УДК 342.725:81 (574) Е.Н. БУРДИНА
кандидат исторических наук, доцент, кафедра «Правовые дисциплины», Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева С.Ш. КАЗИЕВ
кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра истории и социально-гуманитарных дисциплин, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева E-mail: [email protected]
UDC 342.725:81 (574) E.N. BURDINA
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of "Legal disciplines", North Kazakhstan State University named after M. Kozybayev
S.SH. KAZIYEV
Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Department of History and Social and Humanitarian Disciplines, North Kazakhstan State University named
after M. Kozybayev E-mail: [email protected]
КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК В УСЛОВИЯХ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В СССР (1926-1933) THE KAZAKH LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF NATION-BUILDING IN USSR (1926-1933)
В статье рассматриваются юридические гарантии, практика и проблемы использования казахского языка как государственного языка КАССР в условиях национального строительства и перехода к функциональной коренизации государственного аппарата в 1926-1933 годах.
Ключевые слова: казахский язык, государственный язык, нациестроительство, коренизация, национальная политика.
The legal guarantees practice and problems of use of the Kazakh language as the official language of KASSR in the conditions of nation-building and transition to functional indigenization of state machinery are considered in the article.
Keywords: Kazakh language, official language, nation-building, indigenization, national policy.
Во второй половине 1920-х годов в Советском Союзе продолжался поиск оптимальных путей нацие-строительства, исходными началами которого были свобода и равенство народов, автономизация в рамках федеративного государственного устройства, экономическое выравнивание и развитие культуры народов [4, с. 45; 14 с. 63; 7, с. 70]. Решение национального вопроса предполагало формирование наций, национального самосознания и преодоление множественности идентич-ностей в строящемся социалистическом государстве.
По данным академика С.З. Зиманова, на 1926г. в СССР насчитывалось 35 национально-территориальных образований, из которых союзных республик - 6, автономных республик - 15, автономных областей - 14 [6, с. 38]. Предоставление центральной властью автономий давало коренному нерусскому населению статус госу-дарствообразующей нации, следствием которого выступало формирование национального кадрового состава государственных служащих, управленцев, партийных работников и национальной интеллигенции. Данная система мер в национальной политике Советского государства известна как коренизация.
Значительная роль в нациестроительстве в СССР отводилась языку титульной нации: придание ему статуса государственного языка гарантировало равенство народов, юридически закрепляло его действие в различных сферах жизни общества, делало инструментом внутриэтнической и межэтнической интеграции, высту-
пая атрибутом суверенитета национальных республик и областей.
В РСФСР на 1926 г. насчитывалась 21 национально-территориальная единица, в том числе 10 автономных республик и 11 автономных областей [6, с. 38]. Одной из автономных республик Советской России (до 1936 г.) была Казахская Советская социалистическая республика. Доля «титульного» населения Казахстана на 1926 г. составляла 58,5%. Из нетитульного населения самыми многочисленными были русские и украинцы - 34,5% [12, с. 586-587.]. Учитывая национальный состав республики, в КАССР государственными языками становятся казахский и русский языки.
Рассмотрим степень обеспеченности гарантий действия, социальной, экономической и юридической защиты казахского языка в контексте советской государственной политики национального строительства.
Правовой статус казахского и русского языков получил закрепление в ряде нормативных правовых актов ещё в начале 1920-х гг.: декрете Совнаркома КАССР от 2 февраля 1921 г.; декрете ЦИКа КАССР от 22 ноября 1923 г. [1, с. 58], декретом ВЦИК от 14 апреля 1924 г. [5].
Дальнейшее развитие языкового законодательства и его реализация проходили в условиях построения основ социализма. Постановление СНК КАССР от 29 декабря 1929 г. было направлено, главным образом, на обеспечение действия казахского языка во всех учреждениях по обслуживанию населения, Постановлением
© Е.Н. Бурдина, С.Ш. Казиев © E.N. Burdina, S.Sh. Kaziyev
КазКрайкома ВКП(б) от 4 апреля 1933г. [13] и Постановлением КазЦИКа и СНК КАССР от 17 мая 1933г. вводились в обязательном порядке делопроизводство и переписка на казахском языке в шести правительственных органах Казахстана - КазЦИКе, Наркомате просвещения, Наркомате здравоохранения, Рабоче-крестьянской инспекции, Наркомате земледелия, аппарате СНК КАССР. В других народных комиссариатах, краевых органах, хозяйственных учреждениях допускалось ведение переписки на двух языках - казахском и русском. Во всех районных организациях, в которых казахское население составляло не менее 40%, - делопроизводство и переписка с центральными и областными организациями должны были вестись на казахском языке. В остальных районах - на казахском и русском языках. Исключение составляли «восточно-национальные» районы (узбекские и уйгурские) [19, с. 115].
