Научная статья на тему 'Католическая церковь в вице-королевстве Перу: этапы и специфика процесса христианизации аборигенного населения Южной Америки в XVI в'

Католическая церковь в вице-королевстве Перу: этапы и специфика процесса христианизации аборигенного населения Южной Америки в XVI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1033
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКИСТА / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В НОВОМ СВЕТЕ / ИНДЕЙСКИЙ ПРИХОД В XVI В. / CONQUISTA / BULLA / CURIA / SPIRITUAL MISSION AND THE ORDER / THE EPISCOPATE / CHRISTIANIZATION OF THE INDIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Евгения Юрьевна

В статье анализируются первые десятилетия становления католической церкви в Новом Свете, этапы и характер влияния католицизма в рамках культурного взаимодействия испанцев и аборигенного населения. Рассматриваются аспекты политической, экономической и духовной деятельности церкви. Особое внимание уделяется специфике процесса христианизации индейцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATHOLIC CHURCH IN THE VICEROYALTY OF PERU: STAGES AND SPECIFICITY OF THE PROCESS OF CHRISTIANIZATION OF THE NATIVE POPULATION OF SOUTH AMERICA IN THE XVI CENTURY

The article analyzes the formation of the first decades of the Catholic Church in the New World, the stages and the impact of Catholicism within the cultural interaction of Spaniards and the native population. The author examines aspects of political, economic and spiritual activities of the church. Particular attention is paid to the specifics of the process of the Christianization of the Indians.

Текст научной работы на тему «Католическая церковь в вице-королевстве Перу: этапы и специфика процесса христианизации аборигенного населения Южной Америки в XVI в»

Зарубежная история

Е.Ю. Волкова

католическая церковь в вице-королевстве перу: этапы и специфика процесса христианизации аборигенного населения Южной Америки в XVI в.

в статье анализируются первые десятилетия становления католической церкви в новом свете, этапы и характер влияния католицизма в рамках культурного взаимодействия испанцев и аборигенного населения. рассматриваются аспекты политической, экономической и духовной деятельности церкви. особое внимание уделяется специфике процесса христианизации индейцев.

Ключевые слова: конкиста, христианизация индейцев, религиозная политика в новом свете, индейский прихов в XVI в.

С открытием испанцами Нового Света перед папским престолом возник ряд вопросов, затрагивающих разные аспекты взаимоотношений католической церкви и аборигенного населения Южной Америки. Все они требовали политических и организационных решений от Ватикана.

С новыми землями и их населением папская курия познакомилась через отчеты миссионеров. Первыми из католических священнослужителей в Новый Свет прибыли обыкновенные приходские священники, которые служили капелланами на кораблях конкистадоров. Именно они начали вести миссионерскую деятельность на захваченных землях. Но, не готовясь специально к такого рода деятельности, они не оправдали возлагаемых на них надежд, особенно в методах христианизации.

Со следующим этапом конкисты в Испанскую Америку прибыли и представители духовных католических орденов. Первыми появились доминиканцы, следом прибыли францисканцы, а затем августинцы. Монахи этих орденов активно участвовали в конкисте. Их деятельность

Зарубежная история

имела ряд характерных черт, не свойственных для уже сформированной модели миссионерской работы, опробованной ранее на христианизации мавров и евреев, а также в других колониях Испании. Специфика этих различий заключалась в следующем: у каждого ордена был свой устав и своя политика в вопросах взаимоотношений с местными властями и энко-мьендеро (владелец энкомьенды - территории, выделенной «под опеку», население которой обязано выплачивать подати ее владельцу). Также для этого периода характерны постоянные споры о богословии и занимаемой тем или иным орденом позиции по отношению к аборигенам. Были даже зафиксированы случаи церковных судов между францисканцами и доминиканцами. Формируется конкуренция между монашескими орденами, руководство которых понимало стратегическую необходимость в закреплении позиций своей миссии на новых землях. Отсутствие общего для всех миссионерских орденов управляющего органа, а также удаленность от Ватикана лишь способствовали формированию противоречий в интерпретациях указов и булл папы по методам и характеру христианизации местного населения и отношения к аборигенам.

