Научная статья на тему 'Кавказские Минеральные Воды в начале XIX в. и роль А.П. Ермолова в развитии курортного региона'

Кавказские Минеральные Воды в начале XIX в. и роль А.П. Ермолова в развитии курортного региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кавказские Минеральные Воды в начале XIX в. и роль А.П. Ермолова в развитии курортного региона»

© 2007 г. О.А. Карташева

КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ В НАЧАЛЕ XIX В. И РОЛЬ А.П. ЕРМОЛОВА В РАЗВИТИИ КУРОРТНОГО РЕГИОНА

Алексей Петрович Ермолов, генерал от инфантерии, был назначен на Кавказ с приданием ему всей полноты власти. Под его управлением край находился 10 лет - с 1816 по 1827 г. В его руках сконцентрировалась огромная власть - командира Отдельного кавказского корпуса и главноуправляющего Грузией, ему подчинялась Каспийская военная флотилия, Черноморское казачье войско, Астраханская и Кавказская губернии. Кроме того, он был назначен чрезвычайным и полномочным послом России в Персии. Деятельность его на Кавказе выявила незаурядные государственные способности, полководческий талант, поразительное гражданское мужество и личную независимость. «Беспримерная храбрость, суровый образ жизни, справедливость и порядочность - эти качества заставляли многих, даже врагов, уважительно относиться к нему» [1, с. 65].

Он глубоко вникал в проблемы обустройства новых для России территорий и делал все возможное, чтобы на пространстве лечебных минеральных вод заложить инфраструктуру курортов. По его инициативе был создан институт управления Водами - Строительная комиссия, и уже в 20-х гг. Х1Х в. начался процесс градостроения в регионе. Памятником административной деятельности А.П. Ермолова на Водах можно считать город Пятигорск, появившийся благодаря его заботам [2, с. 13]. При его непосредственном участии было решено множество и других задач, стоящих перед развивающимися курортами.

Говоря о несомненных заслугах Ермолова в развитии Вод, нельзя не отметить, что процесс инициации устройства Вод начинался его предшественниками.

Так, первым обратил внимание российского правительства на недоступность источника «целительных холодных минеральных вод» князь П. Д. Цицианов -генерал от инфантерии, главноуправляющий Грузией и Астраханский военный губернатор, инспектор Кавказской линии. На его проект от 4 января 1803 г. устройства близ «Кислого колодца укрепления, столь нужного для безопасности больных и прикрытия зданий, кои ради успокоения их возвести потребно» [3, с. 251-252], последовал рескрипт (высочайшее повеление) Александра I. Этим актом за Кавказскими минеральными источниками признавалось государственное значение. Таким образом, курорт на Горячих водах ведет свой отсчет с 1803 г.

П. Д. Цицианову предписывалось «приступить к устроению» кроме укрепления у Кислого колодца, «всех тех заведений, кои для удобства врачевания и для выгод больных в обоих местах признаются нужными». Здесь имеются в виду и кислые, и горячие источники - будущий Кисловодск и Пятигорск. Ему же было поручено решать вопросы обеспечения безопасности приезжающих на воды и «о поселении вблизи сих вод линейных казаков» [3, с. 251].

Министр внутренних дел В.П. Кочубей поручил разработку проекта устройства Горячих Вод в мае 1803 г. ученому-энциклопедисту, члену Российской академии, архитектору Н.А. Львову. Его путешествие на Кавказскую линию из Петербурга длилось почти два месяца, с 24 мая по 15 июля 1803 г. Несмотря на то, что на Горячих Водах Львов пробыл очень мало времени, он успел открыть здесь два новых источника и высечь в травертине Горячей горы ванну. Ему принадлежит разработка «Примерного положения, каким образом выгодно бы было выстроить ванны и теплицы у Горячих вод, на Бештовых горах находящихся» [2, с. 10]. Этот проект был положен в основу плана благоустройства Горячих Вод, разработанного Министерством внутренних дел. Но, к сожалению, осуществлению проекта помешали объективные причины - чума 1804 -

1808 гг., войны с Персией, Турцией, а затем с Францией.

