УДК 1
Елеманова С.А.
кандидат искусствоведения, доцент.
Профессор кафедры музыковедения и композиции Казахский национальный университет искусств г. Нур-Султан.
КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Аннотация: Казахская традиционная музыкальная культура является нематериальным культурным наследием Казахстана. После ратификации Конвенции Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия в 2011 году в Казахстане началась работа по имплементации конвенции. В статье анализируются проблемы сохранения традиционной музыки и причины торможения этой работы. К числу важнейших вопросов сохранения нематериального культурного наследия относятся: создание закона о НКН, придание носителям и исследователям традиции особого социального статуса, создание постоянно обновляемого Национального Перечня НКН.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, защита, сохранение, закон об НКН, статус носителя традиции.
Казахская традиционная музыкальная культура - это нематериальное культурное наследие, роль которого для Казахстана очень важна. Нематериальное культурное наследие при том, что оно тесно связано с материальным, обладает своими особенностями не только в плане закрепления, но и в плане самого существования. Оно также нуждается в охране, как и памятники материального культурного наследия. Более того, угроза деградации и исчезновения памятников устного нематериального наследия еще выше, чем материальных памятников, при этом необходимость принятия мер по сохранению нематериального культурного наследия не так наглядна, как в отношении материального культурного наследия. Хотя нематериальное культурное наследие есть
нечто исчезающее, ускользающее, эфемерное, но важность его для духовного здоровья народа неизмерима.
Как известно, принятие Конвенции ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии человечества произошло через 31 год после Конвенции о материальном наследии. Объективно это говорит о сложности осмысления и признания нематериального культурного наследия как подлинной ценности человечества и о том, что в обществе не всегда присутствует понимание того, что надо делать, чтобы исключить деградацию и гибель нематериального культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие - это самобытные культурные феномены, передающиеся «из уст в уста», существующие в виде памяти, в виде традиции, в виде социальных, культурных и психологических механизмов воспроизводства традиции и искусства в обществе. Оно существует до тех пор, пока передается традиция, существует этнос, пока этот этнос осознает свое место в мире и свой способ освоения действительности. Этот «алгоритм» этноса - язык, музыка и фольклор. К этническим нематериальным культурным традициям также относится, несмотря на свою материальную форму, народное прикладное искусство - ковроткачество, кошмоваляние, тускиизы, сырмаки, народное ювелирное искусство (зергерлик), кожевенное ремесло и др., потому что и здесь важен способ, навык, традиция, с помощью которого все это производится.
Казахстан ратифицировал Конвенцию Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия 2003 г. в декабре 2011 г. Уже в январе 2012 г. Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО была начата работа по выполнению рекомендаций Конвенции после ратифицирования ее республикой: был образован Общественный Национальный комитет по НКН. С его помощью были подготовлены несколько заявок в Репрезентативный список. В ноябре 2014 г. заявка Искусство традиционного домбрового кюя была включена в Репрезентативный список Юнеско. Это первая национальная номинация Казахстана в Репрезентативном Списке ЮНЕСКО. В настоящее время у Казахстана в Репрезентативном списке несколько мультинациональных (Айтыс и Юрта, Наурыз, Искусство ловчих птиц) номинаций и
две национальные номинации Искусство казахского домбрового кюя и «^азак;ша ^рес».
С участием членов Национального комитета по НКН была разработана концепция по конвенции ЮНЕСКО «О сохранении НКН», которая была одобрена Правительством РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 года № 408 «О Концепции об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан. Концепция должна определять задачи и основные механизмы реализации государственной политики по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов.
Несмотря на все эти формальные/официальные процедуры, деятельность по сохранению НКН в республике сильно тормозится. Необходимо проанализировать причины, почему это происходит, и сделать это могут только специалисты -искусствоведы, этномузыковеды, культурологи и сами носители традиций, обладающие пониманием насущных задач.
В этой связи чрезвычайно важно признание приоритетом государственной политики сохранение, развитие и популяризацию нематериального культурного наследия народов Казахстана. Новый этап по сохранению НКН, связанный с Конвенцией Юнеско 2003 г., должен сопровождаться качественным переосмыслением роли и значения национального нематериального культурного наследия в республике. Необходимо осмыслить его не только как национальное наследие, но и как часть мировой культуры, как важнейший элемент международного культурного сотрудничества. Для этого необходимо активно включиться в тот процесс, который определил и возглавил Юнеско.
