И.Е. Ханова
КАЗАХСТАНСКО-УЗБЕКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Статья посвящена анализу сотрудничества Казахстана и Узбекистана. Автор рассматривает место и роль данных государств в современной геополитической системе, а также политику мировых держав в отношении этих стран.
Ключевые слова: Центральная Азия, Казахстан, Узбекистан, Россия, Китай, США, мировые державы, международные отношения, интеграционные процессы.
В результате распада Советского Союза перед новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве встал вопрос о формировании равноправных и взаимовыгодных отношений на базе международноправовых норм и принципов с учетом сложившихся к тому времени геополитических реалий. Важное значение это имело и для стран постсоветской Центральной Азии, вставших наряду с другими государствами на путь суверенного развития и приступивших к созданию системы межгосударственных экономических, политических и культурных отношений.
Казахстан и Узбекистан можно отнести к наиболее значимым стратегическим партнерам в Центральной Азии - регионе, на территории которого сосредоточены большие запасы природных ресурсов (углеводороды, уран, золото, газ, нефть, цветные металлы). Оба государства обладают весомым экономическим и человеческим потенциалом, связаны общими историческими, географическими, культурными, религиозными и языковыми корнями, наконец, достаточно протяженной общей границей (2 203 км).
Республика Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее стабильных как в политическом, так и в экономическом
© Ханова И.Е., 2012
плане государств на постсоветском пространстве. Географическое положение страны имеет свои плюсы и минусы. Хотя Казахстан не имеет выхода к океанам, в то же время по площади это крупнейшее государство в центре Евразии (2 724,9 тыс. кв. км), через которое проходят стратегически важные транзитные транспортные артерии. При этом Казахстан граничит с супердержавами, значительно превосходящими его по площади, населению, по уровню социально-экономического развития (Россия и Китай), а также с Ираном (граница проходит по Каспийскому морю), претендующим на роль регионального центра. Эти обстоятельства сказываются на внешнеполитической линии Казахстана, который по объективным причинам проводит курс, учитывающий интересы влиятельных соседей.
Казахстанское руководство сумело извлечь выгоду из такого положения, балансируя между партнерами и превращаясь в государство, которое само стало претендовать на роль регионального лидера, а также, наряду с Россией, одного из ведущих участников и инициаторов, региональных и межрегиональных интеграционных проектов. Так, еще в конце 1991 - начале 1992 г. во многом именно по инициативе бессменного до сих пор лидера страны Н. Назарбаева обрело нынешние границы Содружество Независимых Государств, Казахстан проявил себя как активный член таких организаций как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), наконец, с начала 2010 г. трем крупным торговым партнерам - России, Беларуси и Казахстану - удалось оформить Таможенный союз. В теоретическом плане Казахстан взял на вооружение концепцию евразийства, модернизировав и адаптировав ее к новым условиям.
Узбекистан, уступая Казахстану по площади практически в шесть раз (территория Казахстана 2 724,9 тыс. кв. км, территория Узбекистана - 447,4 тыс. кв. км.), тем не менее превосходит его по численности населения (Казахстан - 15,571 млн чел., Узбекистан - более 27,625 млн чел.), по европейским меркам является территориально достаточно крупным государством. При этом границы Узбекистана гораздо менее безопасные, особенно с Афганистаном. Все это, а также особенности предшествующего историко-культурного развития привели к тому, что внешнеполитический курс Узбекистана формировался в постсоветский период на основе умеренного изоляционизма, определенной закрытости страны и дистанцированности от интеграционных проектов, несмотря на формальное членство в ряде интеграционных организаций.
Географическая близость и наличие общих социально-экономических проблем (торговое сотрудничество, экологическая ситуация в Приаралье, вопросы технологий экономного водопользования,
миграционные проблемы, сотрудничество в сфере мелиорации, национальная безопасность) изначально толкали Казахстан и Узбекистан на путь стратегического партнерства. При этом различия в подходах к решению ряда глобальных задач, стоящих перед двумя государствами, а также скрытое или явное соперничество между лидерами периодически обостряли отношения между рассматриваемыми странами, делая их конкурентами. Лидеры обоих государств открыто демонстрируют свои притязания на лидерство в центральноазиатском регионе. В частности, И. Каримов не раз заявлял о преемственности государственности современного Узбекистана и государства Тимуридов, власть которых, как известно, распространялась в течение определенного времени на большую часть территории Центральной Азии. Многогранность форм и методов взаимодействия Казахстана и Узбекистана учитывалась внешними партнерами, которые всегда стремились использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу.
