. См.: Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры.

- М., 1975. - С. 56.

17. Декабристы рассказывают... - М., 1975.

18. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы с начала XIX века. Т.1. -СПб., 1902. - С. 45.

19. Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах. - М., 1904. - С.18.

20. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 1885.

- С. 422.

21. В. Р-въ (В.Е.Рудаков) Университет. Студенты в русских университетах // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXXIV - СПб., 1902. - С. 801.

22. Герцен А.И. Былое и думы. - М., 1976.

23. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания // Московский университет в воспоминаниях современников. (1755-1917). - М., 1989. - С. 212.

24. АксаковК..С. Воспоминания студенчества 1832-1835 годов // В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. - М., 1977.

25. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. - М., 1980.

26. Русская старина. - 1883. - Т. 40. - № 11.

- С. 149.

27. История Московского университета. Т. 1. - М., 1955. - С. 212.

28. Сперанский Н. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. - М., 1914.

29. Бурлацкий Ф.М. Политические взгляды Н.А. Добролюбова. - М., 1954. -С. 44-46.

С. МИХАЙЛОВА, профессор О. КОРШУНОВА, профессор Казанский государственный технологический университет

В истории России Казань ассоциируется со становлением имперского управления народами Востока, с регулированием отношений политического центра с многонациональной провинцией. На протяжении тысячелетия Казань пережила драматические метаморфозы в политическом статусе, этническом составе населения. Из военной крепости второй половины XVI в. спустя два века Казань превратилась в крупный центр восточной и русской культур. Занимая к концу XIX века восьмое место в России по численности населения, многоликая по этническому спектру жителей, Казань продолжала оставаться в сознании казанских татар консолидирующим центром, олицетворявшим традиции национальной государственности.

Историческая миссия «великого караван-сарая цивилизации между Европой и

Казань: традиции этнокультурного взаимодействия народов

Азией» (А. Герцен) воплощалась в художественных стилях строений, в облике которых переплавились разные национальные типы. Уже на строительстве будущей «столицы Востока» трудились пленные мордва, чуваши, удмурты, русские1. Многочисленные пожары, военные разрушения уничтожили большинство памятников далекой эпохи. В XV в. Казань становится столицей ханства, по красоте с ней не могли сравниться, по свидетельству А. Курбского, ни Москва, ни Бахчисарай, ни Астрахань, ни Сарайчик2 . Со второй половины XVI в. Казанский край заселяют не только русские поселенцы из простонародья, но и представители аристократических фамилий. Поволжское дворянство дало России немало ярких имен. Этот факт обозначился уже к концу XIX в. Выступая в Обществе археологии, истории и этнографии3, профессор

152 Высшее образование в России • № 10, 2005

истории Д.А. Корсаков констатировал: «В числе правителей нашего края - наместников царства Казанского, а затем губернаторов - было довольно много людей весьма замечательных. в общей истории России». Это князь Голицын, Н.А. Кудрявцев, граф П. Апраксин, П.С. Салтыков, А.П. Волконский, граф П.И. Мусин-Пушкин и др.4 Ученый С.А. Золотарев называл Поволжье «питомником общероссийской даровитости». По его подсчетам, оно дало 45,36% общего числа выдающихся людей из русских, в то время как его доля в населении страны в 1890-е гг. составляла 27,6%. Среди благоприятствующих факторов феномена он называет скрещение этнографических коллективов, древность заселения, сохранность памятников старины и др.5

Восстановленный после штурма Казани кремль строили псковские и новгородские белокаменщики. Неудивительно, что контуры Спасской башни воплощают черты псковской архитектуры. С превращением Казани в центр обширнейшей губернии (1708) облик города меняется. На стыке татарской и русской культур в провинциальных городах происходило активное взаимодействие и даже слияние народного искусства с профессиональным, отражавшее особенности местной социокультурной среды. Татарская народная архитектура и искусство отличались своеобразием приемов и средств выражения, сохраняя национальный колорит6 .

