Научная статья на тему 'Социокультурное развитие постсоветского Татарстана в зеркале историографии'

Социокультурное развитие постсоветского Татарстана в зеркале историографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1164
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / HISTORIOGRAPHY / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL HISTORY / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушуев Алексей Сергеевич, Шафигуллина Ляйсян Рафиковна

В статье представлен аналитический обзор исследований, затрагивающих различные аспекты социокультурного развития постсоветского Татарстана. Авторами охарактеризованы общие тенденции историографии проблемы, показано состояние изученности развития культуры, культурной политики, межкультурных коммуникаций, а также отдельных направлений и областей культуры и искусства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE POST-SOVIET TATARSTAN IN THE MIRROR OF HISTORIOGRAPHY

The paper presents an analytical review of studies relating to various aspects of socio-cultural development of the post-Soviet Republic of Tatarstan. The authors analyze the general trends in the historiography of given problem, in the study of the cultural development, cultural policy, intercultural communication, as well as history of different spheres of art and culture in Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие постсоветского Татарстана в зеркале историографии»

УДК 930.1(470.41)"1985/2012"

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ТАТАРСТАНА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ

© 2013 А.С. Бушуев1, Л.Р. Шафигуллина2

'Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г.Казань 2Институт экономики, управления и права, г.Казань

Поступила в редакцию 13.08.2013

В статье представлен аналитический обзор исследований, затрагивающих различные аспекты социокультурного развития постсоветского Татарстана. Авторами охарактеризованы общие тенденции историографии проблемы, показано состояние изученности развития культуры, культурной политики, межкультурных коммуникаций, а также отдельных направлений и областей культуры и искусства региона. Ключевые слова: историография, социокультурное развитие, история культуры, Республика Татарстан.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект №12-11-16015а/В.

После распада Советского Союза в нашей стране произошло коренное изменение историографической ситуации, обусловленное не только отказом от марксистско-ленинской концепции интерпретации истории и произошедшей «архивной революцией», но и относительно самостоятельным развитием регионов. В этих условиях произошло расширение тематики исследований, а исследователями все больше применяется меж-дисциплинарность и плюралистичность подходов, и, конечно, заметно усиливается регионализация самих исследований. В этих условиях именно региональная историография и исследователи из регионов сделали большой рывок вперед, посвятив много времени и сил изучению истории своего региона. Вместе с тем состояние изученности разных тем, равно как содержание и качество самих работ заметно различаются как между собой, так и от региона к региону. Поэтому историографическое обобщение накопленного в регионах опыта является актуальной задачей и может быть полезно не только для «домашних» исследователей, но и для их коллег из соседних регионов.

Республика Татарстан представляет собой особый регион, имеющий богатую историю полиэтнического и поликультурного взаимодействия. Накопленный за долгие годы совместного проживания разных народов на одной территории опыт и культурный капитал помог реализовать здесь в новейшее время особый проект регионального политического, экономичес-

Бушуев Алексей Сергеевич, кандидат исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории. E-mail: [email protected]

Шафигуллина Ляйсян Рафиковна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин. E-mail: [email protected]

кого и социокультурного развития, получивший в историографии название «модель Татарстана». Социальная и межэтническая интеграция в данном регионе во многом была обусловлена той моделью социальной структуры, системы социальных отношений и развития социокультурного потенциала республики, которая формировалась в условиях поддерживаемой на государственном уровне политики «культурного многообразия» и равноправного функционирования русского и татарского языков. Это создавало условия для формирования в обществе общих или сходных интересов, ценностей, норм поведенческой культуры, что в свою очередь сделало возможным интеграцию общества в рамках предложенной Татарстаном в 1990-е и развиваемой в 2000-е гг. модели регионального развития. Учитывая это, а также то, что с начала масштабных социокультурных трансформаций в регионе прошло уже более 20 лет, представляется актуальным обобщить накопленный за эти годы опыт изучения социокультурного развития Татарстана через призму историографии проблемы, чему и будет посвящена настоящая статья.

Историография социокультурного развития постсоветского Татарстана формировалась в течение второй половины 1980-х - 2000-х гг., испытав на себе влияние перестройки и гласности, широкой демократизации общества, а также повышенного внимания к национальному вопросу, обусловившему на всем постсоветском пространстве (в том числе и в Татарстане) небывалый подъем гражданской активности, в результате чего были достигнуты важные успехи и в реформировании национально-государственной сферы.