Функционирование государственного аппарата и обслуживание населения на казахском языке в советских государственных и партийных органах в значительной степени обеспечивалось коренизацией госаппарата (с мая 1926г. - посредством функциональной корениза-ции) [1, с. 254.]. По данным исследования А.П. Кучкина, до введения функциональной коренизации по краевым государственным учреждениям Казахстана знающие казахский язык сотрудники составляли 5% [10, с. 254256]. В руководящих советских органах Казахстана на 1929 г. казахи составляли 45%, в низовых Советах - 52%. Наблюдается рост числа казахских партийных кадров: в 1925 г. - 30,7%; в 1929 г. - 41,2% [10, с. 254256]. Степень коренизаци государственного аппарата и владения сотрудниками казахским языком, по мнению Л.К. Шотбаковой, на 1932 г. в среднем составили 32%, т.е. порядка трети членов государственного управления краевого уровня могли обслуживать население на языке титульной нации. Из них «европейцы», владеющие казахским языком, составили 220 из 1562 сотрудников (14,8%). Весь краевой аппарат действовал на двух государственных языках КАССР [19, с. 119].
Советское государство прибегло к мощному административному и финансовому ресурсам в целях продвижения перевода делопроизводства на языки «титульных» наций и установления фактического равенства народов страны Советов. Эта тенденция чётко обозначилась как часть нациестроительства СССР. Представим в самых общих чертах основные меры и результаты данного направления национальной политики советского государства.
Наркомат юстиции обеспечил издание кодексов, законов, инструкций на казахском языке и рассылку всем органам советской власти на местах. По данным отчёта Наркомюста ЦИКу КАССР постановления Центральной власти РСФСР и КССР издавались на казахском и русском языках в «Вестнике национал-крестьянского Правительства КССР», все циркуляры и распоряжения по судебной линии печатались в «Объявлениях Наркомюста КССР», издаваемых на двух языках. Были переведены и изданы на казахском языке
к 1925г. Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы. Кодекс законов о труде, Земельный, Гражданский кодексы переведены и подготовлены к изданию.
Судебно-следственные органы республики были обеспечены нормативными правовыми актами на казахском языке. В волостях с казахским населением делопроизводство в судах и судоговорение проходило на казахском языке, в смешанных по национальному составу волостях - на казахском и русском языках. Губернские суды Букеевский и Адаевский, в которых преобладало казахское население, делопроизводство полностью вели на казахском языке. Во всех губернских судах Казахской республики были созданы отделения судов с производством дел на казахском языке [2, с. 92].
В КАССР предусматривалась подготовка в течение ближайших 3-4 лет основных специальностей из числа казахов (агрономы, врачи и др.) и организация специального фонда для выполнения этой задачи [1. с. 238]. Руководство Казахстана ввело систему учёта и распределения казахских работников через биржу труда. С октября 1926 г. по март 1927 г. через биржу труда распределено 96 казахских работников среднего звена [1, с. 254-255].
На конец августа 1927 г. было проведено 7 курсов по подготовке квалифицированных специалистов в области делопроизводства, связи, счетоводства, машинописи из числа казахского населения (обучение прошло 395 человек). Для получения знаний по казахскому языку при государственных учреждениях, в соответствии с Постановлением СНК КАССР от 12 января 1927 г. «О курсах обучения европейских работников казахскому языку» были открыты двухмесячные курсы, которые прошли 1464 человека [1, с. 254-255].
Предпринимались шаги по повышению заинтересованности в изучении казахского языка как государственного языка специалистами неказахской этнической принадлежности (а также не татар, узбеков и др. тюркских народов). На это было направлено Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Казахской АССР «О льготах для специалистов, владеющих казахским языком» от 1 сентября 1933 года.
Настоящее постановление распространялось на специалистов, указанных в номенклатуре должностей специалистов постановления НКТ СССР от 17/Х1-32 № 44. Постановлением устанавливалась повышенная оплата труда специалистам, работающим на производстве, в учреждениях всех отраслей народного хозяйства, в советских, партийных и профессиональных органах, в зависимости от степени овладения ими казахским языком (п.1). В соответствии с п.2 заработная плата увеличивалась за свободный разговор, чтение деловых бумаг и литературы на казахском языке на 10 %, за полное владение казахским языком (разговор, чтение, письмо) - на 15 %. За преподавание в высших учебных заведениях на казахском языке (п.3) надбавки к основным ставкам и часовой оплате профессорско-преподавательского
состава составляли 25 %. Такие специалисты - в той или иной степени владеющие казахским языком, при устройстве на работу имели преимущественное право (п.5). Степень владения казахским языком устанавливалась комиссиями государственных курсов казахского языка (п.7). Систематический контроль за выполнением настоящего постановления возлагался (п.8) на Комитет по коренизации при Президиуме КЦИК и его местные органы [3].