Деятельность орденов делится на несколько этапов. Первый занимает примерно 20 лет с начала конкисты, когда католические монахи создавали в городах миссионерские приходы и церкви, зачастую на фундаменте или в стенах языческих храмов. Эти приходы отряжали нескольких монахов для общения с аборигенами. Они постоянно жили вместе с индейцами, изучали их язык, быт и нравы и, ведя миссионерскую деятельность, особое внимание уделяли детям. Так выросло поколение, владеющее испанским языком и знакомое с христианством настолько, что позже они допускались до участия в богослужениях. Из них были сформированы т.н. «училища». Следующий этап занял примерно такой же период времени и включал в себя распространение такого социального и религиозного института, как индейские приходы. Зачастую к ним прикреплялись энко-мьенды (земельные наделы). Но очень важным в истории католической церкви в Новом Свете стал третий этап, переход от индейского прихода к городскому и сельскому и их выход (1560-1570 гг.) из-под юрисдикции монахов. Именно тогда в Новом Свете возникла настоятельная потребность в белом духовенстве.

Распространение приходов и деятельность орденов сопровождается конфронтацией с конкистадорами, а каста энкомьендеро стала их основным оппонентом. Здесь наблюдалось и столкновение экономических интересов - за приходами закреплялась не только земля, а это иногда были огромные площади, но и проживающее на ней население без права ухода. Энкомьендеро теряли земельные наделы и дешевую рабочую

силу. Политический же конфликт заключался в том, что вице-король, пытаясь ослабить власть конкистадоров, проводил политику равновесия между гражданским и военным населением, поддерживая в ряде спорных моментов монахов, в чьих руках был сконцентрирован значительный административный ресурс.

Также осложнилась ситуация и во взаимоотношениях между самими орденами, которую можно охарактеризовать как «гражданскую войну» миссий. Это вызвало беспокойство у властей метрополии, и Ватикан в 1537 г. буллой «Sublimus Dei» («Выше Господа») папы Павла III признал «спорные» методы крещения, но призвал к единообразию и согласию [9]. Король Карл V внес запрет на строительство рядом францисканских и доминиканских монастырей и переход индейцев из ордена в орден.

Самым важным конфликтом, породившим противоречия в деятельности церкви в Испанской Америке, стала проблема приходского духовенства и монахов-миссионеров. Как мы выяснили ранее, деятельность миссии в итоге заключалась в создании прихода, чья территория должна была стать епархией, в чем власти видели логическое завершение работы миссионера. В испанских колониях это стало, прежде всего, административной проблемой.

Еще при завоевании Кастилией Канарских островов и Гранады римские папы предоставили короне исключительную власть над церковью на захваченных территориях. Ряд принятых с 1493 по 1510 гг. папами Александром VI и Юлием II булл подтвердил полномочия Мадрида в религиозной политике в Новом Свете. Корона получила право «королевского патроната» (patronato real) над всеми священнослужителями, отправляющимися в колонии и на новые земли [10]. Епископы, назначенные из Ватикана, подчинялись королю. В Мадриде при кортесах действовал «Совет по делам Индии», который и утверждал королевскими седулами (указами) все кандидатуры членов отправляющихся в Новый Свет экспедиций. Отдельно утверждались списки миссионеров, отдельно - орденов. Монахам был делегирован ряд полномочий: составление докладов о жестокости и нарушениях указов конкистадорами; решение вопросов, относящихся к сфере компетенции гражданской власти. Епископы также назначались королем, но их отчеты поступали непосредственно папе. Монахам приходилось выполнять рад не свойственных им функций -это и организация новых приходов, назначение (не рукоположение) туда священников, конфирмация (миропомазание). В связи со сложившейся ситуацией пришлось пересмотреть монашеские обязанности. Так сформировалась система индейских приходов, не подчиняющихся централизованной церковной власти. Этому способствовала и их финансовая

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

] .