Дальнейшей разработкой проекта по устройству Кавказских Минеральных Вод (КМВ) занимались с

1809 г. военные инженеры: генерал-майор Фелькер-зам, инженер-полковник Гельмерсен, архитектор Рус-ка, генерал-штаб-доктор В. Крейтон и Н.Ф. Ртищев -генерал-лейтенант, управляющий гражданской частью в Кавказской губернии. Они предполагали в своем проекте благоустройства Горячих и Кислых Вод создание курортных поселков из 8 кварталов, с двумя домами-пансионатами для приезжих, причем строительство предполагалось вести за счет казенных денег. Но, к сожалению, средства и на этот проект не были выделены. Однако строительство началось, но только «безотлагательное» - устройство ванн и то на пожертвования [2, с. 9-11].

Таким образом, несмотря на официальное признание государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства, средства из казны на эти цели не выделялись.

Государственное участие в развитии Вод началось только с приходом к власти А.П. Ермолова [4, с. 7581]. Он первым из местных должностных лиц обратил внимание на использование минеральных вод Кавказа. Считается, что примерно с 1816 г. было «учинено» заселение территории горячих вод [5, с. 7].

В 1818 г. в мае А.П. Ермолов посетил впервые Воды, где знакомился с положением дел, о чем свидетельствует рапорт смотрителя минеральных вод А. Ля-кина губернатору М. Малинскому о распоряжении генерала перестроить ванны и оставить место для казенных зданий [6].

Оценив положение дел на Водах, Ермолов приказал прежде всего сделать ремонт старым купальням и построить новые деревянные ванны. В 1819 - 1821 гг. на плато Горячей горы на Горячих Водах было выстроено новое деревянное здание ванн, которые полу-

чили название Ермоловских. Они были возведены в классическом стиле по проекту архитектора И.Ф. Рус-ка - первое казенное здание в этом стиле на Водах. К нему по склону горы подвели шоссе для экипажей. На Железных водах в это же время было построено первое здание для больных [7, с. 24].

14 мая 1818 г. Ермолов издает предписание непосредственно самому М.Л. Малинскому, запрещающее строить партикулярные здания в местах, отведенных для казенных зданий. О бескомпромиссности характера Ермолова можно судить по его донесению, сделанному 22 июля 1819 г. министру полиции С.К. Вяз-митинову о безответственном расходовании казенных средств гражданским губернатором М.Л. Малинским [2, с. 63].

Представление Ермолова из Тифлиса от 27 мая 1822 г. министру внутренних дел В.П. Кочубею ставило вопрос перед правительством о необходимости иметь хорошего архитектора для осуществления проектов строений при Кавказских Минеральных Водах, создания строительного комитета для контроля за строительством и расходования средств. В нем, в частности, говорится: «Проекты строений при Минеральных водах свидетельствуют попечительность вашу о благе общем... Без архитектора нельзя ничего делать, и если вы не назначите человека способного, то у меня нет такового. Офицеры же инженерные заняты другими предметами» [2, с. 68-69].

По этому ходатайству последовало высочайшее повеление, и было принято решение по составлению планов и проектов по устройству Вод. Была учреждена Особая строительная комиссия при КМВ с обязанностями составления проектов и руководства сооружения зданий, подотчётная лично генералу Ермолову. Впоследствии она стала исполнительным органом, на который возлагалось управление Водами. Для строительных работ из Москвы сюда была переведена военно-рабочая рота из 250 солдат [8, с. 166].

Важным шагом в улучшении связи между курортными поселениями стало обустройство Особой строительной комиссией новой дороги вдоль западного склона Машука по левому берегу р. Подкумок до Константино-горской крепости и далее через колонию Каррас в Желез-новодское поселение. Для этого пришлось проделать огромную работу: была прорублена широкая просека в лесу.

В этом же году были составлены планы расположения Минеральных Вод. О.И. Шарлемань - архитектор строительного комитета министерства внутренних дел - составил проекты и сметы необходимых казенных зданий. Следует отметить, что, будучи на Горячих Водах в 1822 г., Ермолов лично указал на места, где необходимо строить казенные здания по новому генеральному плану, собственноручно им начертанному. «В Константиногорске осматривал в подробности все источники минеральных вод. Назначил место для казенных зданий», - записал он в 1822 г. По его ходатайству в том же году на благоустройство Вод правительством было ассигновано 559 тыс. руб. [9, с. 13].

Главным смотрителем Вод по указанию Ермолова

назначается коллежский асессор А.А. Лякин, на курортный сезон определяется врач, организуется обеспечение курортников продовольствием и транспортом, а также выделяется военная команда для охраны и конвоя [10, с. 22-23].

