Научная статья на тему 'Католицизм у кыпчаков'

Католицизм у кыпчаков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Католицизм у кыпчаков»

Кочнев Б.Д. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209). Ч. 1: Источниковедческое исследование. М.; София, 2008. С. 344.

Массон М.Е. К вопросу о «черных дирхемах» мусейяби // Труды Ин-та истории и археологии АН УзССР. 1955. Вып. 7. С. 175-179.

Массон М.Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидов // Труды САГУ. Нов. сер. Ташкент, 1957. Вып. CXI. С. 49.

Настич В.Н. К периодизации монетной чеканки Отрара и ее роли в денежном хозяйстве города и области // Средний и Ближний Восток: товарно-денежные отношения при феодализме. М., 1983. С. 83-85.

Петров П.Н., Камышев A.M. Чуйская долина по нумизматическим данным (XIII - первая половина XIV в.) // Центральная Азия от Ахеминидов до Тимуридов. СПб., 2005. С. 290.

Савельев П.С. Монеты джучидские, джагатайские, джелаирид-ские и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпозу Тохтамыша // Записки Императорского археологического общества СПб., 1865. Т. XII, вып. 1. С. 15.

Сейфеддини М.А. Монеты ильханов XIV в. Баку, 1968. С. 81. Сингатулина А.З. Джучидские монеты поволжских городов. Казань, 2003. С. 32-37.

Тизенгаузен В.Г. О саманидских монетах // Труды ВОИРАО. СПб., 1855. Ч. 1.С. 6-34.

Тизенгаузен В.Г. Монеты Восточного Халифата. СПб., 1873. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. Ташкент, 1925. С. 46.

Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. М., 2003. Федоров М.Н. Очерк истории Восточных Караханидов конца X - начала XIII в. По нумизматическим данным // Киргизия при Кара-ханидах. Фрунзе, 1983. С. 114.

Я.В. Пилипчук

Институт востоковедения им. А.Е. Крымского HAH Украины, Киев КАТОЛИЦИЗМ У КЫПЧАКОВ

Данное исследование посвящено истории распространения католицизма среди кыпчаков. Вопросам истории Куманской епи-скопии посвящены работы В. Пашуто, И. Князькия, В. Спинея (Па-шуто В.Т., 2011; Князький И.О., 1988; Spinei V., 2008). Отдельно вопрос пребывания кыпчаков в Венгрии был исследован П. Голу-

бовским и А. Палочи-Хорватом (Голубовский П.В., 1889; Paloczi-Horvath А., 1989). История христианства среди кыпчаков исследуется П. Голдэном (2008) и А. Осипяном (2005).

Процесс интеграции кыпчаков в венгерское общество начался в первой половине XIII в. При этом инициатива исходила от обеих сторон. Хан Бортц и его сын Мемборк хотели заключить союз с Венгрией (Осшян О., 2005, №2, с. 5; Голубовский П.В., 1884, с. 169). П. Голдэн считает, что тюркское имя Бортца было Bars, Borç или Burç (Голден П., 2008, с. 326). Бортц стремился найти противовес набирающему силу вождеству Котяна. О том, какую роль играл Котян в восточноевропейских степях, можно узнать из разных источников. Альберик де Труа Фонтене и Рогерий называли его вождем кыпчаков, которые переселились в Венгрию (Albrici, 1874, р. 946; Rogerii 1892, р. 549-550, 553, 556). Арабские хронисты сообщали, что Котян успешно конкурировал с доминирующим в восточноевропейских степях племенем токсоба (Тизен-гаузен В.Г., 1884, с. 541). Войска Котяна помогали Романовичам одержать победу над венграми и другими противниками (Ипатьевская, 1962, с. 761, 770, 775-778). Епископом Грана (Эстергома) Робертом были крещены хан Бортц, его сын Мемброк и кыпчаки в числе 15 тыс. По другим данным, крестившихся было меньше (Осшян О., 2005, №2, с. 4-5; Spinei V., 1986, р. 52; Пашуто В.Т., 2011, с. 577).

