Научная статья на тему 'КАВКАЗ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПЛАНАХ Р.А. ФАДЕЕВА (1860 НАЧАЛО 1880-х гг.)'

КАВКАЗ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПЛАНАХ Р.А. ФАДЕЕВА (1860 НАЧАЛО 1880-х гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / ГЕОПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АЗИЯ / КОНСЕРВАТИВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / CAUCASUS / GEOPOLITICS / FOREIGN POLICY / ASIA / CONSERVATIVE POLITICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Олег Викторович

В статье анализируется программа консервативного публициста второй половины XIX в. Р.А. Фадеева по утверждению военно-политического господства России на Кавказе и значительной части азиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of R.A. Fadeev, the conservative writer of political essays of the second half of the 19th century, on strengthening of Russian military and political supremacy in the Caucasus and in the considerable part of the Asia is analyzed.

Текст научной работы на тему «КАВКАЗ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПЛАНАХ Р.А. ФАДЕЕВА (1860 НАЧАЛО 1880-х гг.)»

Персона

Олег КУЗНЕЦОВ

КАВКАЗ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПЛАНАХ Р.А. ФАДЕЕВА (1860 - НАЧАЛО 1880-х гг.)

В статье анализируется программа консервативного публициста второй половины XIXв. Р.А. Фадеева по утверждению военно-политического господства России на Кавказе и значительной части азиатского региона.

The program of R.A. Fadeev, the conservative writer of political essays of the second half of the 19th century, on strengthening of Russian military and political supremacy in the Caucasus and in the considerable part of the Asia is analyzed.

Ключевые слова:

Кавказ, геополитика, внешняя политика, Азия, консервативная публицистика; Caucasus, geopolitics, foreign policy, Asia, conservative political journalism.

КУЗНЕЦОВ

Олег

Викторович — к.и.н., доцент кафедры истории России ВолГУ кшпег,оу_о^@ mail.ru

Значимость данной темы видится нам в нескольких аспектах. Во-первых, Кавказ на протяжении долгого времени находился и продолжает находиться в центре большой мировой политики. Во-вторых, фигура Р.А. Фадеева была знаковой для консервативной публицистики 1860 — начала 1880-х гг. Его книги и статьи по военным и внешнеполитическим вопросам были хорошо известны не только в России, но и в Европе. В-третьих, с недавних пор заметно возрос интерес к творческому наследию Р.А. Фадеева, выразившийся, в частности, в переиздании его сочинений, относящихся к ситуации на Кавказе1.

Р.А. Фадеев много лет прослужил на Кавказе. Он прошел путь от прапорщика до генерала, состоявшего «для особых поручений» при главнокомандующем Кавказской армией и наместнике края. Р.А. Фадееву было поручено своеобразное идеологическое обеспечение политики, проводимой Россией на Кавказе. В публицистике Р.А. Фадеева неизменно присутствовала развернутая историческая аргументация, подкрепляющая изложение собственно политических воззрений. Географический фактор и фактор колонизации он считал определяющими для русского исторического развития. Отсюда следовало, что любое расширение границ России — это естественный рост государства, не встречавшего на своем пути неодолимых природных (моря, горы и т.д.) и искусственных (могущественные державы) преград.

Еще в XVI в., когда с присоединением Казанского и Астраханского ханств закончилась «домашняя борьба с мусульманством», «мысль о владычестве на Кавказе стала наследственной в русской истории». Среди причин, вызвавших движение русской государственности на Кавказ, публицист выделял, помимо естественного роста государства, стремление прочно обезопасить его территорию от внешней угрозы, серьезные экономические интересы России в «золотых странах Востока», необходимость помощи православной Грузии, «изнеможенной бесконечной борьбой» с соседними мусульманскими странами.

Обособленное положение Северного Кавказа, отрыв от остального мира консервировали историческую отсталость местного населения. Присоединение Кавказа должно было — и в этом Р.А. Фадеев видел историческую миссию России в крае — положить конец хаосу, покончить с работорговлей, а в перспективе — вырвать горцев из состояния многовековой отсталости.