Отношения Узбекистана с Казахстаном носили сложный характер еще с советских времен. Во многом наследием общего советского прошлого стали сложности в вопросе легитимации общей границы. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками изменялись несколько раз. Например, если в 1924 г. в результате политики размежевания Каракалпакия вошла в состав Казахской АССР, то в 1936 г. по решению Москвы она вошел в состав Узбекской АССР.
В постсоветский период в результате долгого и напряженного переговорного процесса Казахстану и Узбекистану удалось урегулировать споры по вопросам делимитации и демаркации государственной границы, острые вопросы были решены на компромиссной основе. Н. Назарбаев отметил, что в вопросе делимитации границ между Казахстаном и Узбекистаном теперь «не осталось нерешенных вопросов», И. Каримов в свою очередь подчеркнул, что это - результат «мудрого государственного компромисса». Так, поселок Багыс перешел к Казахстану. Пять населенных пунктов, расположенных вдоль Арнасайской плотины, где проживают преимущественно казахи, по обоюдной договоренности перешли к Казахстану. Поселок Туркестанец, принадлежавший ранее Казахстану, отошел к Узбекистану. Казахстанский лидер особо подчеркнул, что жителям поселка Туркестанец гарантирована возможность переехать на жительство в Казахстан со статусом оралмана. Три поселка Кызылординской области, где проживает преимущественно узбекское население, были переданы в состав Узбекистана.
Дипломатические отношения между независимыми Казахстаном и Узбекистаном были установлены 23 ноября 1992 г. Двусторонняя договорно-правовая база насчитывает в настоящее время более ста совместных документов по различным областям деятельности. Основополагающим документом стал Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанный 30 октября 1998 г. За время независимого существования Казахстана и Узбекистана стороны неоднократно обменивались визитами на высшем уровне. Так, состоялось несколько визитов И. Каримова в Казахстан - в 1997, 2001, 2002, 2008 гг. Особую значимость имел официальный визит Президента Узбекистана в Астану 9 сентября 2002 г., когда между странами был подписан Договор о делимитации отдельных участков общей государственной границы, который полностью завершил определение линии совместной границы. Оба Договора о казахстанско-узбекской Государственной границе вступили в силу 5 сентября 2003 г.
Состоялось четыре визита Назарбаева в Узбекистан - в 1994, 1998, 2006 и 2010 гг. Значимым событием в развитии двустороннего взаимодействия стал государственный визит Президента Казахстана в Узбекистан в марте 2006 г., в ходе которого было принято решение об учреждении Межгосударственного координационного совета (МКС) под патронажем президентов двух стран с целью эффективного решения приоритетных вопросов двустороннего сотрудничества1. Во время официального визита Назарбаева в Узбекистан 16-17 марта 2010 г. обсуждались вопросы дальнейшего развития казахстанско-узбекистанских отношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Казахстанские СМИ расценили итоги визита как начало нового витка во взаимоотношениях двух стран в сторону кардинального улучшения.
Вместе с тем не раз в истории внешнеполитических отношений обоих государств Узбекистан в лице его президента И. Каримова противодействовал инициативам Астаны. Так, в апреле 2008 г. во время визита Каримова в Астану Назарбаев выдвинул «идею о создании союза центральноазиатских государств»2. Президент Узбекистана не воспринял эту идею, мотивировав тем, что экономика государств региона разнопланова, и региональная интеграция может нанести еще больший ущерб экономикам центральноазиат-ских стран.
Казахстан счел своим приоритетом проведение в 2010 г. саммита ОБСЕ в Астане, поскольку президенту страны Н. Назарбаеву исполнилось 70 лет, и собрать всех ведущих мировых лидеров в своей столице - дело не только большого престижа, но и огромной важности с точки зрения тех преобразований, которые он осуще-
ствляет не только в самом Казахстане, но и в деле развития интеграционных процессов во всей Центральной Азии. Когда в Вене обсуждалась сама идея провести в этом году саммит ОБСЕ именно в Казахстане, то свое несогласие с ней высказала лишь одна страна - Узбекистан. Но и здесь стороны пришли к дипломатическому компромиссу. И. Каримов поддержал идею проведения саммита ОБСЕ в 2010 г. в Астане. Казахстан же в ответ поддержал позицию Узбекистана против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане без предварительного проведения международной экспертизы данных проектов. Кроме того, Казахстан и Узбекистан договорились увеличить взаимный торговый оборот.