С конца XVIII в. Казань вызывала восхищенные отзывы современников - уроженцев края и путешественников. Подчеркнуто восторженно отозвалась о Казани Екатерина Великая, посетившая город в 1767 г.7 Застройка сгоревшей во время пугачевщины (1774 г.) центральной части Казани велась по апробированным в Твери образцовым проектам - в стиле петербургского барокко. Борьба за «порядок и регу-ляторство» в застройке жилых кварталов рождала сопротивление частных лиц. Из сохранившихся до нашего времени богатых татарских каменных домов той эпохи толь-

ко дом Апанаева воплощает собой черты «образцовой» планировки конца XVIII в. Планы большинства татарских домов корректировались по законам национального быта и имели характерные для средневековой татарской архитектуры запутанные очертания.

По монументальности и стильности застройки центральных улиц Казань сопоставляли со столицами. Англичанин Гамер-сен, посетивший город в 1833 г., отмечал, что он, «бесспорно, принадлежит к наилучше построенным городам России. Прекрасные здания в новом вкусе, крепость и мечети со стройными минаретами украшают и разнообразят Казань»8. Восточную специфику городу сообщали не только частные дома татарских купцов, но и компактно заселенные татарами слободы.

Миссия, которую отводило Казани правительство, концентрировалась вокруг задачи освоения и управления Востоком страны, его христианизации. Ее реализация предполагала европеизацию многих сторон жизни и структур управления. В XVIII-XIX вв. в городе возникли духовная и учительская семинарии, переводческая комиссия имени Гурия9, университет, этнографический музей. Казань - родина провинциальной российской периодической печати.10 Все подобные инициативы и шаги способствовали росту грамотности населения. Это признают и зарубежные исследователи этнической истории России. Xотя официальное назначение Казани - воспитание народов в духе православной покорности, город сталтакже очагом «цивилизованности, культурного подъема, развития гуманности», -признает венгерский ученый П. Домокош. «Среди исполнителей официальных программ были понимавшие и сочувствовавшие нерусским народам»11.

Казанская мужская гимназия, открытая в 1758 г., стала первым в России провинциальным учебным заведением подобного рода. В ней учились художник И. Шишкин и поэт Г. Державин, математик Н. Лобачевский и астроном И. Симонов. В1768 г. в гим-

назии открылся татарский класс. Гимназия, а затем университет инициировали первые театральные представления. В 1760 г. гимназисты поставили в городском театре комедию Мольера «Школа мужей ». Первый частный казанский журнал «Заволжский муравей » (1832-1834) значение подобных зрелищ комментировал так: «Если представить себе необразованность тогдашних нравов, какую-то отчужденность от благородных упражнений даже в высшем сословии казанских жителей, то представление театральных пьес производило весьма ощутительное влияние на вкус и обычаи не только россиян, но даже татар, кои через то приучались как бы к теснейшей связи с русскими нравами ».12

Казанский императорский университет, основанный в 1804 г., был ориентирован на подготовку кадров для востока России. Его влияние сказалось на татарской периодической печати, татарском театре, мировоззренческих ориентирах многих татарских интеллигентов. Первое публичное собрание с приглашением почетных гостей, музыкальным сопровождением и риторическими украшениями в университете состоялось

9 июля 1806 г., когда студентам вручили символы благородства - шпаги. Инициировал мероприятие директор университета Иван Яковкин - доверенное лицо попечителя учебного округа С.Я. Румовского.13 Полное открытие университета состоялось в 1814 г. О торжественной церемонии желающие посетить мероприятие извещались программами на латинском, русском и татарском языках.14

Университет заложил основы функционирования научного сообщества. Благодаря разнообразным формам самоорганизации оно определяло векторы и маршруты культурного прогресса. «Общество вольных упражнений в российской словесности », открытое в университете в 1806 г., прокламировало в числе своих задач - проводить «изыскания относительно языков всех разноплеменных народов, кои обитают в Казанском учебном округе или прилегают

к нему»15. Членами Общества в разное время были Н. Ибрагимов, которого считают его создателем, И. Панаев, П. Кондырев (секретарь), Д^. Френ, К.Ф. Фукс, И.И. Xальфин. Многие из них знали татарский язык. Собрания Общества порой были достаточно представительными и массовыми, в них участвовали и студенты. Сторонник реформы русского языка, которую предлагал Н.М. Карамзин, выпускник Московского университета Николай Мисаило-вич Ибрагимов курировал выпуск рукописного журнала гимназистов, который способствовал пробуждению интереса к литературе у будущего писателя, гимназиста Сергея Аксакова.