На развитие просвещения бюджетная комиссия ЦИК СССР выделила национальным республикам около 20 млн. рублей. Дополнительно РСФСР - 8 млн. руб. автономным республикам [18,с. 79]. Выходит ряд учебников родного языка для казахской школы С. Жиенбаева, М. Жолдыбаева, Ш. Карибаева, С. Кесенбаева, Ш. Сарыбаева, и др. В 1930 г. С. Жиенбавевым был написан учебник «Казахский язык» для учащихся У1-УП классов, «Книга для чтения» для учащихся 1-11 классов (1932 - 1937 гг.), «Казахский язык для У1-УП классов русской школы» [18,с. 79]. По данным отчётного доклада Краевого штаба культпохода по республике, на июль 1930 г. 590 тыс. учеников было обеспечено учебниками. Разостланы на места 40 тыс. книг для чтения, 470 тыс. букварей и 300 тыс. задачников на казахском языке, а также 70 тыс. букварей и 300 тыс. задачников на русском языке [9, с. 217]. В 1935 г. для казахских школ было создано 20 учебников [18 ,с. 79].
Острота кадрового вопроса (в Казахстане не хватало местами от 30 до 60% учителей [15, с. 105]), решалась посредством различных мер. К началу 1936 - 1937 учебного года в РСФСР насчитывалось свыше 160 нерусских педагогических техникумов, 20 педагогических вузов и 22 учительских института [11, с. 243]. К концу 1932 г. Казахский педагогический институт, реорганизованный из Казахского государственного университета, образованного в 1928 г. в Алма-Ате, подготовил более 300 учителей для школ республики, «успешно осуществлял переход к преподаванию многих предметов на казахском языке» [16, с. 290].
Право пользования родным языком в КАССР реа-лизовывалось посредством издания массовой политической, технической литературы, особенно на казахском языке. Исходя из постановления ВКП (б) от 15 авгу-ста1931г., в соответствии с постановлением секретариата Казкрайкома ВКП (б) о реорганизации издательского дела в Казахстане, Казиздат становится основным издательством казахской национальной книги (п.1), Крайогиз - русской книги (п.2). Постановлением (п.2) предусматривалось организация Казтехиздата с целью издания научно-технической и производственно-технической литературы на казахском и русском языках [16, с. 550-551].
Представленные результаты национальной политики в области языкового строительства, несомненно, подтверждают частичное гарантирование и обеспечение советским государством функционирования казахского языка. Финансирование, создание материально-технической базы системы образования,
формирование кадров, выпуск литературы на казахском языке можно отнести к социальной и экономической защите казахского языка Советским государством.
Однако обеспечение гарантий защиты языков в СССР в целом и КАССР в частности нельзя назвать полным. Коренизация и введение делопроизводства на казахском языке вызвали сопротивление и проявление шовинизма среди русских и украинских управленцев, служащих, партийных и советских работников. Так, заместитель председателя СНК РСФСР Т. Рыскулов в ноябре 1926 г. на заседании комиссии Политбюро ЦК ВКП (б), характеризуя ситуацию в Казахстане, отмечал, что в «европейской части» партии много «незнакомых с правом, обычаями и языком трудовых масс...». «имеющих уклон в сторону недооценки национальных особенностей и национального языка, в партийной работе высокомерно-пренебрежительное отношение к этим особенностям» [17, с. 305]. В постановлении Акмолинского губернского исполнительного комитета 1927 г., в резолюции по докладу об очередных задачах советского строительства чётко зафиксировано «скрытое сопротивление или пассивное отношение» отдельных работников и учреждений в осуществлении ко-ренизации аппарата [13, Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 347. Л. 42].
Кадры из числа «европейцев» (выражение 19201930-х гг.) - «носители» революционных завоеваний Октября в соответствии с национальной политикой Советского государства должны были признать и равенство народов, и равенство языков, что было принципиально новым для всего общества в целом. Эта кадровая политика не могла не вызвать вспышек шовинизма среди русских, теряющих статус доминирующего в политической и иных сферах общества этноса. С другой стороны, предоставление автономии, равных прав и свобод вызвало рост национального самосознания и проявления национализма на местах. О таких проблемах было известно, и более того, борьба с «великорусским шовинизмом» и национализмом рассматривались как важнейшие партийные задачи, обозначенные XII съездом РКП(б) [8, с. 713-715] уже в 1923 году.