Предваряя содержательный анализ опубликованных в эти годы исследований по заявленной проблематике, необходимо отметить, что для

историографии данного периода характерны плюрализм мнений, подходов, суждений, обращение к опыту зарубежных стран, а также практически полное отсутствие собственно исторических исследований, адекватно отражающих происходившие процессы в культурной жизни. Думается, что вызвано это как сравнительно малой отдаленностью исследуемых событий во времени, так и кризисом, охватившим общественные и гуманитарные науки в конце 1980-х -начале 1990-х гг., отсутствием соответствующей методологической базы, сосредоточением внимания исследователей на более ранних этапах культурного развития общества.

Вторая половина 1980-х гг. явилась временем формирования принципиально нового подхода к изучению отечественной истории и, как следствие, к изучаемой проблеме. Осмысление причин кризиса во всех сферах общественной жизни в целом и культуры в частности в этот период заставило исследователей обратиться сначала к проблемам истории культуры более ранних периодов1.

После принятия Республикой Татарстан Декларации о государственном суверенитете в 1990 г. и Конституции РТ в 1992 г. первоочередной задачей стало культурно-языковое возрождение нации. В эти годы отражением культурной и художественной жизни республики явились публикации на страницах не только научно-документальных, но и общественно-политических, публицистических, литературных журналов, таких как «Гасырлар ава-зы - Эхо веков», «Татарстан», «Казань», «Казан утлары» («Огни Казани»), «Идель», «Чаян», «Татарская археология», «Татарика», «Аргамак» и др., а также газет «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости», «Звезда Поволжья». В историографии 1990-х гг. эти публикации занимают особое место. По понятным причинам не все они составляют профессиональную историографию социокультурного развития республики, но все же именно эти публикации создавали фон, на котором трудились профессиональные исследователи, что не могло не отразиться и на содержании их работ.

В этот же период общественные деятели, идеологи различных общественных и политических организаций пытались разрешить проблемы развития культуры народов Татарстана и наметить пути ее развития. Большое внимание уделялось ими возрождению национального языка и культуры татарского народа, что было трудно себе представить в советский период. Так, например, в работах Р.С. Хакимова рассмотрены вопросы культурного строительства и проблема культурных границ татар2. По его мнению, статус татарского языка как клю-

чевого в группе тюркских языков дает шанс присутствию татарской культуры как части общетюркской на мировой арене. Тогда же звучали и другие подобные мнения. На этом фоне профессиональные историки к изучению современных им культурных процессов в республике обращались крайне редко.

Некоторые аспекты изучаемой проблемы нашли отражение в сборниках статей и материалах конференций3. Их особенностью является актуальность тематики, новизна предложенных материалов, которые посвящены вопросам культуры, культурной политики в условиях реформ, перспективам развития различных сфер культуры, экономическим аспектам, охране памятников культурного наследия и другим вопросам.

Лишь в 2000-х гг. стали появляться публикации, в которых делалась попытка подвести предварительные итоги, назывались достижения в культурной жизни республики за первое постсоветское десятилетие. Так, наиболее полно характеристика различных сфер культуры Республики Татарстан нашла свое отражение в работе Р.М. Валеева «Культура и искусство Татарстана на рубеже тысячелетий. Основные тенденции развития в 90-е годы XX - начала XXI века»4. Это исследование вызывает интерес, поскольку затрагивает ряд вопросов, связанных с реализацией культурной политики на территории республики. Здесь впервые проанализированы юридические и экономические аспекты проблемы. Следует учитывать тот факт, что автор в 1997-2006 гг. занимал пост заместителя министра культуры РТ и курировал вопросы охраны, реставрации и использования культурных и исторических ценностей, руководил разработкой и реализацией федеральной и республиканской программ развития культуры и социально-экономического развития Татарстана. Автор уделяет внимание объяснению причин противоречий, возникших в области культуры на рубеже 1980-х-1990-х гг., когда за годы советской власти был «накоплен значительный творческий потенциал, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства»5, с другой стороны в результате жесткой идеологической цензуры, финансирования по остаточному принципу «уровень культуры заметно начал отставать от тех запросов, которые диктовались развитием новых социально-экономических отношений и политическими процессами в связи с принятием Декларации о суверенитете и Конституции РТ»6. В работе также освещены темы государственной поддержки кинематографии, кадровой политики в области музыкального и художественного образования, развития народного творчества, республиканских музеев и библиотек.