Что же обусловило такой интерес европейцев к кыпчакам? Нужно сказать, что в начале XIII в. кыпчаки нападали на территории между Брашовом и Фегерашем. Для того чтобы обезопасить границы государства, король Эндрэ (Андраш) II был вынужден поселить в земле Барца тевтонских рыцарей (Vasary I., 2005, р. 32; Spinei V., 2008, p. 417; Пашуто В.П., 2011, с. 575; Spinei V., 1986, p. 49). Тевтонцам были отданы во владение земли на границе с кыпчаками (Шушарин В.П., 1978, с. 41). В документах дипломатической переписки было указано, что язычники нападали на землю Барца и «землю за заснеженными горами» (Шушарин В.П., 1978, с. 41—42). Летом кыпчаки подходили к Карпатам и нападали на венгерское пограничье (Шушарин В.П., 1978, с. 44). Тевтонцы на протяжении нескольких лет не только удачно отражали вторжения кочевников, но и сами перешли в наступление. Они завоевали некоторые территории в стране куманов и бродников (Князький И.О., 1988, с. 26; Spinei V., 2008, р. 417; Пашуто В.Т., 2011, с. 575-576; Шушарин В.П., 1978, с. 41). Владения Тевтонского Ордена были

державой в державе, и в 1223 г. король Эндрэ (Андраш) II уже был недоволен их пребыванием в Трансильвании. Он выгнал их из региона в 1225-1226 гг. (8рте1 V., 2008, с. 417^19; Пашуто В.Т., 2011, с. 576).

В латиноязычных документах кыпчаки охарактеризованы как кочевой народ. Папа Римский предлагал в землях кыпчаков строить города и крепости. Он желал, чтобы кыпчаки осели (Шу-шарин В.П., 1978, с. 44, 47). Грамоты Венгерского королевства сообщали о фактах крещения кыпчаков (Шушарин В.П., 1978, с. 46—47). Кыпчаки продолжали оставаться кочевниками. Плату за свою службу кыпчаки не получали и жили за счет добычи от набегов (Шушарин В.П., 1978, с. 45). Церковь же не облагала кыпчаков налогами, и до 1364 г. они не платили десятины (Шушарин В.П., 1978, с. 48).

Образованию Куманской епископии мешали деканы секеев (Князький И.О., 1988, с. 27). Но, невзирая на это, венгерский король добился учреждения Куманской епископии. Этому во многом способствовала политическая позиция Папы Римского. Кыпчакам специальными грамотами гарантировалось соблюдение их прав и свобод (Шушарин В.П., 1978, с. 48; Пашуто В.Т., 2011, с. 579). Светское управление территориями Куманской епископии осуществлял Бела IV. Куманская епископия входила в состав королевского домена. Венгрия и папство были заинтересованы в овладении землями на восток от Карпат и на Нижнем Дунае (Шушарин В.П., 1978, с. 47-51). Но можно сказать, что принятие католицизма воспринималось только позитивно. Папа Римский требовал привести к покорности всех нелояльных кыпчаков (Шушарин В.П., 1978, с. 48^9).

Еще в 1221 г. несколько монахов совершили путешествие до Днепра. Двое из них были убиты, а другие попали в плен. Мемборк сообщил примасу Роберту, что его отец Бортц желает принять христианство. Григорий IX направил Роберта в Куманию и землю бродников. Он был папским легатом и его сопровождали епископы Бартоломей и Рейнальд (Пашуто В.Т., 2011, с. 576-577). Ориентировочно в 1228 г. христианство принял хан Бортц (Пашуто В.Т., 2011, с. 578; Осшян О., 2005, №2, с. 4; 8рте1 V, 1986, р. 52). Епископом куманов стал провинциал венгерских доминиканцев Теодо-рик (Пашуто В.Т., 2011, с. 578-579).

Естественно, управление епископией находилось в руках лояльных Риму доминиканцев Венгрии. Позже они будут использованы папством для восточных миссий. Деятельность Рихарда и

Юлиана была направлена на христианизацию восточных венгров и разведывательные цели. Деяния венгерских доминиканцев в Ку-манской епископии в основном преследовали две цели. Конечно, они заботились о распространении католической версии христианства среди кыпчаков, но также было важно распространить влияние Венгрии и Рима до Дунайской дельты. Венгерский король же имел свой интерес. Кыпчаки славились как воины. Обращением кыпчаков в католицизм венгерский король мог укрепить и приумножить свое войско (Пашуто В.Т., 2011, с. 578-579; Аннинский С.А., 1940, с. 77-91; Ипатьевская летопись, 1962, с. 761).