независимость, при которой доходы от энкомьенды шли в приходскую казну, минуя епископов. Главы орденов делали все для сохранения этих привилегий, зафиксированных ранее в папских буллах.

В 1521 г. папа Лев X буллой «Alias Felices» («Иначе счастливые») дал полномочия францисканским миссионерам совершать постриги в орден и назначать их глав, если там не было епископа [6]. На расстоянии 40 миль (60 км) от епископской столицы миссионеры обладали всей полнотой власти. 10 мая 1522 г. папа Адриан VI буллой «Exponi nobis fecisti» («Пояснения к исполнению»), известной в Испанской Америке под названием «Всемогущая» («Omnipotens»), распространил эти права на все монашеские ордена [8]. Папские буллы наделяли монахов орденов правами инквизиторов, они же получали право привлекать к суду и выносить приговоры по обвинению в ереси любому подданному испанского короля, проживающему на вверенной им территории. Такая ситуация не могла продолжаться долго, и в 1555 г. епископы отправили свой первый протест в метрополию. Их основное требование было следующим: чтобы монахи получали разрешение на открытие новых приходов, а затем приглашали туда епископов. Но корона не удовлетворила их требования. Только в 1564 г. папа Пий V вмешался и буллой «Benedictus Deus» («Богословен Бог»), основываясь на решениях Тридентского собора (XIX Вселенский собор 1545-1563 гг.), отозвал ряд делегированных полномочий миссионеров [7].

Инквизиция - это одно из наиболее значимых явлений в истории Европы, особенно для католической Испании. Поэтому для анализа истории конкисты важно рассмотреть и деятельность инквизиторов в Новом Свете.

Первыми инквизиторами стали монахи орденов, а с прибытием белого духовенства эти функции выполняли епископы и другие церковные иерархи. Это период т.н. «примитивной эры» в деятельности колониальной инквизиции, завершившийся в 1569 г., когда в Испанской Америке были созданы специальные «священные» трибуналы во главе с особо назначенными короной и папой инквизиторами.

Им было приказано, помимо выявления еретиков, расследовать случаи нежелания перехода индейцев в христианскую веру или их возвращения к язычеству. Но особое внимание уделялось «старым» еретикам, переселенцам из Европы, распространяющим «протестантскую скверну». Зачастую инквизиционный суд защищал политические интересы как духовных, так и гражданских властей.

Деятельность инквизиторов не была регламентирована, а если учесть, что почти все индейцы стали двоеверцами, то и под суд можно было отдать любого. Но истребление аборигенного населения было экономически нецелесообразным: ввоз рабов из Африки был дорогостоящим

предприятием, а потеря такой дешевой рабочей силы, как индейцы, била по карманам не только энкомьендеро, но и самих церковников (приходы и епископаты владели энкомьендой и приписанными к их землям поселениями). Да и сам приговор не мог принести прибыли, т.к. в случае осуждения индейца его обычно приговаривали к смертной казни с конфискацией имущества или к отлучению от церкви. Исходя из экономической ситуации, дабы умерить деятельность инквизиторов, Филипп II декретом от 23 февраля 1575 г. запретил привлекать индейцев к суду по обвинениям в преступлениях против веры [11]. Теперь вопросы отступления индейцев от христианских догматов находились в ведомстве генеральных викариев при епископатах, которых называли также «провизорами». Они были более снисходительны к духовным преступлениям индейцев, ограничиваясь, большей частью, наложением епитимьи.

