Научная статья на тему 'Католическое учение о приходе и религиозных общинах'

Католическое учение о приходе и религиозных общинах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
361
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИНА / ПРИХОД / II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / ЭККЛЕСИОЛОГИЯ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / COMMUNITY / PARISH / SECOND VATICAN COUNCIL / SACRSANCTUM CONCILIUM / ECCLESIOLOGY / ROMAN CATHOLIC CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сентмартони Михаль

Статья посвящена трем вопросам: некоторым основным принципам католического учения о приходе; анализу небольших религиозных общин с богословской и экклесиологической позиции; взаимоотношению между приходом и общинами внутри него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roman Catholic Teaching on the Parish and Religious Communities

This article deals with three questions: a few guiding principles of the Roman Catholic teaching on parishes: an analysis of smaller religious communities from the theological and ecclesiological point of view, as well as a discussion of the relationship between the parish and smaller communities which exist within it.

Текст научной работы на тему «Католическое учение о приходе и религиозных общинах»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2012. Вып. 3 (41). С. 47-56

Католическое учение

О ПРИХОДЕ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИНАХ М. Сентмартони

Статья посвящена трем вопросам: некоторым основным принципам католического учения о приходе; анализу небольших религиозных общин с богословской и экклесиологи-ческой позиции; взаимоотношению между приходом и общинами внутри него.

Богословские размышления о приходе

Определение прихода. Нам представляется полезным начать размышления о приходе с определения, предложенного Катехизисом Католической Церкви: приход — это община христиан, основанная на определенных принципах внутри отдельной церкви; пастырская забота о приходе возлагается на священника, который подчиняется епархиальному архиерею. Это также место, где все верующие собираются для совершения Евхаристии в воскресный день. Приход посвящает верующих в литургическую жизнь Церкви, собирает их для совершения богослужений, наставляет в спасительном учении Христа, выражает любовь Христову в добрых делах и братолюбии.

Это определение лучше всего становится понятно в историческом контексте. Первые четыре столетия приходы и епархии управлялись епископом. Стремительный рост христианской Церкви, начиная с правления императора Константина, означал, что епископ не мог больше нести личную ответственность за огромное число верующих. Сначала епископы распределяли пасторскую заботу о верующих между кафедральными священнослужителями. Развитие феодальной системы привело к тому, что приходы стали основываться в большинстве городов и сел. Эти приходы зависели от поддержки местного землевладельца. Таким образом, вплоть до Тридентского собора (1537—1542) приходы по большей части были территориальными, но без четко определенных границ, поскольку происходили частые смены землевладельцев. Тридентский собор постановил, что приходы должны находиться в определенных географических границах, и приходской священник окормлял только тех верующих, которые жили в пределах этих границ.

На практике обычно приходы имеют территориальную структуру, но каноническое право предусматривает основание приходов в зависимости от обряда, национальности или языка. Такие приходы называются «персональными приходами», поскольку включают не всех верующих данной области, но отдельных

людей (часто с довольно обширной территории), которые обладают общими чертами.

Функции прихода. Цель существования прихода может быть выражена четырьмя словами: богослужение, образование, служение и благотворительность.

Богослужение. Самоопределение христианской общины прежде всего находится в контексте богослужения, молитвы и духовного роста. Это основная необходимость верующих, которые составляют приход. Это также задача первостепенной важности для священника, управляющего приходом.

Образование. После обязанности богослужения христианская община призвана к задаче образования. В Западной Европе существует многовековая и прочная традиция католической школы. Такие школы часто являются приходскими (особенно начальные) и иногда объединяют несколько приходов (в особенности это касается средней школы). Этот образовательный процесс не соответствует системе светского образования. Он начинается до того, как ребенок достигнет школьного возраста (в Крещении родители называются «первыми и лучшими» наставниками своего чада), и продолжается после окончания школы. Призыв к ученичеству имеет историю длиною в жизнь, и христиане могут быть наставниками только пока остаются учениками.

Служение. Основываясь на главной заповеди Спасителя, мы должны любить Бога и своего ближнего. Приходы призваны быть сообществами, где братская любовь к ближнему питается и растет. В приходах обычно существует разнообразная общественная деятельность, когда члены прихода собираются, чтобы заботиться о бедных, больных и нуждающихся как в своем приходе, так и за его пределами. Следует отметить постоянную взаимосвязь между общением и социальной деятельностью на приходе, редко когда одно может осуществляться без другого.

