© 2008 г.
М.Х. Багаев
КАВКАЗОВЕД - ВОСТОКОВЕД
В уходящем 2008 году всемирно известному ученому-кавказоведу и востоковеду Рауфу Магомедовичу Мунчаеву исполнилось 80 лет. Столько времени прошло с тех пор, как 23 сентября 1928 г. в небольшом городке Азербайджана — Закаталы, в дружной и счастливой лакской семье Мунчаевых родился мальчик, нареченный Рауфом, именем арабского происхождения в переводе означающим «милостивый». На протяжении всей своей жизни Рауф Магомедович старается оправдать смысл своего имени. Он всегда милостиво поступает во взаимоотношениях с людьми, с которыми ему приходится встречаться по разным жизненным случаям.
Студенческие годы Рауфа совпали с временем работы в Дагестане Северокавказской археологической экспедиции во главе с Евгением Игнатьевичем Крупновым и Константином Федоровичем Смирновым. Знакомство с этими, уже тогда громко заявившими о себе, учеными привели Р.М.Мунчаева в археологию. Начались активные участия в экспедициях. В 1949 г., после окончания исторического факультета Даггоспединститута (ныне университета), он поступает в аспирантуру при Институте археологии АН СССР к Е.И.Крупнову. С тех пор судьба свяжет этих двух людей крепкой дружбой на долгие годы, до самой кончины (1970 г.) Е.И.Крупнова.
Работая над кандидатской диссертацией «Эпоха меди и бронзы в истории Дагестана (111—11 тыс. до н.э.)», он с завидным энтузиазмом посещает лекции корифеев археологии С.В. Киселева, Б.Н.Гракова на кафедре археологии МГУ. Принимал участие в работе археологических экспедиций не только Кавказа, но и просторах бассейна среднего и нижнего течений Волги.
В 1953 г., блестяще защитив кандидатскую диссертацию, он возвращается в Дагестан. Здесь, в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, успешно организует археологические экспедиции в различные регионы горного края. Через два года, в 1955 г., его, как перспективного археолога-кавказоведа, при активной поддержке Е.И.Крупнова и К.Ф.Смирно-ва, приглашают на работу в Институт археологии АН СССР, (ныне ИА РАН), где ученый работает по сей день.
В 1957 г. по инициативе Е.И.Крупнова формируется Объединенная Северо-Кавказская археологическая экспедиция ИА АН СССР, НИИ при СовМине ЧИАССР и Чечено-Ингушского краеведческого музея (СКАЭ). Заместителем начальника СКАЭ Е.И.Крупнова был назначен Р.М.Мунчаев. Давая оценку работе экспедиции в 1957—1968 гг., Р.М.Мунчаев пишет, что благодаря ее беспримерным по масштабам целенаправленным стационарным и разведочным работам был осуществлен резкий перелом в историко-археологическом изучении Чечни, что позволило исследовать важнейшие этапы историко-культурного развития чеченского народа с древнейших времен до позднего средневековья. Я горжусь, подчеркивает Р.М.Мунчаев, — тем, что в течение десятилетия до 1967 г. включительно — был активным участником этой экспедиции (в качест-
ве заместителя начальника СКАЭ и руковдителя одного из ее отрядов, сначала разведочного, а затем Бамутского) и совместно с Е.И.Крупновым способствовал всем ее начинаниям. В другой части своего исследования, Р.М.Мунчаев добавляет: «...совершенно очевидно, исходя из добытых Северо-Кавказской экспедицией подъемных материалов, что территории Чечни и Ингушетии, подобно соседним с ними Дагестану и Северной Осетии, были заселены человеком уже в древнекаменном веке, начиная по крайней мере с мустьерской эпохи (80 — 35 тысяч лет назад — М.Б.). Это касается и горной части Чечни. Доказательство того, что именно с палеолита (примерно 10 тысяч лет назад — М.Б.) в Чечне, как и в других сопредельных областях Кавказа, начался культурно-исторический процесс, следует признать одним из крупных достижений Северо-Кавказской экспедиции».