По ряду экономических соображений инквизицию также мало интересовали и свободные негры, мулаты и самбо (потомки негров и индейцев), большинство из них были рабочими, ремесленниками или слугами как энкомьендеро, так и епископов и самих инквизиторов. Они не имели имущества, которое можно было конфисковать. Но, если требовалось провести показательный суд, а более перспективного обвиняемого выявить не удалось, инквизиторы привлекали к суду и их, как правило, ограничиваясь сравнительно мягкими наказаниями - поркой или ссылкой на галеры.

Более жестокую борьбу инквизиция вела с «новыми христианами» -марранами (иудеями) и морисками (маврами), обращенными в католичество переселенцами из Европы. Часть из них прибыла в колонии непосредственно из Испании. В 1507 г. «новым христианам» за выплату налога в казну разрешили проживание и занятие торговлей в Индиях в течение двух лет, но часто, приехав в Новый Свет, они там и оставались. В 1522 г. специальным указом императора Карла V въезд «новым христианам» в Индию был запрещен [2]. Но переселенцы продолжали прибывать в колонии через Португалию, куда в конце XV в. из Испании бежали многие из них. Въезжая на территорию португальской колонии Бразилия, они оттуда иммигрировали в испанские владения в статусе христиан-«португальцев». Изобличению и поимке этих врагов католической веры инквизиторы уделяли особое внимание.

Самые серьезные меры преследования применялись инквизицией по подозрению в протестантизме. Все переселенцы из тех европейских государств, где была распространена эта ересь, находились на особом контроле у светских и духовных властей: вице-короля и архиепископа.

Тем не менее в первый период истории конкисты в Испанской Америке инквизиция не имела возможностей и ресурсов для масштабного

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

контроля и преследования противников церкви и веры, как это было в метрополии. Епископы и руководители монашеских орденов в первой половине XVI в. довольствовались контролем лишь на подведомственных им землях. Их больше беспокоили вопросы другого порядка: строительство приходов, укрепление своих политических позиций, противоборство с конкистадорами, конфликт между орденами за сферы влияния. Оторванность от метрополии и Ватикана освобождали их от контроля над выполнением королевских указов, папских булл и энциклик. Вицекороли и епископы были не в состоянии контролировать деятельность орденов. Стремясь укрепить свое положение и навести порядок в колониях, они отправляли донесения королю, прося официально учредить инквизиционный трибунал. Помимо вопросов веры и властных полномочий, их волновал и экономический аспект. Монашеские ордена присваивали «quinto real» - пятую часть доходов колонии, шедшую в королевскую казну.

Так, Франсиско де Толедо, вице-король Перу (1569-1584), жаловался Филиппу II, что не может справиться с монахами и священниками, которые под предлогом обращения в христианство грабят индейцев, что повсюду раздается ропот на королевских чиновников, бродят шайки грабителей, возникают мятежи против королевских властей. «Языки у всех распустились, никто не соблюдает закона и церковных заповедей. Шлите инквизиторов!» - взывал вице-король [12].

Священник Мартинес писал генеральному инквизитору Испании Диего де Эспиносе 23 декабря 1567 г.: «...в королевстве Перу столько свободы для извращения и греха, что если нам Господь Бог не придет на помощь, то опасаемся, что эти провинции станут хуже, чем Германия. Если наш Господь пришлет в это королевство судей священного трибунала инквизиции, то им не справиться с имеющимися многочисленными делами до самого дня последнего суда» [13].

Церковные и светские чины требовали установления в колониях «экстраординарной инквизиции». 25 января 1569 г., с изданием указа об учреждении трибунала в колониях Испании, закончился первый этап деятельности инквизиции [5].

На основании декрета Филиппа II генеральный инквизитор кардинал Эспиноса учредил два трибунала в Испанской Америке - в Лиме и Мехико. Юрисдикция лимского трибунала распространялась, кроме Перу, также на Чили, Ла-Плату и Парагвай. К 1570 г. в Лиме и Куско ожидали решения более ста дел. В Лиму передавались дела из Буэнос-Айреса (за 2 тыс. миль), а также из Сантьяго-де-Чили. Казна инквизиции в Перу пополнялась за счет преследования богатых купцов, их собственность

по решению судов автоматически конфисковалась. 70-е гг. XVI в. стали определенной вехой в процессе формирования католической церкви в Испанской Америке.