Несколько ранее Р.М. Валеев изучил проблему охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан7. В работе «Историко-культурное наследие Республики Татарстан: тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти XX в.» автор подводит итоги в области изучения, реставрации и использования историко-культурного наследия Татарстана за указанный период. Несмотря на существование ряда проблем в данном вопросе исследователь говорит об определенных результатах деятельности государственных и общественных организаций в этой сфере. По его мнению, эти успехи были достигнуты благодаря постановке данной проблемы на научную основу и привлечению ученых-специалистов, принятию нормативно-правовой базы и особых государственных программ (их анализ приведен в исследованиях автора) и, наконец, паспортизации памятников истории и культуры РТ8. Автор уделяет внимание и перспективам развития этого направления в сфере туризма, отдыха и коммерческой деятельности.

Проблема этнокультурной политики и ее реализации в Республике Татарстан серьезно исследована Г.И. Макаровой в ее монографии9 и ряде научных публикаций10. На основе анализа официальных документов, привлеченных статистических данных, специально проведенных экспертных интервью автором раскрывается соотношение и динамика этнокультурных политик федерального Центра и Республики Татарстан в 1990-2000-е гг., проводимые ими стратегии интеграции многообразного в этнокультурном плане социума. Данные политики рассматриваются в широком социально-политическом и социокультурном контексте развития страны и региона, в аспекте их направленности на формирование этнокультурных, региональной и российской идентичностей.

Одной из популярных в региональной историографии и изученной историками является тема межкультурного взаимодействия Республики Татарстан. Исследования Г.Л. Горника занимают ключевое место среди этих работ11. В монографии Г.Л. Горника «Мосты культуры. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами» исследуется материал о культурных связях Татарстана с зарубежными странами. В центре внимания автора - произведения искусства, живописи, народного самодеятельного творчества, международных фестивалей и конкурсов искусства, проводимых за рубежом и в республике. Помимо использования архивных материалов автор проводил интервью с известными солистами театров и ансамблей, режиссерами, что позволяет сделать вывод о большой и кропотли-

вой работе автора по сбору фактического материала. Однако следует признать, что в данном исследовании материал излагается некритично, а автор явно следует за источником. Кроме того, некоторые направления культуры не вошли в рамки этого исследования.

Кроме Г.Л. Горника над этой проблемой трудились и другие авторы, пытаясь в той или иной мере изучить межкультурное взаимодействие Татарстана с отдельными странами. В 1996 г. вышла в свет книга К.Ф. Фасхутдинова «Экономические и культурные связи Татарстана с Турцией»12. Работа, обращаясь от 90-х гг. XX века к концу XIX - началу XX в., создает целостную картину развития татаро-турецких связей. В ней представлены факты совместных мероприятий по культурному сотрудничеству, в общих чертах охарактеризован механизм их осуществления, освещается деятельность государственных и общественных структур. Вместе с тем ввиду незначительного объема данная публикация, естественно, не претендует на полноту характеристики татаро-турецких культурных связей.

В 2000-е гг. изучение вопросов межкультурного взаимодействия Татарстана с другими странами было продолжено. Так, Р.Ф. Мухамет-динов одну из глав своего исследования посвятил рассмотрению татаро-турецких культурных связей13. В этой главе автором очерчен круг фондов, иных общественных организаций, а также назван перечень государственных органов, занимающихся установлением культурных взаимоотношений Турции с Татарстаном. Также им описан вклад популярных в 1990-е гг. татаро-турецких лицеев и преподавателей вузов г.Казани в расширение и пропаганду татаро-турецких культурных связей, обозначены имеющиеся проблемы в развитии отношений.

Но наиболее полно тема межкультурного взаимодействия была отражена в диссертационном исследовании Л.Ф. Ашрафуллиной «Проблемы культурных связей Татарстана с зарубежными странами в конце ХХ века в ис-торико-политическом измерении» и ее публикациях14. В диссертации и последующих работах этого автора выявлены социокультурные направления развития культурных связей Татарстана с зарубежными странами, механизмы их осуществления. Л.Ф. Ашрафулли-на охарактеризовала деятельность государственных структур и общественных институтов (профессиональных, самодеятельных, творческих и иных организаций) в изучаемой ею сфере, обрисовав, таким образом, картину зарубежных культурных связей РТ. Ею были установлены используемые государством и обществом формы и виды культурных связей,

кроме того, выявлен круг проблем в развитии этой сферы.