Благотворительность. Никто из нас не является непосредственным владельцем чего бы то ни было — это основополагающая мысль для христианского понимания мира. Все, что мы имеем, — дар Божий, и мы отвественны за его использование. Господь учит нас, что мы отвечаем за то, как распоряжаемся его дарами, и осуждает эгоистическое отношение к ним. Приход является прекрасной средой для укреплении в служении братолюбия. Сам приход нуждается в финансовой поддержке прихожан. Помимо этого, в материальной поддержке нуждаются епархиальные проекты, далее верующие призваны принимать участие в национальной и интернациональной деятельности Церкви для облегчения голода и бедности.

Изменения, вызванные IIВатиканским собором. II Ватиканский собор (1959— 1965) привел к изменениям во всех четырех областях. Первым полным деянием собора стал свод правил о Святой Литургии (Sacrosanctum Concilium). Этот важ-

ный документ определяет Литургию как «вершину, к которой направлена деятельность Церкви; и в то же время источник, из которого проистекает вся сила Церкви»1.

Это утверждение главенства литургической деятельности в жизни Церкви привело к существенным литургическим изменениям, особенно введение служения Мессы на народных языках, когда акцент в богослужении сдвигается с личного благочестия и частного богопочитания к активному участию верующих в Мессе во время ее совершения.

В области образования также произошли изменения. Политические реалии середины ХХ в. означали, что во многих странах церковные школы перешли в ведомство далеко не сочувствующих Церкви правительств или же им пришлось работать безо всякой поддержки со стороны государства (иногда даже становиться «катакомбными»). В других странах произошло отделение Церкви от государства, с печальными последствиями для церковных школ. Даже в странах, которые допускали существование церковных школ наряду с государственной образовательной системой (например, Великобритания), закон давал государству право усиленного контроля за программой в этих школах. Принимая во внимание эти обстоятельства, и растущую стоимость строительства и ремонта школ, для простой приходской школы, где преподавали по католической программе, существование становилось все труднее. Подтверждая и особо выделяя освященную временем обязанность Церкви предоставлять школьное образование, собор также призывает к усилению просветительской деятельности и образования для взрослых на приходе, в содействии с католическими школами, где это только возможно2.

Демографические изменения, связанные с увеличением городов, сельской безработицы, иммиграции и миграции населения, также послужили причиной изменений социальной структуры существующих приходов. Во многох приходах, расположенных в центре городов, нехристианское население часто превосходило христианское. Попытки христианизации этого населения были по большей части безуспешны, что привело к заключению о том, что труд священства и прихожан в подобных обстоятельствах более направлен на межрелигиозный диалог и поиск общности, часто в отношении болезненных нравственных проблем.

Возникновение апостольства мирян. Другим значительным документом II Ватиканского собора стал Декрет об Апостольстве мирян, в котором отцы собора стремились «представить природу, характер и разнообразие апостольства мирян, установить его основы и дать пасторские указания для его более эффективного осуществления»3. Одним из положительных моментов этих структурных изменений служит появившееся стремление к небольшим сообществам, более персонального характера. Небольшие группы хорошо представляют себе задачу, и это служит объяснением их успешной деятельности на многих приходах.

1 Vatican Council II. Sacrosanctum Concilium 10.

2 Cm.: Sacred Congregation for the Clergy. General Catechetical Directory. 1971.

3 Vatican Council II. Apostolicam Actuositatem 1.

В то время как эти и многие другие организационные изменения влияют на структурный характер католического прихода, по всей видимости, им недостает значительного усилия для пересмотра основных целей и характера местной христианской общины. Главный ресурс Церкви — народ. И Церковь успешно действует в той мере, в какой она способна развивать и углублять человеколюбие в христианах. В этом отношении приход представляет собой общину, место, где можно обрести дружбу и контекст, в котором человеческие отношения способны обогатиться. Далее, приход должен быть общиной, где одним из даров является молитва. Многие люди сегодня не могут молиться, они не знают, как это делать, что это означает. Однако без этого созерцательного измерения нашей жизни невозможно достигнуть духовной зрелости4.

