Научная статья на тему 'Казахская культура: между Европой и Азией'

Казахская культура: между Европой и Азией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2479
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / ЕВРОПА / EUROPE / АЗИЯ / ASIA / КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД / THE PEOPLE OF KAZAKHSTAN / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL STABILITY / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапарова Юлдуз Азимхановна

Для лучшего понимания роли казахской культуры и определения её места в суперцивилизациях Европы и Азии целесообразно применить сравнительный метод анализа социокультурных явлений (компаративистику). Казахстан расположен между конфуцианской и православной цивилизациями. Известно, однако, что по сравнению с некоторыми государствами СНГ, в Казахстане прочны общественно-политическая стабильность и согласие. Российское влияние в Казахстане связано не только с проживанием в республике крупной славянской группы (по последним данным 23-26% от общей численности населения республики), но и с тем, что казахский народ долгое время находился в подданстве России. В результате существования рядом на протяжении нескольких веков в культурной структуре казахского народа произошли некоторые изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKH CULTURE BETWEEN EUROPE AND ASIA

Article deals with the place and role of the Kazakh culture to civilization habitat of Eurasia. We consider a range of models of socio-cultural development of the Republic of Kazakhstan in the context of globalization and localization. Identification of the Kazakh culture is carried out in the context of its interaction with the nomadic, Muslim, Russian, Central Asian and East Asian civilizations. The role of cultural factors in the development of post-Soviet Central Asian new states are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Казахская культура: между Европой и Азией»

^ Теория и история культуры

Respubliki Dagestan [Public-private partnership in the economy of the Republic of Dagestan]. RegionaVnaia ekonomika: teoriia i praktika [Regional Economics: theory and practice], 2013, № 18 (297), pp. 27—33.

3. Beliaev V. I. Marketing territorii i preodolenie depressivnogo so-stoianiia regionov Rossii [Marketing and coping with depressive-standing regions of Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University, Economy], 2008, № 3 (4).

4. Magomedov M. M. Ne nado putat' rodstvennye sviazi s klanovost'iu [Should not be confused related to the clan system]. Dagestanskaia pravda [The Dagestan's truth], 2010, October, 5, p. 2.

5. O razrabotke respublikanskoi tselevoi programmy «Modernizatsiia i innovatsionnoe razvitie promyshlennosti Respubliki Dagestan na period do 2018 goda» [On the development of the Republican target program «Modernization and innovative development of the industry of Republic Dagestan for the period till 2018»]. Available at: http://www.minpromrd.ru/index.php (accessed: 3.04.2013).

6. Ozvucheny prioritetnye proekty Prezidenta Respubliki Dagestan [Announced the priority projects of the President of the Republic of Dagestan]. Available at: http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya (accessed: 19.03.2013).

7. Huntington S. P. Stolknovenie tsivilizatsii [The Clash of civilizations]. Moscow, AST Publ., 2003. 603 p.

8. Khloponin A. G. Izmenenie klimata na Kavkaze [Climate Change in the Caucasus]. Kommersant», 2010, November, 12.

УДК 008(574) Ю.А. Сапарова

Южно-Казахстанский государственный университет имени М. О. Ауэзова

Для лучшего понимания роли казахской культуры и определения её места в суперцивилизациях Европы и Азии целесообразно применить сравнительный метод анализа социокультурных явлений (компаративистику). Казахстан расположен между конфуцианской и православной цивилизациями. Известно, однако, что по сравнению с некоторыми государствами СНГ, в Казахстане прочны общественно-политическая стабильность и согласие. Российское влияние в Казахстане связано не только с проживанием в республике крупной славянской группы (по последним данным 23—26% от общей численности населения республики), но и с тем, что казахский народ долгое время находился в подданстве России. В результате существования рядом на протяжении нескольких веков в культурной структуре казахского народа произошли некоторые изменения.

Ключевые слова: Республика Казахстан, Европа, Азия, казахстанский народ, общественно-политическая стабильность, цивилизация.

