КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008
Е. А. Ермолин
Каузальная атрибуция как элемент «исторического гнозиса» (Г. С. Лебедев, С. И. Плещеев, А. Б. Куракин)
Миссия Герасима Лебедева в Индии была вызвана его знакомством с окружением великого князя Масонства Павла и была масонским проектом понимания основ индийского духа, в котором Лебедев нашел много моментов христианства. Основные положения статьи были опубликованы в виде доклада на конференции «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время», состоявшейся 27-28 ноября 2013 года на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Ключевые слова: культура XVIII века, масонство, эзотерический гностицизм, индийская миссия Г. С. Лебедева, С. И. Плещеев, А. Б. Куракин.
CULTURAL SCIENCE
E. A. Ermolin
Causal Attribution as an Element of «Historical Gnosis» (G. S. Lebedev, S. I. Pleshcheev, A. B. Kurakin)
Gerasim Lebedev's mission in India was caused by his acquaintance with company of the Grand Duke of Freemasonry Pavel and was the Masonic project of understanding bases of the Indian spirit, where Lebedev found many aspects of Christianity. Basic ideas of the article were published in the form of the report at the «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» conference, which took place on November 27-28, 2013 at the Faculty of the Russian philology and culture in YSPU named after K. D. Ushinsky.
Keywords: culture of the 18th century, freemasonry, esoteric Gnosticism, Indian mission of G. S. Lebedev, S. I. Pleshcheev, A. B. Kurakin.
Как известно, биография Герасима Степановича Лебедева основывается, прежде всего, на его собственных сочинениях (письмах, автобиографических, дневниковых и других записях). Дефицит внешних источников или даже полное их отсутствие порой останавливают нас перед непрозрачными, необъяснимыми фактами. К числу таковых относится и ключевое событие в жизни Лебедева - отъезд его из Европы в Индию.
Прибавление смысла может дать, думается, перенос в сферу исторического гнозиса методологии каузальной атрибуции (аййЬийоШЬеогу), разработанной в социальной психологии Гарольдом Кел-ли, Фрицем Хайдером, Ли Россом. Каузальная атрибуция заключается в интерпретации, приписывании причин действий человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его поведения. Характер атрибуции зависит, как принято считать, от двух показателей: соответствия поступка ролевым ожиданиям (чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания
будет меньше) и соответствия действия культурным нормам. Жизнь человека и ее события уникальны, однако в них преломляются некие общие закономерности, определяющие возможности, исходя из норм и ролевых позиций.
Иными словами, обстоятельства биографии Лебедева в технологии каузальной атрибуции наводят на ряд предположений, позволяющих разрешить затруднения, связанные с мотивацией его действий и общим порядком событий. Перекрестие ролевого соответствия и культурных стандартов может дать дополнительные аргументы в пользу уже высказывавшихся предположений о том, что поездка Лебедева в Индию была вызвана знакомством с масонами из окружения Павла Петровича, в частности, А. Б. Куракиным и С. И. Плещеевым, которых интересовала информация о «древней мудрости Востока», и что масонство и связанный с ним эзотерический гностицизм повлияли и на самого Лебедева.
Гипотеза эта совсем не разработана. Что можно добавить в ее обоснование?
© Ермолин Е. А., 2017
Отметим особый, ключевой в жизни Лебедева характер событий, случившихся в Париже в 1782 году. Он был впервые представлен великому князю Павлу Петровичу и эта встреча с представителем российской императорской фамилии, будущим императором, была единственной в его жизни. Причем предстал он русскому принцу не как талантливый музыкант, а с некоей особой задачей. Речь идет либо о своего рода монаршем благословении на поездку в Индию, либо даже о соответствующем повелении (как о том писал Лебедев в конце своей жизни).
Здесь сразу возникает ряд вопросов. Как вообще могла состояться эта встреча? Кто и на каком основании организовал ее? В чем могла состоять, по логике аудиенции, миссия Лебедева в Индии?
Вне масонского контекста ответы на эти вопросы дать невозможно в принципе. Сначала Лебедев в своих европейских странствиях должен был войти в связь с масонами, чтобы затем через эти контакты получить рекомендации для русских аристократов, приближенных к Павлу Петровичу, и потом, уже в атмосфере доверия, возможного только между людьми, причастными к одной организации, встретиться с будущим императором и вообще обсуждать перспективы индийской миссии. Среди конфидентов Лебедева логично видеть ближайших спутников Павла Петровича: Сергея Ивановича Плещеева и князя Александра Борисовича Куракина.