В этом контексте небольшие сообщества возникают изнутри приходов как ответ на духовные нужды, с которыми не могут справиться большие приходы.

Богословские размышления всегда берут начало в реальности (догматы формулируются для опровержения ересей!). II Ватиканский собор со всей серьезностью принял во внимание важный экклесиологический сигнал: пробуждение самосознательности у мирян.

Этот момент является существенным в трех областях: приходских церквях, в особенности новых, чья деятельность обязана именно активному участию мирян в жизни прихода; диверсификации священнослужителей, что означает принятие мирянами все больших обязанностей на приходе — помощники священника, катехизаторы, наставники молитвенных собраний, распределители материальных благ на приходе, ответственные за благотворительность, изучающие богословие и преподаватели богословских институтов; эти служения становятся постоянными по причине недостатка священников. На основании этого явления можно вывести следующий богословский принцип. Основным моментом понимания роли мирян в Церкви является учение о Церкви II Ватиканского собора, которое изменило юридическо-институционное определение Церкви на богословское определение Церкви как «народа Божия», где все крещеные имеют особое призвание и служение.

Рассмотренные выше изменения жизни прихода и трудности, с которыми приходится сталкиваться в приходской жизни, привлекают наше внимание к явлению религиозных движений и небольших сообществ в Церкви.

Богословие и экклесиология малых сообществ

Наличие небольших общин и религиозных движений — насущный и широко обсуждаемый вопрос в Католической Церкви. Чаще всего о них спрашивают: «Что это? Как они появились в историческом контексте? Как их можно оценивать с богословской точки зрения? Что думает о них церковноначалие?» Параллельно с этими вопросами всегда возникает следующий: Как члены различных

4 См.:. Hotchkin J. F. Directions emerging in catholic parish life // Mid-Stream. 1973. Vol. 12. 2—4. P. 105—115. Другие авторы также разделяют идею о том, что улучшение пастырских отношений могло бы помочь оживлению приходской жизни (см.: PurnellD. Why Do We What We Do When We Teach Pastoral Theology at United Theological College, Sydney // Pastoral Theology. 2004. Vol. 53. P. 87-94).

движений и малых сообществ сами определяют свою деятельность и роль в контексте прихода, и т. д.?

Сообщество в сравнении с группой. Для того чтобы начать анализ, необходимо провести различие между небольшой психологической группой и сообществом. Психологическая группа формируется для соответствия нуждам личности, это могут быть как психологическая, так и религиозная необходимость. Сообщество же формируется вокруг Слова Божия и необязательно является небольшой группой.

В экклесиологическом контексте термин «община» имеет многозначный смысл.

Сообщество в значении народа Божиего. Основные черты народа Божиего присутствуют во всех небольших общинах, включая приход. Это:

— ясное понимание того, что быть христианином — это свободный выбор Бога и призыв к личности быть соработником в деле спасения мира. Папа Римский Бенедикт XVI недавно во время своего визита в Германию, отвечая на вопрос, почему многие люди покидают Церковь, сказал, что Церковь не спортивный клуб, куда любой может как войти, так и покинуть его, но сети Божии, в которые мы улавливаемся;

— убеждение, что быть христианином означает быть свидетелем воскресения Христова в то время и в том месте, где ты живешь (как это следует из речи апостола Петра в доме сотника Корнилия (Деян 10. 34—43))5;

— чувство ответственности, сознание того, что быть христианином означает служить другим, как ясно из рассказа о послании учеников на проповедь: «А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10. 7—8).

Община в смысле литургического собрания. На языке Церкви община — это собрание людей, совершающих Литургию, в особенности приносящих Евхаристию. В богословском контексте литургическое собрание является приходской общиной.

Законная община — это приходская община, которую составляют все верующие, принадлежащие к определенному приходу. Здесь необходимо избегать

5 «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

крайностей: приходская община не является нерушимыми семейными узами, в то же время приход не является и предметом личного выбора, в смысле его смены человеком по различным причинам.

С богословской точки зрения новые церковные общины служат самовыражением мирян в поиске ими самоопределения. Важно отметить, что большинство недавно возникших течений имеют своими основателями мирян.