Война 1812 года для Казани обозначила рубеж солидарности. Единодушие настроений русских и татар, представителей инородческого населения края в целом было обусловлено как кризисностью момента, так и предшествующим опытом этнических отношений в Поволжье.

На торжественном собрании Общества по случаю утверждения его Устава (1814 г.) был заслушан отчет о работе. Устав призывал принять в расчет особенности культурно-общественной жизни многонационального края: «Мы живем между многими иноплеменными народами, в древнем татарском царстве, в виду бывшей болгарской столицы. Татары, Чуваши, Черемисы, Мордва, Вотяки, Зыряне окружают нас. Армяне, Персияне, Башкиры, Калмыки, Бухарцы и Китайцы ближе к нам, нежели к другим обществам. Как полезно собирать различные песни сих народов, сказания, записки, повести, книги, надписи и т.п.».16

Xарактерную особенность «гуманитарной составляющей» университета отмечает в своих воспоминаниях Д. Мельников-Печерский - студент Казанского университета. Его сокурсники слушали историю Персии, Арабского халифата и мусульманских династий до XV в. по арабским и персидским источникам у Ф.И. Эрдмана: «Мы тогда находились в общении со студентами разных восточных племен. На медицинском

154 Высшее образование в России • № 10, 2005

факультете и на восточном отделении словесного было тогда несколько десятков татар, башкир и киргизов». Было тогда в университете несколько закавказских армян, калмыков, в том числе сын хана Джангир Тюменев. В 1835 г. в Казани поселили пятнадцать мальчиков - сыновей тайшей во главе с ламой Галсаном Никитуевым. 17

Формирование общественного мнения в Казани отставало от ряда городов России. «В эпоху основания наших университетов почти везде на вызов власти откликалось тогда общество, в Казани встречаем мы только тупое восточное равнодушие». Xа-рактеристика казанской общественности первой половины XIX в., данная публицистами более поздней поры К. Лаврским и П. Пономаревым, была категорична, но вполне точна: «Взяточничество было в полном разгаре; все было продажно: место, жена, убеждения, обязанности».

В целом Казань, при всех оговорках, выгодно отличалась от иных регионов статусом университетского города. Фиксируя контрастность ауры по сравнению с «азиатским» Саратовом и оттеняя преимущества Казани, корреспондент газеты «Волжский вестник» писал: «Саратов - город живой, торговый и неинтеллигентный. Какая разница с Казанью! Университет и его традиции кладут свою печать на общественные отношения», в то время как в Саратове и Ростове-на-Дону «царит рубль».18

Показателем реальности взаимовлияния народов служит обычай катанья «на татарах», сложившийся в Казани во второй половине XIX в. «Справочный листок» сообщал: на масленицу улицы города покрывались «парными раскатистыми санями татар», приезжавших из окрестных уездов для извоза на масленицу». Иногда их число достигало 6 тыс. Xотя позже татары-извозчики пополнялись русскими, извоз татар на масленице считался какой-то их привилегией, дарованной им чуть ли не при Петре Великом. Местом катания было озеро Кабан 19.

