МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Добаев И.П.*
КАВКАЗСКИЙ МАКРОРЕГИОН В ПЕРЕКРЕСТЬЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ
Б01: 10.31249/пшш/2022.03.03
Аннотация. В статье рассматриваются геополитические процессы в Кавказском макрорегионе и вокруг него, выявляются интересы мировых и региональных центров силы на Кавказе в исторической ретроспективе и на современном этапе. Анализируется значимость региона для России в прошлые века и в настоящее время. Рассматривается динамика внешней и внутренней политики в постсоветский период суверенных и частично признанных государств Южного Кавказа. Выделяются группы конфликтогенных факторов на Северном Кавказе, определяется роль федерального центра в их преодолении.
Ключевые слова: Абхазия; Азербайджан; Армения; Грузия; Южная Осетия; Россия; Северный Кавказ; исламизм; геополитика; геополитические процессы.
Важное стратегическое и торговое положение Кавказа (Северного и Южного) с древнейших времен ставило его в центр борьбы между великими державами: Древней Грецией и Персией, Римом и Боспорским царством, Сасанидской Персией и Арабским халифатом, Хазарским каганатом и Византийской империей1.
* Добаев И.П., доктор филос. наук. профессор, эксперт РАН, руководитель Центра региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: ipdobaev@sfedu.ru © Добаев И.П., 2022
1 Добаев И.П. Геополитика и геополитические процессы в Черноморско-Каспийском регионе. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2022. С. 161-170.
В XVI-XVII вв. Кавказ превращается в объект соперничества Персидской империи с Османской и ее вассалом - Крымским ханством. Россия, пребывая в слабом военном и экономическом состоянии, выстраивала свою политику на Кавказе, играя на персидско-османских противоречиях. Качественное изменение происходит в начале XVIII в., в ходе Каспийского похода 1722 г. Петра I. В этот период Кавказ превращается для России в важнейшую внешнеполитическую проблему, а на первый план выдвигается задача присоединение Кавказа к России.
Для России Кавказ всегда являлся целостным объектом сначала внешней, а затем внутренней геополитики, но в то же время представлял собой крайне противоречивый конгломерат народов и территорий с различным социально-экономическим и культурным уровнем развития, поликонфессиональностью, менталитетами, остротой социальной внутриэтнической и межэтнической борьбы.
Русско-османские войны второй половины XVIII в. привели к присоединению Крыма к России, переходу в сферу влияния России части Кавказа и Северного Причерноморья. Победные для России русско-персидские и русско-османские войны и Отечественная война первой половины XIX в. предопределили для Российской империи фактически статус сверхдержавы того времени. Заключение мирных договоров с Персией и Османской империей (Бухарестский - 1812 г., Гюлистанский - 1813 г., Туркманчайский -1828 г., Андрианопольский - 1829 г.) закрепили переход Кавказа под юрисдикцию Российской империи.
Бурная реакция Великобритании на присоединение Кавказа подталкивала Россию к форсированному установлению контроля над регионом и введению здесь военной и гражданской администрации империи. Это стало одной из причин Кавказской войны (1817-1864), в которой России пришлось вести борьбу не только с имаматом Шамиля и адыгами Северо-Западного Кавказа, но и с вмешательством Османской империи, Великобритании, польских, венгерских и других европейских революционеров и авантюристов. Особенно обострилась ситуация в период Крымской войны 1853-1856 гг., когда кавказский вопрос внешние силы стремились использовать для реализации планов по расчленению России. Однако ставившаяся цель, несмотря на военное поражение России, не была достигнута, что нашло отражение в решениях Парижского конгресса 1856 г., зафиксировавших принадлежность Кавказа России как международно-правовую реальность. Очередная попытка османов и стоящих за ними британцев силового решения Кавказ-
ского вопроса (1877-1878) завершилась неудачей для ее инициаторов. Таким образом, кавказский вопрос для России из проблемы внешней политики перешел в состояние внутренней геополитики. Этому способствовали успехи Российской империи на Южном Кавказе1.