В этом состоит разница между малыми группами до и после II Ватиканского собора: раньше эти группы координировались священниками, в то время как теперь множество небольших групп и религиозных движений организованы мирянами (например, неокатехумены, фоколары, община св. Эгидио).

Можно смело утверждать, что поиск самоиндентификации мирян прошел первую стадию «детства», когда к мирянам относились как к младшим, которых священству следовало водить за руку. Но можно ли говорить о достижении мирянами зрелости в смысле церковного служения?

Богатство разнообразия. Существует большое разнообразие целей отдельных общин. Одни устремлены к поиску более углубленной духовной жизни, другие к усилению совместной литургической жизни, третьи к осуществлению социального учения Христова в жизни. Некоторые занимаются помощью в пасторских трудах, проповеди слова, есть общины, которые посвящают себя служению делам благотворительности.

И хотя в разных странах Европы, США и Латинской Америки можно найти различные направления внутри Церкви, они разнятся своим сомоопределением и тем, как они видят свою роль в данном приходе.

Изначально основные группы в Латинской Америке отличались значительной политической направленностью (например, община св. Эгидио), в Великобритании многие группы занимаются благотворительностью (например, общины св. Павла), а также приходской работой, такой как посещение больных (мирские помощники священников). В Германии многие общины стремятся к углублению молитвенной жизни (харизматики, Schonstatt movement). В тех частях Франции, где все еще живы старокатолические традиции, большие общины харизматиков принадлежат к Обновленческому движению. Существуют духовные движения, которые направлены на духовный рост их членов. Особый случай представляет движение неокатехуменов, с его особым наставничеством, которое состоит из нескольских степеней посвящения в догматы христианской веры.

Харизма и учение Церкви. По словам папы Иоанна Павла II, все эти группы являются новым периодом отождествления мирян с Церковью, и это, вне всякого сомнения, служит на пользу Церкви6.

Новые движения принесли Церкви добрый плод: углубленная религиозность, обретение Христа и красоты молитвы, радость живой веры и свидетельства, щедрость христианского служения бедным, увеличение числа священнослужителей и монашествующих.

6 John PaulII. Christifideles Laici 3.

С другой стороны, некоторые проблемы возникают не только на основании пасторских и институционных оснований, но и по причине определенного трения между различными группами и ассоциациями. Тот же папа Иоанн Павел II упомянул некоторые из этих проблем по случаю встречи представителей различных течений 30 мая 1998 г., сказав, что наличие различных движений и их взаимодействие подразумевает возникновение новых вопросов, напряженных ситуаций и проблем7.

Это могут быть вопросы как дисциплинарного, так и вероучительного характера. Наиболее значительные проблемы возникали в приходах, где подобные движения пытались радикальным образом воплотить собственное понимание духовности как единственный правильный путь христианской жизни. Другая проблема имела источником общины и религиозные движения, которые из боязни потерять свободу и созидательность не желали обращаться к церковнона-чалию за одобрением своего учения.

Чтобы избежать подобных трений, был составлен документ под названием СИпБиАёеЬБ Laid, где дается определение критериев кафоличности этих движений, названных «критериями церковности»: главенство осознания всеобщей призванности к святости, отвественность за исповедание кафолической веры во всей ее полноте, тесная связь с церковноначалием, согласие и участие в апостольском служении Церкви в деле проповеди, активное участие в жизни общества8.

Приведенное выше описание церковных движений принадлежит папе Бенедикту XVI, когда он был еще кардиналом и возглавлял Конгрегацию Верных9. Эти движения сохраняются как «харизматическое измерение» в Церкви. Здесь начинается интересная богословская конфронтация: взаимоотношение между «харизмой» и «учением», и эти два полюса могут создавать напряжение не только на теоретическом уровне, но и в практической жизни прихода.

Теоретически не должно быть оппозиции между харизмой и учением Церкви, должен существовать их гармонический синтез, поскольку оба начала являются составляющими Церкви. Богословское обоснование этого мы находим у апостола Павла, который говорит, что Церковь зиждется на основании апостолов и пророков: «И Он дал одним быть апостолами, другим — пророками...» (Еф 4. 11). Эти два измерения — апостольское учение и пророческая харизма — объединяет диалогическая диалектика.