Возрождением национальной культуры татар за пределами Татарстана занимается международная организация татарского народа - Всемирный конгресс татар (ВКТ). Попытка описания истории и обобщения многогранной деятельности Конгресса была сделана одним из инициаторов его создания, первым председателем исполнительного комитета данной организации академиком АН Республики Татарстан И.Р. Тагировым15 и затем продолжена нынешним председателем исполкома Р.З. Закировым16. В этих работах рассмотрено положение татар в регионах России, в странах СНГ и дальнего зарубежья, проанализированы основные направления деятельности ВКТ по консолидации нации. Впервые в отечественной историографии определены формы и принципы деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар по возрождению национальной культуры и т.д.

В конце 1980 - начале 1990-х гг. в республике наблюдался удивительный всплеск активизации художественной жизни: появление множества художественных объединений, проведение выставок, возрождение меценатства, налаживание художниками заграничных связей и т.п. Однако имеющаяся литература не позволяет получить полноценной картины этого процесса: большинство публикаций, составляющих основной библиографический ряд исследований по татарстан-скому изобразительному искусству и архитектуре, значительно отдалены от современности, ограничиваются рассмотрением материала 19601980-х гг. и редко захватывают 1990-е гг. Современным же художественным процессам в Татарстане всегда значительное внимание уделяли издаваемые в республике журналы - «Казань», «Аргамак», «Татарстан», «Татарика» и др. Ряд публикаций современных авторов посвящен искусствоведческому анализу современной живописи. Деятельность творческих групп и творчество отдельных современных мастеров представлено в работах Ф. Гайнутдиновой, М.Г. Пашковой, Л.Л. Поляковой, В.А. Цой, В.Н. Разумейченко17.

В работах С.М. Червонной впервые была отмечена культурно-географическая децентрализация в искусстве Татарстана и высказана мысль о невозможности представления художественной культуры республики без индустриального востока и понимания неповторимого своеобразия татарской национальной школы18. В своих последующих работах С.М. Червонная раскрывает специфику постсоветского периода в изобразительном искусстве Республики Татарстан, которую рассматривает в аспекте религиозно-

этнической традиции19. Исследуя произведения отдельных художников бывших автономных республик Российской Федерации с точки зрения влияния религиозного фактора, автор делает акцент на мусульманском контексте современного изобразительного искусства.

Формирование и развитие изобразительного искусства новых промышленных городов Татарстана (Набережных Челнов, Елабуги, Нижнекамска) в постсоветский период исследовала Р.Р. Султанова20. В диссертации Р.Р. Султановой и монографии, подготовленной на ее основе, большое внимание уделено развитию этнополитичес-кой ситуации и ее влиянию на развитие современных художественных процессов как в широком смысле, так и говоря об особенностях изобразительного искусства востока республики — нацеленность на развитие этнонационального искусства, высокая активность отделения художников Татарстана в г.Набережные Челны и т.д.

Народные художественные традиции в современном монументально-декоративном искусстве рассмотрены в работах Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой21. В изучении профессионального искусства большой научный интерес представляет ее монография, посвященная исследованию современного декоративного искусства Татарстана (1920 - начало 1990-х гг.). В ней впервые предложено систематизированное изложение истории татарского декоративного искусства в ХХ в. Автором поэтапно охарактеризовано развитие основных видов этого искусства, представлена целостная картина стилевых тенденций, исследовано творчество профессиональных художников, мастеров декоративного искусства по художественному ткачеству (войлок, гобелен, роспись и аппликация по ткани, керамике, металлу, резьбе по дереву). Кроме того, автором выявлены процессы возрождения и развития традиций татарского декоративного искусства художниками, каждый вид и жанр этого искусства проанализирован в ракурсе исторического развития.

В исследованиях А.К. Ахметшиной основное внимание сосредоточено на национальном своеобразии татарского искусства, при этом акцент сделан на рассмотрении возрождающегося в настоящее время современного сакрального искусства, уходящего своими корнями в глубокую древность и основанного на идеях общности татарского этноса с тюркскими народами и мусульманским миром22.

Исследованием татарского музыкального искусства в рамках становления татарской культуры занимались музыковеды Г.М. Кантор, Н.Ю. Альмеева, В.Р. Дулат-Алеев, Р.А. Исхакова-Вамба, А.Л. Маклыгин, З.Н. Сайдашева, З.М. Явгильди-

на и др.23 В определенной мере воссоздают конкретную картину культурной жизни исследуемого периода биографические справочники, буклеты и брошюры к юбилеям творческих коллективов, в которых содержится информация о действующих солистах групп, информация о гастролях, музыкальных программах и достижениях24.

