Научная статья на тему 'Казань: общество, политика, культура'

Казань: общество, политика, культура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казань: общество, политика, культура»

Ши

Новые книги. Отзывы и рецензии

М

КАЗАНЬ: общество, политика, культура

В преддверии тысячелетнего юбилея Казани, давшего новый импульс историческим исследованиям, все чаще выходят в свет книги, интересно и объективно рассказывающие читателям о наиболее важных, этапных страницах прошлого города. Отличительной чертой формирующегося сегодня «казаневе-дения» является опора на вновь выявленные архивные материалы и источники, анализ событий с современных методологических позиций, показ многовековой «биографии» столицы Татарстана в контексте национальной, российской и мировой истории.

Одним из таких исследований можно назвать монографию 3. Г. Гариповой «Казань: общество, политика, культура (19171941)». Книга посвящена очень сложному и противоречивому времени, именуемому «советской эпохой». Однако именно тогда Казань стала превращаться в крупный индустриальный, научный и культурный центр страны, стремительно менявший свой патри-

Гарипова 3. Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941). -Казань: Магариф, 2004. - 167 с.

архальный и провинциальный облик.

Большое внимание автор монографии уделяет особенностям государственной и национальной политики Советской власти, становлению новой структуры управления городской жизнью, деятельности партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. При этом исследователь убедительно показывает постепенное выхолащивание общественной сути молодежных и профессиональных объединений, фактическую подчиненность партийным органам. Впрочем, первая глава монографии не просто фиксирует определенные факты из истории возникновения и укрепления новых форм власти, она также подчеркивает непримиримое отношение режима к дореволюционному наследию, религиозным ценностям и свободомыслию. Поэтому вполне логичны в работе разделы, характеризующие политические репрессии, разгул воинствующего атеизма и другие трагические издержки эпохи, нанесшие колоссальный урон духовному потенциалу города.

Наверное, одним из самых интересных сюжетов книги, имеющим сквозной характер, является освещение трудного процесса возвращения Казани былого статуса столицы возрождающейся государственности татарского народа. Показательно в этом смысле замечание Председателя СНК ТАССР X. Габидуллина о существовавшем в партийных кругах мнении о наделении столичными функциями не Казани, а какого-либо другого города на территории республики. Это объяснялось тем, что татарские коммунисты опасались сильных миссионерских традиций бывшего губернского центра, которые могли стать существенной помехой последовательной реализации национальных прав. Однако история распорядилась по-своему. Автор монографии указывает на определяющую роль М. Султан-Галиева, правительства К. Мух-тарова в привлечении национальных кадров к управлению городом и республикой. Это обстоятельство способствовало тому, что Казань вновь, как и прежде, стала при-

знаваться духовной, культурной столицей татар всей России. В этой связи во второй главе монографии рассматриваются наиболее актуальные проблемы национального развития того периода: признание татарского языка государственным, внедрение его во все сферы общественной жизни, смена алфавита, а также становление новых советских форм культуры и искусства.

Содержательно представлена история перевода татарской письменности на латиницу, а затем и алфавит, основанный на кириллице. Казань, несмотря на значительную концентрацию коммунистических пропагандистов и радикальной советской интеллигенции, долгое время оставалась в стороне от этого процесса. Мало того, в республике сформировалась влиятельная оппозиция, видевшая в смене алфавита потерю многовековых достижений культуры, понижение грамотности и образованности татарского населения. Однако, по мнению автора, под давлением решений ЦК ВКП(б) Казань постепенно стала очагом распространения яналифа, рассматривавшегося как одно из условий борьбы с влиянием ислама и мусульманского духовенства. Яркой характеристикой эпохи, эволюции общественных настроений можно назвать и тот факт, что переход на кириллицу в 1939 г. вообще не был предметом предварительного обсуждения и стал результатом волевого решения властей.

Значительное место в монографии занимает описание Казани как научного и образовательного центра общесоюзного масштаба. Здесь даются основные вехи становления высших и средних специальных учебных заведений, продолживших фундаментальные традиции Казанского университета, Татарской учительской школы и других дореволюционных просветительских учреждений. В первые десятилетия Советской власти в городе развернулись глубокие научные исследования выдающихся ученых: Е. К. Завойского, А. Е. Арбузова, X. М. Муштари и многих других, внесших неоценимый вклад в укрепление экономики, народного хозяйства

218:

НОВЫЕ КНИГИ. ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

и обороноспособности страны. Важным событием было создание в 1921 г. Академ-центра, осуществлявшего разработку проблем, связанных с историей и культурой народов Татарстана. Созданное при центре в 1923 г. Научное общество татарове-дения сплотило многих видных интеллектуалов, направило их усилия на создание серьезных научных трудов по вопросам национальной истории, написание учебников и методической литературы.

Самое пристальное внимание 3. Г. Га-рипова уделяет культурному строительству в Казани, поднимавшему различные формы татарского профессионального искусства на новый уровень, соответствовавший задачам массовой идеологической работы. Интерес представляет анализ репертуара театральных коллективов того времени, отражающий процесс идеологизации сценического искусства. Как отмечает автор, «от театров требовалось создание революционных героев нового времени, общественно-активных людей современности. В искусство усиленно внедрялась официальная идеологическая установка». То же самое происходило и в музыкальном творчестве. От художников требовалось создание монументальных полотен, повествующих о борьбе трудящихся за светлое будущее. Примером тому служит опера «Эшче» (1930 г.), написанная коллективом талантливых авторов: М. Гафури, С. Габаши, Г. Альмухаметовым, В. Виноградовым — и рассказывающая о трудной доле татарского рабочего.

Вместе с тем, несмотря на определенные идеологические ограничения, татарская культура переживала период своего поступательного развития. Исследователь совершенно справедливо подчеркивает особую роль Казани, города, где была поставлена первая национальная музыкальная драма, первая татарская опера, возникли музыкальный, театральный и художественный техникумы. Именно в Казани впервые в истории началось массовое обучение татарских юношей и девушек изобразительному искусству, что способствовало формированию самобытной национальной школы живописи.

Кроме того, в монографии весьма содержательно рассматривается работа по подготовке архитекторов, особенности творческой жизни казанского писательства, первые шаги татарской кинематографии, радиовещания, развитие городской периодической печати. Ценным дополнением к основной части книги представляется хронологический указатель важнейших событий.

Работа 3. Г. Гариповой, вобравшая в себя богатый фактический материал и являющаяся своеобразной энциклопедией по истории культуры Казани в 1920-1940 гг., вызывает безусловный интерес попыткой нового, оригинального ее прочтения. При всей своей высокой научной значимости, труд станет хорошим подспорьем в вузах и общеобразовательной школе, изданием, с успехом популяризирующем историко-культурное наследие столицы Татарстана.

Радик Салихов,

кандидат исторических наук

КАЗАНЬ: ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА Упу)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.