Главное, к чему призваны все внутрицерковные движения, — духовная зрелость, которая имеет следующий критерий: послушание церковноначалию. Зачастую церковноначалие — это священник того прихода, где члены различных движений и малых общин живут и работают.

Общины (движения) и приход. Растущее число различных движений и общин стало вызовом для привычных моделей прихода, порождая в них измене-

7 Cm.: Pontificium Consilium pro Laicis. I Movimenti nella chiesa. Atti del Congresso Mondiale dei Movimenti Ecclesiali. Roma 27-29 maggio 1998. Citta del Vaticano, 1999. P. 222.

8 Cm.: John PaulII. Christifideles Laici 30.

9 Cm.: Ratzinger J. Movimenti Ecclesiali e loro collocazione teologica // Rassegna di Teologia. 1999. Vol. 40. P. 822.

ния. Следующие возможные приходские модели отражают положение Церкви в США. Если основная цель приходской жизни — это посвящение в веру, в таком случае мы можем думать о различных моделях прихода.

Водительсто как парадигма и процесс — эту модель можно назвать классической, поскольку она является образом Христа, принятым Церковью в процессе становления христианина в Римо-Католической Церкви, в ее подходе к катехизации, причастию, молитве и апостольскому служению в деле формирования и наставления катехуменов. Это может относиться и к проповеди.

«Школьная» модель — еще ее называют моделью девяти месяцев, поскольку ее стремятся соотнести со школьным учебным годом. Один из основных принципов этой модели: «Все что нужно знать — это то, что отличает католика от других». Основное внимание в этой модели уделяется обучению. Как детям необходимы определенные знания, чтобы жить в этом мире, также и католикам необходимы основные принципы жизни в католическом мире. К сожалению, опыт показал, что этот подход во многих случаях неэффективен для взрослых.

Модель, основанная на чтении Св. Писания, — данная модель проистекает из церковного понимания роли Священного Писания: это сердце нашей веры. Центром внимания здесь являются воскресные чтения из Священного Писания. Этот метод в большей степени диалогичен. Оглашаемым предлагают вложить свой опыт богообщения и присутствия Божия в общение со словом Божиим. Преимущество этого метода состоит в том, что он дает взрослым возможность духовного роста и научения. Недостаток заключается в том, что все это может превратиться в простое чтение друг другу отрывков Писания и высказывание своих мыслей. Каждый говорит, что он думает или чувствует о прочитанном из Писания. Эти мысли и понимание Писания могут не соответствовать тому, во что верит и чему учит Католическая Церковь.

Ученическая модель — это модель берет начало в 14-м параграфе Декрета II Ватиканского собора о миссионерской деятельности: «период оглашения — это не только наставление в догматах и положениях, но и период научения христианской жизни»10. Основное положение здесь: «Люди учатся быть католиками, поступая в повседневной жизни так, как должны поступать католики». Модель ученичества имеет много общего с моделью наставничества, которую можно представить на примере Спасителя с учениками. Иисус учил не только на словах; он учил примером и формировал поведение своих учеников, наставляя их следовать Его поступкам.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки. И все же нужно обратиться к конечной цели всех этих методов. Если приходы стремятся принять образ Христова наставничества и сформировать отношения наставник — ученики, будучи способными при этом находиться в послушании Господу, в таком случае, употребляя созидательную деятельность, мудрость и молитву, приходы смогут сформировать такую модель, которая приведет к желаемому результату11.

10 Vatican Council II. Ad Gentes 14.

11 Cm.: SokolD. Parish Models of the RCIA // Liturgical Ministry. 2006. Vol. 15. P. 87-94.

Положительная роль религиозных движений и малых общин. Связывая вышеуказанный подход к приходской работе как способ приобщения к вере с существованием небольших общин и движений, мы можем сделать некоторые выводы.