Обобщающие труды по истории татарского театра созданы известными театроведами Республики Татарстан И.И. Иляловой25 и М.Г. Арс-лановым26. В работах И.И. Иляловой впервые рассматрена история становления и развития Татарского академического театра имени Г. Ка-мала, проведен исторический анализ развития театрального искусства в Республике Татарстан до начала XXI в. М.Г. Арсланов в процессе многолетней работы подготовил ряд комплексных трудов по становлению и развитию татарского режиссёрского искусства на протяжении всего XX в. В них проанализированы наиболее значимые режиссёрские работы и выявлены ведущие тенденции развития режиссёрского искусства, реконструированы этапные спектакли ведущих мастеров постановочного дела.

Появлению элементов соц-арта и постсоц-арта в татарском театральном искусстве посвящена диссертация Г.И. Зайнуллиной27. В своей работе автор объясняет, что использование соц-арта в спектаклях М. Салимжанова, Ф. Бикчан-таева, Р. Загидуллина и И. Махмутовой определялось преимущественно внутренней проблематикой - особенностями местной истории, этнопсихологии и политической ситуации. Диссертант подробно рассматривает спектакли с элементами соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре как уникальное воплощение идеологических и эстетических исканий театральных деятелей РТ, как гармоничное сочетание новаторства и упрочения традиций татарской театральной культуры. Г.И. Зайнуллина подчеркивает, что в данных спектаклях содержится и постгуманистическое переосмысление человека, и синтез философских, идеологических, поэтических и театральных форм, и актуализация карнавальных свойств народной смехо-вой культуры в театральном зрелище.

Если в целом характеризовать состояние изученности социокультурных трансформаций и развития культуры в постсоветском Татарстане, то следует отметить, что в анализе этого сложного и противоречивого периода истории, безусловно, достигнуты определенные успехи. Анализ фонда научной литературы позволяет отметить, что в 1990-е - 2000-е гг. появилось значительное число трудов и публикаций по различным аспектам культурного развития исследуемого периода. В разработке темы участвовали представите-

ли целого ряда научных дисциплин. Вместе с тем, несмотря на значительное число изданий, вышедших с конца 1980-х гг. до нашего времени, ситуацию в историографии исследуемой проблемы трудно характеризовать как однозначную. До сих пор не создано обобщающих работ по ряду направлений культурного развития республики, не говоря уже о социокультурном развитии региона в целом. По нашему мнению, воссоздание целостной исторической картины развития социокультурных процессов в постсоветском Татарстане -дело будущего.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии (с древнейших времен до середины 16 века) / Г.Ф. Ва-леева-Сулейманова, Ф.Х. Валеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. 204 с.; Червонная С.М. Искусство Татарии: история изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М.: Искусство, 1987. 352 с.; Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар: [альбом] / Г.Ф. Ва-леева-Сулейманова, Р. Г. Шагеева. М.: Сов. художник, 1990. 215 с.; Ингвар И.Г. Русский театр в Казани: (советский период) / И.Г. Ингвар, И.И. Илялова. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. 285 с.

2 Хакимов Р. С. Татарстан как полиэтническое сообщество // Этнопанорама. 1999. №1. С.45-57; Хакимов Р.С. Кто ты татарин? Казань: Панорама-Форум, 2002. 47 с.

3 Проблемы культурной идентичности: материалы меж-дунар. теорет. семинара / отв. ред. Т.М. Шатунова. Казань: Экоцентр, 1998. 100 с.; Многообразие культур -ключ к устойчивому будущему. Международный симпозиум. Казань: б.и., 2002. 272 с.; Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы меж-дунар. конгр., посвящ. 1000-летию г. Казани (23-25 мая 2005 г.) / сост.: Г.П. Меньчиков, А.Р. Абдулхакова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. 291 с.; К истокам евразийской культуры. Осмысление. Проблемы: материалы междунар. науч. конф. / под ред. Р.А. Абузярова, Х.Ю. Миннегулова, Ф.М. Султанова. Казань: Изд-во ин-та истории АН РТ, 2005. 146 с.; Культура XX века и татарский театр = XX гасыр мэдэнияте Ьэм татар театры: материалы международной научно-практической конференции (посвященной 100-летию татарского театра) / Редкол.: М.А. Усманов и др. Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2007. 247 с.; Воспитательный потенциал национальной культуры: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства», 24-25 октября 2007 г.: в 2 ч. / Науч. ред. Г. Г. Габдуллин; Ред.-сост. И.Э. Ярмакеев. Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. Ч.1. 432 с.; Ч.2. 572 с.; Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А. Тагирова (Казань, 17-18 апреля 2008 г.) / Отв. ред. и сост.: Р.Р. Султанова. Казань: Заман, 2009. 391 с.; Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики): материалы Международной научной конференции (20 апреля 2010 г.): в 2 ч. /