В 1783 г. царь Картли и Кахетии (восточные территории нынешней Грузии. - И. Д.) Ираклий II подписал Георгиевский трактат, призвав на помощь Россию в борьбе с Персией, тем самым обеспечив протекторат Российской империи. В 1801 г. это царство было упразднено. Другие территориальные образования на территории Грузии вошли в состав Российской империи самостоятельно, в том числе и Абхазия. Постепенно вся территория Грузии стала частью России в качестве Тифлисской губернии.
Что касается Азербайджана, следует отметить, что в XVIII-XIX вв. на территории современного Азербайджана, Армении и персидского Азербайджана появился целый ряд государственных образований (в основном, ханств с тюркскими династиями). Всего их было 24, в том числе Бакинское, Дербентское, Карабахское, На-хичеванское, Эриванское и др.
После присоединения к России части этих ханств (за исключением персидской провинции Азербайджан) на территории современного Азербайджана и Армении появились Бакинская, Ели-заветпольская и Эриванская губернии.
Революции 1917 г. и последовавшая гражданская война существенным образом изменили геополитическую ситуацию на Кавказе. В Закавказье в 1918 г. были провозглашены Азербайджанская Демократическая Республика (преимущественно на землях Бакинской и Елизаветпольской губерний и Закатальского округа), Армянская Республика, Грузинская Демократическая Республика. К власти пришли националисты: мусаватисты в Азербайджане, дашнаки - в Армении, меньшевики в Грузии. В этот же период происходит интервенция британских войск в регион.
Однако уже в 1920 г. на территорию Азербайджана и Армении входят части Красной Армии, процесс советизации Грузии начался немного позже, в 1921 г.
В декабре 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, которая в том же году вошла в состав СССР. В 1936 г.
1 Добаев И.П. Черноморско-Каспийский регион в фокусе стратегических интересов мировых держав // Ориентир. - 2015. - № 12. - С. 10-14.
ЗСФСР была упразднена, тогда же были образованы союзные республики - Азербайджан, Армения и Грузия. Таким образом, границы всех закавказских республик были сформированы в советское время.
В результате распада Советского государства в 1991 г. на Южном Кавказе появляются три суверенных государства - Азербайджан, Армения и Грузия. Регион переходит в зону внешней геополитики России, а Северный Кавказ остается в составе РФ. Общая площадь государств Южного Кавказа составляет немногим более 185 тыс. кв. км, а общая численность населения - порядка 17 млн человек.
К власти в государствах Южного Кавказа приходят националисты. В Азербайджане после непродолжительного периода правления прежнего коммунистического функционера Аяза Мута-либова, в июне 1992 г. появляется лидер националистического Народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей; в этот период времени идет ожесточенная война между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. При этом Азербайджан терпит военное поражение, а Нагорный Карабах и еще ряд азербайджанских районов, полностью или частично, переходят под контроль Армении.
В 1993 г. Эльчибея сменил бывший советский функционер Гейдар Алиев, при нем в 1994 г. в Бишкеке были подписаны мирные соглашения по Нагорному Карабаху. Однако под контролем Армении, как уже отмечалось, осталась не только территория Карабаха, но еще семь районов Азербайджана (два из них - частично), что составило 12% территории этого государства. После смерти Гейдара Алиева в 2003 г. президентом стал его сын - Ильхам Алиев.
В Армении первым президентом стал либерально настроенный Тер-Петросян, затем ему на смену пришли представители Нагорного Карабаха - Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
В Грузии первым президентом стал националист Звиад Гам-сахурдия, взявший курс на построение государства - этнонации. В результате в 1991-1992 гг. фиксируется южноосетинская война, а в 1992-1993 гг. прошла грузино-абхазская война, завершившаяся поражением Грузии. В 1993 г. Гамсахурдия был убит, а в 1995 г. президентом становится бывший советский функционер Эдуард Шеварднадзе. Его, в свою очередь, свергают в 2003 г. в ходе так
называемой «революции роз»1, а президентом стал прозападный политик новой формации М. Саакашвили. В результате развязанной им военной авантюры против Южной Осетии в августе 2008 г. грузинская армия потерпела поражение, а Южная Осетия и Абхазия окончательно вышли из состава Грузии, став частично признанными государствами.