Плещеев, в ранней молодости отправленный в Англию учиться военно-морскому делу, получил изрядное образование и, вероятно, масонское посвящение. Его называли даже первым русским мартинистом [2, с. 25]. В любом случае он был среди страстных энтузиастов движения, именно в эти годы находящегося на крутом подъеме. Плещеев был помощником Никиты Ивановича Панина в воспитании цесаревича и знакомил последнего с русской литературой. 21 сентября 1781 года он был назначен состоять при Павле Петровиче, был в его свите при путешествии по Европе и снискал большое расположение как Павла Петровича, так и Марии Федоровны, которой он преподавал географию. Для занятий с Марией Федоровной Плещеев составил учебник по географии России «Обозрение Российской империи в нынешнем ее новоустроенном состоянии». Леопольд Энгель полагал, что именно он увлек цесаревича Павла Петровича в масонство [9, с. 193].
По возвращении из-за границы в 1783 году он за свои средства отпечатал «Начертание путешествия их императорских высочеств, государя ве-
ликаго князя Павла Петровича и государыни великой княгини Марии Феодоровны под именем графа и графини Северных с частным и общим перечнями всего путешествия, предпринятого в 1781 и оконченного в 1782 году». Но сам к тому моменту был удален из Петербурга указом Екатерины II был удален из Петербурга: ему между прочим ставилась в вину и принадлежность к масонству.
Князь Александр Борисович Куракин был воспитанником своего дяди Никиты Ивановича Панина, воспитателя Павла Петровича. Панин поощрял общение и игры великого князя со своим племянником. Куракин сделался самым близким другом будущего императора, которого величал в частных письмах Павлушкой (а Павел называл его своей «душою»). В 1766 году Куракин («мсье Борисов») был отправлен в протестантский Киль-ский Альбертинский университет (Christiana Albertina), где слушал лекции около года, а затем он завершил своё образование в Лейденском университете. Возможно, уже в это время он стал масоном. По возвращению в Петербург Куракин делает успешную карьеру. Он был избран петербургским предводителем дворянства и, разумеется, по долгу старинной дружбы сопровождает великого князя Павла Петровича в его путешествиях за границу, в том числе в Берлин для знакомства с невестой, Софией Вюртембергской (после венчания Марией Федоровной), которая затем на протяжении многих лет состояла с ним в переписке. После Берлина он был отправлен в Стокгольм для извещения короля Швеции Густава III о браке цесаревича. В Швеции Куракин был посвящён в высшие степени масонства с наказом возложить на себя гроссмейстерство русской провинциальной ложи, подчинив ее шведскому капитулу. Согласно одной из легенд, Екатерине I стало известно, что во время визита в Петербург шведского короля тот посетил собрание масонской ложи в доме Куракина, где посвятил в масонство и Павла Петровича. По настоянию императрицы Куракин был выслан из Петербурга в саратовскую усадьбу.
Третьим конфидентом-единомышленником Лебедева мог быть духовник великокняжеской четы священник Андрей Самборский, который если не формально, то по духу и стилю жизни был близок к масонам.
Вот тот круг, в котором сложилась идея посылки Лебедева в Индию. Когда он оказался в Лондоне, по их рекомендации ему покровительствовал русский посланник Семен Романович Воронцов,
благодаря которому Лебедев получил разрешение на въезд в Индию.
Проблемы и сложности возвращения Лебедева из Индии в Европу и затем в Россию оказались, кстати, связаны с тем, что его ближайшие конфиденты Плещеев, Куракин и Воронцов оказались именно в это время не у дел. Он в 1798 году обращался к вице-адмиралу Плещееву с Мыса Доброй Надежды, из Кейптауна [6, с. 197-213], не зная, что тот (как и Куракин с Воронцовым) как раз в эти месяцы попал в немилость и получил отставку.