САПАРОВА ЮЛДУЗ АЗИМХАНОВНА — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой культурно-досуговой деятельности Южно-Казахстанского государственного университета им. М. О. Ауэзова

SAPAROVA YLDUZ AZYMHANOVANA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of Department of cultural and leisure activities, South Kazakhstan State University named M. Auezov

МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ

Ф

e-mal: Ylduz58@bk.ru ©Сапарова Ю. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Yu. A. Saparova

South Kazakhstan State University named M. Auezov, Prospect Tauke Khan, 5, Shymkent, Republic of Kazakhstan, 160012

KAZAKH CULTURE BETWEEN EUROPE AND ASIA

Article deals with the place and role of the Kazakh culture to civilization habitat of Eurasia. We consider a range of models of socio-cultural development of the Republic of Kazakhstan in the context of globalization and localization. Identification of the Kazakh culture is carried out in the context of its interaction with the nomadic, Muslim, Russian, Central Asian and East Asian civilizations. The role of cultural factors in the development of post-Soviet Central Asian new states are also analyzed.

Keywords: Republic of Kazakhstan, Europe, Asia, the people of Kazakhstan, political stability, civilization.

Для лучшего понимания роли казахской культуры и определения её места в суперцивилизациях Европы и Азии целесообразно применить сравнительный метод анализа социокультурных явлений — компаративистику, которая выступает одним из основных способов анализа культур и цивилизаций.

Одной из идей, которая объединяла культурные и социальные процессы, происходившие на территории Казахстана, является социокультурная концепция евразийства. Можно выделить следующие социально-политические основания идеи евразийства. Во-первых, данная идея возникла как осознание отличия России от Европы, в широком плане — православной цивилизации от западнохристианской. В западном европейском мышлении Россию не относят к Европе, границы которой заканчиваются где-то в районе Карпат. Например, Ф. Ницше утверждал, что послепетровская Россия является громадным срединным царством, где Европа как бы возвращается в Азию.

В то же время Европа и Азия составляют единый континент, и Россия занимает его хартлент (середину), поэтому Евразия предстаёт перед нами как возглавляемый Рос си ей осо бый культур ный мир, внут рен-не и крепко единый, бесконечно противоречивый и обладающий многообразием своих проявлений. Евразия — Россия, развивающаяся своеобразная культуро-личность.

Она, как и другие «многородные» культурные единства, индивидуализирует человечество, являя его единство во взаимообращении с ни ми, и по тому осу ще ст в ляет свою общечеловеческую, «историческую миссию». С этой позиции Россия представляет собой осо бый мир.

Жизнь этого мира, в основном, протекает отдельно от жизни стран к западу от неё (Европа), а также к югу и востоку (Азия). Народы и люди, про жи ваю щие в пре де лах это го ми ра, спо собны к дос ти же нию та кой степени взаимного понимания и таких форм братского сожительства, которые труднодостижимы для народов Европы и Азии. Л. Н. Гумилев писал: «Этот континент (Евразия) за исторически обозримый период объединялся три раза. Сначала его объединили тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Жёлтого моря до Чёрного. На смену тюркам пришли монголы из Сибири, после периода полного распада и дезинтеграции инициативу взяла на себя Россия: с XV века русские двигались на восток, и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, наследницей Тюркского каганата и Монгольского улуса» [2, с. 5]. Л. Н. Гумилев делает очень дельное замечание некоторым культурове-дам России: «Пора прекратить рассматривать древние народы Сибири и Центральной Азии только как соседей Китая или Ирана» [2]. Объединению Евразии традиционно

^ Теория и история культуры

Ф

противостояли: на западе — католическая Европа, на Дальнем Востоке — Китай, на юге — мусульманский мир (с позиции российской культуры). С ноосферных позиций обосновывает евразийскую идею Г.В. Вернадский. С его точки зрения нет естественных границ между европейской и азиатской Россией. «Следовательно, нет двух России — "европейской" и "азиатской". Есть только од на Рос сия евра зийская или Рос сия Ев ра-зия» [цит. по: 3, с. 9].

Евразийская идея широко обсуждается в современной философской и иной мысли стран СНГ. Можно встретить различные позиции по данному вопросу. Национали-сти чески ориентирован ные дея те ли попытались откреститься от евразийской идеи, посчитав за оскорбление для русского народа идею единства культур «метрополии» и «инородцев», к которым они относят тюр-ко-кавказ ские народы (на при мер, журнал «Русский вестник», статьи Н.Гусевой). Неодобрительно были встречены этим истеблишментом книги О. Сулейменова «Аз и Я» и Мурата Аджи «Полынь половецкого поля». Неприятие евразийской идеи часто прикрывается утверждениями о панисламист-ской и пан тюркской угрозе.