Деятельность церкви и инквизиции, в частности, в период конкисты интересна нам как один из факторов взаимовлияния и взаимодействия испанской и аборигенной культур.

Первые миссионеры по ходу евангелизации пришли к выводу, что насильственно обращенные в католическую веру индейцы не отрекаются от своих языческих богов, среди аборигенов широкое распространение получило двоеверие. Францисканский монах Херонимо де Мендиета (1525-1594) отмечает в своей «Церковной истории индейцев», что индейцы хранили изображения Христа среди своих «демонических идолов», и т.к. монахи заставляли их возводить кресты на всех перекрестках дорог, у входа в селения и на некоторых возвышенностях, то они прятали своих идолов под этими крестами и, поклоняясь кресту, в действительности поклонялись спрятанным изображениям демона [4].

Священники пытались вести борьбу с этим явлением. Разрушались или приспосабливались под нужды монахов культурные и религиозные памятники Инкской империи. «Я, - признавался миссионер Франсиско де Авила, участник конкисты в Перу, - сам собственноручно уничтожил свыше 30 тыс. идолов и сжег свыше 3 тыс. мумий, которым поклонялись индейцы» [1].

Важно помнить, что влияние католической церкви определялось не только ее непосредственной деятельностью на территории колонии, но и характером самой религиозной традиции в империи инков. Историк-марксист Хосе Карлос Мариатеги объясняет это так: слившись с социальным и политическим строем инков, их религия не могла пережить инкского государства. Она больше преследовала земные цели, чем цели духовного характера, ее, в первую очередь, интересовало не царство небесное, а царство земное. Поэтому она и являлась скорее религией всего общества, а не отдельного индивида. В результате один и тот же удар нанес смертельную рану и теократии, и теогонии. Если что и осталось в душе индейцев от их религии, так это отнюдь не ее метафизическая концепция, а связанные с сельскохозяйственными работами ритуалы, магия и пантеистические воззрения [3, с. 198-199].

Мариатеги отмечал, что теократический строй Перу покоился на обычной и повседневно ощущаемой силе власти, а не на чудотворной силе какого-то пророка и его слова. Инкское государство и было инкской религией. Когда погибло их государство, погибла и их религия [там же, с. 202-203].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

Но некоторые индейские племена, присоединенные инками к империи последними, были не готовы принять идею единого бога, христианские символы веры и догматы, т.к. еще находились на начальных стадиях общественного развития. В итоге их евангелизация ограничивалась только внешними атрибутами, а с уходом монаха-миссионера племя возвращалось к старым верованиям, восприняв и включив в свою повседневность из католицизма лишь элементы таинственной символики и обрядности.

Другие же воспринимали христианство иначе - это были племена, где религиозная политика инков проводилась дольше, ее специфика заключалась в повсеместном распространении на территории государства культа Бога-Солнца и Сапа-Инки как главенствующего в пантеоне и религиозной жизни, не уничтожая при этом местных религиозных традиций. Поэтому процесс христианизации многих племен привел к ситуации, когда аборигены восприняли христианскую религиозную доктрину, как ранее культ империи инков, включив новых богов в свой пантеон. Миссионеры оказались неспособными полностью вытеснить или искоренить прежние верования индейцев.

Таким образом, история конкисты - это не только влияние испанской католической культуры на аборигенную, так же, как и индейской культуры на испанских колонистов. В религиозной сфере это вызвало такое явление как синкретизм - взаимопроникновение верований. Этот феномен определил своеобразие латиноамериканских культур. Что же позволило возникнуть такому глубокому культурному взаимодействию? Можно долго рассуждать о характере конкисты и методах евангелизации миссионерами аборигенов, о политике церкви и метрополии. Конечно, в деятельности колониальных властей, как церковных, так и гражданских, присутствовали жестокие насильственные методы (здесь можно провести сравнение с завоеванием европейцами другого континента - Северной Америки. Там христиане почти полностью уничтожили цивилизации доколониального периода).