Серьезные изменения в политических системах государств Южного Кавказа произошли во втором десятилетии XXI в.
В Азербайджане с 2016 г. происходит укрепление властной вертикали. Результаты референдума, состоявшегося 26 сентября 2016 г., позволяют президенту избираться неограниченное число раз. Были введены несколько постов вице-президента, в результате первым вице-президентом стала жена Алиева - Мехрибан (дев. -Пашаева). Таким образом был усилен альянс ведущих азербайджанских кланов Алиевых - Пашаевых. Еще раньше были ликвидированы многие западные и прозападные НПО и НКО, а их лидеры отправились в тюрьму, а затем некоторые из них были выдворены из страны. Все это, наряду с позитивными экономическими показателями, улучшило ситуацию в Азербайджане и вокруг него (отношения с Россией, Турцией). Однако отношения с Ираном чаще всего были неровными, в очередной раз они осложнились осенью 2020 г. из-за войны в Нагорном Карабахе, инициированной Азербайджаном при масштабной и разноплановой поддержке Турции. Турецкая Республика и является основным партнером Азербайджана, действуя в контексте положения «один народ - два государства».
В Армении, напротив, в последние годы фиксируется ослабление властной вертикали. Серж Саргсян, рассчитывая сохранить власть, пошел на изменение формы правления с президентской на парламентскую. В результате этого процесса в 2018 г. в Армении проходит «бархатная революция» и к власти при поддержке Запада, прежде всего США, приходит представитель не системной оппозиции - Никол Пашинян, занявший пост премьер-министра. С учетом неудовлетворительной экономической ситуации в республике вызревали социальные протесты, серьезный удар был нанесен по вооруженным силам страны. Неудивительно поэтому сокрушительное поражение Армении в очередной войне за Нагорный Ка-
1 Добаев И.П. Механизмы и технологии осуществления Западом «цветных революций» на постсоветском пространстве // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 1. С. 128-141.
рабах. Позиции России в Армении обеспечиваются военной базой, дислоцирующейся в Гюмри. Однако в целом можно говорить о турбулентности и нестабильности политических процессов в этой республике. Причины поражения Армении в последней войне разнообразны: политические - в том числе ориентация руководства на США; ухудшение отношений с Ираном и в известной степени с Россией; военные, экономические и т.д. Следует также упомянуть сложившуюся эффективную систему власти в Азербайджане и ущербную в Армении. Последствия поражения Армении в войне за Нагорный Карабах могут усугубиться в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В Грузии М. Саакашвили после двух сроков президентства, так же, как и позже в Армении, пошел на переформатирование республики в парламентское государство. Однако на выборах в 2013 г. руководимая им партия «Единое национальное движение» проигрывает парламентские выборы оппозиционному блоку партий «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Ива-нишвили. В ноябре 2020 г. выборы вновь выигрывают представители «Грузинской мечты». Реально же республикой руководит не парламент с премьер-министром и президентом, а олигархи во главе с Иванишвили. Социально-экономическая ситуация в Грузии сложная, а руководство продолжает курс на вступление в НАТО и ЕС. Соответственно, главным «союзником» Грузии являются США.
Абхазия и Южная Осетия после поражения Грузии в пятидневной войне в августе 2008 г. были признаны Российской Федерацией, а затем ограниченным кругом других государств, став, таким образом, частично признанными государствами. Территории этих стран небольшие, численность населения невелика. Однако они имеют серьезное геостратегическое значение. Южная Осетия представляет собой территорию, располагающуюся в центральной части Южного Кавказа, а Абхазия имеет выход к Чёрному морю, занимая примерно 200 км береговой полосы. Национальную безопасность этих государств обеспечивает РФ, дислоцировав здесь свои военные базы.