«Чистилищем нравов» в определенной

мере был театр. Его созданию предшествовали представления конца XVIII в. Так, во время приезда в город Екатерины II в загородном губернаторском доме состоялся праздник с приглашением «тамошних знатных обоего пола» (татары, чуваши, мордва, черемисы, вотяки), они показывали свои наряды, песни, танцы 20. Драматургические начинания на уровне частных салонов, представления в гимназии и университете заложили традицию публичного театрального «действа». В результате театр превратился в инструмент формирования вкусов публики. Казанскую публику по одержимости театром обозреватель «Волжского вестника» ставил ниже харьковской, киевской и «даже» саратовской. «Самый круг лиц, посещающих театр, крайне ограничен. Татарское и весьма значительное староверческое население театра не посещает, первое - почти, второе - вовсе»21. Однако традиции театральных зрелищ стимулировали интерес к театральным действам. Под влиянием русского театра в городе прошли первые опыты театра татарского. Г. Потанин еще в 70-е годы XIX в. констатировал, что «простонародье из татар, не стесняясь, ходит в театр»22. Неофициальные постановки татарских спектаклей в стенах медресе сменяются представлениями кружка «Суббо-тяне» (начало XX в.). Это ознаменовало рождение татарского театрального искусства. Почву подготовили начинания оперных энтузиастов города. Так, с целью привлечь внимание к европейской оперной классике главный режиссер оперного театра Н.Н. Боголюбов издавал на татарском языке пояснительные либретто опер, содержавших восточные элементы в музыке.

Полиэтничность города возрастала по мере интенсификации средств сообщения и активизации миграционных процессов. В 1880-е годы в Казани проживали представители пятнадцати национальностей. Накануне Первой мировой войны в Казани действовали 67 православных храмов и 16 мечетей.

В татарском обществе в начале XX в. про-

исходит структурирование. Этот процесс испытывал, с одной стороны, влияние традиций ислама, национальной государственности у татар, выступавших способом сохранения национальной идентичности, а с другой - ценностей русской культуры, которая олицетворяла европейское культурное начало и была частью многонациональной культуры города и края.

Примечания

1 Показательно, что в рукописи мордовс-

кой песни, представленной в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, фигурировал сюжет о принесении девушки в жертву при закладке Казани. См. Отдел редких рукописей и книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. № 1565.

2 Пресса XIX в. называла Казань «Красой

Востока», «Столицей Востока», «Татарским Иерусалимом» и т.п.

3 Существовало в Казанском университете

в 1878-1928 гг.

4 Известия Общества археологии, истории

и этнографии при Казанском университете. - Т.1. - Казань, 1879. - С. 104.

5 Золотарев С.А. Поволжье - питомник

русской культуры // Поволжье. Природа, быт, хозяйство. Путеводитель по Волге, Каме, Вятке и Белой. - Л., 1926. -С.193, 197.

6 См. Остроумов В.П. Казань. - Казань,

1978. - С.26-30, 69.

7 Для сравнения приведем строку из письма

императрицы Н.И. Панину, сделанную

под впечатлением от посещения Нижнего Новгорода в том же году: «Город сей ситуациею прекрасен, но строением мерзок».

8 Цит. по: Халитов Н.Х. Памятники архи-

тектуры Казани XVIII - начала XIX в. -М., 1989. - С.64.

9 С 1867 г. комиссия издавала на языках

нерусских народов края религиозные книги и учебники.

10С 1811 г. при университете издавалась первая городская газета «Казанские известия».

11 Домокош П.Формирование литератур

малых уральских народов. - Йошкар-Ола, 1993. - С.126-127.

12 Заволжский муравей. - 1832. - № 14. -

С.785-788.

13 Волжский вестник. - 1887. - № 223.

14 Казанские известия. - 1814. - №28.

15 Пинегин М. Казань в ее прошлом и на-

стоящем. - СПб., 1890. - С.130.

16 Аристов Н. Состояние образования в

России в царствование Александра I. -Киев, 1879. - С.29.

17 Мельников-Печерский Д.Н. Полн. собр.

соч. - Т.1. - СПб., 1897. - С.61-62.

18 Волжский вестник. - 1895. - №17. - С.3.

Данная оценка требует поправки на субъективные факторы.

19 Казань. 1867. Опись «справочного листка

города Казани». - Казань, 1992. - С.29.

20 См.: Гарзавина А.В. Екатерина II в Каза-

ни: правда, вымыслы и загадки // Казань.

- 2005. - №2. - С.82.

21 Волжский вестник. - 1895. - №39. -

С. 993.

22 Первый шаг: Провинциальный литера-

турный сборник. - Казань, 1876. -С. 334, 592.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.