общая психология, психология личности, история психологии
г-
69
А.Ф. Ануфриев, В.И. Чмель
каузальная психодиагностика
как вид социально-гуманитарного познания
излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.
Ключевые слова: социально-гуманитарное познание, естественнонаучное познание, каузальная психодиагностика, психологическая причинность.
Роль социально-гуманитарного познания сейчас возрастает. Проблемы обновления социально-гуманитарного знания и его трансляции посредством образования становятся первостепенными, актуальными [7]. Данное познание направлено на человека и общество, а также на культуру через понимание смысла ее проявлений. Следовательно, и познаваемая реальность, и сам познающий индивид вступают в со-субъектные отношения, и данное познание становится ориентированным на диалоговую форму [10, с. 11-13], социальную реальность и «мир людей». Т.е., со-субъекты являются активными, им присуще сознание и они способны влиять друг на друга и на ход и результат познания. А в естественнонаучном познании объектом является природная реальность, именуемая «объективным миром вещей» [10], не обладающая сознанием. Такое познание можно считать монологовым.
х Конечно, естественные и социально-гуманитарные науки обладают I 8 о всеми признаками науки как особого феномена: познание нового, нали-§ |§ чие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д. [10, с. 12]. Но существуют и отличия. В социально-гуманитарном Л § о познании огромную роль играет понимание смысла изучаемых явлений, | == поиск уникального, играет важную роль аксиологический компонент и специфические процедуры, например, эмпатия. Ориентировано оно на качественные характеристики. А фундаментальным идеалом в естествознании является объяснение исследуемого предмета [8, с. 310], анализ количественно-качественных характеристик и поиск общих закономерностей, т.е. открытие общих законов природы [10, с. 13]. Методы социально-гуманитарного познания либо общие с естественнонаучными, но модифицированные (социальный эксперимент), либо особые (беседа) [Там же, с. 19]. Также здесь используются методы точных наук, например, математической статистики. Таким образом, данный вид познания чрезвычайно важен и ему присущи особые черты.
Цель познания - знание, соответствующее объекту [4, с. 254]. При этом необходимо выявить причинно-следственные связи и факторы, влияющие на те или иные события и явления, касающиеся человека и общества. И здесь актуальны фундаментальные понятия детерминизма и причинности. Детерминация реализуется в формах взаимообусловленности материального и идеального, внутреннего и внешнего [6, с. 170]. Каузальная детерминация понимается как частный случай детерминированности, а именно как определенность следствий их причинами [3, с. 99]. Среди непричинных типов детерминации выявлены такие, как условная, статистическая, системная, типа обратной связи [12] и т.д., связанные с причинностью, но не сводящиеся к ней. детерминизм понимается сегодня как относительная необходимость, существенно дополняемая случайностью, вероятностными связями и отношениями, что предполагает преодоление представлений о детерминизме только как о жесткой однозначной связи вещей и явлений [6, с. 170]. однако его значение велико, например, в современной психологии принцип детерминизма, наряду с принципами системности и развития, является фундаментальным объяснительным принципом [9]. Прежде чем свет увидел современное, приведенное выше определение детерминизма, одни исследователи, например, П.С. Лаплас, абсолютизируя, говорили о тотальном его характере, другие, например, Ш.Л. Монтескье, пытались через частный его вид объяснить определенную реальность, например общественную [11, с. 38]. Это четко прослеживалось в проблеме соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания. Здесь наметились точки зрения натура-
лизма, не признающего различии между ними, антинатурализма, четко различающего их [5, с. 287], и культуроцентризма. Возникали направления, стремящиеся абсолютизировать влияние определенного фактора на изучаемую реальность: биологизм, экономизм и т.д. [Там же, с. 287-290]. Стоит отметить, что все эти факторы оказывают влияние, но комплексно и с учетом современного понимания детерминированности. Социально-гуманитарные науки направлены на человека и с учетом своеи специфики каждая изучает его со своего ракурса, например, с психологического, обогащая познание в целом. А с учетом комплексного влияния разного рода факторов на стыках социально-гуманитарных наук возникают новые дисциплины, например, педагогическая психология.