Целью и одновременно результатом дальнейшей (после

1 Фадеев Р.А. Кавказская война. — М., 2005; Фадеев Р.А. 60 лет Кавказской войны; Письма с Кавказа; Записки о Кавказских делах. — М., 2007; Фадеев Р.А. Государственный порядок. Россия и Кавказ. — М., 2010.

Северного Кавказа) экспансии России на восток должно было стать установление ее военно-политического господства над значительной частью азиатского региона. Тем самым, считал Фадеев, был бы поставлен надежный заслон экспансии в Азию европейских государств. «Персия, Афганистан и Китай находятся накануне полного вассальства; та же участь постигнет неизбежно и скоро государства Средней Азии, с какой бы стороны ни пришло господство»1. В этих условиях Россия не могла допустить утверждения в регионе враждебного для нее европейского присутствия и должна была опередить конкурентов. В противном случае Р.А. Фадеев предрекал России незавидную участь — она оказалась бы отброшенной в своем развитии на три столетия назад: «Россия отодвинулась бы, в некотором смысле, ко временам Грозного, когда она была окружена врагами не только со своих западных, но и с южных, и восточных пределов». На практике Р.А. Фадеев представлял себе установление господства России над азиатскими странами в форме своеобразного протектората.

Таким образом, в геополитических планах Р.А. Фадеева Кавказ в качестве военно-политического форпоста России должен был сыграть решающую роль в установлении ее полного контроля над сопредельными территориями Азии. Публицист был уверен, что после присоединения Кавказа России легко удастся избежать развития событий по худшему для нее сценарию. Сильная, превосходящая по своим боевым и моральным качествам и способности решать самые сложные военные задачи любые другие армии Кавказская армия являлась, по Р.А. Фадееву, тем надежным средством, с помощью которого Россия установит свое господство в Азии. Территорию от Гималаев до Константинополя публицист рассматривал как возможный театр военных действий Кавказской армии.

В то же время Р.А. Фадееву было ясно, что прочность господства России в азиатском регионе определялась прочностью ее положения на Кавказе, которое, в свою очередь, зависело от способности военного командования создать эффективную систему управления краем.

Исторический опыт европейцев в Азии стал, по мнению публициста, лучшим доказательством того, что немедленное создание здесь учреждений по западному образцу бессмысленно. Во-первых, подобные учреждения будут разорительны для местного населения, и «владычествующему народу» придется фактически содержать их за свой счет. Во-вторых, существовала огромная цивилизационная пропасть, разделявшая Запад и Восток: «... весь мир понятий и потребностей, весь духовный склад человека там и здесь до того различны, что переносить европейские формы управления в Азию было бы очевидно вопиющей бессмыслицей»2.

Накопленный европейцами опыт владычества в Азии подсказывал Р.А. Фадееву, что гораздо эффективнее сохранить на первых порах существующую систему местного управления, но поставить ее под строгий контроль со стороны имперских чиновников. Иначе говоря, рациональнее надзирать «над туземной администрацией, но не становиться на ее место». Такой порядок и дешевле, и привычнее для местного населения, и, что немаловажно, никакие злоупотребления местной власти не будут связываться с покорителями и тем самым компрометировать их. Немаловажно и то обстоятельство, что подобное управление не будет восприниматься местным населением как иностранное иго. «При такой системе политический надзор над завоеванной страной всегда идет успешно».

В дальнейшем Кавказ мог быть полностью интегрирован в административную, социально-экономическую, военную структуры империи. В этом Р.А. Фадеева убеждал успешный опыт колонизации мусульманских областей России в XVI в., в ходе которой происходила русификация местного населения. Поэтому публицист выступал за постепенное, но неуклонное проведение политики колонизации и обрусения в присоединенных мусульманских областях Кавказа.

В начале 1880-х гг. Р.А. Фадееву было поручено Министерством внутренних дел составить проект управления Кавказом и Туркестаном. А спустя некоторое время он был командирован в Тифлис в качестве члена комиссии, готовившей материал для проведения административной реформы в крае и упразднения наместни-

1 Фадеев Р.А. Собрание сочинений. В 3 т. -

СПб., 1890, т. 1, ч. 1, с. 251.