По просьбе Ермолова сюда были приглашены из Петербурга для строительных работ архитекторы и строители братья Бернардацци. Об этом свидетельствует контракт архитекторов Ивана (Джованни) и Иосифа (Джузеппе) Бернардацци с медицинским департаментом министерства внутренних дел на строительство зданий при Кавказских Минеральных Водах от 21 августа 1822 г. [2, с. 70]. По предписанию самого министра внутренних дел В.П. Кочубея на КМВ был определен десятником крепостной крестьянин Ярославской губернии Яков Зиновьев для «присмотра за работами строений» [2, с. 71].

Из представления В.П. Кочубея комитету министров об устройстве по проектам О.И. Шарлеманя можно судить о развернувшихся строительных работах. При Кислых Водах - ванны, ресторация, при Горячих Водах - ванны, ресторация, дом для аптеки и полиции, при Железных Водах - две ванны, дом для тяжело больных. Из этого же документа мы узнаем, что граф В.П. Кочубей приказал из строительного капитала отпускать в распоряжение генерала Ермолова «каждогодно по 70 тысяч рублей, доколе все упомянутые строения не будут окончены». Этим же документом Ермолову предписывалась обязанность доставлять министерству внутренних дел каждый год сведений о том, что построено за год и сколько еще понадобится сумм на дальнейшее строительство [2, с. 66-67].

В начале Х1Х в. быстрее всех развивались Горячие Воды. Чтобы привлечь желающих стоить дома на Водах, власти предоставляли льготы первым застройщикам. Поселение быстро росло, занимая удобную Горяче-водскую долину, в непосредственной близости к выходам минеральных источников. В 1820 г. поселение при Горячих Водах состояло из двух пересекающихся улиц, позже названных Царской и Дворянской. К 1822 г. здесь уже было несколько десятков домов, в том числе первое каменное гражданское строение - дом генерала Мер-лини, построенный еще до утверждения генерального плана города, потому фасад его выступал за проектную часть улицы. Только в 1883 г. начальник Кавказской области К.Ф. де Сталь приказал отмечать границы всех участков и углов будущих строений.

Были выстроены дома генерал-майорши Е.А. Хас-татовой, гражданского губернатора М. Л. Малинского, купца И.Е. Шапкина, георгиевского губернского архитектора С. Д. Мясникова и др. Вскоре вся Горячевод-ская долина была застроена. Назревала необходимость осваивать новые территории. Подполковник И. Ума-нов, будущий начальник войск в Кабарде, в 1823 г. обратился в Строительную комиссию с просьбой предоставить ему для застройки участок земли на краю селения у подножия Машука. Собственно он и явился застройщиком будущей Лермонтовской усадьбы [11, с. 5-6].

Братья Бернардацци первыми провели геологиче-

ские исследования горных пород и почвы под строительные работы, составили генеральный план города Пятигорска. С этого времени все частные дома стали возводиться по градостроительному плану и обязательно на каменном фундаменте. Несмотря на то, что некоторые дома строили столичные архитекторы, надзор за строительством осуществлялся Бернардацци. В этот период времени они на протяжении нескольких лет строили каменный казенный дом на центральном пятачке будущего Пятигорска - здание ресторации (1824 - 1828 гг.), а у северного подножия Горячей горы - здание Николаевских (ныне Лермонтовских) ванн (1826 - 1830 гг.).

В 1825 г. Ермолов в своем отношении обращает внимание министра внутренних дел на необходимость переделки проекта О.И. Шарлеманя архитекторами Бер-нардацци, так как Шарлеманем много необходимого было упущено. «По всем сим убеждениям поручал я находящимся при водах архитекторам Бернардацци составить новый проект внутреннему расположению строения для ванн, при Горячих водах предназначаемого» [2, с. 74-78].

Документы свидетельствуют, что очень многие вопросы обустройства Вод решались самим Главноуправляющим. Так, в своем предписании начальнику Кавказской области вице-губернатору И.И. Рубашевско-му Ермолов потребовал использовать врачей в зимнее время для лечения местных жителей. Ф.П. Конради назначался главным доктором при КМВ.

Учитывая государственное значение и будущую перспективу курорта, Ермолов возбудил в 1827 г. вопрос о преобразовании Горячих Вод в город окружного значения. Он предложил составить план и сметы для будущего города на указанном месте [8, с. 168].