Католическим клирикам противостояли какие-то «псевдоепископы» и валати. Если обратить внимание на тот факт, что у Рашид ад-Дина Второе Болгарское царство было названо Улакут, а Робер де Клари и Жоффруа де Вилардуэн называли Калояна Иоанном Влашским, логично предположить, что псевдоепископы, упомянутые в папских документах, - это православные клирики из Болгарии (Тизенгаузен В.Г., 1941, с. 38; Клари Р. де, 1986; Виллар-дуэн Ж. де, 1993; Пашуто В.Т., 2011, с. 579-580).

Рогерий сообщал, что часть румынского Прикарпатья находилась в составе Куманской епископии. Восточной границей этой епископии была река Серет (Ко§еги, 1892, р. 555). Г. Аунер, Г. Лю-ко, К. Чиходару считали, что центр епископии находился в Милко-ве (Князький И.О., 1988, с. 30). В связи с этим нам необходимо назвать точки зрения других ученых относительно локализации Ку-манской епископии. Румынский ученый Н. Иорга утверждал, что она находилась на нижнем течении реки Серет (Князький И.О., 1988, с. 30). Русский медиевист И. Князький локализирует Куман-скую епископию на территории земли Барца, земли секеев, а также в той части Кумании, которая была ограничена реками Олт и Серет (Князький И.О., 1988, с. 29-30). Украинский исследователь А. Осипян предполагает, что Куманская епископия занимала территории между Карпатами, Олтом, Дунаем и Серетом (Осшян О., 2005, №2, с. 5). По данным документа Са1а1о§ш Мшуегшз II город Корона (Брашов) принадлежал к Куманской епископии. Таким образом, в ее состав входила Юго-Восточная Трансильвания (Брита V., 1986, р. 52).

В связи с этим возникает вопрос относительно столицы Куманской епископии. Долгое время исследователи придерживались мнения о Милкове как столице епископии. Но, кроме Милкова, в епископии было еще несколько населенных пунктов. Если же гово-

рить о военном присутствии венгров в регионе, то они соорудили крепость Bätca Doamnei. Папа призывал кыпчаков к оседанию, но, очевидно, это призвание не нашло отклика в их сердцах (Шуша-рин В.П., 1978, с. 47-51; Spinei V., 1986, р. 52; Князький И.О., 1988, с. 29-30; Spinei V., 2008, р. 427). Кыпчаки, принявшие православие или католицизм, продолжали придерживаться традиционных кып-чакских погребальных практик. Один из таких случаев достаточно подробно описан у Жана де Жуанвиля. От христианских обрядов там было только послание в письме. Адресатом послания был пер-вопредок кыпчаков, а не христианский Бог. Погребенный кыпчак был похоронен вместе с конем, лучшим воином и богатствами. Чингульский хан также был погребен по традиционному кыпчак-скому обряду (Отрощенко В.В., 1986, с. 14-36; 2000, с. 81-89; Гу-гуев Ю.К, 2007, с. 372-379; Жуанвиль, 2007, с. 118). Впрочем, встречались и другие варианты захоронений. Известно, что Бортца и его приближенных похоронили в кыпчакских часовнях (Пашу-то В.Т., 2011, с. 578).

Кыпчаки формально считали себя христианами, приняв таинство крещения. Это осуществил Котян и вожди всех племен, которые переселились в Венгрию. Религиозные взгляды таких крещеных кыпчаков можно охарактеризировать как двоеверие. По предположению А. Осипяна, католичество и вообще христианство в XIII в. не вытеснило, а лишь дополнило мировоззрение кочевников (Голубовский П.В., 1889, с. 14-21; Осшян О., 2005, №2, с. 9-10, 18-19; Rogerii.., 1892, р. 549-550, 553, 556; Пашуто В.Т., 2011, с. 579). Христианизированные кыпчаки должны были знать несколько молитв. Но распространению католицизма мешало то, что мессы происходили на латинском языке, который был сложен для восприятия кыпчаков. «Кодекс Куманикус» появился значительно позже (Гар-кавец А.Н., 2007, с. 73-118).

Пример Куманской епископии был не единственным среди кочевников. Нам известен правитель «Страны гуннов» Алп-Эль-тебер, который был христианином. Зафиксирован факт существования Библии и наличие письменности у гуннов-савиров. JI. Гмыря считает, что «Гуннская Библия» могла быть написана на основе алфавита албанского языка. В «Стране гуннов» сооружались храмы. При археологических раскопках в погребениях находили вещи христианского культа. Во время миссии епископа Исраэла христианство гуннов-савиров имело синкретический вид (Гмыря Л.Б., 2006а, с. 111-117; 20066, с. 117-127).