Науч. ред. Р. Р. Юсупов, Р.М. Валеев. Казань: Культура, 2010. Ч.1. 230 с.; Ч.2. 244 с.; Казанские искусствоведческие чтения. Первые Казанские искусствоведческие чтения: к 50-летию Государственного музея изобразительных искусств РТ, 130-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Татарстана П.М. Дульско-го, 110-летию пребывания Д.Д. Бурлюка в Казани: материалы научно-практической конференции, 10-12 сентября 2009 г. / Науч. ред. О.Л. Улемнова. Казань: Мир дизайна, 2011. 295 с.; и др.

4 Валеев Р.М. Культура и искусство Татарстана на рубеже тысячелетий. Основные тенденции развития в 90-е годы ХХ - начала XXI века. Казань: б.и., 2008. 64 с.

5 Там же. С.5.

6 Там же. С.6.

7 Валеев Р.М. Некоторые проблемы изучения и сохранения памятников истории и культуры Татарстана и татарского народа и опыт их решения // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск - Ханты-Мансийск, 2002. С.209-212; Валеев Р.М. Проблемы изучения и сохранения памятников истории и культуры татарского народа // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2002. С.5-14; Валеев Р.М. Историко-культурное наследие // Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы. Казань, 2003. С.7-12; Валеев Р.М. Государственная культурная политика в области сохранения объектов культурного наследия в Республике Татарстан. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2007. 39 с.; Валеев Р.М. Историко-культурное наследие Республики Татарстан: тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти XX в. Казань: Идел-Пресс, 2007. 319 с.; Валеев Р.М. Отношение к национальному культурному наследию как показатель цивилизованности общества и государства // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества. Казань, 2010. Ч.1. С.12-15.

8 Республика Татарстан: памятники истории и культуры: каталог-справочник. Казань: Эйдос, 1993. 458 с.; Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т.1. Административные районы. Казань: Мастер Лайн, 1999. 458 с.

9 Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. 242 с.

10 Макарова Г.И. Некоторые этнические аспекты культурной политики Республики Татарстан // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. №2. С.90-99; Макарова Г.И. Федеральная и региональная язы-ково-культурная политика 90-х годов 20 века в оценке полиэтнического населения Республики Татарстан (Российская Федерация) // Plovdiv University «Paissii Hilendarski»: Scientific works. Vol.40, book 1. 2002. P.189-194; Макарова Г.И. Современные проблемы развития русского языка и русской культуры в национальных республиках России (по материалам экспертных интервью, проведенных в Республике Татарстан // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. TVI. №3 (23). С.155-167; Макарова Г.И. Проблемы этнокультурной идентификации и культурной политики в дискурсе неиммигрантских и иммигрантских меньшинств в Республике Татарстан // Этнологические исследования в Татарстане. Вып.11. Казань, 2008. С.134-141; Макарова Г.И. Этнокультурные политики Федерального Центра и регионов России (на примере Республики Татарстан): стратегии формирования идентичностей // Этносоциум и межнациональная

культура. 2009. №2 (18). С.195-203; Макарова Г.И. В поисках новой модели этнокультурной политики федерального центра и регионов России (на примере Республики Татарстан) // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т.7. 1. С.21-38.

11 Горник ГЛ. Мосты культуры. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами. Казань: КГАСА, 2000. 68 с.; Горник ГЛ. Международные культурные контакты. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами. Казань: КГАСА, 2002. 132 с.

12 Фасхутдинов К.Ф. Экономические и культурные связи Татарстана с Турцией. Казань: КГТУ, 1996. 30 с.

13 Мухаметдинов Р.Ф. Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991-2006 гг.) (Сопоставление с опытом Турции). Казань: Тамга, 2006. 231 с.