Прежде чем дальше углубиться в основы евразийской идеи, рассмотрим популярную сейчас теорию — учение С. Хантингтона о конфликте цивилизаций. Согласно этому учению, погра нич ные районы раз лич ных цивилизаций являются вероятными очагами нестабильности и конфликтов. Казахстан по сво ему геокультурному про стран-ству расположен между конфуцианской и православной цивилизациями. Известно, од на ко, что по срав не нию с не ко торы ми государствами СНГ, в Казахстане прочны общественно-политическая стабильность и согласие.

Это можно объяснить множеством факторов. Значительную роль среди них играет и культурный фактор. По нашему мнению, к определяющей внутреннее положение в современной Республике Казахстан значи-

тельной и обширной группе относятся представители евразийского менталитета.

Российское влияние в Казахстане связано не только с проживанием в республике крупной славянской группы (по послед ним данным 23—26% от общей численности населения республики), но и с тем, что казахский народ долгое время в подданстве России. В результате этого за несколько веков в культурной структуре казахского народа произош ли не ко торые изме не ния. Этот процесс, в первую очередь, коснулся языка и породил проблему русскоязычных казахов (уйгуров, узбеков, татар и т.д.). «Если говорить окончательно, решающий демогра-фи ческий фак тор сре ди ка захов — по теря своего родного языка под прямым воздей-ст ви ем язы ко вой сре ды, прекра ти лась лишь теперь и только сейчас начинает набирать си лу про цесс воз вра щения к сво ей род ной речи. Несмотря на улучшение демографического положения, для того, чтобы ещё больше ускорить этот процесс, нужно во всех сферах жизни (например, начиная от рождения детей, дошкольного воспитания, учёбы в школе, приучения к труду, до официального применения в каждой отрасли государственного языка нашей страны) оказывать ему действенную поддержку. Короче говоря, только при сочетании активной языковой политики с демографически решающими, выгодными для себя переменами она может быть плодотворной, иными словами, материнский язык можем поднять только силой отцовской (демографией)» [6, с. 91].

Конечно, демографический и языковой факторы оказывают на этнокультуру огромное влияние. Однако нельзя исключать эту большую группу из сферы национальной культуры из-за потери языка. Например, шотландцы и ирландцы не утратили национальное своеобразие, хотя и стали говорить на английском языке. Также и в нашей республике русскоязычные казахи и пред-ста вите ли ря да других мусульманских народов не ушли далеко от национальных традиций и обычаев и религиозно-культурной

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

сферы. К тому же вопрос не об удельном весе и про цент ном от но ше нии.

Культурная сис тема казахского народа начала XX века основывалась на трёх началах: исконная традиционная культура, колониальная культура и западное влияние. Евразийский культурный тип сумел совместить традиционную культуру с достижения ми запад ной цивилизации. Специальные иссле до ва ния по ка зы ва ют склон ность к культурному диалогу. Об этом в своё время достаточно сказал Абай.

Только рассматривать «традиционалиста» как антипода прогресса, а «модернизированную личность» как антипода «традиционалиста» было бы надуманным. В связи с этим вопросом приведём такую уместную мысль Главы государства Республики Казахстан: «Мы значительно оторвались от своих культурных корней. Зато больше испытали воздействие других цивилизаций. Хорошо ли это или плохо, это уже другой вопрос» [5, с. 264].

Подобные этому при меры мож но привести и из мировой истории. Перед попавшими в зависимость евреями было два пути: первый — осу ще ст в ле ние не при ми ри мой зи-лотской тактики, полное отрицание культуры античного Рима. Второй — бить врага его лее оружием, предугадывать каждый его шаг и соответственно готовить контрмеры. Эта тактика принесла еврейской культуре стратегическую победу. Свидетельством этому является сегодняшняя еврейская культура [5].

Схо жие с этим яв ле ния мож но наблю дать и в реакции России, Японии и Китая на западную экспансию. До встречи с Западом эти три страны по уровню развития технологий стояли намного ни лее по сравнению с ним. Известно, что после реформ Петра I Рос сия при близи лась к за пад но ев ропей ской культу ре. Про тивни ков Пет ров ских ре форм — «староверов» и славянофилов можно оценить как проявления зилотского архаизма в России.