2 Там же, с. 268.

чества. Возвращение к проблемам Кавказа и знакомство с положением дел на месте дали публицисту основательную пищу для новых серьезных размышлений о перспективах политики России на Кавказе и в Азии. Они были изложены в записках «Об управлении азиатскими окраинами», «Об общей воинской повинности в азиатских окраинах», «О необходимости замены гражданского управления в Закавказье военным управлением».

Р.А. Фадеев повторил здесь свою прежнюю мысль о невозможности заранее указать пределы России в Азии. При этом он в очередной раз подтвердил, что России не нужны завоевания в Азии ради самих завоеваний. Если и предстоит раздвинуть границы империи, то сделано это будет исключительно в оборонительных целях: «Сожительство с племенами, не сложившимися в твердо очерченные народности и не признающими иного права, кроме права силы, вынуждает для собственной безопасности подчинять своему влиянию ближайших соседей, а затем снова выдвигаться вперед для ограждения этих последних. Мы можем отрекаться от всякого захвата, но не можем отречься от обязанности обеспечивать спокойствие на своих пределах; а это условие именно влечет неодолимой силой каждую европейскую державу, ставшую на почву Азии, к постепенному раздвижению границ»1.

Перспектива дальнейшей экспансии в Азию, как и прежде, увязывалась Р.А. Фадеевым с прочностью положения России на Кавказе. А это положение внушало публицисту серьезное беспокойство. Особую тревогу у него вызывала ситуация в Закавказье. Для колонизации «мусульманского» Закавказья не было соответствующих условий: эти территории не могли вместить «такой массы пришлого русского населения, чтобы обратиться этнографически в Россию». Публицист признавал, что было бы выгоднее в экономическом отношении и удобнее с точки зрения управления рассматривать мусульманскую часть Закавказья как «чисто азиатскую окраину», еще долгое время «не задаваясь мыслью о сращении ее с государством и не вводя в нее общерусских форм администрации». Но усилиями наместников М.С. Воронцова и А.И. Барятинского уже был начат процесс слияния Закавказья с «телом империи»:

воссоздание высшего мусульманского сословия с целью его последующего обрусения и превращения в надежного проводника русской политики в крае.

Отдельного разговора заслуживало, по Р.А. Фадееву, положение в христианских областях Закавказья, прежде всего в Грузии. Возвращаясь к первым годам Кавказской войны, публицист напоминал, что важнейшим условием завоевания края явилось сохранение к началу XIX в. независимой Грузии, испытывавшей сильное давление со стороны соседних мусульманских государств и ожидавшей поддержки от России. К началу 1880-х гг. стратегическое значение Грузии для прочности русских позиций на Кавказе и в Азии в целом ничуть не уменьшилось: «Пока грузины братски стоят с нами, Кавказскую армию невозможно выбить, что бы ни случилось, из горной страны, населенной таким храбрым народом; а пока мы прочно стоим в Грузии, никакая мимолетная неудача в сопредельных мусульманских землях неопасна и всегда легко исправима»2.

Напоминая об особой роли Грузии, Р.А. Фадеев считал настоятельно необходимым переломить предвзятое отношение в верхах к грузинским подданным и исправить ряд серьезных ошибок. Главные из них — это третирование грузинской аристократии; стремление обрусить грузинское духовенство; недоверие к грузинам в военном отношении, выражавшееся, в частности, в отказе призывать их на военную службу.

Утверждение России на Кавказе действительно имело стратегическое значение для ее внутреннего и международного положения. Историческая аргументация Р.А. Фадеева выглядит вполне органично в контексте его геополитических построений. Идея о необходимости установления господства России над сопредельными азиатскими странами, используя Кавказ как военный плацдарм, едва ли могла быть реализована в полной мере как из-за противодействия западных держав, прежде всего Англии, так и по причине очевидного несоответствия военнополитических возможностей России ее геополитическим потребностям. Вместе с тем попытки осуществить отдельные элементы этой программы были предприняты на рубеже XIX—XX вв.

1 Там же, с. 134—135.

2 Там же, с. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.