Подобный синкретизм был характерен и для кыпчаков. В восточноевропейских степях была найдена статуя женщины с ребенком (девочкой). Л. Гераськова называла ее половецкой «мадонной». Не исключено, что этот образ мог быть заимствован у христиан-руссов и переработан в русле кочевнического мировоззрения (Плетнева С.А., 1974; Гераськова Л.С., 1974). Похожий сюжет встречается и у хазар. У них была «хазарская мадонна», изображенная на медальоне. Там изображена женщина с ребенком. Женщина символизировала богиню Умай, и на медальоне также было изображено «Древо жизни» (Гмыря Л.Б., 1986).

Легенда о первопредке указывает на некоторые влияния со стороны авраимических религий. Был зафиксирован миф о Ай Ва и Ай Атаме. В образах Ай Ва и Ай Атама можно узнать образы Адама и Евы. Но мышление кыпчаков оставалось языческим, хотя и впитывало в себя влияние иных религиозных систем. От Ау А1ат и Ау родился Ау А1ат Кй?йк/Кл91к Еп. Его потомком был Ки9ик Еп Ви19е§1. По последнему желанию своего отца он соорудил для него трон, храм и скульптуру (т.е. подготовил курган и поставил ему статую). Кроме того, он поместил там слуг. Это описание очень похоже на рассказ о погребении знатного кыпчака (Голден П., 2008, с. 316-320). Вообще кочевники были подвержены культурному влиянию своих соседей. Возможно, что уйгурские каменные изваяния ощутили влияние со стороны манихейства или буддизма (Ермоленко 2004, с. 46). Вероятно, наличие чаши в руках изображенного на статуе связано с манихейством. По верованиям манихеев, транспортировка души умершего совершалась при наличии сосуда и при посредстве его. Этот же сюжет некоторые исследователи считали особенностью буддистской иконографии. С влиянием манихейства можно связать также отсутствие одежды и оружия на изваянии (Ермоленко Л.Н., 2004, с. 46). В связи с этим логично предположить, что, увидев у своих соседей образ Богородицы, кып-чаки могли адаптировать его к своему мировоззрению и изобразить в знакомой им форме. Те каменные изваяния, которые были священными для кыпчаков, вызывали неудовольствие у христиан. Католические клирики называли их не иначе, как идолами (Голубов-ский П.В., 1889, с. 14-21). В Венгрии кыпчакская знать сохраняла обычай иметь несколько жен. Этот обычай перенял и король Лас-ло IV Кун (Голубовский П.В., 1889, с. 12-14; Ошнисоп БиЬш-сеше..., 1884, б. 107; Бспркнез Яешт Нш^апсагит..., 1766, е. 189; Бите А., 2008, е. 13-23; Бите А., 2007, е. 15-28).

Венгерские кыпчаки (после монгольского вторжения в Венгрию) находились в церковном подчинении епископов Эгера, Кало-ча, Арада, Чанада, Ваца и Эстергома (Голубовский П.В., 1889, с. 6, прим. 6). В одной из грамот Белы в 1264 г. земли палоци передавались монастырю Святого Евстафия. В другой грамоте земли кыпчака передавались некоему графу Иоанке (Голубовский П.В., 1889, с. 7). Папа Урбан IV приказывал изгнать из Венгрии тех кыпчаков, которые не приняли христианства (Голубовский П.В., 1889, с. 7, 12).

Кыпчаки были не намерены переходить к оседлости. Кып-чакская аристократия хотела сохранить свою идентичность и обычаи. Под влиянием своей матери (Эржебет, дочери Сейхана) Лас-ло IV также придерживался кочевнических обычаев. С короля брала пример часть знати. К образу жизни кыпчаков пристрастились и некоторые венгры. Источники сообщают о двух венгерских епископах, которые решили жить так же, как и король. Опираясь на кыпчаков, Ласло IV стремился ограничить привилегии венгерских баронов. Предлогом для вмешательства Папы Римского были слухи о том, что кыпчаки остаются язычниками (Голубовский П.В., 1889, с. 12-14; Chronicon Dubnicense..., 1884, s. 107; Scriptores Re-rum Hungaricarum..., 1766, s. 189; Dume A., 2008, s. 13-23; Dume A., 2007, s. 15-28; Paloczi-Horvath A., 1989, p. 52-55, 76-80; Vasary I., 2005, p. 99, 102-103).