Можно было бы назвать отсутствие конкретизации юридической ответственности лица в языковом законодательстве 1920-1930-х гг. за его нарушение в качестве основной причины доминирования русского языка как языка общения и делопроизводства в Казахстане в 1920-начале 1930-х годах. Действительно, юридическая ответственность предусматривалась самыми общими положениями. Например, Постановлением Президиума Карагандинского исполнительного комитета от 3 мая 1933г. предусматривалось привлечение к партийной и судебной ответственности за его неисполнение (обязательное ведение делопроизводства государственном языке в зависимости от этнического состава района) [13, Л. 11-112]. Однако отсутствие института ответственности за нарушения законодательства о языках как юридической гарантии не являлись единственной причиной отсутствия фактического равенства казахского и русского языков в КАССР. Следует назвать нестабиль-
ной национальную политику Советского государства как одну из главных причин, не позволивших обеспечить социальную защиту языка. Смена направления в национальной политике СССР в 1932-1933 гг. суще-
ственным образом повлияла на статус национальных языков, привела к сворачиванию курса коренизации и усилению позиций русского языка.
Библиографический список
1. В братском единстве народов СССР. Государственное строительство Советского Казахстана. Документы и материалы. 1920-1937 гг. Составители Х.Г. Айдарова, И.Н. Буханова, А.В. Бучнева и др. Алма-Ата, Изд-во «Казахстан», 1972. 688 с.
2. Вехи консолидации. Из опыта партийных организаций Казахстана в решении национального вопроса в 1917-1927 гг. (К 70-летию Коммунистической партии Казахстана). Сборник документов. Отв. ред. Б.А. Тулепбаев. Алма-Ата, «Казахстан», 1990. 232 с.
3. Временем призванный опыт // Казахстанская правда. 2006. 4 ноября // http://www.kazpravda.kz/print/1162588704
4. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 января 1918г. //. История Советской Конституции. Сборник документов 1917-1957. Отв. ред. Д.А. Гайдуков, С. Л. Ронин. М.: Изд-во АН СССР. 1957. С. 44-46.
5. Декрет ВЦИК от 14.04.1924г. «О мерах к переводу делопроизводства государственных органов в национальных областях и республиках на местные языки» // Документы СССР //http://bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/a3p.htm
6. Зиманов С.З. Теория и практика автонимизации в СССР, - Алматы: «Жел жаргы», 1998. 144с.
7. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 года // История Советской Конституции в декретах и постановлениях Советского правительства 1917-1936. Сб. док-тов 1917-1957. Отв. ред. Д.А. Гайдуков, В.Ф. Каток, С.Л. Ронин. М.: Изд-во АН СССР. 1957. С. 76-87.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1954. Изд. седьмое. Часть 1. 1898-1924. М.: Институт Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПСС. Государственное издательство политической литературы. 1954. С. 713-715.
9. Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.). Сб. док-тов. Т. 1. Сост.: М.А. Абдулкадырова, С.С. Голубятников, А.Г. Кукушкина и др. Алма-Ата: Изд-во «Казахстан», 1965. 566с.
10. Кучкин А.П. Советизация казахского аула 1926-1929 гг. Издательство АН СССР. М., 1962.
11. Нурмухамедов С.Б., Савосько В.К., Сулейменов Р.Б. Очерки истории социалистического строительства в Казахстане. Алма-Ата: «Наука», 1966. 279с.
12. Подсчитано на основе данных таблицы в кн.: Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева и др. «История Казахстана: народы и культуры». Алматы.: Дайк-Пресс, 2000. С. 586-587.
13. Северо-Казахстанский государственный архив (СКГА). Ф. 30, Оп. 1, Ед. хр. 62, Л. 110.
14. Советам Казани, Оренбурга, Уфы, Екатеринбурга, Совнаркому Туркестанского края и другим (Обращение Народного комиссариата по делам национальностей) // История Советской Конституции в декретах и постановлениях Советского правительства 1917-1936. Под ред. А. Алымова. Составил С. Студеникин. М.,: . Гос. изд-во «Советское законодательство» , 1936. 408с.
15. Советская культура в реконструктивный период. 1928-1944. Отв. ред. Ю.С. Борисов. М.:Наука, 1988. 606с.
16. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата: АН Казахской ССР. Изд-во «Наука», 1972. 494с.