Разумеется, индийская миссия Лебедева в таких координатах имела не художественный, не узко-политический и не экономический характер. На переломе жизни, в 33 года, Лебедев получал задание особого рода. У него должна была быть более серьезная и ответственная духовная цель, соотносимая с масонскими представлениями. Вероятно, речь шла о поиске древней мудрости, разведывании сокровенных тайн. О круг идей, которые могли существовать в масонской среде относительно Индии дает информация современного эзотерика: «Эзотерическая ключевая нота нации гласит, что Индия «скрывает свет». Ее цель - раскрыть человечеству сокрытый свет. Когда человек больше не фокусируется на материальной стороне жизни - ее формах, а начинает прозревать таящуюся внутри них жизнь, то он видит вещи такими, каковы они есть. Это дает возможность преобразовать хаотичную ситуацию в гармоничную. Это рассуждение в полной мере относится и к Индии. Только в этом случае Индия сможет проявить свои душевные свойства, то есть правильно использовать присущие ей качества лидера. Она получит помощь от Британии, а Британия - от Индии. Индия «скрывает свет», а англичане «служат» тому свету, который скрывает Индия» [7].
В этой связи понятнее становятся индийские приоритеты Лебедева. Занимаясь разными делами в Индии отчасти для души, отчасти для прикрытия, он упорно пытался проникнуть в содержание индийских тайн. С этим связан его переезд в Калькутту. Он пытался изучать санскрит, бенгалец, школьный учитель Голокнатх Дас учил его языкам, знакомя с индийской космогонией, мифологией, литературой, арифметикой и астрономией. Затем у него появились и другие учителя; он самостоятельно знакомился также с письменными источниками, в том числе и переводными.
Итогом этих трудов стала созданная позднее книга «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их
и народных обычаев...» [6]. Идея «беспристрастия» в данном контексте имеет явно масонский характер. То, в чем некоторые критики сочинений Лебедева видят изъян, для него принципиально. В масонском духе Лебедев видит во всех формах духовного поиска и веры общий исток, общий корень, возводит все религии к единому первоначалу бытия. Именно поэтому Лебедев считает Индию страной, сохранившей «истинно христианские» духовные ценности и рассматривает индуизм и христианство как формы единой религии, отождествляя индуистское Тримурти с Троицей, Кришну с Иисусом Христом, прочих божеств с ангелами и т. п.
Характерны и другие поздние, российские труды Лебедева, в которых вполне отчетливо выражается его взгляд на вещи.
В 1815 году Лебедев послал записки о стихосложении индийцев Гавриилу Державину, работавшему над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии». В качестве примера он приложил напечатанную на санскрите брошюру с транскрипцией и на русском «Шлоке Мога Мудгаро. Стихи нравоучительные» - перевод обращенного к Кришне гимна «Моха-мудгара» (то есть «Разрушение иллюзии», буквально «Молот заблуждения» или «Молот, (дробящий) заблуждение»), название которого нередко даётся по первой строчке: «Бхаджа-говиндам» («Славь Говинду»).
Гимн, приписываемый философу и богослову Шанкаре, представляет собой апологию бхактиз-ма, который по своей мистической окраске не мог не быть близок Лебедеву. Для лебедевского перевода характерно отождествление религиозных идей Индии с христианскими. Индуистский гимн выглядит у него, по сути, христианским текстом масонского извода (очевидна здесь типологическая общность, например, с ярославскими масонскими стихотворениями Василия Санковского):
Престань алкать богатств, о бренный человек!
Но душу украшай ты добрыми делами;
Учись вкушать плоды от собственных трудов:
Вот средства погасить желанья похотливы.
Чей сын ты, знаешь ли? и кто твоя жена?
Скажи, кто ты? За чем сюда явился?
Познал ли ты теперь превратность жизни сей?
Познай же власть, мой друг, Правителя вселенной.
По что во младости гордишься суетой,
Когда в минуту смерть со всем нас разлучает?
Не лучше ль отложить к мирским забавам страсть,
И шествовать стезёй, Творцом определённой?
Что жизнь твоя? Она как капелька воды, Которая дрожит на розовом листочке; Подобна челноку, в иной плывущу мир: Пожертвуй хоть часом ты истине священной.
Уже ты без зубов, бледнеют и уста, Трясётся голова, и члены все ослабли, Валится из твоих дрожащих посох рук; Но ты и тут ещё стяжать богатства алчешь.
Рождённым будучи, ты должен умереть, Оставить бурный свет, и спать в земной утробе; Коль зришь ты в свете сем мечту и суету, Так в злате ли найдешь ты щастие надёжно?