Папа Римский отправил в Венгрию легата, чтобы искоренить пережитки язычества. На сейме в Тетени в 1279 г. часть кыпчак-ских аристократов (Алпар и Узур) приняла условия, предложенные посланником папы. Они были оформлены в «Грамоте о куманах». Это был ультиматум с предложениями, от которых было невозможно отказаться. Фактически кыпчакам предписывалось отказаться от почитания каменных статуй, перенять одежду венгров, осесть и жить в домах. В каждое племя предписывалось отправить инквизиторов, дабы они следили за чистотой веры. Кыпчакская аристократия приравнивалась к благородным венграм. Кыпчаки выводились из-под юрисдикции Палатина и передавались племенным судьям (Голубовский П.В., 1889, с. 5-21).

Естественно, часть кыпчакских аристократов не приняла этих условий. Не принял их и Ласло IV Кун. В Венгрии началась гражданская война. Решающая битва произошла на озере Ход в 1282 г. (или 1280 г.). Она повиляла на состояние кыпчаков и снизила их политическое влияние (Голубовский П.В., 1889, с. 21-22; Осшян О.,

2005, №2, с. 9). Отзвуки противостояния с баронами и Папой Римским ощущались и позже. В 1284 г. кыпчаки напали на владения Фомы Чанада и далее продолжали брать в плен христиан. Они сохраняли свои привычки и верования, несмотря на то, что раньше король обещал Папе придерживаться норм «Грамоты о куманах» и принудить кыпчаков к принятию христианства. При дворе оставались служить Арбуз, Туртул и Кеменече. Римская Курия угрожала санкциями и венгерская знать организовала заговор для убийства короля. Исполнителями замысла были Арбуз и Туртул, которых потом и казнили, чтобы скрыть следы преступления (Голу-бовский П.В., 1889, с. 22-24). Кыпчаки и дальше продолжали оставаться в свите Арпадов (при короле Эндрэ (Андраше) III были придворные из кыпчаков, но их влияние очень снизилось сравнительно со временем Ласло IV Куна (Голубовский П.В., 1889, с. 24). В XIV в. кыпчаки фактически христианизировались, в хозяйственном отношении перешли к оседлости и постепенно смешались с венграми. Окончательное утверждение католицизма среди венгерских кыпчаков произошло в 1410 г., однако кыпчаки окончательно растворились в венгерской среде только через несколько веков (Голубовский П.В., 1889, с. 27).

Таким образом, мы пришли к выводу, что христианство у кыпчаков имело синкретический характер. Кыпчаки формально принимали христианство, сохраняя при этом прежние дохристианские верования. Кыпчаки познакомились с католицизмом в XIII в., но реальное принятие ими этого течения христианской религии произошло только в XV в. Бортца и его людей к принятию католицизма вынудили политические обстоятельства, а не религиозные чувства. Куманская епископия находилась в Румынском Прикарпатье и Юго-Восточной Трансильвании.

Библиографический список

Виллардуэн Жоффруа де. Завоевание Константинополя. М., 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Villarduen/ frametext4.htm$ http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Villarduen/frametext5.htm

Гаркавец А.Н. Кыпчакское письменное наследие. Т. II: Памятники духовной культуры. Алматы, 2007. 911 с.

Гераськова Л.С. Половецкая статуя из с. Чернухино // Советская археология. №3. М., 1974. С. 256-257. ~URL: http://kronk.narod.ru/ library/geraskova-ls-1974.htm

Гмыря Л.Б. Адаптационные поведенческие механизмы христианского населения (пленников и рабов) «Страны Гуннов» Прикаспия // Взаимодействие народов Евразии в эпоху Великого переселения народов: мат. науч. симпозиума. Ижевск, 2006а. С. 111-117.

Гмыря Л.Б. Внедрение христианской символики в систему языческих верований населения «Страны Гуннов» Прикаспийского Дагестана // Взаимодействие народов Евразии в эпоху Великого переселения народов: мат. науч. симпозиума. Ижевск, 20066. С. 117-127.