Хочу привести большую цитату из письма министру культуры и спорта РК Мырзатая Жолдасбекова, директора НИИ имени Коркыт-ата КазНУИ:
«Министерством культуры и спорта РК совместно с Общественным
Национальным комитетом по НКН за эти годы проделан большой объем работы по
составлению Национального перечня НКН и подготовке заявок в Репрезентативный
список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, однако для реализации
ключевых положений Конвенции и официального отчета Республики Казахстан за
260
первый этап адаптации Конвенции по НКН перед ЮНЕСКО в декабре 2017 г., срочно необходимо решить следующие задачи:
1. Создание «Закона о Нематериальном Культурном Наследии РК» или внесение соответствующих изменений в «Закон о культуре», по охране нематериального культурного наследия и придания особого социального статуса носителям и исследователям/собирателям НКН
2. Создание Национального Перечня НКН (в Законе о культуре статья 1, 3-3)
3. Создание специальных научных учреждений, объединяющих высокопрофессиональных специалистов по изучению традиционной культуры, для координации и реализации исключительно значимой и широкомасштабной деятельности по сохранению и развитию традиционной культуры, проведения экспедиционной и стационарной работы для создания Национального Перечня нематериального культурного наследия, подготовки номинаций в Репрезентативный Список, Список срочной охраны, Список передовых практик НКН ЮНЕСКО».
Все, что было перечислено, находится в компетенции и юрисдикции государства. К числу важных, неотложных задач относится информированность населения, повышение престижа носителей традиции, пропаганда НКН, которую возможно осуществить при планировании творческой и информационной работы с помощью подготовленных в сфере НКН сотрудников, журналистов на телевидении, в интернет-изданиях, газетах и журналах. Запись/фиксация/инвентаризация НКН возможна только с помощью специалистов при поддержке местного руководства культурой.
Выявление носителей традиций НКН - процесс, протекающий параллельно с записью/инвентаризацией. В каждой сфере НКН такие ценные носители традиции должны быть поддержаны материально и отмечены на уровне республики как национальное достояние. Подготовка учеников внутри каждой традиции, создание школ, организация конкурсов и фестивалей НКН - это, прежде всего, поддержка преемственности. Это главное звено в работе по сохранению НКН. У мастеров должны быть ученики, а учеников - возможность проявить себя.
Подготовка специалистов в области НКН может осуществляться с помощью
введения в учебные планы школ, училищ/колледжей, ВУЗов соответствующих курсов,
261
а именно теоретических и практических предметов по НКН (Конвенции ЮНЕСКО 2001, 2003 г.). Этот вопрос связан также с информированностью населения.
В связи с этим необходимо разработать план действий для Общественного национального комитета по НКН, в составе которого имеются ученые и специалисты и, пользуясь наличными финансовыми возможностями, последовательно выполнять его, привлекая к этому местных работников культуры. Для них должна быть предусмотрена организация обучающих семинаров. Это позволит мобилизовать силы местных знатоков и организаций культуры в районах и областях.
Важнейшей проблемой является также выявление тех элементов, которые должны быть не в Репрезентативном списке, но нуждаются в срочной фиксации, немедленном сохранении и описании.
Казахстан принял Конвенцию Юнеско 2003 г. об НКН в декабре 2011 года. Это был внушительный стимул для анализа современного состояния и изучения казахского традиционного музыкального искусства. Данное событие и последовавшая за ним активная работа Национальной комиссии по делам Юнеско и Исеско очевидно способствуют тому, чтобы не только обнаружить те внутренние противоречия и проблемы, которые существуют в сфере современного состояния и изучения казахского традиционного музыкального искусства, но и попытаться их осмыслить, так как ситуация с нематериальным культурным наследием в республике, по-видимому, все же нуждается в этом.