Ты видишь как текут нощь, вечер, утро, день, И года времена на крыльях пролетают; Не видишь ли как смерть разит всегда людей, Почто ж твой алчный взор стремится лишь к богатству?
Под древом жизни храм тебе назначил Бог, Постелей шар земной, растения покровом; В наружном блеске благ нет истинных отрад; Доставить может их одна лишь чиста совесть.
Коль хочешь угодить Создавшему тебя, Не делай зла друзьям, не мсти врагам ты лютым; В жестоки сварливы, ни в тихи мирны дни: Вот правило тебе, вот истина священна.
Осмь гор и седмь морей под властью состоят
Единого Творца, создавшего вселенну;
Один лишь ими Он всесильно управляет;
Так что ж крушить тебя? Скажи о чём скорбишь?
Когда един есть Бог, Создатель тварей всех; На что же умствуешь, душею ты мятешься; Смотря на вымыслы и хитрости других, Стараешься всегда блеснуть умом пред всеми?
В младенчестве игрой твой разум занят был, В цветущи юны дни страстям ты покорялся, Под старость жизнь твою болезни тяготят, Когда ж на помощь ты Творца призвать подщишься?
Уста наставника гласят ученикам Законы мудрости двенадцать наставлений; Но кто вещания сии пренебрежёт, Что делать более осталось с таковыми?
[цит. по.: 4]
Лебедев работал также над сочинением «Систематические восточных индийцев начальные, умозрительные и существенные основания арифметики...», которое должно было показать религиозно-философскую основу индийской арифметики, её «таинственные смыслы». Как известно, он успел завершить только первый раздел, рассматривающий числовую символику в индийской мифологии и философии, воспроизведя в русском переводе значительные фрагменты «Бхагавадги-ты», известной вообще в России с 1788 года [3].
Библиографический список
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1999.
2. Барсков, Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века [Текст] / Я. Л. Барсков. - Птг., 1915.
3. Васильков, Я. В. Частичный пересказ «Бхага-вадгиты» в «математической» рукописи Герасима Лебедева: предварительное сообщение [Текст] / Я. В. Васильков // Индоевропейское языкознание и классическая филология - X (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы международной конференции, проходившей 19-21 июня 2006 г. / отв. редактор Н. Н. Казанский. - СПб. : Наука, 2006. - C. 30-37.
4. Васильков, Я. В., Гуров, Н. В. Первый русский перевод с санскрита: «Мохамудгара» Шанкары в переводе Г. С. Лебедева [Текст] / Я. В. Васильков, Н. В. Гуров // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XI (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы международной конференции, проходившей 18-20 июня 2007 г. / отв. редактор Н. Н. Казанский. - СПб. : Нестор-История, 2007. -С. 31-46.
5. Давидсон, А. Б., Макрушин, В. А. Облик далекой страны [Текст] / А. Б. Давидсон, В. А. Макрушин. - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975.
6. Лебедев, Г. С. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев, Всесвятейшему монарху посвященное; собрано на Российском языке и издано жившим в Калкутте Герасимом Лебедевым [Текст] / Г. С. Лебедев. - СПб. : Типография автора, 1805.
7. Спаров, В. Полная история масонства в одной книге [Электронный ресурс] / В. Спаров. - М. : АСТ, Астрель-СПб, 2010. - Режим доступа: http://www.plam.ru/hist/polnaja_istorija_masonstva_v_od noi_knige/p2.php
8. Юрьева, Т. В. II Международная научная конференция «Герасим Лебедев (1749-1817) и его время» [Текст] / Т. В. Юрьева // Культурологический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 12.
9. Engel, L. Geschichte des Illuminaten-Ordens [Текст] / Leopold Engel. - Berlin, 1906.
Bibliograficheskij spisok
1. Andreeva, G. M. Social'naja psihologija [Tekst] / G. M. Andreeva. - M. : Aspekt Press, 1999.
2. Barskov, Ja. L. Perepiska moskovskih masonov XVIII veka [Tekst] / Ja. L. Barskov. - Ptg., 1915.
3. Vasil'kov, Ja. V. Chastichnyj pereskaz «Bhaga-vadgity» v «matematicheskoj» rukopisi Gerasima Lebe-deva: predvaritel'noe soobshhenie [Tekst] / Ja. V. Vasil'kov // Indoevropejskoe jazykoznanie i klassi-cheskaja filologija - X (chtenija pamjati I. M. Tron-skogo). Materialy mezhdunarodnoj konferencii, pro-hodivshej 19-21 ijunja 2006 g. / otv. redaktor N. N. Ka-zanskij. - SPb. : Nauka, 2006. - C. 30-37.