Эти положения можно проиллюстрировать через каузальную психодиагностику [1; 2], предпосылки котороИ были заложены еще в работах Л.С. Выготского [3]. Каузальный подход понимает психодиагностику как науку о решении психодиагностических задач (по установлению действующей причины данного состояния обследуемого), о постановке диагноза, о диагностическом мышлении психолога, о выборе ограниченного количества из множества гипотез о психологических причинах определенного состояния объекта психодиагностики, о взаимодействии диагноста с обследуемым. При каузальном подходе определение предмета психодиагностики требует двухуровневого строения объекта обследования, т.е. феноменологического, или уровня параметров деятельности (психического состояния), и уровня причинных оснований (причинность), или психических свойств, обусловливающих параметры первого [2, с. 49].
как вид социально-гуманитарного познания, каузальный подход направлен на человека и субъект-субъектные отношения с учетом социальных правил при работе с клиентом и его окружением. Он выдвигает четырехкомпонентное видение структуры психодиагностики. Семиотический компонент - это средства описания объекта психодиагностики в целом (типологии запросов, схемы психологической детерминации и т.д.), технический - описание элементов объекта психодиагностики; гностический - описание диагностического процесса, стратегий диагностического мышления и т.д. и деонтологический - приемы взаимодействия диагноста с обследуемым [1, с. 35]. Объект не может быть понят безотносительно к субъекту познания [4, с. 258], т.к. с одной стороны, у диагноста на основе его ценностей - свои представления о структуре психики клиентов, а с другой - сам обследуемый может влиять на диагностический процесс и познание, искажая или способствуя ему. В отличие от психометрического, данный подход вскрывает причинно-следственные связи объекта психодиагностики, оптимальные стратегии
о ^ го 9
х диагностического мышления, закономерности общения психолога с кли-böo ентом. Помимо методик, он также использует специфические описания §|§ объекта психодиагностики и диагностического процесса [1, с. 37]. Здесь 1 к при распознавании психических особенностей клиента, помимо анамне-¿!§о стических данных, важную роль играет информация, получаемая психо-S == логом с помощью специальных средств диагностической деятельности [Там же, с. 43], таким образом преодолевается чрезмерный интуитивизм, свойственный клиническому подходу. Здесь присутствует идеографич-ность. Однако на начальном этапе постановки диагноза акцент ставится на типичном в личности обследуемого (номатетика), с помощью готовых схем фиксации и интерпретации данных. А после этого выявляются присущие именно этому клиенту особенности [10, с. 19]. Это облегчает работу диагноста.
Соответственно, каузальный подход можно назвать видом социально-гуманитарного познания в контексте раскрытия психологических причинных оснований определенного состояния личности, синтезирующим номатетический и идеографический подходы. На основании реальности случаев, выявленных причинно-следственных связей, правильности диагноза и избыточности данных о клиенте моделируются психодиагностические задачи [2, с. 107]. Данное моделирование имеет социально-гуманитарный характер, т.к. эти задачи - тренажер для специалиста и учащегося, а цель моделирования психодиагностических задач - формирование способности к постановке правильного психологического диагноза. Также моделирование психодиагностических задач позволяет изучать специфику мышления диагноста. Результаты, полученные здесь, могут интегрироваться в различные области, например, педагогику. Становятся возможным обучение и подготовка специалистов, создание системы их аттестации.
Библиографический список
1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. М., 2012.
2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М., 2006.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 Т. М., 1983. Т. 5. С. 257-321.
4. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.
5. История и философия науки / Под ред. А.С. Мамзина. СПб., 2008.
6. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005.
8. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России: современное состояние, проблемы, тенденции развития: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001.
9. Новейший философский словарь / Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. Минск, 2003.
10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
11. Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук: Учебно-методич. пособие для аспирантов и соискателей нефилос. спец. Елабуга, 2006.
12. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г, Матяш Т.П. и др.; Под ред. В.П. Коханов-ского. Ростов-н/Д., 2006.