Гмыря Л.Б. Хазарская мадонна // Обряды и культы Древнего и Средневекового Дагестана/ Махачкала, 1986. С. 90-109. URL: http://www. kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid= 10

Голден П. Религия кыпчаков средневековой Евразии // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 6: Золотоордынское время. Донецк, 2008. С. 309-340.

Голубовский П.В. Половцы в Венгрии. Киев, 1889. 28 с.

Гугуев Ю.К. Половецкий пассаж Жана де Жуанвиля // Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2007. С. 369-384.

Ермоленко Л.Н. Средневековые изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировозрения). Новосибирск, 2004. 132 с.

Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2007. 400 с.

Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 2. XVI, 938, 87, IV с.

Плано Карпини дель Д. История монгалов. Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253. М., 1957. 270 с.

Клари де Р. Завоевание Константинополя. М., 1986. [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Klari/frameKlari3.htm , http://www.vostlit.info/Texts/rus/Klari/frameKlari4.htm.

Князький И.О. Половцы в Днестровско-Карпатских землях и Нижнем Подунавье в конце XII - первых десятилетиях XIII в. // Социально-экономическая и политическая история Молдавии периода феодализма. Кишинев, 1988. С. 22-32.

Осшян О. Поширення християнства серед половщв XI-XV ст. // Кшвська старовина. Киев, 2005. №1. С. 3-28.

OciiraH О. Поширення християнства серед половщв XI-XV ст. // Кшвська старовина. Киев, 2005. №2. С. 3-22.

Отрощенко В.В., Вовк Т.А. Золотоординський перюд в icTopii половщв // Етноси Украши. Тюркський Свгг. Киев, 2000. С. 81-89.

Отрощенко В.В., Рассамакш Ю.Я. Половецький комплекс Чин-гульського кургану // Археолопя. Киев, 1986. Вип. 53. С. 14—36.

Плетнева С.А. Женская половецкая статуя с ребенком // Советская археология. М., 1974. №3. С. 258-262.

Пашуто В.Т. Половецкое епископство // Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство: избранные статьи. М., 2011. С. 573-581.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. I: Извлечения из сочинений арабских. XVI, 563, [1] с.

Albrici monachi Trimnfontimum Chronicon / Edidit P. Sheffer-Boichorst-1241. // Monumenta Germaniae Histórica. Scriptores Hannover: Societas Apiriendis Fontibus Rerum Germanicarum Medii Aevi, 1874. Т. XXIII. S. 631-950.

Chronicon Dubnicense: Cum codicibus Sambuci Acephalo et Vaticano, cronicisque Vindobonensi picto et Budensi accurate collatum // His-toriae Hungaricae fontes domestici. Pars prima. Scriptores; 3. Quinque-Ecclesiis, 1884. S. 1-207.

Dume A. Sketch of a portrait, the life of an atypical monarch: Ladis-lau IV the Cuman (1272-1290) // Analele Universitátii din Oradea. Istorie-Arheologie. Oradea, 2008. Т. XVIII. S. 13-23.

Dume A. Turanicii: tátarii §i cumanii in cadrul politicii regale interne §i externe a Ungariei in timpul monarhului Ladislau al IV-lea (1272-1290) // Analele Universitátii din Oradea. Istorie-Arheologie. Oradea, 2007. Т. XVII. S. 15-28.

Paloczi-Horvath A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe Peoples in Medieval Hungary. Budapest, 1989. 141 p.

Rogerii Miserabile carmen super destructione regni Hungariae per Tartaros facta // Monumenta Germaniae Histórica. Scriptores. Hannover, 1892. Т. XXIX. S. 547-567.

Scriptores Rerum Hungaricarum Veteres ac Genuni. Cura et Studio Joannis Georgii Schwandtneri. Pars Prima. Vindobonae, MDCCLXVI (1766). [Электронный ресурс]. URL: http://mek.oszk.hu/08800/08829/ 08829.pdf

Spinei V. Moldavia in the 11th-14th Centuries. Bucure§ti, 1986.

276 p.

Spinei V. The Cumnic Bishopric: genesis and evolution: Genesis and Evolution // The Other Europe in the Middle Ages. Avars, Bulgars, Khazars, and Cumans. Leiden; Boston, 2008. P. 413—456.

Vasary I. Cumans and Tatars.Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge, 2005. XVI, 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.