Вместе с тем общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в республиках далека от идеала. Особенно это касается Абхазии. Со времени признания этого государства прошло 14 лет, но общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Республике Абхазия до сих пор насыщена турбулентными процессами. Основные причины, по нашему мнению, заключаются в следующем: в Абхазии, поли-
этнической по составу населения, вся полнота политической и экономической власти сконцентрирована в руках абхазов. В свою очередь, этот коренной народ расколот по политическим предпочтениям, экономическим интересам, ориентации на тех или иных лидеров и т.д. В результате внутренней борьбы абхазских элит политическая ситуация в республике не стабильна, а насильственная, по сути, смена лидеров не приводит к положительным результатам. Таким образом, можно говорить о турбулентности абхазских внутриполитических процессов. Кроме того, следует учитывать то, что на протяжении веков абхазы придерживались языческих верований. До сих пор в республике имеются жрецы, осуществляющие жреческие (языческие) обряды1. Они пользуются авторитетом в абхазской среде и оказывают определенное влияние на динамику политических процессов в этом государстве.
Можно с уверенностью говорить о том, что турбулентность является неотъемлемой частью политических процессов в Абхазии. Относительно спокойные периоды сопровождаются протестной активностью оппозиционных сил. Одной из причин этих потрясений, по нашему мнению, является архаичный уклад общественно-экономической и политической жизни, который является фактором саморегулирования абхазского общества, так как «фасадные» властные институты не могут эффективно функционировать и обеспечивать благополучие государства.
На Южном Кавказе, как представляется, отсутствует государство-лидер. В этой связи здесь вряд ли возможна какая-либо региональная интеграция. Государства региона не являются и не смогут стать субъектами не только глобальной, но даже региональной геополитики. Реально они выступают в качестве объектов происходящих геополитических процессов. За геополитическое доминирование идет борьба глобальных (Россия и Запад, преимущественно США) и региональных центров силы (Турция, Иран), а также нетрадиционный игрок на этом поле - Саудовская Аравия и идущие в фарватере ее внешней политики некоторые монархии Персидского залива. Россия поддерживает союзнические отношения с Арменией, Абхазией и Южной Осетией, США усиливают свое влияние в Грузии, для Турции главный геополитический
1 КрыловА.Б. Религия и традиции абхазов. М.: ИВ РАН, 2001.
партнер - Азербайджан. Что касается КСА, она пытается упрочить свои позиции в регионе, педалируя исламский фактор1.
Другой частью кавказского макрорегиона является Северный Кавказ, под которым в сокращенном виде мы будем понимать территории национальных республик, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия -Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) и в состав Южного федерального округа (Адыгея). После развала Советского Союза здесь повсюду фиксировались сепаратистские процессы, апогеем которых стали известные события в Чечне2.
В настоящее время, после крушения сепаратистских проектов, поддерживавшихся внешними силами, ситуация на Северном Кавказе заметно улучшилась. Тем не менее, пусть и с меньшим разрушительным потенциалом, продолжают наличествовать следующие блоки конфликтогенных фвкторов: политические (до конца так и не разрешенные этно-политические конфликты, этноэтатизм и этно-клановость, наличие разделенных народов и т.д.); социально-экономические (падение промышленного производства, высокий уровень безработицы и, как следствие, множество социальным проблем); этноконфессиональные (политизация этничности, отток русского населения, появление и развитие радикального исламистского движения, переросшего в религиозно-политический экстремизм и терроризм3, прикрывающийся исламским вероучением)4 и демографо-миграционные (в результате повышенной демографической активности наблюдается рост миграционных потоков, как в рамках той или иной республики, так и выходящих за рамки Северо-Кавказского региона). Разумеется, потенциал указанных конфликтогенных факторов в последние годы благодаря политике федерального центра неуклонно снижается, но они никуда не исчезли, перейдя лишь на латентный уровень.
1 Добаев И.П. Геополитические интересы мировых держав в кавказском макрорегионе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2006. № 3-4. С. 128-139.
2 Добаев И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007.
3 Добаев И.П. Священная война в исламе в концепциях такфиритов-джихадистов // Кавказские чтения / Южнороссийское обозрение. Вып. 100. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2021. С. 113-123.
4 Добаев И.П. Ислам и исламизм в современном мире. Ростов- на-Дону: Фонд науки и образования, 2021.