17. Устинов В.М. Турар Рыскулов: (очерки политической биографии). Алматы: Изд-во «Казахстан» 1996. 464с.
18. Храпченков Г.М. Проблемы содержания и методов обучения в школах Казахстана.. Алма-Ата: Изд-во «Мектеп», 1983. 183с.
19. Шотбакова Л.К. Национальный аспект переселенческой политики и коренизация в Казахстане в 1917-1941 годы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1995. 226с.
References
1. The fraternal unity of the peoples of the USSR. State building Soviet Kazakhstan. Documents and materials. 1920-1937 years. Compilers H.G. Aidarova, I.N. Bukhanova, A.V. Buchneva et al. Almaty, Publishing House of the "Kazakhstan", 1972. 688 p.
2. Milestones in the consolidation. From the experience of the party organizations of Kazakhstan in solving the national question in the 1917-1927 biennium. (On the 70th anniversary of the Communist Party of Kazakhstan). Collection of documents. Ans. Ed. B.A. Tulepbaev. Almaty, "Kazakhstan", 1990. 232 p.
3. Experience called by the time // Kazakhstanskaya Pravda. November 4, 2006. // http://www.kazpravda.kz/print/1162588704
4. Declaration of the Rights of Working and Exploited People on January 25, 1918. //. The history of the Soviet Constitution. Collection of Documents 1917-1957. Ans. Ed. D.A. Gaidukov, S.L. Ronin. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1957. Pp. 44-46.
5. Decree of the Central Executive Committee of 14.04.1924 "On measures to transfer office of state bodies in the national regions and republics into local languages" // Documents USSR //http://bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/a3p.htm
6. Zimanov S.Z. Theory and practice of the autonomization in the USSR - Almaty "Zheti zharry" 1998. 144 p.
7. The Constitution (Fundamental Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic in 1918 // History of the Soviet Constitution decrees and decisions of the Soviet government 1917-1936. Collection of the documents 1917-1957. Ed. D.A. Gaidukov, V.F. Skating Rink, S.L. Ronin. - M .: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1957. Pp. 76-87.
8. The CPSU in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Central Committee plenums. 1898-1954. Ed. seventh. Part 1: 1898-1924. M: Institute of Marx - Engels - Lenin - Stalin, the Central Committee. State publishing house of political literature. 1954. Pp. 713-715.
9. Cultural Construction in Kazakhstan (1918-1932 years.). Collection of the documents. Vol.1. Ed .: M.A. Abdulkadyrova, S.S. Golubyatnikov, A.G. Kukushkin et al. Almaty: Publishing house "Kazakhstan", 1965. 566 p.
10. KuchkinA.P. Sovietization of the Kazakh aul 1926-1929. Academy of Sciences of USSR. M.., 1962. 432 p.
11. Nurmukhamedov S.B., Savosko V.K., Suleimenov R.B. Essays on the history of socialist construction in Kazakhstan. Alma-Ata: "Science", 1966. 279 p.
12. It is estimated on the basis of the table in the book: N.E. Massanov, J.B. Abylhozhin, I.V. Yerofeyev and others. "History of Kazakhstan: the peoples and cultures." Almaty: Dyke-Press, 2000. Pp. 586-587.
13. North-Kazakhstan State Archives (SKGA). F. 30, Op. 1 Unit. hr. 62, L. 110.
14. The Board of Kazan, Orenburg, Ufa, Yekaterinburg, People's Commissars of Turkestan and other (Title People's Commissariat for Nationalities) // History of the Soviet Constitution decrees and decisions of the Soviet government 1917-1936. Ed. A. Alymova. Compiled by S. Studenikin. M.: State publishing house "Soviet legislation.", 1936. 408 p.
15. Soviet culture in the reconstruction period. 1928-1944. Ans. Ed. Y.S. Borisov, M., "Nauka", 1988. 606 p.
16. Suleimenov R.B. Lenin's ideas of the Cultural Revolution and their implementation in Kazakhstan. Almaty: Kazakh SSR. Publishing house "Science", 1972. 494 p
17. Ustinov V.M. Turar Ryskulov (essays political biography). Almaty: Publishing House of the "Kazakhstan" 1996. 464 p.
18. Khrapchenko G.M. Problems of content and teaching methods in schools of Kazakhstan. Almaty: Publishing house "Mektep", 1983. 183 p.
19. Shotbakova L.K. The national aspect of the resettlement policy and indigenization in Kazakhstan in 1917-1941 years. Candidate dissertation in Historical Sciences. M., 1995. 226 p.