Научная статья на тему 'Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания'

Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
624
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / КАУЗАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ / SOCIO-HUMANITY KNOWLEDGE / SCIENCE KNOWLEDGE / CAUSAL PSYCHODIAGNOSIS / PSYCHOLOGICAL CAUSATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ануфриев Александр Федорович, Чмель Виктор Иванович

Излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. Отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. Показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSAL PSYCHODIAGNOSIS AS AN AREA OF SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE

The results of the analysis of the causal psychodiagnosis as an area of socio-humanity knowledge and as a “third force of psychodiagnosis”, as long as psychometric and clinical approaches are resented. It is stated that in causal psychodiagnosis an individual is represented by psychological principle of causality, which determines specifics condition. Constituent elements of causal psychodiagnosis are defined, its social and humanitarian nature is pointed out, its specificity as a form of sociohumanitarian knowledge is shown. It is pointed out that the causal psychodiagnosis enriches socio-humanity knowledge in general.

Текст научной работы на тему «Каузальная психодиагностика как вид социально-гуманитарного познания»

общая психология, психология личности, история психологии

г-

69

А.Ф. Ануфриев, В.И. Чмель

каузальная психодиагностика

как вид социально-гуманитарного познания

излагаются результаты анализа каузальной психодиагностики как одного из видов социально-гуманитарного познания и как «третьей силы психодиагностики», наряду с психометрическим и клиническим подходом. отмечается, что в каузальной психодиагностике взгляд на индивида представлен принципом психологической причинности. определяются составные элементы каузальной психодиагностики, указывающие на ее социально-гуманитарную природу, выделяется ее специфика как вида социально-гуманитарного познания. показывается, что каузальная психодиагностика обогащает социально-гуманитарное познание в целом.

Ключевые слова: социально-гуманитарное познание, естественнонаучное познание, каузальная психодиагностика, психологическая причинность.

Роль социально-гуманитарного познания сейчас возрастает. Проблемы обновления социально-гуманитарного знания и его трансляции посредством образования становятся первостепенными, актуальными [7]. Данное познание направлено на человека и общество, а также на культуру через понимание смысла ее проявлений. Следовательно, и познаваемая реальность, и сам познающий индивид вступают в со-субъектные отношения, и данное познание становится ориентированным на диалоговую форму [10, с. 11-13], социальную реальность и «мир людей». Т.е., со-субъекты являются активными, им присуще сознание и они способны влиять друг на друга и на ход и результат познания. А в естественнонаучном познании объектом является природная реальность, именуемая «объективным миром вещей» [10], не обладающая сознанием. Такое познание можно считать монологовым.

х Конечно, естественные и социально-гуманитарные науки обладают I 8 о всеми признаками науки как особого феномена: познание нового, нали-§ |§ чие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д. [10, с. 12]. Но существуют и отличия. В социально-гуманитарном Л § о познании огромную роль играет понимание смысла изучаемых явлений, | == поиск уникального, играет важную роль аксиологический компонент и специфические процедуры, например, эмпатия. Ориентировано оно на качественные характеристики. А фундаментальным идеалом в естествознании является объяснение исследуемого предмета [8, с. 310], анализ количественно-качественных характеристик и поиск общих закономерностей, т.е. открытие общих законов природы [10, с. 13]. Методы социально-гуманитарного познания либо общие с естественнонаучными, но модифицированные (социальный эксперимент), либо особые (беседа) [Там же, с. 19]. Также здесь используются методы точных наук, например, математической статистики. Таким образом, данный вид познания чрезвычайно важен и ему присущи особые черты.

Цель познания - знание, соответствующее объекту [4, с. 254]. При этом необходимо выявить причинно-следственные связи и факторы, влияющие на те или иные события и явления, касающиеся человека и общества. И здесь актуальны фундаментальные понятия детерминизма и причинности. Детерминация реализуется в формах взаимообусловленности материального и идеального, внутреннего и внешнего [6, с. 170]. Каузальная детерминация понимается как частный случай детерминированности, а именно как определенность следствий их причинами [3, с. 99]. Среди непричинных типов детерминации выявлены такие, как условная, статистическая, системная, типа обратной связи [12] и т.д., связанные с причинностью, но не сводящиеся к ней. детерминизм понимается сегодня как относительная необходимость, существенно дополняемая случайностью, вероятностными связями и отношениями, что предполагает преодоление представлений о детерминизме только как о жесткой однозначной связи вещей и явлений [6, с. 170]. однако его значение велико, например, в современной психологии принцип детерминизма, наряду с принципами системности и развития, является фундаментальным объяснительным принципом [9]. Прежде чем свет увидел современное, приведенное выше определение детерминизма, одни исследователи, например, П.С. Лаплас, абсолютизируя, говорили о тотальном его характере, другие, например, Ш.Л. Монтескье, пытались через частный его вид объяснить определенную реальность, например общественную [11, с. 38]. Это четко прослеживалось в проблеме соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания. Здесь наметились точки зрения натура-