В официальных казахстанских СМИ часто говорилось о лидирующем положении Казахстана в регионе. Собственно, практически все меры Астаны, направленные на развитие позитивного внешнеполитического имиджа Казахстана, так или иначе, позиционируют Казахстан как лидирующее в Центральной Азии государство. Председательство Казахстана в ОБСЕ оценивается Астаной как эпохальное событие для всего региона. И. Каримов, в свою очередь, неоднократно указывал на то, что «курс казахстанской власти, по сути дела, противоречит национальным интересам страны»3. В частности, во время одного из заседаний парламента он заявил, что в Казахстане ущемляются интересы коренного этноса и его роль в национальном строительстве.
В двусторонних отношениях между республиками важную роль играет присутствие казахского национального меньшинства в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане. Ухудшение социально-экономического положения значительной части населения Узбекистана оказало влияние на развитие ряда негативных для Казахстана процессов. Это, прежде всего, увеличивающиеся потоки нелегальных трудовых мигрантов, создающих напряжение на казахстанском рынке труда. Число выезжающих за пределы республики граждан Узбекистана в поисках работы увеличивается с каждым годом. При этом миграционные процессы сопровождаются ростом преступности, в том числе связанной с незаконным распространением наркотиков.
Особую актуальность проблеме нелегальной узбекской миграции придает то, что она направлена, в первую очередь, в южные области Казахстана, где сохраняется высокая плотность и большой естественный прирост населения. Приток мигрантов обостряет эти особенности и повышает интенсивность нагрузки в социально-экономической сфере. Противоречия между казахами и узбеками возникают на почве конкуренции за рабочие места, претензий относи-
тельно уровня оплаты труда (как правило, труд узбекских рабочих оценивается существенно дешевле казахских).
Казахстан проводит политику поощрения возвращающихся казахов на историческую родину, хотя пока этот процесс нельзя признать вполне эффективным4. В Узбекистане подобной программы по стимулированию возвращения узбеков нет, так как отсутствует необходимость механического увеличения населения в силу его резкого естественного роста. Таким образом, глобальная цель и задача казахстанского руководства в демографической сфере заключается в увеличении населения страны и приведении его в пропорциональное соответствие с территорией. Для этого используется как механический способ (возвращение зарубежных казахов на историческую родину), так и естественный способ роста населения (например, материальное поощрение женщин). В Узбекистане такая цель отсутствует, и, наоборот, существует проблема перенаселенности.
Серьезное значение в миграционных процессах имеет и религиозный фактор. Узбеки традиционно были и остаются более религиозными (Исламский религиозный центр всего бывшего Советского Союза был в Ташкенте), казахи значительно в меньшей степени привержены исламу. Если в Узбекистане мусульмане составляют до 90% всего населения (узбеки, таджики, казахи, каракалпаки, уйгуры, татары, крымские татары, турки-месхетинцы), то в Казахстане мусульмане едва достигают 65% населения (казахи, уйгуры, татары, дунгане, чеченцы, ингуши, турки)5.
И Казахстан и Узбекистан представляют собой государства, вызывающие огромный интерес мирового сообщества. Речь здесь идет в первую очередь о России, США, Китае, а также о военно-политических и экономических блоках, таких как НАТО, государства исламского мира, Европейский союз.
Для России Казахстан является ключевым партнером в масштабе всего постсоветского пространства. Это касается как экономических проектов, в частности, связанных с развитием газотранспортной инфраструктуры, так и политических и культурных. Узбекистан же в условиях, когда глубоко укоренившееся соперничество между Узбекистаном и Казахстаном за региональное лидерство оказалось достаточно сильным, является важным инструментом, с помощью выстраивания отношений с которым появляется возможность оказывать определенное давление на Астану.
За 20 лет, прошедших после обретения независимости Россией и Узбекистаном, в двусторонних отношениях были различные периоды, но в настоящее время есть все основания говорить, что Ташкент и Москва убедились в том, что именно стратегическое
партнерство и союзнические отношения являются основой российско-узбекистанского сотрудничества. За последние годы подписано более 150 документов, регулирующих взаимодействие в самых различных областях - политической, экономической, военно-технической, гуманитарной и многих других, активно реализуются проекты в области6.
Для США важно укрепление своих позиций как в Узбекистане, так и в Казахстане. Однако если Казахстан рассматривается ими как территория между Россией и Китаем, которые по многим направлениям являются конкурентами США в мировом масштабе, то Узбекистан - это страна, которая является одним из важных транспортных коридоров для доставки грузов невоенного назначения контингенту в Афганистане.