Во-первых, приход не может существовать без приходского священника. Пасторское служение Христа осуществляется через служение священника, особенно в контексте Евхаристии, Покаяния и проповеди слова Божия. Эти проявления служения являются исключительным правом приходского священника, который действует «in persona Christi» (Катехизис Католической Церкви № 1548). Приходской священник возглавляет свою общину от имени епископа, это служит нам напоминанием о том, что эта община не имеет права существования в Церкви сама по себе, но только как часть церковного организма, или, словами II Ватиканского собора: «Приходы на местах представляют некоторым образом видимую Церковь, основанную на земле» (Sacrosanctum Concilium 42). Приход — это утроба, где люди рождаются для веры, место, где они становятся христианами, и путь воплощения жизни по Евангелию12.

Во-вторых, небольшие общины, участники различных движений и даже монастыри не являются сами по себе церквями, но лишь формами ученичества, образом следования за Христом, поэтому никогда не могут сосуществовать с Церковью или являться альтернативой церкви, т. е. приходской общины. Их место внутри приходской общины в рамках служения мирян на приходе или диа-конии.

В-третьих, есть некоторые проблемы, с которыми приходу придется столкнуться в ближайшем будущем, и решение нужно искать в роли небольших сообществ. Одна из этих проблем — необходимость приобщения верующих к более глубокой духовной жизни. Много лет назад известный немецкий богослов Карл Ранер сказал, что христианство третьего тысячелетия будет мистическим либо совсем исчезнет. В настоящее время небольшие общины дают возможность личности проводить более углубленную духовную жизнь. Первостепенная задача прихода — действенная «педагогика святости», т. е. направление верующих к святости жизни13.

Многие движения и небольшие общины сосредотачивают внимание на святости их участников. Недавний замечательный пример — движение фоколаров, когда одна из его участниц, 18-летняя Кьяра Луче Бадано, воспитанная в традициях этого движения, была беатифицирована.

Другой проблемой, с которой сталкиваются приходы, является возрождение просвещения. Мы живем в дехристианизированном мире (который часто называют «постхристианским»), иногда этот мир даже враждебен христианству. Приход не может определять себя как спасительное небо или гавань, где люди получают все, что им нужно для духовной жизни, но должен определять себя как собрание учеников Христовых, имеющих ту же миссию, что и Его первые ученики: «Идите и проповедуйте Евангелие всем народам». Многие из новых религиозных движений и небольших общин прониклись этим призывом и посвятили свои усилия проповеди Евангелия.

12 См.: BianchiE., CortiR. La parocchia. Magnano (BI), 2004. P. 28.

13 Cм.: John Paul II. Nuovo Millenio Ineunte 46.

Спиральная, или вихревая, модель прихода. Многое из вышесказанного вопло-шается в так называемой модели «спирали или вихря», описанной Десмондом Рьяном в «Католическом приходе»14. В этой модели приход действенно функционирует, когда его деятельность берет начало в Евхаристии и движется во вне, расширяясь во внешний мир вокруг. У мирян гораздо больше возможностей диалога с окружающим их миром, чем у священников и епископов, и благодаря подобному расширению учение Церкви о семейной жизни, браке, правах человека и праве на жизнь доходит до мира. Деятельность прихода «спиральной» модели направлена вовне и несет Евангельскую весть далеко за свои пределы. Это механизм, посредством которого современный приход оказывает влияние на мир, в котором он существует. Иными словами, приход перестает осуществлять свою задачу, когда подобное центробежное движение сходит на нет, и он сжимается до небольшой замкнутой в себе общины, которая собирается раз в неделю, не думая об окружающем мире или даже боясь его (как это поразительно напоминает апостолов до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы!)

В заключение хочется повторить слова папы Иоанна Павла II, который называл новые религиозные движения признаками расцвета в Католической Церкви.

Ключевые слова: община, приход, II Ватиканский собор, экклесиология, Католическая Церковь.

The Roman Catholic Teaching on the Parish and Religious Communities

M. SzentmArtony

(Pontifical Gregorian University, Rome)

This article deals with three questions: a few guiding principles of the Roman Catholic teaching on parishes: an analysis of smaller religious communities from the theological and ecclesiological point of view, as well as a discussion of the relationship between the parish and smaller communities which exist within it.

Keywords: community, parish, Second Vatican Council, Sacrsanctum Concilium, ecclesiology, Roman Catholic Church.

14 См.: Ryan D. The Catholic Parish. Stagebooks, 1996. P. 183 ff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.