Испанская церковь сделала возможным диалог культур. Можно давать разную оценку деятельности инквизиции, но, в сравнении с метрополией, это другие масштабы и методы. Инквизиция, большей частью, действовала исходя из экономических, нежели религиозных соображений. Были разрешены смешанные браки между выходцами из метрополии и местными уроженками (в основном с наследницами местной знати - ньюстами). Церковь в определенных аспектах жизни колоний проявляла терпимость, наблюдая за диалогом и взаимопроникновением культур. Отдаленность и отсутствие прочных связей с Ватиканом, особая система управления и взаимное культурное влияние (специфика восприятия новой паствой

христианства) сделали церковь Испанской Америки практически национальной.

Библиографический список

1. Авила Ф. де. Боги и люди Варочири // Восточная литература - библиотека текстов. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVII/1600-1620/Francisc_Avüa/text 1.htm (дата обращения: 01.07.13).

2. Карл V. Письмо-указ к Х.С. Эль-Кано // Восточная литература - библиотека текстов. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1520-1540/ Karl_V/brief_elkano_13_02_1523.htm (дата обращения: 23.07.13).

3. Мариатеги Х.К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М., 1963.

4. Мендиета Х. де. Церковная история индейцев // Электронная библиотека источников и литературы Средних веков. URL: http://www.globalfolio.net/ medievalist/index.php.

5. Указ Филиппа II об учреждении трибунала в колониях Испании от 25.01.1569. История инквизиции в Новом Свете: нарративные источники // Электронная библиотека статей и документов. URL: http://www.bibliotekar. ru/inkvizicia/89.htm.

6. Bulla «Alias Felices» Leo X desde 1521 // Biblioteca Apostolica Vaticana -Archivio. Режим доступа: http://www.mss.vatlib.it/arch_guii/treeview/treeview/ jsp (дата обращения: 20.12.2012).

7. Bulla «Benedictus Deus» Pius V desde 1564 // Biblioteca Apostolica Vaticana -Archivio. URL: http://www.mss.vatlib.it/arch_guii/treeview/treeview/jsp (дата обращения: 20.12.2012).

8. Bulla «Exponi nobis fecisti» de Adriano VI desde 1522 // Biblioteca Apostolica Vaticana - Archivio. URL: http://www.mss.vatlib.it/arch_guii/treeview/treeview/ jsp (дата обращения: 20.12.2012).

9. Bulla «Sublimus Dei» de Pablo III desde 1537 // Biblioteca Apostolica Vaticana -Archivio. URL: http://www.mss.vatlib.it/arch_guii/treeview/treeview/jsp (дата обращения: 20.12.2012).

10. Bulla del Papa Alejandro VI et Iulio II desde 1493 per 1510 // Biblioteca Apostolica Vaticana - Archivio. URL: http://www.mss.vatlib.it/arch_guii/ treeview/treeview/jsp (дата обращения: 20.12.2012).

11. El decreto del rey Philippus II de 23.02.1575 // Archivo General de Indias. Sevilla, Espana. URL: http://www.mcu.es/archivos/MC/AGI/index.htm (дата обращения: 20.12.2012).

12. Litteras Peruviae prorex Franciscus de Toledo Philippus II // Archivo General de Indias. Sevilla, Espana. URL: http://www.mcu.cs/archivos/MC/AGI/index.htm (дата обращения: 20.12.2012).

13. Summus autem sacerdos epistulam Martini inquisitoris Hispaniam de 23.12.1567 // Archivo General de Indias. Sevilla, Espana. URL: http://www.mcu.es/archivos/ MC/AGI/index.htm. (дата обращения: 20.12.2012).

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.