лизма, не признающего различии между ними, антинатурализма, четко различающего их [5, с. 287], и культуроцентризма. Возникали направления, стремящиеся абсолютизировать влияние определенного фактора на изучаемую реальность: биологизм, экономизм и т.д. [Там же, с. 287-290]. Стоит отметить, что все эти факторы оказывают влияние, но комплексно и с учетом современного понимания детерминированности. Социально-гуманитарные науки направлены на человека и с учетом своеи специфики каждая изучает его со своего ракурса, например, с психологического, обогащая познание в целом. А с учетом комплексного влияния разного рода факторов на стыках социально-гуманитарных наук возникают новые дисциплины, например, педагогическая психология.

Эти положения можно проиллюстрировать через каузальную психодиагностику [1; 2], предпосылки котороИ были заложены еще в работах Л.С. Выготского [3]. Каузальный подход понимает психодиагностику как науку о решении психодиагностических задач (по установлению действующей причины данного состояния обследуемого), о постановке диагноза, о диагностическом мышлении психолога, о выборе ограниченного количества из множества гипотез о психологических причинах определенного состояния объекта психодиагностики, о взаимодействии диагноста с обследуемым. При каузальном подходе определение предмета психодиагностики требует двухуровневого строения объекта обследования, т.е. феноменологического, или уровня параметров деятельности (психического состояния), и уровня причинных оснований (причинность), или психических свойств, обусловливающих параметры первого [2, с. 49].

как вид социально-гуманитарного познания, каузальный подход направлен на человека и субъект-субъектные отношения с учетом социальных правил при работе с клиентом и его окружением. Он выдвигает четырехкомпонентное видение структуры психодиагностики. Семиотический компонент - это средства описания объекта психодиагностики в целом (типологии запросов, схемы психологической детерминации и т.д.), технический - описание элементов объекта психодиагностики; гностический - описание диагностического процесса, стратегий диагностического мышления и т.д. и деонтологический - приемы взаимодействия диагноста с обследуемым [1, с. 35]. Объект не может быть понят безотносительно к субъекту познания [4, с. 258], т.к. с одной стороны, у диагноста на основе его ценностей - свои представления о структуре психики клиентов, а с другой - сам обследуемый может влиять на диагностический процесс и познание, искажая или способствуя ему. В отличие от психометрического, данный подход вскрывает причинно-следственные связи объекта психодиагностики, оптимальные стратегии

о ^ го 9

х диагностического мышления, закономерности общения психолога с кли-böo ентом. Помимо методик, он также использует специфические описания §|§ объекта психодиагностики и диагностического процесса [1, с. 37]. Здесь 1 к при распознавании психических особенностей клиента, помимо анамне-¿!§о стических данных, важную роль играет информация, получаемая психо-S == логом с помощью специальных средств диагностической деятельности [Там же, с. 43], таким образом преодолевается чрезмерный интуитивизм, свойственный клиническому подходу. Здесь присутствует идеографич-ность. Однако на начальном этапе постановки диагноза акцент ставится на типичном в личности обследуемого (номатетика), с помощью готовых схем фиксации и интерпретации данных. А после этого выявляются присущие именно этому клиенту особенности [10, с. 19]. Это облегчает работу диагноста.

Соответственно, каузальный подход можно назвать видом социально-гуманитарного познания в контексте раскрытия психологических причинных оснований определенного состояния личности, синтезирующим номатетический и идеографический подходы. На основании реальности случаев, выявленных причинно-следственных связей, правильности диагноза и избыточности данных о клиенте моделируются психодиагностические задачи [2, с. 107]. Данное моделирование имеет социально-гуманитарный характер, т.к. эти задачи - тренажер для специалиста и учащегося, а цель моделирования психодиагностических задач - формирование способности к постановке правильного психологического диагноза. Также моделирование психодиагностических задач позволяет изучать специфику мышления диагноста. Результаты, полученные здесь, могут интегрироваться в различные области, например, педагогику. Становятся возможным обучение и подготовка специалистов, создание системы их аттестации.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. М., 2012.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М., 2006.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 Т. М., 1983. Т. 5. С. 257-321.

4. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

5. История и философия науки / Под ред. А.С. Мамзина. СПб., 2008.

6. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Микешиной. М., 2005.

8. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России: современное состояние, проблемы, тенденции развития: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001.

9. Новейший философский словарь / Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. Минск, 2003.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

11. Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук: Учебно-методич. пособие для аспирантов и соискателей нефилос. спец. Елабуга, 2006.

12. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г, Матяш Т.П. и др.; Под ред. В.П. Коханов-ского. Ростов-н/Д., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.