Для Китая Казахстан - важнейший объект на данном этапе, прежде всего, экономической экспансии. Завоевание рынка Казахстана, наполнение его китайскими товарами и в результате рост экономического влияния Китая - вот наиболее актуальные задачи. Интерес Китая понятен: он стремится расширить географию своего присутствия в Казахстане и укрепиться в тех регионах, где доминируют Россия и Запад. Любое ослабление политического влияния России в Казахстане почти автоматически приводит к росту политического веса Китая. Узбекистан для Китая также исключительно важен. Узбеки в этническом отношении близки к уйгурам. Строящаяся железная дорога Кашгар-Андижан, которая свяжет Китай с Узбекистаном, будет способствовать установлению непосредственного экономического и торгового контакта и несколько ослабит экспортно-импортные возможности Казахстана, так как товары пойдут по более короткому пути из Китая в Узбекистан. Кыргызстан, по чьей территории пройдет эта железнодорожная магистраль, также будет иметь выгоду, получая прибыль от транзита7.
ЕС в своих отношениях со странами Центральной Азии делает ставку на совместные экономические интересы. Кроме того, европейские страны целенаправленно продвигают в регионе свои технические регламенты, стандарты качества, создавая базу для дальнейшего расширения влияния.
Североатлантический альянс постепенно усиливает свое влияние как в Узбекистане, так и в Казахстане. Сотрудничество государств Центральной Азии с НАТО на практике началось с подписания программы НАТО «Партнерство во имя мира» (ПИМ) в 1994 г. и подкреплено на практике военным присутствием в странах региона. Реальным проявлением такого сотрудничества является создание Центральноазиатского батальона, регулярно участвующего в военных учениях совместно с государствами - членами НАТО.
В целом сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном имеет положительную динамику. Договорно-правовая база казах-станско-узбекистанских отношений охватывает практически все грани сотрудничества. Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном достаточно стабилен. У двух государств одна цель - сохранить стабильность и мир в регионе и всесторонне развивать тесные добрососедские связи. Казахстан и Узбекистан как два важных государства центральноазиатского региона имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно-гуманитарных отношений. В последнее время получили свое развитие культурные связи между двумя странами. Были восстановлены многие традиции культурного взаимообмена, возникли новые его формы, осуществлены меры по развитию сотрудничества в области подготовки кадров, науки и здравоохранения. Взаимодействие стран в этих сферах позволило добиться некоторых положительных количественных и качественных изменений, создать основу для возможных интеграционных процессов.
В условиях активной политики ведущих мировых держав в Центральной Азии Казахстану и Узбекистану приходится делать непростой выбор: с кем и в каких сферах сотрудничать. От этого во многом будет зависеть не только будущее самих стран, но и обстановка в регионе и их взаимоотношения друг с другом. Согласованные действия двух государств во взаимодействии с РФ, США, ЕС, а также региональными лидерами в лице Китая, Турции, Ирана, Пакистана, Индии и других, позволят достичь необходимых результатов в деле укрепления стабильности во всем Центрально-азиатском регионе.
Примечания
i
Основные направления двустороннего сотрудничества Казахстана и Узбекистана (1991-2006 гг.) // Вестник национальной Академии РК. 2006. № 5. С. 93-96.
Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации // Казахстанская правда. 2005. 19 февраля.
Новый виток во взаимоотношениях Астаны и Ташкента? [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства «Фергана». [М., 2010]. URL: http:// www.fergananews.com/article.php?id=6530 (дата обращения: 14.02.2011). Казахская и узбекская диаспора: важный фактор развития отношений между Казахстаном и Узбекистаном. Хронология, структура и некоторые закономерности формирования казахской государственности // Материалы
2
3
Международной научно-теоретической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора юридических наук, профессора, академика Академии юридических наук РК Т. Агдарбекова, 7-8 ноября 2008 г. Туркестан: МКТУ им. Х.А. Ясави, 2008. С. 535-540.
Хаджи М. Узбекистан-Казахстан: «вечная» дружба с визовой отметкой?! [Электронный ресурс] // Сайт Интернет-газеты Zona Kz. [Астана, 2010]. URL: http://www.zonakz.net/articles/12989 (дата обращения: 14.02.2011). Мухаметшин Ф.М. Россия-Узбекистан: Стратегическое партнерство и союзнические отношения в действии [Электронный ресурс] // Сайт кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ. [М., 2007]. URL: http://www.postsoviet.ru/ page.php?pid=55 (дата обращения: 14.02.2011).
Геополитические условия сотрудничества Казахстана и Узбекистана в период суверенитета // Отан тарихы. 2009. № 4. С. 28-35.
3
7