Япония и Ки тай от ве ти ли на дав ле ние За-

пада несколько иначе. После повышения уровня своей материальной культуры, путём принятия передовых достижений За-па да, Япония и Ки тай по ста ви ли заслон перед ев ропей ской ду хов ной экс пан сией. Это, в част но сти, по срав не нию с Ки та ем, бо лее последовательно, проводилось в Японии, и в результате этого она превратилась в страну с одной из передовых культур в мире. Как видим, молено по-разному ответить на европейскую экспансию. Можно считать, что, несмотря на невосполнимые жертвы, казахский народ с че стью вы шел из это го ис тори-ческого испытания. Неправильно приуменьшать здесь роль евразийского субтипа в казахской культу ре.

Евразийский культурный тип относится, говоря словами Гегеля, к «разорванному сознанию», он колеблется между Западом и Востоком. Древний пример этой традиции молено увидеть в культуре Великого шёлкового пути. Но рассматривать евразийскую культуру только как буферный регион между Западом и Востоком было бы проявлением од носторон ности. Потому что здесь мы ста новимся сви де те лями не просто взаимоотношений двух суперцивилизаций, а формирования модели их единения. Несомненно, что, как и в средние века, в результате слияний эллинистической, арабской, персидской, тюркской культур стал возможным Ренессанс, так и в XXI веке в Центральной Азии начинается новый подъем. Только для этого необходимы непреклонная воля народа и его единство, общность традиций и времени.

В Казахстане между представителями ев-ра зийско-ка захского типа и русскоязыч ной культуры прослеживается много связей. Как бы ни относиться к Советскому Союзу, на до при знать од но: друж ба народов ста ла не лживым лозун гом, а преврати лась в ментальное свойство простых людей. Именно по этой причине в марте 1991 года большинство народа Казахстана проголосовало за сохране ние Совет ского Сою за. Из этого не должно вытекать, что они были против об-

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

ретения Казахстаном независимости. Пред-ста ви те ли ев ропей ской на цио нально сти, чувствующие себя гражданами Республики Казахстан, обладая евразийским менталитетом, могут заниматься плодотворной деятельностью по превра щению Ка захста на в цивилизованную страну.

Итак, мы остановились на некоторых проблемах евразийского культурного типа. Для реализации своих возможностей евразийский культурный тип должен объединиться с казахской традиционной культурой. В противном случае, в евразийской казахской культуре будут преобладать маргинальные при зна ки.

Казахстан всё-таки расположен в Центральной Азии, и этот фактор имеет решающее значение. Сегодня становится оче-вид ным, что большинст во государств Центральной Азии столкнулось с проблемой поиска путей развития и нуждается в нахождении эффективного и безопасного пути модернизации своих обществ. Именно поэтому изучение внутриполитической ситуации, складывающейся в соседних с Казахстаном центральноазиатских странах, приобретает особое значение с позиции обеспечения его безопасности.

Такая постановка проблемы во многом объясняется тем, что переходные режимы стран Центральной Азии имеют ряд сходных черт, которые позволяют классифицировать их в качестве отдельного феномена, как по схожести социально-экономических и политических систем, так и по состоянию обществ. Именно такое внутреннее родство государств постсоветской Центральной Азии обуславливает схожесть закономерно стей в их сис тем ном разви тии, ко торые, в совокупности, образуют внутренние факторы стабильности их политических систем. Независимо от степени присутствия этих факторов в той или иной центральноа-зиатской стране, сохранение политической стабильности во всей Цен тральной Азии во мно гом за висит от ре ше ния про бле мы безболезненной трансформации политических

сис тем с це лью дос ти же ния большей ус той-чи во сти.

Ис сле до ва нию внут рен них фак торов стабильно сти в Цен траль ной Азии в по след ние годы среди экспертного сообщества уделяется повышенное внимание. При этом основной упор делается на политические аспекты данной проблематики, и в первую очередь на устойчивость политических систем центральноазиатских стран. Во многом это связа но с про изо шед ши ми в по след ние годы на пост совет ском пространст ве событиями — так называемым «цветными» революция ми. Эти со бы тия по-раз ному оцениваются в экспертном сообществе — как в негативном, так и в позитивном контексте. Од на ко все оцен ки, в ос нов ном, схо дят ся на двух моментах.