4. Vasil'kov, Ja. V., Gurov, N. V. Pervyj russkij per-evod s sanskrita: «Mohamudgara» Shankary v perevode G. S. Lebedeva [Tekst] / Ja. V Vasil'kov, N. V Gurov // Indoevropejskoe jazykoznanie i klassicheskaja filologija -XI (chtenija pamjati I. M. Tronskogo). Materialy mezhdunarodnoj konferencii, prohodivshej 18-20 ijunja 2007 g. / otv. redaktor N. N. Kazanskij. - SPb. : Nestor-Istorija, 2007. -S. 31-46.
5. Davidson, A. B., Makrushin, V. A. Oblik dalekoj strany [Tekst] / A. B. Davidson, V. A. Makrushin. - M. : Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1975.
6. Lebedev, G. S. Bespristrastnoe sozercanie sis-tem Vostochnoj Indii bragmenov, svjashhennyh obrjadov ih i narodnyh obychaev, Vsesvjatejshemu monarhu pos-vjashhjonnoe; sobrano na Rossijskom jazyke i izdano zhivshim v Kalkutte Gerasimom Lebedevym [Tekst] / G. S. Lebedev. - SPb. : Tipografija avtora, 1805.
7. Sparov, V Polnaja istorija masonstva v odnoj knige [Jelektronnyj resurs] / V. Sparov. - M. : AST, Astrel'-SPb, 2010. - Rezhim dostupa: http://www.plam.ru/hist/polnaja_istorija_masonstva_v_od noi_knige/p2.php
8. Jur'eva, T. V. II Mezhdunarodnaja nauchnaja kon-ferencija «Gerasim Lebedev (1749-1817) i ego vremja» [Tekst] / T. V. Jur'eva // Kul'turologicheskij zhurnal. -2014.-№ 1. - S. 12.
9. Engel, L. Geschichte des Illuminaten-Ordens [Tekst] / Leopold Engel. - Berlin, 1906.
Reference List
1. Andreeva G. M. Social psychology. - M. : Aspekt Press, 1999.
2. Barskov Ya. L. Correspondence of Moscow masons of the 18th century. - Ptg., 1915.
3. Vasilkov Ya. V. Partial retelling of «Bhagavadgita» in the «mathematical» manuscript of Gerasim Lebedev: the preliminary message // Indo-European linguistics and classical philology - X (readings in memory of I. M. Tronsky). Materials of the international conference, which took place on June 19-21, 2006 / editor-in-chief N. N. Kazansky. - SPb. : Nauka, 2006. - P. 30-37.
4. Vasilkov Ya. V., Gurov N. V. The first Russian translation from Sanskrit: «Mokhamudgara» of Shankara in translation of G. S. Lebedev // Indo-European linguistics and classical philology - XI (readings in memory of I. M. Tronsky). Materials of the international conference, which took place on June 18-20, 2007 / editor-in-chief N. N. Kazansky. - SPb. : Nestor-Istoriya, 2007. -P. 31-46.
5. Davidson A. B., Makrushin V. A. Image of the faraway country. - M. : Main editorial office of East literature of «Nauka» Publishing House, 1975.
6. Lebedev G. S. Impartial contemplation of East India systems of bragmen, their solemn rites and folk customs, to the Holiest monarch devoted; it is collected in the Russian language and published by Gerasim Lebedev living in Kalkutte. - SPb. : Author's printing house, 1805.
7. Sparov V. Complete history of freemasonry in one book [An electronic resource] / V. Sparov. - M. : ACT, Astrel-SPb, 2010. - Access mode: http://www.plam.ru/hist/polnaja_istorija_masonstva_v_od noi_knige/p2.php
8. Yurieva T. V. II International scientific conference «Gerasim Lebedev (1749-1817) and His Time» // Cultur-ological magazine. - 2014. - № 1. - P. 12.
9. Engel L. Geschichte des Illuminaten-Ordens [Текст] / Leopold Engel. - Berlin, 1906.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.10.2017 Дата принятия статьи к печати: 09.11.2017