Само по себе то, что Конвенция была принята Казахстаном в последнюю очередь среди других центрально-азиатских стран, свидетельствует не только о каких-то технических или внешних обстоятельствах, препятствующих ратификации Конвенции, но о реально существующих нерешенных вопросах. Кроме того, как известно, Казахстан не смог доказать перед международным жюри наличие у него шедевров нематериального культурного наследия человечества (в отличие от Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, Грузии, России) во Всемирных конкурсах устного нематериального культурного наследия, организованных Юнеско в 2001, 2003, 2005 гг.
В чем же причины такого положения вещей? На наш взгляд, они находятся в
идейной и методологической плоскости. Не секрет, что современная культура нашей
262
республики сохраняет многое из общего идейного наследия наших республик, а именно то, что характерно для советской эпохи существования. Мы имеем в виду саму структуру культуры, ее ценностные ориентиры, в том числе и отношение к народному творчеству, которое, с одной стороны, трактовалось как обязательная характеристика, атрибут социалистической культуры, с другой стороны, как нечто ценное не само по себе, а как то, что нуждается в обработке, изменении, доведении до «кондиции» подлинного искусства. В этом проявлялась также и известная снисходительность по отношению ко всем другим видам искусства, в том числе и к народному творчеству, с позиции европейского академического искусства, которое считалось высшим образцом и целью развития художественного процесса. Отсюда вытекает и советская концепция культуры.
Советская концепция культуры и концепция культурного наследия ЮНЕСКО (как ее можно понять из многочисленных документов - резолюций, конвенций, рекомендаций Юнеско) сильно отличаются друг от друга. Если для Юнеско существует безусловный приоритет культуры вообще, культуры человечества, каждого отдельного народа и ее значимости как самостоятельной и беспрецедентной ценности, ее целостности, как живого организма, и одновременно культуры как механизма социальной адаптации и межпоколенной преемственности, то для советской концепции культуры безусловную ценность имеет только социалистическое, а значит основанное на европейском искусстве, творчество. Его воспроизводству и распространению посвящена система художественного образования и распространения/продвижения культуры, а также пропаганда и научные исследования. Это концепции, которые в корне противоречат друг другу.
Культура или культурные традиции не рассматриваются как нечто целостное, живое, передающееся от носителей, как социальная система, действующая в обществе в соответствии с какими-то законами, а как сумма каких-то фактов, или, точнее, совокупность предметов, ничем не объединенная.
Главное для культуры - любой, в том числе и народной - ее живость (в Конвенции
2003 г. тоже это главное - живое наследие, живые драгоценности). Воспринимать
культуру как живую, это значит, что необходимо обеспечить ей достойное
263
существование, то есть не просто уважать, но беречь. Гуманистические начала науки о народной культуре развивались в советское время лишь подспудно, в отдельных фольклористических трудах.
Осознание ценности и необходимости нематериального культурного наследия приходит, прежде всего, к тем, кто занимается его сбором и изучением - собирателям, фольклористам, ученым, местным знатокам, а также к тем, кто его практикует -носителям традиций и отдельным общественным деятелям. Но социальная жизнь живых и уходящих традиций не регулируется носителями и знатоками, учеными. С изменением образа жизни, технологий и производства уходят в прошлое и традиции. Более всего страдают те сферы нематериального культурного наследия, которые не связаны с коммерческо-туристической сферой. С уходом живых носителей нематериального культурного наследия исчезает и традиция, нанося этим непоправимый урон не только национальный культуре, но и самой идентификации народа.
Усилия ЮНЕСКО направлены на то, чтобы в мире продолжало существовать культурное разнообразие (Конвенция 2001 г.), а самобытные этнические культурные ценности продолжали служить своей стране, своему народу и были оценены по достоинству, выявлены, внесены в национальные перечни, сохранены для будущих поколений. Таким образом, это принципиально иной подход к традиционной культуре, чем тот, который был характерен для советской идейной парадигмы. Эту грандиозную задачу можно выполнить, если привлечь к участию широкие слои населения, тех людей на местах, которые знают и любят свой фольклор, традиционную музыку, традиционные ремесла.
Литература
1. Конвенция Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия 2003 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml
2. О ратификации Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия в Казахстане: https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kaza hstan/id-Z1100000514/