14 Ашрафуллина Л.Ф. Проблемы культурных связей Татарстана с зарубежными странами в конце XX века в историко-политическом измерении. Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2004. 276 л.; Ашрафуллина Л.Ф. Инсти-туализация культурных связей татарских общественных организаций в конце XX века // Культура: управление, экономика, право. 2007. №2. С.19-21; Ашрафул-лина Л.Ф. Деятельность институтов гражданского общества Татарстана по развитию культурных связей с зарубежными странами в конце XX века // Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.): проблемы изучения. Казань, 2008. С.251-254; Ашрафуллина Л.Ф. Роль Татарстана в евразийском имидже России: опыт культурных связей // Власть. 2010. №8. С.146-148; Ашрафуллина Л.Ф. Зарубежные культурные связи Татарстана в конце XX века. Набережные Челны: Изд-во Камской гос. инж.-экон. акад., 2010. 196 с.

15 Тагиров И.Р. Гарантии сохранения и развития нации, или чем должен заниматься исполком Всемирного конгресса татар // Советская Татария. 1992. 26 ноября; Тагиров И.Р. Чувство семьи (о работе Всемирного конгресса татар) // Республика Татарстан. 1997. 26 августа; Тагиров И.Р. Это было лишь началом (о работе Всемирного конгресса татар) // Татарские края. 1997. №35. С.1-2; Тагиров И.Р. О совместной работе государственных органов и татарских общественных объединений по реализации национально-культурных запросов татарского населения // Татарские края. 1999. №22/23.

16 Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этно-политической истории в ХХ - начале XXI вв. Казань: Тат. кн. изд-во, 2006. 207 с.

17 Гайнутдинова Ф. Возвращаясь к истокам (размышления после выставки) // Аргамак. 1995. №5-6. С.138-145; Гайнутдинова Ф. Булгарские цветы // Аргамак. 1995. №3. С.99-101; Пашкова М. Батик Галины Анютиной // Аргамак. 1997. №3. С.114-124; Пашкова М. Мастерская Акимова // Аргамак. 1998. №12. С.162-174; Пашкова М. Размышления о творчестве художника (В. Анютин) // Аргамак. 1995. №7. С.94-105; Пашкова М. Странный художник (о творчестве В. Сынкова) // Аргамак. 1996. №12. С.109-115; Полякова Л. Диво-дивное Л. Роменского // Аргамак. 1998. №5-6. С.127-136; Цой В. Красная корова эпохи перестройки // Татарстан. 1994. №1-2. С.128-134; Цой В. Житие художника Акимова // Татарстан. 1995. №1-2. С.140-147; Цой В. Живопись сплав души художника с реальностью (В.А. Анютин) // Татарстан. 1996. №1. С.84-87; Цой В. Художники Набережных Челнов // Сотворение души: сб. статей. Казань: б.и., 1998; Разумейченко В. Статьи об искусстве. Казань: б.и., 2000. 86 с.

18 Червонная С.М. Насущные проблемы времени // Ху-

дожник. 1988. №11.

19 Червонная С.М. Исламское искусство в России: границы, принципы, особенности // Ислам в России. М.: ЦИМО, 1997. С.96-108; Червонная С.М. Этические и эстетические концепции ислама в современном искусстве тюрко-мусульманских народов России // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М., 1998. С.367-400; Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России. М.: ЦИМО, Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. 298 с.; Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 552 с.

20 Султанова Р. Глазами сердца // Аргамак. 1995. №7. С.105-107; Султанова Р. Наследники национального искусства // Татарстан. 1995. №7-8. С.128-131; Султанова Р. Изостудия «Мета-3» - 15 лет // Аргамак. 1998. №8. С.174-179; Султанова Р.Р. Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан, 1960-1990 гг. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2000. 323 л.; Султанова P.P. Искусство новых городов Татарстана. Казань, 2000. 194 с.

21 Валеева-Сулейманова Г.Ф. Ренессанс татарского искусства // Вечерняя Казань. 1991. 13 сентября; Валеева-Сулейманова Г.Ф. Возрождение национальной культуры // Национальная жизнь и национальное взаимодействие. Казань, 1993. С.126-128; Валеева-Сулейма-нова Г.Ф. Национальная культура Татарстана: пути возрождения // Татарстан. 1993. №12. С.47-52; Валее-ва-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920 - начало 1990-х гг.). Казань: Фэн, 1995. 188 с.; Валеева-Сулейманова Г.Ф. Душа повседневности. Декоративное искусство Татарстана: тенденции современного развития // Казань. 1996. №5-6. С.65-73; Валеева-Сулейманова Г. Ветры будущего // Казань. 1997. №3-4. С.58-66; Валеева-Сулейманова Г.Ф. Типология взаимодействия художественной культуры татар в системе Восток - Запад // ТАTARICA. 1998. №1. С.108-128.