В Чечне нет района, где бы Рауф Магомедович не вел археологические исследования за десять археологических сезонов. При этом самые важные и поразительные результаты были достигнуты им у села Бамут, Ачхой-Мартановского района. Здесь археолог раскопал курганы разных эпох, начиная от III тысячелетия до н.э., кончая XIV—XVI веками, а также поселения позднебронзового века (начало I тысячелетия до н.э.) недалеко от хутора Новые Аршти, на левом высоком берегу р.Фортанги. Результаты этих раскопок были взяты за основу докторской диссертации «Кавказ в эпоху энеолита и ранней бронзы», защищенной Р.М.Мунчаевым в 1971 г. Позже она была подготовлена в печать в виде фундаментального труда под названием «Кавказ на заре бронзового века». Книга увидела свет в 1975 г. Монография была расценена специалистами как этапное событие в первобытной археологии Кавказа. Автор подверг тщательному анализу две известные на Кавказе археологические культуры — куро-аракская и майкопская (III—II тыс. до н.э.), памятники которых изучены в достаточной мере. Археолог считает, что носители куро-арапской культуры в какой-то части, вероятно, являются отдаленными предками многих коренных народов Кавказа, а майкопские племена в целом сыграли определенную роль в дальнейшем этно-генетическом развитии населения Кавказа.
Древности Северного Кавказа IV—II тыс. до н.э. Р.М.Мунчаев всегда изучал вкупе с памятниками Закавказья и Ближнего Востока, что помогало ученому выявлять культурно-экономические и даже этнические связи на всем пространстве столь обширного региона. Этот проверенный метод вскоре очень пригодился кавказоведу. Это случилось в 1969 г., когда, по инициативе Е.И.Крупнова, была организована Иракская археологическая экспедиция. Ее руководителем был назначен Р.М.Мунчаев.
При этом назначении учитывались: высокая квалификация Р.М.Мунчаева, как археолога, а также способность достойно представить советскую археологию в кругах международного археологического представительства (сообщества), ибо Месопотамия — это регион, где уже более 100 лет ведут исследования высококвалифицированные археологи разных стран.
Экспедиция провела в Ираке 14 сезонов. Раскопки велись на памятниках Vn—V тысячелетий до н.э. таких классических для Месопотамии культур, как хассуна, халаф и убейд, по своим масштабам, методическому уровню и значимости результатов стали в полном смысле слова опорными для решения многих
проблем первобытной археологии Ближнего Востока. Так что, Р.М.Мунчаев и его соратники — крупнейшие археологи из Москвы — Н.Я.Мерперт, Н.О.Ба-дер, Б.А.Башилов, О.Г.Большаков, А.Куза, В.И.Гуляев, а также кавказоведы Р.Г.Магомедов, И.Г.Нариманов и многие другие с честью оправдали оказанное им доверие.
Р.М.Мунчаев довольно легко вписался в круг зарубежных археологов-вос-токоведов. Более того, в 1988 г. он выступил инициатором нового крупного проекта, как принято сегодня говорить. При Институте археологии АН СССР организуется Сирийская археологическая экспедиция. Руководимая с тех пор бессменно Р.М.Мунчаевым, эта экспедиция продолжает свои исследования до настоящего времени в северной Месопотамии.
На сегодняшний день Р.М.Мунчаевым опубликовано около 300 научных трудов. По ним видно, что их автора заслуженно называют кавказоведом-вос-токоведом. Многие его работы опубликованы в Англии, США, Германии, Франции, Японии, Ираке и т.д.
Кроме того, одиннадцать лет (1991—2003 гг.) Р.М.Мунчаев являлся директором Института археологии РАН — одного из крупнейших археологических центров в мире. В настоящее время перешел на должность Советника РАН.
Герою нашего очерка приходилось с триумфом читать лекции студентам и коллегам в Лондонском, Эдинбургском, Парижском, Берлинском, Римском, Краковском, Чикагском, Багдадском и многих других университетах мира, а также доклады на многочисленных международных симпозиумах и конгрессах.
Р.М.Мунчаев сегодня — заслуженный деятель науки РФ и республики Дагестан, профессор, член-корреспондент РАН (2000 г.), член-корреспондент Германского археологического института и Итальянского института Африки и Востока, лауреат Государственной премии России (1999 г.), кавалер Ордена Дружбы (1998 г.).
Мне посчастливилось познакомиться с ним в свои студенческие 60-е году прошлого века, а в 1966—1967 гг. участвовать в составе его археологического отряда, при раскопках Бамутских курганов эпохи ранней бронзы. Тогда же, по поручению Р.М.Мунчаева, я провел свои первые самостоятельные раскопки курганов XIV в. н.э. у селения Бамут.
В преддверии 2009 г. я поздравляю своего учителя, и друга Рауфа Магомедовича с 80-летием, желаю крепкого здоровья ему, его семье и внучке и исполнения всех задумок на 2009 год!
Ж.Ж.Руссо как-то сказал: «Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается один и тот же». Рауф остался прежним — добрым, чистосердечным, порядочным, тактичным, внимательным. Он бодр, подтянут, как истинный горец — кавказец, красив и полон энергии. Недавно вернулся из Сирии, где около двух месяцев вел археологические раскопки.
Так держать, Рауф Магомедович!