Не были обойдены вниманием Ермолова и Кислые Воды. Следует отметить, что начальный план местности у подножия Крестовой горы в Кисловодске, близ источника Нарзан, и даже фасады строений утверждались Ермоловым. Примером может быть особняк известного государственного деятеля, предводителя кавказского дворянства, винодела и шелковода и друга А.П. Ермолова, А.Ф. Реброва, который был построен в 1823 - 1926 гг. по проекту братьев Бернардацци. Этот особняк Ребров использовал как частную гостиницу. Он описан в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и вошел в историю под литературным названием «Дом княжны Мери». На своем участке, выделенном по предписанию начальника Кавказской области К.Ф. Сталя, на прилегающей части кургана Ребров высадил много различных пород деревьев, явившись основателем кисловодского парка. Реб-ров «положил краеугольный камень позднейшему возникновению Кисловодска, употребив для сего много трудов, времени и издержек» [12].

Понимая важность озеленения курортной местности, Ермолов приказал коменданту Кисловодска генералу А.Н. Энгельгардту осуществлять эту работу. В 1823 г. солдатами крепости были сделаны первые посадки вдоль реки Ольховки, тем самым была заложена основа для будущего великолепного курортного

парка, ставшего частью природного ландшафта. И уже в 1837 г. парк являлся местом для отдыха и прогулок кисловодского «водяного общества». В этот период на Кислых Водах по проекту Бернардацци был построен дом для «благородного собрания», проведена дорога до Горячих Вод [13].

Понимая важность стабильности на курортах, Ермолов приложил все усилия по обеспечению безопасности проживания и лечения. В итоге был перенесен передний край Кавказской линии с Малки в южную часть Большой Кабарды. Горячие Воды оказались в тылу Кавказской линии [14, с. 18].

Говоря о заслугах Ермолова в деле строительства на Водах и их благоустройства, нельзя не отметить важность и дальновидность его решения об образовании казачьих станиц и переселении сюда казаков в 1825 - 1826 гг. первоначально - для безопасности, затем для обеспечения и обслуживания курортов. Недалеко от курортного поселения Горячие Воды были основаны станицы Горячеводская, Ессентукская и Кисловодская. По дороге от Горячих до Кислых Вод установлены казачьи пикеты [15]. Учреждение станиц было частью замысла Ермолова о превращении Кавказского округа в казачий край [16, с. 131].

В связи с отставкой А.П. Ермолова, его дела по благоустройству Вод были продолжены его преемником генералом Г.А. Емануелем, начальником Кавказской области с 1826 по 1831 г.

А.П. Ермолов приложил немало сил для благополучия и благоустройства Вод в самом начале их развития. За десятилетнее управление краем благодаря его усилиям и стараниям замечательных архитекторов братьев Бернар-дацци облик курортов получил европейское направление. Составляя градостроительные планы, Бернардацци сумели учесть неповторимые элементы окружающего ландшафта, увидеть перспективу развития Вод.

И сегодня, благодаря великим предкам, созидавшим на нашей земле, и в первую очередь А.П. Ермолову, вся территория Кавказских Минеральных Вод является уникальной курортной местностью федерального значения, эколого-курортным регионом России, а города, имеющие особый историко-архитектур-ный облик, отнесены к историческим городам России.

Литература

1. Шевченко Г.А. Благословенный край - Пятигорье. Пятигорск, 2005.

2. Пятигорск в исторических документах 1803 -1917 гг. Ставрополь, 1985.

3. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 2. Тифлис, 1868.

4. Клычников Ю.Ю. Деятельность А.П. Ермолова на Северном Кавказе (1916 - 1827). Ессентуки, 1999.

5. Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь, 1974.

6. ГАСК, ф. 87, оп. 1, д. 840, л. 2.

7. Милютин М. Кавказские Минеральные Воды: Путеводитель. М., 1879.

8. Очерки истории Ставропольского края. Т. 1. Ставрополь, 1984.

9. Польской Л.Н. Летопись Пятигорска. Пятигорск, 1993.

10. Краснокутская Л.И., Михайленко В.И. Управление Кавказских Минеральных Вод (1803 - 2003). Страницы Российской истории. Пятигорск, 2004.

11. Яковкина Е.И. Последний приют поэта. Ставрополь, 1965.

12. ГАСК, ф. 70, оп.1, д. 965, л. 1.

13. Там же, ф. 79, оп. 2, д. 141, л. 94.

14. Боглачёв С.В. Архитектура старого Пятигорска. Пятигорск, 2005.

15. ГАСК, ф. 79,оп. 1, д. 537, л. 2-3.

16. Савенко С., Дудкина Т., Зайцева Е. Великолепный Кисловодск. М., 2003.

Пятигорский государственный технологический университет

5 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.