Во-первых, с точки зрения устойчивости и стабильности политических систем, главными причинами «цветных» революций в Грузии, Украине и Кыргызстане стали, прежде всего, просчёты правивших властных элит. В этом смысле можно согласиться с теми исследователями, которые склоняются к тому, что важнейшими факторами «цветных» ре во люций в этих стра нах ста ли мас со вый характер недовольства (и, в том числе, непременно среде элиты) правящим режимом и неадекватность последнего, то есть неспособность упредить революцию, удовлетворив хо тя бы наи бо лее ост рые по треб но сти об ще ст ва. Для про ти во стоя ния на зре вав-шим «революционным коллизиям» грузинским, укра инским и кыргыз ским власт ным элитам не хватало главного — дееспособности и популярности [4].

Во-вторых, как счи та ют мно гие экс пер ты, «цветные» революции стали «революциями несбывшихся ожиданий»: за то немногое, что уда лось, за плачена слиш ком до рогая цена — кризис и обманутые надежды. Последующий постреволюционный опыт показал, что, с одной стороны, свершение «цветных» революций не гарантирует реализации более де мо кра ти че ской идеи, а с дру гой — «революционная ротация властей» приво-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

дит к дестабилизации стран и целых регионов. На при мер, со бы тия в Кыр гыз ста не и Узбекистане показали, какие разрушающие дейст вия может иметь резкая сме на власти и что по добные экс пери мен ты в стра нах Центральной Азии могут закончиться серьёзной дестабилизацией обстановки и повлечь за со бой край не опас ные по следст вия, что и подтвердили события в Бишкеке и Андижане [1].

Основополагающим фактором политической стабильности в странах Цен тральной Азии выступает национальная идеология и социальная идентификация. Дело в том, что в ны неш нем соци аль но идеологическом развитии центральноазиатских обществ, как представляется, скрыта одна из главных угроз для стран региона, включая южные области Казахстана. И самое главное — вплоть до настоящего момента прак-

тически все централъноазиатские общества развиваются в условиях определённого идеологического вакуума. К сожалению, в большинстве стран Центральной Азии государство пока не смогло предложить никаких серь ёз ных ос нов для раз ви тия иден ти-фикации общества. Общество, в силу неразвитости так называемого нации-государства и гражданского общества, не располагает какими-либо готовыми идеологическими моделями, так как традиционные идеологе-мы в большинстве стран либо размыты, либо не про шли ещё долж ной моди фи ка ции для восприятия их в данном качестве. Очевидно, что существующий в странах региона идеологический вакуум должен быть заполнен чем-либо, и государства найдут выход из этой ситуации, но пока серьёзных путей развития и собственно идеологических концептов не предложено.

Примечания

1. Абросимов И. Агония «оранжевой революции» [Электронный ресурс] // Дни.ру. : [веб-сайт]. URL: http/dni.ru/news/pk/2005/9/20/70148.html.http/vzglyad.ru/politics/2005/10/25/10847.html (дата обращения: 20.09.2005).

2. Гумилев А. Н. Из истории Евразии // Евразия. 2001. № 1.

3. Гумилев А. Н. В поисках вымышленного царства. Алматы, 1992.

4. Делягин М. Г. После СНГ: одиночество России // Россия в глобальной политике. 2005. № 2 (июль—август).

5. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы : Онер, 1996 (на казах. яз.).

6. Татимов М. Мир казаха. Алматы : Жазушы, 2006 (на казах. яз.).

7. Тойнби А. Постижение истории. Москва : Политиздат, 1989.

Reference

1. Abrosimov I. Agoniia «oranzhevoi revoliutsii» [Agony «orange revolution»»]. Available at: http/dni.ru/ news/pk/2005/9/20/70148.html.http/ vzglyad.ru/politics/2005/10/25/10847.html.

2. Gumilev L. N. Iz istorii Evrazii [From the history of Eurasia]. Evraziia [Eurasia]], 2001, № 1.

3. Gumilev L. N. V poiskakh vymyshlennogo tsarstva [In search of a fictional Kingdom]. Almaty, 1992.

4. Deliagin M. G. Posle SNG: odinochestvo Rossii [After the CIS: the loneliness of Russia]. Rossiia v global'noi politike [Russia in global politics], 2005, № 2 (July-August).

5. Nazarbaev N. A. V potoke istorii [In the flow of history]. Almaty, Oner, 1996 (in Kazakh language).

6. Tatimov M. Mir kazakha [World Kazakhs]. Almaty, Zhazushy, 2006 (in Kazakh language).

7. Toinbi A. Postizhenie istorii [Comprehension stories]. Moscow, Politizdat Publ., 1989.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.