22 Ахметшина А. Как сама жизнь // Аргамак. 1994. №6; Ахметшина А. Архитектура и декор мечетей восточного Татарстана // Ислам в России. М., 1997. С.113-121; Ахметшина А.К. Современные тенденции татарского изобразительного искусства. Дис. . канд. искусствоведения. М., 2000. 173 л.

23 Альмеева Н. Обрядовый фольклор в этнокультурном контексте (К вопросу о региональной этномузыколо-гии) // Музыкальная наука Среднего Поволжья: ито-

ги и перспективы. Казань, 1999. С.64-67; Дулат-Алеев

B.Р. Текст национальной культуры: новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань: б.и., 1999. 244 с.; Исхакова-Вамба P.A. Татарское народное музыкальное творчество-традиционный фольклор. Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. 264 с.; Из истории татарской музыкальной культуры / Сост. В.Р. Дулат-Алеев. Казань: Казан. гос. консерватория, 2010. 183 с.; Кантор Г.М. Казань музыкальная: статьи, очерки, рецензии. Казань, Йошкар-Ола: б.и., 1994. 192 с.; Кантор Г.М. Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля / Под общ. ред. Г.М. Кантора. Казань: б.и., 1994. 144 с.; Кантор Г. Музыковеды Казани: биобиблиографический словарь. Казань: Карпол, 2000. 106 с.; Маклыгин АЛ. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма. Казань: Казан. гос. консерватория, 2000. 311 с.; Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: сб. ст. Казань: Казан. гос. консерватория, 1995. 220 с.; Сайдашева З.Н. Татарская музыка: история и современность. Казань: Идел-Пресс, 2008. 207 с.; Явгильдина 3.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в.). Казань: ТГГПУ, 2007. 452 с.

24 Горшков В.Н. Солисты татарского балета. Казань: Дом печати, 2000. 151 с.; Арсланова Ф. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан. Казань: Слово, 2007. 240 с.; Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан. Казань: Идел-Пресс, 2007. 24 с.

25 Илялова И.И. Марсель Салимжанов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. 215 с.; Илялова И.И. Татарский государственный академический театр им. Г. Камала. Казань: Тат. газ.-журн. изд-во, 1996. 191 с.; Илялова И.И. Г. Ка-мал театры артистлары: биографик белешмэлек. Казан: Тат. кит. нэшр., 2005. 334 б.; Репертуар Татарского государственного академического театра им. Г. Камала (1906-2006) / Сост. И.И. Илялова. Казань: Тат. кн. изд-во, 2006. 63 с.; Илялова И.И. Татарский государственный театр драмы и комедии имени К. Тинчурина // Сто лет. Татарский государственный академический театр имени Г. Камала: в 2 т. Казань: Заман, 2009. Т.2.

C.298-302.

26 Арсланов М.Г. Дорогой творческих дерзаний: (к 90-летию татарского театра) // Научный Татарстан. 1997. №1. С.79-84; Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1957-1990). Казань: Фикер, 2002. 272 с.

27 Зайнуллина Г.И. Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX-XXI вв. Дис. ...канд. искусствоведения. М., 2010. 185 л.

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE POST-SOVIET TATARSTAN IN THE MIRROR OF HISTORIOGRAPHY

© 2013 A.S. Bushuev1, L.R. Shafigullina2

'Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan 2Institute of Economics, Management and Law, Kazan

The paper presents an analytical review of studies relating to various aspects of socio-cultural development of the post-Soviet Republic of Tatarstan. The authors analyze the general trends in the historiography of given problem, in the study of the cultural development, cultural policy, intercultural communication, as well as history of different spheres of art and culture in Tatarstan.

Key words: historiography, socio-cultural development, cultural history, Republic of Tatarstan. Aleksey Bushuev, Candidate of History, Head of Modern and Contemporary History Department. E-mail: [email protected] Liaisian Shafigullina, Candidate of History, Senior Lecturer, Socio-Political Sciences Department. E-mail: liaisian @gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.